Красота

Глобализация социокультурных процессов. Глобализация социокультурных процессов в современном мире. Современные глобальные проблемы: понятие, причины, критерии и виды. Место и роль РФ в решении глобальных проблем Глобализация социальных и культурных процес

Двадцатый век характеризовался значительным ускорением социокультурных изменений. Произошел гигантский сдвиг в системе «природа-общество-человек», где важную роль теперь играет культура, понимаемая как интеллектуальная, идеальная, так и искусственно созданная материальная среда, которая не только обеспечивает существование и комфорт человека в мире, но и создает целый ряд проблем.

Другим важным изменением в указанной системе явилось все возрастающее давление людей, общества на природу. За XX в. население Земли возросло с 1,4 млрд чел. до 6 млрд, в то время как за предыдущие 19 веков нашей эры оно увеличилось на 1,2 млрд чел. Происходят серьезные изменения и в социальной структуре населения нашей планеты. В настоящее время лишь 1 млрд чел. (так называемый «золотой миллиард») проживают в развитых странах и в полной мере пользуются достижениями современной культуры, а 5 млрд людей из развивающихся стран, страдающих от голода, болезней, плохого образования, образуют «глобальный полюс нищеты», противостоящий «полюсу процветания». Причем тенденции рождаемости и смертности позволяют прогнозировать, что к 20502100 гг., когда население Земли достигнет 10 млрд чел. (табл. 18) (а это по современным представлениям предельное число людей, которое наша планета сможет прокормить), население «полюса нищеты» достигнет 9 млрд чел., а население «полюса благополучия» останется неизменным. В то же время каждый человек, проживающий в развитых странах, оказывает в20раз большее давление на природу, чем человек из развивающихся стран.

Таблица 18

Численность мирового населения (млн чел.)

Источник: Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 520.

Глобализацию социальных и культурных процессов и возникновение мировых проблем социологи связывают с наличием пределов развития мирового сообщества.

Социологи-глобалисты полагают, что пределы мира обусловлены самой конечностью и хрупкостью природы. Эти пределы называются внешними (табл. 19).

Впервые проблема внешних пределов роста была затронута в докладе Римскому клубу (неправительственной международной организации, созданной в 1968 г.) «Пределы роста», подготовленном под руководством Д. Медоуза.

Авторы доклада, применив для расчетов компьютерную модель глобальных изменений, пришли к выводу, что неограниченный рост экономики и вызванной ей загрязненности уже к середине XXI в. приведет к экономической катастрофе. Для ее избежания была предложена концепция «глобального равновесия» с природой при неизменной численности населения и «нулевом» промышленном росте.

По мнению других социологов-глобалистов (Э. Ласло, Дж. Биерман), ограничителями экономики и социокультурного развития человечества выступают не внешние, а внутренние пределы, так называемые социопсихологические пределы, которые проявляются в субъективной деятельности людей (см. табл. 19).

Таблица 19 Пределы развития человечества

Сторонники концепции внутренних пределов роста считают, что решение глобальных проблем лежит на путях повышения ответственности политических деятелей, которые принимают важные решения, и совершенствования социального прогнозирования. Самым надежным инструментом решения глобальных проблем, по мнению Э.

Тоффлера, следует считать знание и умение выдерживать все нарастающий темп социальных изменений, а также делегирование ресурсов и ответственности на те этажи, уровни, где решаются соответствующие проблемы. Большое значение имеет формирование и распространение новых общечеловеческих ценностей и норм, таких как безопасность людей и обществ, всего человечества; свобода деятельности людей как внутри государства, так и вне его; ответственность за сохранение природы; доступность информации; уважение властями общественного мнения; гуманизация отношений между людьми и др.

Глобальные проблемы могут быть решены только общими усилиями государственных и общественных, региональных и всемирных организаций. Все мировые проблемы можно дифференцировать на три категории (табл. 20).

Наиболее опасным вызовом человечеству в XX в. были войны. Только две мировые войны, длившиеся в общей сложности более 10 лет, унесли около 80 млн человеческих жизней и нанесли материальный ущерб более чем на 4 трлн 360 млрд долларов (табл. 21).

Таблица 20

Глобальные проблемы

Таблица 21

Важнейшие показатели Первой и Второй мировых войн

После Второй мировой войны произошло около 500 вооруженных конфликтов. В локальных сражениях погибло более 36 млн чел., большая часть из них были мирным населением.

А всего за 55 веков (5,5 тыс. лет) человечество пережило 15 тыс. войн (так что в условиях мира люди жили не более 300 лет). В этих войнах погибло более 3,6 млрд чел. Причем с развитием вооружений в боевых столкновениях гибло все большее количество людей (в том числе мирных жителей). Потери особенно возросли с началом использования пороха (табл. 22).

