Камни

Сорок лет, полёт нормальный. МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный Долгая дорога в небо

В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ , имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ "Заслон-М". Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

12 января 1999, одновременно с показом таинственного МФИ, микояновцы впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.

БРЛС Заслон доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса "Заслон-М", созданного для самолета МиГ-31М. Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса истребитель доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью. Помимо УР класса воздух-воздух большой дальности новая модификация мига оснащена и наиболее совершенными в настоящее время ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые разместились на подкрыльевых узлах. Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты типа Р-40ТД (две), доставшиеся МиГ-31 по наследству еще от перехватчика МиГ-25П.

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31 А (до шести), ракетами класса "воздух-поверхность" Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма ⌠экзотические сценарии боевого применения истребителей. Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или (Томагавк, Подобные цели он способен поражать с первого захода). Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции Лиса пустыни зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.

Истребители МиГ-31БМ из Центра боевого применения в Савостлейке, совместно с другими самолетами, в 1998 году уже принимали участие в научно-тактических учениях, где в ходе одного вылета, сопровождавшегося нескольким дозаправками в воздухе, каждая машина решала ряд различных боевых задач.

Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС предложила его Китаю и Индии. Но сейчас, по словам Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ будут дорабатываться практически все российские МиГ-31. Истребители этого типа, обладающие уникальными боевыми возможности, планируется сохранить в боевом строю, по крайней мере, до 2010-х годов.

Первый модернизируемый МиГ-31 уже находится на летной станции в Жуковском, где оснащается новым оборудованием. АО Русская авионика разработана для него принципиально новая компоновка обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, картинки телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 при участии Русской авионики отечественные ВВС должны получить практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Максимальная скорость МИГ-31БМ составляет 3.2 тыс. км/ч (для сравнения максимум американского F-22 - 2.1 тыс. км/ч). Дальность обнаружения цели МИГ-31БМ достигает 320 км. Самолет способен одновременно поражать 6 воздушных целей.

Перед пилотами была поставлена задача - провести дозаправку на высоте несколько тысяч метром. Этот сложнейший манёвр требует ювелирной точности и заставляет быть предельно внимательными даже опытных специалистов.

Лeтный состав и наземные службы готовятся к выполнению ответственной задачи. Тройка суперсовременных истребителей-перехватчиков МиГ-31 БМ будет отрабатывать сложнейший авиационный манeвр - на высоте 4 тысяч метров при скорости 500 километров в час истребители должны произвести дозаправку - заполнить топливные баки от воздушного танкера Ил-78.

Точка сближения назначена в небе над Липецком, в 363 километрах от нижегородской авиабазы в Саваслейке, откуда вылетают МиГ. Шланг с топливом от самолeта-заправщика находится под огромным давлением, его плотность так велика, что в воздухе он точно металлическая труба.

После нескольких контрольных подходов манeвр успешно завершeн. Конус-юбка шланга попадает на антенну топливоприeмника. Это и есть тот самый высший пилотаж. Дозаправка требует предельной концентрации, пилот всякий раз испытывает громадное напряжение, признаeтся уже после полeта Анатолий Ишмаев.

Подходишь на исходное положение 5-7 метров с принижением 1-1,5 метра, после этого идeшь на контакт. Заправиться надо 10 тонн. Лeтчик напряжeн, около 7-8 минут в плотном строю стоит. Это напряжeнный момент. И чем он меньше находится в этих параметрах, тем лучше, - рассказывает командир отряда Анатолий Ишмаев.

Военная авиация

Разработанный в РСК МиГ. двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31БМ оснащен современной системой управления. Истребитель способен одновременно поражать шесть воздушных целей и сопровождать до десяти целей (также можно встретить информацию о том, что МиГ-31БМ может одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, восемь из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С). Дальность поражения составляет 280 км, дальность обнаружения цели достигает 320 км. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО.

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия - первый советский боевой самолет четвертого поколения. Разработан в 70-х годах прошлого века. Имеет множество модификаций. И, если серийная модификация МиГ-31Б, оборудованная системой дозаправки в воздухе, поступила на вооружение в 1990 году, то МиГ-31БМ впервые вышел на всеобщее обозрение в начале 1999 года. Это - самолет, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. За счет модернизации БРЭО и вооружения, эффективность МиГ-31БМ (по сравнению с МиГ-31) выросла в 2,6 раза. Ранее машины этого семейства классифицировались как дальние истребители-перехватчики, а модернизированный МиГ стал многоцелевым самолетом, оснащенный высокоточным оружием для поражения и воздушных, и наземных целей.

