Приметы

Характеристика учреждений социально-культурной сферы - лекция. Характеристика учреждений социально-культурной сферы Сеть культурно-досуговых учреждений


Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы. Классификация организаций СКС:

Особенность финансов социально-культурной сферы. Основные источники финансирования организаций социально-культурной сферы:

  • централизованные (прямое бюджетное финансирование, целевые программы, косвенное финансирование, государственные премии, гранты, льготные тарифы, целевые внебюджетные фонды);
  • децентрализованные (коммерческая деятельность предприятии СКС; авторское право; Международные проекты и программы; сотрудничество организаций СКС с бизнесом и обществом и виде спонсорства, благотворительности, патронажа; фандрейзинг) Формирование расходов предприятий СКС на основе сметного и нормативного планирования. Роль и значение системы минимальных социальных стандартов в РФ. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) как установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий населения. Основные типы ГМСС. Преимущества использования стандартов и норм в расчете бюджетной потребности организаций СКС.

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора — государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур.

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений я социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Рассмотрим возможные подходы к классификации организаций социально-культурной сферы. В качестве основных признаков могут быть следующие:

1. Классификация по формам собственности

В настоящее время, классифицируя организации социально-культурной сферы по формам собственности, можно выделить:

A) предприятия и организации федеральной собственности и собственности субъектов РФ;

B) предприятия и организации муниципальной собственности:

C) предприятия и организации частной собственности юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

A) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студи» и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.:

B) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры — художественные

салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

3. Классификация по способу хозяйственной деятельности

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта:

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков: развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы — это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Характеристика учреждений социально-культурной сферы

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные) и учреждений дополнительного образования, происходит становление и развитие новых для нашей страны учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В этот период появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Поскольку в конце XX - начале XXI вв. вопросы социального развития занимали и продолжают занимать ведущее место в российской действительности, представляется логичным начать рассмотрение заявленной темы с характеристики учреждений социального обслуживания наименее защищенных категорий населения. Тем более что социальная направленность достаточно остро ощущается и в деятельности традиционных для нашей страны - культурно-досуговых учреждений.

Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.

В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.

Кулътурно-досуговые учреждения

Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения.

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их. Появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки и др.).

Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). Следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе и ее внедрение в российскую действительность следует только приветствовать.

Процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности.

Клубные учреждения

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях составляет 6.074.821 чел.

С 1980 г. число клубных учреждений уменьшилось на 22,5 тыс. Особенно сильно сокращение происходит с 1991 года - на 15,6 тыс. С 1998 по 2001 г.г. сокращение незначительно. За три года число клубов уменьшилось на 1,1 тыс. Можно предположить, что в ближайшие годы численность клубных учреждений стабилизируется.

Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: Центры досуга и творчества, Дома ремесел, Национально-культурные центры и др.

В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений.

Парковые учреждения

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в т.ч. дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Остается надеяться, что по мере улучшения экономической ситуации в нашей стране число парков будет возрастать. Будут возникать и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.п.

В настоящее время создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.

Музеи

Основное назначение музеев - собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Музеи в Российской Федерации

1980

1985

1991

2001

1379

1964

Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

Библиотеки и информационные центры

Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

1980

1985

1991

1998

2000

Библиотеки всех типов

166,5

164,8

Массовые библиотеки

62.7

62,7

59,2

52,2

* - сведения отсутствуют

Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

Центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

Специализированные общеобразовательные школы;

Специальные профессиональные училища;

Другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

Государственные и муниципальные структуры

Производственные объединения и предприятия

Негосударственные общественные организации

Системы народного образования

Средства массовой информации

Специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

Государственные

Муниципальные (местный бюджет)

Общественные (профсоюзные, различных обществ).

Коммерческие.

Ведомственные.

До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830-публичные библиотеки

1834-библиотеки в 18 городах России

середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

Ресурсная база социально-культурной деятельности

Социально-культурную деятельность можно представить в виде организации ресурсов для выполнения целей и задач, достижения конкретных результатов.

Социально-культурные институты классифицируют по самодостаточности ресурсного обеспечения.

Существуют разные виды ресурсов, характеризующих ресурсную базу:

  • нормативный ресурс – совокупность организационно-технологических и нормативных документов, инструктивной информации, предопределяющая порядок подготовки и осуществления социокультурной деятельности;
  • кадровый, или интеллектуальный ресурс – номенклатура специалистов, технического и вспомогательного персонала, созданная по интеллектуальному и профессиональному уровню, соответствующих функциям организации и гарантирующих производство качественных культурных услуг и благ;
  • материально-технический ресурс – содержит имущество, специальное оборудование, инвентарь для производства, использования культурного продукта, создания необходимой среды для предоставления досуговой, культурной, просветительской деятельности; недвижимость, обеспечивающую деятельность объектов культурного назначения;
  • финансовый ресурс – включает бюджетное и внебюджетное финансирование;
  • социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, которые проживают на конкретной территории (поселок, город, микрорайон), отличающиеся по этническим, социальным, возрастным, профессиональным и другим признакам;
  • информационно-методический ресурс – включает все средства и способы информационно-методического, организационно-методического обеспечения, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социально-культурной деятельности;
  • морально-этический ресурс – способствует реализации норм, требований, принципов, определяющих согласованность норм общения, профессионально-нравственных позиций, поведения участников деятельности в социокультурной сфере, базирующихся на доброй воле и совпадении интересов.

