Игра - самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников. Читайте в нашей статье об особенностях, значении и пользе сюжетно-ролевых игр дошколят.
Значение игры для дошкольника
В игре ребёнок отрабатывает навыки общения
Дошкольный период - важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.
Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.
«Сюжетно-ролевые игры - это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».
Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.
Играем в жизнь
Без сюжета нет игры
Сюжет - основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет - это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) - главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.
«А знаете ли вы, что со временем сюжеты игр изменяются? Их содержание зависит от исторического периода, состояния экономики страны, природных и географических особенностей местности, культурных традиций. Есть и сюжеты игр без времени, например, в «Больницу», «Семью», «Школу».
Следующий важный элемент игры - это её содержание , которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль - это главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка - это его позиция. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. В основе роли - правила поведения, который кроха заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только самостоятельно, но и как взрослому.
Одна из особенностей сюжетно-ролевых игр - их социальная направленность
Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:
- Определённые правила и их соблюдение детьми.
- Социальная направленность игр.
- Богатая эмоциональная палитра.
- Развитие интеллекта.
- Активное развитие творчества.
- Речевое развитие.
Играя в сюжетно-ролевые игры, малыш развивается интенсивно и разносторонне.
Виды сюжетно-ролевых игр
- Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья».
- Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие.
- Героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д.
- Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм
- Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.
«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я - доктор, я - шофёр, я - мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка: теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».
На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).
Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:
- наличие отдельных игровых действий игрового характера
- фактическое осуществление роли без названия её
- сюжет представляет собой цепочку из двух действий
- участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет
Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:
- «Идём на прогулку».
Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.
- «В магазин за покупками».
Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.
- «У доктора».
Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.
Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки - в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.
- «День рождения у куклы».
Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.
- «Строительство дома».
Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».
Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий
Ребёнку 5-6 лет уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.
Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 5-6 лет характеризуется:
- распределением ролей до начала игры
- переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей
- цельным логическим сюжетом
Какие игры могут заинтересовать ребёнка 5-6 лет?
- «В библиотеке»
- «Космонавты»
- «Оказание медицинской помощи»
- «Семья»
- «Цирк» («Фокусники», «Артисты»)
- «В кафе»
- «Кругосветное путешествие»
- «На дорогах города»
- «Олимпиада»
- «В мастерской»
- «На станции технического обслуживания автомобилей»
- «Аптека»
- «Почта»
- «В самолёте»
- «Школа»
- «На выставке» и многие другие.
Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников - очень важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные, творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и придумывать новые сюжеты, помогайте им.
Cюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка начиная с 4-х летнего возраста. Дети готовы играть в сюжетно-ролевые игры бесконечно, тем более что поле для сюжетов — обширное. Все, что требуется от родителя и воспитателя — обеспечить ребенка соответствующую развивающую среду, которую ребенок сможет приспособить под выдуманные обстоятельства.
В игре детей среднего дошкольного возраста можно выделить несколько любимых тем.
Сюжетно-ролевая игра: МАГАЗИН
Магазин является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам.
Отдельная и очень важная функция, которую позволяет реализовать сюжетно-ролевая игра в магазин – это обучение счёту и усвоение основных экономических понятий и представлений о финансово-денежных отношениях. Для того чтобы это стало возможным, плюс к прочим игрушкам необходимо приобрести такие игрушки, как кассовый аппарат и, обязательно, игрушечные деньги.
Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.
Сюжетно-ролевая игра: ПАРИКМАХЕРСКАЯ
Салон красоты или парикмахерская есть в обязательном порядке в каждой группе детского сада. Как правило приобретается детская мебель и заполняется всеми необходимыми аксессуарами. Приобретенные игрушки в магазине можно дополнять различными баночками из под шампуня, крема, ватными дисками, расческами, бигудями, зеркальцами с небьющимся стеклом и многим многим другим, что подходит под тема парикмахерской и салона красоты.
Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете. Несложные костюмы можно приобрести в специализированных магазинах для ДОУ или сшить самим.
Уголок Парикмахерской в детском саду — это островок женственности и красоты. Каждая девочка обратит на него внимание и будет играть там с большим удовольствием.
На фото вы видите «Набор Парикмахер» в который входит все необходимое: аксессуары из пластмассы, накидка парикмахера. Упакован он в розовый чемоданчик. Этот набор мы нашли в магазине «Детский сад»
Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок
С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.
В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.
На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!
Уголок для игры в БОЛЬНИЦУ
Одни из самых популярных сюжетов у детей — это поликлиника, больница, стоматологический кабинет. Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга.
Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом. Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков.
Сюжетно-ролевая игра: НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Каждый возраст в жизни человека приносит нам новые открытия. Для дошкольника весь огромный окружающий мир полон загадок и секретов, и долг взрослых – всеми силами способствовать тому, чтобы познание окружающей действительности для ребёнка происходило в увлекательной игровой форме.
Уголок экспериментирования в детском саду откроет для детей двери в мир элементарных знаний из области физики, химии, биологии и других естественных наук.
Сила эксперимента в том, что он наглядно демонстрирует детям важнейшие законы природы в действии. Так как дошкольники ещё не обладают достаточно развитым абстрактным и логическим мышлением для того, чтобы постигать законы реальности по формулам и научным выкладкам, именно эксперимент для них становится проводником в мир действительно полезных и актуальных научных знаний, адаптированных к детскому восприятию.
На фото вы видите «Магнитный Жезл». Уникальное оборудование для детских садов, чтобы обьяснить силу магнита, его действия и другое. Это увлекательно, интересно и полезно! «Магнитные жезлы» — это иностранное оборудование, которое еще только сегодня начало появляться в детских садах.
Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ
Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.
Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально. Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду.
На фото вы видите говорящий плакат «Живая география». С ним детям легче изучать и понимать природу нашей Земли. Это современное оборудование для дома и детского сада. На второй фото: Глобус Земли физический, д-250 мм.
Сюжетно-ролевая игра: ПОЧТА
Мы живём в эру господства информации.
Именно благодаря тому, что люди научились сообщаться между собой сквозь огромные пласты времени и многочисленные километры пространства, человечество смогло сделать огромный шаг в своём развитии.
Несмотря на то, что сейчас в мире информация уже способна передаваться с одного края земного шара на другой за доли секунды, мы не должны забывать о том, что всё началось с почты. И что, несмотря на современные технологии, эта область человеческой деятельности до сих пор функционирует и процветает.
Играя в почту, ребёнок в детском саду не только познакомится с увлекательными процессами обмена информацией, но и поймёт, насколько важны эти процессы.
Подписывая открытки и отправляя письма по почте, малыш не только обучится верно формулировать свои мысли и пожелания, но и поймёт, что, благодаря почте, на огромные расстояния могут передаваться не только тексты или изображения, но и человеческие эмоции и чувства.
На фото: детский сюжетно-ролевой костюм «Почта». В него входит фуражка, накидка и сумка с надписью «Почта». Это недорогой и практичный костюм. Он сделан из плащевки, поэтому легко моется.
Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР
Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.
Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.
Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.
На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.
Сюжетно-ролевая игра: ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ МОТИВАМ
Народную игрушку от современной отличает одно – огромный опыт наших предков и их бесконечная мудрость, которая воплощается в каждом народном изделии.
Обратите внимание на то, что народная игрушка практически бессмертна – дети разных поколений играют с ними на протяжении сотен и тысяч лет, и никакие современные технологии не смогут оспорить и превзойти их эффективность.
Кроме того, мудрость народа наделяет игрушки огромным символизмом, который, несомненно, воспринимается детьми хотя бы на подсознательном уровне.