Истребители МиГ-25 и МиГ-31 включены в список самых быстрых самолетов в истории

Самым быстрым из советских самолетов издание считает МиГ-25 сверхзвуковой истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный бюро Микояна-Гуревича

Некоторые из самолетов, представленных в рейтинге, уже не используются, но их конструкция и технические характеристики оказали большое влияние на развитие инженерной и конструкторской мысли в авиации.

Самым быстрым из советских самолетов издание считает МиГ-25 (Foxbat, Фоксбат в кодификации НАТО) — сверхзвуковой истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный бюро Микояна-Гуревича. Его максимальная скорость без ракет на борту может достигать более 3400 км/ч, но в эксплуатации скорость самолета ограничивается 3000 км/ч.

США признали, что Миг-25 — высокоманевренный истребитель, чья повышенная подвижность в воздухе во многом обусловлена размером крыльев, — отмечает BI.

Другой фигурант списка американского издания — МиГ-31 (Foxhound) — сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия четвертого поколения — может развивать скорость до 2600 км/ч без ракет. Введенный в эксплуатацию в 1981 году, советский МиГ-31, по мнению аналитиков издания, по-прежнему остается одним из наиболее быстрых истребителей в истории и продолжает находиться на вооружении российской и казахстанской армий. По информации BI, Россия планирует использовать самолет до 2030 года.

А самым быстрым самолетом в истории издание назвало американский экспериментальный самолет-ракетоплан Х-15, оснащенный ракетными двигателями. 3 октября 1967 года пилот Джо Уокер на Х-15 установил неофициальный рекорд высоты (107,96 км) и максимальной скорости — 7274 км/ч.

В рейтинге также представлен американский стратегический бомбардировщик ХВ-70 Валькирия (3300 км/ч), перехватчик Макдоннел-Дуглас F-4 Фантом II (2369 км/ч), одноместный, одномоторный перехватчик Конвэр Ф-106 Дельта Дарт (2454 км/ч), экспериментальный Bell X-2 (3000 км/ч) и Lockheed ST-71 Черный дрозд (3540 км/ч).

Летчик-испытатель: МиГ-41 должен развивать скорость до 4,3 Маха

Скорость новейшего российского истребителя-перехватчика МиГ-41, разрабатываемого на основе МиГ-31, должна превышать 4 Маха.

Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха.

Для сравнения: стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США Lockheed SR-71 развивает скорость до 3,2 Маха. Истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан в СССР в первой половине 1970-х годов. Самолет способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, а его боевой радиус составляет 720 км.

Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом на 260 выстрелов, а также оснащен шестью точками подвески для ракет класса «воздух-воздух» разных типов. Группа из четырех МиГ-31 в зависимости от версии может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 900-1200 км. Модернизированные МиГ-31БМ способны обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их, приблизившись на 280 км.

Общее количество МиГ-31 разных версий на вооружении ВВС России составляет около 190 единиц. Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 году, однако совсем недавно началась модернизация данных самолетов до версии МиГ-31БМ.

Источники: www.tver-portal.ru, www.youtube.com, pro-samolet.ru, www.arms-expo.ru, vpk.name

Линдуловская роща

Красная гора Улуру

Мачу Пикчу - древний город инков

Сандовский треугольник - вход в другое измерение

Опреснитель морской воды

Пресная вода является ценной составной частью морской воды. Нехватка пресной воды все больше ощущается в индустриально развитых странах, как США...

Тоннели в пирамиде Чолулы


Среди множества загадок и тайн Чолульской пирамиды особое место занимают тоннели внутри этого сооружения. Тоннели в пирамиде Чолулы имеют сложную...

Старый город Иерусалим

Иерусалим - один из шести великих городов, значительно повлиявших на развитие цивилизации. И я пытаюсь отдать дань уважения этому великому...

Ирландский Дублин

Дублин знаменит огромным разнообразием как исторических, так и современных достопримечательностей. Что же обязательно нужно посмотреть, находясь в этом прекрасном городе? Дублинский замок...

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ МиГ-31БМ

    ✪ МиГ-31 Запуск и взлет. Полностью для ценителей в [ FULL HD - 1080 ]. 02.09.2013

    ✪ Истребитель-перехватчик МиГ-31. Ослепительный МиГ. Ударная сила.

