Приметы

Временное собрание. Разгон большевиками всероссийского учредительного собрания

И свержения царя монархическая Россия перешла в статус «республика». Временное правительство (так себя называли новые власти) взвалило всю тяжесть правления на себя. К тому времени появилось множество партий, имеющих последователей и выдвигающих свою программу о дальнейшей перестройке Для того чтобы провести достойные выборы, организовывает Учредительное собрание. 1917 год, помимо всего прочего, становится известным огромной суматохой вокруг приготовлений к этому мероприятию. И именно в этом году состоялось первое голосование. Больше всего выделялись партии:

Большевики;

Меньшевики;

Выборы в 1917 года начались с подготовки.

Подготовка к выборам

В подготовке участвовали представители всех существующих на то время партий и всевозможных объединений. В типографии изготавливались большие тиражи литературы, листовок, и прочего. На улицах проводились опросы населения. Также проходили различные выступления с целью ознакомить народ с политикой той или иной партии.

Мероприятие обещало быть демократичным. Чего не было доныне в Российской Империи. Избирателем мог стать любой гражданин от 20 лет либо человек, проходящий службу в армии, в возрасте от 18 лет. Также в выборах могли участвовать женщины. Что было в диковинку не то что в России, но и в большинстве стран. Исключением были Дания, Новая Зеландия, Норвегия и некоторые штаты Америки, где у женщин утвердились равные права с мужчинами.

Голосование

Выборы в Учредительное собрание 1917 года проходили в нескольких избирательных округах, на которые была разделена страна. Депутатская квота выделялась из расчета один на двести тысяч человек. Исключение составила разве что Сибирь. Тамошний расчет велся из соображений один на сто семьдесят девять тысяч человек.

Принцип пропорциональности, характерный для отбора в Учредительное собрание 1917 года, был позаимствован от бельгийцев. И главной особенностью этой системы считалось, что, помимо большинства, допускается еще и меньшинство населения. Для этого в малых округах было организовано около двенадцати округов с характерной им выборов.

Выборы в Учредительное собрание 1917 года состоялись в ноябре. Данное мероприятие продлилось не более трех дней.

Итоги выборов

По окончании выборов в Учредительное собрание 1917 года результаты показали, что лидировали эсеры, набравшие около 50% голосов. На втором месте были большевики. Их процент голосов не превысил и 25. На нижних местах были меньшевики и кадеты.

Ликвидация партии кадетов

Большевики под общественным давлением не воспрепятствовали проведению выборов в Учредительное собрание 1917 года, однако потерпели там поражение. Дабы как-то сократить количество своих конкурентов, они подготовили декрет, впоследствии одобренный Совнаркомом и повествующий о том, что партия кадетов - это партия врагов народа. После чего кадеты были лишены своих мандатов.

Далее они подверглись арестам и расстрелам. На помощь к ним хотели прийти левые эсеры, но Совнарком напрочь запретил им это делать, ссылаясь на все тот же декрет. Позже был убит Кокошкин - лидер кадетской партии. Учредительное собрание (1917) прошло без присутствия кадетов. Кроме Кокошкина, в ту же ночь был расстрелян и депутат Шингарев - лидер конституционно-демократической партии.

Разгон Учредительного собрания, или «Караул устал»

После ряда репрессий по отношению к деятелям из других партий большевики сделали громкое заявление в одной из газет. Газета «Правда» на тот момент подробно повествовала о деятельности депутатов, входящих в Учредительное собрание (1917). В России эта газета пользовалась наибольшей популярностью. Каково же было удивление, когда в ней было опубликовано заявление лидеров большевиков, угрожающих закрепить свою власть революционными действиями, если таковая не будет признана на собрании.

Тем не менее собрание состоялось. Декларация Ленина «о трудящихся» так и не получила признания, что привело к тому, что в третьем часу ночи большевики покинули где и проходило собрание. Через час вслед за ними удалились и левые эсеры. Оставшиеся партии с председателем Черновым, выбранным большинством голосов, приняли документы, касающиеся:

Закона о земле как об общенародной собственности;

Проведения переговоров с воюющими державами;

Провозглашения России как демократической республики.

Однако ни один из этих документов не был принят большевиками. Более того, на следующий день ни один из депутатов, их постановивших, не был допущен в Таврический дворец. Само же собрание было разогнано матросом-анархистом Железняковым со словами «Попрошу прекратить заседание, караул устал и хочет спать». Эта фраза вошла в историю.

Последствия

Ни выборы в депутаты, ни созыв Учредительного собрания 1917 года ни к чему не привели. Все было уже предрешено большевиками. Само же собрание было ими одобрено в показательных целях.

Дальнейшие действия участников собрания развязали революционную обстановку в стране.

Несмотря на то что правые партии Учредительного собрания находились под запретом, целью Белого движения стал новый созыв и проведение Учредительного собрания, но только не того, которое прекратил матрос Железняк. Так как первое (оно же последнее) Учредительное собрание целиком и полностью контролировалось большевиками.

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

временный высший орган государственной власти,которому принадлежит власть устанавливать основы государственного строя, оформлять основы политических прав народа и т.д.. созываемый для выработки и принятия (либо только для выработки) конституции. Наряду с этой "учредительной властью" У.с. в период своей деятельности иногда может осуществлять также обычные функции органа законодательной власти.

Идея У.с. коренится в учении о народном суверенитете и ведет свое происхождение от теории договорного происхождения государства, согласно которому сам народ, которому только и принадлежит власть устанавливать для себя

формы государственного устройства, путем договора ограничивает свои естественные права, отчуждая их в пользу государства.

У.с. различаются по способу формирования и своей компетенции. Наиболее часто У.с. формируются путем всеобщих и прямых выборов. В то же время мировой конституционной практике известны У.с., часть членов которых избираются прямыми или непрямыми выборами, а часть назначается или делегируется (такими У.с. были приняты, например, конституции Турции 1982 г., Ганы 1992 г., Уганды и Бирмы 1994 г.). По ком-петенции У.с. принято делить на суверенные и несуверенные. Суверенным является учредительное собрание,которое не только разрабатывает, но и принимает новую конституцию (У.с. в США 1787 г.. Италии 1947 г., Индии 1950 г.). Несуверенное У.с.разрабатывает и принимает проект конституции, но окончательное решение по нему принимается либо избирателями на референдуме (первое и второе У.с. Франции 1946 г.), либо другим государственным органом.