Таблица 22

Тем не менее гонка вооружений продолжается до сих пор. Только после Второй мировой войны военные расходы (за 1945–1990 гг.) составили более 20 трлн долларов. Сегодня военные расходы составляют более 800 млрд долларов в год, т. е. 2 млн долларов в минуту. В вооруженных силах всех государств служат или работают более 60 млн чел. 400 тыс. ученых занимаются усовершенствованием и разработкой нового вооружения – эти исследования поглощают 40 % всех средств НИОКР, или 10 % всех расходов человечества.

В настоящее время на первое место выходит экологическая проблема, которая включает в себя такие нерешенные вопросы, как:

опустынивание земель. В настоящее время пустыни занимают около 9 млн кв. км. Ежегодно пустыни «захватывают» более 6 млн га освоенных человеком земель. Под угрозой находятся в общей сложности еще 30 млн кв. км обжитой территории, что составляет 20 % всей суши;

уничтожение лесов. За последние 500 лет человеком выведено 2/3 лесных массивов, а за всю историю человечества уничтожено 3/4 лесов. Ежегодно с лица нашей планеты исчезает 11 млн га лесных угодий;

загрязнение водоемов, рек, морей и океанов;

«парниковый» эффект;

озоновые «дыры».

В результате суммарного действия всех этих факторов продуктивность биомассы суши уже снизилась на 20 %, вымерли некоторые виды животных. Человечество вынуждено принимать меры по защите природы. Не менее остро стоят и другие глобальные проблемы.

Имеют ли они решения? Решение этих острых проблем современного мира может лежать на путях научно-технического прогресса, социально-политических реформ и изменения взаимоотношений человека с окружающей средой (табл. 23).

Таблица 23 Пути решения глобальных проблем

Поиском концептуального решения глобальных проблем занимаются ученые под эгидой Римского клуба. Во втором докладе (1974) этой неправительственной организации («Человечество на перепутье», авторы М. Месаревич и Э. Пестель) говорилось об «органическом росте» мировых экономики и культуры как единого организма, где каждая часть играет свою роль и пользуется той долей общих благ, которой соответствуют ее роли и обеспечивают дальнейшее развитие этой части в интересах целого.

В 1977 г. был опубликован третий доклад Римскому клубу под названием «Пересмотр международного порядка». Его автор Я. Тин-берген видел выход в создании всемирных институтов, которые бы контролировали глобальные социокультурные и экономические процессы. По мнению ученого, следует создать мировое казначейство, всемирную администрацию по продовольствию, всемирную администрацию по технологическому развитию и другие институты, которые по своим функциям напоминали бы министерства; на концептуальном уровне подобная система предполагает существование всемирного правительства.

В последующих работах французских глобалистов М. Гернье «Третий мир: три четверти мира» (1980), Б. Гранотье «За мировое правительство» (1984) и др. идея глобального центра, управляющего миром, получила дальнейшее развитие.

Более радикальную позицию в отношении глобального управления занимает международное общественное течение мондиалистов (Международная регистрация граждан мира, IRWC), которое было создано в 1949 г. и выступает за создание всемирного государства.

В 1989 г. в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию под председательством Г. X. Брундтланд «Наше общее будущее» была создана концепция «устойчивого развития», которое «удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

В 1990-е гг. идея мирового правительства уступает место проектам глобального сотрудничества государств при жизненно важной роли ООН. Эта концепция сформулирована в докладе комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству ООН «Наше глобальное соседство» (1996).

В настоящее время все большее значение приобретает понятие «глобальное гражданское общество». Под ним подразумеваются все люди Земли, разделяющие общечеловеческие ценности, активно решающие глобальные проблемы, особенно там, где это не способны делать национальные правительства.

Что понимать под термином «глобализация социальных и культурных процессов»? Термин «глобализация» связан с латинским словом «глобус» - то есть Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана прежде всего с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интерпретация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, «спаянную» общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на огромные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, многие социологи считают правомерным говорить о формировании единой цивилизации.

Такой глобальный подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях «постиндустриального общества». Следовательно, можно сделать вывод, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для более универсального и глобального человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, а также его применение. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая профессиональная квалификация, виртуозное овладение техникой, компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т.д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечества». Основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества в свете современных глобальных проблем, А. Печчеи так сформулировал сущность этой проблемы: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, то и ее решение, по мнению Печчеи, должно исходить изнутри его самого. И если мы хотим «обуздать» техническую революцию и обеспечить человечеству достойное будущее, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет в виду прежде всего изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самосовершенствование. (Современная ситуация предполагает, что люди должны ограничивать потребление некоторых ресурсов и заменить некоторые технологии. По его инициативе, по заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой обитания.

