Приметы

Труд и виды трудовой деятельности. Вопрос. Виды трудовой деятельности человека

Posted On 07.04.2018

– физический

– умственный (оперативный, операторский, творческий)

По средствам труда:

– ручной

– механизированный

– автоматизированный

– автоматический

По условиям труда :

– комфортные

– экстремальные

– вредные, опасные

По организации труда:

– статический

– динамический

– монотонный

– индивидуальный

– коллективный

По требованиям к субъекту труда:

– уровень способностей

– профобразование

– профопыт

– состояние здоровья

– физическое развитие

Человек-оператор человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Необходимо отметить, что выявление значимости того или иного признака по каждому из компонентов деятельности применительно к конкретной профессии или специальности требует проведения психологического анализа этой деятельности, построения профессиограммы и психограммы трудового процесса (Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979; Климов Е.А., 1996; «Основы инженерной психологии», 1986). Представленный перечень классификационных признаков трудовой деятельности является, в известной мере, условным – некоторые виды деятельности по определенным компонентам могут характеризоваться не одним, а несколькими признаками: например, деятельность руководителя смены операторов АЭС по содержанию относится к категории оперативного и операторского труда, а летчиков международных линий – к категории операторского труда с элементами физической нагрузки статического (поза) и динамического (работа со штурвалом, рычагами, педалями) характера.

В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей операторской деятельности, вопросам обеспечения ее совершенствования и проектирования. Такое положение обусловливается:

1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами и, как следствие, – появлением новых профессий операторского профиля;

2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью, о чем свидетельствует, например, статистика аварийности в авиации и на АЭС;

3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машина–среда» (Ломов Б.Ф., 1966; Котик М.А., 1978; Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998).

23.2. Система «человек–машина–среда»

Система «человек–машина–среда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» (1982) человек- оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Все многочисленные системы «человек–машина–среда» имеют ряд общих черт, Они, как правило, являются:

1) сложными динамическими системами, состоящими из взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени структуры и (или) взаимосвязей компонентов;

2) целеустремленными системами, то есть преследующими заданную цель путем изменения своего поведения при изменении внешних условий, что обусловлено включением в систему человека;

3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся условиям работы благодаря гибкости и пластичности поведения человека и адаптивности технических звеньев системы;

4) самоорганизующимися системами, способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений, что определяется целенаправленной деятельностью человека.

Таким образом, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки.

Основу классификации СЧМС (рис. 23-2) составляют четыре группы признаков:

целевое назначение системы,

характеристики человеческого звена,

тип и структура машинного звена и

тип взаимодействия компонентов системы.

По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:

– управляющие (задачей человека является управление машиной – автомобилем, самолетом, прокатным станом и др.);

– обслуживающие, к которым относятся контрольно-измерительные и ремонтные системы (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и их устранение);

Рис. 23-2. Классификация СЧМС

– обучающие, например тренажеры и имитаторы (обеспечивают выработку у человека определенных навыков);

– информационные – локационные и информационно-поисковые системы (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);

– исследовательские – информационно-экспертные системы, моделирующие стенды, измерительные приборы (используются при анализе тех или иных явлений, при поиске новой информации).

По характеристикам человеческого звена СЧМС делятся на моносистемы (в их состав входит один человек и одно или несколько технических устройств) и полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств).

По характеристикам машинного звена можно выделить:

1) инструментальные системы (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);

2) простые системы (включают стационарное и нестационарное техническое устройство и человека, использующего эти устройства);

3) сложные системы, например энергетическая установка, вычислительный комплекс (включают помимо человека совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению устройств и машин для получения единого продукта);

4) системотехнические комплексы (наиболее сложные СЧМС с коллективом операторов, участвующим в использовании этих систем, и не полностью определенными связями).

По типу функциональных связей человека и машины СЧМС подразделяются на системы непрерывного взаимодействия, в которых человек ведет постоянный контроль и управление движущимся объектом или технологическим процессам, и системы эпизодического взаимодействия, в которых контроль и управление осуществляются регулярно («оператор–ЭВМ») или вероятностно («оператор – система целенаправленного контроля», «наладчик–станок»).

Любая СЧМС должна обладать заданными свойствами, которые закладываются в нее при проектировании и реализуются в процессе эксплуатации. Под свойствами СЧМС понимаются ее объективные особенности, проявляющиеся в процессе эксплуатации. Количественные характеристики того или иного свойства называются показателями качества СЧМС. Существует ряд показателей качества, влияющих на деятельность человека в СЧМС и в то же время зависящих от его деятельности:

1. Быстродействие (время регулирования) – определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру СЧМС:

где Тц – время задержки (обработки) информации в i -ом звене СЧМС, k – число последовательно соединенных звеньев СЧМС, в качестве которых могут выступать как технические звенья, так и операторы.

2. Надежность – характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМС задач. Оценивается вероятностью правильного решения задачи, которая по статистическим данным определяется отношением:

где Мош и N – соответственно число ошибочно решенных и общее число решаемых задач.