Первым У.с. в истории нового времени был Конгресс представителей английских колоний в Северной Америке в 1776 г., принявший знаменитую Декларацию независимости. Следующим за ним было У.с. в Филадельфии 1787 г. (под названием Конвента), принявшее Конституцию США, действующую и поныне. В Европе первое У.с. появилось с началом Великой французской революции. Оно организовалось из созванных королем Людовиком XVI в 1789 г. Генеральных штатов Франции, сконструированных по обычному тогда сословному принципу. Но под давлением революционной буржуазии ("третьего сословия") Генеральные штаты провозгласили себя У.с. под названием Национального собрания. Национальное собрание приняло определившую целую эпоху Деклара-цию прав человека и гражданина и установило первую демократическую конституцию, которая превратила Францию из абсолютной монархии в ограниченную (Конституция 1791 г.). После свержения монархии в 1792 г. для выработки новой конституции на основе всеобщего избирательного права (с рядом ограничений) было избрано второе У.с. под названием Конвента. Он просуществовал 4 года и выработал две конституции:

радикальную якобинскую 1793 г., которая была принята народным голосованием, но в жизнь не была никогда проведена, и вторую, гораздо более умеренную конституцию 1795 г. (Конституция III года). Далее можно указать на У.с. Франции 1848 г. и 1871 г., в Испании - в 1812 г., в Норвегии - в 1814 г., в Бельгии- в 1831 г., немецкое У.с. во Франкфурте-на-Майне - 1848 г. В Новейшей истории это учредительный Сейм в Польше 1919 г., принявший Конституцию Польской Республики, Литовское У.с. 1920г., Латвийское У.с. 1919г., Веймарское Национальное собрание в Германии 1919 г., установившее Германскую Республику, Национальное собрание Чехии 1918 г., такое же собрание (Конституанта) Австрии 1918 г., Учредительная скупщина Югославии 1920 г., Великое национальное собрание Турции 1922 г. У.с. созывались также после второй мировой войны для выработки конституций Франции (1946), Италии (1947) и многих других стран. В последние годы в У.с. были разработаны и приняты конституции Болгарии (1990), Румынии (1990), Камбоджи (1993), Бразилии (1988), Колумбии (1991), Эстонии (1992) и др.

В России впервые требование созыва У.с. (Великого собора) выдвинули декабристы. Широкое распространение идея У.с. получила в период первой русской революции 1905-1907 гг. и после победы февральской революции 1917 г. Временное правительство назначило выборы в У.с. на 12(25) ноября 1917 г. Положение о выборах предусматривало всеобщее избирательное право. После Октябрьской революции 1917г. большевики сразу не решились отменить выборы в У.с. СНК подтвердил дату выборов, которые состоялись в ноябре-декабре 1917 г., а в некоторых отдаленных местах - в январе 1918 г.

Выборы в У.с. принесли победу не большевикам, а центристским партиям. Большинство У.с., собравшегося 5(18) января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде, отказалось обсуждать предложенную от имени ВЦИК Я.М. Свердловым Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, не признало декреты Советской власти, принятые на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Не желая передавать власть в руки народных избранников, ВЦИК по докладу Ленина в ночь с 6 (19) на 7 (20) января 1918г. принял декрет о роспуске У.с.

Идея созыва У.с. в России вновь возникла в 1993 г. в период острого конституционного кризиса. Однако из-за разногласий участников конфликта этот путь принятия новой конституции оказался неосуществимым. Неким подобием У.с. явилось конституционное совещание, открывшееся в Кремле 5 июня 1993 г.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., предусматривает возможность созыва У.с. в будущем для принятия нового основного закона страны (см. Конституционное собрание).

Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ" в других словарях:

    Учредительное собрание - Учредительное собрание, представительское учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. После Февральской революции с образованием Временного правительства его главной… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России. В 1917 лозунг Учредительного собрания поддерживали большевики, меньшевики,… … Русская история

    Современная энциклопедия

    Представительское учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. После Февральской революции с образованием Временного правительства его главной задачей считался… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Учредительное собрание - в России, представительное учреждение. Избрано всеобщими выборами для установления формы правления в России и разработки конституции. В 1917 лозунг Учредительного собрания поддерживали большевики, меньшевики, кадеты, эсеры и другие партии. Созыв… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В конституционном праве высший государственный орган, избранный с целью выработки и (или) принятия конституции. Наряду с этой учредительной властью У.с. в период своей деятельности обычно осуществляет также функции законодательного органа.… … Юридический словарь

    УЧРЕДИТЬ, ежу, едишь; еждённый (ён, ена); сов., что. Основать, завести, создать. У. научное общество. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    В России, представительское учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. В 1917 лозунг Учредительного собрания поддерживали большевики, меньшевики, кадеты, эсеры и другие … Политология. Словарь.

    УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - институт конституционного права высший государственный орган, избранный с целью выработки и (или) принятия конституции. У.с. в период своей деятельности обычно осуществляет тж. функции законодательного органа. Институт У.с. появился в период… … Юридическая энциклопедия

    В России представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права, предназначенное в соответствии с бурж. гос. правовыми взглядами для установления формы правления и выработки конституции. Было избрано в нояб. дек. 1917,… … Советская историческая энциклопедия

    В России, представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. В 1917 лозунг Учредительного собрания поддерживали большевики, меньшевики, кадеты, эсеры и другие… … Энциклопедический словарь

Книги

  • История Великой французской революции. Том 1. Учредительное собрание (1789-1791 гг.) , Жан Жорес. Вашему вниманию предлагается "История Великой французской революции. Том 1. Учредительное собрание (1789-1791 гг.)" Жана Жореса - первое русское прижизненное издание. Вышел только один первый…

Точки над i в вопросе об "Учредительном собрании" расставлены, и расставлены давно.

Просто надо периодически об этом напоминать, чтобы не поддаваться на спекуляции на эту тему либералов, необълыхъ и псевдомонархистов.

Краткий и ёмкий материал кому-то напомнит, а для кого-то откроет давно известные факты о краткой жизни «Учредительного собрания».

В.Карпец. "Учередилка": правда и ложь.

Сегодня не только средства массовой информации, но и российские власти активно поднимают вопрос об Учредительном собрании, роспуск которого пытаются представить как преступление большевиков и нарушение «естественного», «нормального» исторического пути России. Но так ли это?

Саму идею Учредительного собрания как формы правления, аналогичной с Земским собором (который избрал 21 февраля 1613 года царёмМихаила Романова ), выдвинули в 1825 году декабристы, потом, в 1860-е годы, она была поддержана организациями «Земля и воля» и «Народная воля», а в 1903 году требование созыва Учредительного собрания включила в свою программу РСДРП . Но в период Первой русской революции 1905-07 г.г. массы предложили более высокую форму демократии — Советы. «Русский народ совершил гигантский скачок — прыжок из царизма к Советам. Это неопровержимый и нигде ещё небывалый факт» (В. Ленин, т. 35, с. 239). После февральской революции 1917 года Временное правительство, сбросившее царя, до октября 1917 г. не решило ни одного больного вопроса и всячески оттягивало созыв Учредительного собрания, выборы делегатов которого начались только после свержения Временного правительства, 12 (25) ноября 1917 года и продолжались вплоть до января 1918 года. 25 октября (7 ноября) 1917 года свершилась Октябрьская социалистическая революция под лозунгом «Вся власть Советам!» Перед ней в партии эсеров произошёл раскол на левых и правых; левые пошли за большевиками, возглавившими эту революцию (т.е. соотношение политических сил изменилось). 26 октября 1917 года, Второй Всероссийский съезд Советов принял Декларацию трудящегося и эксплуатируемого народа. Последовали декреты Советской власти, разрешавшие самые больные вопросы: декрет о мире; о национализации земли, банков, заводов; о восьмичасовом рабочем дне и другие.

