Красота

Общение - основа человеческого бытия. Общение и межличностные отношения


1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Общение – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.


Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций.
Решение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю . В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин “коммуникация” и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных.
Кроме того, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности, “по поводу” нее.
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность .
В понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:
деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми ;
общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н.);
общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации (А.А. Леонтьев).
Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать фоpму социального взаимодействия людей, в котоpом осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посpедством знаковых (языковых) сpедств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности (Гончаров А.И., 1992).
В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений.

2. Функции конфликтов.

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие :


  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов :


  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

  • конфликты - это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

  • конфликт формирует негативный образ другого - «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;

  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;
конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

3. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.

Классификация:

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение - это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяется три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение - это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, важно, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Как говорил по этому поводу советский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942), человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Виды

Контакт масок ” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает - отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

Формально - ролевое общение - это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение - его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Функции общения .

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

информационная (обмен информацией между людьми)

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие делового общения. Устный и письменный способы обмена информацией. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения. Этические и культурные требования к выступлению с речью. Установление контакта с аудиторией, жесты и мимика оратора.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Стороны структуры общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции. Механизмом социально-психологической регуляции поведения людей.

    презентация , добавлен 27.12.2015

    Понятие и классификация общения как основы межличностных отношений. Специфика перцептивной фазы делового общения. Сущность трансакционного анализа. Основные формы трансакта, значение их в бесконфликтном построении разумного, культурного поведения.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2009

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Деловое общение, его виды и формы. Нормативно-правовая основа делового общения. Определение, структура и стороны, функции, уровни и виды общения. Психологические особенности непосредственных участников делового общения. Возможные структуры деловых бесед.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2012

1. Общение в системе общественных отношений

Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные .

Общемственные отношемния -- различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.

Общественные отношения возникают между:

  • · индивидами как частью социальной группы;
  • · группами индивидов;
  • · отдельными индивидами и группами индивидов.

В связи с этим, общественные отношения рассматривают на разных уровнях:

  • · на уровне социальных общностей (отношения классовые, национальные, групповые и др.);
  • · на уровне групп, занятых какой-либо деятельностью (производственные, учебные и др.);
  • · на уровне взаимосвязей людей в группах.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Выделяют экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все они в совокупности и представляет собой систему общественных отношений.

В общественных отношениях человек выступает как представитель определенных классов, профессий, движений, объединений, партий и т.д. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе, выполнения человеком конкретных социальных ролей. Общественные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для общественных отношений характерна социальная дифференциация .

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности.

Общественные отношения носят безличный характер . Они характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Но в пределах своей роли поведение индивида не строго задано - каждая социальная роль всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя и он выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая человеческая личность. Поэтому межличностные отношения служат основой для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.

2. Общение в системе межличностных отношений

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения.

Межличностные отношения определяются с одной стороны ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов - с другой.

Межличностные отношения вплетены в систему общественных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений эмоциональной составляющей. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения .

Межличностные отношения включают три компонента - когнитивный (информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий .

Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером и т.д. Аффективный компонент, как правило, является ведущим.

Эмоциональное содержание межличностных отношений может изменяться в противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны.

Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности.

Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.

Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

Межличностные отношения могут строиться по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус).

Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости.

Контрольные вопросы:

  • 1. Охарактеризуйте общественные отношения.
  • 2. Охарактеризуйте межличностные отношения.
  • 3. Что общего и в чем различие общественных и межличностных отношений?

Соц.пс анализирует прежде всего те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом общения и взаимодействия людей. Гл. задача, кот. стоит перед соц. пс,- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, — их созидатель, активный творец. Наблюдается взаимодействие личности и общества в целом, поэтому исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные

Структура общ. отношений исследуется социологией. Они носят безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их закл. в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

Межличностные (Мясищев называет их «психологическими») отношения складываются не где-то вне общ. отн.,а внутри них, нет «чистых» общ.отн. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности (рубаха-парень, свой в доску, козел отпущения и т.д.). Межл. отн. можно рассм. как фактор психологического «климата» группы. Важнейшая специфическая черта межл. отн. –эмоциональная основа . По набору чувств можно выделить две большие группы:

1)конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Стороны демонстрируют готовность к сотруд-у, к совм. действиям.

2)дизъюнктивные чувства — сюда отн. разъединяющие людей чувства, не возникает желания к сотруд.

