Денежная удача

Крестный отец Соединенных Штатов. Томас Пейн. «Крёстный отец США» Томас Пейн

Один из наиболее известных документов ранней американской истории, эссе-памфлет Томаса Пейна (1737-1809) был анонимно опубликован в колониях в январе 1776 г. Пейн назвал английского короля Георга (Джорджа) III «царственным чудовищем», лично ответственным за все акты несправедливости, творимые в отношении американских колонистов. Напечатанный В Америке тиражом в 120 тысяч экземпляров 50-страничный памфлет оказал серьезное влияние на отношение колонистов к британской короне и стал наиболее эффективным инструментом антибританской пропаганды в борьбе американских колоний за отделение от Англии.

Томас Пейн

На следующих далее страницах я прибегаю лишь к простым фактам, понятным аргументам и здравому смыслу и не имею каких-либо иных намерений в отношении читателя, кроме как помочь ему избавиться от предубеждений и предпочтений, позволить его разуму и его чувствам самостоятельно определиться, поспособствовать тому, чтобы он обрел или, вернее, не отвергнул бы истинную человеческую натуру и основательно расширил свои взгляды за пределы нынешней ситуации.
Теме борьбы между Англией и Америкой посвящены многочисленные тома. Люди всех сословий занимались этими противоречиями, исходя из различных мотиваций и с различными расчетами, но все было бесполезно и период дебатов закончился. Исход состязания решается оружием как последним средством: обращение к нему было выбором короля, и Континент принял этот вызов.
Солние никогда не видело более благородной цели. Это дело не отдельного города, графства, провинции или королевства, а всего Континента - по крайней мере, одной восьмой населенной части земного шара. Это озабоченность не одного дня, одного года или одного века; в противостояние фактически вовлечены будущие поколения, и они будут в той или иной степени испытывать влияние происходящих ныне событий чуть ли не до самого конца жизни на Земле. Сегодня настало время зарождения Континентального союза, веры и чести. Малейший излом сегодня будет подобен имени, вырезанному кончиком булавки на нежной коре молодого дубка; рана будет увеличиваться с ростом дерева, и имя предстанет перед потомками крупными буквами. Переход от переговоров к оружию ознаменовал начало новой политической эры - возник новый способ мышления. Все планы, предложения и т. п., относившиеся к периоду до девятнадцатого апреля, т. е. до начала военных действий, подобны прошлогоднему календарю, который, будучи своевременным тогда, сегодня стал ненужным и бесполезным. Все, что выдвигалось тогда защитниками противоположных точек зрения. сводилось к одному и тому же, а именно к союзу с Великобританией. Единственным расхождением между сторонами был метод его достижения: одна из сторон предлагала прибегнуть к силе, другая предлагала дружить; но так случилось, что на сегодняшний день сторонники первого пути потерпели поражение, а сторонники второго утратили свое влияние.
Я слышал утверждение некоторых, что, подобно тому как Америка процветала в условиях ее прежней связи с Великобританией, такая же связь необходима в интересах ее будущего счастья и всегда будет столь же необходима. Ничто не может быть более ошибочным, чем аргумент такого рода. Мы можем с таким же основанием утверждать, что если ребенок рос на молоке, то ему никогда не следует давать мяса, или же что первым двадцати годам нашей жизни суждено стать образцом на последующие двадцать лет. Но и эти утверждения предполагают искажение правды, и я тут же отвечаю, что Америка процветала бы так же, а возможно, и в большей степени, если бы ни одна европейская держава не обращала бы на нее никакого внимания. Торговля, с помощью которой она обогатилась, является жизненной необходимостью, и у нее всегда будет рынок, тогда как потребление является привычкой Европы.
Но ведь она защищала нас, говорят некоторые. То, что она поглотила нас, - это правда; признается и то, что она защищала Континент за наш и свой счет и что она защищала бы Турцию, исходя из тех же соображений, а именно ради торговли и владычества.
Увы! Мы долго заблуждались, были скованы древними предубеждениями и приносили огромные жертвы суевериям. Мы хвастались защитой Великобритании, не отдавая себе отчета в том, что она исходила из своих интересов, а не из привязанности к нам; чло она защищала нас от наших врагов не ради нас, а от своих врагов ради собственных интересов, от тех, кто не ссорился с нами по любой иной причине и кто всегда будет нашим врагом по той же причине. Пусть Великобритания откажется от претензий на Континент или же Континент сбросит зависимость; и мы будем жить в мире с Францией и Испанией, даже если они окажутся в состоянии войны с Великобританией.
Недавно в парламенте высказывались утверждения, что колонии связаны между собой лишь через материнскую страну, т. е. что Пенсильвания и Джерси, подобно всем остальным, являются колониями-сестрами через Англию. Это, конечно, весьма косвенный способ доказательства взаимоотношений. но наиболее прямой и верный способ доказательства вражды или враждебности, если это можно так назвать. Франция и Испания никогда не были и. возможно, никогда не будут нашими врагами - врагами американцев, но лишь нашими врагами как подданными Великобритании.
