Гороскопы

Функции и структура социальных установок личности. Понятие, компоненты и функции установок

Анализ литературы показывает, что разные исследователи предлагают разные подходы (однокомпонентный, двухкомпонентный и трехкомпонентный) к анализу структуры социальной установки. Однокомпонентная структура социальной установки предполагает ее приравнивание к эмоциональному отношению или аффективному компоненту (эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом). Авторы, применяющие двухкомпонентный подход к анализу структуры аттитюда, помимо аффективной составляющей выделяют еще и когнитивный компонент, который представлен убеждениями, мнениями, представлениями, всеми когнициями, сформированными в результате познания социального объекта.

Интересен подход, разработанный М. Смитом, который представил трехкомпонентную структуру социальной установки, все три составляющие которой тесно взаимосвязаны между собой (при изменении содержания одной составляющей изменяется содержание другой). Помимо когнитивного и аффективного компонента, М. Смит выделил еще и поведенческий компонент (намерение вести себя определенным образом, замыслы, стремления, планы действий). Социальная установка выступает как суммарная оценка, включающая в себя все эти компоненты. При этом он отметил, что нередко аффективный компонент аттитюда более доступен (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем), чем когнитивный, и оказывает большее влияние на поведение.

Внятная структура социальной установки дает возможность выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. Данные понятия от обыкновенной социальной установки отличаются преимущественно содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип представляет собой социальную установку с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, "нормальная" социальная установка может превратиться во "вредный" стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Предрассудок представляет собой социальную установку с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Зачастую с данным когнитивным компонентом бывает связан сильный или эмоционально насыщенный аффективный компонент. В итоге предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наверное самым распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

Главная причина образования предрассудков заключается в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Вследствие этого чаще всего предрассудки формируются в детском возрасте, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. По мере взросления и развития данное отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. В частности, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

Интересный подход к пониманию сущности социальной установки был предложен П.К. Анохиным - путем использования концептуальных основ теории функциональных систем. Имеется в виду не чисто механический перенос данной теории в социально-психологический контекст, поскольку внимание П.К. Анохина было устремлено, в первую очередь, на психофизиологический и нейропсихологический уровни взаимодействия организма со средой. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятельности организма, как определенная динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-то полезного результата.

Эти основные признаки функциональной системы в полной мере свойственны той психологической конструкции, которая называется социальной установкой. Поэтому се можно назвать стабильно-динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к тому или иному социальному объекту. Кажущаяся противоречивость характеристики "стабильно-динамичная" отражает объективную противоречивость самой социальной установки, которая выражается в ее ригидности, тенденции к устойчивости и сопротивляемости к изменениям, с одной стороны, и в относительной гибкости, "приспособляемости" и способности изменяться при определенных условиях, с другой. Эти особенности хорошо проявляются в таких явлениях, как, например, когнитивный диссонанс, и в процессах убеждения.

Выделяются следующие уровни установок:

) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

) социальные установки;

) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т.п.);

) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Очевидно, что социальная установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие. Также очевидно, что она служит удовлетворению важных потребностей человека. В литературе можно встретить различные взгляды на функции аттитюда. Ряд авторов выделяет такие функции аттитюдов:

1) приспособительная - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

) функция знания - аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

) функция выражения - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В психологической литературе выделяются также следующие важные для субъекта функции:

  • -автомативная (избавляет субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях);
  • -утилитарная (обращает субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей);
  • -когнитивная (предоставляет упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту);
  • -регулятивная (играет роль средства освобождения субъекта от внутреннего напряжения);
  • -стабилизирующая (обусловливает устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся ситуациях);
  • -ригидная (играет роль фактора инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям).

Еще один из вопросов изучения личности в социальном пространстве – это проблема социальных установок.

В общей теории личности рассматривается вопрос соотношения потребностей и мотивов для выяснения механизмов, побуждающих человека к действию. Д.Н. Узнадзе определяет установку как целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Социальная установка – это понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива.

В западной психологии для обозначения понятия социальной установки используется термин «аттитюд «

Г. Олпорт [по 2] насчитал 17 определений аттитюда, однако, несмотря на разницу, аттитюд понимался всеми как определенное состояние сознания и нервной системы, готовность к реакции, возникающие на основе предшествующего опыта, оказывающие направляющее и динамическое влияние на поведение.

