Денежная удача

Создание юридического лица этапы определение. Создание юридического лица, порядок регистрации

Как проходит процесс создания юридического лица? Все должно быть произведено постепенно. Если кто-то пытается "перепрыгнуть" через какие-то этапы, то в дальнейшем возникнут определенные сложности. К чему они могут привести? К очень серьезным проблемам.

Какие существуют способы создания юридических лиц? Оно может быть создано с нуля или в процессе реорганизации. Если вы не в курсе, то поясним, что под реорганизацией понимается процесс, при котором определенное юридическое лицо (или лица) перестают существовать, а вместо них появляется новая организация (или права и обязанности передаются уже существующей фирме). Создание юридического лица имеет место быть при таких формах реорганизации, как выделение и разделение.

Поговорим непосредственно о том, как создаются компании с нуля.

Начинается с того, что принимается определенное решение. Принять его должны все учредители (или учредитель, если он один). Решение о создании юридического лица - важный документ, который будет подаваться в регистрирующий орган в дальнейшем.

Учредители перед совершением каких-то активных действий должны определиться с тем, в какой организационно-правовой форме будет существовать их фирма, а также выяснить то, какие основные цели она будет преследовать. Затягивать с этим нельзя, ибо эти данные должны будут отразиться в учредительных документах.

Что такое По традиции к ним относят Устав и Учредительный договор. Может быть еще договор об учреждении, однако, его используют реже. Важнее всего Устав. Будущая организация может заниматься только той предпринимательской деятельностью, коды которой отражены в ее Уставе. Данные коды - это ОКВЭД. Выбирают их из единого классификатора. Важно точно определить то, чем организация будет заниматься не только в первые месяцы работы, но и в будущем. Решите что-то изменить в дальнейшем - возникнут проблемы, так как достаточно сложно.

Создание юридического лица - это процесс, связанный с формированием уставного капитала. Каков его размер? Он напрямую зависит от того, какая у юридического лица организационно-правовая форма. К моменту начала регистрации его необходимо уплатить хотя бы на пятьдесят процентов.

Создание юридического лица - это процесс, который невозможно пройти до конца, если заранее не побеспокоиться о юридическом адресе (помещение, в котором теоретически должна будет в дальнейшем находиться фирма). Регистрация, кстати, осуществляется именно по юридическому адресу.

Полный пакет документов подается в налоговую. В какие-то бюджетные и сотрудники данной инспекции поставят фирму на учет самостоятельно, а в какие-то придется обращаться лично вам.

Не затянется, если все документы оформлены правильно. Что делать после регистрации? Создавать печать, обзаводиться кредиторами, думать о получении дополнительных лицензий и так далее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Основные этапы создания юридического лица

Введение

1. Понятие, способы и правовое регулирование создания юридических лиц

1.1 Понятие и способы создания юридического лица

1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования создания юридических лиц

2. Основные этапы создания юридического лица

2.1 Подготовка и создание организации. Учредительные документы юридического лица

2.2 Государственная регистрация юридического лица

2.3 Лицензирование деятельности юридических лиц

Заключение

Список используемой литературы

лицензирование государственная регистрация юридическое лицо

Введение

Независимо от того, чем субъект гражданского права планирует заниматься, - продажей пирожков либо добычей и реализацией нефти в промышленных масштабах, его деятельность должна быть узаконена в соответствии с законодательством той страны, в которой он будет ее организовывать, регистрировать и осуществлять. В России, как и в любой другой цивилизованной и правовой стране, процесс создания юридического лица регулируется на законодательном уровне. За незаконное предпринимательство в нашей стране виновные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Если же сравнить объем законодательной базы, регулирующей статус юридических лиц (совокупность норм, регулирующих создание и функционирование всех видов и типов юридических лиц) и статус физических лиц в современном гражданском праве, становится очевидной и сложность этого правового института.

В сегодняшней России не приходится говорить о недостатке разнообразия и численности юридических лиц. Разросшийся государственный аппарат, наоборот, требует сокращения и упорядочивания. Очевидно изобилие разнообразных общественных, религиозных и политических организаций. Несмотря на определенное по сравнению с первой половиной девяностых годов прошлого века сокращение количества коммерческих организаций, число их огромно.

Но ведь каждое юридическое лицо в той или иной мере влияет или на социальные аспекты общественной жизни, или на идеологические, или на экономические. С каждым юридическим лицом связаны общественные отношения, условия жизни, а иногда и судьбы граждан нашей страны.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Актуальность темы курсовой работы “Создание юридического лица” обусловлена тем, что юридические лица, как участники гражданских правоотношений образуют один из важнейших институтов гражданского права, который влияет все сферы социально-экономической жизни государства, а это налагает на государство обязанность регулировать отношения, связанные с созданием юридических лиц.

Цель курсовой работы - изучить основные положения создания юридического лица.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Дать понятие и рассмотреть способы создания юридического лица

2. Определить нормативно-правовую базу государственного регулирования создания юридических лиц

3. Рассмотреть порядок подготовки и создания организации юридического лица

4. Охарактеризовать последовательность государственной регистрации юридического лица

5. Рассмотреть порядок лицензирования деятельности юридических лиц

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (и иной юридической) практики и специальной литературы.

