Исполнение желаний

Земля как снежный ком. Декабрь Когда земля покрывается снегом окружающий мир

Тема урока: В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.

Цели урока:
- Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;
- Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;
- Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;
- Систематизировать и обогатить знания о природных связях.
Оборудование: Презентация к уроку, картины с изображением зимы.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1. Организация начала урока.
2. Постановка целей.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, узнаете из загадки:
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
- Сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в природе с наступлением зимы.

3. Работа над новым материалом.
- Какая бывает природа?
- Какие объекты неживой природы могут заинтересовать нас зимой?
- О чём мы будем говорить, рассматривая живую природу зимой?
- Какая температура воздуха бывает обычно зимой?
- Что можно сказать о положении солнца?
- Какие осадки выпадают зимой?
- Что происходит с реками, озёрами, прудами?

Зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом.

Фотография зимы на экране.
- Посмотрите на фотографии и расскажите, какие явления природы можно наблюдать зимой?
- Что это за явление? (фотография: идёт снег)
Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные
снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, могут привести к обрыву линий электропередачи, повреждению строений. В горах могут привести к сходу лавин.
- Что это за явление? (фотография: метель)
Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным
ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению. Слово «буран» тюркского происхождения. Так обычно называют метель жители заволжских степей и азиатской части России. В северных районах чаще используется термин «пурга». Буран и пурга – так называют особо сильные метели.
- Что это за явление? (фотография: позёмка)
Позёмка – самая слабая метель. Снег не поднимается.
Снежные струйки стелятся над поверхностью снежного покрова до высоты 30 см.
- Что это за явление? (фотография: оттепель)
Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажны, образуются сосульки. Это оттепель.
- Что это за явление? (фотография: гололедица)
Гололедица представляет собой тонкий слой льда на
земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания. Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах.
- Что это за явление? (фотография: изморозь)
Изморозь – вид атмосферных осадков, представляющих собой рыхлые белые кристаллы, нарастающие на ветвях деревьев, проводах, изгородях и других тонких предметах, обычно во время тумана.

- Послушайте загадку:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.
Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!

Сейчас мы поговорим о снеге.
- Можете ответить на вопрос, что такое снег?
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики всё время растут и, наконец, становятся снежинками. Снежинки собираются в хлопья и падают на землю.
Снег – твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок. Снежинки образуют снежный покров. Снежинка – сложная симметричная структура, состоящая из кристалликов льда, собранных вместе. До сих пор не удалось найти двух одинаковых снежинок. Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают.
Интересные факты.1. Самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года во время снегопада в Монтане, США. Она имела диаметр 38 см. 2. В 1885 году американский фермер Уилсон Бентли получил первую удачную фотографию снежинки под микроскопом. Он занимался фотографированием снежинок 46 лет, сделав более 5000 уникальных снимков. 3. В 2001 году свои исследования в области снега начал профессор физики, астроном Кеннет Либбрехт из Калифорнийского технологического института. В его лаборатории снежинки стали выращивать искусственно. 4. Японский учёный Накая Укитиро первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо.
- Какую роль выполняет снег в жизни растений?
Снег для травянистых растений всё равно, что тёплое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.

Растения зимой.
- Как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья?
- Как зимуют с кустарниками?
- Что происходит с травами?
Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву, некоторые травы пожелтели, а некоторые зимуют под снегом зелёными (земляника, копытень, рожь озимая, пшеница озимая).

Зима в жизни зверей.
Зима – трудный период в жизни зверей.
- Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу?
С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
- Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.

Звери, которые делают запасы.
- Отгадайте, что за зверь.
Кто соперничал красой с рыжей модницей лисой?
Хоть немного ниже ростом, прокормиться ей непросто.
Запасает впрок орешки, жёлуди и сыроежки. (белка)
- Как изменяется шерсть у белки с приходом зимы?
- Как белка готовится к зиме?
Белка летом готовится к зиме, несколько килограммов орехов и грибов запасает она, причём среди них не бывает ни одного гнилого. К зиме белка меняет рыжую шерсть на серую, незаметную среди стволов деревьев. Еловую шишку белка распотрошит за 3 минуты, а сосновую за минуту. В морозы белки не покидают гнезда по нескольку дней – там тепло, 10 градусов тепла. Есть и продовольственный запас. Гнездо у белки в дупле или на ветках, ближе к стволу. Внутри жилище выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями, шерстью. В гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом. Чутьё у белок острое – зимой они могут почувствовать орехи, находящиеся под снежным покровом толщиной в метр Забывчивая белка зимой находит не все свои припасы, и ненайденный клад семян весной прорастает.
- Отгадайте, что за зверь.
Зверьки малы, шубки у них серы,
Хвосты длинны, глазки черны, зубки остры. (мыши)
- Где живут зимой мыши?
- Чем питаются?
Зимой мыши почти всё время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки. Обгладывают кору кустарников и деревьев, поедают семена, подземные части растений. Мыши делают запасы, достигающие трёх килограммов.