3. Точность работы оператора – определяется степенью отклонения некоторого параметра, регулируемого или измеряемого оператором, от заданного или номинального значения. Количественно точность работы оценивается величиной погрешности, с которой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр:

где Пн – номинальное или заданное значение параметра, Поп – фактически измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра.

4. Своевременность решения задачи СЧМС – оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое:

где Рсв – вероятность своевременного решения, М нс – число несвоевременных решений, N – общее число решений задач.

5. Безопасность труда человека в СЧМС – оценивается вероятностью безопасной работы:

где Рвоз – вероятность возникновения опасной или вредной для человека производственной ситуации i -типа, Рош – вероятность неправильных действий оператора в i -ситуации, n – число возможных травмоопасных ситуаций.

6. Степень автоматизации СЧМС – характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами, и определяется по формуле:

где Ка – коэффициент автоматизации, Ноп – количество информации, перерабатываемой оператором, Нсчмс – количество информации, циркулирующей в СЧМС.

Большое значение при анализе и оценке СЧМС имеют эргономические показатели – эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечивающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности

Понятие о профессиографии. Профессиограмма. Психограмма. Профессиокарта.

Эмоции. Определение. Компоненты эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Влияний эмоций на деятельность человека.

4. Память: понятие, характеристики, виды. Стадии фиксации памяти. Память и научение. Методы и приемы улучшения памяти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность труда»

Служба охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. Основные задачи службы охраны труда на предприятии Обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда..

Несчастный случай на производстве. Первоочередные мероприятия, осуществляемые в связи с несчастным случаем на производстве. Порядок расследования несчастного случаев на производстве. Порядок оформления материалов расследования несчастного случая на производстве.

Особенности охраны труда женщин. Льготы для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Особенности охраны труда лиц, моложе 18 лет. Льготы и компенсации за тяжелые, вредные и опасные условия труда.

Терминальное состояние. Причины. Клиническая смерть. Факторы, влияющие на продолжительность клинической смерти. Признаки клинической смерти (абсолютные и относительные).

Вид трудовой деятельности

Комплекс первичных реанимационных мероприятий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология профессиональной деятельности»

1. Деятельность: понятие, основные формы. Структура трудовой деятельности. Параметры и специфика трудовой деятельности. Общие требования к трудовой деятельности. Профессия и специальность. Классификация профессий.

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Основные формы деятельности :

  • трудовая деятельность;
  • учебная деятельность
  • досуг.
  • игра;

Высшей формой деятельности человека является труд

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Учебная деятельность - деятельность, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Досуг - это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Игра - это особый вид человеческой активности, (возможна как форма развлечения), созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы

1) сознательно поставленные цели - для чего осуществляется деятельность?

2) предметы труда - то, что преобразуется в процессе деятельности (материалы, люди)

3) средства труда - с помощью чего происходит преобразование (устройства, приборы, механизмы)

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе деятельности;

5) трудовые операции -действия трудовой деятельности

Параметры и специфика трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Специфику трудовой деятельности человека определяют те функции, которые он выполняет, степень их разнообразия и сложности, уровень самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности определяется спецификой трудовой деятельности и, прежде всего, конкретным содержания труда и ее местом в системе разделения труда.

Общие требования к трудовой деятельности:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда.

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1505 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.002 с)…

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи-вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста-новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи-тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че-ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы-ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об-служивание материальных предметов. В экономической сфере не-производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то-варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен-ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал-ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату-ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ-водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи-ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо-щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи-вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш-ленном производстве физический труд все более заменялся ум-ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто-янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум-ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо-собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ-ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не-скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо-лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея-тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис-ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех-нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди-ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе-раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро-вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис-пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив-ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера-ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от-дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова-тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди-видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло-жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо-лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор-мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс-ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей-ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз-награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо-вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники.

Профессией называ-ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали-чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про-фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи-ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо-чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо-кое качество выполняемой им работы.

Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру-ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз-можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо-вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по-зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини-циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре-бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло-гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно-ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест-но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе-ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе-ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю-дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе-зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло-вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д.

Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав-мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ-ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника-ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу-манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор-чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы-сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля-ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо-бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы-вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело-век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше-ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту-альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу-чения молодого поколения

Сторонники теории биологического происхождения игры счи-тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле-жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус-ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач-ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея-тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по-мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз-вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж-ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез-мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви-ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра-сте, наиболее проявляется в се двуплановости. Играющий совер-шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по-зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про-цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро-лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг-рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни-ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво-лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си-туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни.

Вид трудовой деятельности

Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило-жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес-сионально

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и сопиогснеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного
труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум-ственного и физического труда?

5. Каковы цели прудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио-нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин-дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение*.