1. Понятие, способы и правовое регулирование создания юридических лиц

1.1 Понятие и способы создания юридического лица

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

Установленные в отдельных правопорядках способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права. Выделившись в особую силу как продукт развития общественных отношений, государство становится необходимым условием их существования и воспроизводства. Без санкции верховной власти нельзя быть субъектом права. Мера поведения, закрепленная за человеком или общественным образованием, является субъективным правом или обязанностью постольку, поскольку она санкционирована законодателем Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М.: Статут, 2005. - С. 96. .

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Явочный порядок создания юридических лиц дает учредителям максимальную свободу в образовании юридических лиц, ибо для возникновения юридического лица достаточно факта волеизъявления учредителей, а государственной регистрации не требуется. Такой порядок является скорее исключением, нежели общим правилом. Явочный порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

На территории Российской Федерации создание юридических лиц в явочном порядке не допускается, хотя возможность существования некоего "фактического образования" имеется. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; 2011. - № 27. - Ст. 3880. граждане вправе создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

М.В. Жабреев выделяет особый, признаковый способ создания юридических лиц, который означает, что статус конкретной организации определяется исключительно исходя из наличия у нее признаков, характерных для юридического лица Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях // Цивилист. записки: Межвуз. сб. науч. трудов. -М.: Статут, 2009. - С. 194. . Этот способ есть разновидность явочного порядка создания юридических лиц, недостатки и непригодность для практического применения которого общеизвестны.

Регистрационный порядок. При установлении регистрационного (явочно-нормативного, нормативно-явочного, заявительного, уведомительного) способа юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным государственным органом. Регистрационный порядок создания коммерческих, а иногда и некоммерческих юридических лиц предусмотрен практически во всех зарубежных странах

На территории Российской Федерации в регистрационном порядке создается большинство видов юридических лиц (ст. 51, п. 1 ст. 52 ГК РФ; Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3431; 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7061.). Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148; 2011. - № 1. - Ст. 16. допускается уведомительный порядок создания профессиональных союзов, который фактически является разновидностью регистрационного.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия Чаусская О.А. Гражданское право. / О.А. Чаусская. - М.: Дашков и К, 2007. - С. 58. .

Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБР, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.

Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.

Договорно-правовой порядок, иногда выделяемый как самостоятельный способ создания юридических лиц, является разновидностью регистрационного (явочно-нормативного, нормативно-явочного, заявительного, уведомительного) порядка.

Создание юридических лиц в разрешительном порядке предусматривает обязательное получение предварительного согласия или разрешения уполномоченного государственного органа на создание конкретного юридического лица.

Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 06.12.2011 г.) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492; 2011. - № 50. - Ст. 7351.). При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона "О защите конкуренции" Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434; 2011. - № 50. - Ст. 7343).

Разрешительный способ создания юридических лиц не имеет самостоятельного значения, ибо разрешение на создание юридического лица не является основанием для возникновения у организации статуса юридического лица, а служит обязательным предварительным условием. В дальнейшем процедура создания может осуществляться одним из трех указанных выше способов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Таким образом, создание юридических лиц - это процесс, направленный на достижение главной цели: обеспечение функционирования этого юридического лица. Сам процесс состоит из трех основных этапов: проектирование юридического лица, разработка учредительных документов, его государственная регистрация и лицензирование (в случае необходимости).

1. 2 Нормативно-правовая база государственного регулирования создания юридических лиц

В настоящее время нормативная база государственного регулирования создания юридических лиц весьма обширна.

Если в 1990 году она ограничивалась в основном Законом СССР "О государственных предприятиях", Законом СССР "О кооперации" Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР" // Ведомости ВС СССР. - 1988. - № 22. - Ст. 355. , Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", то сейчас в качестве основных нормативных актов можно перечислить следующие.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. (изм. и доп. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2011. - № 50. - Ст. 7347. .

2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1; 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7024. № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года.

3. Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ (ред. от 08.12.2003 г.) "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6286; 2003. - № 50. - Ст. 4855. № 211-ФЗ от 17 декабря 1999 года.

4. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 47. - Ст. 6607; 1996. - № 3. - Ст. 145. № 7-ФЗ от 12 января 1996 года.

5. Федеральный закон "О производственных кооперативах" Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2321; 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7040. № 41-ФЗ от 8 мая 1996 года.

6. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102; 2011. - № 48. - Ст. 6727. № 63-ФЗ от 31.05.2002.

7. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010 г.) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340; 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6998. от 11.08.1995 № 135-ФЗ.

8. Письмо Сбербанка РФ от 29.08.1994 № 01-2-2623 "О порядке открытия временного расчетного счета юридическим лицам".

9. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746; 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7040. .

10. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) "О жилищных накопительных кооперативах" // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 41; 2008. - № 30. - Ст. 3616. .

11. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465; 2011. - № 27. - Ст. 3880. .

12. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) "Об инвестиционных фондах" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4562; 2011. - № 49. - Ст. 7061. .

13. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О кредитной кооперации" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3627; 2011. - № 48. - Ст. 6728. .

14. Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.04.1994 № 723-р "О порядке создания лесопромышленных холдинговых компаний" Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.04.1994 № 723-р «О порядке создания лесопромышленных холдинговых компаний» // Панорама приватизации. - 1994. - № 10 .

15. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071. .

16. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011 г.) "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300; 2011. - № 29. - Ст. 4291. .

17. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

18. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства. - 1998. - № 7. - Ст. 785; 2011. - № 50. - Ст. 7347. .

19. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (ред. от 23.07.2008 г.) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1309; Собрание законодательства. - 2008. - № 30. - Ст. 3616. .

20. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; 2011. - № 50. - Ст. 7363. .

21. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации) Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (ред. от 22.12.2011 г.) "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 10. - Ст. 864; 2012. - № 1. - Ст. 136. .

22. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (ред. от 21.03.2002 г.) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1788; Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 12. - Ст. 1093. .

23. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (с изм. от 07.12.2011 г.) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251; 2011. - № 50. - Ст. 7343 .

24. Приказ Минэкономики РФ от 07.02.1996 № 2 "О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями".

25. Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг".

26. Постановление ФКЦБ РФ от 18.06.2003 № 03-30/пс "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2003 № 5032).

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Следует отметить, что нормативные акты регулируют следующие основные элементы процесса создания юридических лиц:

1. Основные положения о юридических лицах.

2. Классификация юридических лиц и их организационно-правовые формы.

3. Характеристики отдельных видов юридических лиц и их типов (правовой статус, взаимоотношения учредителей, степень ответственности...).

4. Порядок учреждения юридического лица.

5. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

6. Порядок регистрации юридических лиц как плательщиков налогов и сборов.

7. Порядок государственной регистрации атрибутов юридических лиц (печатей, штампов, товарных знаков, ценных бумаг, лицензирование).

Эти правовые акты в подавляющем большинстве своем относятся к гражданской отрасли права. Но государственная регистрация как самих юридических лиц, так и их атрибутов носит характер административных отношений. Поэтому помимо отношений, возникающих между равноправными субъектами, необходимо понять и то, как государство диктует правила поведения этих субъектов при регистрации юридических лиц.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Важно отметить, что в случаях расхождения Закона или актов, принятых в его развитие, с ГК приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу. Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это Федеральные законы, так же как и Закон, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса: "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ, "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ, "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 № 41-ФЗ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ и некоторые другие.

Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и иными федеральными законами. Федеральное правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Конечно же, постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Следует отметить, что нормативные акты регулируют следующие основные элементы процесса создания юридических лиц: основные положения о юридических лицах; классификация юридических лиц и их организационно-правовые формы; характеристики отдельных видов юридических лиц и их типов (правовой статус, взаимоотношения учредителей, степень ответственности); порядок учреждения юридического лица; порядок государственной регистрации юридических лиц; порядок регистрации юридических лиц.

2. Основные этапы создания юридического лица

2.1 Подготовка и создание организации. Учредительные документы юридического лица

Решение проблемы создания предпринимательской организации созвучно решению любой проблемы и поэтому в обобщенном виде представляет собой процесс: осмысления потребности, определения цели, постановки задач, выработки вариантов решения задач, принятия решения (т.е. выбор оптимального сочетания вариантов решения), обеспечения исполнения задач и оценки результатов.

Соответственно складываются и основные этапы создания юридического лица: оценка ресурсов и вариантов; принятие решения; обеспечения создания организации; создание организации.

Общее осмысление идеи предложения рынку товаров (услуг, работ). Осмысление должно основываться на оценке имеющихся ресурсов. Если даже полностью отсутствуют материальные, технологические, финансовые и кадровые ресурсы, то это не означает краха задуманного предприятия (в смысле начинания). Наличие у желающего организаторских ресурсов, предпринимательского таланта может возместить отсутствие иных резервов Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. - М.: ГроссМедиа, 2007. - С. 4. .

Разработка вариантов бизнес-плана будущего производства товаров (услуг, работ). Бизнес-план в условиях рынка, как известно, начинается не с того, что организатор можете дать, а с того, что хочет взять потребитель, с рыночного спроса. Проектирование организационно-правовой формы предпринимательской структуры.

Исходя из бизнес-плана, т.е. из проекта содержания будущей предпринимательской деятельности, организатор может проектировать организационно-правовую форму предпринимательской структуры.

Процесс проектирования организационно-правовой формы предпринимательской структуры заключается в следующем.

Оценка ресурсов и вариантов. Следует оценить наличие и необходимость квалифицированных кадров, а также требуемую степень их привлечения (партнерство, сотрудничество).

Нужно выяснить и сопоставить финансовые затраты на создание организации-предприятия и на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, а также определить источники финансирования.

Немаловажно определить, согласны ли будущие контрагенты работать с индивидуальным предпринимателем или предпочтут организацию.

Уточнить, какие структуры производства и управления им предусмотрены бизнес-планом.

Осмыслить свое чувство лидерства, определить свое место в управлении организацией.

Проанализировать необходимость создания собственной организации или оформления относительно автономного филиала, отделения уже функционирующего юридического лица.

Выявить возможность использования для вашей предпринимательской деятельности одной из форм некоммерческих организаций.

