Любовь и отношения

Социальное развитие и их виды. Понятия «социальные изменения» и «социальное развитие

19 января 2006 года Распоряжением правительства Российской Федерации утверждена Программа социального развития России на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и план действий правительства России по ее реализации в 2006 году.

Значительные усилия правительство направляло на совершенствование и обновление социальной сферы. Был проведен ряд важных социально-экономических реформ - пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), монетизация льгот (2005 г.), реформы трудовых отношений и т.д. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличился размер минимальной оплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ начал расти. В 2,5 раза возросли реальные доходы и пенсии. Однако их размер оставался на достаточно низком уровне. За этот период в 2 раза сократилась безработица и уровень бедности среди населения, уменьшалась численность населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 г. до 18% в 2004 г.).

Индекс развития человеческого потенциала в России увеличился с 0,782 (2000 г.) до 0,802 (2005 г.). По этому показателю Россия вошла в список стран с высоким уровнем человеческого развития. В то же время по результатам международных сопоставлений Россия опустилась с 57 места (доклад 2004 г.) на 67 (доклад 2007 г.). Средняя продолжительность жизни в России по-прежнему оставалась меньше, чем в развитых странах. Численность населения России продолжала сокращаться, однако темпы сокращения несколько замедлились. С 1999 по 2007 г. средняя продолжительность жизни населения России увеличилась с 65,9 до 67,5 лет.

В 2005 г. началось осуществление четырех национальных проектов в социально значимых областях: "Здравоохранение", "Образование", "Доступное жилье", "Сельское хозяйство". В 2008 г. В. В. Путин заявил, что национальные проекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса. В президентском послании Федеральному собранию в 2006 г. он объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличение детских пособий, введение "материнского капитала" и т.п. Итогом явился демографический подъем.

Позитивный характер носили изменения в области науки, образования и здравоохранения (осуществлен ряд программ по оснащению медицинских учреждений новейшим современным оборудованием и др.), увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно наиболее перспективных направлений.

Характеризуя сложившуюся в итоге ситуацию в целом, прежде всего, следует отметить, что российская государственность, власть и управление, российский многонациональный народ, несмотря на некоторые характерные для последних лет положительные явления и процессы, переживают сейчас исключительно сложную и драматическую полосу своего исторического развития.

Основные усилия органов власти и управления РФ направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.

В 2006 году была разработана Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качество управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах.

Разработаны предложения по совершенствованию методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

С июня 2006 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» стартовал первый этап реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

С 1 июля 2006 года были полностью отменены ограничения в валютной сфере, препятствующие достижению полной конвертируемости рубля.

19 января 2006 Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Программа социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2006-2008 годов) и план действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году Программа и план действий определили ключевое направление деятельности Правительства Российской Федерации, обеспечивающее достижение стратегических целей развития страны, -повышение благосостояния населения на основе динамического и устойчивого экономического роста.

В 2007 году осуществлялись системные меры, направленные на стратегическое развития промышленности, в частности, подготовка новой редакции Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года.

Как результат, ситуация в России постепенно, медленно шаг за шагом начала меняться к лучшему. Сейчас страна не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку стран с наиболее развитой экономикой. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились доходы населения.

Таким образом, новому руководству страны в 2000- 2010 гг. удалось переломить негативные тенденции в экономической и социальной сферах, добиться определенной экономической и социально-политической стабильности в стране.


Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность.
Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии, по которым совершается это накопление, закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.
Принципиально важная характеристика социального развития - период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.
В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.
Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.
К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере - это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической - борьба антагонистических классов и их партий, в духовной - борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.
Сторонники структурного функционализма считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как «подвижное равновесие», которое может относиться к любой социальной системе. Задача Институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.
С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.
Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:
1) уровень производительности труда и благосостояние населения;
2) степень свободы личности.
Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.
Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном - качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности, в Институте социально-политических исследований РАН.
Второй критерий - степень свободы личности - в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.
Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.
Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распределения и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; средней продолжительности жизни; социальных и политических прав и свобод личности и т.д.
В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Социальное развитие личности

Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части вхождения человека в мир культуры и социальных отношений.

Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце

1970 – х гг. В.И.Бобневой.

