Красота

Бронированный кулак Эрдогана. Танк Altay. ОБТ «Алтай» - надежда турецкого танкостроения Танк турецкой армии altay

Сначала 90-х турецкое управление приняло решение оснастить свою армию танками последнего поколения. Был объявлен тендер на закупку нового основного танка. В нём приняли роль танкостроители из Германии, США и Украины, был проведён ряд сравнительных испытаний боевых машин на местности Турции.

Турецкий танк "Алтай" видео

Русские машины роли не воспринимали, так как одним из требований турецкой стороны было предоставление до начала испытаний полного комплекта конструкторской документации на участвующий в тендере танк. Разъяснялось это типо планами закупки лицензии на создание 1-го из забугорных танков. Управление Рф на этот шаг не пошло и от роли в тендере отказалось, как потом оказалось, это было верно. Ни один из участвующих в тендере танков Турция не купила и по лицензии не производила. Но документация осталась у турецких конструкторов.

Танк "Алтай" 1-ый комплектный PV1

Практически 10 лет спустя (!), в две тыщи четыре г., турецкие военные объявили, что они сделали вывод: разработка собственного собственного танка обойдется стране намного дешевле, чем лицензионное создание. В две тыщи 5 г. был объявлен тендер на создание нового, турецкого, танка, а в две тыщи семь г. был объявлен фаворит - турецкая компания Otokar.

В марте такого же года Секретариат оборонной индустрии Турции (SSM) подписал с компанией Otokar договор на четыреста млн долл. США на разработку проекта первого государственного турецкого основного танка «Алтай». Церемония подписания договора проходила в присутствии премьерминистра Эрдогана, президента компании Кос Holding Defence Industry and Other Automotive Group Кудрете Онена, представителей турецких компаний-субподрядчиков по главным фронтам: Aselsan, МКЕК, Roketsan, а также… министра государственной обороны Республики Корея. Эта страна в лице компании Hyundai-Rotem производит техно поддержку проекта.

Танк "Алтай" 2-ой комплектный PV2

По плану управления, компания Otokar должна была вести все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, также отвечать за изготовка, тесты опытнейшего эталона, за предстоящее серийное создание и сопровождение. Эта компания уже более 40 5 лет занимается выпуском автомобилей, в том числе и для армии. В протяжении последних 20 5 лет Otokar также достаточно удачно работает в области лёгкой бронетехники, довольно вспомнить бронеавтомобиль Cobra. Машина как две капли воды похожа на французскую Рено VBL, но делается в Турции.

Воплощение технической поддержки турецкого проекта корейской компанией Hyundai-Rotem растолковали тем, что базисной основой при разработке «Алтая» стал южнокорейский танк последнего поколения Black Panther. Соглашение о совместной разработке с южнокорейской компанией Хэндэ Rotem заключала компания Otokar, как позднее сообщалось типо по итогам тендера, в каком также участвовала германская KMW - разработчик и производитель танков Leopard. Договором предусмотрена полная передача технологии на К-2 Black Panther.

Навязывается вопрос, почему турецкое управление начало работу по созданию собственного танка спустя более 10 лет после решения о перевооружении? Может быть корейские конструкторы делали свою «Чёрную пантеру» с внедрением всей технической документации, приобретенной Турцией в процессе тендера, после которого не был приобретён ни один из участвовавших в нём танков? Можно сказать, что турки дали документацию в Корею, для апробации, с учётом следующей помощи в «национальном» проекте. Что было по сути, мы, вероятнее всего, никогда не узнаем, но запрос полного комплекта технической документации на тендер проводился непопросту.

Вроде бы там ни было, управление компании Otokar особо подчеркивает, что основной танк «Алтай» является только турецким проектом. Для него было создано огромное количество новых систем, узлов и агрегатов, также новенькая конструкция «танка третьего поколения». Проект дозволит ослабить зависимость страны от наружных поставок военной техники, также обеспечит развитие новых технологий.

Заглавие «Алтай» (Altay) танк получил в честь генерала Фахреттина Алтая, командовавшего V кавалерийским корпусом, части которого во время турецкой войны за независимость в 1919-1923 гг. освободили город Измир от греческих войск (3-ий по численности населения город Турции и 2-ой по величине порт страны).

На первом шаге проекта было запланировано в течение 7 лет выстроить и испытать четыре опытнейших эталона. После окончания испытаний и доводки машины ожидается получение заказа на серийное создание первой партии в количестве двести 50 ед. В предстоящем их число планируется довести до тыщи, заменив ими устаревшие южноамериканские и германские машины.