Принятие решения. Определить, коммерческая или некоммерческая организация создается. Выбрать для нее организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.

Обеспечение создания организации.

1. Подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов: наименование и организационно-правовая форма; место расположения органа управления (юрадрес); величина уставного капитала; распределение уставного капитала между учредителями; порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда); схема управления организацией, компетенция органов управления; данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического лица).

2. Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ. (Не следует доверять фирме, "штампующей" типовые учредительные документы.)

3. Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.

4. Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе и трудовых.

Создание организации:

- проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;

- заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;

- утверждение устава (на основе разработанного проекта);

- оформление протокола общего собрания учредителей;

- оплата госпошлины за регистрацию организации;

- оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);

- передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение Министерства юстиции);

- получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;

- нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;

- постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;

- заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;

- открытие в банке расчетного счета.

Одними из наиболее трудоемких и ответственных являются составление учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован статьями 51, 52, 53 и 54 ГК РФ.

В статье 52 ГК РФ установлено, что:

"1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное, в соответствии с ГК РФ, одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений".

Статья 52 ГК РФ в качестве учредительных документов называет либо устав, либо учредительный договор и устав, либо только договор. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Это означает недопустимость требования иных документов (например, решения учредителя), что, к сожалению, нередко практикуется. Регистрирующие органы не вправе своей волей устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, и, ориентируясь на него, задерживать регистрацию.

Договоры о создании юридического лица являются правопорождающими, правоизменяющими и правопрекращающими юридическими фактами, так как содержат условия, связанные с возникновением, развитием (модификацией) и прекращением соответствующего учредительного обязательства сторон (учредителей) Сикачев М.Н. Договоры о создании юридических лиц в российском гражданском законодательстве // Нотариус. - 2010. - № 2. - С. 16. .

На признаки учредителя обращают свое внимание и суды. Так, ВАС РФ в своем Определении от 2 июля 2009 г. № ВАС-5365/09 указал, что участником общества с ограниченной ответственностью может быть лицо, изъявившее желание на вступление в общество. Обратное обстоятельство влечет ничтожность соответствующего учредительного договора, устава общества, а также решения общего собрания участников, что имело место в указанном деле.

Таким образом, суд отметил то, что принципиально важным и основополагающим будет наличие волеизъявления (воплощенного в действия желания) лица на вступление в общество, нежели формальное наличие подписи от имени этого же лица в учредительных документах.

В п. 2 ст. 52 ГК РФ сказано, какие сведения должны содержаться в учредительных документах. Игнорирование их может привести как к бесспорному отказу в регистрации юридического лица, так и к определенным осложнениям в процессе его деятельности. Одновременно с п. 2 ст. 52 ГК РФ следует руководствоваться законами о юридических лицах соответствующего вида.

Учредительный договор должен заключаться обдуманно, поскольку применительно к различного вида юридическим лицам законодатель определяет условия учредительного договора в ряде случаев диспозитивно. В меньшей мере это касается и уставов. Поэтому нежелательно механическое копирование чужих документов, которое весьма распространено.

Согласно п. 3 ст. 52 ГК РФ, изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации (или с момента уведомления регистрирующего органа), они распространяются на отношения с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений даже при отсутствии их регистрации: в этих случаях юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации.

Положение п. 3 ст. 52 ГК РФ о том, что изменения учредительных документов приобретают силу с указанного выше момента для третьих лиц. Оно позволяет сделать вывод об обязательности изменений для самого юридического лица и его учредителей (участников) и до их регистрации.

Статья 53 ГК РФ регламентирует состав и порядок деятельности органов юридического лица, которые обязательно отражаются в учредительных документах.

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Таким образом, в ГК РФ нет специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 законодатель определяет порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав - это может быть осуществлено через его органы, а в предусмотренных законом случаях - через участников (такой порядок приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).

В п. 3 статьи содержатся требования относительно поведения лица, действующего от имени юридического лица: его действия должны быть добросовестны и разумны. Такой критерий страдает известной степенью неопределенности, но зато ориентирует на проявление максимальной меры внимания и заботы к интересам представляемого во избежание ответственности в виде возмещения убытков, причиненных юридическому лицу. Не менее важны вопросы, касающиеся наименования и местонахождения юридического лица, они регламентируются статьей 54 ГК РФ:

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом, в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами, в соответствии с настоящим Кодексом.

В п. 1 статьи подчеркнуто, что юридическое лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а унитарные предприятия, в предусмотренных законом случаях, другие коммерческие организации и некоммерческие организации - указание на характер деятельности. Последнее ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия.

Как сказано в п. 4 статьи, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. По смыслу этого пункта такое наименование в обязательном порядке обособленно не регистрируется, но оно может быть зарегистрировано, и тогда юридическое лицо становится носителем исключительного права на его использование, то есть третьи лица могут пользоваться им только с согласия правообладателя - в противном случае они обязаны по требованию обладателя права на фирменное наименование прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Характерно, что фирменное наименование (по Гражданскому кодексу) относится к средствам индивидуализации юридического лица и его продукции, входящим в состав интеллектуальной собственности организации (ст. 138 ГК РФ). В случаях и в порядке, которые установлены ГК и другими законами, признается исключительным право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется статьей 51 ГК РФ:

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или в налоговой инспекции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Эта статья определяет порядок регистрации юридического лица - в органах юстиции, с включением данных о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким образом, отказ в регистрации допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ по иным основаниям либо уклонение от регистрации - противоправны и могут быть обжалованы в суд. Таким образом, должны быть устранены злоупотребления со стороны должностных лиц, производящих регистрацию, поскольку здесь не исключается также возможность требований о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями соответствующего органа.