Первое заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 г. в Таврическом дворце Петрограда, где собрались 410 делегатов из 715 избранных (т.е. 57,3% - arctus ). Президиум, состоявший из правых эсеров и меньшевиков, отказался рассматривать Декларацию и признать декреты Советской власти. Тогда большевики (120 делегатов) покинули зал. За ними — левые эсеры (ещё 150). Осталось всего лишь140 делегатов из 410 (34% от участников или 19,6% от избранных - arctus ). Понятно, что в таком составе решения Учредительного собрания и само оно не могли считаться легитимными , поэтому заседание было прервано в пятом часу утра 6 (19) января 1918 г. караулом революционных матросов. 6 (19) января 1918 Совнарком принял решение о роспуске Учредительного собрания , и в тот же день это решение было оформлено декретом ВЦИК, где, в частности, говорилось: «Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен... Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов. Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается».
Этот декрет одобрили 19 (31) января 1918 г. делегаты Третьего Всероссийского съезда Советов — 1647 с решающим голосом и 210 с совещательным. В том же Таврическом дворце Петрограда. (Между прочим, докладчиками были большевики: по Отчёту — Ленин, Свердлов; по образованию РСФСР — Сталин).

Только 8 июня 1918 года в Самаре, «освобожденной» от советской власти в результате восстания чехословацкого корпуса, пятью делегатами из числа правых эсеров (И.Брушвит, В. Вольский — председатель, П. Климушкин, И.Нестеров и Б. Фортунатов) был образован Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч ), сыгравший поистине «выдающуюся» роль в деле разжигания гражданской войны в России. Но даже в период наивысшего расцвета Комуча, в начале осени 1918 года, в его составе значилось всего 97 из 715 делегатов (13,6% - arctus ). В дальнейшем «оппозиционные» делегаты Учредительного собрания из числа правых эсеров и меньшевиков никакой самостоятельной роли в «белом» движении не играли, поскольку считались, если не «красными», то «розовыми», а некоторые из них были расстреляны колчаковцами за «революционную пропаганду».

Таковы исторические факты. Из которых следует, что реальная логика революционной и вообще политической борьбы весьма далека от логики «крокодиловых слёз» отечественных либералов, которые готовы оплакать «гибель российской демократии» в январе 1918 года, успешно и без всякого ущерба для себя «переваривая» результаты «победы российской демократии» в октябре 1993 года, хотя матрос Железняк и его товарищи вовсе не расстреливали своих политических оппонентов из пулемётов (про танковые пушки мы здесь даже не говорим).
В заключение можем только повторить известные ленинские слова: «Усвоение народом Октябрьской революции до сего времени не окончилось» (В.И.Ленин, т.35, с.241). Они очень актуальны и поныне.

Введение

России, представит учреждение, предназначалось в соответствии с буржуазным государственно-правовыми взглядами для уста­новления формы правления и выработки конституции; его создание предполагалось на основе всеобщего избирательного права. Ло­зунг созыва Учредительного собрания был включён в 1903 в программу РСДРП. После Февральской ре­волюции 1917 мелкобуржуазные партии про­возглашали созыв Учредительного собрания одним из основ­ных своих требований и призывали не решать важнейшие задачи революции до Учредительного собрания РСДРП(б), ориентируя массы на про­должение революционной борьбы, подчёрки­вала, что республика Советов является более высокой формой демократии, чем буржуазно-демократическая республика с Учредительного собрания. С победой Октяборьской революции партия большевиков стреми­лась помочь мелкобуржуазных массам на соб­ственном опыте избавиться от буржуазных иллюзий 27 октября (9 ноября) Советское производство приняло постановление о Учредительном собрании в назначенный срок. В ноябре док. 1917 (и некоторых отдаленных местах в январе 1918) состоялись выборы в Учредительное собрание, проходившие в условиях саботажа контр революционеров, фактически начавшейся Гражданской войны. Из участвовавших в голосовании около 1 / 2 избирателей 23,9% голосовали за большевиков, 40% за эсеров, 2,3% за меньшевиков, 4,7% за кадетов, остальные - за др. буржуазных и мелкобуржуазных партии и группы. За большеви­ком (добившихся успеха в Петрограде, Москве, на Северном и Западном фрон­тах, Балтийском флоте, в 20 округах Сев.-Зап. и Центральнопром, районов) проголосовало большинство рабочих и почти половина солдат, что подтверждало закономерность победы Октябрьской революции.

Требование немедленного созыва Учредительного собрания и «защиты» его прав и суверенитета от «узурпации» Советами стало знаменем, под которым объединились. Все силы буржуазных и мелкобуржуазных контрреволюции. Учиты­вая непопулярность монархистских и буржуазных лозунгов и стремясь мобилизовать силы для борьбы против Советской власти, контрреволюция сделала ставку на ло­зунг, не утративший ещё полностью сво­ей популярности в трудящихся массах. На открывшемся 5(18) янв. 1918 заседании Учредительного собрания из 715 депутатов присутствовало ок. 410 (преобладали: эсеры-центристы во гл. с В. М. Чер­новым; большевики и левые эсеры - 155 чел., 38,5%). Контреволюц. боль­шинство Учредительного собрания (пред. Чернов) отказалось обсуждать предложенную Я. М. Сверд­ловым от имели ВЦИК Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого о народа, не признало декретов Сов. власти. Большевистская фракция, а затем ле­вые эсеры и некоторые др. группы поки­нули заседание. В 5-м часу утра 6(19) янв. Учредительное собрание было закрыто. В ночь на 7(20) янв. ВЦИК по докладу В. И. Ленина принял декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный 3 м Всероссийском съездом Советов. Остатки депутатов Учредительного собрания собрались и Самаре, где в июне 1918 образовали контреволюц. Коми­тет членов Учредительного собрания. Лозунг Учредительного собрания стал в годы Гражданской войны основой политической программой меньшевиков (снят в дек. 1918), части лидеров «белого дела» (модифицировался ими в лозунг «законодательного собрания» и использовался гл. обр. в тактич. целях) и особенно эсе­ров. Военное поражения контрреволюции, осуществлённые Советской властью социалистические преобразования в стране ли­шили буржуазных и мелкобуржуазных партий соци­альной базы, предопределили крах ло­зунга Учредительного собрания.