В глобальных моделях берется «мир в целом». Проводя с помощью системной динамики расчеты для мира в целом, ученые пришли к выводу, что противоречия между ограниченностью земных ресурсов, в частности, ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающейся численности населения, могут привести к середине XXI в к глобальному кризису: катастрофическому загрязнению окружающей среды резкому росту смертности, истощению природных ресурсов и спаду производства В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция «глобального равновесия», согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения Земного шара, ограничить промышленное производство уменьшить примерно в сто раз потребление ресурсов Земли.

Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально существующим проблемам глобального характера, заставили человечество задуматься о дальнейших путях своего развития. Однако, заложенные в этих моделях просчеты позволили подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы. В частности, что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по конкретно-научным и прикладным критериям, позволяющим вести математическую обработку: средние величины производства и потребления услуги и питание рассчитывались в среднем на душу населения. Только для демографических параметров вводилась дифференциация, брались в расчет различные возрастные группы. Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений, которые произошли во второй половине 80-х - начале 90-х гг. в Восточной Европе и на территории СССР. Эти изменения существенно модифицировали характер глобальных процессов, поскольку они означали прекращение холодной войны, интенсификацию процесса разоружения, существенно повлияли на экономическое и культурное взаимодействие.

Таким образом, несмотря на всю противоречивость этих процессов огромные издержки для населения социально-экономических и политических преобразований, можно предположить, что они будут в большей мере способствовать формированию единой глобальной общественной цивилизации.

Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.

Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается постепенно в единую политическую систему.

Начиная с середины 20 века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. СМИ позволяют миллионам людей становиться свидетелями событий, происходящих в разных местах, приобщаться к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок - концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговорный язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

положительные и отрицательные черты, влияющие на развитие мирового сообщества. К положительным можно отнести: интеграция мирового хозяйства содействует интенсификации и росту производства, освоению технических достижений отсталыми странами, улучшению экономического состояния развивающихся стран. Политическая интеграция помогает предотвращать военные конфликты, обеспечивать относительную стабильность в мире, делать многое другое в интересах международной безопасности. Глобализация в социальной сфере стимулирует огромные сдвиги в сознании людей, распространение демократических принципов прав и свобод человека.

В социальной сфере глобализация предполагает создание общества, которое должно быть основано на уважении прав и фундаментальных свобод человека, на принципе социальной справедливости.

Весьма заметным явлением за последние 100 лет стала глобализация культуры на базе колоссального роста культурного обмена между странами, развития индустрии массовой культуры, нивелировки вкусов и пристрастий публики. Этот процесс сопровождается стиранием национальных особенностей литературы и искусства, интеграцией элементов национальных культур в формируемую общечеловеческую культурную сферу.

Сущность глобализации и её проявления

Глобализация социальных и культурных процессов означает то, что они приобретают общепланетарный характер, общества становятся взаимосвязанными во всех аспектах - экономическом, политическом, социальном, культурном, складывается единая мировая социокультурная целостность.

Проявления глобализации:

1. Формирование всемирного хозяйства, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Бизнес выходит за национальные рамки путём формирования транснациональных корпораций (ТНК), которые развиваются стремительно.

2. Рост объёмов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков.

3. Всеобщность рыночных принципов организации хозяйственно-экономической деятельности.

4. Огромное перемещение и перемешивание населения. Население перемещается, прежде всего, с Юга и Востока на Север и Запад.

5. Становление глобального информационного пространства вследствие третьей информационной революции, сущность которой состоит в формировании единой общенациональной информационной системы Интернет. Социокультурные последствия внедрения новых коммуникационных технологий неоднозначны. С одной стороны, они объединяют народы, унифицируют культуры, разнообразят связи. С другой стороны, они стимулируют возврат к местным социальным общностям и традициям. Это объясняется тем, что в условиях потери автономии люди стремятся защитить свои интересы и достичь психического комфорта, возвращаясь на родную им социокультурную почву. Поэтому происходит углубление связи этнических меньшинств и рост религиозного фундаментализма. В связи с этим можно говорить о подъёме региональных культур и процессе локализации.

6. Доминирование в мировом сообществе либерально-демократических ценностей, связанных, прежде всего, с обеспечением и соблюдением прав и свобод человека.

7. Понижение политических возможностей и роли национального государства как общественного института. Полномочия государства перемещаются либо на межгосударственный уровень, либо на уровень локальных, региональных органов и институтов.

