Камни

Типы избирательных систем и их признаки. Виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Типы избирательных систем

Представительство и выборы

Важнейшая часть политического процесса в демократической стране - выборы. Выборы выгодны с экономической точки зрения. Если их нет, то альтернатива одна - содержание огромного репрессивного аппарата.

Воля народа должна изъявляться путем периодичных нефальсифицированных выборов. Свободные и честные выборы - обязательное условие и элемент демократии . Если общество признает результаты выборов, то это демократичное общество.

Выборы - это процедура, с помощью которой граждане выдвигают нужных им людей для осуществления своих интересов.

Функции выборов:

1. Передача власти мирным путем через волеизъявление граждан ;

2. Участие граждан в управлении страной (путем формирования представительных органов власти);

3. Контроль населения за властью (перед выборами власть часто меняет политику, чтобы стать ближе к народу.Трудно править без легитимности );

4. Обществополучает реальную возможность выбрать и сменить тот или иной политический курс (выборы - это политический рынок. Нам претенденты предлагают свои качества, программы, опыт, в обмен наших голосов они получат властные полномочия).

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты .

Избирательное право - совокупность норм, которые определяют процедуру выборов.

В мире существует 3 основных вида избирательных систем:

1. Мажоритарная (система (принцип) большинства) . Она применяется по отношению к отдельным кандидатам на государственные должности, а также к политическим партиям, которые желают избраться в состав представительного органа. При мажоритарной системе избранным на государственную должность считается субъект, который набрал большинство голосов избирателей. В условиях мажоритарной системы победителем может быть только один субъект. В Беларуси используется именно мажоритарная система, но она применяется только в отношении отдельных кандидатов, но не политических партий. Существует несколько разновидностей мажоритарной системы:

a. Система абсолютного большинства : избранным считается лицо, которое получило более половины голосов избирателей (50% +1) от явившихся избирателей. Избирательные округа являются одномандатными. Второй тур проводится через 2 недели; Они способствуют формированию стабильных партийных блоков.

b. Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое получило большее число голосов, чем любой из его конкурентов (40% и 30% и 20%); избирательные округа являются одномандатными. Используется в Великобритании и ее бывших колониях, в США. Эта система более результативна, экономна, дает результат уже в первом туре. Если кандидаты набрали одинаковое количество голосов, то используется жребий, смотрят на возраст кандидата. Эта система формирует двухпартийность.


c. Система квалифицированного большинства : в данном случае для избрания необходимо набрать еще большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства, например 2/3 голосов или иной процент. До внесения изменений в Конституцию Казахстана, она гласила, что избранным считается кандидат в Президенты, который набрал более 60% голосов.

В Беларуси на выборах Президента и на выборах в Парламент используется мажоритарная система абсолютного большинства. Однако на выборы в местные советы депутатов несколько лет тому назад введена мажоритарная система относительного большинства.

Мажоритарная избирательная система предусмотрена законодательством большинства стран мира (США, Великобритания, Франция).

Достоинством является:

Ø учет мнения большинства;

Ø формирование стабильного Правительства;

Ø такая система персонифицирует выборы, избиратели голосуют не только за партию, но за личность;

Ø позволяет участвовать на выборах независимым кандидатам;

Ø стимулирует укрупнение партий;

Ø легче контролировать процесс.

Мажоритарная система имеет свои недостатки:

Ø не полностью выражает политическую волю населения;

Ø проигравшие не получают мест вообще;

Ø нарушается принцип всеобщности;

Ø не обеспечивает соотношение между количеством голосов, которые получит партия в стране в целом и числом ее представителей в Парламенте.

2. Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

(избирательная квота: сколько стоит одно место)

Чем больше избирательный порог , тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.

Достоинства:

Ø учитывает различные интересы избирателей;

Ø отражает реальную расстановку сил;

Ø повышает политическую культуру избирателей;

Ø стимулирует интерес населения к деятельности партий.

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Недостатки:

Ø при множестве партий может наступить несогласованность;

Ø способствует росту числа партий, которые, как правило, нестабильны (его можно регулировать через избирательный порог);

Ø возрастает роль мелких партий;

Ø партии начинают перерождаться;

Ø не оцениваются личные качества кандидатов.

Политический результат - появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность

· Закрытый партийных список. У избирателей есть право голосовать только за партию. Избиратели не могут его менять;

· Открытый список. Избиратели могут изменить преференцию (нумерацию) кандидатов;

· Полужесткий список. Первое место всегда отдается лидеру партии, а остальные места назначаются народом (Нидерланды, Дания, Австрия);

· Панаширование . Блокирование кандидатов от разных партий (Швейцария, Люксембург). У избирателей несколько голосов (например, 5).