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме-ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И. П. Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро-шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3460 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.004 с)…

Одним из обстоятельств формирования уровня занятости является содержание труда, предуготовляющее удовлетворенность работников в труде. Если еще совершенно недавно, в конце 1990– х гг., оплата труда, уверенность в завтрашнем дне и социальная защита захватывали высшие позиции в иерархии трудовой мотивации российского населения, то в настоящее время на первый план уже стали выходить содержание труда и возможность профессионального и карьерного роста. Даже при неимении работы большинство граждан, располагая некоторым уровнем обеспеченности в семье, находятся в поиске не работы вообще, а места применения своих сил согласно полученной специальности, профессии, квалификации, а также духовным запросам. Такая форма занятости наиболее рациональна, так как востребованы знания, на которые были потрачены материальные и духовные силы общества, точно использован его интеллектуальный потенциал.

Содержание труда олицетворяет комплекс характеристик определенного полезного труда, которые связаны с его технологической основой при обусловленной насыщенности орудиями труда, степени механизации и автоматизации трудовых функций и организации производства. Модифицирование содержания труда прямо связано с развитием производительных сил общества и зависит от трех групп факторов:

1) технологии производства;

2) механизации и автоматизации производства;

3) организации производства.

К определению «содержание труда» присоединяется другое имеющее существенное значение для характеристики конкретных трудовых функций, – содержательность труда. Они соединены между собой как общее и частное. Содержание труда передает обобщенное представление о труде как о трудовом процессе в целом и определенной сфере человеческой деятельности. Содержательность труда представляет собой характеристику работы определенных категорий работников: оператора, мастера, бригадира, может быть, и производственного коллектива. Оценка содержательности труда представляет собой подробное рассмотрение осуществляемых работниками функций, применяемых ими данных. Для изучения конкретных технических новшеств с учетом их влияния на изменения в функциях труда приоритет должен быть передан изучению содержательности труда.

Сюда входят:

1) функции труда;

2) способы их исполнения (ручной или механизированный);

3) сложность труда;

4) его тяжесть;

5) монотонность;

7) интенсивность;

8) организация.

Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом. Суть содержания труда открывается прямо через функции труда (управление, контроль, подсобные работы и т. д.). В то же время научно-технический прогресс трансформирует не только функции труда, но и такие его параметры, как тяжесть, сложность, интенсивность. Значительное влияние на сочетание функций труда рабочих оказывают и формы организации труда.

Изменения, которые происходят с функциями труда, означают сдвиг в профессионально-квалификационной структуре занятых к разделению их по типам труда с многообразным содержанием: ручным – механизированным, физическим – умственным, тяжелым – нетяжелым, монотонным – разнообразным. Исследование рациональных структурных соотношении в составе занятых по видам труда и выступает как задача социальной статистики в изучении содержания труда.

Изучение трансформаций в профессиональном, функциональном, квалификационном составе работников, а также в их разделении по видам труда выступает как сущность статистического исследования трансформаций в содержании труда. Объект учета в данном случае представляет собой не процесс труда, а обобщенность работников и рабочих мест, на которых они осуществляют работу.

Набор потребностей, которые люди стремятся удовлетворить на работе, может изменяться не только в зависимости от профессиональной группы, внешних условий, но и от возраста работника, его семейного положения, этапа карьеры. Если на первом этапе работы в организации для работника на первый план могут выходить мотивы, которые связаны с ориентацией в работе, с установлением личных контактов с коллегами, то в дальнейшем, когда новичок акклиматизировался в полной мере, может возрастать значение мотивов, связанных с потребностью в должностном и профессиональном росте. Точно также рост оплаты труда, улучшение социальных условий способно значительно отразиться на иерархии трудовых мотивов работников.

Сравнение потребностей работников в начале и в середине карьеры приведены в таблице 11.

Ведущая фирма по консультированию в сфере компенсаций Watson-Wyatt произвела опрос разных групп сотрудников относительно льгот, которые они предпочитают.

Виды трудовой деятельности

Итоги представлены в таблице 12. Например, оказалось, что для тех, кому за 50, на первом месте стоит совокупный доход (оклад плюс бонус), превышающий средний уровень. Те, кому нет 30, больше всего ценят потенциал профессионального роста, развитие мастерства и гибкий рабочий график. Итак, видно, что эти предпочтения видоизменяются со временем, а также в зависимости от экономических и личных обстоятельств работников.


Содержание труда не представляет собой единственный фактор образования уровня занятости на территории. Состояние рынка труда характеризуется зависимостью от благосостояния граждан, от уровня доходов, получаемых ими за соответствующую работу. Соответственно, низкий уровень вознаграждения за труд определяет вторичную занятость, ведет к низкой интенсивности труда.

4. Деятельность

Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить потребности и интересы путем достижения сознательно поставленной цели. В структуре деятельности выделяют цели и мотивы То к чему стремится человек, есть цель деятельности а то почему он это делает, – мотив деятельности. Деятельность подразделяется на отдельные элементы, которые называются действиями.