2.2 Государственная регистрация юридического лица

Государственная регистрация - это заключительный этап создания юридического лица.

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Государственный реестр).

Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел государственную регистрацию юридического лица (ст. 51). При этом Кодекс и Закон о его введении (ст. 8) указывают на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным Федеральным законом.

Реализуя положения ГК, Закон предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т.е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, с момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Закон предусматривает и регистрацию иных действий в отношении юридического лица. Обязательная государственная регистрация факта создания юридического лица преследует следующие цели:

Во-первых, защита интересов всех участников имущественного оборота путем констатации факта создания юридического лица.

Во-вторых, осуществление государственного контроля за деятельностью юридических лиц, выполнением ими требований законодательства об охране окружающей среды, безопасности товаров и услуг, защите прав потребителей и т.п.

В-третьих, фискальные цели, связанные с налогообложением, уплатой иных сборов; борьба с незаконным предпринимательством.

В-четвертых, получение статистических сведений, необходимых для управления в сфере экономики.

В-пятых, предоставление всем участникам правоотношений достоверных сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Определение места государственной регистрации являлось одной из задач Закона. Необходимость такого определения обусловлена п. 2 ст. 54 ГК РФ, связывающего определение места нахождения юридического лица с местом его государственной регистрации.

В ст. 54 ГК РФ место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из положений п. 2 ст. 54 ГК РФ, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией, в соответствии с утвержденным учредителями уставом).

Нормы ст. 12 Закона определяют виды документов, предоставляемых при регистрации создаваемого юридического лица:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. от 09.03.2010 г.) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 256. - Ст. 2586; 2010. - № 11. - Ст. 1224. , утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности). В случае, если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

Подобные документы

    Основные этапы процесса создания и регистрации юридического лица. Описание процесса правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации субъектов частноправовых отношений. Анализ судебной практики отказов в их регистрации.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Юридические лица. Цели создания юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Индивидуализация юридического лица. Классификация юридического лица. Регистрация юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2004

    Изучение понятия и видов учредительных документов. Сравнительная характеристика устава и учредительного договора. Особенности и порядок государственной регистрации юридического лица. Законодательное регулирование процедуры создания юридического лица.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2016

    Понятие и сущность юридического лица, способы его создания и регистрации. Юридические аспекты, способствующие достижению цели для учредителей юридического лица. Выявление проблемных аспектов государственной регистрации, предложение путей их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность юридического лица, его филиалы и представительства. Порядок представления документов при государственной регистрации юридического лица, процедура его создания.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Порядок и основные способы создания юридического лица, нормативно-законодательное обоснование данного процесса. Государственная регистрация юридического лица. Возможные причины отказа в государственной регистрации и порядок его опротестования в суде.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Законодательное определение сущности юридического лица, его основные признаки и правила государственной регистрации. Порядок ведения лицензионной деятельности. Понятие гражданской правоспособности юридического лица, этапы его реорганизации и ликвидации.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Сущность, правовое положение, классификация, признаки, структура юридического лица. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц. Особенности их государственной регистрации. Основные виды реорганизации и процедура ликвидации.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2016

    Понятие правосубъектности юридического лица, полномочия его исполнительных органов, сущность и способы создания. Актуальные проблемы, имеющие место на различных этапах создания юридического лица: подготовительный, регистрационный и пострегистрационный.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Теоретическое изучение юридического лица: понятие, признаки и виды. Правовое регулирование создания юридического лица. Учредительные документы и формы государственной регистрации: учреждение и реорганизация (разрешительная, явочная, уведомительная форма).

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Стадии создания юридического лица


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


1. Принятие решения учредителями (учредителем). Если создаётся организация корпоративного типа, то решение принимается на учредительном собрании, оформляется протоколом первого учредительного собрания.

Если создается акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью с участием не менее двух учредителей, то учредители заключают между собой соглашение о создании, которое подписывается всеми учредителями. В данном соглашении учредители должны определить:

  • - порядок составления учредительных документов и их утверждение,
  • - порядок формирования уставного капитала,
  • - порядок осуществления иных действий, связанных с созданием юридического лица.

При создании иных юридических лиц этот порядок определяется на первом учредительном собрании.

2. Составление и утверждение учредительных документов. Основными учредительными документами являются:

  • - устав,
  • - учредительный договор,
  • - положение о юридических лицах определённого вида.

Для большинства юридических лиц учредительным документом является Устав, наличие учредительного договора требуется только в предусмотренных законом случаях; например, для создания союзов и ассоциаций юр. лиц, для создания хозяйственных товариществ, для создания некоммерческого партнёрства.