Смешанная избирательная система. Для того чтобы избежать некоторых недостатков мажоритарной и пропорциональной систем некоторые государства применяют смешанную избирательную систему: часть мест в представляемом органе заполняется в рамках мажоритарной системы, а другая часть в рамках пропорциональной системы, например в Грузии.

(electoral system) Любой набор правил, согласно которым голоса граждан определяют состав органов исполнительной и/или законодательной власти. Избирательные системы классифицируют по-разному. Пожалуй, наиболее приемлемо разделение на три категории: систему, основанную на принципе простого большинства голосов, мажоритарную систему и пропорциональную систему (plurality, majoritarian and proportional systems). Национальные выборы, использующие принцип простого большинства, проводятся только в Великобритании и в некоторых бывших английских колониях (включая США и Индию). Мажоритарные системы применяются во Франции и Австралии на выборах законодательных органов, а также примерно в половине стран с прямыми выборами высших руководителей исполнительного органа власти. В демократическом мире существует множество вариантов пропорциональных систем. Все они существенно отличаются друг от друга, и общепризнанного критерия, по которому один был бы лучше другого, нет. Каждое "семейство" систем обладает отличительными чертами. На выборах, требующих простого большинства, голосуют обычно за две ведущие партии (см .: Закон Дюверже), за исключением тех регионов, где есть свои локальные партии. Мажоритарные системы больше подходят для президентских выборов, где речь идет только об одном человеке, который должен иметь поддержку абсолютного или относительного большинства, по крайней мере в борьбе с последним оставшимся в списке соперником. В таком случае система альтернативного голосования (alternative vote) хотя и далеко не самая лучшая, приемлема. Вместе с тем мажоритарная система на выборах законодательных органов может привести к самым серьезным искажениям. Количество партий, избранных по пропорциональной системе, отчасти зависит от размера округов, в которых выставляются их кандидаты (чем больше мест выделяется каждому округу, тем больше партий будет представлено в избираемом органе), отчасти – от характера основных противоречий в обществе (cleavages).

Пассивное избирательное право - это право избираться в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно является различным, т.е. определяется возрастом или сроком проживания гражданина на соответствующей территории России. Там возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах депутатом Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местного самоуправления. Глава исполнительного органа субъекта РФ должен быть не моложе 30 лет. Кандидат в президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет и проживать в России на менее 10 лет.

Избирательную систему характеризует также механизм выдвижения кандидатов на государственные посты; принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор; тайное голосование и другие. В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.

Неполное определение ↓

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ

Если принять за исходное основание классификации разделение властей , то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Выборы в законодательные органы власти – парламенты, собрания представителей, думы и т.п. характерны для большинства стран с демократической системой. В них же используется и принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента в США, президента и префектов во Франции, президента федерации, президентов автономных республик и глав областей в России. В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Но часто их выборы заменяются назначением, иногда пожизненным, чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей.

В соответствии с территориальным представительством можно выделить выборы в государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент); в региональные органы власти (губернаторы, депутаты земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти); выборы в местные (муниципальные) органы власти или органы местного самоуправления (бургомистры, мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т.д.). Выборы депутатов в международные органы, например, в Европарламент являются одной из разновидностей территориального представительства.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).



Некоторые авторы, справедливо отмечая, что каждое понятие должно употребляться только в одном смысле, предлагают отказаться от использования термина "избирательная система" в узком смысле, заменив его на "способ определения результатов голосования". Однако, представляется, что такая замена не оправданна. Ведь это понятие не сводится только к способу определения результатов голосования, а в действительности представляет систему важнейших юридических норм. Кроме того, данный термин принят в зарубежной литературе, и отказ от него осложнит взаимопонимание российских и зарубежных правоведов.

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Несомненно, что избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.

Существующие в настоящее время избирательные системы при всей их пестроте и многообразии могут быть сведены к трем типам:

Мажоритарные;

Пропорциональные;

Смешанного представительства.

Каждая избирательная система во многом обусловлена существующей в той или иной стране политический системой.