Виды действий

1. Внешние (можно наблюдать со стороны) – внутренние (скрыты от глаз, совершаются во внутреннем плане). По мере освоения той или иной деятельности внешние действия могут переходить во внутренние.

1.9. Виды и условия трудовой деятельности человека

Такой процесс называется интериоризацией: например, сначала ребенок учится читать вслух, а затем про себя. Обратный процесс, когда в выполнении деятельности возникают какие-либо затруднения и внутренние действия переходят во внешний план называется экстериоризацией.

2. Произвольные (волевые) – непроизвольные (импульсивные). Непроизвольные действия осуществляются под действием сильных, часто неожиданных раздражителей, сильных чувств. Произвольные действия продумываются заранее и выполняются с помощью волевых усилий.

Этапы деятельности

1. Постановка цели.

Этот этап может быть осложнен, если в процессе постановки цели человек должен осуществить выбор между несколькими мотивами. В этом случае налицо борьба мотивов: например, пойти погулять или подготовиться к экзамену.

2. Планирование работы.

На этом этапе выбираются оптимальные операции и средства, способствующие достижению цели.

Операция – способ выполнения деятельности, который определяется наличием у человека определенных умений и навыков, а также условиями, в которых выполняется эта деятельность.

Средства выполнения деятельности – это те объекты, которые призваны помочь в выполнении деятельности: например, конспекты лекций.

3. Выполнение деятельности.

Здесь используются найденные ранее оптимальные средства и операции.

4. Контрольная часть – проверяются результаты, исправляются ошибки, подводятся итоги, делаются выводы. Современный человек выполняет большое количество самых различных видов деятельности в зависимости от своих потребностей. Видами деятельности являются общение, игра, учение, труд.

Общение – вид деятельности, который первым возникает в ходе онтогенетического развития человека.

Его основная цель – это обмен информацией между людьми.

Игра – деятельность, в процессе выполнения которой появляется материальный или идеальный продукт (исключение составляют деловые и конструкторские игры).

Труд – деятельность, в ходе которой производятся предметы духовной и материальной культуры, совершенствуются орудия труда, улучшаются условия жизни, развиваются наука, техника, производство, творчество.

Умения – отдельные элементы деятельности, которые позволяют выполнять деятельность с высоким уровнем качества.

Навык – это такое действие, отдельные операции которого в результате тренировки стали автоматическими и осуществляются без участия сознания.

Привычка – непреодолимое стремление человека выполнять определенные действия.

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активностигипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Трудовую деятельность можно, прежде всего, разделить на физический и умственный труд.

Физический труд - выполнение человеком энергетических функций в системе «человек - орудие труда» - требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую астатическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы, стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется, прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы - сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечнососудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны: операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

1. Основные понятия и проблемы организации трудовых процессов

Трудовой процесс - совокупность действий работников по целесообразному изменению предмета труда.

К основным характеристикам трудового процесса можно отнести полезность результатов, затраты времени работников, величину доходов работников, степень их удовлетворенности выполняемой работой.

Содержание трудового процесса определяется совокупностью действий и движений работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем стадиям: получение задания, информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предметов труда в соответствии с применяемой технологией, сдача выполненной работы 1 .

Выделяют следующие общие этапы трудового процесса:

Анализ ситуации (проблемы, замысла, плана работы, задания и т. п.);

Осмысление технологии выполнения работы, возможности воздействий факторов внешней среды, прогнозирование результатов процесса;

Подготовка рабочего места и обеспечение его всем необходимым

для нормальной работы: материальными ресурсами, рабочей силой, ин-

формацией, оснасткой и т. д.;

Выполнение работы - непосредственный трудовой процесс;

Оформление результатов работы;

Сдача и реализация (внедрение, использование) работы;

Стимулирование хороших результатов работы.

Трудовые процессы, осуществляемые на промышленных предприятиях,

относятся к сфере материального производства и могут быть классифицированы по таким факторам, как характер труда, субстанция (сущность) предмета труда, цель трудовых процессов, их роль или место в производственном процессе, периодичность выполнения, уровень механизации и др.

К физическим трудовым процессам относятся процессы труда, требующие затрат физической (мускульной) энергии, например, перемещение грузов вручную, складирование предметов и готовых изделий, установка инструмента, вращение рукоятки машины и др.

Умственные трудовые процессы связаны, как правило, с умственной деятельностью работника и заключаются в анализе ситуации, формулировании проблемы, определении приемов работы и т. д.

Чувственные трудовые операции - это процессы, воспринимаемые органами чувств: видимый, слышимый, осязаемый, обоняемый, воспринимаемый на вкус. К ним можно отнести контроль пульта управления, изменения температуры, оценка шума и вибрации на рабочем месте, контроль освещенности и др.

Смешанные (интегральные) трудовые процессы по характеру труда представляют собой совокупность физических, умственных и чувственных процессов, требуемых для выполнения конкретных работ (например, вождение транспортного средства, обработка деталей на станках с ЧПУ).