    ✪ МиГ-31 Полеты

    ✪ Николай Анисимов – Воздушный кораблик (МиГ-31)

    Субтитры

История создания

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП), началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году . На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский . В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана» , работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко .

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, применяемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой .

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25 , но с экипажем из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим.

Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года , за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение . Серийное производство начато в 1979 году .

Техническое описание

Конструкция планера

Планер самолёта МиГ-31 разработан на основе планера МиГ-25. МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.

Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25, является основным силовым элементом планера, однако на МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали из-за уменьшения максимальной скорости самолёта и меньшего нагрева силовой части конструкции. В средней части фюзеляжа находятся семь топливных баков. Топливо размещается также в четырёх крыльевых и двух килевых баках.

Корпус МиГ-31 может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана - 16 %, алюминиевых сплавов - 33 %.

Носовая часть фюзеляжа изготовлена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Члены экипажа располагаются тандемом, в передней кабине - лётчик, в задней - штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм; в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ . Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты.

Трёхлонжеронное крыло с углом стреловидности по передней кромке 41° имеет корневой наплыв с углом стреловидности 70°. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Крыло имеет щелевые закрылки, элероны и по всей длине консоли четырёхсекционные отклоняемые носки с углом отклонения 13°. На внешних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух внешних баков ёмкостью по 2500 литров.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8°, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12° расположены аэродинамические гребни.

Система управления самолетом МиГ-31 - механическая. Гаргрот , расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жёсткие тяги).

На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Основные опоры шасси самолёта оснащены тележкой с двумя колёсами размерами 950×300 мм; убираются вперёд. Заднее колесо основной опоры расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего.

Передняя опора шасси снабжена двумя колёсами 660×200 мм; в отличие от МиГ-25 убирается назад.

Двигатели

Двигатель имеет пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Максимальная температура газов на входе в турбину составляет 1660 К.

Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединённого коллектора» [ ] .

В двигателе применены сплавы титана, никеля и стали. Сухая масса двигателя - 2416 кг.

Конструкция планера

МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Миг-31 - практически единственный самолёт, способный перехватывать низколетящие крылатые ракеты (включая сверхскоростные). Способен поразить спутник на высоте от 120 км . Может перехватывать цели, летящие со скоростями до = 5 .

РЛС «Заслон»

В частности (обнаружение): F-16 - 120 километров, В-1В - 200 километров .

Угловая зона одновременного обстрела ракетами нескольких целей для МиГ-31 составляет 18200 квадратных градусов (для F-14 только 420 кв°) .

Ракеты большой дальности могут наводится на цель в диапазоне чуть менее чем +/- 120 градусов (Ф-14 только +/- 20).

РЛС «Заслон-М»

Наибольшая дальность обнаружения для цели с ЭПР 20 м² - 400 км, для ЭПР 5 м² - 282 км .

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик » (аналогична системе «Лоран ») и «Маршрут» (аналог - система «Омега») . В состав бортового комплекса обороны входят приёмник предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15СЛ, аппаратура постановки электромагнитных и инфракрасных помех .

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолётов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км (для наземных пунктов дальность до 2000 км) и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора). МиГ-31 способен наводить на цели до четырёх самолётов Миг-23/29, Су-19/27 без включения радиолокаторов этих самолётов . Это единственный боевой самолёт, способный эффективно перехватывать малоразмерные низколетящие крылатые ракеты . Цифровой помехозащищённый радиоканал АК-РЛДН обеспечивает двусторонний обмен тактической информацией с наземным КП. Цифровая помехозащищённая аппаратура АПД-518 позволяет обмениваться на удалении до 200 км данными о воздушной обстановке с самолётами, имеющими устройства сопряжения с аппаратурой АПД-518 (МиГ-31, Су-27, МиГ-29, А-50). Возможно восстановление полной картины воздушной обстановки, получаемой по результатам работы четырёх РЛС и восстановление информации триангуляционным или кинематическим методами . Всё это делает Миг-31 не просто перехватчиком, но и летающим штабом для ВВС и ПВО, и одновременно выполняет роль ДРЛО.

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до двадцати четырёх воздушных целей, восемь из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С . Улучшены другие характеристики комплекса.

Модернизированные варианты самолёта могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31 П, Х-25 МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-29 Т и Х-59 (до трёх) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у лётчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6×8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и тому подобное). Самолёт получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приёмник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолёт, имеющий широкий спектр боевого применения. Скорость цели соответствует = 6 .

