Обереги

Что такое социальное управление - для чего и как оно было создано

Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.

Механизмы управления социальными системами:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов;

в) относительно иных, не социальных систем признак целенаправленности замещается признаком целесообразности . Таковы, например, биологические системы, гомеостаз которых обеспечивается целесообразным поведением их особей.

Такой подход позволяет рассматривать социальные системы не на основе идеологических и политических оценок, а на основе выявления и обобщения объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Природа социального управления. Момент возникновения вместо первобытного стада как суммы, совокупности отдельных элементов (биологических, биоэтнических компонентов) новой системы, обладающей интегративными качествами, которых не было у её отдельных элементов – социальными связями, – это отдельный момент в развитии социального управления. Первобытное общество как система (род, племя) - то новое «целое» , ради обеспечения приоритета которого над индивидуальным, личным, и осуществлялось социальное регулирование.

Преобразование системы «первобытное стадо» в новую систему, «первобытное общество» было обусловлено изменяющейся внешней средой, для выживания в которой потребовалось объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность «взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели».

Первой, исторически обусловленной (вынужденной) функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне.

Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция «социального обеспечения» - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание системы, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил, необходимых для выживания системы. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.

Признаки социального управления:

1. Волевой характер, сознательный (управление осуществляется через волю и сознание людей).

2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).

5. Способы управления:

- командное, принудительное,

Стимуляционное, добровольное,

Программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности:

Сбор и обработка информации,

Принятие управленческого решения,

Реализация решения,

Контроль за исполнением решения, корректировка.

Социальное управление - вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  • 1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
  • 2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  • 3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
  • 4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  • 5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  • 6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  • 7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • * анализ управленческой ситуации;
  • * выработка и принятие решения;
  • * организация и исполнение решения;
  • * контроль выполнения решения;
  • * подведение итогов, внесение корректив.

Особенности социального управления:

1. Это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей.

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

3. Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

В социальных системах возможно не только определенное соединение субъектов и объектов управления, но даже перемена их местами и социальными ролями.

  • 4. Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).
  • 5. Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д. социальный управление государственный руководительство

Поэтому специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. Оно характеризуется наличием надындивидуальных устройств, то есть специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

Важным средством управления человеком служит слово, которое представляет собой непосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А для принуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина, огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы и лагеря...

Социальное управление - один из наиболее сложных видов общего управления. Любая общественно-экономическая форма­ция, являясь совокупностью органически взаимосвязанных эле­ментов и процессов, есть целостная система, в рамках которой осуществляется управление, свойственное обществу на любой ступени его развития.

На различных этапах развития человечества меняются тип, методы и формы управления, его цели, но неизменной остается необходимость управления всеми важнейшими сторонами обще­ственной жизни. Управление - особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда.

Общество, как и производство, нуждается в том упорядоче­нии, ради которого управление осуществляется. Совокупное выpажение общественных связей не может само по себе автомати­чески обеспечить необходимое взаимодействие между составны­ми элементами общества как целостной системы, бесперебой­ность осуществления всех задач, достижение поставленных це­нен. Отсюда и возникает объективная необходимость в управле­нии, которое по своему основному содержанию сводится к упо­рядочению общественных отношений, регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей, налаживанию совместной работы.

Социальное управление, являясь условием нормального функционирования общества и одним из атрибутов общественной жизни, обладает определенными признаками:

есть только там, где имеет место совместная деятельность людей;

Это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организо­ванный характер;

В качестве основного объекта воздействия подразумевает по­ведение людей и их взаимоотношения;

Осуществляется на началах подчинения участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле, из чего выте­кает властность социального управления, которая означает, что субъект управления формирует и реализует господствую­щую волю, а объект подчиняется ей. Следовательно, власть-специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли уп­равляемых воле управляющих;

Нуждается в особом механизме реализации, который пред­ставляют субъекты управления (определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих орга­нов управления (общественных или государственных), выпол­няющих определенные функции).

В социальном управлении, как и в управлении в других сферах, следует различать субъект управления, объект управле­ния, содержание управления (цели, задачи, функции), управляю­щий цикл (стадии процесса управления).

Субъектами социального управления являются как отдель­ные лица (управляющие), так и организованные коллективы людей.

Объектом управления является поведение людей.

Цели и задачи социального управления могут быть различ­ными, а функции подлежат систематизации.