Вещественные трудовые процессы связаны с выпуском конкретной продукции или изготовлением конкретных изделий, виртуальные - с информационным обслуживанием работников предприятия (получение информации через Интернет). Документированные трудовые процессы обусловлены созданием нематериальных активов (разработка ноу-хау, компьютерной программы, проекта новой продукции и др.).

Организация трудового процесса - органическое соединение в пространстве и во времени, по количеству и качеству предметов труда, средств труда и основного труда для получения материально-вещественного результата труда. При этом организаторы производства и специалисты предприятия должны четко определить: что производить, как производить, кто будет задействован в производстве, а также где, когда, в какие сроки и с какими результатами должен идти трудовой процесс.

При организации любого трудового процесса необходимо соблюдать определенные принципы:

1. Оптимальное содержание трудового процесса . В состав трудового процесса должны быть включены определенные приемы труда в рациональной последовательности и оптимальном сочетании, чтобы обеспечить равномерную загрузку рабочего, благоприятное для него сочетание умственной и физической нагрузок, ритмичность трудового процесса. Это достигается путем оптимизации разделения труда, проектированием оборудования и оснастки с учетом требований эргономики, правильного нормирования, обеспечивающего оптимальную интенсивность и ритмичность труда.Пашуто В.М. Указ. соч. - С. 80-81.

2. Параллельность работы оборудования и человека . При организации трудового процесса необходимо предусматривать одновременную работу человека и машины, т. е. подготовительно-заключительная работа, обслуживание рабочих мест, часть вспомогательных трудовых операций должны выполняться во время работы оборудования.

3. Экономия движения . На основе рациональной конструкции оборудования и оснастки, оптимальной планировки рабочих мест должно быть обеспечено выполнение трудового процесса возможно меньшим количеством простых и коротких движений при постоянном расположении предметов труда и инструмента.

4. Ритмичность и автоматизм движений. Ритмичность при выполнении трудовых операций предполагает продуманную, хорошо освоенную, привычную последовательность приемов и движений на основе приблизительного равенства затрат энергии и труда на протяжении смены и в каждый отрезок времени. Автоматизм обусловлен частой повторяемостью одних и тех же приемов и движений в течение отрезка времени или смены, что позволяет концентрировать внимание на быстром, эффективном и качественном их выполнении.

5. Оптимальная интенсивность труда. Организация трудового процесса предусматривает чередование мышечных и нервных нагрузок на рабочего, перемену видов его деятельности в течение смены, удобство выполнения работы и минимальное влияние на организм производственной среды. Все это обусловлено физиологическими и экономическими исследованиями уровня напряженности труда и степени загрузки рабочего, обеспечивающими устойчивую производительность труда при оптимальной величине нервного и физического напряжения.

2. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени

Сочетание трудовых движений, действий, приемов и комплекса приемов формирует метод труда.

Метод труда - способ выполнения операции, предусматривающий последовательность, структуру и технику выполнения составляющих ее элементов.

Для изучения трудового процесса с целью его организации и нормирования анализируют и проектируют методы труда. Рациональным считается метод, обеспечивающий выработку продукции высокого качества при наименьших затратах рабочего времени и минимальном мышечном и нервном напряжении работающего. Затраты рабочего времени на операции зависят не только от характера расположения их в операции. Приемы, входящие в состав операции, могут выполняться последовательно, параллельно и параллельно-последовательно.

При последовательном выполнении приемов каждый из них начинают осуществлять после окончания предыдущего. Продолжительность операции (tоп) определяется как сумма продолжительности всех приемов, входящих в состав операции:

tоп = t1 + t2 + t3,

где t1, t2 и t3 - соответственно длительность первого, второго и третьего приема.

Такое расположение характерно для ручных и машинно-ручных операций без разделения труда внутри операции.

При параллельном осуществлении все приемы выполняются одновременно. В этом случае происходит полное совмещение приемов во времени (полное перекрытие), поэтому длительность операции равна наиболее продолжительному приему: tоп = t3. Такое расположение приемов характерно для аппаратурных, автоматических и в некоторых случаях для машинно-механизированных операций, а также для операций, где труд разделяется по приемам работы.

При параллельно-последовательном расположении приемов часть из них выполняют параллельно, а часть последовательно или некоторые из приемов начинают несколько раньше окончания предыдущего приема.

В этом случае появляется частичное совмещение приемов по времени (частичное перекрывание), поэтому продолжительность операции равна сумме продолжительности всех приемов за исключением перекрытого времени:

tоп = t1 + t2 + t3 - (a + b),

где a и b - время частично перекрываемых приемов.

Такая последовательность приемов имеет место тогда, когда, отсутствует синхронизация труда рабочих, выполняющих отдельные операции.

Наименьшая продолжительность операции достигается при параллельном расположении приемов. Поэтому при анализе и проектировании методов труда изыскивают возможности для максимального совмещения выполнения приемов по времени. Это достигается, прежде всего, механизацией процессов труда, изменениями в организации рабочего места, способствующими включению в работу рук и ног рабочего, а также разделением труда при выполнении работы.