Этим термином обозначался «процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения» (В.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).

Социальное развитие личности – это усвоение, переработки и реализации человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизация и индивидуализация личности.

Индивидуализация личности Типизация личности Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется субъективная картина мира.

Каждый этап социального развития человека характеризуется уникальным сочетанием процессов типизациии и индивидуализации.

Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные особенности между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых. В связи с этим мы разберем особенности социального развития, разделив их на два основных этапа. Первый этап объединяет детский и подростковый возраста. Второй этап – период взрослости. Этапы социального развития не привязаны к возрасту жестко. Но есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем интеллектуального развития.

Детский и подростковый период – это время бурных изменений как психическом развитии человека, так и социальном становлении, расширении и качественном изменении социально – психологических возможностей. Ребенок находиться во взаимодействии с окружающим миром, общается с различными людьми и группами: семьей, сверстниками и т.д. Он принимает нормы, ценности окружающего мира, а затем перерабатывает их, оценивает, изменяет, приспосабливая к своим индивидуальным и личностным особенностям.

Социальное развитие в дошкольном возрасте. Для этого периода характерно формирование моральных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок в этот период сверхнормативен. Он неуверен в собственной компетентности и очень восприимчив к усвоению норм и правил, диктуемых взрослыми. В этот период еще не развит произвольный контроль за собственными поступками, поэтому при отсутствии постоянного внешнего контроля, ребенок начинает выпадать из рамок правильного поведения. Здесь следует также отметить, что в этом возрасте очень силен механизм подражания. Дошкольник легко и с удовольствием копирует различные модели поведения, как хорошие, так и плохие.

Новый уровень развития для этого периода связан прежде всего с тем, что ребенок пытается стать независимым. Независимость проявляется в умении видеть различия между поступками сверстников или взрослых с собственным опытом, и противостоять авторитеты, поступая так как считаешь нужным. Для взрослого человека такое поведение ребенка нередко выглядит как простое непослушание. И является педагогической ошибкой полное подавление независимости и самостоятельности ребенка.

Социальное развитие младшего школьника . Важная задача этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям.

Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес указывает на удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к в формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. Готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем (М.Р.Битянова).

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка.

Социальное развитие в подростковый период . Именно в подростковом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются основные социально – психологические механизмы регуляции поведения. Известно, что именно к этому возрасту заканчивается формирование основных навыков и операций мыслительной деятельности, и именно в этом возрасте ребенок ориентирован на работу с абстрактными, обобщенными представлениями и системами понятий. В раннем подростковом возрасте ребенок очень сензитивен к усвоению обобщенных, отвлеченных социальных категорий и представлений. Подростки открыты для социального коллективного опыта. В среднем подростковом возрасте ребенок испытывает большую потребность активного индивидуального развития, самоутверждения, овладения «взрослыми» условиями жизни и деятельности. М.И.Бобнева и Е.В.Шорохова полагают, что «вслед за этапом сензитивности следует этап особого соотношения тенденций типизации и индивидуализации социального развития личности» Подросток стремиться, с одной стороны, быть «чьим – то», он испытывает потребность в аффилиации, хочет принадлежать к какой – либо группе, стремиться подражать какому- либо образу, идеалу. Одновременно действует тенденция к индивидуализации, проявляющаяся в стремлении к индивидуальному, непосредственному овладению социальным опытом, к личному участию в социальной жизни.

Лишь за этой стадией следует стадия собственно индивидуального социального развития личности. По мнению М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой, эту стадию нельзя четко определить каким – то возрастным промежутком. «Начало этой стадии почти всегда может быть связано с тем или иным сильным личным переживанием, потрясением, событием «катарсического порядка». Авторы стоят на той позиции, что не бывает «сглаженного», бесконфликтного переживания подросткового возраста. «Наиболее часто распространены случаи, когда изменение хода развития и оценивания ситуаций, событий, людей, всего накопленного опыта с новых позиций наступает вслед за столкновением личных планов, установок, представлений с реальной действительностью. К той же группе следует отнести и первый личный опыт собственно социальных отношений, решений, поступков и т.п. В той или иной форме фазы катарсических переживаний чрезвычайно существенны для социального развития личности».