Звери, которые ищут корм.
- Отгадайте, что за зверь.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур крадёт. (лиса)
- Как изменилась шерсть лисы зимой?
- Что зимой ест лиса?
Лиса охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. К добыче подкрадывается незаметно, а потом бросается на неё неожиданно. Под снегом лиса выслеживает мышей. Мышиный писк слышит за 100 метров – такой отличный слух. Нору устраивает на склоне оврагов и холмов. Во время сильных морозов и непогоды лиса ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
- Отгадайте, что за зверь.
Прыгун – трусишка, хвост – коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета – на зиму, на лето.(заяц)
- Как меняется шерсть зайца зимой?
- Чем питается заяц зимой? Почему не делает запасы?
Зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, дуба, орешника. С толстых веток сгрызают кору. Могут есть и сухую траву. Днём зайцы проводят в укромных местах – под поваленными стволами, под ветками ели, под пнями, в кустах. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаза. От хищников их спасают ноги. Они легко передвигаются по снегу, потому что широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют им проваливаться.
- Отгадайте, что за зверь.
На овчарку он похож, что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
От мороза волка защищает густой мех длиной 8 см. На охоте нос первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. По ветру они улавливают даже самого мелкого животного, находящегося в 1 – 2 км он них. Благодаря острому обонянию волки могут преследовать жертву по следам. Заслышав шум, они поводят ушами и определяют, откуда исходит звук. Источник звука может находится в нескольких км от них. Передвигаются волки почти бесшумно, потому что бегают на самых кончиках. Весной и летом волки живут одиноко или попарно, осенью – целой семьёй, а зимой хищники собираются в стаи. Зимой, особенно при глубоком снеге, стаи волков передвигаются гуськом, животные следуют друг за другом, ступая в тот же след. Зимой волки становятся гораздо опаснее, нападают на крупный и мелкий скот.
- Отгадайте, что за зверь.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)
- Чем питается лось зимой?
Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под тёплое брюхо.
- Отгадайте, что за зверь.
Этот зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами
И с лепёшкой на носу, роет землю он в лесу. (кабан)
- Что ест зимой кабан?
В зимний период кабаны используют в пищу кору и ветви деревьев, опавшую листву. Корм ищут днём, а холодными ночами отдыхают на лёжках. Зимняя лёжка представляет собой углубление среди натасканной ветоши, мха, веток, хвои под густой кроной деревьев. Лёжки устраивают коллективные, так теплее, а для безопасности ложатся головами в разные стороны.

Звери, которые зимой спят.
- Отгадайте, что за зверь.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
- Что можете рассказать о зимней жизни медведя?
Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём. Лапу медведь не сосёт, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Вот медведь и облизывает подошвы языком. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он не может долго спать, начинает ходить, искать себе пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.
- Кто из зверей ещё спит?
В отличие от медведя барсук просыпается – поест своих запасов и снова засыпает. Нора у него в сухом месте, глубокая и широкая, в ней несколько отнорков.

Животные, которые впадают в спячку.
- Посмотрите, какие животные зимой впадают в спячку?
Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.

Рыбы зимой.
- Знаете ли вы, как зимуют рыбы?
Лёд зимой покрывает реки, пруды, озёра. В глубине, на дне спят рыбы.
- Какие рыбы зимой спят? (сом, лещ, окунь, судак, плотва, лещ, карась, налим).
Они находят мягкие ямки, камни, упавшие пни и лежат без малейшего движения.

Чьи это следы на снегу.
Посмотрите на фотографии следов разных животных. Попробуйте угадать, какие следы принадлежат белке, вороне, зайцу, лосю, лисе, мышке?

Птицы зимой.
- Как называются птицы, которые остаются зимовать?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
Сейчас мы прочитаем стихотворение и узнаем, какие птицы зимуют в наших краях. (Поползень, чечётка, снегирь, дятел, чиж, клёст, щегол, щур).
Некоторые птицы держатся поближе к жилью человека. Отгадайте, что это за птицы.
Носит серенький жилет, но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар и кричат: Кар – кар – кар!

