Красота

Якунин ржд биография. "РЖД и сын": как Андрей Якунин построил свой бизнес на железной дороге. А отношения с отцом вообще влияют на ваш бизнес

С горы Якобсхорн открывается живописный вид на швейцарский город Давос, где любят отдыхать и кататься на горных лыжах и сноубордах не самые бедные туристы. Управляющий Venture Investments & Yield Management (VIYM) Андрей Якунин, сын бывшего президента РЖД Владимира Якунина, в марте 2017 года прилетел в Давос, но не спешил надевать горнолыжные ботинки, он участвовал в церемонии открытия четырехзвездочной гостиницы Spenglers Hotel, названной в честь местного врача Александра Шпенглера. Этот отель - очередной девелоперский проект VIYM в Европе.

Под управлением команды Андрея Якунина находятся активы на $1 млрд - это недвижимость и прямые инвестиции (включая долговое финансирование). Якунин говорит, что организовал бизнес по управлению активами благодаря несвязанным событиям и стечению обстоятельств. В 2008 году он переехал на новое место жительства, в Лондон, где получил Executive MBA совместной программы Лондонской школы бизнеса и Колумбийского университета (США). При выборе специализации он остановился на private equity, чему способствовали увлекательные лекции Гленна Хаббарда, декана Колумбийского университета и члена совета директоров финансового гиганта Blackrock (активы более $5 трлн).

Небольшой опыт на рынке прямых инвестиций у Якунина к тому времени был, правда, с учетом российской специфики. Он работал финансовым директором самой большой в Санкт-Петербурге гостиницы «Прибалтийская», когда в конце 2001 года руководитель Комитета по управлению городским имуществом Валерий Назаров (впоследствии ставший членом совета директоров РЖД) без конкурса передал 51% ее акций компании «Центр водных развлечений». Эта компания обязалась построить на прилегающей территории аквапарк «Вотервиль» и потратила на это около $30 млн. Оставшиеся 49% «Прибалтийской» «Центр водных развлечений» выкупил у города за $18 млн. Якунин говорит, что у города не было финансовых ресурсов и он и другие руководители отеля сделали management buyout. Охота за гостиницами в Петербурге была серьезной - среди претендентов на «Прибалтийскую» был Марк Балазовский, доверенное лицо питерского бизнесмена Михаила Мирилашвили. В 2006 году Якунин и партнеры продали «Прибалтийскую» норвежской компании Wenaas Holding, по оценкам, за $100 млн. Официально имена партнеров Якунина не раскрывались.

Неизвестны и инвесторы Venture Investments & Yield Management, нынешнего бизнеса Якунина. Он говорит, что это состоятельные частные инвесторы, связанные с израильским бизнесом, но не имеющие отношения к России. Привлечь их помог второй партнер VIYM Яир Зив, который имел связи в Израиле и Лондоне. Он работал в МИДе Израиля, инвестгруппе Target Resources и Meridian Commodities. Основной владелец Target Resources, где Яир Зив был миноритарием и финансовым директором, - израильский предприниматель Ниссим Леви, который был совладельцем австрийской экспедиторской компании Far East Land Bridge до того, как ее основным владельцем с долей 75% стала группа РЖД.

У Якунина и Зива первоначально было около $100 млн средств от частных сделок, включая их личные сбережения. Они выбрали два направления для инвестиций своей компании - гостиницы и быстрорастущие компании малой и средней капитализации. Партнеры сформулировали приоритеты инвестирования VIYM: в private equity это сделки от €5 млн до €15 млн с долями от 25% плюс 1 акция до 49% акций с компаниями с выручкой от $10 млн, а в гостиничных объектах - вложения $20–75 млн c долей от 25% до 100%. Якунин уточняет, что фонд не инвестирует в компании, работающие в отраслях с сильным влиянием или регулированием государства или одного ключевого потребителя.

Одним из первых опытов инвестиций для VIYM стала сделка, по оценкам, около $10 млн, с петербургским сельскохозяйственным холдингом Виктора Козырева. Его компании предоставили средства на строительство комплекса по переработке и фасовке круп в Краснодарском крае. При выходе из проекта в 2015 году, по словам Якунина, инвестиции удвоились. Почти одновременно VIYM инвестировала в строительство элитного жилищного комплекса «Водолей» в Сестрорецке, где партнером стал бывший руководитель кооператива «Озеро» Игорь Балландович.