По мнению Л.Колберга, путь к социальной зрелости начинается после 15 лет, но его начало конец трудно привязать к возрастным этапам. Суть фазы индивидуального социального развития – это формирование собственной точки зрения, личных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в прошлом опыте знаний социального порядка. У человека формируется отношение к своей социальной позиции, своим ориентациям, поступкам и планам. Это стадия социально развитого самосознания и социальной самооценки (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).Все это свидетельствует о начале формирования социальной зрелости человека.

Социальное развитие во взрослом возрасте . Социальное развитие и социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек является активным создателем собственного социального опыта. Два аспекта социальной жизни становятся особо значимыми во взрослом возрасте: личная жизнь и работа. Если личная жизнь продолжает быть актуальной с предыдущего периода социального развития, то работа как профессиональная деятельность является совершенно новой сферой социального развития. Взрослость – важный период творческой переработки накопленного социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве.

В отечественной социальной психологии социализация рассматривается с точки зрения усвоения социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий социализации является в данном случае отношение к трудовой деятельности. Г.М.Андреева предлагает выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В этой стадии выделяю два периода: ранняя социализация - это период от рождения ребенка до поступления его в школу и стадия обучения – включает весь период юности в широком понимании этого термина, т.е. к этой стадии относят весь период обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны. Эта стадия – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Поэтому этой стадии в социальной психологии придается особое значение. Послетрудовая стадия охватывает период жизни человека после окончания трудовой деятельности.

Несостоятельность линейного эволюционизма. Некоторые социологи отрицают социальное развитие как предмет социологического анализа. Утверждают, что сама проблема развития — это проблема философская или экономическая, в конце концов историческая, но не социологическая. С их точки зрения, предметом социологии могут быть только социальные изменения. Представляется, что такая крайняя точка зрения является неоправданной. Видимо, это своего рода негативная реакция на распространенные в прошлых веках, а отчасти и в наше время представления прямолинейного эволюционизма и прогресс и зм а.

Мыслители XVIII-XIX вв. (А. Кондорсе, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер) были одержимы идеями исторической эволюции и прогресса, линейного, однонаправленного и беспрерывного развития человечества по направлению к некоторой конечной цели — идеальному состоянию общества . Каждый новый этап в истории общества, в истории народов, с их точки зрения, есть этап именно такого развития, т. е. постоянного расширения власти человеческого разума над стихийными силами природы и законами социальной эволюции, этап усовершенствования форм организации социальной жизни, основанных на справедливости и индивидуальной свободе для всех. П. А. Сорокин в этой связи указывал: «В XVIII и XIX веках подавляющее большинство ученых, философов, представителей общественных и гуманитарных наук твердо верили в существование вечных линейных тенденций изменения социокультурных явлений. Основное содержание исторического процесса заключалось для них в развертывании и все более полной реализации этой «тенденции эволюции и прогресса», стабильной «исторической тенденции» и «закона социокультурного развития»... Вся общественная мысль XVIII и XIX веков отмечена верой в линейные законы эволюции и прогресса». При этом Сорокин выделял четыре варианта линейных теорий, в которых главная линия развития могла строиться: 1) по прямой; 2) волнообразно; 3) веерообразно; 4) спиралеобразно.

Русский философ и социолог С. Л. Франк, изгнанный, как и Сорокин, в 1922 г. из Советской России, высмеивая подобные представления, писал: «Если присмотреться к истолкованиям истории такого рода, то не будет карикатурой сказать, что в своем пределе их понимание истории сводится едва ли не всегда на такое деление: 1) от Адама до моего дедушки — период варварства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня — период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирной истории».

Нужно сказать, что и марксистская концепция последовательной смены общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм, включая социализм как первую фазу коммунизма) в значительной степени также основывалась на идеях линейного эволюционизма: каждая последующая формация представлялась безусловным, необходимым, хотя и крайне противоречивым, шагом вперед по пути социального развития.