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
- Чем питаются зимой птицы?
Птицы зимой питаются семенами, плодами, почками деревьев, хвоей.
- Что птицам страшнее холод или голод?

Помогите птицам!
- Как человек может помочь птицам?
Зимой птицам приходится трудно. Когда земля покрывается снегом, птицам трудно найти корм, поэтому только люди могут им помочь пережить холодную зиму.

Невидимые нити в зимнем лесу.
- Посмотрите, какое дерево на фотографии?
Ель – одно из красивых и величественных деревьев нашего леса. На примере ели мы рассмотрим, как связаны животные и деревья; животные друг с другом. Посмотрите на первую группу фотографий и ответьте, чем является ель для клеста, белки, дятла? Действительно, клесты строят на ели гнёзда и выкармливают зимой своих птенцов, дятлы и белки могут устроить своё гнездо в дупле ели. Посмотрите на вторую группу фотографий, что даёт ель птицам и животным? Шишки ели – это пища для них, под корой ели дятел может найти насекомых. Посмотрите на фотографию зайца. Чем ему помогает ель? Под ветвями ели заяц может спрятаться от своих врагов, потому что ветви опускаются низко, почти к самой земле. А ещё есть связи между животными – «друзьями» ели. Например, клёст выедает из шишки не все семена. Шишка падает на землю и теперь еловыми семенами могут полакомиться дятел, белка или мышь-полёвка, которые сами не могут сорвать шишку. Животные тоже съедают не все семена, некоторые падают в снег, а потом весной прорастают, так появляются новые молодые ели. Так животные помогают ели размножаться. Люди тоже могут стать друзьями ели, если на Новый год поставят у себя дома искусственные ёлочки, а живые пусть растут в лесу и радуют животных.

Подведение итогов.
- Что нового вы узнали?
- Что было особенно интересно?
- Какие полезные для себя знания усвоили?
Спасибо за урок.

Зима - это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее - на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:

  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется "Самодельное лото". Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову "зима" и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра "Что надеть". Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация к уроку (Приложение 1) ;
  • Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. “Вентана - Граф”, 2004.
  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)

Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

III. Изучение нового материала.

Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков.

а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)

б) Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
  • Дым столбом - к морозу.
  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
  • Холодная зима – жаркое лето.

А теперь в путь!

2. Зимние месяцы.

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

  • Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь –“студень”, самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
  • Февраль-“лютый”, “снежень”, “бокогрей”. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “Вьюги да метели под февраль прилетели”.

3. Неживая природа зимой.

Как вы думаете, когда наступает зима?

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Зима на Ставрополье.

В нашем крае зима длится 80-105 дней. Средняя температура января -3°, -5° С.

Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +21°С. Самая низкая температура -38°С наблюдалась в селе Красногвардейском.

Зимой в крае преобладает облачная погода. Осадков выпадает немного, т.к. холодный воздух содержит мало влаги. Осадки часто сопровождаются метелями. Снежный покров невелик и обычно неустойчив.

Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд. Наиболее часты эти явления в районе Кавказских Минеральных вод.

4. Просмотр видеосюжета. (Слайд 4)

Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5)

Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

5. Зимние явления природы. (Слайд 6) оттепель

  • гололедица
  • снегопад
  • метель
  • изморозь
  • Работа с учебником. Чтение учащимися текста “Неживая природа зимой” (с.132-133).

    Беседа по прочитанному. (Слайды 6-11)

    6. Игра “Хлопки”.

    Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

    Листопад, гроза, снегопад , дождь, метель , мороз , цветение яблонь,

    прилёт перелётных птиц, оттепель , гололедица .

    По горизонтали:

    2. Обильное выпадение снега называют…

    4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.

    6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

    Тройка-тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица,
    Белокоса, белолица.
    Как махнула рукавом,
    Всё покрылось серебром.

    По вертикали:

    Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…

    3. Шуба бела - весь свет одела.

    5.О чём эта пословица: “Сам бежит, а стоять не велит”.

    7.Снегопад при сильном ветре называется…

    Ответы:

    По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.

    По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.

    IV. Зимняя жизнь растений.

    – На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

    Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 23)

    Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 24)

    Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

    Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

    Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)

    Какую роль выполняет снег для этих растений?

    (Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

    Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

    V. Физкультминутка. (Слайд 26)

    1. Секреты животного мира.