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Срок службы самолёта после капитального ремонта и модернизации до уровня БМ не менее 15 лет .

Дальность полёта

Для МиГ-31 с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 часа 38 минут.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

  • без ракет: дальность - 2480 км, продолжительность - 2 часа 44 минуты;
  • с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: дальность - 2400 км, продолжительность - 2 часа 35 минут;
  • с четырьмя ракетами: дальность - 2240 км, продолжительность - 2 часа 26 минут.

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолёта:

Название модели Краткие характеристики, отличия.
МиГ-31Б Серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году .
МиГ-31БС МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе .
МиГ-31БСМ Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.
МиГ-31БМ Модернизация 1998 года , современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ . В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012.Б . Модернизированные самолёты получат новую систему управления вооружением и БРЛС , что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей .
МиГ-31Д Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт». Серийно не производился.
МиГ-31ДЗ Серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (расположение системы дозаправки в воздухе аналогично МиГ-31Б). Оборудование РЭО (РЛС) не подлежит модернизации до изделия БМ. После модернизации индекс ДЗ не изменяется, оборудование остаётся неизменным.
МиГ-31И (изделие «Ишим») Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов массой 120-160 кг на орбиты 600-300 км.
МиГ-31ЛЛ Летающая лаборатория в Жуковском .
МиГ-31М Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; имел характерную «округлую наружу» форму корневых наплывов. Серийно не производился.
МиГ-31Ф Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта).
МиГ-31ФЭ Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ. Серийно не производился.
МиГ-31Э Экспортный вариант с упрощённым БРЭО. Серийно не производился.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

Применяемые ударные комплексы:

  • Пушечный:
    • 1×6-23мм ГШ-6-23:
      • боекомплект: 260 снарядов;
      • скорострельность:
        • при НУ : не менее 8000/мин.
        • при t = −60 °C: не менее 6400/мин.
  • Ракетный на шести точках подвески (дополнительно две точки подвески для ПТБ):

четыре точки на корпусе и четыре на пилонах на крыльях допускают, в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса, до четырёх ракет большой дальности + ещё до четырёх ракет средней или малой дальности (в том числе четыре ракеты большой дальности и четыре средней Р-77) ;

Возможен огонь средствами воздух-поверхность . Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг, а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты Х-31П (до 160 км), Х-58 , максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

На вооружении

По данным на 2013 год, 80 % парка нуждались в ремонте . По словам бывшего командующего ВВС, из 252 Миг-31 планируется модернизировать и оставить только 100 самолетов в разных модификациях, 60 из них - до уровня МиГ-31БМ Перехватчики базируются:

  • 790-й истребительный авиационный полк Хотилово (возле города Бологое , Тверская область) (24 ед. МиГ-31БСМ и МиГ-31БМ);
  • эскадрилья - 3958-я авиабаза Саваслейка (возле Мурома) (14 ед. МиГ-31БМ и МиГ-31БСМ);
  • 764-й истребительный авиационный полк - аэродром совместного базирования Большое Савино (Пермь) (МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС,);
  • 712-й гвардейский истребительный авиационный полк - Канск (возле города Канск , Красноярский край) (МиГ-31БМ);
  • 22 гв. ИАП - Центральная Угловая (северная окраина города Владивосток) (14 ед. МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС и МиГ-31БСМ);
  • 865-й истребительный авиационный полк - аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед. МиГ-31 и МиГ-31ДЗ);
  • 98-й отдельный смешанный авиационный полк - аэродром Мончегорск (Мурманская область) (14 ед. МиГ-31БМ).

Эксплуатация

Первые перехватчики начали поступать в войска ПВО с 1980 года . В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком . Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая - из трёх, третья - из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году .

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске , и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке . В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128 . В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, остров Сахалин .

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году . К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили в войска в 2008 году .

8 августа 2014 года, во время посещения нижегородского авиастроительного завода «Сокол» , вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил возобновить производство истребителя .