Рационализация методов и приемов труда заключается в анализе каждой операции или работы для упразднения лишних операций, устранения лишних движений, действий и приемов, а также для проектирования оптимальной последовательности выполнения операций с учетом совмещения во времени работы различных органов тела работающего. Она включает совершенствование организации рабочих мест, условий труда и обучения рабочих рациональным приемам и методам работы.

Изучение затрат рабочего времени и времени использования оборудования осуществляют непосредственно на каждом рабочем месте посредством наблюдений (аналитически-исследовательским методом) с целью:

Выявления структуры затрат рабочего времени, устранения потерь

и его непроизводительных затрат путем более полного использования возможностей оборудования, технологии, организации труда и производства;

Оценки применяемых приемов и методов труда;

Определения оптимального варианта содержания и последовательности выполнения отдельных элементов операций;

Расчета норм и нормативов;

Установления причин невыполнения или значительного перевыполнения норм.

Все методы изучения затрат рабочего времени можно разделить на две группы:

1) методы непосредственного наблюдения;

2) метод моментных наблюдений.

К методам прямого наблюдения относятся:

Хронометраж;

Фотография рабочего дня;

Самофотография рабочего дня;

Фотохронометраж.

Хронометраж - способ изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операции. Он применяется для проектирования рациональных состава и структуры операции, установления их нормальной продолжительности и разработки на этой основе нормативов, используемых при расчете технически обоснованных норм времени. Хронометраж используется для проверки норм, установленных расчетным путем, преимущественно в массовом и крупносерийном производстве, а также контроля уровня выполнения норм времени и корректировки этих норм. Кроме того, хронометражем пользуются при изучении передовых методов работы с целью их распространения.

Хронометраж может быть непрерывным и выборочным. При непрерывном измеряют все приемы операции в их технологической последовательности в течение оперативного времени; при выборочном хронометраже за время выполнения операции измеряют лишь отдельные приемы независимо от их последовательности, но так, что бы в конечном счете была определена продолжительность всех приемов операции.

Хронометраж состоит из следующих этапов:

Подготовка к наблюдению;

Наблюдение;

Обработка хронометражных наблюдений;

Анализ результатов, выводы, установление норм и проектирование

нормативов оперативного времени.

Подготовка к проведению хронометражного наблюдения заключается в выборе объекта наблюдения, расчленении операции на составляющие элементы, определении фиксажных точек, установлении количества необходимых замеров, обеспечении соответствующих организационно-технических условий для работы на рабочем месте. Под фиксажной точкой подразумевается момент совпадения окончания последнего движения предыдущего приема (комплекса) с началом первого движения последующего приема операции. Установление фиксажных точек необходимо для правильного измерения продолжительности приемов.

Необходимое число замеров устанавливается для каждого элемента операции, оно зависит от требуемой точности данных. Для получения наиболее достоверных данных нужно сделать больше наблюдений.

трудовой занятость заработный плата

3. Регулируемые заработные платы в условиях кризиса

Отношения между работником и работодателем регулируются трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ). В трудовой договор обязательно должно быть включено условие об оплате труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Таким образом, работодатель не вправе снизить заработную плату сотрудника по собственному желанию в одностороннем порядке.

Однако из этого правила есть исключение. Согласно статье 74 Трудового кодекса РФ одностороннее изменение условий трудового договора (в том числе и оплаты труда) возможно в случае, если эти условия не могут быть сохранены работодателем по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). Добавим, что изменять можно любые обязательные и дополнительные условия трудового договора (ст. 57 Трудового кодекса РФ), кроме трудовой функции. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 Трудового кодекса РФ).

Обратите внимание: трудовое законодательство не раскрывает, что считать изменением организационных или технологических условий труда.

Однако можно предположить, что к технологическим причинам относится изменение методов (их совокупности) и режимов процесса изготовления продукции (оказания услуг, выполнения работ), а также изменение технологического оборудования, оснастки, автоматизации и механизации производства, влияющих на изменение методов (процесса, режимов, материалов и т.д.) изготовления продукции (оказания услуг, выполнения работ). Как правило, такие изменения приводят к сокращению материальных и трудовых затрат.

К изменениям организационного характера в обобщенном виде относятся:- упорядочение структурных связей между подразделениями, основание (создание) новых подразделений, объединение старых (например, путем реорганизации: создания новых звеньев структуры, ликвидации старых образований, слияния подразделений с преобразованием их функциональных обязанностей и т.д.);- совершенствование организационных условий управления производственным процессом. Это, прежде всего, действия работодателя по организации планомерного изменения структуры предприятия (учреждения, организации) в целом, ее реструктурирования, уточнения связей и взаимосвязей деятельности подразделений и работников, совершенствование внутренней четкости и дисциплины в производственно-трудовых отношениях между службами и работниками.

С этой целью при создании новых служб и структурных подразделений ликвидируются неэффективные подразделения и сокращаются рабочие места, вводятся изменения в горизонтальное взаимодействие служб (иных структур работодателя) и в вертикальное подчинение и взаимодействие служб для налаживания иной более рациональной системы производственных отношений и т.п.