Устав юридического лица должен содержать следующие сведения:

  • - наименование,
  • - цель и предмет деятельности,
  • - виды деятельности,
  • - структура органов управления и их компетенция,
  • - порядок принятия решений этими органами,
  • - права и обязанности участников,
  • - основания ликвидации и реорганизации,
  • - состав уставного капитала, его заявленный размер; а при создании хозяйственных обществ необходимо указать доли участия учредителей в составе уставного капитала.

Устав утверждается общим собранием учредителей и вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.

Учредительный договор – это соглашение, которое:

  • - определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юр. лица,
  • - условия передачи юр. лицу своего имущества,
  • - условия своего участия в деятельности юр. лица.

Также учредитель вправе включать в учредительный договор любые иные сведения, не противоречащие закону. Учредительный договор подписывается всеми учредителями и вступает в силу именно с момента подписания.

Положение – данный вид учредительных документов применяется при создании государственных или муниципальных учреждений, которые осуществляют однотипные виды деятельности (образовательные учреждения среднего образования, учреждения дошкольного образования, учреждения исполнения наказания). Соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления утверждает типовое положение о соответствующем учреждении.

3. Формирование уставного капитала. Характерно для всех юридических лиц, которые создаются только по инициативе участников оборота.

Уставный капитал – это условный показатель (в арифметическом выражении), отражающий состав и стоимость как материальных, так и нематериальных активов юр. лица. Одновременно уставный капитал – это гарантия прав кредиторов.

При создании юридического лица в состав уставного капитала могут быть переданы вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, как то: обязательственные права, основанные на договорах, исключительные права на результаты творческой деятельности и права пользования этими результатами.

4. Уплата государственной пошлины и подача документов в регистрирующий орган.

5. Завершается регистрация внесением записи в единый государственный реестр юридических лиц. Заявителю выдаётся свидетельство о государственной регистрации. По сути это свидетельство отражает запись в реестре. Государственная регистрация является единственным доказательством существования юридического лица.

Создание юридического лица представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу юридического статуса.

Теория предпринимательского права выделяет несколько способов создания субъектов предпринимательского права: См. Предпринимательское право: Учебное пособие./ И.А. Смагина - 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л. 2009.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.

В Российской Федерации применяются все четыре способа создания субъектов предпринимательского права. См.: Предпринимательское право России: конспект лекций.- 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Эксмо, 2009. - 128 с. Гражданский кодекс закрепляет, что предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности подлежат обязательной государственной регистрации, которая проводится по правилам, закрепленным в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации». Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)// СЗ РФ 2001. N 33. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; 2009. N 1. Ст. 20.

Этапы создания юридических лиц

В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов. См.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник./под ред. доц. Е.П. Губина, доц. П.Г. Лахно, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

Первый этап - определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Законодательство устанавливает различные требования к количеству и статусу учредителей. Так, в хозяйственном обществе может быть как один, так и несколько учредителей (п. 1 ст. 66 ГК РФ), в хозяйственных товариществах - минимум два (ст. 81 ГК РФ), а в производственных кооперативах - минимум пять учредителей (ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах). Вместе с тем следует учесть, что учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее их одного лица. Полными товарищами в товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица (ст. 66 ГК РФ). В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)// СЗ РФ 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33. Ст. 3423; 2003. N 9. Ст. 805; 2006. N 31. Ст. 3445. число акционеров ЗАО не должно превышать 50, а число акционеров ОАО не ограничено. Законодательство устанавливает также ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (например, для государственных и муниципальных служащих).

Второй этап - выбор организационно-правовой формы. Учредители могут самостоятельно выбрать любую организационно-правовую форму осуществления предпринимательской деятельности, за исключением ограничений, установленных законодательством. Например, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, а аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

Как правило, выбор организационно-правовой формы коммерческой организации осуществляется в зависимости от следующих факторов: См. Предпринимательское право: Учебное пособие./ И.А. Смагина - 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л. 2009.

Численности и статуса учредителей (например, один учредитель может создать только хозяйственное общество, граждане вправе учредить хозяйственное общество, производственный кооператив, но не хозяйственное товарищество);

Профиля деятельности создаваемой организации (например, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, а аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО);

Источников капитала (например, имущественные вклады работников);

Выбора структуры отношений как между учредителями, так и между органами управления;

Меры трудового и иного личного участия учредителей в деятельности коммерческой организации (например, производственный кооператив предполагает совместную производственную и иную деятельность его членов);

Возможности контролировать иные коммерческие организации (например, отношения основного и дочернего, преобладающего и зависимого обществ);

Меры ответственности учредителей по обязательствам коммерческой организации (например, в хозяйственных товариществах полные товарищи несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам личным имуществом, а в обществе с ограниченной ответственностью или в акционерном обществе учредители лишь рискуют своим вкладом в уставный капитал).