В работе была использована литература следующих авторов: Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения; Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г.; Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в.; Думанова Н.Г. История политических партий России; Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-194; Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия; Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон.

Цель работы - Изучить организацию выборов в Учредительное собрание 1917 г.

Задачи

Ознакомится с созывом в Учредительное собрание;

Изучить положение о выборах;

Рассмотреть избирательное право и избирательные списки в Учредительное собрание.

Выборы в Учредительное собрание. Об образовании Особого совещания. Положение о выборах в Учредительное собрание

25 марта было принято решение о необходимости образовать Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Состав этого органа формировался более месяца и приступил к работе 25 мая.

Особое совещание – это институт непосредственно готовивший выборы для изготовления Проекта положения о выборах в Учредительное собрание под председательством Кокошкина (созданное постановлением Временного правитель­ства 25 марта 1917 г.). В центре внимания работы Особого совещания, а также в прак­тической работе Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комис­сии (Всевыборы), созданной летом 1917 г.. находилась разработка нового избиратель­ного законодательства и административной инфраструктуры для его реализации. Общая направленность в решении этого вопроса (несмотря на представительство раз­ных партий) определялась стремлением профессиональной части авторов «Положе­ния» максимально объективно отразить волю общества, с одной стороны, и, с дру­гой, - нейтрализовать по возможности негативное влияние на исход выборов наименее подготовленной части общества (этим объясняется, в частности, дискуссия о возраст­ном цензе, стремление обеспечить права меньшинств, обсуждение системы контроля и перебаллотировок). Особое совещание образовывалось «для изготовления проекта положения о выборах в Учредительное собрание», а в его состав было решено назна­чить специалистов по вопросам государственного права, представителя статистичес­кой науки и других сведущих лиц и пригласить политических и общественных деяте­лей, представляющих главные политические и национально-политические течения России 63 . В состав Особого совещания были назначены квалифицированные юристы, члены Государственной думы первого созыва профессора С.А. Котляревский и Ф.Ф. Кокошкин, член Государственной думы второго созыва профессор В.М. Гессен, члены Государственной думы В.А. Маклаков и М.С. Аджемов, академик А.С. Лаппо-Данилевский, магистр государственного права Н.И. Лазаревский, магистр междуна­родного права барон Б.Э, Нольде, начальник Главного управления по делам местного хозяйства Н.Н. Авинов, член консультации, учрежденной при Министерстве юстиции А.Я. Гальперн и кандидат прав В.В. Водовозов. Далее, однако, этот институт размы­вается: в него, как было показано, включаются представители от партий и национальностей, что не могло не вести к дезорганизации всей работы и переходу от профессио­нализма к популизму.

В Положение «Об образовании Комитета при Временном I правительстве по приспособлению здания для Учредительного собрания. Постановление Временного правительства от 24 мая 1917 г.» Временное правительство постановило: I Образовать при Временном правительстве Комитет по при­способлению здание для Учредительного собрания, под председательством Комиссара Временного правительства по Министерству торговли и промышленности Василия Александровича Степанова, в составе следу­ющих лиц: Товарища Председателя Комитета инженера Якова Яковле-рича Брусова и членов: Председателя Особого совещания для изготов­ление проекта положения о выборах в Учредительное собрание, сена­тора Федора Федоровича Кокошкина, производителя работ Комитета академика Владимира Алексеевича Щуко, Помощника Комиссара Вре­менного правительства над Министерством Двора инженера Павла Мижаяловича Макарова, архитектора Николая Евгеньевича Лансере, двух представителей от названного Совещания и по одному представителю от Министерства Финансов и Государственного Контроля, с предоставившем Председателю Комитета права приглашать на правах Членов и других лиц, участие коих будет признано полезным в работах Комитета.

«Расходы по Комитету направлены на подготовительные работы по приспособлению здания для Учредительного собрания...»

«Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание. Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г.» Признавая неотложным ввести в действие те из правил о выборах в Учредительное собрание, которые необходимы для немедленного приступа к выборному процессу среди гражданского население Временного правительство по докладу Особого совещания для изготовление проекта Положения о выборах в Учредительное собрание:

Утвердить раздел первый (главы 1-5) Положения о выборах в Учредительное собрание…

Возложить подготовительную работу по составлению избирательных списков на существующие государственные учреждения и общественные организации, указываемые особыми постановлениями Временного правительства.

Возложить на Министерство внутренних дел непосредственные исполнительные действия, необходимые для технической подготовки выборов в Учредительное собрание в целях скорейшего их производства и успешного прохождения.

Выборы членов Учредительного собрания от губернии, занятых неприятелем, за исключением территории, имеющей быть включенной в состав будущего Польского государства, Указание числа членов Учредительного собрания в каждом округе, установлены особыми постановлениями Временного правительства.

В соответствии с положением были установлены нижеследующие переходящие правила. Впредь до образования на местах учреждений губернскогог и уездного земского и городского и поселкового самоуправления на основании постановлений Временного правительства, члены комиссий по делам о выборах в Учредительное собрание и участковых избирательных комиссий… временно замещаются лицами по избранию указываемых Временному правительством местных общественных учреждений и организаций.

Положение о выборах в Учредительное собрание (Раздел первый Глава I) общее положение. Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства.

Для производства выборов в Учредительное собрание образуются нижеследующие избирательные округа:

Губернии: Алтайская, Архангельская, Астраханская (со включением

населенного калмыками аймака Терской области и за исключением - земель, населенных кочующими калмыками Калмыцкой степи и киргизами Внутренней орды), Бессарабская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Волынская (за исключением частей ее, занятых неприятелем), Воронежская, Вятская, Екатсринославская, Енисейская (со включением в нее российских граждан, проживающих в Урянхайском крае), Иркутская, Казанская, Калужская, Киевская, Костромская, Курская, Лифляндская (со включением незанятых неприятелем частей Курляндской губернии), Минская (за исключением частей ее, занятых непри­ятелем, и со включением незанятых неприятелем частей Виленской и Ковенской губерний), Могилевская, Московская (за исключением горо­да Москвы), Новгородская, Нижегородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Петроградская (за исключением города Петрограда), Подольская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская (со включением входящего в состав Терской области Караногайского), Тав­рическая, Тамбовская, Тверская, Тобольская, Томская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Эстляндская и Ярославская, и области: Войска Донского, Забайкальская, Закаслийская (за исключением Мангышлакского уезда, но со включением насе­ленных туркменами волостей названного уезда), Камчатская, Самар-кандская, Семиреченская, Сыр-Дарьинсхая (за исключением Аму-Дарьинского отдела), Тургайская, Уральская (со включением Машшн лакского уезда Закаспийской области, кроме населенных туркменамиволостей названного уезда), Ферганская и Якутская - образуют каждая один избирательный округ.