При сокращении зарплаты сотрудникам на 25 процентов вы должны будете соблюсти определенную законом процедуру. В частности, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения, если иное не предусмотрено законом (ст. 73 Трудового кодекса РФ).

При этом, «…работодатель обязан, в частности, представить доказательства…, изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств… изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным» (пункт 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004 г.).

Если работник не согласен работать в новых условиях, вы обязаны в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у вас работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом вы обязаны предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у вас в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Хочется обратить внимание, что если работник не давал своего письменного согласия на новые условия оплаты труда, заработная плата должна ему выплачиваться в прежнем размере как минимум еще два месяца. В противном случае, после первой выплаты заработной платы не в полном размере, работник может обратиться с жалобой в федеральную инспекцию труда или в суд с иском о взыскании с работодателя невыплаченной части заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату (ст. 236 Трудового кодекса РФ) и компенсации морального вреда.

Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Почти каждый человек работает для обеспечения и улучшения своей жизни. В работе используются умственные и физические способности. Сегодня, в современном мире, трудовая деятельность более обширная, чем была раньше. Как же происходит процесс и организация труда? Какие виды бывают? Почему человек отказывается от трудовой деятельности? Ответы на вопросы читайте далее…

Понятие трудовой деятельности

Работа - это умственные и физические усилия, применяющиеся для достижения определённого результата. Человек использует свои способности для последовательного труда и его заключения. Работа человека направлена на:

1. Сырьевые материалы (с ними человек работает, чтобы довести их до конечного результата).

2. Средства труда - это транспорт, хозяйственный инвентарь, инструменты и оборудование (с их помощью человек изготавливает любую продукцию).

3. Затраты живого труда, что является зарплатой всего персонала на производстве.

Трудовая деятельность человека может быть как сложной, так и простой. Например, один планирует и контролирует весь процесс работы - это умственная способность. Есть работники, которые записывают каждый час показатели на счётчике - это физическая работа. Однако не такая сложная, как первая.

Эффективность труда будет улучшена только тогда, когда человек будет иметь определённые навыки работы. Поэтому принимают людей на производство не тех, кто только закончил ВУЗ, а тех, у кого есть опыт и умение.

Для чего нужна работа человеку

Зачем мы трудимся? Для чего нужна работа человеку? Всё очень просто. Для реализации человеческих потребностей. Большинство так и думают, но не все.

Есть такие люди, для которых работа - самореализация. Часто такой труд приносит минимальный доход, но благодаря ему человек занимается любимым делом и развивается. Когда люди выполняют дело, которое им нравится, тогда работа получается более качественная. Карьера тоже относится к самореализации.

Женщина, которая находится на полном иждивении мужа, выходит на работу только для того, чтобы не деградировать. Домашний быт зачастую настолько «съедает» человека, что начинаешь терять себя. В итоге из интересной и умной личности можно превратиться в домашнюю «наседку». Окружающим такой человек становится неинтересен.

Получается, что трудовая деятельность работника - сущность личности. Поэтому вам надо оценить свои способности и выбирать ту работу, которая не только приносит доход, но и удовольствие.

Разновидности трудовой деятельности

Как уже говорилось ранее, человек для работы прилагает умственные или физические способности. Насчитано около 10 видов трудовой деятельности. Все они разнообразны.

Виды трудовой деятельности:

К физическому труду относятся:

  • ручной;
  • механический;
  • конвейерский труд (работа на конвейере по цепочке);
  • работа на производстве (автоматическом или полуавтоматическом).

К умственному труду относят виды:

  • управленческий;
  • операторский;
  • творческий;
  • учебный (сюда же относятся врачебные профессии и ученики).

Физическая работа - выполнение труда с применением мышечной активности. Они могут быть задействованы частично или полностью. Например, строитель, который несёт мешок с цементом (работают мышцы ног, рук, спины, торса и т. д.). Или оператор записывает показания в документ. Тут задействованы мышцы рук и умственная активность.

Умственная работа - приём, использование, переработка информации. В этом труде необходима внимательность, память, мышление.

На сегодняшний день только умственный или физический труд - редкость. Например, наняли строителя для ремонта в офисе. Он не только сделает ремонт, но и посчитает, сколько нужно материала, какая его стоимость, сколько стоит работа и т. д. Задействованы и умственные и физические способности. И так на каждой работе. Даже если человек трудится на конвейере. Эта работа однообразная, продукция проходит каждый день одна и та же. Если человек не будет думать, тогда он не сможет произвести правильные действия. И так можно сказать про любые виды трудовой деятельности.

Мотив трудовой деятельности

Что же побуждает человека к определённой работе? Конечно же это финансовая сторона. Чем зарплата выше, тем лучше человек старается выполнить свою работу. Он понимает, что плохо сделанное задание хуже оплачивается.