Но Великобритания же наша прародительница, говорят некоторые. Тем более ей должно быть стыдно. Даже дикие звери не едят своих детенышей, а дикари не воюют со своими семьями... Европа, а не Англия является матерью Америки. Новый Свет стал убежищем для преследуемых сторонников гражданской и религиозной свободы из всех частей Европы. Они бежали сюда не от нежных объятий матери, а от жестокости чудовиша. Что касается Великобритании, то, как и прежде, эта тирания, изгнавшая из дома первых эмигрантов, до сих пор преследует их потомков.
Но даже признав, что все мы были британского происхождения, какой вы под следует из этого? Никакой. Великобритания, будучи явным врагом, исключает любое другое название или определение: утверждения о том, что примирение является нашим долгом, звучат как фарс. Первый король Англии нынешней династии (Вильгельм Завоеватель) был французом, и половина пэров Англии являются выходцами из этой страны. Следуя этой же логике, Англией должна править Франция. Много говорилось об объединенной мощи Великобритании и колоний, что вместе они могут бросить вызов всему миру. Но это простые предположения; исход войны неясен, и все эти высказывания ничего не значат, поскольку наш Континент никогда не согласится пожертвовать своим населением, чтобы поддержать британское оружие в Азии, Африке или Европе.
И кроме всего прочего, к чему нам бросать вызов всему миру? В наши планы входит торговля, и она, при разумной ее организации, обеспечит нам мир и дружбу со всеми народами Европы, поскольку в интересах всей Европы иметь в лице Америки открытый порт. Ее торговля всегда будет защитой, а отсутствие у нее залежей золота и серебра охранит ее от захватчиков. Я бросаю вызов самому горячему стороннику примирения и предлагаю ему назвать хотя бы одно свидетельство пользы, которую наш Континент будет иметь от сохранения связи с Великобританией. Я вновь утверждаю, что никакой пользы от этого не будет. Наша кукуруза получит свою цену на любом рынке Европы, а импортируемые нами товары должны быть оплачены независимо оттого, где мы их приобретаем.
Однако убытки и потери, которые мы несем в результате такой связи, бесчисленны. Наш долг перед всем человечеством и перед самими собой обязывает нас отказаться от союза, поскольку любое подчинение или любая зависимость от Великобритании влечет за собой прямое вмешательство нашего Континента в европейские войны и ссоры и вовлекает нас в конфликт с государствами, которые в иной ситуации искали бы нашей дружбы и в отношении которых мы не питаем ни злобы, ни недовольства. Поскольку Европа является нашим рынком, нам не следует завязывать пристрастные связи с какой-либо отдельной ее частью. В истинных интересах Америки держаться в стороне от европейских распрей, чего ей никогда не удастся, тогда как, сохраняя зависимость от Великобритании, она превращается в гирю на весах британской политики.
Вызывает отвращение довод, выдвигаемый со ссылкой на универсальный ход развития событий, на всевозможные примеры из прошлых веков, что наш Континент может остаться зависимым от какой-либо иностранной державы. Самые большие оптимисты в Великобритании так не думают. Сегодня даже наиболее буйная фантазия не в состоянии предложить план, за исключением отделения, который обеспечил бы нашему Континенту безопасность продолжительностью хотя бы в один год. Примирение сейчас представляется несбыточной мечтой. Естественность перестала быть оправданием ной связи, и искусственность не может занять ее место. Как мудро заметил Мильтон, «истинное примирение никогда не возникнет там, где существуют столь глубокие раны смертельной ненависти».
Безумно и глупо вести разговоры о дружбе с теми, кому наш разум запрещает доверять и наше расположение к кому, глубоко израненное, вынуждает нас ненавидеть их. С каждым днем исчезают последние остатки родства между нами и ними. И может ли оставаться надежда на то, что по мере исчезновения взаимоотношений взаиморасположение будет расти, или же на то, что мы будем с большим успехом достигать согласия по мере десятикратного увеличения количества причин для ссор и более серьезного, чем когда-либо прежде, осложнения взаимоотношений.
Вы, твердящие нам о гармонии и примирении, можете ли вы возвратить нам ушедшие времена? Можно ли вернуть проститутке утерянную невинность? Точно так же вы не сможете примирить Великобританию и Америку. Разорвана последняя нить, народ Великобритании предъявляет нам счет. Существуют раны, нанесение которых природа не сможет простить; она перестала бы быть природой, если бы это сделала. Точно так же, как любящий не может простить насильнику насилие над любимой, наш Континент не может простить Великобритании убийства.
О вы, любящие человечество! Вы, осмеливающиеся противостоять не только тирании, но и тирану, сделайте шаг вперед! Каждая пядь старого мира находится под гнетом, подавлена. Свобода преследуется по всему земному шару. Азия и Африка уже давно ее изгнали. Европа считает ее незнакомкой. а Англия сделала ей предупреждение, перед тем как изгнан. ее. О, примите изгнанника и подготовьтесь к тому, чтобы стать со временем убежищем для человечества