Третий этап - оформление учредительных документов. Одним из видов учредительных документов является учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ) - документ, который заключается учредителями юридического лица в простой письменной форме путем составления единого документа с указанием в нем места и даты заключения договора, а также срока его действия. Учредители закрепляют в учредительном договоре намерение создать юридическое лицо, определяют порядок совместных действий по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор является единственным учредительным документом в хозяйственных товариществах, поэтому в нем указываются также сведения о размере и составе складочного капитала товарищества, размере и порядке изменения долей каждого из участников, об ответственности участников за обязанности по внесению вкладов (ст. 70 ГК РФ).

Учредительный договор подписывается всеми участниками лично, подпись представителя юридического лица - учредителя должна быть скреплена печатью этой организации.

Устав является вторым учредительным документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ.

Устав - документ, устанавливающий правовой статус организации. Основное назначение устава - информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, структуре и полномочиях органов управления. В уставе определяются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Кроме того, в уставе общества с дополнительной ответственностью определяются размер дополнительной ответственности участников по долгам общества в кратной стоимости их вкладов; в уставе общества с ограниченной ответственностью - размеры долей каждого участника; в уставе акционерного общества - категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций; в уставе производственного кооператива - условия о размере паевых взносов членов, порядок их внесения, о характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию, о порядке распределения прибыли и убытков, о размерах и условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам. В уставе унитарного предприятия указываются источники и порядок формирования уставного фонда, предмет и цели деятельности, следовательно, они имеют специальную правоспособность (ст. 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (принят ГД ФС РФ 11.10.2002)// СПС «КонсультантПлюс». Версия 3000.03.21. Дата обновления 03.08.2010.). Другие коммерческие организации в соответствии со ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, то есть имеют общую правоспособность. Однако предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. Сведения, содержащиеся в учредительном договоре и уставе, не могут составлять коммерческую тайну.

Четвертый этап - разработка наименования коммерческой организации. В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Назначение фирменного наименования коммерческой организации состоит не только в ее идентификации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте, но и в том, что оно само по себе является объектом гражданских прав коммерческой организации.

Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности. Право на фирменное наименование относится к исключительным правам его владельца. Только ему принадлежит право использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях различными способами, в том числе в рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право пользования другим коммерческим организациям на основе договора коммерческой концессии (франчайзинг) и т.д. Законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность для лица, неправомерно использующего чужое зарегистрированное фирменное наименование. По требованию обладателя права на фирменное наименование нарушитель обязан прекратить использование чужого фирменного наименования и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

Кроме указания на организационно-правовую форму фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, либо быть произвольным. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" "ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций". Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.02.2010) "О банках и банковской деятельности"//СПС «КонсультантПлюс». Версия 3000.03.21. Дата обновления 03.08.2010.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле"Закон Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 (ред. от 25.11.2009) "О товарных биржах и биржевой торговле"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 18. Ст. 961; 1993. N 22. Ст. 790; Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 17. Ст. 1776; 2009. N 29. Ст. 3601 организации, не отвечающие требованиям данного Закона, не имеют права на использование в своем наименовании слов "биржа" или "товарная биржа".

Порядок включения в фирменное наименование слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 743 "О мерах по организации принятия Правительством РФ решений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1". Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 743 "О мерах по организации принятия Правительством Российской Федерации решений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2355-1.//Собрание законодательства РФ", 19.12.2005, N 51, ст. 5531. В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Правительства РФ, принимаемыми по результатам рассмотрения заявления и иных документов заинтересованных лиц специально созданной межведомственной комиссией, которая при рассмотрении обращений должна учитывать:

Значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организации в интересах российского общества;

Положение организации в соответствующей сфере деятельности или на рынках Российской Федерации;

Производство уникальных, присущих только Российской Федерации товаров, услуг;

Представление интересов Российской Федерации на мировом рынке при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

Наличие оригинального полного и сокращенного названий организации, позволяющих отличить их от других названий, а также соответствие этих названий нормам государственного языка Российской Федерации.

Пятый этап - определение места нахождения организации. В соответствии со ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно исполнительного действующего органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление). Основные этапы создания юридического лица./ Шевчук Д.А.// Право и экономика. 2008. N 1.

Шестой этап - формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. На момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Аналогичное правило действует и при формировании складочного капитала в хозяйственных товариществах. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

Седьмой этап - Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.

Создание юридического лица — 4 этапа

Создание юридического лица это не сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Вы это поймете, после прочтения данной статьи. Если создание юр.лица разбить на общие 4 этапа создания, то они будут выглядеть вот таким образом:

1 Этап. Выбор организационно-правовой формы.

Существуют следующие виды юридических лиц:

  1. Коммерческие организации.
  2. Некоммерческие.

Первые создаются с целью извлечения прибыли из осуществляемой деятельности и распределение её среди участников созданной организации.

Основной целью создания вторых не является извлечение прибыли, а значит и распределять среди участников её они не могут. К некоммерческим организациям относятся: ЖСК, политические партии, благотворительные фонды, ГК, общества взаимного страхования и другие.

Так как у нас сайт о бизнесе, мы не будем рассматривать некоммерческие организации, а поговорим далее про первые - коммерческие организации. Итак, внимательно ознакомьтесь с табличкой, чтобы понять, какую организационно-правовую форму коммерческого предприятия выбрать.

2 Этап. Собрание учредителей, для принятия решения о создании юр.лица.