Очевидно, что представления «плоского» эволюционизма, как показывали события в XX в., да и в предыдущие века, были большим упрощением истории, в которой имели место и элементы развития, и периоды застоя, регресса, разрушительные войны, чудовищные концлагеря, уничтожение миллионов неповинных людей и т. д. Однако отвергая упрощенное понимание развития как всеобщего, постоянного однолинейного движения к некоторому идеальному обществу, в то же время нельзя не признать, что социальное развитие существует в реальности, и оно может и должно быть объектом не только философских размышлений, но и предметом социологического анализа.

Социальные изменения и социальное развитие

Как уже говорилось выше, имеется существенное различие между понятиями « » и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» — иного характера. Оно применяется для обозначения либо процессов совершенствования, улучшения, усложнения, либо движения вспять, в обратном направлении. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и вссго общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях — теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособное™ их деятельности.

Социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня ит. п. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.

В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура». Это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой социальной инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры.

Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности. Этот вопрос, ввиду его особой важности, будет рассмотрен специально в приложении данной главы.

Нелинейный характер социального развития

Что означает нелинейность социальных изменений и социального развития. Как уже говорилось выше, эволюционизм XVIII — первой половины XX в. в своих наиболее радикальных вариантах полагал, что социальная эволюция как цепь общественных изменений имеет линейный, однонаправленный характер, с неизбежностью ведет к беспредельному прогрессу, что такой принцип эволюции универсален, распространяется почти на все социальные явления, что направление социальной эволюции в общем предсказуемо.

Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменении и социального развития более соответствует наблюдаемым процессам в обществе. Что оно означает?

Во-первых, схематическая последовательная цепь социальных изменений может выстраиваться не в одном, а в разных направлениях. Иными словами, «точка изменений» — бифуркация — это такая поворотная точка, после которой изменения и в целом развитие могут идти не в прежнем, а в совершенно новом, даже неожиданном направлении.

Во-вторых, нелинейность социальных изменений и социального развития означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. В жизни практически всегда существуют альтернативные варианты изменений и развития. В связи с этим субъект изменений находится в ситуации совершения выбора, и он становится ответственным за выбранный вариант.

В-третьих, цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствования или улучшения. От «точек изменения», которые могут сформироваться в самых неожиданных местах, движение может пойти в разные стороны, вплоть до регресса, упадка, разрушения.

Наконец, нелинейный характер социальных изменений означает, что в этих изменениях всегда следует предполагать последствия предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и не желаемые. Практическая жизнь показывает, что изменения второго ряда встречаются, к сожалению, гораздо чаще.

Конечно, акцентирование нелинейности изменений и развития в обществе не отвергает саму общую идею социальной эволюции как идею изменчивости социальных систем — социальных институтов, общностей, процессов и т. д. Вопрос в том, как представлять эту эволюцию в науке, с помощью каких теорий, моделей, понятий. В этом отношении важную роль может сыграть новая и быстро развивающаяся дисциплина — синергетика, которая занимается изучением нелинейных закономерностей развития сложных и сверхсложных самоуправляющихся систем.

И еще один вопрос, особенно актуальный для современного российского общества, — это вопрос сознательного, продуманного выбора собственной стратегии не просто выхода из того жесточайшего кризиса, который поразил страну, а основы социального развития российского человека, народа и государства на длительную перспективу.

Существует ли ? Как уже говорилось выше, эволюционисты XVIII — начала XX в. доказывали, что прогресс имеет всеобщий характер и проявляется в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Прогресс неостановим, колесо истории вспять обратить невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу через все препоны. Отсюда делались и делаются абстрактные оптимистические выводы о «светлом будущем», хотя, как правило, никто не представляет, в чем оно заключается и какими конкретными путями и способами может быть достигнуто.

Своего рода специфическая реакция на предыдущую систему взглядов — отрицание возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, отрицание самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими. Представители таких взглядов, базирующиеся главным образом на принципах позитивистской философии, обычно выносят проблему прогресса за рамки социальной науки. При этом они ссылаются на то, что попытка квалифицировать те или иные социальные изменения как проявления прогресса означает оценку этих изменений с точки зрения определенных ценностей. Такая оценка, доказывают они, всегда будет субъективной. Поэтому и понятие прогресса — тоже понятие субъективное, которому нет места в строгой науке.