Один из первых методов изучения установок – «шкала социальной дистанции» – был предложен Э. Богардусом [по 2] в 1925 г. Шкала предназначалась для определения степени приемлемости другого человека как представителя определенной национальности: до тесного родства посредством брака; до членства в моем клубе как личного друга; до проживания на моей улице как соседа; до работы по моей профессии; до гражданства в моей стране. Такого рода «термометр» позволял измерять и сравнивать между собой аттитюды к разным национальностям.

Большой, хорошо структурированный и насыщенный эмпирическими исследованиями раздел социальной психологии личности – это изменение аттитюдов . В фокусе внимания исследователей в основном оказались националистические аттитюды. Выяснилось, что предубеждения зарождаются в детстве по ходу развития способности к дифференциации стимулов. Они проявляются в ограничении контактов и последующем отвержении групп «они» и их символов. Только значительно позднее усваивается сложившееся в определенной культуре обоснование предрассудка. Обнаружение описанной последовательности позволило изменить методы профилактики: вместо того чтобы разъяснять младшим школьникам необоснованность националистических предрассудков, учитель демонстрировал пагубность дискриминации.

Установки – продукт влияний, которым подвергается человек с самого раннего детства, это результат его личного опыта и взаимодействия с другими людьми. В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью. Свою окончательную форму они приобретают между 12 и 30 годами. Между 20 и 30 годами установки «кристаллизуются». После этого установки меняются с большим трудом .



Установки и одобряемое поведение в обществе могут расходиться. Длительно изучаемая проблема, связанная с установками – это вопрос соотношения поведения и установки.

Чтобы показать каким образом люди будут стараться сохранить свои убеждения и гармонию в системе своих убеждений, были предложены различные теории. Эти теории могут объяснять, что может послужить стимулом для изменения установки – потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, то есть упорядоченного, «однозначного» восприятия мира.

1. Теория когнитивного соответствия (структурного баланса) Ф. Хайдера [по 1].

У человека существует склонность отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ними и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность.

Модель состоит из элементов: «Р» – индивид, «О» – другое лицо, «Х» – объект установки. Когнитивная система может иметь сбалансированную структуру (социальные установки индивида находятся в согласии друг с другом) и несбалансированную. Хайдер утверждает, что люди склонны предпочитать сбалансированные ситуации. Это подтверждается эмпирически исследованиями. Для ситуации баланса необходимы все положительные, либо одна положительная и две негативные установки. Однако теория не объясняет, какую же установку предпочтет изменить индивид.

2. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [по 1].

Если возникает несоответствие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то это противоречие человек будет пытаться объяснить и представить его как непротиворечивое ради достижения внутренней согласованности.

Основное положение теории указывает, что существование диссонанса в когнитивной системе переживается как дискомфорт и побуждает индивида к следующим действиям:

1) либо осуществить такие изменения, которые бы ослабили диссонанс;

2) либо избегать ситуаций и информации, которые могли бы привести к усилению диссонанса.

Эти две тенденции – прямая функция величины диссонанса в системе: чем острее диссонанс, тем больше потребность в изменении. Диссонанс зависит от важности когниций и числа элементов, включенных в диссонансные отношения.

Существуют следующие методы смягчения (ослабления) возникающих диссонансов:

· изменить один или более когнитивный элемент;

· добавить новые компоненты в пользу одной из сторон;

· придавать элементам не столь важное значение;

· искать информацию, способную смягчить диссонанс, то есть – создать консонанс;

· исказить или переориентировать имеющуюся информацию.

Исследователи выявили интересный факт: несогласованные с установкой поступки могут приводить к изменению установки. Это происходит при условии, что у человека нет внешнего оправдания его поведения и, в этом случае, он оказывается вынужден обратиться к внутреннему оправданию.

Диссонанс целиком зависит от когнитивной системы индивида, он является субъективной переменной. Наибольшее влияние оказывает когнитивный диссонанс, затрагивающий Я-концепцию.

3. Диспозиционная концепция В.А. Ядова [по 2].

Диспозиции личности – это предрасположенности воспринимать и оценивать деятельность других, собственную деятельность определенным образом. А так же предуготованность действовать в определенных условиях определенным образом.