Столицы Петроград и Москва образуют каждая особый избиратель­ный округ.

Сверх сего образуются избирательные округа: Аму-Дарьинский I составе Аму-Дарьинского отдела, Сыр-Дарьинской области, Закавказ­ский - в составе губернии Бакинской, Елйсаветпольской, Кутаисской Тифлисской и Эриванской, областей Батумской и Карсской и округов Сухумского и Закатальского, Кубанско-Черноморский - в составе Ку­банской облает» и Черноморской губернии, Терско-Дагестанский составе областей Терской (за исключением Караногайского приставства и аймака, населенного калмыками) и Дагестанской, Степной - в со­ставе областей Акмолинской и Семипалатинской, Ордынский - в со­ставе частей Астраханской губернии, населенных кочующими киргиза­ми Внутренней Орды, Приамурский - в составе областей Амурской Приморской и Сахалинской, Прикаспийский - в составе частей Астраханской губернии, населенных кочующими калмыками, и округ Ки тайской Восточной железной дороги - в составе полосы отчуждения названной дороги.

Число членовУчредительного собрания, подлежащих избранию каждого округа, устанавливается особо.

Избирательное право на основании Учредительного собрания.

В 1917 принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон значительно опережал социальное развитие выборного законодательства в других странах и был революционен для России:

  • Избирательные права были предоставлены женщинам (впервые в мире).
  • Был установлен низкий для того времени возрастной ценз в 20 лет (в Великобритании, Италии, США, Франции возрастной ценз составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании - 25 лет).
  • Россия стала единственной страной в мире, предоставившей избирательные права военнослужащим, но только если они достигли ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва.
  • Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам.

В выборах не участвуют признанные в установленном законом порядке безумными или сумасшедшими, а так же глухонемые, находящиеся под опекаю.

Избирательных прав лишаются:

1) присужденные вступившими в законную силу судебными приговорами, если они не восстановлены ранее в правах состояния.(к каторжным работам, к ссылке на поселение)

2) осужденные за кражу

3)несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений.

4) военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск

5) Право участия в выборах в каждом избирательном участке имеют лишь лица, внесенные в избирательный список участка.

Заведывание производством выборов возлагается на: Всероссийскую, окружные столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии и участковые избирательные комиссии городские и поселковые управы и волостные и земские управы.

На Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию возлагается:

· Общее наблюдение за ходом выборов в Учредительное собрание и обсуждение мер, необходимых для ускорение этих выборов;

· Выработка утверждаемых Временным правительством общих инструкций в дополнение и развитие как настоящего Положения, так и Наказа о применении сего Положения;

· Составление списка лиц избранных в члены Учредительского собрания, и

На окружные по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии возлагается: 1) наблюдение за своевременным образованием и открытием действий уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий. 2) утверждение распределения избирательных участков по представлениям уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий и рассмотрение всех подаваемых заявлений о неправильностях, допущенных при таком рас­пределении, 3) определение и объявление во всеобщее сведение дня, в который городские и поселковые управы и волостные земские управы приступают к составлению избирательных списков, наблюдение за сво­евременным составлением сих списков и выставлением их для всеобщего обозрения, 4) принятие и рассмотрение кандидатских списков, нуме­рация этих списков, выставление их для всеобщего обозрения и сооб­щение списков уездным и городским по делам о выборах в Учредитель­ное собрание комиссиям, городским и поселковым управам и участко­вым избирательным комиссиям, а также объявление во всеобщее сведе­ние о последовавших соединениях списков, 5) распоряжение заготовле­нием избирательных конвертов, избирательных записок и т.п. или воз­ложение сего на уездные и городские по делам о выборах в Учредитель-нос собрание комиссии, 6) производство подсчета голосов по округу, определение результатов выборов и объявление их во всеобщее сведе­ние, 7) выдача членам Учредительного собрания надлежащих удосто­верений о последовавшем избрании, 8) передача всего поступившего к ним выборного производства во Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию и 9) распоряжение кредитами, от­пущенными для производства выборов по данному округу.

Столичным по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиям

присваиваются права и обязанности, возложенные настоящим По­ложением как на окружные, так и на городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.

Участковая избирательная комиссия состоит из избираемых го­родскою или поселковою управою или волостною земскою управою четырех членов, в том числе председателя и секретаря.

Сверх сего в состав комиссии входят на правах членов по одному лицу от каждой группы избирателей, заявившей кандидатский список и указавшей своего представителя, подлежащего включению в состав данной комиссии.

На участковые избирательные комиссии возлагается прием и первоначальный подсчет избирательных записок в данном избиратель­ном участке.

Учреждения местного управления и самоуправления обязаны оказывать содействие комиссиям по делам о выборах в Учредительное собрание и участковым избирательным комиссиям в исполнении сими последними возложенных на них настоящим Положением обязанно­стей.

Всякого рода акты и бумаги, составляемые по делам о выборах в Учредительное собрание, как подаваемые правительственным, судеб­ным, административным и общественным установлениям и должност­ным лицам всех ведомств и учреждений, так и выдаваемые всеми этими установлениями и должностными лицами, освобождаются от гербового и иных сборов.

Избирательные списки. Для производства выборов в Учредительное собрание состав­ляются списки избирателей, отдельно по каждому избирательному участку. Никто не может быть включен в избирательные списки более чем по одному участку.

Составление избирательных списков возлагается на городские и поселковые управы и на волостные земские управы, по принадлежности

День, в который означенные управы приступают к составлению избирательных списков, оделяется для всего округа распоряжением окружной по делам о выборах Убедительное собрание комиссии и объявляется во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающем широкое оповещение о сем населения.

В образовательном списке обозначается фамилия или прозвище каждого избирателя, его имя, отчество, возраст, местожительство и род занятий. Список по каждому участку составляется в алфавитном порядке фамилии.

В течение десяти дней по объявлении избирательного списка во всеобщее сведение, представитель местной административной власти может заявлять протесты, а лица, пользующиеся правом участия в выборах, могут подавать жалобы на неправильность или не правоту этого списка.

Протесты и жалобы рассматриваются в пятидневный срок уездною и городскою по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиями в открытом заседании порядком, установленным для рассмотрения дел административными судьями, согласно Положению об административных судах

12 ноября 1917 г. начались выборы. Во время проведения выборов в Петроград стягивались верные большевикам войска. После выборов большевики начали репрессии против кадетов. Конституционно-демократическая партия была официально объявлена партией «врагов народа», и начались аресты её членов. Составляющие менее 2 % депутатов Собрания, кадеты были нейтрализованы и участия в его деятельности не приняли.