Томас Пейн (1737-1809) по своим политическим взглядам был близок к Джефферсону. Он был одной из самых ярких и колоритных фигур Американской революции. По рождению Пейн не был американцем, он прибыл в Новый свет, когда ему было уже 37 лет. У него было рекомендательное письмо от Франклина, с которым он познакомился в Англии. Благодаря своему красноречию он приобрел некоторую известность, и в 1775 г. по поручению конгресса отправился в Англию с прошением колонистов к Георгу III, но никакого ответа на него не последовало. По возвращении в Америку Пейн опубликовал памфлет «Здравый смысл» (1776). За три месяца было напечатано 120 тыс. экземпляров памфлета, что для того времени свидетельствовало об исключительной популярности издания. Одна из нью-йоркских газет заявила, что Пейн: «представил новую систему политики, которая так же отличается от старой, как система взглядов Коперника па вселенную отличается от птоломеевской».

Причины успеха «Здравого смысла» крылись, во-первых, в решительности Пейна: он призывал покончить с иллюзиями относительно английского правительства. Многие американские политики в тот период еще питали надежду, что удастся добиться более справедливых отношений с метрополией. Пейн же требовал незамедлительно начать борьбу за независимость, а Георга III назвал «королевским животным». Во-вторых, ему удалось очень органично соединить в своем сочинении религиозную и научную образность. Для Пейна американцы «избранный народ», а у Америки особая судьба. Здесь Бог заменяет короля, а «слово Божье» найдет воплощение в главенстве закона в нарождающейся республике. Автор «Здравого смысла» к тому же охотно прибегает к иллюстрациям из научного оборота.