Наличие крайних позиций и острые дискуссии вокруг применимости понятия «прогресс» к социальным изменениям и социальному развитию в значительной степени обусловлены тем, что само это понятие действительно несет в себе ценностный смысл, является оценочным. А, как известно, по вопросу о допустимости в научной социологии ценностных суждений мнения ученых опять-таки разделились. Одни из них выступают за то, чтобы считать уместным употребление в социологии ценностных суждений. Значительная часть западных социологов левых или левоцентристских ориентаций (Ч. Р. Миллс, Г. Маркузе, А. Голднер и др.) считают не только возможным, но и совершенно необходимым использование ценностных суждений и понятий в социальных науках, в том числе и в социологии. Исключение таких суждений и понятий лишило бы социологию и другие науки человеческого смысла, гуманистической направленности. Другие авторы, наоборот, ссылаясь на то, что ценностные суждения, ценностные оценки имеют субъективный характер, категорически отвергают возможность употребления таких суждений и оценок в научном социологическом исследовании. Вероятно, доля истины есть в обеих крайних позициях и, чтобы се выделить, необходимо в свою очередь освободить эти позиции от субъективных пристрастий.

Прежде всего нужно по возможности строго определить само понятие социального прогресса, его содержание. Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение качества жизни человека. Оно предполагает направленность общественного развития от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Трудно не согласиться, что в целом развитие общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Тут важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав (что зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека), усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных возможностей их решения. Наконец, необходимо назвать беспрецедентное развитие в последние три-четыре века образования, науки, техники, предоставивших современному человеку возможности гуманизировать и демократизировать свой образ жизни и социальные институты.

Вместе с тем важно не впасть в эйфорию такого оптимистического понимания прогресса. Дело в том, что чрезвычайно трудно перевести общетеоретическое понимание социального прогресса на конкретный язык социологии. Можно ли, к примеру, однозначно утверждать, что этапы преобразования законодательной власти в России в XX в. (Государственная дума в дореволюционной России, Верховный Совет — в советский период, Федеральное Собрание — в послесоветский период) являются этапами прогрессивного развития? А можно ли считать, что образ жизни современного среднего человека в развитой стране является более прогрессивным, чем, положим, образ жизни свободных людей (граждан) в античной Греции? Вопросы очень непростые.

К этому следует добавить, что в международной социологической литературе начала XX в. было значительно больше уверенности в наличии социального прогресса, чем в конце XX и в начале XXI в. В начале XX в. проблема прогресса живо обсуждалась практически всеми крупными социологами. Некоторые статьи на эту тему были опубликованы в сборнике «Новые идеи в социологии. Сб. третий. Что такое прогресс» (СПб., 1914). В частности, это статьи: П. А. Сорокина «Обзор теорий и основных проблем прогресса», Е. В. де Роберти «Идея прогресса», М. Всбсра «Эволюция и прогресс» и др. В конце 1960-х гг. известный французский социолог и философ Р. Арон издал книгу с символическим названием «Разочарование в прогрессе», в которой обосновывал мысль о невозможности осуществления на практике высоких идеалов, порождаемых прогрессом науки и техники, и о том, что это ведет к распространению социального пессимизма.

Видный современный западный социолог, президент (в 90-е гг. XX в.) Международной социологической ассоциации И. Валлср- стайн в этой связи делает весьма осторожное утверждение: «Представляется, что в моральном и интеллектуальном отношении гораздо надежнее допустить возможность прогресса, но такая возможность не будет означать его неизбежности».

Противоречивый характер социального прогресса. При рассмотрении подобных вопросов, видимо, нужно прежде всего выделить некоторые сферы, области социальной жизни, относительно которых можно прямо сказать о неприменимости понятия прогресса к этим областям, хотя они и подвержены значительной эволюции. Этапы в эволюции этих областей никоим образом нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Сюда относится прежде всего область искусства. Искусство как социальный институт не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям. Однако понятие прогресса неприменимо для рассмотрения художественной, эстетической сторон искусства. Как можно применять его, к примеру, для сравнения Эсхила и Л. Толстого, Данте и Пушкина, Чайковского и Прокофьева и т. д. Можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства. Гусиное перо, авторучка, пишущая машинка, персональный компьютер; простая граммофонная пластинка, долгоиграющая грампластинка, магнитная лента, CD; рукописная книга, печатная книга, микрофильм и др. — все эти линии в определенных отношениях можно считать линиями технического прогресса. Но они, как это очевидно, не затрагивают художественную ценность, эстетическую значимость произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений. Видимо, к ним относятся мировые религии. Эволюция фундаментальных философских систем за время интеллектуальной истории имеет место, но оценивать эту эволюцию в понятиях прогресса-регресса относительно философского содержания (не политических позиций авторов) вряд ли возможно.