Общие функции социального управления:

сбор и обработка (анализ) социальной информации;

Прогнозирование - предвидение изменений в развитии ка­ких-либо событий или процессов на основании полученных данных и достижений науки;

Планирование - определение направлений, целей, задач и ре­зультатов управленческой деятельности, а также способов и средств их достижения;

Организация - формирование системы управления, упорядо­чение управленческих отношений между субъектом и объек­том управления, определение их прав и обязанностей, поряд­ка взаимоотношений, структуры и штатов органов, подбор и расстановка кадров и т.д.;

Регулирование - корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение изменений и дополнений в установленные задачи, устранение условий и ситуаций, нару­шающих нормальный ход процесса управления;

Координация - обеспечение согласованности действий всех объектов управления, увязка их функционирования для дос­тижения целей управления;

Контроль - постоянное наблюдение (надзор) за упорядочен­ностью управляемой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам;

Законность - обеспечение единообразного подхода к соблюде­нию законов всеми участниками управленческого процесса;

Безопасность - обеспечение безопасности (территориальной, экологической, информационной, энергетической, продоволь­ственной и т.д.) на управляемой территории.

Процесс управления носит циклический характер, осуще­ствляется в определенной последовательности и проходит ряд стадий, основные из которых:

Анализ социальной информации;

Выработка и принятие управленческого решения;

Подбор и расстановка его исполнителей;

Организация исполнения управленческого решения;

Контроль за исполнением решения и подведение итогов.

Субъект управления, объект управления, их взаимосвязи и функции составляют систему социального управления. Управление обществом есть управление людьми. В этом смысле оно является условием нормального функционирования общества, одним из атрибутов общественной жизни. Во всех случаях, ког­да управление рассматривается в качестве общественно необхо­димой социальной категории, его объектами являются поведе­ние людей, их действия, поступки. В общественных связях, подвергаемых управляющему воздействию, активно проявляют себя моля, сознание человека. В силу этого объектом социального управления является волевое поведение людей. Таким образом, волевой характер социально-управленческих отношений опре­деляется тем, что их участниками являются люди, обладающие нолей и сознанием. Указанные отношения проходят через со­знание людей; являясь прямым результатом воли и сознания человека, они подвержены воздействию с их стороны.

Итак, социальное управление представляет собой организо­ванную, общественно значимую деятельность людей (воздействие одних людей на других) с целью обеспечения согласованности и упорядоченности социально значимых процессов (совместных действий людей, их коллективов) для достижения поставлен­ных задач (устойчивого развития социальных систем).

Следует иметь в виду, что система социального управления состоит из ряда четко выраженных подсистем. Это дает основа­ние для постановки вопроса о видах социального управления. В современной научной литературе он решается неодинаково. На наш взгляд, главный критерий, руководствуясь которым можно принципиально решать вопрос о видах социального уп­равления, это субъект управления, ибо именно он реализует фун­кции управления в различных сферах общественной жизни при­менительно к тем или иным объектам. Также можно выделить государственное и общественное управление.

Виды управления различаются не только по субъектам, но и по методам управления. При этом если говорить, например, о государственном управлении, то оно будет политическим по сво­ей сути, характеру.

Каждый из видов социального управления может быть раз­делен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.д. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению го­сударства.

1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Государственное управление - особый вид социального уп­равления. Ему присущи все общие признаки и черты, свойствен­ные социальному управлению. Вместе с тем государственное управление имеет и свои основные черты и особенности. Госу­дарственно-правовой характер управления проявляется в том, что, во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства; во-вторых, функции управления осуще­ствляются специальными субъектами, формируемыми государ­ством; в-третьих, эти субъекты действуют по поручению госу­дарства; в-четвертых, они наделяются необходимыми полномо­чиями государственно-властного характера; в-пятых, они дей­ствуют в рамках, устанавливаемых для них государством в со­ответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

Подход к пониманию управления в масштабе общества раз­личный даже по объему. Дело в том, что от имени государства действуют практически все государственные органы, а не только те, которые именуются органами государственного управления. Вместе с тем функции управления в масштабе всего общества в самом широком их понимании связываются с организацией всех сторон общественной жизни. При такой постановке воп­роса деятельность органов государственной власти, суда, проку­ратуры в совокупности составляет управление государством.

Государственное управление в широком смысле слова мож­но характеризовать как всю деятельность государства по орга­низующему воздействию на общественные отношения.

В то же время имеется ряд факторов, которые не дают осно­вания считать подобную характеристику управления универсальной.