Так, чтобы доказать абсурдность ситуации, когда остров управляет территорией в несколько раз большей, чем он сам, Пейн обращается за примером к учению Ньютона: «Еще ни разу не встречалось в природе, чтобы спутники были больше планет, вокруг которых они вращаются».

Во время войны с Англией Пейн присоединился к армии Вашингтона, и здесь он написал 13 памфлетов, которые объединил под названием «Американский кризис » (1776-1783). Когда американская армия оказалась в трудном положении, Вашингтон приказал зачитывать эти памфлеты перед строем солдат для поднятия боевого духа. Многие выражения из этого произведения стали крылатыми фразами.

После окончания войны Пейн вернулся в Англию, а затем, когда во Франции вспыхнула революция, он отправился туда, заявив: «Мой дом там, где нет свободы». Во Франции он сблизился с такими политическими деятелями, как Лафайет и Кондорсе. Он был избран в Конвент и стал членом комитета по выработке национальной конституции. Пейн также участвовал в составлении Декларации прав человека и гражданина. Когда английский философ и публицист Эдмунд Берк, который ранее был в дружеских отношениях с Пейном, опубликовал антиреволюционный трактат «Размышления о революции во Франции» (1790), Пейн выступил в защиту французской революции с памфлетом «Права человека» (1791 - 1792). Берк в «Размышлениях» выразил возмущение, что французы казнили своего законного короля, который не отличался ни жестокостью, ни тираническими наклонностями. Пейн, выступивший в Конвенте против казни Людовика XVI, пояснил, что это событие было направлено не столько против самого монарха, сколько против деспотической формы правления, которую олицетворял король.

Автор «Прав человека» поясняет также преимущества французской конституции перед английской. Во французской конституции взаимодействие личности и общества базируются на теории «естественного права» и «общественного договора». Пейн, как и многие просветители, верил, что все люди рождаются равными и обладают общими для всех «естественными правами». После стадии «естественного состояния» люди переходят на общественную стадию развития, которая возникает в результате сознательно и добровольно заключенного «общественного договора» между отдельными индивидуумами. В своем толковании «общественного договора» Пейн близок к позиции Локка, считавшего, что граждане сохраняют «естественные права», защиту которых после заключения договора берет на себя государство. Однако у человека в результате этого появляются еще гражданские права, т.е. права, принадлежащие ему как члену общества. По мысли Пейна, в основе гражданских прав также лежат права естественные, но в силу необходимости отданные в ведение государства. Английская конституция уступает французской в том, что она была создана не народом, а правительством, которое пришло к власти через борьбу за нее.

Когда во Франции власть захватили якобинцы, Пейн был арестован за то, что был в дружеских отношениях с жирондистами. Ему чудом удалось избежать казни. После падения Робеспьера он получил свободу и вскоре опубликовал памфлет «Век разума» (1794/95), над которым начал работу еще в заключении. В памфлете содержалось немало весьма вольных высказываний о религии, что вызвало к нему ненависть в церковных кругах как Англии, так и Америки. Поэтому, когда Пейн в 1802 г. вернулся в США, против пего была развернута настоящая травля, он даже был лишен избирательного права. В последние годы жизни он постоянно подвергался гонениям и умер в нищете.

Несмотря на печальные обстоятельства финального периода его жизни, идеи Пейна оказали длительное влияние на формирование демократического движения в Америке, Англии и Франции. В России интерес к его учению проявляли декабристы.

Томас Пейн (1737-1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т.е. накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) - наиболее известном его произведении - показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, - "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В 1792 г. Пейн был избран членом Конвента, встал на сторону жирондистов и с приходом к власти якобинцев был арестован, приговорен к смертной казни, но сумел спастись. Будучи в заключении, Пейн написал памфлет "Век разума", давший рационалистическую критику Библии и не принятый религиозно настроенными американцами, к которым он вернулся в конце жизни.

Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства, которые Пейн различал ("общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками... Первое - это защитник, второе - каратель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить свой властью. К ним Пейн относил и право собственности - право приобретенное, а не естественное.

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю - земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение).


Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по общественному договору - единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления - о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал Пейн и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам; и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже пересекли Атлантический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743-1826), ставшего после образования США их третьим президентом, были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за не-зависимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был основным автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. В комитет по подготовке проекта Декларации кроме Джефферсона входили Адаме, Франклин, Шерман и Левингтон, но они поручили подготовить проект ему.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан - все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, - право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон, который еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, выступал за отмену рабовладения, а затем внес законопроект об отмене рабства в северо-западных штатах, был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что тот "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

Пейн (Paine) Томас (29 января 1737, Тетфорд - 8 июня 1809, Нью-Йорк) - революционный мыслитель, общественный и политический деятель Великобритании, США и Франции, представитель революционного крыла просветительства XVIII в.

Томас Пейн - выходец из народа, революционер и общественно-политический деятель, публицист, передовой мыслитель и энциклопедист-учёный - оставил заметный след в философии американского Просвещения.

Взгляды Пейна, наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца XVIII в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.

1. Детство и юность

Родился в Англии в семье бедного ремесленника. Из-за нужды вынужден с тринадцати лет бросить обучение в школе и начать помогать отцу в мастерской, однако через пять лет он уходит из семьи, предпринимая попытки выбиться из бедственного материального положения. Он был матросом, ремесленником-корсетником, учителем, сборщиком налогов… – при этом постоянно занимаясь самообразованием.

2. Общественная деятельность

2.1. Великобритания

В 1772 г. Пейн впервые выступает как общественный деятель: по просьбе товарищей он пишет обращение в парламент, излагая жалобы акцизных чиновников на их тяжёлую долю. В результате бюро акцизов увольняет беспокойного чиновника, и в 1774 г. Пейн в поисках работы приезжает в Лондон, где знакомится с Франклином, при содействии которого отправляется в Соединённые Штаты Америки.

2.2. Северная Америка

Пейн прибывает в американские колонии в самый канун их борьбы за независимость, а с началом войны включается в активную революционную деятельность: в 1775 г. он редактирует газету «Пенсильванский журнал», пропагандируя радикальные взгляды – отмену монархии, рабства негров и др., а в начале 1776 г. он публикует памфлет «Здравый смысл», где убедительно доказывает необходимость войны против Англии за независимость её американских колоний и призывает народ взяться за оружие. Летом того же года Пейн вступает добровольцем в революционную армию американцев.

В годы войны Пейн пишет ряд ярких революционных памфлетов под общим заглавием «Американский кризис», направленных против английской монархии и в защиту молодой американской республики.

В 1777 – 1779 гг. Пейн является секретарём Комитета конгресса по иностранным делам, а в 1781 участвует в Париже в переговорах с французским правительством о помощи североамериканским колониям.

После войны Пейн продолжает выступать в печати по общественно-политическим вопросам, одновременно обращаясь к научным занятиям и изобретательству.

2.3. Франция

В 1787 г. Пейн отправляется во Францию, а затем в Англию, надеясь найти средства для постройки сконструированного им одноарочного железного моста. Из Лондона Пейн часто выезжает в Париж, где в доме американского посла Джефферсона встречается с видными деятелями французского Просвещения.

С началом французской буржуазной революции Пейн немедленно выступает в её защиту: в 1791 - 1792 гг. он публикует памфлет «Права человека», где разъясняет события французской революции. В конце 1792 г. английское правительство обвиняет Пейна в заговоре против монархии; против него начинается судебное дело. Объявленный в Англии вне закона, Пейн, спасаясь от ареста, бежит во Францию. В том же году законодательное собрание предоставляет Пейну как выдающемуся революционеру французское гражданство, его избирают депутатом конвента.