Аварии и катастрофы

  • 20 сентября 1979 года на аэродроме Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж (пилот Пётр Остапенко и штурман Леонид Попов) успешно катапультировался. Самолёт полностью разрушен.
  • Осень 1979 года на аэродроме Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания и дефекта топливной системы. Экипаж (пилот Валерий Меницкий и штурман Виктор Рындин) совершил аварийную посадку.
  • 1983 год - бортовой номер 19 Правдинского полка (аэродром Котлас), пожар двигателя, экипаж катапультировался. Причина - отказ насоса-регулятора НР-3048 из-за конструктивно-производственного недостатка. В дальнейшем выполнены ряд доработок.
  • 4 апреля 1984 года на аэродроме ЛИИ (Раменское), ОКБ А. И. Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолётом, а затем и взрыву самолёта в воздухе. Экипаж (командир экипажа заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Федотов и штурман Валерий Зайцев) погиб.
  • В 1984 году на аэродроме Сокол на Сахалине, две аварии. В первой экипаж погиб, во второй - успешно катапультировался над аэродромом .
  • 22 июля 1987 год на аэродроме Комсомольский, 763 иап, в стратосфере отказ с последующим пожаром двигателя, взрыв бака, отказ управления. Экипаж катапультировался.
  • 8 августа 1988 года на Кольском полуострове, 174-й ИАП, пожар во время полёта над морем. Самолёт успешно посажен на аэродром.
  • 20 декабря 1988 года на аэродроме Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полёта - не хватило высоты для вывода самолёта из пикирования. Экипаж погиб.
  • 11 января 1989 года на аэродроме Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика "пожар левого двигателя", неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоусловиях. Экипаж погиб .
  • В марте 1989 года в Архангельской области (аэр. базирования Амдерма) потерпел катастрофу МиГ-31, экипаж погиб.
  • В июне 1989 года в Архангельской области (аэр. базирования Амдерма) авария МиГ-31. Экипаж катапультировался, оба летчика живы.
  • 26 сентября 1990 года 174 Гв. ИАП Мончегорск, МиГ-31 бортовой № 40, после взлёта, произошла катастрофа, экипаж погиб.
  • 30 сентября 1990 года 144-й ЦБП и ПЛС авиации ПВО (с. Саваслейка). Экипаж готовился к показательному выступлению на день города в Горьком. На Миг-31 при взлёте с резким разворотом влево экипаж совершил ошибку пилотирования, превысив угол атаки. Самолёт потерял устойчивость и вращаясь по осевой линии влево упал в 300-400 метрах слева от полосы в лес. Штурман Субботин успешно катапультировался, траектория кресла была параллельно земле. Командир корабля Шаповалов катапультировался в положении головой к земле и погиб. Катапультное кресло с пилотом врезалось в берёзу.
  • 30 октября 1990 года 144-й ЦБП и ПЛС авиации ПВО (с. Саваслейка), на Миг-31 во время набора высоты после взлёта примерно через минуту полёта произошёл пожар. Экипаж благополучно катапультировался. Оба пилота приземлились на деревья и получили травмы при падении на землю после освобождения из подвесной системы.
  • 10.01.1992 год. 865-й ИАП, аэродром Елизово. Взлет с полной заправкой топлива для выполнения упражнения №305 КБП Авиации ПВО ИДД-86 «Контрольный полет для проверки боевого применения». После отрыва самолет стал энергично крениться вправо и упал в 155 метрах от оси ВПП. Штурман успел катапультироваться, но получил тяжёлую травму позвоночника. КК катапультировался на высоте около 5 метров при крене 183° и погиб. Причина АП - разнотяг двигателей на взлёте из-за дефекта пайки электроцепи, скоротечность развития ситуации.
  • 6 сентября 1995 год на аэродроме Котлас, сваливание после пуска. Экипаж катапультировался.
  • 12 июля 1996 год на аэродроме Комсомольский, 763 иап, заход на посадку с имитацией отказа двигателя, перелёт, при уходе на второй круг - столкновение с АТУ. Лётчик погиб при катапультировании.
  • 16 июля 1996 год на аэродроме Хотилово (аэр. базирования Громово), самовыключение обоих форсажей на взлёте. Столкновение с препятствием при выкатывании с ВПП. Экипаж погиб.