8. Возникновение глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности и пути их решения

Глобальные проблемы - это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит судьба всего человечества. Условно можно выделить четыре основные группы глобальных проблем современности:

· социально-политические проблемы;

· социально-экономические проблемы;

· социально-экологические проблемы;

· проблемы человека.

Глобальные социально-политические проблемы порождены распространением по всему миру нового поколения военной техники и оружия, что грозит уничтожением всего человечества. Решение глобальных социально-политических проблем возможно путём:

А) предотвращения локальных войн;

Б) искоренения насилия в отношениях между людьми и исключительно мирного разрешения всех конфликтов;

В) прекращения гонки вооружений, проведения разоружения и конверсии;

Г) установления между народами отношений доверия и добрососедства, партнёрства и сотрудничества.

Комплекс глобальных социально-экономических проблем включает, прежде всего, проблему экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира», растущей социально-экономической пропасти между странами «золотого миллиарда» и «нищего миллиарда».

К глобальным социально-экономическим проблемам относится демографическая проблема, которая порождена двумя глобальными демографическими процессами: во-первых, демографическим взрывом; во-вторых, недовоспроизводством населения в развитых странах. Демографическим взрывом называется стремительный рост населения планеты Земля. Наибольший прирост населения приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. В европейских странах наблюдается сокращение и старение населения.

В связи с демографической проблемой обострилась продовольственная проблема и проблема природных ресурсов. Человечество больше не может увеличивать объёмы изымаемых у природы ресурсов в силу их невозобновляемости и ограниченности. Сущность продовольственной проблемы заключается в острой нехватке продуктов питания во многих развивающихся странах, недоедание и голод, несбалансированность и неполноценность питания.

Комплекс глобальных социально-экологических проблем вытекает из экологического кризиса, который проявляется:

во-первых, в загрязнении воздуха сверх допустимых норм промышленными предприятиями, автотранспортом, теплоэлектростанциями;

во-вторых, в загрязнении воды и почвы;

в-третьих, в угрожающем росте отходов;

в-четвёртых, в обеднении животного и растительного мира планеты, ухудшении качества земель и сокращении пахотных угодий;

в-пятых, в глобальном изменении климата, грозящем климатической катастрофой.

В центре всех глобальных проблем современности находится человек: он их породил и он их способен решить. Если выделить проблемы собственно человека в отдельную группу, то к ним можно отнести следующие:

1. Горе и страдания от войн, насилия, бандитизма, терроризма, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

2. Социальное неблагополучие людей: безработица, голод и нищета; беженство и бродяжничество; неграмотность, рост преступности.

3. Физическое нездоровье человека.

4. Духовное неблагополучие и психическое нездоровье человека: подавленность, мрачность, грубость, агрессия, склонность к самоубийству.

В условиях нарастания глобальных проблем социальные мыслители делают глобальные прогнозы на будущее, занимаются социальным прогнозированием - футурологией (лат. futurum -будущее; греч. logos - учение). Среди учёных-футурологов выявились пессимисты и оптимисты. Представители экологического пессимизма предсказывают человечеству неизбежную гибель по причине неразрешимости глобальных проблем. Сторонники научно-технического оптимизма (технологического оптимизма) считают, что человек, используя достижения научно-технической революции, сможет решить глобальные проблемы. Большинство футурологов способом разрешения глобальных проблем и условием выживания человечества считают переход от техногенной, информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а не техника.

Стратегию мирового сообщества на нынешнее столетие определяет концепция устойчивого развития, разработанная ООН в 1992 г. В широком смысле устойчивое развитие понимается как экологическая, демографическая, экономическая, этническая, конфессиональная, системно-техническая устойчивость. В 1994 г. в докладе ООН «О развитии человеческого потенциала» устойчивое развитие характеризуется как социально ориентированное развитие, в центре которого человек.

Тесты по теме 5 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

а) глобализация; б) третья информационная революция; в) глобальные проблемы; г) демографический взрыв; д) футурология; е) экологический пессимизм; ж) технологический оптимизм; з) устойчивое развитие.

1. Формирование единой общенациональной информационной системы.

2. Социальное прогнозирование.

3. Процесс формирования единой мировой социокультурной целостности.

4. Социально ориентированное развитие, в центре которого находится человек.

5. Предсказание человечеству неизбежной гибели по причине неразрешимости глобальных проблем.

6. Стремительный рост населения планеты Земля.

7. Вера в то, что человек, используя достижения научно-технической революции сможет решить глобальные проблемы.

8. Совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит судьба всего человечества.