В сентябре две тыщи 10 г. был завершен шаг концептуального проектирования «Алтая», хотя 3D модель машины была представлена общественности уже в августе. На Интернациональной выставке IDEF-2011 в г. Стамбуле в мае две тыщи одиннадцать г. компанией Otokar был представлен полноразмерный макет. После окончания работ по проектированию концепции новейшей машины, турецкие конструкторы приступили к шагу детализированного проектирования, который, как планировалось сначало, займет более 30 мес. Но к чести турецких инженеров, они совладали со собственной задачей намного ранее.

5 ноября две тыщи двенадцать г. на военной базе «Адапазары» (провинция Сакарья) турецкая компания Otokar провела церемонию презентации первых 2-ух опытнейших образцов основного танка «Алтай». На церемонии присутствовали премьерминистр страны Эрдоган и министр обороны Йылмаз. Один из, представленных опытнейших образцов, получивший обозначение MTR, предназначен для проведения ходовых испытаний, 2-ой, с обозначением FTR - для тесты характеристик огневой мощи машины.

Так как танк «Алтай» создаётся на базе корейского К-2 Black Panther, он унаследовал все технические новинки собственного корейского «папаши» кроме автомата заряжания. Решения, применяемые в южно-корейском К-2, в турецком танке «Алтай» составляют около шестьдесят процентов. По всей видимости, турецкая машина унаследует от корейского танка и высшую цена. По подготовительным оценкам на две тыщи двенадцать г. стоимость «Алтая» в серии составила более 5,5 млн USD.

Сборка танка "Алтай"

Сборка танка «Алтай» традиционная, с расположением моторнотрансмиссионного отделения (МТО) в кормовой части машины, отделения управления в носовой части и боевого отделения - в центре. Экипаж - четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Место механика-водителя размещено в отделении управления по центру на продольной оси машины, что существенно упрощает управление. Для посадки и посадки употребляется лючок, закрывающийся бронированной крышкой, которая при открывании двигается на право. В крышке лючка механика-водителя установлены три призменных устройства наблюдения.

Место заряжающего размещено в боевом отделении в башне, слева от пушки. Над ним имеется лючок для посадки и посадки, также для загрузки боеприпасов. Бронированная крышка лючка раскрывается вспять.

Рабочее место командира размещено в боевом отделении, справа от пушки. Рабочее место наводчика также находится справа от пушки, только незначительно впереди и ниже командира танка, как это есть на Т-55, Leopard один и 2. Командир и наводчик производят посадку и посадку через один лючок по очереди. Бронированная крышка лючка раскрывается вспять.

Как сообщается, разработчиками на «Алтай» устанавливается более мощная, по сопоставлению корейским танком К-2 Black Panther защита корпуса и башни. Башня разрабатывалась турецкими инженерами и отличается от башни корейского танка, так как в состав комплекса вооружения не заходит автомат заряжания и в ней располагаются три члена экипажа, а не два, как в «Чёрной пантере».

Корпус «Алтая» длиннее, и в ходовой части употребляется по семь опорных катков на борт, другими словами на один больше, чем на К-2. Борта корпуса меньше чем наполовину прикрыты противокумулятивным экраном, оставляя неприкрытым, в том числе и опорными катками, достаточно значительную проекцию борта. На корме корпуса размещена широкая бронированная решётка для выхода воздуха остывания мотора. Это, позволяет понизить термический фон танка.

На представленных 2-ух опытнейших образчиках подвеска ходовой части - гидропневматическая. Вобщем, как сообщается, окончательное решение, касающееся системы подвески и ряда других систем, до сего времени ещё не принято. Всё будет зависеть от того, как эти системы поведут себя во время испытаний. Башня танка сварная с развитым заманом в кормовой части, в каком хранится часть боекомплекта к пушке, также располагаются элементы системы кондиционирования воздуха и вспомогательная силовая установка. Снаружи на башне оборудованы ящики для хранения ЗИП и личных вещей экипажа, как это изготовлено на французских танках «Леклерк».

Вооружение танка "Алтай"

Высочайшие характеристики обеспечиваются внедрением в качестве основного орудия 120-мм гладкоствольной германской пушки Rheinmetall Rh 120L/55 с длиной ствола 50 5 калибров. Пушка вооружена системой контроля извива ствола, термозащитным кожухом и эжекционной системой удаления газов. Боекомплект укладывается в кормовом замане башни, оборудованном вышибными панелями на крыше. Состав боекомплекта, по всей видимости, будет стандартным - оперённые бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном, кумулятивноосколочные и, может быть, осколочные шрапнельные. Всего в танке будет транспортироваться 50 семь выстрелов, что показывает на то, что большая часть боекомплекта с огнеопасными сгорающими гильзами унитарных 120-мм выстрелов будут располагаться вкупе с экипажем в корпусе машины.

Разработкой танковой пушки местного производства МКЕК 100 20 и боеприпасов к ней занимается муниципальная компания Makine ve Kimya Endustrisi Kurumu (MKE), являющаяся главным разработчиком и производителем орудия и боеприпасов в Турции. В качестве дополнительного орудия установлен 7,62-мм спаренный с пушкой пулемёт (установлен слева от пушки на рабочем месте заряжающего) и 12,7-мм пулемёт, который будет размещаться на дистанционно-управляемом модуле на крыше башни сзади люков командира и заряжающего на продольной оси башни. Управление им осуществляется дистанционно с места командира танка.

В танке «Алтай» употребляется современная модульная автоматическая система управления огнём (СУО) Volkan-lll либо National Cannon, сначало разработанная для военно-морских платформ TAKS.

Наводчик и командир танка располагают комбинированными (дневно-ночными) прицельно-наблюдательными комплексами (ПНК) со стабилизированной в 2-ух плоскостях линией визирования. Оба комплекса в своём составе имеют оптические, тепловизионные и лазерные дальномерные каналы. Командирский ПНК панорамический, он имеет возможность, независящего от положения башни, наблюдения на триста шестьдесят градусов. Благодаря этому, реализована концепция «hunter - killer» (охотник - убийца). Все системы и подсистемы СУО в текущее время разрабатываются компанией Aselsan, которая имеет партнёрские дела с турецкой компанией STM, занимающейся разработкой программного обеспечения для автоматических систем боевого управления.

Главные элементы комплекса вооружения основного танка «Алтай» разрабатываются и выполняются корейской компанией Хэндэ Rotem, также турецкими Организацией машиностроительной и хим индустрии (МКЕ) и Roketsan.

Тактико-технические свойства танка "Алтай"

Боевая масса, т........................60,0
Экипаж, чел........................4

Годы разработки две тыщи семь - 2012
Годы эксплуатации........................с две тыщи пятнадцать (план)

Габаритные размеры
Длина корпуса, мм........................7735
Длина с пушкой вперёд, мм........................10 307
Ширина корпуса, мм........................3972
Высота, мм........................2640

Бронирование
Тип брони........................комбинированная противоснарядная

Вооружение
Калибр и марка пушки........................120-мм MKEK120 гладкоствольная
Длина ствола, калибров........................55
Боекомплект пушки........................57
Пулемёты........................1 х 7,62-мм, один х 12,7-мм

Подвижность
Мощность мотора, л. с.........................1500
Скорость по шоссе, км/ч........................70
Припас хода по шоссе, км........................500
Преодолеваемая стена, м........................1,0
Преодолеваемый ров, м........................2,8
Преодолеваемый брод, м........................1,2 (4,1 с ОПВТ)

Фото танка "Алтай"

Как сообщает журнал "Jane"s Defence Weekly" в статье Kerry Herschelman "Turkey cancels contract with Tümosan for Altay MBT engines ", программа серийного производства турецкого национального основного танка Altay столкнулась с новыми проблемами после того, как Управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Mustesarligi - SSM) министерства обороны Турции 24 февраля 2017 года расторгло контракт с турецкой компанией Tümosan на создание и серийное производство собственного дизельного двигателя для танка Altay.

Оба прототипа (PV1 и PV2) турецкого танка Altay (с) Otokar

Tümosan в марте 2015 года получила от SSM контракт стоимостью 190 млн евро на создание для Altay с иностранной технической помощью дизельного двигателя мощностью от 1500 до 1800 л.с. В качестве партнера по созданию двигателя и получению технологий Tümosan в октябре 2015 года выбрала известную австрийскую компанию AVL List GmbH. При этом турецкая сторона должна была иметь полные права интеллектуальной собственности и экспортные права на двигатель. Однако в конце 2016 года австрийское правительство отказало AVL List в лицензии на передачу технологий в Турцию. Это произошло после того, как австрийский парламент в ноябре единогласно принял резолюцию, требующую введения эмбарго на поставки оружия и военных технологий Турции ввиду массовых нарушений прав человека, совершенных турецким правительством вслед за неудачной попыткой военного переворота 15 июля 2016 года. В результате в январе 2017 года Tümosan была вынуждена расторгнуть соглашение о сотрудничестве с AVL List.

Tümosan признала, что после этого пыталась найти нового партнера по разработке танкового дизеля среди компаний в США, Канаде, Германии, Великобритании, Испании, Японии, Южной Корее, России и на Украине, однако во всех случаях без удовлетворительных условий.

Первые 250 серийных танков Altay должны оснащаться импортными немецкими дизельными двигателями MTU (которые установлены и на прототипах), однако в дальнейшем танки следующих выпусков турецкое министерство обороны хочет оснащать двигателями турецкого производства.

Комментарий bmpd. Cледует отметить, что программа разработки и производства танкового двигателя мощностью 1500-1800 л.с. на Tümosan сама по себе была крайне амбициозной, поскольку до сих пор эта компания выпускала лишь промышленные и тракторные дизельные двигатели мощностью не более 115 л.с.

Тем временем до настоящего времени сохраняется общая неопределенность в самой программе начала серийного производства Altay. Головной разработчик танка компания Otokar заявляла о завершении испытаний танка сперва в конце осени 2016 года, а затем, после того, как военные потребовали дополнительных испытаний - в конце февраля 2017 года (всего были построены два демонстратора - для ходовых испытаний MTR и для испытаний вооружения FTR - и два комплектных прототипа - PV1 и PV2 - танка Altay). Тем не менее, SSM продолжает молчать относительно начала серийного производства Altay.

Заместитель главы SSM Исмаил Демир в январе заявил, что решение о начале серийного производства танка откладывается, поскольку испытания Altay "еще продолжаются". Помимо, видимо, сохраняющихся проблем с доводкой танка, неофициально медлительность объясняют намерением SSM объявить тендер на серийное производство Altay, причем не в пользу Otokar. Это связано с известными давними враждебными отношениями между владельцами стамбульского холдинга Koç, в состав которого входит Otokar, и президента Турции Р.Т. Эрдогана. Если ранее Otokar, как головной подрядчик в разработке танка Altay, обоснованно надеялась на то, что станет и головным производителем танка на своем заводе в районе Арифие-Адапазары в окрестностях Анкары, то теперь в свете намерений SSM объявить тендер на серийное производство Altay, выдача заказа на производство танка выглядит для Otokar негарантированным. Предполагается, что Otokar если и не будет полностью лишена контракта на серийное производство, то будет вынуждена разделить серийное производство Altay с другими турецкими производителями бронетехники, выразившими желание участвовать в тендере - компаниями ВМС (контролируемой сейчас бизнесменом Эдхемом Санджаком, близким к Р.Т. Эрдогану) и FNSS. Следует отметить, что если такое разделение и произойдет, то это (параллельное создание нескольких линий танкового производства) станет беспрецедентным для практики танкового производства в не имеющей компетенции в этом отношении стране.

Первая партия серийных Altay должна включать 250 танков примерной контрактной стоимостью 3,5 млрд долл. В 2016 году Otokar заявляла о готовности начать серийное производство в течении 18-22 месяцев после получения твердого контракта. В феврале 2017 года генеральный директор Otokar Али Коч заявил, что компания потратила на создание и испытания танка 1 млрд долл собственных средств. Считается, что еще столько же инвестировало в программу министерство обороны Турции.


ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК ALTAY (ТУРЦИЯ)

THE PRINCIPAL COMBAT TANK OF ALTAY (TURKEY)

29.04.2018


Турецкое Управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Müsteşarlığı — SSM; сейчас находится в прямом подчинении президента Турции) 24 апреля 2018 года через свою страницу в Twitter.com, наконец, объявило о выборе серийного производителя для перспективного турецкого танка Altay, а также производителя двигателя для этого танка. Как и следовало ожидать, им оказалась турецкая компания BMC Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş. В сообщении говорится, что Исполнительный комитет SSM принял решение начать переговоры с ВМС о заключении контрактов на производство первых 250 серийных танков Altay и на создание «национального» двигателя для этого танка.
Согласно «Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции на период с 2017 по 2021 годы», опубликованному в марте 2017 года, освоение серийного производства танка Altay должны быть осуществлено к концу 2020 года. В конце 2020 года предполагается передать в войска первые 15 серийных экземпляров танков, в 2021 году планируется передать еще 20 экземпляров, и с 2022 года начать масштабные поставки. Общие планы производства Altay для турецкой армии сейчас составляют 1000 единиц.
https://bmpd.livejournal.com/

В конце ноября 2012 года Otokar - компания Турции, которая занимается разработкой нового ОБТ Altay, раскрыла некоторые характеристики этого перспективного танка. Турецкий танк назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая, который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919-1923 годов. Компания Otokar должна передать SSM (Секретариат военной промышленности) четыре прототипа танка "Алтай", в то время как серийное производство, по всей видимости, начнется в 2015 году. По словам премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Otokar опережает график создания Altay на два года; испытания танка начнутся уже в 2013 году.

Смотрите на видео: турецкий "Алтай"

Помимо Otokar в проекте принимают участие компании Aselsan, Roketsan и MKEK, создающие соответственно электронные бортовые системы, броню и основное орудие. Вначале планировалось , что испытания танка начнутся в 2015 году, а серийные поставки - в 2016-м. Турция заинтересована в привлечении партнеров по серийному производству танка. Министерством обороны уже были проведены предварительные консультации с Азербайджаном и Украиной о создании совместных предприятий по производству "Алтая".

Танк "Алтай"
Нажмите на изображение для увеличения

Часть из оглашенных компанией Otokar характеристик танка Altay была известна и ранее . По сведениям Otokar, танк Altay массой 60 тонн получит двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил и гидропневматическую подвеску. Экипаж основного боевого танка будет состоять из четырех человек. "Алтай" будет оснащен орудием калибра 120 миллиметров с длиной ствола равной 55 калибрам. На танке устанавят дистанционно управляемый модуль со стабилизацией и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.

На видео - турецкие танки Altay:

Танк "Алтай" будет комплектоваться вспомогательной силовой установкой, ответственной за выработку энергии для бортовых систем, включая систему управления огнем и поиска и распознавания целей, информационную систему управления и связи, систему жизнеобеспечения и кругового обзора (экипажу будет доступна обзорность на 360 градусов в горизонтальной плоскости).

На фото - танк "Алтай" (испытания прототипа)
Нажмите на фотграфию, чтобы увеличить

Altay будет оснащаться модульной композиционной противоснарядной броней, а также химической, биологической, радиологической и атомной защитой. Кроме того, он получит систему предупреждения о лазерном облучении.

Сообщается о следующих характеристиках ОБТ "Алтай":

  • Four men crew
  • New generation 1500 HP powerpack
  • 120 mm, 55-calibre main armament
  • Remote control weapon system (12.7 and 7.62 mm)
  • Coaxial machine gun
  • Modular composite armour
  • New generation fire control system
  • Electrical gun turret drive system
  • C3I system
  • Battlefield target identification system
  • Laser warning system
  • Life support system
  • CBRN protection
  • Auxiliary power unit
  • Fire-extinguishing and explosion suppression system
  • 360 degrees situational awareness system

Видео: "Алтай" 15.11.2012


Спойлер: История проекта АЛТАЙ по сообщению Defense Aerospace

BACKGROUND: History of the Altay Project

  • 2005: The Undersecretariat of Defence Industries assigned a consortium consisting of three companies to realize the feasibility study in order to determine the production model of the Battle Tank Project. As of April 27th 2005 the feasibility study was finalized, and the model of the project was determined as "the main battle tank to be designed and developed within the country and with technical support from abroad in required areas".
  • On February 8th 2005, the Request for Proposal prepared according to the model determined due to the feasibility was delivered to the companies, including Otokar that participated in the feasibility study.
  • 2007: Due to the decision taken at the meeting of the Defence Industry Executive Committee realized on March 30th 2007, for the Modern Tank Manufacturing with National Facilities Project initiated in order to meet the Modern Main Battle Tank requirement of the Land Forces Command, it was decided to start contract negotiations with Otokar as the prime contractor candidate.
  • July 29th 2008: Following the finalization of the contract negotiations about the design of Turkey"s first National Tank, development of prototypes, testing and qualification of prototypes, the contract was signed with the participation of Prime Minister Recep Tayyip Erdoğan. It was aimed to use domestic sub-systems to maximum extend for the project except the areas determined due to the model.
    In addition to Otokar being assigned as the prime contractor for the Project, Aselsan was assigned to design and manufacture the prototypes of electronic sub-systems like Tank Fire Control System and Tank C3I System; MKE was assigned to manufacture the 120 mm 55 calibre Main Armament by technology transfer from Hyundai Rotem of South Korea; and Roketsan was assigned to develop the Modular Armour Package by technology transfer also through Hyundai Rotem.
  • January 2009: After signing contracts with the main sub-system suppliers, Project kick-off was made for the "design, development, manufacturing, testing and qualification of ALTAY prototypes". The Project duration for the "Design and Prototype Production" of ALTAY was determined as 78.5 months. This part of the Project was arranged in three stages consisting of Conceptual Design, Detailed Design, and Prototype Production and Qualification.
  • May 2011: Otokar finalized the Conceptual Design Stage, as the first stage of the Project by using its engineering and design capabilities in line with the requirements, and exhibited a full-scale model of ALTAY that reflected the results of this stage at the IDEF Defence Industry Fair with the participation of President Abdullah GUL.
  • March 29th 2012: While detailed design activities proceeded, Otokar continued investing in the required production facilities for the testing of prototypes and in the Tank Test Center. Otokar Tank Test Center was taken into service on March 29th with the participation of İsmet YILMAZ, Minister of Defence. Consisting of an EMC Test Chamber, Tank Test Range and Climatic Chamber with Dynamometer, Otokar Tank Test Center is among the world"s most modern and advanced test centers.
  • October 2012: The first prototype to test the mobility was manufactured in Otokar facilities in Sakarya, and testing started.
  • November 15th 2012: ALTAY"s first two prototypes exhibited their mobility for the first time to public with the participation of Prime Minister Recep Tayyip ERDOGAN. Following the two prototypes that are tested for development/verification, the ultimate configuration prototypes will be manufactured and after finalizing their qualification by tests they will be delivered to the Undersecretariat of Defence Industries.
  • Mass production:
    Following the design and prototype production phase of ALTAY conducted by Otokar as the prime contractor, mass production activities will be initiated in scope of a new contract.