Мажоритарная система (от фр.majorite – большинство) в настоящее время действует в Великобритании, США, Канаде, Ирландии, Франции, Японии. При мажоритарной системе выигравшим считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарные системы

А) абсолютного большинства (Ирландия, Австралия);

Б) относительного большинства (США, Великобритания, Индия).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (т.е.50% + 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества голосов, проводится перебаллотировка, причем, в списке остаются 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, или проводится второй тур голосования, результаты которого могут определяться по другой системе. Причем, в промежутке между турами несколько партий могут объединиться вокруг одного кандидата и создать единый предвыборный блок. В условиях многопартийности решающим, при такой системе, является второй тур.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в парламенте получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей. Например, представим, что 5 тыс. избирателей должны выбрать одного из пяти кандидатов. Допустим, что голоса распределятся таким образом: 2000-1500-1000-450-50. Избранным будет признан первый кандидат, несмотря на то, что против него голосовало большинство избирателей (3000 чел.). Существует редко применяемый вид мажоритарной системы – квалифицированного большинства. Для победы необходимо набрать 2/3, ¾ от общего числа поданных голосов.

В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого округа, различаются мажоритарные униноминальные, или одномандатные (1 депутат от округа) системы и полиноминальные, или многомандатные (несколько депутатов от округа).

Главное достоинство мажоритарной избирательной системы – учет мнения большинства избирателей определенного округа, недостаток – неучет мнения большинства в целом, при специфическом формировании избирательных округов.

Таким образом, главной проблемой при выборах по мажоритарной системе является формирование избирательных округов. Существуют детальные процедуры, иногда законодательно оформленные, предписывающие соблюдать целостность округов и другие правила относительно их геометрии и границ, сводящиеся к следующим критериям:

1.Конситуционные а) равенство округов по населению; б) равенство возможностей быть представленными на выборах (недопущение нарезок с целью дискриминации отдельных групп);

2.Географические компактность территории округов и их территориальная целостность;

3.Политико-географические критерии : соблюдение, по возможности, границ политико-административных единиц, отражающих территориальную организацию общества;

4.Политические : а) преемственность окружных сеток после ревизии в результате пересмотра по данным переписи населения, минимизация вносимых изменений; б) «внепартийность» округов, т.е. недопущение нарезки округов в интересах партии, стоящей у власти.

Если эти критерии вступают в противоречие друг с другом, предпочтение отдаются конституционным и географическим критериям.

Подобные правила важны, так как нарезка округов может стать эффективным способом манипулирования голосами избирателей. Если хорошо знать размещение различных социальных групп, то есть политическую географию общества, то можно нарезать сетку округов так, чтобы кардинально сократить политическое влияние одних групп на результаты выборов, в угоду другим группам. Подобные манипуляции получили название «джерремидеринг» – по имени губернатора штата Массачусетс Э.Джерри, который в начале ХIХ в. причудливо выкраивал округа для обеспечения победы своих сторонников.

В качестве преимущества мажоритарной избирательной системы можно назвать возникновение между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, часто имеющих личностный характер. Добросовестный депутат хорошо знает свой округ, проблемы и интересы его жителей. Избиратели имеют достаточно полное представление о кандидате, его политических взглядах, поведении. Мажоритарная избирательная система укрепляет позиции наиболее сильного политического течения, создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, способствуя вытеснению из парламентских структур мелких и средних по влиянию партий, стимулируя сознание двух- или двухпартийных модифицированных систем.

К недостаткам мажоритарной избирательной системы относится то, что она, зачастую, не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Некоторые влиятельные политические партии и организации вытесняются за пределы парламента, что может приводить к активизации внепарламентских методов политической борьбы. Таким образом, создается возможность для доминирования в поведении политических субъектов частных интересов в ущерб общенациональным; ослабляется значение парламента и правительства, как общенациональных органов.

Пропорциональная система представительства – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Пропорциональная система имеет следующие модификации:

· пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются, и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;

· пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

При этой системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает свой голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр или квота, то есть минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение внутри партийного списка осуществляется в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке (так называемые связанные списки).

Пропорциональная система лишена недостатков мажоритарной, и позволяет в большей мере учитывать мнения избирателей в целом по стране. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским общество и государством, стимулируя развитие плюрализма в политической системе. Однако и она искажает волеизъявление граждан, особенно при большом количестве избирательных объединения, или малочисленных органах государственной власти. Отрицательным качеством пропорциональной системы является и то, что списки кандидатов составляются иногда административно-канцелярским путем, что усиливает зависимость кандидатов от партийных аппаратов. Появляется возможность бюрократических решений и махинаций, подрывающих доверие населения к представительным органам и политическим партиям. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление коалиции партий. Их политические программы страдают неопределенностью, так как создаются на основе компромиссов партий с различными целевыми установками. Такие компромиссы непрочны, следовательно, действия правительства могут быть непоследовательными и противоречивыми. Может возникнуть парламентская нестабильность.

Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы. В масштабе страны создается система, при которой часть депутатских мандатов завоевывается на основе принципов мажоритарной системы, а другая часть – распределяется в зависимости от голосования по партийным спискам. Например, в ФРГ половину депутатов бундестага выбирают по мажоритарной системе, половину – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Первый он подает за кандидата, второй – за тот или иной партийный список. Подсчет голосов производится раздельно. Точно так же проводились выборы в Государственную Думу Российской Федерации. 225 депутатов проходят по одномандатным мажоритарным округам, 225 – по партийным спискам.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму.

При смешанной избирательной системе избирательное законодательство определяет нижний предел для ограничения представительства мелких партий. Например, и у нас, и в ФРГ партии, набравшие менее 5% голосов избирателей в целом по стране в парламент не проходят.

ТИПЫ ВОТИРОВАНИЯ .

Избирательное право предполагает определение типа голосования (вотирования) в ходе выборов, т.е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании. Существует три основные типов вотирования:

1.Альтернативное : у активного избирателя один голос, который он может отдать за или против определенного кандидата или избирательное объединение (партию).

2.Коммулятивное : у избирателей число голосов больше, чем количество зарегистрированных кандидатов. Он имеет право отдать все свои голоса одному кандидату (блоку, партии) или распределить их в определенной пропорции согласно своим симпатиям.

3.Лимитированное : предполагает наличие у избирателя меньшего количества голосов, чем зарегистрировано кандидатов. Избиратель имеет те же права, что и при коммулятивном голосовании. Иногда используется так называемое преференциальное голосование (от лат.praefero – предпочитаю). Тогда избиратель проставляет в бюллетене свои предпочтения, указывая их цифрами 1,2,3 и т.д. кого он желает видеть в первую очередь, кого во вторую и т.д. При определении результатов голосования подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции и т.д. Такое голосование при мажоритарной системе абсолютного большинства обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки. При пропорциональной системе это помогает определить тех кандидатов партийного списка, которые получают право на мандат (в Австрии, Финляндии).

заданные результаты.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы . Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным . Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более ). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.

Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников .

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также гово­рят - «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах - США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии .

Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы . Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.

При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями .

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями . Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем .

· Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.



Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная . В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме .

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп .

Данная система способствует развитию многопартийности . Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности . Существуют два ее вида:

· пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне . В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах . В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Остановимся на них под­робнее.

К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства .

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства .

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику . Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.

Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают .

Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей . В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов .

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов . Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.

Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти .

К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил .

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества , в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки . (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства ).

Основные недостатки данной системы можно свести к следующему .

Во-первых , при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства . Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых , пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

В-третьих , при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая .

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы .

Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны .

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств .

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере .

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма ;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом ;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент .

Пример - избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают . Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.

Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства .

Под избирательной системой понимают виды голосований, предусмотренных российским законодательством и способы определения их итогов. Избирательная система также включает в себя правовые нормы, регулирующие доступ граждан к пассивному и активному избирательному праву, различные возникающие в ходе избирательного процесса вопросы.

В Российской Федерации закон предусматривает несколько видов выборов:

1. референдум - форму прямого волеизъявления граждан по особо важным вопросам,

2. выборы Президента России, проходящие по мажоритарной избирательной системе,

3. выборы Государственной Думы, высших должностных лиц субъектов федерации, представительных (законодательных органов субъектов федерации), как правило, предусматривающие смешанную избирательную систему,

4. муниципальные выборы, которые могут быть любого вида.

Мажоритарная избирательная система подразумевает, что за победителя выборов должно проголосовать большинство избирателей. Возможно три варианта мажоритарной системы:

1. абсолютного большинства, что используется на президентских выборах, когда для победы нужно набрать 50%+1 голос. (если 6 человек из 10-ти пришедших на выборы в 2018-м году проголосуют за кого-нибудь из кандидатов, он победит на выборах в первом туре или точно победит во втором),

2. относительного большинства, когда кандидату для победы нужно набрать простое большинство голосов (если за первого кандидата проголосуют 3 человека, а за второго 4, а за действующего главу государства двое, то именно первый и второй кандидат будут выяснять кто выйдет победителем на выборах во втором туре),

3. квалифицированного большинства, когда кандидат должен набрать не простые 50%+1 голос, а 2/3 или 3/4 голосов.

24 февраля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, проводятся по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ- один депутат), а другие 225 депутатов- по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";