Обереги

Теоретические подходы к исследованию воли. Исследование воли

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава I. Изучение воли в психологии

1.1 Определение понятия «воля»

1.2 Волевая регуляция поведения

1.3 Классификация волевых качеств

Глава II. Экспериментальное исследование силы воли школьника

2.1 Описание хода исследования и анализ полученных данных

2.2 Выводы по главе

Заключение

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

Введение

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII - XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принималось в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Многие ученые, такие как Е.П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, исследовавшие психологию подросткового возраста, обращали внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста.

Цель данной работы - изучение влияния силы воли на воспитание и развитие школьника. Цель работы определяет решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие воли в психологии;

2. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

3. Исследовать методы, влияющие на повышение уровня волевого развития.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования :

теоретический анализ методологической и психологической научной литературы по анализируемой проблеме;

методика Н. Н. Обозова «Волевой ли ты человек »

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I . Сущность воли и её особенности

1.1 Определение понятия «воля»

воля психология регуляция подростковый

ВОЛЯ - сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Проявление воли (точнее было бы -- «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества -- это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,--это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля -- это способность человека достигать созн а тельно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия . Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим поведением -- важное качество зрелого, взрослого человека. Л. С. Выготский говорил, что мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением».

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

1.2 Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Их можно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициации деятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил на это уже не осталось.

1.4 Классификация волевых качеств

На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй -- выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.

В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе -- выдержку, выносливость, терпение.

Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.

В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная -- в ее процессуальности, энергетическая -- в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная -- в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному -- настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому -- решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному -- принципиальность.

Эта классификация тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость -- твердость, самостоятельность -- независимость, самообладание -- решительность, отвага -- мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию

Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.

Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.

К основным П А. Рудик и Е. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.

Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними (поддерживающие).

Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость

В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.

Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной).

Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.

К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.

Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В К Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.

Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.

Глава II . Экспериментальное исследование силы воли подростка

2.1 Описание хода исследования и анализ полученных данных

Для выявления силы воли у школьников была использована методика Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли», которая состоит из 15 вопросов. В ней принимали участие двадцать учеников 8 класса. Результаты были подсчитаны следующим образом: за ответ «да» - 2 балла, за «не знаю» или «сомневаюсь» - 1 балл и за «нет» - 0 баллов. В Таблице 1 приведены общие результаты ответов.

Таблица 1

Результаты опроса показали, что большинство школьников имеют большую «силу воли», а на втором месте - школьники, обладающие средней «силой воли».

Также следует отметить, что сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. На мой взгляд, это может быть обусловлено тем, что у мальчиков развитие взрослости связано с их активной ориентацией

на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.

Волевые качества школьниц не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.

2.2 Выводы по главе

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. 2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности -- моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек--хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

I . Упражнения для развития волевой регуляции.

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого произойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения и настойчивое желание изменить существующее положение дел.

2. Как можно живее представьте себе все преимущества, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого получат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вызовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.

3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представьте, как вы твердо и решительно шагаете, как решительно ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.

II. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни.

Следующая группа упражнений на развитие воли основана на использовании бесчисленного числа возможностей, которые таят в себе каждодневные заботы и обязанности. Таким упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за десять-пятнадцать минут до обычного времени. То же самое можно сказать и об утреннем одевании, если поставить перед собой задачу производить каждое движение сосредоточенно, быстро и точно однако не торопясь. При этом можно в себе развить очень важное в быту свойство - научиться "торопиться не спеша". Современная напряженная жизнь со всеми ее стрессами заставляет нас спешить даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости, просто в силу привычки.

Торопиться без суеты не просто, но вполне возможно. Если этому научиться, вы сможете действовать эффективно и добиваться хороших результатов без напряжения и чрезмерной усталости. Такое умение дается нелегко. Оно требует почти расщепления личности - на того, кто действует, и того, кто в то же время наблюдает за этими действиями. Но даже если вы просто постараетесь сделать это, такая попытка станет хорошим способом развития воли.