С приходом к власти якобинцев положение Пейна ухудшается (в частности он расходится с ними по вопросу о казни Людовика XVI). Свою роль играют и интриги его политического и идейного противника посла США во Франции Морриса, а также осуждение якобинцами связей Пейна с жирондистами. В декабре 1793 г. на основании закона о враждебных иностранцах, имевшего в виду англичан, Пейна арестовывают. В тюрьме он проводит свыше десяти месяцев и лишь случайно спасается от казни на гильотине. Итогом деятельности Пейна во Франции становится развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобуржуазных позиций буржуазных имущественных отношений. В заключении Пейн, один из зачинателей атеистических традиций на американской почве, пишет первую часть своего труда против религии и церкви «Век разума», а затем публикует работу «Аграрная справедливость».

2.4. Возвращение в США

В 1802 г., лишь после вступления Джефферсона на президентский пост, Пейну удаётся вернуться в США. Однако за пятнадцать лет его отсутствия в Соединённых Штатах положение в стране существенно изменилось: в республике вполне определилось господство капитала, и революционно-демократические идеалы, которым правящие круги начали изменять уже в ходе войны, были в большой мере преданы забвению. В обстановке борьбы прогрессивных и реакционных сил, группировавшихся вокруг двух партий - республиканской и федералистской, приезд Пейна не мог пройти незамеченным. Крупные собственники и их партия федералистов встретили Пейна с откровенной враждебностью. Его радикальные философские и политические идеи противоречили их взглядам и убеждениям. Напротив, республиканцы и прогрессивные группы американских деистов находят в нём боевого пропагандиста своих идей.

Кроме того, политические и социальные взгляды Пейна возмущают господствующие в Америке буржуазно-плантаторские круги. Особенно опасны для них призывы Пейна к уничтожению неравенства в собственности, с которыми он выступает в «Аграрной справедливости». Пейн хотя и не шёл в этом вопросе так далеко, как бабувисты, но «объективно оправдывал восстание с целью уничтожения социального неравенства в отношении собственности» (Фонер).

В Америке Пейн пишет работы, материал которых предназначался для третьей части «Века разума» и которые увидели свет лишь после смерти автора.

Пейн, гонимый врагами и клеветниками, порочащими его, готов покинуть США, однако здоровье не позволяет ему сделать это. Прикованный к постели и забытый былыми друзьями, Пейн умирает в бедности. За два с половиной месяца до смерти он просит квакерскую общину разрешения быть захороненным на её кладбище. В просьбе ему отказывают.

3. Главные научные и социально-политические труды

3.1. Здравый смысл (1776)

Анонимный памфлет, доказывающий необходимость войны американских колоний за независимость. Исходя из рационалистических теорий естественного права и общественного договора, Пейн защищает идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывает необходимость разрыва североамериканских колоний с Великобританией и образования ими независимой республики.

Пейн проводит чёткое различие между войнами, указывая на выступление американцев за независимость как на пример справедливого акта: «их дело правое», пишет Пейн, и поэтому они должны «с чистой совестью пустить в ход оружие», чтобы освободиться от насилия английской короны и повиновения ей.

Идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости США 1776 г.

3.2. Американский кризис (1776 - 1783)

Во время Войны за независимость в Северной Америке, в тяжёлые дни отступления американских войск с Гудзона на Делавар, Пейн для поддержания духа солдат пишет памфлет «Кризис», в котором, клеймя английского короля и его американских сторонников (тори), выражает уверенность в победе.

Вслед за первым памфлетом последовала целая серия ему подобных (всего их было 16), которые Пейн писал и издавал на протяжении всей войны, пропагандируя американскую революцию. В этих прокламациях впервые прозвучало название создававшегося нового государства - «Соединённые Штаты Америки».