После первых успешных сделок VIYM организовала два люксембургских фонда: в 2012 году - гостиничный фонд VIYM Greater Europe Hospitality Fund, а в 2014 году - VIYM Growth Fund для инвестиций в компании России, Прибалтики и СНГ (плата за управление составляет 2% плюс 20% плата за успех). В 2016 году совокупный объем фондов составлял около $200 млн. По словам Якунина, вкладчиками фондов являются квалифицированные инвесторы, готовые вложить суммы от €10 млн. Якунин и Зив вложили в VIYM и собственные средства, их доля составляет не менее 20% от первоначальных активов. «Это условие, которое мы обговорили с нашими инвесторами. Мы мечтаем о том времени, когда мы сможем поднимать фонды, вкладывая 1–2% собственных средств. В сегодняшних реалиях это недостижимо», - рассказывает Якунин.

Фонд VIYM Growth Fund инвестировал в десяток российских компаний. Среди них, например, медклиника «Семейный доктор» и производитель бумажных изделий «Сыктывкар Тиссью Груп» (смотреть все и). Сейчас в VIYM Growth Fund $15–20 млн свободных денег, их хватит еще на несколько проектов в России.

Самые крупные сделки Якунина связаны с гостиничным бизнесом. Один из последних проектов - продажа «Региональной гостиничной сети» (РГС), в которую входят девять отелей с операторами Park Inn, Marriott и Holiday Inn. В 2016 году АФК «Система» купила РГС за 6,6 млрд рублей (долг компании на тот момент составлял 4 млрд рублей). РГС создавалась при участии железнодорожников: в 2009 году «Желдорипотека», дочерняя компания ОАО «РЖД», продавала РГС участки земли под гостиницы.

Самый известный проект Андрея Якунина - отель - расположен в знаменитом «доме со львами» в центре Санкт-Петербурга, который в 2004 году был арендован на 49 лет у Управления делами Президента РФ за 1,2 млрд рублей (то есть по 90 рублей за 1 кв. м в год). Якунин управляет им за рамками люксембургских фондов. Права аренды принадлежат компании «Тристар инвестмент холдингс», Якунин - ее миноритарный акционер. Основные бенефициары не раскрываются. Инвестиции в Four Seasons Hotel Lion Palace составили, по словам Якунина, $250 млн, часть денег предоставил ВТБ. VIYM рассматривает варианты выхода из проекта. Оценка отеля - на уровне $400 млн.

Тем не менее Якунин пессимистично оценивает перспективы российского рынка недвижимости. «Действия ЦБ со стоимостью и доступностью кредитных ресурсов оказывают огромное влияние на рынок недвижимости, - говорит Якунин. - Рублевый риск захеджировать сложно и дорого. Не хотелось бы оставаться с голым валютным риском при непоследовательной и непредсказуемой политике национального макрорегулятора».

Впрочем, большую часть времени и сил у Якунина и сейчас отнимают европейские проекты. Гостиничный фонд VIYM Greater Europe Hospitality Fund инвестировал в итальянский премиум-проект Antognolla Luxury Resort and Residences - реконструкцию средневекового имения в Умбрии (инвестиции составят €150 млн), а также в австрийскую четырехзвездочную гостиницу Park Royal Palace Hotel. Еще фонд присматривается к гостиницам Голландии, Германии и других странах Западной Европы.

Что осложняет развитие бизнеса? Андрей Якунин остается по европейским нормам политически влиятельным лицом (РЕР - politically exposed person), и на этот статус обращают внимание инвесторы и регуляторы. Кроме того, в марте 2014 года его отец Владимир Якунин оказался в американском санкционном списке. Якунин-младший называет это «понижением в правах без судебного решения» и сравнивает с репрессиями в Европе 1930–1940-х годов. Но это не помешало сыновьям бывшего главы РЖД закрепиться в Европе. Андрей получил гражданство Великобритании, у его брата Виктора в кармане паспорт Кипра. Неудивительно, что Андрей Якунин потратил £33 млн на личную недвижимость в Лондоне.