Мотивация трудовой деятельности заключается не только в денежном эквиваленте, есть ещё и нематериальные стороны. Например, многие люди будут с удовольствием работать, если создать им дружескую атмосферу в коллективе. Частая текучка кадров на работе не может создать тепло среди сотрудников.

Некоторые работники нуждаются в социальных потребностях. То есть им важно чувствовать поддержку руководителей и коллег.

Есть такой тип людей, которым необходимо внимание и похвала. Они должны чувствовать, что востребована их работа и они не зря прикладывают свои усилия к работе.

Определённые сотрудники хотят самореализовываться за счёт трудовой деятельности. Они готовы работать не покладая рук, им главное, дать толчок.

Поэтому к каждому сотруднику надо найти правильный подход, чтобы у них была мотивация трудовой деятельности. Только тогда работа будет выполнена быстро и качественно. Ведь каждого человека необходимо побуждать к работе.

Организация трудовой деятельности

На каждом производстве или предприятии установлена определённая система, по которой рассчитана трудовая деятельность человека. Это делается для того, чтобы не сбивалась работа. Организацию трудовой деятельности планируют, затем фиксируют в определённых документах (схемах, инструкциях и т. д.).

В системе планирования работы указываются:

  • рабочее место трудящихся, его освещение, оснащение и план деятельности (для труда должны быть у человека все необходимые материалы);
  • разделение трудовой деятельности;
  • методы работы (действия, которые выполняются в процессе);
  • приём труда (определяются по методу работы);
  • время работы (сколько должен сотрудник находится на рабочем месте);
  • условия трудовой деятельности (какая нагрузка у исполнителя работы);
  • процесс труда;
  • качество работы;
  • дисциплина работы.

Чтобы была высокая производительность на предприятии, необходимо придерживаться распланированной организации работы.

Процесс труда и его виды

Каждая работа происходит с помощью человека. Это и есть процесс трудовой деятельности. Он делится на виды:

  • по характеру предмета труда (работа служащих - предметом работы является технология или экономика, трудовая деятельность обычных рабочих связана с материалами или любыми деталями).
  • по функциям сотрудников (рабочие помогают выпускать продукцию или обслуживать оборудование, руководители следят за правильной работой);
  • по участию рабочих в уровне механизации.

По последнему параметру можно выделить:

  1. Процесс ручной работы (в трудовой деятельности не применяются машины, станки или инструменты).
  2. Процесс в машинно-ручной работы (трудовая деятельность выполняется с помощью станка).
  3. Машинный процесс (трудовая деятельность происходит с помощью машины, при этом рабочий не прикладывает физической силы, но следит за правильным ходом работы).

Условия труда

Люди работают в разных сферах. Условия трудовой деятельности - ряд факторов, которые окружают рабочее место человека. Они влияют на его труд и здоровье. Их делят на 4 вида:

  1. Оптимальные условия трудовой деятельности (1-й класс) - здоровье человека хуже не становится. Руководители помогают сотруднику поддерживать высокий уровень труда.
  2. Допустимые условия трудовой деятельности (2-й класс) - работа сотрудника даётся в норме, но здоровье периодически ухудшается. Правда, к следующей смене уже нормализовывается. По документам не превышается вредность.
  3. Вредные условия работы (3-й класс) - превышается вредность, и у сотрудника портится здоровье всё больше. Гигиенические нормативы превышены.
  4. Опасные условия работы - при таком труде человек рискует заболеть очень опасными заболеваниями.

Для оптимального условия сотрудник должен дышать чистым воздухом, влажность помещения, постоянное движение воздуха, температура в помещении должны быть в норме, освещение желательно создать естественное. Если не будут соблюдены все нормы, тогда человек постепенно получает вред для своего организма, что и скажется со временем на его здоровье.

Качество работы

Эта категория самая важная для трудовой деятельности. Ведь правильная работа влияет на объём и качество продукции. От рабочей силы требуются профессиональные навыки, квалификация и опыт. Эти качества дают понять, на какой труд способен человек. Очень часто на предприятиях людей не увольняют, а сначала обучают, со временем повышая его квалификацию.

В первую очередь человек сам должен осознавать ответственность в работе и качественно к ней подходить. Если показывать свою грамотность и профессиональность, тогда руководство примет решение о повышении квалификации и повышении в должности. Таким образом и улучшается качество работы.

Заключение

Можно сделать вывод, что работать человеку необходимо по нескольким причинам. Трудовую деятельность желательно выбирать по своим способностям и симпатии. Только тогда работа будет выполнена достойно и качественно. Обязательно необходимо обращать внимание на условия труда. Всегда помните о том, от чего зависит ваше здоровье. В процессе работы будьте очень внимательны, так как не исключены производственные травмы, которые влекут за собой не только проблемы для сотрудника, но и для руководства. Для успешной, высокой производительности придерживайтесь всех норм и правил, по которым работает предприятие. Всегда все проблемы оставляйте дома, а на работу ходите с улыбкой, как на праздник. Если день начнётся с хорошего настроения, тогда и закончится также.