Эти статьи перепечатывали газеты, агитировавшие за независимость Америки, по распоряжению главнокомандующего Дж. Вашингтона их читали вслух солдатам армии освобождения. Значение этой серии памфлетов не ограничивается разъяснением ближайших целей войны, призывом к сплочению сил всех американцев, разоблачением ториев как предателей, обстоятельной информацией о ходе военных действий, - в них Пейн продолжает разъяснять свои политические взгляды.

3.3. Права человека (1791 - 1792)

Памфлет, в котором Пейн разъяснял события французской революции, осуждая монархию и изобличая апологета английской короны Бёрка, клеветавшего на революцию. Защищая революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина, Пейн развивал идеи народного суверенитета и республиканизма. В Великобритании сочинение было запрещено, а на издателей было оказано давление.

3.4. Век разума (1794 - 1795)


Титульная страница первого английского издания первой части «Века разума», 1794 г.

В этом сочинении Пейн выразил антирелигиозные настроения своей эпохи, противопоставив научное знание невежеству и проповедям религиозных ретроградов. Однако стихийные материалистические взгляды Пейна не получили глубокой разработки: философские проблемы, как таковые, не явились объектом его специального изучения, и к ним он обращался лишь в связи с критикой распространённых религиозных взглядов.

Отсутствие необходимой философской подготовки не могло не сказаться на позиции автора, ослабляя её. Философии Пейна свойственны непоследовательность, отступления от материализма. Механический, метафизический подход объясняет, почему Пейну не удалось вырваться из плена деизма. Отстаивая в конце XVIII в. уже устаревшую ньютоновскую идею о первотолчке, он в этом отношении уступал Толанду, Гольбаху и другим материалистам XVIII в., которые задолго до «Века разума» преодолели деистические представления о боге как первопричине.

Рассмотрев внутреннюю противоречивость рассказа о легендарном Христе, содержащемся в евангелиях, Пейн приходит к заключению о неавторитетности Нового завета. Он пытается выяснить социальные предпосылки возникновения христианства. Допуская существование исторического Христа, он видит в нём человека, намеревавшегося освободить еврейский народ от римской зависимости и господства иудейских священников. Он также считает, что именно в народной среде возникли представления о «спасителях», имена которых приобретали «самую широкую популярность», и что основатели иудейской, христианской и мусульманской религий происходили из демократической среды.

Первая часть труда была написана в 1793 г., вторая – в 1794 г., в Люксембургской тюрьме, закончена после освобождения автора. В третью часть были включены работы «Происхождение франкмасонства» (1805) и «Предопределение», где осуждалось кальвинистское учение о предопределении, написанное Пейном незадолго до смерти.

На «Век разума» набросились не только реакционеры всех мастей, но против него выступил и Пристли, уверяя, будто нападки Пейна на христианство не убедительны, поскольку просвещённые христиане не верят больше в такие нелепые догматы, как, например, троица, и нет оснований дискредитировать христианство на основании таких догматов. А Раш, с которым Пейн поддерживал дружеские отношения, в свою очередь заявил, что «принципы, провозглашенные в его ‘‘Веке разума’’, настолько неприемлемы для меня, что я не желаю возобновлять с ним общение».

Преподобный Ю. Огден в своём направленном против Пейна памфлете «Противоядие от деизма» предостерегал: «Чего можно ожидать, когда устранены религиозные ограничения, кроме того, что люди предадутся импульсам своих страстей? Человеческие законы и наказания окажутся недостаточными для того, чтобы удерживать людей от их порочных вожделений там, где не будет настоящего религиозного чувства - никакого предчувствия иного мира, возмездия, греховности и потустороннего Боздания добродетели». Этика же просветителей руководствовалась прямо противоположным убеждением: она не нуждалась ни в религиозных основаниях, ни в религиозных санкциях - устрашениях и иллюзиях.