  • 15 августа 1996 год на аэродроме Комсомольский, 763 иап, потеря контроля за высотой. Катапультирование произошло в момент столкновения. Лётчик погиб.
  • 5 апреля 2000 года в Архангельской области потерпел катастрофу МиГ-31 .
  • 28 февраля 2001 года самолёт МиГ-31 ВВС Северного флота совершил вынужденную посадку на аэродроме Мончегорск . Самолёт получил серьёзные повреждения и был списан. Экипаж (гвардии подполковник М. Сатановский и гвардии майор В. Овченков) не пострадал .
  • 14 октября 2003 года самолёт МиГ-31 потерпел аварию в 14.54 по московскому времени в районе посёлка Боровая Старицкого района Тверской области. Жертв нет .
  • 1 июня 2005 года самолёт МиГ-31 в Тверской области сошёл с полосы и в результате пожара сгорел. Экипаж не пострадал.
  • 16 февраля 2007 в Казахстане разбился МиГ-31. Экипаж (командир корабля капитан Федотов Д. С. и штурман-лётчик майор Леонтьев А. А. ) погиб.
  • 11 апреля 2008 года серьёзное авиационное происшествие: на 21-й минуте полета, на высоте 16213 м и истинной скорости 2414 км/ч произошёл срыв откидной части фонаря первой кабины, в которой находился подполковник Козицкий К. Н. и разгерметизация обеих кабин самолёта МиГ-31. Экипаж предпринял действия к снижению скорости и высоты в условиях крайне низких температур (ниже −55 градусов по Цельсию), а затем совершил благополучную посадку на аэродроме. За проявленное мужество и высокий профессионализм экипаж в составе подполковников Владимира Приходько и Константина Козицкого был представлен к государственным наградам .
  • 12 ноября 2008 года в Казахстане самолёт МиГ-31 произвёл аварийную посадку с повреждением стойки шасси .
  • 10 марта 2010 года на аэродроме Котлас (Савватия) (Архангельская область) при посадке выкатился на боковую полосу безопасности и перевернулся истребитель МиГ-31. Во время аварии лётчик и штурман получили травмы . Самолёт разрушен, сумма ущерба составила 86 миллионов рублей.
  • 19 ноября 2010 года взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и потерпел катастрофу в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район Пермского края). Экипаж катапультировался .
  • 6 сентября 2011 года в районе аэродрома Большое Савино (Пермский край) через несколько минут после взлёта потерпел катастрофу МиГ-31 . Члены экипажа: командир корабля - лётчик 1-го класса подполковник С. Ю. Столпянский и штурман 1-го класса майор А. В. Горбачев погибли .
  • 23 апреля 2013 года около 22 часов 45 минут в районе села Просторное Шетского района Карагандинской области во время проведения учебно-тренировочного полёта потерпел катастрофу МиГ-31 бортовой номер 02 под управлением полковника Едигеева М. О. (командир авиабазы) и штурмана майора Галимзянова Р. Р. (его заместитель) . Причиной катастрофы по предварительной версии стал отказ техники. Экипаж в составе двух человек успел катапультироваться. Командир корабля полковник Марат Едигеев погиб. На месте катастрофы работает комиссия Минобороны Казахстана (на 24 апреля 2013) .
  • 14 декабря 2013 года в Приморском крае в 26 километрах от авиабазы Центральная Угловая под Владивостоком потерпел аварию МиГ-31ДЗ. Экипаж в составе двух человек успел катапультироваться .
  • 4 сентября 2014 года под Армавиром в ходе учебно-тренировочного полёта МиГ-31БМ из 712 Гв. ИАП произошёл невыпуск стойки шасси. Выполняя правила РЛЭ, оба пилота катапультировались .
  • 30 октября 2015 года в 18.38 МСК в Камчатском крае в ходе учебно-тренировочного полёта после вылета с аэродрома Ключи на аэродром базирования в сложных метеоусловиях пропал МиГ-31. . Самолёт разбился, оба пилота катапультировались .
  • 25 января 2016 года МиГ-31 разбился в Красноярском крае. Самолёт выполнял учебный полет в 40 километрах к северо-западу от города Канск. Пилоты катапультировались .
  • 26 апреля 2017 года МиГ-31 разбился в Бурятии в районе полигона Телемба. Оба пилота катапультировались .