Типология объектов социально-культурной сферы

В современном мире широко применяется матрица, сопоставляющая социально-экономическое положение объектов культуры и механизмы развертывания профильной и коммерческой деятельности . Матрица позволяет создать типологию объектов социокультурной сферы, зависящих от их экономического статуса:

  1. Объекты сферы социально-культурной деятельности федерального и государственного назначения (музеи, театры, творческие коллективы, заповедники и др.), представляющие общенациональное культурное достояние. Пользуются финансовой поддержкой как государственных, так и негосударственных организаций, могут предоставлять услуги высокой стоимости.
  2. Объекты сферы социально-культурной деятельности регионального назначения, находящиеся на бюджетном финансировании (полном или частичном). Характерны: неустойчивое экономическое и хозяйственное положение, слабая материально-техническая база, формально существующий (или отсутствующий) расчетный счет в банке, нестабильное положение, текучесть кадров.
  3. Учреждения и организации, нуждающиеся в больших инвестициях со стороны ресурсодержателей (муниципальных органов, доноров, спонсоров и меценатов) в свои программы и проекты. Характерны: использование различных форм собственности, свобода выбора финансирования, видов культурной деятельности.
  4. Отраслевые учреждения и организации, пребывающие на полной или частичной самоокупаемости. Характерны: активная хозяйственная позиция, самостоятельность в выборе видов культурной деятельности и досугового обслуживания, инвестирование своего развития, внешних программ и проектов.

Замечание 1

Социально-экономический статус объекта культуры, искусства, образования, досуга, спорта является результатом взаимопроникновения и пересечения ряда характерных параметров, расширяющих представление об объекте как о специфическом социальном институте культуры современного региона.

Классификация социально-культурных институтов, основанная на особенностях их ресурсной базы

В зависимости от характера использования и назначения ресурсной базы социально-культурные институты делят на:

  • однопрофильные, предоставляющие разнообразие культурной деятельности на основе одного вида, жанра, направления, формы культуры, искусства, досуга, спорта и т.д.;
  • многопрофильные, предусматривающие развитие разных направлений деятельности одновременно – социокультурной, досуговой, просветительской;
  • прокатные, или посреднические, обеспечивающие проведение на своей базе мероприятий общественно-политического и культурного назначения.

Согласно программно-целевому принципу материально-технического и финансового обеспечения предусмотрено целевое использование ресурсной базы институтов социокультурной сферы.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

1.2. Отрасли и предприятия социально-культурной сферы

В экономической литературе выделен ряд структур социально-культурной сферы.

По характеру деятельности выделяются:

Отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
- отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
- отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона) 8 .

По характеру удовлетворяемых потребностей различают:

Социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
- сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
- сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).

По выполняемым функциям выделяются:

Отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
- отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
- отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
- отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).9

В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.

Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли. При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.

Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.

Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, родильные дома, санатории, хосписы.

Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.

Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.

Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.

Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.

Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий, ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и строительству жилья и других построек, предприятия транспортно-экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).

Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские конторы.

Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.

Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.

Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по страхованию, аудиторские фирмы.

Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.

Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.

Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.

Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.

Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.

Развернутой общедоступной статистики объемов производства указанных отраслей не существует. Имеются данные по отдельным отраслям и отдельным аспектам деятельности социально-культурной сферы размерам производства. Один из аспектов - структура платных услуг важнейших отраслей социально-культурной сферы. В середине 90-х гг. она характеризовалась следующими данными (табл. 3).

Таблица 3

Структура объема платных услуг населению России 1994 г., в % 10

В Томской области в 1998 г. 11 структура платных услуг характеризова-лась следующими данными: бытовые услуги составили 25,7% от объема всех оказанных услуг; пассажирские - 25,1%; услуги связи - 10,4%; жилищно-коммунальные - 17,7%; по содержанию детей в дошкольных учреждениях - 4,6%; учреждений культуры - 1,0%; туристско-экскурсионные - 0,8%; физической культуры и спорта - 0,2%; медицинские - 2,2%; санаторно-оздоровительные - 0,8 %; правового характера и банковских учреждений - 7,5 %; другие - 4,0 %.

Абсолютный объем платных услуг населению России за 90-е гг. резко упал. В 1994 г. он составил 22,4 млрд. руб., или 30%, по отношению к объему 1990 г. Это связано прежде всего с тем, что падение уровня доходов в первую очередь сказывается на спросе населения на услуги. Аналогичный индекс за те же годы по продуктам питания - 84%, по непродовольственным товарам - 102%, по алкогольным напиткам - 118% 12 . В 1996 г. объем платных услуг населению России еще более уменьшился и составил 20,0 млрд. руб. 13 В Томской области в 1998 г. объем платных услуг населению составил 33,5% по отношению к 1991 г. 14