3.5. Аграрная справедливость (1797)

Политико-экономическая работа, в которой Пейн, глубоко убеждённый в том, что «революция в самом состоянии цивилизации является неотъемлемым спутником революции в системе правления», развивает смелую, но утопическую идею ликвидации имущественного неравенства, разделения общества на богатых и бедных при сохранении существующего социально-экономического строя. Разработанный им конкретный план реализации этой идеи сводился к уплате собственниками ренты и созданию из неё фонда для компенсаций обезземеленным, а также для пенсий престарелым.

По мнению Пейна, богатство и нищета - явления не вечные. Они - нарушение естественного права людей: «…нищета - это явление, порождённое так называемым цивилизованным образом жизни, и в естественном состоянии не существует». Пейн борется против неравенства в распространении богатств, нарушающего естественное право, и постоянно повторяет: защищая дело обездоленных, «я добиваюсь не милости, а права, не щедрости, а справедливости».

Под влиянием физиократов и высоко ценимого им Адама Смита Пейн исследовал сферу производства, а не обращения, с тем чтобы отыскать действительный источник возникновения богатства. Он осуждает систему распределения собственности и высказывает догадку о труде рабочих как источнике капиталистической прибыли: «…накопление движимой собственности является во многих случаях следствием слишком малой платы за труд, который создал эту собственность, вследствие чего рабочего ждет ужасная старость, а предприниматель купается в роскоши».

,

ПЕЙН, ТОМАС (Paine, Thomas) (1737–1809), англо-американский революционер и публицист, родился в Тетфорде (Великобритания) 29 января 1737. Прибыл в Америку в 1774 при поддержке Бенджамина Франклина , которого боготворил. Был редактором «Пенсильвания мэгэзин» («Pennsylvania Magazine», 1775–1777), в значительной степени повлиял на атмосферу нерешительности, характерную для того времени, выдвинув энергичные аргументы в пользу американской независимости в памфлете Здравый смысл (Common Sense , 1776), а затем, когда началась война, в серии прокламаций Американский кризис (American Crisis , 1776–1783). Первую из них Дж.Вашингтон приказал читать солдатам, чтобы поддержать их боевой дух. В работе Общее благо (Public Good , 1780) Пейн доказывал, что претензия Виргинии на западные земли должна быть частью вопроса о праве всех колоний выдвигать такого рода претензии; он надеялся, что предложенный им подход поможет объединению и укреплению будущего союза.

В 1787 Пейн отправился во Францию , в 1791 в Лондоне опубликовал первую часть трактата Права человека (Rights of Man , 1791), в котором приветствовал Французскую революцию , отвечал на враждебные революции Размышления Бёрка, вышедшие в 1790, и разъяснял преимущества республики перед монархией. Пейн призывал англичан свергнуть монархию так же, как это было сделано во Франции. В Великобритании он был обвинен в предательстве, бежал во Францию, где был избран в Конвент в 1792, в котором принадлежал к жирондистам во главе с Бриссо. После захвата власти сторонниками Робеспьера Пейн в декабре 1793 был заключен в тюрьму на десять месяцев за то, что выступал против казни Людовика XVI . Трактат Век разума (The Age of Reason , 1794–1796) был посвящен разработке позиции деизма.

Промонархические сторонники англиканства и кальвинизма в Америке объявили этот трактат Пейна «библией атеизма» и богохульством. Джефферсон в предисловии к Правам человека утверждал, что его принципы и принципы Пейна совпадают. С того времени Пейна часто подвергали критике, надеясь подорвать позиции Джефферсона. Либералы в Америке и различные британские революционные общества способствовали расширению влияния Пейна, используя его сочинения в качестве учебников в программах образования для взрослых. Не меньшую роль сыграли и яростные атаки противников. Все это принесло свои плоды: в 1800 Джефферсон был избран президентом, а в 1832 в Великобритании был принят Билль о реформе. После возвращения в Америку по приглашению Джефферсона в 1802 Пейн вновь подвергся нападкам кальвинистов, нашедших дополнительные аргументы в кровавом и реакционном исходе Французской революции. Умер Пейн в