Вместе с тем следует выделить и такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно точно может быть квалифицировано как прогресс. К ним относят в первую очередь науку, технику, технологию. Каждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии являются шагом и этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось понятие научно-технического прогресса.

Но наиболее часто социолог сталкивается с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но он осуществляется очень противоречиво. Нужно сказать, что социология должна видеть все разнообразие типов социальных изменений. Прогресс не является единственным типом. Существует регресс , по своей направленности противоположный прогрессу. Это развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Наряду с этими типами существуют и так называемые тупиковые линии развития , приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур. Примерами могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций в истории общества.

Противоречивый характер социального прогресса проявляется и в том, что развитие многих социальных структур, процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях и к отступлению, возврату назад в других направлениях; к совершенствованию, улучшению в одном и деструкции, ухудшению в другом; к прогрессу в одних отношениях и к регрессу или тупикам в других.

Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показателях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп, слоев населения, отдельных личностей. Главную роль тут играет удовлетворенность социальных групп происшедшими или происходящими изменениями. Если то или иное социальное изменение имеет негативные последствия для положения, статуса некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оценивается ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от изменений выигрывает меньшинство, а проигрывает явное большинство. Классический пример последнего случая — совершенно противоположные оценки разными группами населения нашей страны результатов приватизации, проведенной в первой половине 1990-х гг. Как известно, приватизация (по меткому народному выражению — «прихватизация») неслыханно обогатила крайне незначительную часть населения, а у трети населения «доход» оказался ниже прожиточного уровня.

Гуманистический смысл критериев социального развития. По вопросу конкретных критериев социального развития также ведутся дискуссии между представителями разных социологических школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», говоря философским языком. Не менее важны и другие их стороны — их обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их виды, выявить движущие силы и т. д. Задача еще и в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигуманистический) смысл — ведут ли они к благосостоянию человека, его процветанию или ухудшают уровень и качество его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как правило в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. Так, в ИСПИ РАН была разработана обстоятельная «Система социальных показателей российского общества ». Она разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальную, социально-политическую, социально- экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, определяющие «фон» общественных отношений, социальные индикаторы как количественные характеристики общественных отношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой системной оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом.

В течение последних десятилетий в разных странах происходит активное развитие систем социальных, демографических, экономических, других статистических показателей и число таких показателей, выраженных в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и других формах, достигает уже нескольких сотен. При этом наряду с разработкой отраслевых показателей осуществляется их синтезирование, объединение для оценки общего уровня социального развития страны и для целей международных сопоставлений. Так, в России органами статистики разработана система единой социально-демографической статистики, которая может быть представлена в виде крупных отраслевых блоков, соответствующих стандартам международных сопоставлений: демографическая статистика; окружающая среда, урбанизация, жилищные условия; здравоохранение и питание; образование; экономическая деятельность населения; социальные группы и мобильность населения; доходы, потребление и благосостояние; социальное обеспечение; досуг и культура; использование времени; общественный порядок и безопасность; социальные отношения; политическая деятельность. Система таких показателей может служить основой комплексной оценки уровня социального развития того или иного общества и тех возможностей, которые оно предоставляет для развития человека.

Социальное формирование личности – естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности.

Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Данная глава предусматривает рассмотрение следующих проблем: социальное развитие человека; социальная активность человека как социально-педагогическое явление; особенности развития социальной активности подростков.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

  • закономерности, категории, принципы и методы социальной педагогики;
  • специфику социального развития;

уметь

Анализировать и изучать основные тенденции социального развития;

владеть

Системой знаний о формах и методах социального развития, сущности социальной активности личности как факторе социального развития личности.