На данном этапе проводится собрание лиц, желающих организовать юр.лицо. Это может быть как единоличный орган, так и собрание учредителей. Кроме главного вопроса, на данном собрании необходимо решить еще один ряд важных вопросов:

Избрание органов управления
Единоличный исполнительный орган Совет директоров (Наблюдательный совет) Коллегиальный исполнительный орган Ревизионная комиссия
ООО Необходимо избрать если предусмотрено Уставом если предусмотрено Уставом Необходимо избрать, если количество участников ООО превышает пятнадцать, и уставом не предусмотрено иное
АО Необходимо избрать Необходимо избрать для публичных АО, а также для непубличных АО, если количество владельцев голосующих акций не менее 50 необязательно Необходимо избрать
Товарищества
Производственный кооператив обязательно, если более десяти членов необязательно, если более пятидесяти членов обязательно, если более 10 членов Необходимо избрать
Хозяйственное партнерство Необходимо избрать необязательно
Государственное унитарное предприятие Необходимо избрать
Крестьянское (фермерское) хозяйство Необходимо избрать

В обязательном порядке не требуется указывать юридический адрес в учредительных документах, а вот для регистрации в ЕГРЮЛ это нужно сделать.

С конца 2015 года, законодателем в обязательном порядке установлено, что юр.адрес должен соответствовать фактическому месту нахождения организации и её представительных органов. В ином случае, компания претерпевает рис неполучения юридически важной корреспонденции.

При изменении юр.адреса в обязательном порядке необходимо сообщить об этом в ЕГРЮЛ.

ФНС вправе отказать в регистрации коммерческой организации, если данные о юр.адресе не правдивы.

Вот, что у вас должно получиться по итогам проведения собрания.

Скачать протокол общего собрания можно перейдя по указанным ниже ссылкам:

  • Образец протокола общего собрания учредителей ООО
  • Образец решения единственного учредителя о создании ООО (уст.капитал — деньги)
  • Образец решения единственного учредителя о создании ООО (уст.капитал — имущество)

Если уставной капитал или его часть формируется полностью или частично за счет денежных средств, то необходимо открыть накопительный счет.

До гос. регистрации или после гос. регистрации юр.лица (в зависимости от того, что у вас прописано в договоре), все учредители обязаны внести оплату в уставной капитал, в соответствии со своей долей в нем.

Для открытия данного счета у вас потребуют следующие документы:

  1. Заявление с подписями всех учредителей. Если 1 из участников является другое юр.лицо, то необходима его печать на заявлении об открытии накопительного счета.
  2. Оригинал + нотариально заверенная копия протокола общего собрания о создании юр.лица.
  3. Оригинал + нотариально заверенная копия устава.
  4. Если все документы подаются через представителя, то доверенность.

3 Этап. Регистрация юридического лица.

Только после регистрации в ЕГРЮЛ юр.лицо может официально осуществлять коммерческую деятельность. Дата регистрации в реестре - это дата создания юридического лица.

Регистрация проходит в ФНС по месту нахождения юр.лица.

Если какой-либо из документов подается более чем на 1 листе, он обязательно должен быть прошит и пронумерован.

Если документы подаются не лично уполномоченным лицом (а например через МФЦ или через представителя), то обязательно наличие нотариальной доверенности. Доверенность не нужна, если вы все документа отсылаете через нотариуса. Данная процедура возможна с 1.01.2016.

Срок регистрации юр.лица в ФНС составляет 3 дня.

Скачать заявление по установленной форме P11001 , с последними изменениями вы можете у нас.

Некоторые требования к заполнению заявления:

  • Заявление заполняется заглавными прописными буквами.
  • Название фирмы должно быть только на русском языке.
  • На каждого учредителя заполняется свой лист Н. Не спешите подписывать этот лист. Это необходимо сделать в присутствии нотариуса, который заверит вашу подпись.
  • ИНН физ.лиц указывается в обязательном порядке, при его наличии.

В PDF файле находится подробный образец заполнения всех страниц. Excel и Doc чистые бланки для заполнения.

  • Образец заполнения заявления о регистрации юридического лица (PDF )
  • Excel )
  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (Doc)

Вы можете скачать образец устава у нас. Он является универсальным при создании ООО. Вы можете внести свои коррективы, удалить ненужные вам пункты или оставить как есть и использовать его для своей фирмы. Все положения данного устава соответствуют последним изменениям в законодательстве.

  • Устав ООО образец

Как вы уже поняли из статьи, при создании АО требуется договор. Его образец мы также предлагаем вам скачать ниже. Он является универсальным.

  • Бланк (образец) договора при создании АО
  • Бланк (образец) договора при создании ПАО

Для каждой организационно правовой формы могут быть предусмотрены свои требования при регистрации. Поэтому советуем вам ознакомиться со следующими статьями:

4 Этап. Послерегистрационные процедуры.

Для того чтобы коммерческая организация могла полноценно функционировать, необходимо провести все ниже перечисленные процедуры, которые возможны только после регистрации юридического лица.

На начальных этапах. Удачно выбранная форма налогообложения сэкономит вам массу сил, времени, а также денег.

На этом все. Удачи в бизнесе!