В частности, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в государственно-правовой практике прочно укоренилось и получило закрепление иное, более узкое понятие, а именно «государственное управление» в собственном смысле слова. Оно не может быть отождествлено с понятием «управление государством».

Анализ соответствующих правовых норм не позволяет ставить

знак равенства между деятельностью органов законодательной власти, суда, прокуратуры, с одной стороны, и деятельностью органов государственного управления - с другой.

Государственное управление (в широком смысле) - уп­равление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполни­тельной и судебной).

Государственное управление (в узком смысле) - подза­конная, юридически властная, организующая деятельность осо­бой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая и практическом исполнении задач и функций государства в про­цессе руководства экономической, административно-политичес­кой и социально-культурной областями.

Государственное управление базируется на основных поло­жениях-принципах. Принципы государственного управления - основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность. В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на две группы:

Общие (социально-политические): приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, опера­тивность, гласность, эффективность;

Организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единона­чалия и коллегиальности.

В действующем законодательстве в специальном и само­стоятельном смыслах употребляются различные термины, име­ющие единую основу: «государственное управление», «органы государственного управления», «отрасли государственного управ­ления» и т.д. Данная терминология имеет строго целевое на­значение: распространяется не на все органы государства, а лишь на специально образуемые в качестве органов государственного управления. Функции государства реализуют все государственные

органы. Все они осуществляют единую государственную власть. Однако в рамках такого единства наблюдается извест­ное разделение труда, в основе которого лежат различия в фор­мах и методах реализации функций государства. Соответствен­но выделяются самостоятельные виды государственной деятель­ности. Для каждого из них характерны специфическое назначе­ние, особый субъект - государственный орган; особые методы деятельности (способы осуществления функций государства).

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды государственной деятельности:

осуществление законодательной деятельности;

Государственное управление;

Правосудие;

Контроль и надзор.

Теория разделения властей вытекает из следующих прин­ципиальных позиций. Государственная власть не может при­надлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создаст угрозу тоталитарного, антидемократического ре­жима. Соответственно государственная власть должна строить­ся на определенной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Государственные органы - это вет­ви единого «дерева», требующие разделения властных функций между ними. Поэтому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельно­сти. Каждой ветви соответствуют субъекты, ее выражающие. Таким образом, исполнительная власть представляет собой от­носительно самостоятельную ветвь единой государственной вла­сти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями.

Все ветви государственной власти закреплены конституци­онно, имеют специфическое место в общем механизме государ­ственного воздействия на общественные отношения.

Основному направлению деятельности каждого вида орга­нов соответствуют определенные, специфичные именно для них юридические формы, являющиеся внешним выражением выпол­няемых ими функций.

Несмотря на то, что конкретная роль органов государствен­ного управления различна, имеются четкие основания для того, Чтобы привести их к единому знаменателю - определению ос­новного назначения осуществляемой ими деятельности, имею­щей исполнительный и распорядительный характер. Суть та­кого назначения заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.

При характеристике общества, что ему присущи социальное управление, социальное регулирование, власть. Обратимся к социальному управлению.

В теории управления это упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

С учетом этого социальное управление есть целенаправленное воздействие на людей, их объединения, общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям развития общества. Такой подход позволяет рассматривать управление в обществе не на основе идеологических и политических оценок (определенный результат), а на основе выявления объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Социальное управление - это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Различают субъект (тот, от кого исходит управляющий импульс) и объект управления (тот, на кого направлен управляющий импульс). Управление осуществляется органами власти в обществе. Органы власти и управления исторически изменяются, соответственно изменениям формы социальной организации

Механизмы управления в обществе:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели ;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов.

Основные виды управления: координация и властное воздействие . Когда первобытное стадо попадает в изменяющуюся внешнюю природную среду, для выживания необходимо объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели.

Властное воздействие возможно, если элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчиненности. Субъект управления властно воздействует, объект должен выполнить управленческую команду, при невыполнении применяется принуждение. Общее собрание рода, старейшина, вождь, жрец в родовом обществе являются такими властными субъектами управления.

Функции социального управления.

Первой, исторически обусловленной, вынужденной функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне. Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция “социального обеспечения” - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание общества, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил (обычаев), необходимых для выживания. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.


Признаки социального управления:

1. Сознательный, волевой характер, т.е. управление осуществляется через сознание и воздействует на волю людей.

2. Интегрирующее воздействие на общество .

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.

5. Способы управления :

а) командное, принудительное;

б) стимуляционное, добровольное;

в) программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает стадии управленческой деятельности :

а) сбор и обработка информации;

б) принятие управленческого решения;

в) реализация решения;

г) контроль за исполнением решения, корректировка.