Социальное развитие и социальная активность личности

Основные понятия : социальное развитие, социальная активность личности, педагогические особенности поэтапного развития личности, типы родительских отношений, активность и стратегия жизни личности, производственно-трудовая активность, социальная активность, трудовая социальная активность, общественно-политическая социальная активность, формы социальной активности.

Сущность социального развития человека

Развитие – это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменения личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания в определенной социальной среде. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера.

Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и др.

Под социальным развитием человека в общем смысле принято понимать процесс, при котором происходит усвоение традиций культуры и общества, в котором он растет, формирование ценностей. И семья как главная и основная его ячейка становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее. Именно для того чтобы восприятие окружающего мира индивидом впоследствии не стало искаженным, родители создают в доме правильную психологическую атмосферу – атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.

Социальное развитие человека – это длительный воспитательный процесс, в котором участвуют педагоги, родители, дедушки и бабушки. В процессе социального развития не все стороны дают правильную оценку того, как ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя с друзьями, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он получает социальное развитие и учится жить рядом с людьми, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Правильное социальное развитие ребенка создает его характер социально адаптированным, компетентным к жизненным ситуациям и определяет его будущее. По сути, будущее ребенка формируется сегодня, каким и кем станет ваше чадо определяет именно социальное развитие ребенка.

Что влияет на социальное развитие человека?

Как правило, социальное развитие человека, в первую очередь, происходит в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. То, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который, в свою очередь, определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. В одних семьях ценится "приспособленчество" – комфортное поведение, в других "конфликтность" – самостоятельность в принятии решения, в третьих "эгоистичность" – достижение собственного "Я".

В тех случаях, когда ребенок большую часть времени проводит в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники дошкольного образовательного учреждения. В одних случаях речь взрослых, в других – их пример оказывают влияние на формирование личности ребенка, стиль его мышления и поведения. Таким образом, ребенок приспосабливается к жизни в сообществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны, в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой – в форме контроля за их поведением, который взрослые часто осуществляют с помощью запретов или наказаний. В дошкольном возрасте у детей еще слабо развиты функции самоконтроля, поэтому для их социального развития большое значение имеет, какие средства и методы взрослые используют для контроля за поведением детей.

Следующий этап социального развития человека – это переход к личностной форме общения. Она характерна для детей возраста 6–7 лет. В это время вопросы малышей приобретают конкретную направленность – они все чаще спрашивают о человеке и его предназначении. На данном этапе взрослый является в глазах ребенка всемогущим, т.е. примером для подражания. Очень важно прочувствовать этот момент и оказать малышу необходимую помощь и поддержку, особенно если он в чем-то сомневается или переживает по какой-либо причине. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться свой собственный стиль поведения, правда, пока по аналогии с образом действий находящегося рядом взрослого. Поэтому очень важно, кто находится с малышом в данный момент, – он чрезвычайно подвержен влиянию и гибок как пластилин. В возрасте 6–7 лет ему жизненно необходимо общение с ровесниками: в этом случае социальное развитие ребенка протекает более гармонично и ровно. Социализация малышей должна проходить наиболее безболезненно, и подходящую атмосферу для этого процесса должен создать взрослый – учитель или воспитатель. Так каждый в коллективе будет чувствовать себя частью единого целого и одновременно сможет сохранить свою индивидуальность.

Проще всего дети адаптируются к социальной среде во время игр. Стоит обратить внимание на характер манипуляций, производимых детьми: чаще всего это действия, копирующие поведение взрослых. Малыш создает воображаемую ситуацию, примеряя на себя жизненные роли родителей, учителей, врачей, тем самым неосознанно подготавливая себя ко входу в большой мир. Игра полезна еще и тем, что в процессе ребенок учится находить выход из различных ситуаций, в том числе и тех, в основе которых лежит противоречие, конфликт. Конечно, игровая деятельность не единственный фактор, который способствует социальному развитию детей. Очень важны занятия и упражнения, позволяющие развивать кругозор, обязательны знакомство с литературой и музыкой и, конечно же, доверительные беседы с родителями и педагогами, в ходе которых у малышей появляется возможность обсудить поступки и мысли.