    – На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)

    О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу,
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу. (Белка)

    К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

    К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

    Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

    Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

    Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

    Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

    (Просмотр видеосюжета о медведе.)

    За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало -
    Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

    Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками нег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

    У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. (Заяц)

    У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

    2. Рассказ учителя о зимней жизни зверей:

    • ласка (Слайд 39)
    • кабан (Слайд 41)

    3. Это интересно!

    Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

    Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

    Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

    Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

    4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43)

    5. Игра “Расселите животных по домикам” (Слайд 44)

    • Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
    • Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
    • Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

    6. Жизнь птиц зимой.

    Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

    Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

    (Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

    Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

    Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48)

    Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

    (Просмотр видеосюжета о синичке.)

    Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)

    • Пшено, просо, овёс, пшеница;
    • Семена подсолнечника;
    • Ягоды рябины, боярышника;
    • Семена клёна, ясеня;
    • Шишки, жёлуди, орехи;
    • Хлеб, хлебные крошки.

    И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

    Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой” читает ученица. (Слайд 50)

    Покормите птиц зимой,
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.
    Горсть зерна нужна,
    Горсть одна - и не страшна
    Будет им зима.

    Сколько гибнет их - не счесть,
    Видеть тяжело.
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло.

    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.

    Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

    Что произойдёт, если не будет птиц?

    Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

    Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

    Поляна “Народной мудрости”.

    Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?

    • Зимний денёк с комариный носок.
    • Хороший снежок урожай сбережёт.
    • В зимний холод всякий молод.
    • Снегу надует – хлеба прибудет.
    • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
    • Мороз велик, да стоять не велит.
    • И в сильный мороз работа согреет.
    • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
    • Новый год – к весне поворот.
    • Береги нос в большой мороз.

    Стихотворение И.Сурикова “Зима” читает ученица.

    VIII. Итог урока.

    Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

    О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

    Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.

    XIX. Домашнее задание.

    Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

    Сделать рисунок “Красота зимы” (по желанию).

    Литература:

    1. Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.
    2. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.Окружающий мир. 2 кл.- М.: “ВАКО”,2005.
    3. Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.- Ставрополь, 2003.

    Информационные ресурсы:

    1. http://www.floranimal.ru/index.php
    2. http://www.rbcu.ru/index.html

    «Объединение русских земель» - Доказать, что к 14 веку сложились предпосылки объединения русских земель. Какие были политические предпосылки? А были ли другие варианты у прошлого? Задачи. Выводы. Были ли объединительные силы в русских землях после распада Руси? Рост национального самосознания. Выделить предпосылки объединения русских земель: политические социально-экономические этнические.

    «Открытие Земли» - Исследовал Южную и Восточную Африку. Развитие знаний о Земле. Магеллан побывал на Марианских и Филиппинских островах (где погиб в стычке с туземцами). Итоги урока. Климат преподносит нам много сюрпризов, которые ставят человечество в тупик. Ф. Нансен. Привести примеры связи физической и экономической географии?

    «Русская земля» - не мог посещать вече, приобретать вотчины на окраинах Новгородской земли. Даниил Галицкий (1221-1264). Икона. Боярская республика, приглашение и изгнание князей, важнейшая роль торговли. Александр Ярославич Невский: «Кто с мечом…». Древняя Русь IX - XIII вв. Курултай 1206 г. Вервь – община. С 1148 г. Архиепископ.

    «Снег и лёд» - Сделай вывод. Положи в один стакан кусочек льда, в другой – комок снега. Опыт 1. Проверь. Лёд бесцветный. Что ты наблюдаешь? Снег белый. Лёд прозрачный. Сравни снег и лёд по цвету с листками цветной бумаги. Свойства снега и льда. Снег и лёд тают под действием тепла, превращаются в воду. Сожми в одной руке немного снега, а в другой - кусочек льда.

    «Возникновение Земли» - Образование облаков меньших размеров. Проблема термодинамического барьера на пути возникновения протобиополимеров в процессе поликонденсации. Очень большое давление. Разделение единой Вселенной на части. Теория «Большого взрыва». Развитие науки. Образование планетной системы из оставшихся газов и пыли на периферии протозвёздного диска.

    «Форма Земли» - Магеллан (мореплаватель). Значит, есть на Земле какой- то изгиб, незаметный человеческому глазу. Стороны горизонта. (Окружающий мир - 3 класс). Аристотель. Земля в форме диска. Кадры из кинофильма «Старик Хоттабыч». Горизонт. Остальные стороны горизонта найти уже легко. Стороны горизонта: Такую тень может давать только круглый предмет.