Точно так же и в течение всего остального дня - будь это на службе, на производстве или дома - можно выполнять многочисленные упражнения для развития воли, которые одновременно помогут вам выработать определенные необходимые качества. Научиться, например, сохранять в себе душевный покой и "осознавать себя" во время рутинной работы, вне зависимости от того, насколько она скучна и утомительна. Или управлять своими чувствами и контролировать выражение нетерпения, сталкиваясь с небольшими неприятностями и раздражающими факторами, как, например, когда вы едете в набитом транспорте, ждете, когда откроется дверь, или видите ошибки подчиненных или несправедливость со стороны начальства.

И уже позже, в конце дня, дома, нам представляется масса возможностей для подобных упражнений: можно стараться контролировать себя, когда у вас возникает желание дать волю плохому настроению, которым вы обязаны какому-то раздражению, заботам или неприятностям на работе. Попытайтесь спокойно воспринимать происходящее и улаживать все домашние неурядицы. Bo время еды можно выполнять упражнение, полезное не только для воспитания воли, но и для здоровья: контролируйте желание или импульсы быстро есть, когда думаете o работе, и т.д. Необходимо заставить себя хорошо пережевывать пищу и есть в спокойном, расслабленном состоянии. Вечером нам открываются новые возможности для тренировки воли, например, не поддаваться соблазнам, которые отвлекли бы нас от выполнения задуманного.

И на работе, и дома мы должны, если это возможно решительно прекращать работу, почувствовав, что устали, и останавливать в себе стремление ускорить темп, чтобы быстрее ее закончить. Вместо этого лучше дать себе возможность по-умному отдохнуть. Гораздо полезнее сделать короткий перерыв, только почувствовав усталость, чем потом, переутомившись, отдыхать долго. Когда в промышленности были введены короткие и частые перерывы для отдыха, это заметно повысило производительность труда.

Во время такого отдыха достаточно сделать несколько физических упражнений или расслабиться, прикрыв на несколько минут глаза. Усталость, вызванная умственной работой, обычно лучше всего снимается физическими упражнениями, хотя каждый сам на опыте должен выяснить, что ему больше подходит. Одним из достоинств таких частых и коротких перерывов является то, что человек не теряет интереса и стремления к совершаемой работе и одновременно преодолевает усталость и нервное напряжение. Упорядоченный ритм деятельности обеспечивает гармонию нашего существования, а гармония является универсальным законом жизни.

Для тренировки воли полезно стараться ложиться в определенное время, решительно прекращая увлекательное чтение или интересную беседу. Трудно, особенно в начале, добиться успеха во всех этих упражнениях, и, если взяться сразу за все одновременно, это легко приведёт к тому, что у вас опустятся руки. Потому лучше начать с нескольких упражнений, которые бы равномерно охватывали весь день. Когда вы добьётесь успеха в них, добавьте новые, что-то замените, что-то измените. Выполняйте упражнения заинтересованно и с удовольствием, отмечая удачи и неудачи, записывая все свои достижения и поражения и стараясь относиться к ним со спортивным задором. Так вам удастся избежать слишком жесткой и заорганизованной жизни; вы можете сделать интересным и ярким то, что иначе превратилось бы утомительные обязанности.

У п ражнение IV. Физические упражнения для воспитания воли.

Физические упражнения могут быть весьма эффективны, если их использовать специально для развития воли. Как сказал французский писатель Жиле (Gillet), "гимнастика является начальной школой для воспитания воли... и служит образцом воспитания ума". На самом деле, любое физическое движение есть акт воли, приказ, данный телу; и настойчивое повторение этих актов, производимое сосредоточенно, старательно и терпеливо, тренирует и закаляет волю. При этом возникает ощущение физической энергии, усиливается кровообращение - конечности становятся теплыми, подвижными и послушными. Все это создает ощущение моральной силы, решительности и совершенства, которые повышают тонус воли и способствует увеличению ее энергии. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что наибольшую пользу эти упражнения принесут только в том случае, если мы будем их делать единственной или, по крайней мере, главной целью - воспитания воли.