Боевое применение

Музейные экземпляры

Изображения

В минувшую пятницу пилоты Центрального военного округа в ходе совместных учений сил авиации и ПВО установили рекорд беспосадочного полета на истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ. Самолеты с тремя дозаправками в воздухе преодолели 8 тысяч километров за 7 часов, перелетев из Красноярского края в Астраханскую область.

Охота на «Черного дрозда»

О двухместном перехватчике МиГ-31 вполне справедливо говорят, что это самолет, опередивший свое время. Этот первый советский самолет четвертого поколения, совершивший первый полет в 1975 году, в настоящий момент является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире. Он начал поступать в части ВВС в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире самолетом с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но F-14 уже находится «на заслуженном отдыхе».

В прошлом веке советский перехватчик был способен творить в небе чудеса, становясь надежным заслоном на пути любого нарушителя воздушных границ. После переоснащения авионики в модификации МиГ-31БМ, самолет способен уничтожать как аэродинамические цели, имеющие скорость 5 М, так и спутники на низких орбитах.

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был малоэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111, который был способен на сверхзвуковой скорости огибать у земли рельеф местности. Эта новинка компании General Dynamics была крайне опасна, поскольку оснащалась ракетами с ядерной боеголовкой.

Не столь опасным, но не менее неприятным стал разработанный по заказу ЦРУ разведчик SR-71 «Черный дрозд», развивавший феноменальную скорость в 3,2 М. И высотность у него была рекордная: практический потолок 26000 м, динамический — 29000 м. Ту-128 справиться с «дроздом», имея вдвое меньшую скорость и потолок на 10000 м ниже, был не в состоянии.

В конкурсе на создание перспективного перехватчика приняли участие ОКБ Микояна, Туполева и Яковлева. Проект Микояна был принят в 1968 году. Он предполагал существенное усиление, по сравнению с Ту-128, всех главных функций самолета: скоростных качеств, высотных, оружейных, электронных. Наряду с ОКБ Микояна в проекте в качестве соисполнителей приняли участие несколько ОКБ и НИИ. И по каждой функции был достигнут значительный прорыв.

Первый полет машины состоялся в 1975 году. Но еще три года доводили до ума важнейший элемент оборудования — РЛС с ФАР. Для испытания перехватчика с полной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Необходимо было, чтобы на встречных курсах цель и истребитель были разнесены более чем на 200 километров. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные в этом проекте ракеты Р-33 — 160 км. Истребитель обнаруживается на расстоянии 170 км.

Использование принципиально новой РЛС позволило увеличить до 24 количество обнаруживаемых целей и до 4 — сопровождаемых. Дальность сопровождения и ракетного обстрела у перехватчика новейшей модификации существенно возросли.

В перехватчике также было использовано теплопеленгационное устройство 8ТК, позволяющее обнаруживать цель по излучению работающего двигателя на расстоянии 56 км. Теплопеленгатор позволял осуществлять поиск в пассивном режиме, с выключенной РЛС, он также был подключен к системе управления вооружением.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

Всего было выпущено более пятисот перехватчиков. Группа из четырех самолетов была способна полностью контролировать воздушное пространство протяженностью в 900 километров по фронту. Так что граница была на замке. Правда, это не помешало Русту на «туристическом» самолете приземлиться на Красной площади. Но там были не технические, а политические причины.

Упущенные шансы ВПК США

У США были две возможности превзойти Советский Союз в области перехватчиков. Но они не были использованы. В середине 60-х годов на базе «Черного дрозда» компания «Локхид» построила два прототипа перехватчика F-12A. Самолет обладал максимальной скоростью 3220 км/ч и практическим потолком в 24500 м. И дальность без дозаправок была прекрасной — 4200 км. Вот только РЛС была слабовата. Но разрабатывавшаяся специально для этого самолета ракета должна была лететь на 210 км. Однако в связи с громадными расходами на Вьетнамскую войну проект был закрыт. И даже работы по созданию ракеты прекратили.

Чуть позже «Дженерал Динамик» начал создавать на базе истребителя с изменяемой геометрией крыла F-111 перехватчик F-111B. Было построено уже 5 прототипов. Но конструкторы не смогли втиснуть самолет в жесткие массогабаритные рамки. А они были жесткими, поскольку эта машина должна была эксплуатироваться на авианосцах для отражения воздушных атак.

В 1974 году компания «Грумман» начала оснащать ВВС США перехватчиками F-14 Tomcat палубного базирования. В связи с чем задачи перед F-14 и МиГ-31 были поставлены не идентичные. «Американец» должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и возможность вступать в воздушный бой с неприятелем. Советский самолет контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

Поэтому «американец» с большим успехом способен выполнять неустановившиеся развороты — элемент воздушного боя, когда разворот на противника выполняется с потерей скорости и с большими ускорениями. При установившемся же развороте, одном из главных маневров перехватчика, у МиГ-31 показатели выше, чем у F-14.

Летные характеристики МиГ-31 оказались существенно выше. Скорость 3000 км/ч против 2485 км/ч, практический потолок 20000 м против 16000 м.