К примеру, матрешки символизируют святость материнства и продолжения человеческого рода, а причудливая русская народная декоративная роспись, которая украшает практически все народные игрушки, доносит до ребёнка сведения об устройстве мира, зашифрованные в визуальных и цветовых символах.
Таким образом, русская народная игрушка в детском саду – это большее, чем средство воспитания патриотизма. Это ещё и возможность передать детям опыт, накопленный людьми за огромный период времени.
На фото: наша традиционная развивающая игрушка — матрешка.
Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ
Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.
Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.
Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале.
Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.
На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!
Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Поэтому мы старались особо тщательно продумать, оформить и правильно разместить игровые зоны.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрели площадь свободную от мебели и игрушек. Постарались обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).
Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие - это основа игровой зоны любого детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации уголков. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в миниварианте.
Очень мы театры любим, круглый год мы с ними дружим:
В нашей группе все актеры, кукловоды и танцоры,
акробаты и жонглёры, балерины, режиссёры!
Каждый день и каждый час мы хотим играть для Вас!!
Если б видел Станиславский – был бы очень рад за нас!
В группе оборудована театральная зона, в которой дети играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры-драматизации. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
Мир театра
Цель: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве.
Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты уже распределили роли между собой. Они показывают настольный театр. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят.
Театральное представление.
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.
Примечание: в зависимости от возраста детей сказки могут быть как простыми, содержащие короткие реплики («Курочка Ряба», «Репка»), так и сложными, с большим количеством героев, с длинными репликами.
Также вместо костюмов можно использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.
Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом уголке.
Поливаем огород
Цель : научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.
Оборудование: красные фишки, лейка.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет, поливаем огород.
В лейку воду набираем и на грядке поливаем…
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он получает штрафную красную фишку. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех получил таких фишек, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.
Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, то им отвечать нужно быстро, без запинок. Если ребенок задерживается с ответом, он получает штрафную фишку. Игру можно усложнить – называть только растения. Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп. После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.
Экскурсия в оранжерею
Цель: закрепить знания детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.
Оборудование: растения в уголке природы.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то или иное растение.
В нашей группе отведено место для изобразительной деятельности так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПина. На полочках находятся стаканчики для воды, карандаши и фломастеры, подставки с кисточками, краски и гуашью, листы бумаги для рисования и пр. Имеются образцы для рисования, а так же различные шаблоны и трафареты. Расположена коробка с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски.
В художественной мастерской
Цель: формировать представления детей о видах изобразительного творчества, закреплять навыки пользования кистью, карандашом, развивать художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование : все необходимое для работы в художественной мастерской: карандаши, кисти, краски, бумага.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.
Посмотрите, красота! А у нас опять игра! Все играют и стригут. Причесаться всем дают.
Вот и девочка пришла. Мы помоем не спеша. Ей причёску наведём. Красоты у нас салон.
И мальчишки к нам пришли. Как они же хороши! Вот и стрижка и бритьё. Как же вам идёт оно.
Всё в порядок приведём. И красавцами пойдём! Приходите к нам скорей. Приводите всех друзей!
Игрушки и предметы интерьера для оформления игровой зоны мы не только покупали в магазине, но и кое-что принесли из дома. Уголок парикмахера оснащен баночками из под крема, бутылочками из под шампуней и гелей для душа. Можно принести обыкновенную расческу, заколки и ватные диски.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование : халат для парикмахера, накидка для клиента. Инструменты парикмахера (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.).
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас создан «Уголок экспериментирования», где находятся предметы из различных материалов: дерево, железо, пластмассы, а так же — песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики.
«В научной лаборатории»
Цель: расширение представлений об окружающем; развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной и игровой деятельности; побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации; мотивировать детей к поиску новых знаний.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры.
Дети получают письмо: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».
— Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне. А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом. Распределяют роли, занимают свои места. Дети проводят известные опыты с воздухом и водой.