Упражнения нужно выполнять с большой точностью и вниманием. Нельзя, чтобы они были чересчур энергичными или слишком расслабленными. Каждое движение или серия движений должна выполняться с живостью и решительностью. Наиболее подходящие для этих целей спортивные упражнения не должны иметь силовой или слишком возбуждающий характер, здесь скорее подходят упражнения, требующие от человека терпения, спокойствия, ловкости и мужества. Они должны допускать возможность прерваться и предполагать разнообразие движений.

Для тренировки воли подходит большинство спортивных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хороши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас нет возможности заниматься одним из этих видов, всегда можно подобрать физические упражнения, которые годятся для уединенных занятий дома.

Заключение

Тема данной работы - «Воспитание и развитие воли у школьника». Проблемами данной темы занимались такие ученые как П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна и другие.

Цель - изучить влияние силы воли на воспитание и развитие школьника.

В данной работе было охарактеризовано понятие «воля», были перечислены этапы волевого акта, была дана классификация волевых качеств.

Во второй главе данной работы было проведено исследование, целью которого было выявление «силы воли» у школьников. Было установлено, что большая часть испытуемых имеют большую «силу воли», а меньшая часть - «среднюю волю». Были описаны приемы и методы самовоспитания воли.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться..

Таким образом, воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.

Библиография

1. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 400 с.

2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. - 240 с.

3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981.- №1. - 150 с.

4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 1989. - 120 с.

5. Выготский Л. С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 1983. - 225 с.

6. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. - 75 с.

7. Гоноблин Ф. Н. Психология. Учебное пособие. - М., 1976. - 65 с.

Джемс У. Психология. - М., 1991. - 198 с.

8. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 1985.- 230 с.

9. Иванников В. А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 110 с.

10. Ивашкин В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991.- 203 с.

11. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.- 315 с.

12. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности.- Тбилиси, 1989. - 85 с.

13. Калин В. К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989. - №2

14. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1997.-с. 17

15. Немов Р. С. Психология. Кн.1. - М., 1995. - 450 с.

16. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник Спб. - 1995. - №3

17. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - М., 1989. - 78 с.

18. Петяйкин И. П. Психологические особенности решительности. - М., 1978. - 79 с.

19. Платонов К. К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984. - 120 с.

20. Прядеин В. П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 45 с.

21. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977. - 94 с.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 1999. - 430 с.

23. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. - М., 1973. - 67 с.

24. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992. - 78 с.

25. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. - Рязань, 1992. - 320 с.

26. Селиванов В. И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986.- 138 с.

Приложение 1

Самооценка силы воли

На приведенные ниже 15 вопросов можно ответить «да» - 2 балла, «не знаю» или «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник

1 В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2 Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3 Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4 Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5 Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером?

6 Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7 Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8 Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9 Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач?

10 Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11 Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12 Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел?

13 Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14 Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15 Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация данных

Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей.

13-21 очко. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Приложение 2

Испытуемый

Ср. значения мальчиков

Ср. значения девочек

Алексеева В.

21 - большая «сила воли»

Васильев Н.

22 - большая «сила воли»

Гаврилова Н.

13 - средняя «сила воли»

Дмитриев Е.

24 - большая «сила воли»

Егорова Ю.

10 - слабая «сила воли»

Иванова О.

14 - средняя «сила воли»

Крылов Б.

19 - средняя «сила воли»

Михайлов А.

21 - средняя «сила воли»

Орешникова Е.

21 - большая «сила воли»

Петрова Т.

22 - большая «сила воли»

Покровский Н.

29 - большая «сила воли»

Рыбкин С.

22 - большая «сила воли»

Толокнов П.

24 - большая «сила воли»

Павлова Т.

18 - средняя «сила воли»

Самылкин П.

19 - средняя «сила воли»

Тимофеев А.

24 - большая «сила воли»

Скупова П.

13 - средняя «»сила воли

Уваров Р.

22 - большая «сила воли»

Фролова С.

16 - средняя «сила воли»

Шишкина Л.

18 - средняя «сила воли»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии. Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции. Экспериментальное изучение особенностей этой сферы у детей подросткового возраста во взаимосвязи со свойствами и качествами личности.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2014

    Воля как активный процесс принятия решения. Механизмы поведения человека. Воля как волюнтаризм. Воля как "свободный выбор". Понятие о воле как о детерминанте поведения человека. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2012

    Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте. Психологические особенности воли. Формирование волевых качеств. Признаки волевого акта. Содержание волевой регуляции (силы воли) в психологии. Лабильность как свойство волевого усилия.