В 1975-1977 годах проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР.

В 1977-1982 годах работал инженером, старшим инженером в Комитете по внешнеэкономическим связям при Совете Министров СССР.

В 1982-1985 годах занимал должность начальника иностранного отдела Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе АН СССР.

В 1985-1991 годах был вторым, первым секретарем Постоянного представительства СССР при ООН, работал в Комитете по мирному использованию космического пространства.

С 1991 по 1992 год — главный консультант Научно-производственного предприятия ТОО "ТЭМП" (Санкт-Петербург).

В 1992-1997 годах занимал пост директора акционерного общества закрытого типа "БИКАР" (Санкт-Петербург).

В 1997-2000 годах был начальником отдела Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ.

В семье — двое сыновей . Андрей Якунин — российский партнер британской инвесткомпании Venture Investments & Yield Management (VIYM), председатель совета директоров Национальной ассоциации участников рынка альтернативных инвестиций (НАУРАН). Виктор Якунин — управляющий санкт-петербургским офисом VIYM.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Семья

Супруга - Наталья Викторовна Якунина . По профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. В настоящее время занимается благотворительной и общественной деятельностью.

В июле 2013 года Владимир Якунин и его жена соучредили и возглавили эндаумент-фонд Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", зарегистрированный в Женеве.

Якунины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын - Андрей Владимирович Якунин - (родился в 1975 году) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе "Прибалтийская" в Петербурге, был соучредителем компании "Тристар Инвестмент Холдингс", занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По оценке отца, Андрей Якунин обладает "блестящими аналитическими способностями", "трудоголик". Читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якунину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2016 года уже были построены и работали отели этого брэнда в Казани, Астрахани, Ижевске, Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске.

Младший сын Владимира Якунина - Виктор Якунин (родился в 1978 году) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor, с 2007 года занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Его супруга Дарина владеет издательством детской литературы "Поляндрия".

Биография

Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни: когда родился и второй раз - когда навещал своих бабушку и дедушку.

Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург, куда в 1964 году после демобилизации отца переехала семья.

В Ленинграде Владимир Якунин окончил 366-ю среднюю школу.

В 1972 году окончил Ленинградский механический институт ("Военмех", ныне Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова) по специальности "Производство летательных аппаратов", инженер-механик, специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.

После окончания вуза Якунин работал в Государственном институте прикладной химии, который в то время был закрытой структурой, работавшей на нужды ВПК. В 1974 году поступил на службу в Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. С 1975 по 1977 год учился на факультете Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1977 году был направлен в качестве офицера действующего резерва в Государственный комитет экономических связей при Совете министров СССР. В 1982 году получил перевод в 1 Службу УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области.

В 1982-1985 гг. - начальник иностранного отдела Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР.

В 1985 году переходит на дипломатическую работу. Второй, а потом первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН.

В 1991 году ушел с государственной службы и занялся предпринимательской деятельностью. Вместе с группой бывших сослуживцев создал Международный центр делового сотрудничества. Одновременно участвовал в создании банка "Россия". Впоследствии он был вице-президентом НПП "Темп", генеральным директором ЗАО "Бикар".

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным и шестью другими пайщиками основал кооператив "Озеро".

В 1997-2000 гг. - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента Российской Федерации (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Петербурга в Москву, возглавлял Владимир Путин).

С октября 2000-го по февраль 2002 года - заместитель министра транспорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.

В феврале 2002 года Якунин стал первым заместителем министра путей сообщения.

24 октября 2003 года совет директоров ОАО "Российские железные дороги" единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якунина в качестве первого вице-президента компании. В компании он курировал финансово-экономический блок.

В 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации Владимир Якунин был назначен президентом ОАО "Российские железные дороги".

В 2008, 2011 и 2014 годах полномочия Якунина продлялись Правительством на трехлетние сроки.

В 2012 году был назначен на пост председателя Международного союза железных дорог сроком на два года, в 2014 году - переназначен повторно.

Главной целью Владимира Якунина в РЖД было реформирование железнодорожной отрасли .