Диспозиции возникают при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют разные диспозиционные образования (рис. 5).

В иерархии потребностей в теории выделены следующие четыре уровня:

1. сфера, где реализуются потребности человека – ближайшее семейное окружение;

2. сфера, связанная контактной (малой) группой, в которой действует индивид;

3. сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, или быта;

4. сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Ситуации в теории структурированы по длительности времени существования данных деятельностных условий и включают следующие уровни:

1. быстро изменяющиеся предметные ситуации;

2. ситуации группового общения, характерные для деятельности человека в рамках малой группы. Они значительно длительнее предыдущих;

3. устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах (семья, труд, досуг);

4. устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества.

Определенная диспозиция возникает и действует на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения.

При этом выделяют четыре уровня диспозиций.

1. Установка (фиксированные установки по Узнадзе). Установки формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности (за или против) и не осознаются субъектом.

2. Социальные фиксированные установки (аттитюды). Это – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребностей человека в общении, осуществляемом в малой контактной группе. Эти установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (их свойств).

3. Базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Эти установки относятся больше к каким-то значимым социальным областям. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности (карьерный и профессиональный рост).

4. Система ценностных ориентаций личности. Эта система оказывает влияние на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения. Эта система формируется на основе высших социальных потребностей личности и определена общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, культурных, идеологических принципов.

Основная функция диспозиционной системы – психическая регуляция социальной деятельности или поведения человека в социальной среде.

Рис. 5. Иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов)

Таким образом, в теории выделяются несколько иерархических уровней поведения:

1-ый уровень поведения – регулирует «поведенческие акты» – непосредственные реакции индивида на активную предметную ситуацию в данные момент времени;

2-ой уровень поведения – регулирует поступки личности, это – элементарная социально значимая единица поведения;

3-ий уровень поведения – регулирует системы поступков, образующих поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков;

4-ый уровень поведения – регулирует целостность поведения; это – некий жизненный «план», отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека.

В каждой конкретной ситуации в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию, в это время остальные диспозиции представляют собой «фоновые уровни».

Несомненное достоинство концепции – поведение и деятельность осуществляются личностью не только в непосредственной предметной ситуации, но и в условиях широкой системы социальных связей и отношений. Причем сама ситуация, в которой происходит действие, рассматривается как внутренняя образующая диспозиции и как стимул для ее актуализации .

Личность, будучи субъектом общения в группе, занимая определенную позицию в социальной среде, проявляет оценочное, избирательное отношение к людям, что ее окружают.

Она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает лиц для взаимодействия и общения, учитывая возможности конкретной группы, собственные потребности, интересы, установки, опыт, которые в совокупности составляют конкретную ситуацию жизнедеятельности личности, предстают как социально-психологический стереотип ее поведения.

Сущность социальной установки

Особенности реагирования индивида на окружающую среду и ситуации, в которых он оказывается, связаны с действием феноменов, которые обозначают понятия "установка", "атитюд", "социальная установка" и проч.

Установка личности свидетельствует о ее готовности действовать определенным способом, что предопределяет скорость ее реагирования на ситуацию и некоторые иллюзии восприятия.

Установка - целостное состояние личности, выработанная на основе опыта готовность стойко реагировать на предполагаемые объекты или ситуации, выборочная активность, направленная на удовлетворение потребности.

Традиционно рассматривают установку как готовность к определенной активности. Эта готовность определяется взаимодействием конкретной потребности с ситуацией, ее удовольствием. Соответственно установки разделяют на актуальные (недифференцированные) и фиксированные (дифференцированные, произведенные в результате повторного воздействия ситуации, то есть базируются на опыте).

Важной формой установки является социальная установка (атитюд).

Атитюд (англ. attitude - отношение, установка) - внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествует поведении.

Атитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровнях и регулирует (направляет, управляет) поведение индивида. Вел предопределяет устойчивую, последовательную, целенаправленную поведение в ситуациях, которые изменяются, а также освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях, может быть фактором, который обусловливает инертность действия и тормозит приспособление к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения.