Результатом выборов стала победа социалистов-революционеров (эсеров), получивших почти в два раза больше голосов (40 % по официальным данным), чем большевики.

При этом на выборах в Учредительное Собрание партия левых эсеров выступала с партией эсеров по общим спискам, так как организационно левые и правые эсеры вплоть до съезда левых эсеров 2-11 декабря (19-28 ноября) 1917 г. представляли единую партию.

Так как в момент составления списков фракция левых эсеров составляла меньшинство в партии эсеров, то, как правило, левые эсеры были в меньшинстве и в списке шли последними. Та часть крестьянства, которая отдавала предпочтение левым эсерам, голосуя за общий список, обеспечивала мандатами правых эсеров. Голосование по спискам, которые не отражали удельного веса политических группировок после Октябрьской революции, не могло не повлиять на партийный состав членов Учредительного Собрания.

В целом же в выборах приняли участие менее 50 % избирателей (44,5 миллиона из 90), и такая незаинтересованность в долгожданном Учредительном собрании может найти своё объяснение в том, что II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов уже принял все важнейшие декреты и провозгласил власть Советов.

Заключение

В ходе подготовки Учредительного собрания русское общество впервые самостоя­тельно ставило и решало вопросы национальной идентичности и политического само­определения. На это время приходятся наиболее интенсивные споры о правах челове­ка» форме правления и типе будущего политического строя; административно-терри­ториального устройства; структуре парламента и судебной власти; правовом статусе политических партий; порядке формирования и функционирования институтов пере­ходного периода (в условиях войны и анархии). Центральной проблемой при решении этих вопросов, как и в ходе других великих революций, становился конфликт межу конституирующей и конституционной властью. Проектируя российскую Конституан­ту, ее либеральные разработчики руководствовались негативным опытом предшеству­ющих (главным образом - французских) революций: они стремились избежать двух крайностей - с одной стороны, установления ее полной и неограниченной во времени монополии на власть, способной привести к тирании большинства; с другой, недопуще­ния слабости по отношению к временной исполнительной власти, способной устано­вить диктатуру бонапартистского типа и в конечном счете привести к реставрации мо­нархии.

Учредительное собрание направит народ на правильный путь, не бросит его в трудную минуту, так думали многие жители даже глубокой провинции.

Временное правительство под влиянием кадетов и лично П.Н. Милюкова, проанализировавшего результаты в органы местного самоуправления в Москве и Петрограде, всячески затягивало выборы в Учредительное собрание весной и летом 1917г. Юридическое совещание при правительстве даже летом не приступило к выработке принципов избирательной компании. Проходившие на этом фоне кризисы правительства, отставки министров кадетов способствовали падению авторитета этой партии и правительства. В целом Сотрудничавшие с ним меньшевики и эсеры в составе коалиционных правительств в глазах общества также несли ответственность за оттягивание созыва Учредительного собрания.

В результате выборы проводились в условиях, когда большевики объявили власть Советов, приняли Декрет о земле, Декрет о мире. Однако популярность Учредительного собрания в общественном сознании была настолько велика, что, не смотря на провозглашение власти Советов, они пошли на созыв органа, который должен был решить и вопрос о власти.

Выборы в Учредительное собрание, прошедшие в ноябре 1917 года по всей стране, носили демократический характер. Впервые в России был апробирован принцип тайного всеобщего избирательного и прямого голосования. Правом выбора пользовались граждане, достигшие 21-летия, без различия пола, национальности и вероисповедания. Политические партии, боровшиеся за представительство в Учредительном собрании, представляли различные слои российского общества, начиная от правых и кадетов, и заканчивая большевиками. Победу на выборах одержали эсеры, получив 191.10074 голосов, затем по количеству голосов шли большевики – 108.89437. Результаты не удовлетворяли большевиков, и они начали проводить политику затягивания созыва Учредительного собрания.

Народные надежды не были оправданы. С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года, Учредительное собрание вытесняется ими на второй план. Его созыв становится фикцией, так как фактической властью становится Советское правительство - Совет Народных Комиссаров, во главе с В.И. Лениным.

Идя на созыв Учредительного собрания, они принимают ряд декретов, обезоруживавших деятельность Учредительного собрания. Тем не менее, принять работу Учредительного собрания они решили в случае признания специально разработанного документа «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Этот документ легитимизировал принятые II Съездом Советов Декреты и объявлял единственной властью Власть советов.

Список используемой литературы

1. Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. – 160 с.

2. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Эпоха социализма. Выпуск 1917-1920 гг. – М.: Высшая школа, 1978. – 264 с.

Периодические издания

1. Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М.В. Чернов // Кентавр. Историко-политический журнал. – М.: Феникс, 1993. - № 3. С. 116-160

Специальная литература

1. Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / Н.Н.Азовцев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 789 с.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-1941 / перевод И.В. Левина. – М.: Международные отношения, 1990. - 632 с.

3. Введенский Б.А. СССР 1917-1967 Энциклопедический справочник / Б.А. Введенский и др. – М.: Советская энциклопедия, 1967 г. – 684 с.

4. Думанова Н.Г. История политических партий России / Н.Г. Думанова, Ерофеев Н.Д., С.В. Тютюкин и др. – М.: Высшая школа, 1994 – 447 с.

5. Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в. / А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – Т. 1. – М.: Владос. – 469 с.

6. Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991 – 366 с.


Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991 – 366 с.

Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. – 160 с.

Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в. / А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – Т. 1. – М.: Владос. – 469 с.

Думанова Н.Г. История политических партий России / Н.Г. Думанова, Ерофеев Н.Д., С.В. Тютюкин и др. – М.: Высшая школа, 1994 – 447 с.

Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-1941 / перевод И.В. Левина. – М.: Международные отношения, 1990. - 632 с.

Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / Н.Н.Азовцев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 789 с.

Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М.В. Чернов // Кентавр. Историко-политический журнал. – М.: Феникс, 1993. - № 3. - 160

Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М.В. Чернов // Кентавр. Историко-политический журнал. – М.: Феникс, 1993. - № 3. - С. 116-160.

Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. - С. 13–160.

Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. - С. 14–160.

Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-1941 / перевод И.В. Левина. – М.: Международные отношения, 1990. - С. 256- 632.

Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. - С. 18– 160.