Он должен был превратить бывшее министерство в эффективную коммерческую компанию, привлекательную для бизнеса и удобную пассажирам.

В соответствии с задачами, которые возложило на руководство РЖД правительство, компания была коренным образом реструктурирована. В отрасль впервые пришли частные компании – как в грузовой, так и в пассажирский сектор.

Осуществив сделку по выкупу 75% акций логистического оператора Gefco, Якунин сделал РЖД полноценным участником европейского рынка перевозок.


При Владимире Якунине вновь ожили забытые советские проекты на Восточном полигоне.

Так, продолжилось строительство и модернизация Байкало-Амурской магистрали. Проект предусматривает прокладку 13 новых железнодорожных линий. За 10 лет существенно увеличилась пропускная способность Транссиба. Этого удалось добиться за счет электрификации ряда участков магистрали, достройки вторых и объездных путей. Завершен проект строительства дублирующей смычки между Китайскими железными дорогами и Транссибирской магистралью.

Все это позволило сократить прохождение грузов. Так, от Германии до Китая поезд идет 11-15 дней против более чем месяца по морю. В полтора раза выросла и маршрутная скорость контейнерных поездов – к 2016 году она достигла почти 1000 километров в сутки против 650 километров в сутки в 2006 году.

На северо-западном направлении Якунин проводил политику формирования логистической независимости России от прибалтийского транзита. В течение нескольких лет были построены железнодорожные подходы к находящемуся в Ленинградской области порту Усть-Луга, ставшему одним из главных центров морских грузоперевозок в регионе.

Реформировались пассажирские перевозки. Так, за время руководства Якунина на железных дорогах появляются дневные экспрессы – поезда с сидячими местами для коротких маршрутов протяженностью 3-8 часов. Обновился подвижной состав. В строй вошли новые скоростные и высокоскоростные поезда: "Сапсаны" на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом, "Аллегро" - между Санкт-Петербургом и Хельсинки, "Стрижи" - между столицей и Нижнем Новгородом и Берлином.


Более десяти маршрутов "Ласточек" связывают сразу несколько городов России. "Ласточки" перевозили зрителей Олимпиады в Сочи и работают на МЦК. На оживленных направлениях появились совершенно новые двухэтажные поезда. Старые немецкие вагоны международных составов были заменены новыми отечественного производства.

Большое внимание Якуниным уделялось локализации железнодорожной техники.

Так, если производство "Сапсанов" на территории России развернуть было невозможно из-за небольшой закупочной партии, то в случае "Ласточек" (адаптированная к российским условиям модификаций немецкого поезда Siemens Desiro) удалось добиться производства большей части комплектующих и сборки поездов на территории России. Сегодня эти поезда выпускают под Екатеринбургом на заводе в Верхней Пышме.

В 2007 году компания провела ребрендинг. Фирменными цветами вместо зеленого стали красный и серый. Компании удалось избежать существенных затрат на ребрендинг, включив окраску в новые цвета в плановые работы: подвижной состав и инфраструктура перекрашивались во время плановых ремонтов в течение нескольких лет.

За прошедшее десятилетие компания отремонтировала большинство столичных и крупных региональных вокзалов. Модернизации подлежало и вокзальное пространство – шаурму сменили фудкорты, в залах ожиданий установили станции зарядки гаджетов и бесплатные WiFi-точки.

Один из последних крупных проектов, созданный при участии Владимира Якунина в РЖД – Московское центральное кольцо, аналог надземного метро, ставшее крупнейшим пересадочным узлом в столице. 20 августа 2015 года Владимир Якунин досрочно ушел в отставку с поста президента РЖД .

Якунин отказался от предложенному ему места в Совете Федерации и полностью посвятил себя общественной деятельности.

В июле 2016 года в сотрудничестве с экс-секретарем Совета Европы В. Швиммером и профессором Геттингенского университета П. Шульце он основал в Берлине исследовательский институт "Диалог цивилизаций", чья цель определена как снижение напряженности в мировой политике.

Сегодня Владимир Якунин также является председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.

Занимается научной деятельностью – возглавляет кафедру государственной политики факультета политологии МГУ.

Владимир Якунин - приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики и Пекинского Университета. Почетный доктор Дипломатической академии МИД России.

По инициативе Якунина совместно с факультетом политологии МГУ в 2016 году была запущена образовательная программа по повышению престижа политологического образования PolitIQ, в рамках которой студенты получают возможность стажироваться в самых известных вузах мира.

Якунин пропагандирует идею интеграции России в "Новый Шелковый путь" - транзитный маршрут между Европой и Китаем. Продвигает концепцию Трансевроазиатского пояса "Развитие" (ТЕПР).


Доходы и собственность

Свое основное состояние Владимир Якунин заработал в девяностые годы.

Он участвовал в ряде предпринимательских инициатив - от создания автоцентра "Бикар" до развития банка "Россия". Позднее судьба Владимира Якунина была связана с холдингом "Стрим", занимавшемся экспортом. Владимир Якунин стал состоятельным человеком задолго до прихода в ОАО "РЖД".

В 2006 году, по данным газеты "Ведомости", только как председатель совета директоров "Транскредитбанка" Якунин заработал более 21 миллиона рублей.

Зарплату в качестве президента РЖД Владимир Якунин раскрыл в 2015 году. Она составила более 4 млн. рублей в месяц.

Скандалы, слухи

В июне 2013 года на лентах информагентств появилось сообщение об отставке главы РЖД. Вместо него назначен Александр Мишарин, сообщали СМИ со ссылкой на пресс-службу кабмина.

Однако вскоре информагентства опровергли собственные сообщения, указав, что пресс-служба правительства официально не подтверждает "факт рассылки сообщения об отставке главы РЖД". Спустя еще некоторое время агентства аннулировали сообщение об отставке В.Якунина. До сих пор заказчики фейковой рассылки так и не были найдены.

20 марта 2014 года США ввели санкции против ключевых секторов российской экономики из-за "нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины". Документ также расширил круг российских чиновников, подпадающих под визовые и экономические санкции. В расширенный список, в частности, вошёл и Владимир Якунин. Сам он опровергал свою вовлечённость в события на Украине и в Крыму.

Пресс-служба РЖД заявила, что данное решение является следствием "неадекватной реакции администрации США на свободное изъявление личной гражданской позиции по вопросу, имеющему огромный общественный резонанс в России", а отказ во въезде Якунину, являющемуся председателем Международного союза железных дорог, означает отказ не только руководителю российской госкомпании, но и главе крупной всемирной организации.

В санкционный список Европейского союза Владимир Якунин не вошел.

В 2017 году отказался от права воспользоваться законом о компенсациях россиянам, попавшим под санкции.

Оболенский Сергей

На прошлой неделе экс-глава РЖД Владимир Якунин опроверг информацию журнала «Форбс» о том, будто за прошлый год на посту главы РЖД он заработал 11 млн $. Его представитель пояснил , что сумма эта на самом деле гораздо скромнее - всего лишь 2,4 млн $. Вот только речь идет о его личных легальных доходах по основному, что называется, месту р­аботы.

Информация о том, что , появлялась и до его отставки. Писали и о ресторанном бизнесе, и о привокзальном, о закупках, арендах и пр. Однако до сих пор мало кто знает, что на основании лицензионного договора от 26.11.2012 г. право продавать электронные железнодорожные билеты получили от РЖД лишь две фирмы - ООО «Универсальная финансовая система» (УФС) и ООО «Электронный билет». Лишь две фирмы на всю страну. А по сути вообще одна, поскольку, во-первых, «Электронный билет» незаметно отошел от дел, а во-вторых, у обоих ООО оказались общие руководитель - Дмитрий Витчинка - и учредитель - офшорная компания «АМ Эбукерс Лимитед», зарегистрированная в Никосии, Кипр.

Формально за столь удачливым офшором спряталась некая Вера Лиссиотис, кипрский юрист. Однако еще в прошлом году в прессе появились довольно убедительные предположения, что за женщиной стоит семья Владимира Якунина. Уж больно часто бизнес-интересы кипрской Веры пересекались с проектами фирмы VIY Management (Vladimir Ivanovich Yakunin), принадлежащей старшему сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину . Недаром представители туристической отрасли всерьез полагают, что за ООО «УФС» тоже стоит именно Андрей Якунин. И эта УФС, несмотря на отставку Якунина-старшего, продолжает кормиться за счет монополии.

Почему кормиться? Да потому, что, по существу, сейчас купить железнодорожный билет можно только тремя путями - непосредственно в кассе, на сайте РЖД или тоже через интернет, но уже через систему ufs-online, принадлежащую московской УФС. Год назад в этой компании признались, что лишь за 9 месяцев система смогла пропустить через себя 6 миллионов билетов. Ее используют более 5000 российских компаний, включая крупных ретейлеров и туроператоров, которые вынуждены платить УФС агентский сбор, - альтернатив больше нет. А поскольку сайт РЖД зачастую дает сбой, альтернатив порой не остается и у потенциальных пассажиров.

Учитывая, что сама УФС взимает с покупателей еще и сбор сервисный, выручку компании только за 9 месяцев прошлого года эксперты, например, оценили в 2 млрд рублей. И если бы РЖД не отдала этот бизнес посредникам, миллиарды не ушли бы в чужой карман, а пошли бы на пользу госкомпании и рядовым пассажирам. Впрочем, по данным базы СКРИН, чистая прибыль УФС после налого-обложения за прошлый год составила 261,7 млн рублей, что тоже можно считать неплохой прибавкой к зарплате. Хватит даже на жизнь в Лондоне, где обосновался Андрей Якунин, не говоря уж о жизни в России, где пока еще остается Якунин Владимир.

При этом, несмотря на отставку Владимира Якунина, новое руководство РЖД до сих пор не спешит пересматривать по сути монопольное право посредника на продажу своих билетов. Напротив, процент этих продаж через электронную систему «УФС» в ближайшие два года обещает вырасти вдвое, лишая бюджет миллиардов, а пассажиров - десятков и сотен рублей.

По одной из версий, Якунин-старший был вынужден уйти в отставку после того, как его сын попросил гражданство Великобритании . С таким сыном и такой прибавкой к пенсии можно себе позволить отойти от дел, оставшись при деньгах.

Оригинал этого материала
© ИА "РБК" , 18.08.2015

Компания "РЖД и сын": как строился бизнес Андрея Якунина

Петр Мироненко

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем - его фонд VIY Management управляет активами на $400 млн. РБК вспомнил, какие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

Гостиницы при вокзалах

«Официальный» бизнесмен в семье Якуниных - старший сын президента РЖД Андрей. Он родился в 1975 году, в 1997 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом получил MBA в Лондонской школе бизнеса. Кандидатская диссертация Якунина-младшего была посвящена гостиничному бизнесу. Именно этим бизнесом он и занялся в Петербурге в начале 2000-х.

В первой половине 2000-х годов Андрей Якунин был исполнительным директором (а по данным газеты «Деловой Петербург» - и совладельцем) гостиницы «Прибалтийская». В 2006 году гостиница вместе с аквапарком «Вотервиль» на Васильевском острове были проданы за $100 млн норвежской компании Wenaasgruppen AS. Продавцом, по данным «Делового Петербурга», выступил офшор «Чона холдингс лимитед». Это название, по данным «ДП», совпадало с первым юридическим лицом фонда Venture Investment and Yield Management (VIYM), учрежденного Андреем Якуниным вместе с инвестором Яиром Зивом в том же 2006 году.

Согласно официальному сайту VIYM , партнерами фонда Андрей Якунин и Яир Зив остаются и сейчас. Сфера деятельности фонда за десять лет расширилась. Активы под своим управлением VIYM на своем сайте оценивает в $400 млн, привлеченные под проекты кредиты - в $600 млн. В портфеле проектов VIYM на сайте фонда есть инвестиции в агробизнес (агропромышленный холдинг «Агро-Альянс», инвестпроект завершен), в производство бумаги («Сыктывкар Тиссью Груп» занимает третье место в России по производству туалетной бумаги, говорится на сайте VIYM), в золотодобычу (компания «Золотая лига», владеющая лицензиями на месторождения в Хабаровском крае с запасами 7,1 т) и производство шоколадных и кондитерских изделий ручной работы (компания French Kiss с 19 бутиками в Москве). Но основные активы у VIYM до сих пор в гостиничном бизнесе - у фонда есть пакеты в первой в Петербурге гостинице под брендом Four Seasons, открытой в отреставрированном историческом особняке Лобанова-Ростовского в центре города, три гостиницы в Европе (в Вене, Давосе и итальянской Умбрии), а также компания «Региональная гостиничная сеть» (РГС). Последняя, как говорится на сайте VIYM, развивает проект «по созданию крупнейшей в России региональной гостиничной сети средней ценовой категории, предоставляющей услуги под ведущими международными брендами».

Бизнес РГС тесно связан с «Российскими железными дорогами», писало агентство Reuters в своем расследовании в 2012 году. В 2009 году структуры Якунина договорились с компанией Rezidor о совместном проекте создания сети гостиниц в российских регионах. Объем инвестиций должен был составить $500 млн, сеть должна была включать 20 отелей. Помещения для большей части гостиниц, расположенные поблизости от центральных городских вокзалов, РГС нашла дочерняя компания РЖД - «Желдорипотека», которая была создана для строительства и распределения жилья между сотрудниками РЖД.

Факт сотрудничества с «Желдорипотекой» подтверждал Reuters и сам Андрей Якунин. Он при этом оговаривал, что никакого конфликта интересов, связанного с местом работы его отца, нет, хотя и признавал в интервью Reuters, что «понимает опасения по поводу возможного получения им выгоды». «Я не получаю от них [РЖД] денег, я им плачу», - сказал Якунин-младший агентству.

Дружественный соинвестор

Инвестировал в строительство гостиниц в том числе и фонд «РВМ Капитал», созданный в структурах РЖД и контролировавший часть бывших непрофильных активов госмонополии. Один из акционеров «РВМ Капитала» - НПФ «Благосостояние», обслуживающий пенсионные счета РЖД. Подробно условия сделок не раскрывались.

На сайте «РВМ Капитала» указано, что в 2011 году контроль над ЗАО «ИГ «Росвагонмаш», основным акционером ЗАО УК «РВМ Капитал», перешел к руководству компании. Речь идет о председателе совета директоров инвестиционной группы Сергее Орлове, занимающем параллельно должность советника Якунина. Орлов работал с Андреем Якуниным еще в начале 2000-х годов, когда консультировал по юридическим вопросам руководство гостиницы «Прибалтийская», а впоследствии входил в ее совет директоров, рассказывал сам Орлов «Ведомостям» в 2013 году. А после продажи «Прибалтийской» и основания VIYM Орлов перешел на работу туда. Журнал Forbes писал со ссылкой на знакомого Владимира Якунина, что Орлов приходится племянником супруге главы РЖД Наталье (Орлов это не комментировал). То, что «РВМ Капитал» инвестировал в проекты сына главы госмонополии, Орлов в интервью «Ведомостям» не отрицал, но указывал, что фонд был сформирован задолго до его прихода.

К нынешнему моменту, по данным официального сайта РГС , компания открыла 9 гостиниц в российских областных центрах. 7 из них работают под брендом Park Inn и по одной - под брендами Marriott и Holiday Inn.

Логистический оператор

Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с «Российскими железными дорогами», - компания Far East Land Bridge, писал Reuters в своем расследовании 2012 года. Эта транспортная компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному пути между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет компании «РЖД Логистика».

Сам Андрей Якунин сказал Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к FELB, но агентство отмечало, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на имя партнера Якунина-младшего Яира Зива, а документы свидетельствовали, что зарегистрированная на Кипре структура использовала того же секретаря и тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.

Сейчас Андрей Якунин, как рассказывал его отец в интервью «Газете.ру» в 2014 году, живет в Лондоне. «Мой старший сын живет за границей. Живет уже давно. Уехал из Санкт-Петербурга в не самые благостные времена. Я уже говорил на эту тему. Когда он пришел и сказал, что такое решение принял, ему нужно это по работе, по его инвестиционной деятельности, никакой радости я по этому поводу не испытал», - говорил президент РЖД.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Якунина Владимира Ивановича

Якунин Владимир Иванович – российский гос. деятель, с 2005 года президент ОАО «Российские железные дороги».

Детство и юность

Владимир Якунин родился 30 июня 1948 года в деревеньке под названием Захарово (Гусь-Хрустальный район Владимирская область; по другим сведениям местом рождения Якунина был город Меленки в той же области). Отец Владимира – летчик пограничных войск, мать – бухгалтер. Сразу же после рождения Владимир вместе с семьей переехал в Пярну (портовый город на юго-западе Эстонии). Прожил там вплоть до четырнадцати лет. Затем вся семья перебралась в Санкт-Петербург. Этот город Владимир и считает своим родным.

Образование

В Питере окончил среднюю школу № 366. После школы поступил в Ленинградский механический институт (с 1992 года это учебное заведение называется Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» имени Устинова). В 1972 году окончил институт по специальности «Производство летательных аппаратов» и получил диплом инженера-механика.

В 2005 году Владимир Якунин защитил кандидатскую диссертацию, в 2007 стал доктором политических наук.

Карьера

После института Владимир Иванович устроился на должность младшего научного сотрудника в институт прикладной химии. Проработав несколько лет, ушел в армию. Вернулся в 1977 году и занял пост старшего инженера Управления Госкомитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям. В 1982 году оставил эту деятельность и стал начальником отдела Физико-технического института имени Иоффе. В 1085 году вновь сменил род занятий и стал секретарем Постоянного представительства СССР при ООН.

В 1991 году Якунин решил покончить с государственной службой. Был председателем совета директором АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества», затем начальником Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента РФ. В ноябре 1996 года Владимир Иванович стал одним из учредителей дачного кооператива «Озеро», расположенного на Карельском перешейке. Помимо Якунина, учредителями кооператива стали еще семь человек, один из которых – . Когда стал президентом Российской Федерации, все пайщики получили высокие посты в органах государственной власти, хорошую зарплату и неплохую защиту.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 2000 году Владимир Иванович стал заместителем министра транспорта РФ. Именно он следил за развитием торгового флота и контролировал деятельность морских портов страны. В 2002 году занял должность первого заместителя министра путей сообщения.

Якунин и РДЖ

В октябре 2003 года совет директоров РЖД единогласно принял решение сделать Владимира Ивановича Якунина первым вице-президентом компании. В этой должности Якунин курировал финансово-экономический блок предприятия. В июне 2005 года распоряжением Правительства Российской Федерации назначен на пост президента РЖД.

В августе 2013 года в ОАО «Российские железные дороги» начались серьезные проблемы. Об этом господин Якунин немедленно сообщил , уточнив при этом, что негативные тенденции начали нарастать еще осенью 2012 года. Переговорив с , Владимир Иванович решил принять жесткие меры и начал активно экономить финансовые средства предприятия. Так, он каждый месяц отправлял несколько сотен тысяч работников РЖД в неоплачиваемые трехдневные отпуска (неожиданным принудительным отгулам подверглись все – начиная от простых монтеров и заканчивая ведущими топ-менеджерами).

Благотворительность

Владимир Якунин активно занимается благотворительный деятельностью. Поочередно занял посты председателей в следующих благотворительных организациях:

1. Фонд Святого Всехвального апостола .

2. Попечительский совет общественной организации «Русский мир».

3. Попечительский совет фонда «Расправь крылья».

4. Попечительский совет Центра национальной славы.

Личная жизнь

На четвертом курсе университета Владимир Якунин женился на своей бывшей однокласснице Наталье. Наталья Викторовна Якунина одно время занимала должность члена совета директоров ЗАО «Миллениум банк». В почтенном возрасте оставила карьеру, ушла на пенсию и занялась благотворительным проектом под названием «Святость материнства». В 2013 году Наталья и Владимир Якунины учредили фонд Мирового общественного форму «Диалог цивилизаций», направленный на поддержку исследований в области политики, религии и культуры.

Наталья Викторовна подарила супругу двух сыновей – Андрея (1975 год рождения) и Виктора (1978 год рождения). Впоследствии Андрей занялся гостиничным бизнесом, Виктор предпочел карьеру юриста.