Обратились к изучению этой проблемы американские социологи Уильям Айзек Томас и Флориан-Витольд Знанецький в 1918 p., которые рассматривали установку как феномен социальной психологии. Социальную установку они толковали как определенное психическое состояние переживания индивидом ценности, значения или смысла социального объекта. Содержание такого переживания предопределяют внешние, то есть локализованы в социуме, объекты.

Социальная установка -детерминированная прошлым опытом психологическая готовность индивида к определенному поведению в отношении конкретных объектов, к выработке его субъективных ориентаций как члена группы (общества) относительно социальных ценностей, объектов и тому подобное.

Такие ориентации обусловливают социально приемлемые способы поведения индивида. Социальная установка является элементом структуры личности и одновременно элементом социальной структуры. С точки зрения социальной психологии, она является фактором, способным преодолеть дуализм социального и индивидуального, рассматривая социально-психологическую реальность в ее целостности.

самыми Главными ее функциями является опережающая и регулятивная (готовность к действию, предпосылка действия).

По утверждению Г. Олпорта, установка является психонервовою готовностью индивида к реакции на все объекты, ситуации, с которыми он связан. Производя направляющем и динамическое влияние на поведение, она всегда зависима от прошлого опыта. Представление Олпорта о социальную установку как о индивидуальное образование существенно отличается от толкования ее В.-А. Томасом и Ф.-В. Знанецьким, которые считали этот феномен близким к коллективных представлений.

Важными признаками установки являются интенсивность аффекта (положительного или отрицательного) - отношение к психологическому объекта, ее латентность, доступность для прямого наблюдения. Измеряют ее на основании вербальных самоотчетов опрашиваемых, которые являются обобщенной оценкой личности собственного ощущения склонности или несклонности к конкретному объекту. Итак, атитюд - это мера ощущения, вызванного конкретным объектом ("за" или "против"). По такому принципу построены шкалы установок американского психолога Луиса Терстоуна (1887-1955), что является биполярным континуумом (совокупностью) с полюсами: "очень хорошо" - "очень плохо", "полностью согласен" - "не согласен" и тому подобное.

Структуру атитюда образуют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативний (поведенческий) компоненты (рис. 5). Это дает основания рассматривать социальную установку одновременно как знание субъекта о предмете и как эмоциональную оценку и программу действий относительно конкретного объекта. Много ученых усматривает противоречие между аффективным и другими ее компонентами - когнитивным и поведенческим, доказывая, что когнитивный компонент (знания об объекте) включает определенную оценку объекта как полезного

Рис. 5. в

или вредного, хорошего или плохого, а конативний - включает оценку действия в отношении предмета установки. В реальной жизни очень трудно отделить когнитивный и конативний компоненты от аффективного.

Это противоречие было выяснено в ходе исследования так называемого "парадокса Г. Лапієра" - проблемы взаимосвязи между атитюдами и реальным поведением, которые доказали беспочвенность утверждений о их совпадение.

Во второй половине XX века. выделились индивидуально-психологическая и социально-психологическая линии в понимании социальной установки. В рамках первой разворачиваются біхевіористські и когнітивістські исследования, вторая связана прежде всего с інтеракціоністською ориентацией и сосредоточено на исследовании социально-психологических механизмов и факторов, регулирующих процесс возникновения и изменения социальных установок личности.

На понимание психологами-інтеракціоністами социальной установки повлияло положение американского психолога Джорджа-Герберта Мида (1863-1931) о символическое опосредование взаимодействия человека и окружающего мира. В соответствии с ним индивид, который имеет в своем распоряжении символические средства (прежде всего язык), объясняет для себя внешние воздействия и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически витлумаченій качества. Соответственно, социальные установки рассматриваются как определенные психические образования, возникающие на основе усвоения установок других, референтных групп и лиц. В структурном плане они являются элементами "Я-концепции" человека, определенными определениями социально желаемого поведения. Это дает основания толковать их как осознаваемый, фиксированный в знаковой форме тип поведения, которому предоставляется преимущество. Основой социальных установок является согласие субъекта рассматривать определенные объекты, ситуации через призму социальных норм и ценностей.

другими подходами социальная установка толковалась как устойчивая система взглядов, представлений, связанная с потребностью индивида в сохранении или разрыве отношений с другими людьми. ее устойчивость обеспечивается либо внешним контролем, что проявляется в необходимости подчиниться другим, или процессом идентификации с окружением, или важным ее личностным смыслом для индивида. Такое понимание лишь частично учитывало социальное, поскольку анализ установки разворачивался не от социума, а от личности. Кроме того, акцент на когнитивном компоненте структуры установки оставляет вне поля зрения ее объективный аспект - ценность (ценностное отношение). Это принципиально противоречит утверждению В.-А. Томаса и Ф.-В. Знавецького о ценность как объективный аспект установки, соответственно про саму установку как индивидуальный (субъективный) аспект ценности.

Из всех составляющих установки ведущую роль в регулятивной функции играет ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает когнитивный и поведенческий компоненты. Преодолеть расхождение социального и индивидуального, установки и ценностной ориентации помогает понятие "социальная позиция личности", что объединяет эти компоненты. Ценностная ориентация является основой возникновения позиции, как компонент структуры личности, она образует некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека, и с учетом которой решается много жизненных вопросов. Свойство ценностной ориентации быть установкой (системой установок) реализуется на уровне позиции личности, когда ценностный подход воспринимается как установочный, а учредительный - как ценностный. В этом смысле позиция является системой ценностных ориентаций и установок, отражающих активные выборочные отношения личности.

Еще более интегральным, чем установка, эквивалентом динамической структуры личности е психический настрой личности, который включает предметно направленные и беспредметные психические состояния. Как и ценностная ориентация, он предшествует возникновению позиции. Условием возникновения позиции личности и ее оценочное отношение и определенное психическое состояние (настроение), который предоставляет позиции разной эмоциональной окраски - от глубокого пессимизма, подавленности до життєстверджувального оптимизма и энтузиазма.

Учредительно-позиционный, диспозиційний подход к структуре личности трактует диспозицию как комплекс склонностей, готовности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях (В. Ядов). В таком понимании она является очень близкой к понятию "установка". Согласно этой концепции диспозиции личности является иерархически организованной системой с несколькими уровнями (рис. 6):

Элементарные фиксированные установки без модальности (переживания "за" или "против") и когнитивных компонентов;

Рис. 6. в

Социальные фиксированные установки (атитюди);

Базовые социальные установки, или общая направленность интересов личности на определенную сферу социальной активности;

Система ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

Такая иерархическая система является результатом предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней высшие уровни осуществляют общую саморегуляцию поведения, ниже - относительно самостоятельные, они обеспечивают адаптацию личности за меняющихся условий. Диспозиционная концепция является попыткой установить взаимосвязь между диспозициями, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы.

в Зависимости от того на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три уровня регуляции поведения смысловые, целевые и операционные атитюди. Смысловые атитюди содержат информационный (мировоззрение человека), эмоциональный (симпатии, антипатии в отношении другого объекта), регулятивный (готовность действовать) компоненты. Они помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида тому подобное. Целевые атитюди обусловлены целями и определяют устойчивость течении определенного действия человека. В процессе решения конкретных задач на основе учета условий ситуации и прогнозирования их развития оказываются операционные атитюди, которые проявляются в стереотипности мышления, конформній поведении личности и тому подобное.

Следовательно, социальная установка является устойчивым, фиксированным, ригидным (негибким) образованием личности, которое стабилизирует направленность ее деятельности, поведения, представлений о себе и мире. По одним утверждениям, они образуют структуру личности, по другим - лишь занимают определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.
  1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
  2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
  3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
  4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Формирование социальных установок Личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен Личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).

Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий . Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта », или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности ».

Аттитюд понимался всеми как:

Определенное состояние сознания и НС;

Выражающее готовность к реакции;

Организованное;

На основе предшествующего опыта;

Оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.

Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.

Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок происходит социализация .

Выделяют:

Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.

А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Виды социальных установок:

1.Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,

2.негативная или отрицательная,

3.нейтральная,

4.амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюды за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком - нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу (Магун, 1983).

Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации - бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.

Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии <включения> социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному <подкреплению>.

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения атгитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного,<однозначного> восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.

Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен <как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми> (Шихирев, 1976. С. 282). Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их. Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода также недостаточно анализа лишь изменившихся условий <встречи> потребности с ситуацией ее удовлетворения.

Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто <в ответ> на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.

Эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в выборе мотива поведения.

38. Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.