То, что на вооружении турецкой армии могут появиться танки собственного производства, анонсировалось еще с середины 2000-х годов. И лишь относительно недавно широкой публике были наконец представлены первые образцы боевой машины турецкой сборки, получившей имя Altay («Алтай»), названной так в честь командира кавалерийского корпуса времен войны за независимость Турции 1919-1923 годов генерала Фахреттина Алтая.Гремя огнем, сверкая блеском стали
Очередная презентация данного показателя турецкого «прорыва» в производстве бронетанковой техники состоялась в мае этого года на выставке IDEF-2015 в Стамбуле, где свои изделия традиционно демонстрируют предприятия местной оборонки.
Аналитики сразу заметили сходство машины с новыми танками южно-корейской армии K2 «Черная Пантера». Представители турецкой частной компании Otokar (производителя бронированных машин для армии Турции) не стали скрывать: в создании «своего» танка они широко использовали опыт, накопленный корейцами. По некоторым данным, технологии, использованные производителями из Южной Кореи, турками были заимствованы не менее чем на 60 процентов.Все бы ничего, но ведь и корейцы не особо ломали головы над своим детищем. Целый ряд разработок они точно также переняли у зарубежных «партнеров». В частности, основное вооружение К-2 – 120-мм танковая пушка – оказалась изготовленной по мотивам немецкого орудия Rh-120.Прототипом же автомата заряжания для корейского танка стал аналогичный аппарат, примененный на французском «Леклерке». Да и моторно-трансмиссионная установка у «корейца» оказалась европейского исполнения: и дизельный двигатель, и коробка передач были созданы в Германии.Когда нельзя, но очень хочется
В принципе, как говорят специалисты, ничего страшного в подобной кооперации в сфере производства вооружений нет. Тем более что заимствование ряда изделий в турецком танке стало не следствием подпольного копирования, а результатом вполне легальных соглашений, заключенных Otokar с южнокорейской компанией Hyundai Rotem.
К слову, и Otokar, и Hyundai – компании, специализирующиеся преимущественно на выпуске автомобильной техники. Hyundai считается четвертым производителем автомотибилей в мире, а турецкий автозавод славится своими автобусами Navigo и грузовичками Atlas.Однако как тогда расценивать анонсированное турецкой стороной желание полностью перейти на технику собственной разработки и производства? Ведь сегодня практически весь парк бронемашин Турции - это зарубежные закупки. В частности, на вооружении механизированных и танковых бригад и механизированных дивизий армии страны стоят немецкие «Леопарды» и американские М48 и M60. Именно поэтому «Алтай» должен был стать «прорывным национальным проектом» в области турецкого танкостроения.Должен был. Но не стал. Эксперты уже сегодня говорят о проблемах у будущей основы «танковой армады» Турции. В частности, так и не решен вопрос с двигателем для новой машины. Первоначально предполагалось «позаимствовать» его у того же «Леопарда», однако заложенных в нем 1,5 тысячи сил оказалось маловато для передвижения 60 тонн - именно такой вес в итоге оказался у «Алтая». Кроме того, не удалось решить вопрос с подходящим автоматом заряжания. В итоге турки предложили вполне экономный вариант: сложное устройство они заменили на… дополнительного члена экипажа.Пойдут машины в яростный поход
Эксперты не так давно сравнили тактико-технические характеристики основных боевых машин, состоящих на вооружении в армиях некоторых стран мира. Сравнение оказалось явно не в пользу турецкой новинки. По целому ряду показателей «Алтай» уступил не только своему прародителю - корейскому K2, но и «Леопарду», и даже российскому Т-90А - модификации далеко не самого нового Т-90 только с двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, обновленной броней, прицельным оборудованием и оптимизированным автоматом заряжания.
В частности, первый проигрыш можно заметить по калибру основного оружия - танковой пушки. Если у Т-90А она 125-миллиметровая, то немецкий, корейский и турецкий танки оснащены орудием лишь в 120-мм. В итоге прицельная дальность стрельбы российской пушки 2А46М составляет 5 тысяч метров (а при ведении огня некоторыми видами боеприпасов - до 10 км), тогда как гладкоствольная пушка «Алтая» MKEK120 (реплика немецкого Rh-120) способна вести прицельный огонь максимум на три км.
Не самые лучшие показатели у турецкой боевой машины и по запасу хода (он уступает Т-90 более чем на 200 км), по весу (превышение на 16 тонн), по системам защиты: на Т-90 применена как броневая сталь и многослойная композитная броня, так и динамическая защита (необходима для превентивного срабатывания снарядов с кумулятивной боевой частью). Кроме того, российский танк оснащен комплексом противодействия управляемым ракетам, принцип которого основан на подавлении средств их наведения.
Altay vs «Армата» - сравнивая несравнимое…
Если «Алтай» по целому спектру показателей не дотягивает даже до Т-90, то сравнивать его с новейшим российским основным боевым танком Т-14 на платформе «Армата» и вовсе не имеет смысла. Немецкая газета Die Welt не так давно опубликовала информацию, основанную на заключении Минобороны ФРГ.Военное ведомство страны бьет тревогу, требуя срочно искать замену Leopard 2 в связи с появлением Т-14. Причина - неспособность «Леопарда» пробивать защиту российской боевой машины. А журнал National Interest, опубликовавший сравнение Т-14 с американским «Абрамсом», вынес однозначное заключение: защитные технологии, примененные российскими танкостроителями, не применяются пока ни в одном танке мира.При этом западные аналитики обращают внимание на то, что российская техника производится, даже несмотря на кризис и санкции, то есть наш ОПК вполне самодостаточен. Это в корне отличается от ситуации с тем же «Алтаем», где турецкая компания Tumosan, получившая от правительства Турции подряд на изготовление двигателя для нового танка, тут же подключила аутсорсинг: привлекла австрийского разработчика AVL List, который должен не только помочь туркам создать новый мотор, но и интегрировать его непосредственно в боевую машину.Военный эксперт Виктор Мураховский убежден, что ничего из «затеи» с якобы собственным танком у Турции не выйдет. Во-первых, у этой страны нет традиций танкостроения. А кроме того, машины, репликой с которых стал «Алтай», практически не имеют опыта боевого применения, а корейская «Черная Пантера» и вовсе только-только встает на серийное производство.Как отмечает эксперт, целый ряд стран пытался производить собственную бронетанковую технику, однако в итоге был вынужден все же обратиться к проверенным «брендам». Как пример Виктор Мураховский называет индийский проект «Арджун», который не оправдал вложенных в его разработку средств, и в итоге правительство страны сделало выбор в пользу экспортного варианта Т-90С.