Социальное управление имеет некоторые закономерности .

В силу общественного развития неизбежно нарастание многообразия элементов, входящих в систему и нарастание ее внутренней сложности общества. В то же время для сохранения управляемости обществу как объекту управления должен соответствовать не меньшей сложности субъект управления для обеспечения доминантности . Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста управленческого аппарата.

Поскольку у систем есть объективные пределы сложности, за которыми начинаются процессы дезорганизации, постольку субъект управления должен переходить от отношений иерархичности к отношениям кооперирования. Именно таким образом в обществе процессы управления дополняются процессами самоуправления, в этом проявляется закономерность демократизации управления. В истории человеческого общества, в различных государствах периоды республик сменялись периодами империй и, наоборот, на смену демократическим режимам приходили авторитарные и тоталитарные режимы, далее цикл повторялся в видоизмененных формах.

Общество как сложноорганизованная система состоит из различных элементов - сфер, институтов, организаций, социальных групп, которые развиваются неравномерно, при этом скорость развития общественной системы определяется скоростью не самых прогрессивных , а самых консервативных, отсталых, слабых элементов. Задачей управленческих структур является синхронизация их темпа развития и обеспечения постепенности социальных преобразований, чтобы не было слишком большого отрыва динамичных и стабильных элементов, что чревато разрушением общества.

В этом проявляются закономерности социального управления .

Социальное регулирование: понятие, виды

Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование - упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Понятие социальных норм. Воздействие на поведение людей оказывают нормы различного характера: природного, технического, социального. В природе действуют законы, которые мы можем назвать природными нормами : физические, химические, биологические, физиологические, астрономические, геологические и другие. Они действуют каждый раз, когда осуществляется тот или иной процесс: падение твердого тела с ускорением на землю, окислительная реакция металлов т.д., т.е. действуют в ста случаях из ста и не зависят от сознания и воли людей.

Человек приспосабливает природные объекты для использования путем создания технических средств. Технические средства опосредуют отношения между человеком и природными объектами. Правила обращения с ними диктуются глубиной познания данного объекта и конструктивными особенностями технических средств. Их называют техническими нормами .

Особую группу норм составляют правила обращения людей с животными, это естественно-социальные нормы.

Социальное нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных норм. Социальная норма - это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом .

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление - результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках - правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы - обществом в целом, религиозные нормы - религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная - воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная - предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Экспектационная - указывают людям, каковы должны быть их ожидания.

4. Транслирующая - передают определенный социальный опыт.

5. Воспитательная - воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы . Эта классификация имеет наибольшее значение в юриспруденции. Регулятивные особенности перечисленных норм зависят от способов возникновения, форм закрепления, регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения и субъектов, обеспечивающих реализацию.

Регулятивной особенностью каждого из перечисленных видов норм является то, что они поддерживаются властью какого-либо социального института - родовой общины, корпорации (церковь, политическая партия, бизнес-структура), обществом в целом либо государством. Таким образом, социальное управление и социальное регулирование осуществляются властью.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь.
Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):
1) технические операции;
2) коммерческие операции;
3) финансовые операции;
4) страховые операции;
5) учетные операции;
6) административные операции.
Любому управленческому процессу свойственны сле-дующие характерные черты:
1) необходимость создания и функционирования закон-ченной системы;
2) целенаправленное воздействие на систему, ре-зультатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
4) информация как главное связующее звено между участниками управления;
5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.
Социальное управление является одним из видов об-щего управления, представляющего собой воздействие одних людей на других, главным образом с помощью информации в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Различают следующие особенности социального управления:
1) управление людьми;
2) действия человека носят сознательный, волевой ха-рактер;
3) высокая степень автономии и самостоятельности управляемых;
4) управление людьми осуществляется сознатель-но;
5) способность к быстрой передаче информации.
По пределам воздействия различают следующие виды управления:
1) управление государством;
2) управление городом;
3) сферой социальной жизни;
4) предприятием;
5) и т.п.
По признаку собственности управление бывает:
1) государственным;
2) муниципальным;
3) частным некоммерческим;
4) частным коммерческим.

Еще по теме 1. Общее понятие управления. Социальное управление. Его особенности и виды.:

  1. 1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
  2. Тема 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: понятие, сущность и МЕСТО В СИСТЕМЕ социальных отношений
  3. 1.1. понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений
  4. 14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управления