Практические отн. между людьми в группе не складываются лишь на основе непосредственных эмоц. контактов. Здесь важны отношения, опосредованные совместной деятельностью. Когда акт общения должен состояться, даже если группы антагонистичны.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 10.1

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Значение общения для развития индивида и общества

Многие социологи и психологи определяют степень значи­ мости общения в системе межличностных отношений по-раз­ ному, с учетом специфики. Одни предпочитают рассматривать общение как основу общественных отношений, другие - как последствия отношений. Существует мнение, что общение - это отражение общественных отношений в сознании людей и самого общества. Общение можно представить как систему невидимых связующих нитей, пересекающих все сферы дея­ тельности человечества, оно способствует реализации безлич­ ных, постоянных и переменных отношений.

Процесс общения зависит от сознательного и бессознатель­ ного инстинктов индивида. Если сознательное общение выра­жается в конкретных и заранее спланированных актах, то бес­ сознательное происходит естественным образом. Психологи склонны считать общение совокупностью социального и пси­ хологического инстинктов. Для социальных психологов обще­ ние - это основной компонент развития индивида. Участни­ ки общения зачастую неосознанно определяют его место в меж­ личностных отношениях.

В процессе общения человек берет на себя исполнение не­ кой межличностной роли, возможной в системе групповых свя­ зей. Эта роль зависит от влияния его индивидуальных психо­ логических особенностей. Если человек обладает сильными психологическими качествами, то его роль в межличностных отношениях будет соответствовать понятию «лидер», и наобо­рот - психологически слабый человек становится исполните­ лем роли «козла отпущения». Выражение личностных качеств в процессе ролевого общения обязательно вызывает ответные реакции других его участников.

Межличностные отношения выражаются посредством эмо­ ций. Отечественные социальные психологи различают три вида

эмоциональных проявлений индивида: аффекты, эмоции и чувства. Эти проявления многогранные и различны по силе выражения, которая зависит от ситуации. Чувства принято де­лить на две группы. Первая группа - конъюнктивные чувства, которые сближают людей, объединяют их цели, желания. Вто­рая группа - дизъюнктивные чувства, имеющие разрушающую силу и отрицательно сказывающиеся на отношениях.

Общественные отношения складываются из межличност­ных отношений. Если межличностные отношения строятся на взаимном доверии и притяжении, то общественные основаны на единстве профессиональных и общественных целей, неза­ висимо от чувств и личных мнений.

Современная жизнь заставляет искать новые методы оцен­ки общения. Значение проводящихся с этой целью исследова­ ний велико, так как анализ связи общественных и межличност­ ных отношений дает возможность понять сущность человека, его ориентиры во взаимодействии с окружающим миром, а так­ же состояние его внутреннего мира. В отличие от отечествен­ ных коллег западные исследователи предпочитают понятию «общение» термин «коммуникация». Вместе с тем разница в наименовании не означает различие сущности, поэтому и об­ щение, и коммуникация идентичны.

Структура общения. Коммуникативный компонент общения

Исследователи выделяют множество разновидностей струк­ туры общения. Достаточно распространена структура, вклю­чающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразуме­вает простой обмен информацией. Интерактивная часть обще­ ния основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индиви­ дами с целью поддержания интерактивной части общения.

Коммуникативная часть общения представляет собой вза­ имный обмен индивидами кодированной информацией с це­ лью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де-

кодировке, часто имеют социальную или психологическую ос­ нову. Информация, которой оперируют коммуникаторы, мо­ жет быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, по­ желание, сообщение, намек.

Простейшие модели коммуникации - вербальная и невер­ бальная. Вербальная коммуникация использует в качестве-ко­дировки речь. Невербальная - четыре группы средств обще­ ния: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбав­ ки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное вос­ приятие друг друга общающимися.

Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процес­ са, состоящую из пяти вопросов.

1. Кто говорит?

2. Что сообщает?

3. Кому?

4. По какому каналу?

5. С каким эффектом?

Первый вопрос предполагает анализ управления коммуни­ кативным процессом, второй - анализ содержания сообще­ ний. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демон­ стрирует формирование процесса общения.

Структура общения включает понятие «дистанции общения». ! Дистанция между общающимися может быть публичной, офи­ циально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для обще­ния. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или со­циальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми.

Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дру­ жеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (от 0 до 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей.

Интерактивная часть общения подразумевает общение лю­ дей в сфере профессиональной деятельности и может быть ко­ оперативной и конкурентной. Кооперативное общение подра­ зумевает совместную координацию действий. Любая совмест­ ная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и пред­ставляет собой одну из форм конфликта.

Перцептивная часть общения основана на понимании и вза­ имном восприятии друг друга. Перцепция - это познаватель­ ный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысле­ ние получаемой через органы чувств информации об окружа­ ющем мире..