Исходя из этого у F-14 гораздо ниже предельный рубеж перехвата — удаление цели, когда перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить цель. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

Щелевая антенна с механическим сканированием РЛС F-14 мощнее, поэтому дальность обнаружения у нее на 10% выше. Однако это преимущество не только компенсируется, но и превосходится за счет более точной и быстродействующей РЛС «Заслон» с ФАР у МиГ-31. Точность определения координат в несколько раз выше. То же самое относится к зоне одновременного пуска ракет по нескольким целям. F-14 может одновременно наводить 4 ракеты, МиГ-31 — 18. Величины несоизмеримые.

А вот ракета на «американце» — AIM-54 «Феникс» — была более дальнобойная — 185 км. Но невозможность подсветки американской РЛС сразу нескольких целей привела к тому, что ракета получилась очень сложной и дорогой. Полмиллиона долларов в ценах 70-х годов. Это при том, что весь перехватчик стоил 20 млн. При этом «Феникс» обладает и лучшими перегрузочными характеристиками, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км.

Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, расположенные на расстоянии 400 км, истребители — 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно атакуются 8.

Также на самолет устанавливается современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.

Для модификации МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям, в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.

Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика.

В настоящее время в России идут работы над 60 перехватчиками МиГ-31, - они модернизируются до стандарта МиГ-31БМ. Весь процесс должен занять около восьми лет. Модернизация включает в себя новую авионику, цифровые каналы передачи данных, улучшение радара и кабины (цветные многофункциональные дисплеи), а также новые мощные системы управления огнем, позволяющие использовать новейшие "умные" бомбы, ракеты класса "воздух-воздух" и противорадиолокационные ракеты. Новая РЛС имеет дальность обнаружения 320 километров и способна одновременно сопровождать до 10 целей.


Эти обновления пришлись как раз вовремя. Четырнадцать месяцев назад Россия прекратила полеты всех своих МиГ-31 после катастрофы одного из них. Около 200 самолетов, находящихся в эксплуатации, были тщательно досмотрены с целью выявить общий дефект, способный привести к катастрофе других самолетов этого типа. Такой дефект обнаружен не был. В целом, самолеты МиГ отличаются отсутствием такого рода проблем.

МиГ-31 пришел на замену МиГ-25, который был разработан для борьбы с американскими бомбардировщиками B-70 и разведчиками SR-71. Когда в 1967 году Соединенные Штаты отменили программу Б-70 (она оказалась слишком дорогой и было принята концепция, в соответствии с которой бомбардировщики должны быть скоростными и низколетящими, нежели скоростными и высотными), СССР продолжил работу над МиГ-25 и стал использовать его для ведения разведки. МиГ-25 оказался отличным самолетом-разведчиком, способным летать выше и быстрее, чем другие истребители, используемые для этих задач, хотя и не так высоко, как американские U-2 и SR-71. Соединенные Штаты не продавали эти самолеты никому, в то время как СССР заработал немало денег на продаже МиГ-25 любому, кто мог это себе позволить. СССР также зарабатывал на обучении экипажей из двух человек, необходимых для пилотирования этого самолета.

В МиГ-31 были учтены многие недостатки МиГ-25, благодаря чему он превратился в очень впечатляющий перехватчик. 46-тонный самолет оснащен пассивными датчиками (которые имеют радиус действия в 200 километров), а также наводимыми по радару ракетами Р33 с дальностью действия 150 километров. Также самолёт способен нести другие ракеты и "умные" бомбы. МиГ-31 - не очень маневренный самолет, но зато очень скоростной (развивает скорость до 3000 километров в час). Как и МиГ-25, он не обладает большим радиусом действия (боевой радиус 720 км). Нынешняя версия МиГ-31М, на самом деле, аккумулировала в себе обновления, которые ведутся момента распада Советского Союза в 1991 году. С тех пор были модернизированы около 200 из оставшихся 350 МиГ-31. В последние несколько лет флот МиГ-31 получил намного больше финансирования, и уровень их боеготовности вырос от менее чем 25 процентов до более чем 75 процентов.

В 1980-х годах было построено около 500 МиГ-31 и эти самолеты остаются основой ПВО России, по крайней мере в качестве перехватчиков. Однако флот МиГ-31 неравномерно распределён по огромным границам России. Как правило, эскадрильи МиГ -31 сосредоточены в районах, где они могут столкнуться с современным противником (Китай и Европа). Ещё сотни МиГ-31 находятся на хранении и при необходимости могут быть отремонтированы и модернизированы до уровня МиГ-31М или 31БМ.