Сюжетно-ролевые игры - раздел, где можно подобрать интересные идеи по оформлению игр, проследить процесс и технику изготовления атрибутов к ним своими руками.
Многие предметы и игрушки, используемые в ролевых играх педагоги детских садов способны изготавливать своими руками, многим предметам дается вторая жизнь. Например, старый чемодан, оформив можно использовать как домик для кукол. Ненужная одежда перешивается и оформляется в фольклорном стиле, которую можно использовать во многих сюжетных играх.
Игровые пособия своими руками
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 495
.
Все разделы
| Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
Мастер – класс по изготовлению парковки Цель : поддержание интереса к сюжетно – ролевым играм Современные дети стали меньше играть в сюжетно – ролевые игры . Такие, как «Семья» , «Дочки – матери» , «Мы шофёры» , «Гаражи и автомобили» . Их всё больше привлекают компьютерные игры , игры ...
Творческое развитие дошкольников в условиях ДОУ - один из важных этапов формирования растущей личности. С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса....
Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками - Мастер-класс «Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин»
Публикация «Мастер-класс «Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Овощной...»
Игра ведущий вид деятельности дошкольника. Дошкольный возраст самое начало жизни ребенка,когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Психологи считают, что сюжетно-ролевые игры это высшая форма...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры «Школа» Цель: повысить теоретический и практический уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации сюжетно-ролевой игры «Школа». Задачи:1. Расширить представления педагогов о методах и приемах по организации сюжетно-ролевой игрой 2. Развивать творческий подход в...
Организация развивающей предметно - пространственной среды является эффективным условием реализации задач по ранней переориентации детей, стимулом развития самостоятельности,инициативы,активности ребенка. Основным и более эффективным методом знакомств детей с профессиями...
Фетровые Сладости – отличный источник вдохновения и пример того, к чему нужно стремится в работе с фетром, а именно к такой правдоподобности и аккуратности, что глядя на все это, просто умиляешься! В последнее время фетровые «сладости» в тренде. Оно и понятно - яркие, «вкусные»...
Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками - Изготовление своими руками атрибутов для дидактических игр из пвх пластика
На самом деле, в этом нет ничего сложного. Если у Вас есть желание, то можно сделать простые изделия своими руками. Как видно из рисунке, наше изделие имеет плоскую основу, пластик ПВХ(вспененный. Лучше использовать пластик толщиной 3-4 мм, бывают разного цвета, выбираете по...
Чехол на детские стульчики для сюжетно – ролевых игр в группе раннего возраста. "Машина скорой помощи" « Игра это жизненная лаборатория для ребёнка». Сюжетно-ролевая игра является для малыша ознакомлением, потому что в игре и сам ребёнок развивается, конечно, сначала все...
В преддверии праздника 23 февраля предлагаю Вам мастер-класс по изготовлению морской бескозырки из картона. Назначение: атрибут к сюжетно-ролевой игре "Моряки ". Цель: знакомство детей с морской тематикой, обогащение предметно-пространственной среды, расширение словарного...
Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. Девочки подражают мамам, играя в «Семью», «Дочки матери». Мальчики подражают мужским профессиям вызывающих у них чувство патриотизма и отваги: «Военные», «Моряки».
Для игр детей в группе отведено отдельно место в зоне сюжетно-ролевой игры, где ребята могут свободно подобрать инвентарь к игре, в которую будут играть. Используемые игрушки подчеркивают образ реального прототипа. Это могут быть точные копии предметов в миниатюре (реалистические), или предметы заместители (прототипические). Такие игрушки, предметы через обозначения или выделенных основных деталей предают смысл и содержание.
К примеру, кухонная плита, используемая во многих детских садах может быть копией настоящей в уменьшенном размере, с ручками и конфорками. А может быть нарисованной на большом листе бумаги, или изготовленная из картонной коробки. Нередко в изготовлении игрушек педагогами используется техника папье-маше, скульптурно-текстильная техника, вязание и др.