ВЫБОРЫ В «УЧРЕДИЛКУ»

Созыв Учредительного собрания в качестве органа верховной демократической власти был требованием всех социалистических партий в дореволюционной России – от народных социалистов до большевиков. Выборы в Учредительное собрание состоялись в конце 1917. Подавляющая часть избирателей, участвовавших в выборах, около 90%, проголосовали за социалистические партии, социалисты составляли 90% всех депутатов (большевики получили только 24% голосов). Но большевики пришли к власти под лозунгом «Вся власть Советам!» Свое единовластие, полученное на Втором Всероссийском съезде Советов, они могли сохранить только опираясь на Советы, противопоставляя их Учредительному собранию. На Втором съезде Советов большевики пообещали созвать Учредительное собрание и признать его властью, от которой «зависит решение всех основных вопросов», но это обещание не собирались выполнять. 3 декабря на съезде Советов крестьянских депутатов Ленин, несмотря на протест ряда делегатов, заявил: «Советы выше всяких парламентов, всяких Учредительных собраний. Партия большевиков всегда говорила, что высший орган – Советы». Большевики считали Учредительное собрание главным своим соперником в борьбе за власть. Сразу после выборов Ленин предупредил, что Учредительное собрание «обречет себя на политическую смерть», если выступит против Советской власти.

Ленин использовал ожесточенную борьбу внутри партии эсеров и заключил политический блок с левыми эсерами. Несмотря на расхождения с ними по вопросам многопартийности и диктатуры пролетариата, сепаратного мира, свободы печати большевики получили необходимую им поддержку, чтобы удержаться у власти. ЦК эсеров, уверовав в безусловный престиж и неуязвимость Учредительного собрания, не предпринял реальных шагов для его защиты.

Энциклопедия «Кругосвет»

ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Позиции определились. Обстоятельства заставили фракцию с.-р. играть первенствующую и руководящую роль. Это вызывалось численным превосходством фракции. Это вызывалось и тем, что члены Учредительного собрания более умеренного толка, избранные в числе 64, не рискнули, за единичными исключениями, явиться на заседание. Кадеты были официально признаны "врагами народа", а некоторые из них были заключены в тюрьму.

Наша фракция тоже была в известном смысле "обезглавлена". Авксентьев находился по-прежнему в Петропавловской крепости. Отсутствовал и Керенский, на котором по преимуществу сосредоточилась большевистская клевета и ярость. Его искали везде и повсюду, ночью и днем. Он находился в Петрограде, и немало усилий потребовалось, чтобы убедить его отказаться от безумной мысли явиться в Таврический дворец для заявления, что он слагает власть пред законно избранным и полномочным собранием. До безрассудства отважный Гоц все же явился на заседание, несмотря на приказ об аресте за участие в юнкерском восстании. Охраняемый близкими друзьями, он был стеснен даже в передвижении и не мог быть активным. Таково же было положение Руднева, возглавлявшего сломленное сопротивление Москвы большевистскому захвату власти. И В.М.Чернов, намеченный в председатели собрания, тем самым тоже выбывал из числа возможных руководителей фракцией. Не было ни одного лица, которому можно было бы доверить руководство. И фракция доверила свою политическую судьбу и честь коллективу - пятерке: В.В.Рудневу, М.Я.Гендельману, Е.М.Тимофееву, И.Н.Коварскому и А.Б.Ельяшевичу.<...>

Кандидатуре Чернова в председатели была противопоставлена кандидатура Спиридоновой. При баллотировке Чернов получил 244 белых шара против 151 "черняка". По объявлении результатов Чернов занял монументальное кресло председателя на эстраде, возвышавшееся над ораторской трибуной. Между ним и залом образовалось большое расстояние. И приветственная, основоположная речь председателя не только не преодолела образовавшегося "мертвого пространства" - она даже увеличила расстояние, отделявшее его от собрания. В наиболее "ударных" местах речи Чернова по правому сектору пробегал явный холодок. Речь вызвала неудовлетворенность у руководителей фракции и простодушное непонимание этой неудовлетворенности со стороны самого оратора.<...>

Долгие и томительные часы прошли прежде, чем собрание освободилось от тормозивших его работу враждебных фракций. Давно уже зажглось электричество. Напряженная атмосфера военного лагеря нарастала и точно искала для себя выхода. Со своего кресла секретаря на трибуне я видел, как вооруженные люди после ухода большевиков все чаще стали вскидывать винтовки и брать "на пушку" находящихся на трибуне или сидящих в зале. Отсвечивавшая лысина О.С.Минора представляла собой привлекательную мишень для коротавших время солдат и матросов. Ружья и револьверы грозили ежеминутно "сами" разрядиться, ручные бомбы и гранаты "сами" взорваться.<...>

Спустившись с помоста, я пошел взглянуть, что делается на хорах. В полукруглом зале по углам сложены гранаты и патронные сумки, составлены ружья. Не зал, а становище. Учредительное собрание не окружено врагами, оно во вражеском лагере, в самом логовище зверя. Отдельные группы продолжают "митинговать", спорить. Кое-кто из депутатов пытается убедить солдат в правоте собрания и преступности большевиков. Проносится:

И Ленину пуля, если обманет!

Комната, отведенная для нашей фракции, уже захвачена матросами. Из комендатуры услужливо сообщают, что она не гарантирует неприкосновенности депутатов, - их могут расстрелять и в самом заседании. Тоска и скорбь отягчаются от сознания полного бессилия. Жертвенная готовность не находит для себя выхода. Что делают, пусть бы делали скорей!

В зале заседания матросы и красноармейцы уже окончательно перестали стесняться. Прыгают через барьеры лож, щелкают на ходу затворами винтовок, вихрем проносятся на хоры. Из фракции большевиков покинули Таврический дворец лишь более видные. Менее известные лишь переместились с делегатских кресел на хоры и в проходы зала и оттуда наблюдают и подают реплики. Публика на хорах в тревоге, почти в панике. Депутаты на местах неподвижны, трагически безмолвны. Мы изолированы от мира, как изолирован Таврический дворец от Петрограда и Петроград от России. Кругом шумят, а мы точно в пустыне отданы на волю торжествующего врага, чтобы за народ и за Россию испить горькую чашу.

Передают, что к Таврическому дворцу высланы кареты и автомобили для увоза арестуемых. В этом было даже нечто успокоительное - все-таки некоторая определенность. Кое-кто начинает спешно уничтожать компрометирующие документы. Кое-что передаем нашим близким - в публике и в ложе журналистов. Среди документов передали и "Отчет Всероссийскому Учредительному собранию членов Временного правительства", находившихся на свободе. Тюремные кареты, однако, не приезжают. Новый слух - будет выключено электричество. Через несколько минут А.Н.Слетова добыла уже десятки свечей.

Был пятый час утра. Оглашали и вотировали заготовленный закон о земле. На трибуну поднялся неизвестный матрос - один из многих, слонявшихся весь день и ночь в кулуарах и проходах. Приблизившись к креслу председателя, занятого процедурой голосования, матрос постоял некоторое время как бы в раздумье и, видя, что на него не обращают внимания, решил, что настал час "войти в историю". Обладатель прославленного отныне имени, Железняков, тронул председателя за рукав и заявил, что, согласно полученной им от комиссара (Дыбенки) инструкции, присутствующие должны покинуть зал.