    реферат , добавлен 11.11.2016

    Понятие воли как способа преодоления сопротивления, а также других желаний и потребностей на пути к намеченной цели; ее теории и функции. Волевая регуляция поведения человека и ее механизм. Определение данных качеств личности; развитие воли у человека.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Природа воли. Волевой процесс. Патология и психология воли. Волевые качества личности. Участие воли в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Проблема воли школьника, гендерных различий волевой регуляции и волевых качеств детей. Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста. Построение дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Воля как свободный выбор, произвольная мотивация, форма психической регуляции. Этапы изучения воли. Классификация волевых качеств личности. Нарушения произвольного управления психическими процессами и развития волевой сферы у умственно отсталых детей.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2013

    Понятия воли и волевого действия. Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции. Характеристики и виды волевого усилия человека.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Характеристика физиологических и мотивационных аспектов волевых действий. Основные психологические теории воли, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, преодоление внутренних и внешних трудностей. Проблема "бессознательного".

Прежде чем переходить к обсуждению отдельных теорий и проблем психологии воли, хотелось бы отметить неудовлетворительное состояние этого вопроса в современной психологии. Проблема воли, длительное время занимавшая значительное место в психологических концепциях, теряет свою актуальность. В современных учебниках по психологии не всегда встретишь соответствующий параграф, где бы обсуждалось темы, имеющие отношение к волевому действию, волевым качествам личности, волевой регуляции.
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .
Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли (см. Хрестомат. 12.1 ).
1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Так, например, в исследованиях, посвященных запоминанию, устанавливается ассоциативная связь между объектами А и В таким образом, что если я слышу А, то воспроизвожу В. Но естественно выглядит и обратная последовательность, т.е. если В, то А. В первом случае человек действует непроизвольно, а во втором, где действует закон обратимости ассоциаций, произвольно. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. Так, Эрих Фромм полагал, что когда родители ведут себя агрессивно по отношению к своему ребенку (прибегая к такому механизму "бегства от свободы", как садизм), они нередко оправдывают свое поведение словами: "Я это делаю, потому что тебя люблю". Ребенок устанавливает ассоциативную связь между наказанием и проявлением любви в виде вербального высказывания. Повзрослев, юноша или девушка (по принципу обратимости ассоциаций) будут ждать от своего партнера, сделавшего признание в любви, садистических поступков. Это ожидание будет иметь целенаправленный характер.
По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.
Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.
Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.
Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.


  • 2. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:
    • мотивационный подход;
    • подход свободного выбора;
    • регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.
Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана и А. Шопенгауэра. О шопенгауэровском пессимизме было сказано немало слов. Вот оценка, данная теории А. Шопенгауэра Л.И. Шестовым: "Возьмите хотя бы Шопенгауэра: кажется, в философской литературе мы не найдем никого, кто бы так настойчиво и упорно доказывал бесцельность нашей жизни, но, с другой стороны, я затрудняюсь назвать философа, который сумел бы так заманчиво соблазнять людей таинственной прелестью доступных и недоступных нам миров" (Шестов Л.И., 1993. С. 281). Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле - вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.
Такое же приблизительно понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова . Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.
Воля как начальный момент мотивации действия - предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли. Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).
Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.
Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.
Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.
Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.
Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.
Л.С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др. В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. "Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три", то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать… И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими" (Выготский Л.С., 1982. С. 465 ). В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, придти к ее осмыслению.
Мы рассмотрели одно из направлений в исследовании воли - мотивационный подход. Его достоинством было исследование воли как самостоятельного психического феномена, недостатки состоят в том, что объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного источника: исходили то из телеологических интерпретаций, то из естественно-научных, то из причинно-следственных.

Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой - свободы выбора. Причинность материального мира сопоставлялясь им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. "Короче говоря, парадокс свободной воли разрешается, а вернее сказать, устраняется в системе Канта очень просто. Стремление Воли к самоуничтожению существует лишь в мире явлений. Но в этом мире нет свободы, нет свободной воли, стало быть, последняя никакой ответственности за этот парадокс нести не может (и он по сути дела оказывается не более чем видимостью). Что же касается того мира, где она обитает, - мира вещей самих в себе, - то в нем властвует "закон долга", категорически препятствующий тому, чтобы одна свободная воля каким бы то ни было образом ограничивала, а тем более уничтожала другую" (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 13).
Кроме философской точки зрения, существует ряд психологических трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У. Джемс считал, что основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.).

Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями. Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе.
Исследования регуляции психических процессов, осуществленные в рамках проблемы воли, породили совершенно самостоятельное направление в психологии, занимающееся проблемой саморегуляции личности. Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения, состояний и чувств.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два ас­пекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози­ции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире , прежде всего, признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формирова­нии логического заключения.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.

Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения , когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление про­блемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следо­вать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг аб­солюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальны­ми обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны­ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо­жет отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж.П.Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтан­ный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т.д.

Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представителя вида Homo Sapiens от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет толь­ко внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.

Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в непо­нимании того, что человек, совершающий определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание пре­вращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем - в безумие.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И.П.Павлову , который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту­пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, - писал он, - всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот­ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни».

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников - один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной . Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.Ю.Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной Павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам дастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях ? В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

I уровень - осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования. Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.

  • 9. Проблема интеллекта животных
  • 11. Формирование трудовой деятельности. Системогенез. Действие, операция как элементы анализа трудовой деятельности.
  • 12. Предмет и задачи психологии труда. Определение психологии труда. Связь психологии труда с др. Науками.
  • 13. Динамика формирования трудовой деятельности. Оперативный образ и концептуальная модель. Индивидуальный стиль деятельности.
  • 14. Виды речи. Внутренняя речь и мышление. Речевое высказывание. Его порождение и понимание.
  • 15. Нарушение психики при шизофрении и их проявления в патопсихологическом эксперименте.
  • 4 Формы шизофрении (Крепелин)
  • 16. Теоретические основы психодиагностики.
  • 17.Проблема порога ощущения и его измерения.
  • Абсолютный порог чувствительности
  • Дифференциального порога Дифференциальный порог чувствительности
  • 20. Предмет и задачи клинической психологии. Её практическое значение.
  • 22. Основные проблемы психологии внимания и практическое значение их решения.
  • 23. Проблема разграничения психической патологии и нормы.
  • 24.Общая характеристика эксперимента как методы, его виды.
  • 25.Организация и планирование экспериментального психологического исследования.
  • 1. Определение целей исследования
  • 2. Фиксация и осознание проблемы исследования
  • 3. Формировка рабочей концепции исследования
  • 4. Формулировка гипотез исследования
  • 5. Подготовка аналитических процедур и инструментария. Как будем проверять?
  • 6. Планирование, организация эксперимента и его проведение.
  • 7. Обработка и интерпретация результатов.
  • 8. Научный отчет, рукопись статьи, монография и т.Д.
  • 26. Мотивация трудовой деятельности
  • 27. Проблема малой группы в социальной психологии.
  • 28.Русская психология
  • 9. Павлов и.П.
  • 2. Ушинский
  • 3. Каптерев
  • 4. Лазурский
  • 29. Психологические особенности больных - олигофренов.
  • 30.Проблема психологических защит личности.
  • 31.Французская психология конца 19-начала 20 века.
  • 33. Виды мышления и различные основания для классификации.
  • 34. Современные проблемы психологии памяти.
  • 35. Этические принципы психологического обследования.
  • 8. Принцип безличностного отношения с клиентами.
  • 36. Проблема влияния группы на личность в социальной психологии. Понятие конформизма и нонконформизма.
  • 38. Проблема типологии личности.
  • 39. Немецкая психология первой половины 20 в.
  • 41. Теории эмоций в психологии.
  • 42. Личность в теории классического психоанализа
  • 43. Методы исследования личности.
  • 44. Принципы организации психологического исследования
  • 4. Принцип единства психического и физиологического
  • 47. Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера
  • 48. Восприятие как познавательный процесс.
  • 49. Влияние личности на группу. Лидерство в малых группах.
  • 50. Гуманистическое направление в психологии.
  • 51. Методы психологического исследования.
  • 52. Предмет и задачи педагогической психологии.
  • 53. Мышление как познавательный процесс.
  • 54. Психология половых различий
  • 55. Теории воли в психологии
  • 56. Основные этапы создания теста.
  • 1. Разработка первичной формы теста.
  • 2. Психометрическая проверка теста.
  • 3. Расчет нормативных показателей.
  • 58. Психология толпы. Паника.
  • 59. Принципы строения мозга. (Лурия)
  • 60. Научение у животных
  • 61. Семья как малая группа и характеристика основных функций семьи.
  • 62. Проблема аттракции в психологии семейно-брачных отношений.
  • 63. Мотивация учебной деятельности.
  • 64. Мозговая организация зрительного восприятия. Сенсорный и гностический уровни. Виды нарушений зрительного гнозиса, проблема агнозий.
  • 65. Связь языка с мозгом. Афазия как нарушение речи. Виды афазий.
  • 66. Одаренность, гениальность, талант.
  • 67. Психологическое строение семьи. Основные подходы.
  • 68. Предмет, структура и научный статус социальной психологии.
  • 69. Определение науки «психогенетика». Предмет, задачи. Основные методы.
  • 70. Генотип-средовая детерминация интеллекта
  • 72. Дискуссия как форма организации обучения. Правила и стратегии ведения групповой дискуссии. Умения, необходимые ведущему дискуссии.
  • 73. Типы организаций, динамика организационного развития.
  • I. В основе доминирования принципа выделяют:
  • II. Классификация по связи организации с внешней средой
  • III. Положение человека внутри организации.
  • 55. Теории воли в психологии

    Волю очень мало изучали, но очень рано нашли. Часто воля отождествлялась с эмоционально-потребностной сферой, характером, а как самостоятельная часть плохо изучена.

    3 этапа становления воли (Джемс выделяет триаду основных психических составляющих):

    Интеллект

    Чувство

    70-е годы – провал в изучении воли, 80-е – повышенный интерес к воле, в частности волевые регуляции. В отечественной психологии изучали волю в спорте, в космосе, военные разработки.

    Воля – регулирующая функция мозга, которая выражена в способности человека управлять свое поведение и способности, преодолевать препятствия на пути и цели (Селиванов).

    Воля - произвольное управление собственными движениями (Ильин).

    Исследование воли : нет прямой зависимости эффективности деятельности и волевого усилия; проблема отношения к исследованию; трудности, связанные с тесной взаимосвязью эмоций и воли; проблема оценочного критерия, данные загрязнены рядом факторов.

    Виды методов .

    1. Экстенсивные – различные виды экстенсивной оценки волевых качеств, краткосрочный эксперимент.

    2. Экспериментальные

    а) естественный эксперимент

    б) лабораторный эксперимент (нр., прыжок с закрытыми глазами через пламя).

    Теории воли

    Автономные – рассмотрение воли как самостоятельного психического феномена

    Гетерономные – воля связана с другими психическими проявлениями или частный случай.

    Классификация Ильина:

    1. волюнтаризм – Скотт, Шопенгауэр, Гертман – воля – самостоятельная сила психики, стоящая надо всеми психическими процессами

    2. воля как свободный выбор (Спиноза, Локк, Джемс, Челпанов)

    3. воля как произвольная мотивация. Родоначальник –Аристотель: предложил отличать действия – под давлением (желанием) и произвольно выполняемые.

    Левин – 2 типа поведения:

    1) детерминированное полем

    2) волевое поведение

    В качестве движущей потребности – квазипотребности. Существует несколько вариантов этой теории:

    Отождествление мотивации и воли

    Тесная взаимосвязь. Воля – механизм выбора мотивов, как процесс обслуживающий мотивационную сферу (Левин, Корнилов, Мясищев)

    Воля и мотивация не связаны (Узнадзе, Чхартишвили)

    Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

    Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения - источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

    Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом волевых действий.

    Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

    Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

    В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.

    Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке.

    Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы.

    Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающим эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.

    Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

    В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

    Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.

    По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий.

    В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.