Коммуникативным компонентом общения считается совокуп­ ность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начина­ ют регрессировать. Общение в любой сфере деятельности под­ разумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта»" Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как рав­ноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.

Вместе с тем, любое общение связано с возникновением ком­ муникативных барьеров, препятствующих взаимодействию ин­ дивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивацион- ный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, со­ циального положения, отрицательных эмоций, состояния здо­ ровья, психологической защиты, установки, двойника, неже­ лания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.

Современная жизнь способствует увеличению числа барье­ров общения. Для их преодоления следует слушать себя, конт­ ролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точ­ ки зрения.

Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции

Теория каузальной атрибуции об интерпритациях причин­ности в процессе социального восприятия определяет особен­ ности поведения индивида в результате психической проекции. Определенный образ человека накладывается на его собствен­ный, в результате чего этот образ воспринимается как подлин­ ный. Основным элементом каузальной атрибуции считается совокупность внешнего вида человека и того образа, которым его наделяют окружающие. Сама атрибуция предполагает при­ писывание образа. Автором теории каузальной атрибуции яв­ ляется Ф. Хайдер.

Для исследования феномена каузальной атрибуции значи­ мой стала теория Э. Джонса и К. Девиса, которые выяснили и упорядочили причины возникновения межличностной атри­буции. Также в теорию каузальной атрибуции вошли теории Д. Бёма (самовосприятие), Т. Келли (поиск причин поведения).

Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах.

1. Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.

2. Все поступки людей закономерны.

3. Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.

Каузальная атрибуция применяется как идентификация или категоризация, как основные критерии оценки. Психологи и психотерапевты советуют при проведении каузальной атрибу­ ции не только опираться на личные опыт и знания, но и ста­раться ставить себя на место идентифицируемого человека. Наблюдая за поведением человека в естественных условиях, можно выявить, какие эмоции у него преобладают, какие дей­ствия может предпринять человек в следующий момент. При смене обстановки люди могут менять и свое поведение. В оди­наковых ситуациях многие используют поведенческие шабло­ ны, усвоенные посредством воспитания или влияния окружа­ ющих.

Различают поведение установочное и обстановочное. Устано­ вочное поведение регулируется на основании тех психологиче­ ских установок, которые были использованы при воспитании

Межличностная аттракция Т. Ньюкомбом. Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние налюдей». Позже сферах современной жизни.

Многие ученые, поводившие исследования в области меж­личностных отношений, стали сторонниками теории детерми- нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт

Дж. Хоманс достижения они готовы к определенным затратам. Так выгля­ дит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт ношений.

индивида его родителями, опекунами, обществом, к которому он принадлежит. Установочные барьеры помогают или мешают человеку достичь личных целей, выполнить обещания. Многие установки становятся устаревшими в данное время и могут быть опасными для человека. Поэтому психологи рекомендуют ро­дителям более серьезно относиться к воспитанию своих детей. Обстановочное поведение в основном регулируется ситуацион­ ным фактором и зависит от самих ее участников.

Межличностная аттракция "формируется из положительно­го эмоционального отношения людей друг к другу. Главные ис­ следовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом. В то же время в США вышла книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Позже на основании тезисов этой книги и теории Морено и Ньюкомба стало актуальным изучение межличностного общения в разных сферах современной жизни.

Многие ученые, поводившие исследования в области меж­личностных отношений, стали сторонниками теории детерми-нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт разработали теорию «цепи под­ крепления», суть которой заключается в обмене балансовой информацией, составляющей основу аттракции. В процессе общения индивиды обмениваются различными данными и, достигнув понимания, создают предпосылки межличностной аттракции. Позже была разработана и теория научения межлич­ностной аттракции - модель подкрепления эмоций. И. П. Пав­лов внес в теорию межличностных отношений логику и обус­ловленность. Он предположил ассоциативную основу возник­новения аттракции на примерах развития рефлексов у собак.

Дж. Хоманс выявил, что социальный обмен можно структу­ рировать с помощью экономических факторов. Он объяснил человеческие взаимоотношения на основе коэффициента за­ трат и приобретений: людям присуще искать выгоду, и для ее достижения они готовы к определенным затратам. Так выгля­дит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт как самый древний и самый надежный метод установления от­ ношений.

Проблема конфликта в социальной психологии

Коммуникация как процесс общения начинается с совмест­ного положительного решения об обмене информацией с даль­нейшим продолжением самого коммуникационного процесса. В нем могут принимать участие неограниченное число людей, каждый из которых должен внести свой вклад в организацию полноценного и эффективного общения. Обмен информаци­ей с большим числом участников этого процесса должен за­канчиваться планированием совместной деятельности. В таком случае общение можно считать состоявшимся.

Взаимодействие двух участников считается простым обще­нием, привлечение более трех участников - сложным. Учас­тие в процессе общения нескольких групп может быть основа­но как на взаимопонимании, так и на конфронтации этих групп. Конфронтация может быть выражена в форме конку­рентной борьбы. Самым ярким вариантом выражения конку­ренции является конфликт. Социальная психология при изучении конфликтов предпо­лагает анализ вторичных социально-психологических аспек­тов (осознание конфликта каждым участником) и выделение частного класса конфликта. Для того чтобы выполнить обе за­дачи, необходимо иметь адекватную понятийную схему иссле­дования, которая должна охватывать основные характеристи­ки конфликта. Конфликтные ситуации могут характеризовать­ся структурой, динамикой, функцией, типологией.

Понятие конфликта можно определить как противостояние разнополюсных точек зрения, взглядов на конкретную ситуа­цию. Любой конфликт подразумевает отрицательное эмоцио­нальное переживание и тягостные последствия. Чаще всего конфликт можно представить в сочетании трех основных ком­понентов.

1. Конфликт основан на противоречии, которое является следствием различия интересов, представлений.

2. Каждый конфликт затрагивает значимые для участника ценности, которые могут стать причиной негативных эмоций, а эмоции - это основное препятствие к открытому диалогу.

3. Конфликты предполагают выяснение личных отношений, поиск отрицательных качеств оппонентов и т.д.

Все три компонента конфликтной ситуации варьируются в зависимости от силы самого конфликта, объекта, личностных

и профессиональных характеристик участников конфликтной ситуации.

Структура конфликта рассматривалась социологами по-раз­ ному, но сегодня определены следующие ее составляющие: воз­ никновение конфликтной ситуации, наличие участников, объект конфликта (причина конфликта), пусковой механизм конфликта, развитие и разрешение конфликта. Выделяют ста­дии конфликта: возникновение противоречия между индиви­дами; выявление желания индивидов развивать конфликтную ситуацию; осознание индивидами сути и источника конфлик­та; проявление конфликтных отношений; определение участ­ников и сторон конфликта; «затухание» конфликта.

М. Дойч разделил конфликты на деструктивные и продук­ тивные. Деструктивными называются те конфликты, которые ведут к разобщению людей, вовлекая большое количество уча­ стников. Притом в процессе развития конфликта причины его возникновения теряют свое значение, поэтому разрешить та­кой конфликт довольно сложно. Именно деструктивный кон­фликт способствует возникновению стрессов и психологиче­ ского дискомфорта.

Продуктивный конфликт возникает в результате расхожде­ ния мнения о решении конкретных задач и не затрагивает лич­ ные взаимоотношения. Такой конфликт всегда дает результат, приемлемый для всех участников. Признание правильным ре­ шения, предложенного одной из сторон, может стать началом кооперативного взаимодействия. Очень редко деструктивный конфликт перерождается в продуктивный.

Социальная психология изучает много вариантов конфлик­тов и их течение. Каждый пример конфликтной ситуации мож­ но измерить по степени конфликтности, по вовлеченности уча­ стников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между группой и одним человеком). Кроме того, конфликты могут различаться по уровням: горизонтальные и вертикаль­ ные. По времени протекания различают кратковременные и длительные конфликты. Источники также могут быть основой классификации конфликтов: если конфликт возникает в ре­зультате проявления личных качеств одного индивида, не при­емлемых для других, конфликт является субъективным; если затронуты различные сферы деятельности - конфликт объек­тивный.

Многие социологи выделяют также реалистические и нере­алистические конфликты. Первые характеризуются тем, что участники стараются реализовать конкретные планы, постав­ленные задачи, следуют четко разработанному плану. Вторые не имеют четкой цели, участники нереалистического конфлик­та скорее стремятся избавиться от накопившейся отрицатель­ной эмоциональной энергии, стресса, агрессии. После дости­жения участниками целей конфликт сам собой разрешается.

Вопросы и задания для повторения

1. Объясните суть термина «общение».

2. Расскажите о межличностных отношениях и реализации общения через межличностные отношения.

3. Расскажите о структуре общения.

4. Что такое коммуникативный компонент общения?

5. Какие барьеры могут быть в общении?

6. Назовите типы общения, дайте им характеристики.

7. Раскройте смысл интерактивного компонента общения.

8. Назовите структурные компоненты конфликта, дайте им краткую характеристику.

9. Назовите виды конфликтов, раскройте суть каждого вида.

10. Назовите элементарные модели коммуникации. Дайте им характеристику, приведите примеры для каждой мо­ дели.