Началось препирательство между В.М.Черновым, настаивавшим на том, что "Учредительное собрание может разойтись лишь в том случае, если будет употреблена сила", и "гражданином матросом", требовавшим, чтобы "немедленно покинули зал заседания". Реальная сила, увы, была на стороне анархиста-коммуниста, и верх одержал не Виктор Чернов, а Анатолий Железняков.

Быстро заслушиваем ряд внеочередных заявлений и, в порядке спешности, принимаем десять первых статей основного закона о земле, обращение к союзным державам, отвергающее сепаратные переговоры с центральными державами, и постановление о федеративном устройстве российской демократической республики. В 4 часа 40 мин. утра первое заседание Всероссийского Учредительного собрания закрывается.

М. Вишняк. Созыв и разгон Учредительного собрания // Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами ее руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка. М., 1991.

«КАРАУЛ УСТАЛ»

Гражданин матрос. Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал. (Голоса: нам не нужно караула.)

Председатель. Какую инструкцию? От кого?

Гражданин матрос. Я являюсь начальником охраны Таврического Дворца и имею инструкцию от комиссара Дыбенки.

Председатель. Все члены Учредительного собрания также очень устали, но никакая усталость не может прервать оглашения того земельного закона, которого ждет Россия. (Страшный шум. Крики: довольно! довольно!) Учредительное собрание может разойтись лишь в том случае, если будет употреблена сила. (Шум. Голоса: долой Чернова.)

Гражданин матрос. (Не слышно) ... Я прошу немедленно покинуть зал заседания.

Председатель. От фракции украинцев по этому неожиданно ворвавшемуся в наше заседание вопросу слово просит для внеочередного заявления...

И.В.Стрельцов. Я имею честь сделать внеочередное заявление от группы партии левых с.-р. украинцев следующего содержания: стоя на точке зрения разрешения вопроса о мире и земле, как он разрешен всем трудовым крестьянством, рабочими и солдатами и как он изложен в декларации ЦИК, группа левых с.-р. украинцев, однако, принимая во внимание создавшееся положение, присоединяется к декларации партии украинских с.-р., со всеми вытекающими отсюда последствиями. (Рукоплескания.)

Председатель. Внесено следующее предложение. Закончить заседание данного Собрания принятием без прений прочитанной части основного закона о земле, остальное же передать в комиссию для представления в семидневный срок. (Баллотировка.) Предложение принято. Внесено предложение в отмену поименного голосования ввиду создавшейся обстановки произвести открытое голосование. (Баллотировка.) Принято. Ставятся на голосование оглашенные основные положения закона о земле. (Баллотировка.) Итак, граждане, члены Учредительного собрания, вами приняты основные положения, оглашенные мной, о земельном вопросе.

Имеется предложение об избрании земельной комиссии, которая бы в семидневный срок рассмотрела все оставшиеся неоглашенными пункты закона о земле. (Баллотировка.) Принято. (Не слышно... Шум.) Сделаны предложения о принятии оглашенных заявлений: обращение к союзникам, о созыве международной социалистической конференции мира, о принятии Учредительным собранием на себя мирных переговоров с воюющими державами и об избрании полномочной делегации. (Читает.)

"Именем народов Российской республики Всероссийское Учредительное собрание, выражая непреклонную волю народа к немедленному прекращению войны и заключению справедливого всеобщего мира, - обращается к союзным с Россией державам с предложением приступить к совместному определению точных условий демократического мира, приемлемых для всех воюющих народов, дабы представить эти условия от имени всей коалиции государствам, ведущим с Российской республикой и ее союзниками войну.

Учредительное собрание исполнено непоколебимой уверенностью, что стремление народов России к прекращению губительной войны встретит единодушный отклик в народах и правительствах союзных государств и что общими усилиями достигнут будет скорый мир, обеспечивающий благо и достоинства всех воюющих народов.

Выражая от имени народов России сожаление, что начатые без предварительного соглашения с союзными демократиями переговоры с Германией получили характер переговоров о сепаратном мире, Учредительное собрание, именем народов Российской федеративной республики, продолжая установившееся перемирие, принимает дальнейшее ведение переговоров с воюющими с нами державами на себя, дабы, защищая интересы России, добиваться, в согласии с волей народной, всеобщего демократического мира"

"Учредительное собрание заявляет, что оно окажет всемерное содействие начинаниям социалистических партий Российской республики в деле немедленного созыва международной социалистической конференции в целях достижения всеобщего демократического мира".

"Учредительное собрание постановляет избрать из своего состава полномочную делегацию для ведения переговоров с представителями союзных держав и для вручения им обращения о совместном выяснении условия скорейшего окончания войны, равно как и для осуществления решения Учредительного собрания по вопросу о мирных переговорах с державами, ведущими против нас войну.

Данная делегация имеет полномочия под руководством Учредительного собрания немедленно приступить к исполнению возложенных на нее обязанностей".

В состав делегации предлагается избрать представителей различных фракций на пропорциональных началах.

(Баллотировка.) Итак, все предложения приняты. Внесено предложение принять следующее постановление о государственном устройстве России:

"Именем народов, государство российское составляющих, Всероссийское Учредительное собрание постановляет: государство российское провозглашается Российской демократической федеративной республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные".

(Баллотировка.) Принято.(Предлагается назначить следующее заседание Учредительного собрания на завтра в 12 ч. дня. Есть другое предложение - назначить заседание не в 12 ч., а в 5 ч. (Голосование.) За - 12, меньшинство. Итак, завтра заседание назначено в 5 ч. вечера (Голоса: сегодня.) Мое внимание обращают на то, что это будет сегодня. Итак, сегодня заседание Учредительного собрания объявляется закрытым, а следующее заседание назначается на сегодня же в 5 ч. дня.

Из стенограммы заседания Учредительного собрания

ДЕКРЕТ ВЦИК О РОСПУСКЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Учредительное собрание, выбранное по спискам, составленным до Октябрьской революции, явилось выражением старого соотношения политических сил, когда у власти были соглашатели и кадеты.

Народ не мог тогда, голосуя за кандидатов партии эсеров, делать выбора между правыми эсерами, сторонниками буржуазии, и левыми, сторонниками социализма. Таким образом, это Учредительное собрание, которое должно было явиться венцом буржуазно-парламентарной республики, не могло не встать поперек пути Октябрьской революции и Советской власти. Октябрьская революция, дав власть Советам и через Советы трудящимся и эксплуатируемым классам, вызвала отчаянное сопротивление эксплуататоров и в подавлении этого сопротивления вполне обнаружила себя, как начало социалистической революции.

Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества.