Красота

Нетрезвое состояние и конвенции мот. Международная организация труда, ее основные задачи. Конвенции и рекомендации МОТ о труде, их классификация и общая характеристика. Россия ратифицировала конвенции мот: что дальше

В июле Президент России подписал федеральные законы, которыми ратифицированы сразу три конвенции Международной организации труда: об оплачиваемых отпусках, о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях, а также о содействии коллективным переговорам. Как нововведения отразятся на взаимоотношениях работодателей и работников? Этот вопрос сегодня волнует многих.

Несгораемые дни ежегодного отпуска

Конвенция об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132) защищает права работника, связанные с гарантированным оплачиваемым ежегодным отпуском. Документ предусматривает минимальную продолжительность такого отпуска (три недели), минимальный период работы (не более шести месяцев), необходимый для получения права на этот отпуск и ряд других показателей и правил.

По словам Александра САФОНОВА, «ориентировочно грамота о ратификации будет внесена в реестр МОТ в осеннюю сессию этой организации» , скорее всего в ноябре. После этого дается переходный период (год), в течение которого национальное законодательство нужно гармонизировать с конвенцией. Таким образом, она вступит в силу на территории России не раньше ноября 2011 года.

Государственно-правовое управление Президента РФ проанализировало российское законодательство (в частности главу 19 ТК РФ «Отпуска») на предмет соответствия Конвенции № 132 и пришло к заключению, что имеет место полное соответствие. А значит, поправки в действующее законодательство в связи с ратификацией конвенции не требуются. Замминистра здравоохранения и социального развития также считает, что с подписанием конвенции в нашем трудовом законодательстве не произойдет кардинальных перемен, оно уже соответствует международным нормам, а по ряду параметров даже превосходит их.

Словарь кадровика

Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение Организации объединенных наций, которое занимается вопросами регулирования трудовых отношений. Участниками МОТ являются 182 государства. 31 марта 2010 года Минздравсоцразвития России и МОТ подписали программу сотрудничества до 2012 года. Со стороны МОТ Россия получает консультационную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства и по другим вопросам. Так, общая безработица рассчитывается по методике МОТ.

Сходства

1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного Трудовым кодексом, составляет 28 календарных дней. Это на неделю больше минимума, установленного конвенцией.

2. Минимальный период работы, необходимый для возникновения права на ежегодный оплачиваемый отпуск по Трудовому кодексу, – шесть месяцев. Такой же срок установлен и конвенцией.

3. Минимальный неделимый размер одной из частей отпуска при его дроблении по Кодексу – 14 дней, что так же соответствует международным требованиям.

Возникает закономерный вопрос: зачем ратифицировать документ, если российское законодательство и так соответствует международным правилам? По мнению Александра САФОНОВА, «время от времени трудовое законодательство может корректироваться, но в любом случае изменить его в сторону уменьшения гарантий на отпуск ниже параметров, прописанных в конвенции, будет уже невозможно».

Цитируем закон

1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска*, упомянутая в пункте 2 статьи 8 настоящей конвенции, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

2. Любая часть ежегодного отпуска сверх определенной минимальной продолжительности может быть отсрочена с согласия заинтересованного лица, работающего по найму, на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей статьи, но не выходящий за определенный предел.

3. Минимум и предел времени, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся или посредством коллективных переговоров или таким другим методом, соответствующим национальной практике, который может быть совместим с национальными условиями.

Статья 9 Конвенции № 132

* Имеются в виду две недели.

Различия

Расхождения между Конвенцией № 132 и Трудовым кодексом все же есть. Насколько они существенны – судите сами.

1. В пункте 1 статьи 4 Конвенции № 132 предусмотрено следующее. Лицо, продолжительность работы которого в течение года меньше той, что требуется для приобретения права на полный отпуск, может рассчитывать на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности работы в течение этого года. В пункте 2 этой статьи разъясняется выражение «год» – это календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти каждой страны.

В российском трудовом законодательстве порядок пропорционального расчета предусмотрен только для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Но применить его к рассматриваемой ситуации по аналогии нельзя. Дело в том, что, согласно статье 7 Конвенции № 132, каждый отпускник получает за полный отпуск «по крайней мере свою нормальную или среднюю зарплату, подсчитанную в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране». Официальный метод, которым рассчитывается , таков, что компенсируемая сумма всегда меньше нормальной или средней зарплаты. Иными словами, чтобы применить положения статьи 4 Конвенции № 132 в российской практике, необходимо установить на национальном уровне соответствующую методику расчета.

2. Конвенция запрещает (признает недействительными) соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 3 ст. 3 Конвенции № 132) или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией. В Трудовом кодексе такого прямого запрета нет.

3. Еще одно разночтение, которое уже вызвало массу споров в СМИ, – дробление отпуска на части и временные ограничения, предусмотренные для использования одной из таких частей (ст. 9 Конвенции № 132).

Так, по конвенции одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска (минимум две недели) должна быть использована в том году, за который предоставляется отпуск. Остаток отпуска нужно использовать в течение 18 месяцев (и не позднее), считая с конца того года, за который предоставляется отпуск. Например, в 2011 году нужно использовать минимум 14 дней отпуска за этот год, а оставшиеся дни – не позднее 1 июля 2013 года. Как решили многие, если эти дни не использовать в установленный срок (или не получить за них компенсацию), они «сгорят». Но для такого вывода нет оснований.

Действительно, сейчас статья 124 Трудового кодекса позволяет в исключительных случаях (когда предоставление отпуска в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы) с согласия работника перенести отпуск на следующий рабочий год. Такой отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Эта же статья запрещает непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление такого отпуска работникам до 18 лет и тем, кто занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если сравнить положения статьи 124 Трудового кодекса с положениями статьи 9 Конвенции № 132, разница очевидна. Сейчас по российским правилам можно в порядке исключения оставить работника без отпуска в течение года. С вступлением в силу конвенции каждому работнику гарантирован отпуск минимальной продолжительности, а на то, чтобы отгулять неиспользованную часть ежегодного отпуска, работнику отводится минимум 18 месяцев, а не 12, как у нас. Этот предел может быть расширен, например, отраслевым соглашением или коллективным договором (см. п. 2 и 3 ст. 9 Конвенции № 132).

Так что поводов для опасений действительно нет, если только имеющиеся на сегодняшний день гарантии, связанные с отпусками, не будут в обозримом будущем сужены до минимальных пределов, обозначенных в конвенции.

Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков в государствах, которые ратифицировали Конвенцию № 132

Представителям работников обеспечена дополнительная защита

Деятельность представителей работников на предприятии нередко вызывает недовольство работодателя, который своими действиями может нанести им ущерб. Например, незаконно уволить. Если связано именно со статусом (деятельностью) представителя или его членством в профсоюзе, можно рассчитывать на Конвенцию о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция № 135). Подразумевается, что сам представитель действует в соответствии с законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями. Иными словами, представители работников должны соблюдать требования законодательства, а защита (гарантии) обеспечивается им лишь в связи с непосредственным осуществлением профсоюзной деятельности.

Сказанное относится как к представителям профсоюзов, которые назначены или избраны профсоюзами (их членами), так и к выборным представителям – свободно избранным работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства. Таким представителям должны быть обеспечены возможности для быстрого и эффективного выполнения функций. При этом учитываются особенности системы трудовых отношений страны, ратифицирующей названную конвенцию, а также потребности, размер и возможности конкретного бизнеса.

Поправки в Трудовой кодекс неизбежны

На вопросы отвечает Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, директор по социально-экономическим проблемам Института современного развития (ИНСОР).

– Как повлияет ратификация конвенций МОТ на взаимоотношения профсоюзных работников и работодателей, на практику разрешения коллективных трудовых споров и практику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков?

– Никак не повлияет, так как в России преобладают неформальные отношения в социально-трудовой сфере. Официально все будет оформляться по-новому, а по факту работник будет договариваться с работодателем по старым порядкам.

– ГПУ Президента сделало выводы о том, что положения всех трех конвенций полностью реализованы в российском трудовом законодательстве. Но даже беглого знакомства, например, с Конвенцией № 132 об оплачиваемых отпусках достаточно, чтобы найти нестыковки. Вы согласны, что изменения в Трудовой кодекс не нужны?

– Не согласен. Внесение изменений в Трудовой кодекс необходимо. Во-первых, он должен быть приведен в соответствие с ратифицированной Конвенцией № 132, и, во-вторых, надо рассчитывать на перспективу: когда-нибудь трудовые отношения будут в основном легальными.

– Пресса подняла шум по поводу того, что работники могут потерять дни, не использованные в течение 18 месяцев после того года, за который предоставляется отпуск. Как вы считаете, имеют ли эти опасения под собой почву? Не появится ли у законодателя искушение буквально перенести в Трудовой кодекс положения Конвенции № 132?

– Внесение изменений в Трудовой кодекс произойдет потому, что это требование нашего же законодательства, предусматривающего инкорпорирование российского правового регулирования в международное (тем более из-за того, что Конвенция № 132 Россией ратифицирована). Но на реальные процессы предоставления и использования оплачиваемых отпусков это никак не повлияет.

Беседовала Наталья ЛИТВИНОВА,
эксперт журнала «Кадровое дело»

Коллективные переговоры: правила не меняются

Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154) направлена на поддержку свободных и добровольных коллективных переговоров. К последним, согласно конвенции, относятся все переговоры, которые проводятся между работодателями и работниками для определения условий труда и занятости, регулирования трудовых отношений.

По мнению специалистов ГПУ Президента РФ, требования конвенции соответствуют нормам Трудового кодекса, что дает возможность сторонам социального партнерства при ведении коллективных переговоров применять национальные нормы. И с этим можно согласиться.

Татьяна ПОНОМАРЕВА, экономист,
шеф-редактор журнала «Кадровое дело»

Принята 54-й сессией Генеральной конференции МОТ 24 июня 1970 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г. Россия – 36-е по счету государство, которое ратифицировало эту конвенцию (Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 139-ФЗ).

Заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ заявил об этом на пресс-конференции, посвященной принятию Конвенции № 132.

Справка ГПУ на сайте Президента РФ (www.kremlin.ru/news/8224).

Принята 56-й сессией Генеральной конференции МОТ 23 июня 1971 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г. Ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 137-ФЗ. Россия – 84-е государство, которое ратифицировало эту конвенцию.

Принята 67-й сессией Генеральной конференции МОТ в Женеве 19 июня 1981 г., вступила в силу 11 августа 1983 г. Ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 138?ФЗ. Россия – 41-я в списке стран, которые ратифицировали эту конвенцию.

Работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей.

Одной или несколькими организациями работников.

Раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» ТК РФ (справка ГПУ на сайте Президента РФ

Posted On 14.05.2018

международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. К о н в е н ц и я (франц. Сonvention

Глава I. Пакт Рериха 1935 года как основа Конвенции о защите культурных ценностей 1954 года

Гаагская конференция 1954 года

Глава II.

International Labour Organization

Гаагская конференция 1954 года и принятие Конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта

Гаагская конференция 1954 года

2.2 Совершенствование механизма осуществления основных положений Гаагской Конвенции в современном мире

Многие положения Конвенции принимались после долгих дебатов. Так в напряженной обстановке проходили дебаты по поводу статуса специальной защиты для некоторых ценностей культуры. В них принимали активное участие делегации Испании, Франции…

Дипломатическая деятельность государственных органов внешних сношений

4. Конвенции и международные договоры, касающиеся дипломатических отношений

Дипломатическая деятельность регламентируется нормами международного права, которые первоначально являлись обычными нормами права, признаваемыми обязательными…

Европеское право

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСКИХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОХИЩЕНИЯ 1980 ГОДА

Целями Конвенции «О гражданских аспектах международного похищения детей» от 25.10.1980 года являются: а) обеспечение немедленного возвращения детей…

Женевские конвенции

3. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации…

Международная организация труда и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений

2. Конвенции и рекомендации МОТ как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений

Образование ООН

Декларации и конвенции

В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого…

Оценка Болгарии с точки зрения инвестиционной привлекательности

Глава 2. Место в системе международного разделения труда. Основные статьи экспорта и импорта. Основные торговые партнеры

Общее количество экономически активных лиц в 2010 г. в Болгарии составило 3,465 млн. или 46,2% от населения 15 и более лет. Коэффициент экономической активности в городах - 52.8%, а в селах - 38.6%. Экономическая активность мужчин (53.7%) - на 10.1 пункта выше…

Оценка перспектив экспорта автомобилей УАЗ Hunter в Арабскую Республику Египет

1. Основные факторы

Оценка перспектив экспорта противотуберкулезного препарата Изониазад в Индию

1. Основные факторы

Правовой режим международных рек

2.1 Разработка Конвенции 1948 г. и ее основные положения

По окончании второй мировой войны США, Англия и Франция пытались восстановить «версальский» режим судоходства по международным рекам. 23 июля 1945 г. на Потсдамской конференции делегации США внесла предложение об установлении режима свободного…

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала

Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу…

Проблема разделения Каспийского моря в международном аспекте

5.

Специальная рабочая группа (СРГ) по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря

Целью СРГ, созданной в конце 90-х годов по решению глав государств каспийской пятерки (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении), является выработка проекта конвенции о правовом статусе Каспия…

Транснациональная Корпорация «Газпром»

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ

Стратегические задачи ОАО «Газпром» находят свое решение в последовательной реализации перспективных проектов, разрабатываемых компанией…

Все предметы → Трудовое право

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наёмного труда, улучшением его условий, охраной руда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Среди универсальных договоров особое значение имеют акты МОТ (международной организации труда). МОТ была создана в 1919 г. при Лиге Наций. В деятельности МОТ участвуют по 3 представителя от каждого государства (представитель государственных органов, представитель работников и представителей работодателей). За всю историю деятельности МОТ принято порядка 200 конвенций. Россия ратифицировала около 60 конвенций. Кроме конвенций также принимаются рекомендации (они могут содержать различные варианты поведения); они не являются международным договором и не требует ратификации. В середине 90-х гг. начали говорить о кризисе МОТ.

Основными субъектами международно-правового регулирования труда в настоящее время являются ООН и МОТ.

Международная организация труда

Устав ООН принят в Сан-Франциско 26.06.1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в т.ч. и по вопросам трудовых отношений. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Конвенция № 47«О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.);

Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» (1970 г.),

  • - акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
  • - акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
  • - акты, регулирующие условия труда;
  • - акты по безопасности и гигиене труда;
  • - акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
  • - акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
  • - акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

Субъектами на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), образованного в 1991 году.

1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конвенция N 181 Международной организации труда

Перечень конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации

Конвенция № 10 “О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве” (1921);
Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921);
Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921);
Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921);
Конвенция № 15 “О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте” (1921);
Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921);
Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926);
Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929);
Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930);
Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932);
Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935);
Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935);
Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936);
Конвенция № 58 “О минимальном возрасте допуска детей на работу в море” (1936);
Конвенция № 59 “О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность” (1937);
Конвенция № 60 “О возрасте приема детей на непромышленные работы” (1937);
Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946);
Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946);
Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946);
Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946);
Конвенция № 79 “Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах” (1946);
Конвенция № 81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле” (1947);
Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите права на организацию” (1948);
Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948);
Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949);
Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949);
Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949);
Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951);
Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952);
Конвенция №.

105 “Об упразднении принудительного труда” (1957);
Конвенция № 106 “О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957);
Конвенция № 108 “О национальных удостоверениях личности моряков” (1958);
Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958);
Конвенция № 112 “О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков” (1959);
Конвенция № 113 “О медицинском осмотре рыбаков” (1959);
Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизирующей радиации” (1960);
Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963);
Конвенция № 120 “О гигиене труда в торговле и в учреждениях” (1964);
Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964);
Конвенция № 123 “О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках” (1965);
Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965);
Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов” (1966);
Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов.

Дополнительные положения” (1970);
Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970);
Конвенция № 139 “О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики” (1974);
Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов” (1975);
Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976);
Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах” (1977);
Конвенция № 149 “О занятости в условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977);
Конвенция № 150 “О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация” (1978);
Конвенция № 155 “О безопасности и гигиене труда” (1981);
Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983);
Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985);
Конвенция № 162 “Об охране труда при использовании асбеста” (1986);
Конвенция № 179 “О найме и трудоустройстве моряков” (1996).

Конвенции МОТ по охране и медицине труда и их ратификация Россией

№ кон-венции Дата Наименование конвенции Дата ратификации
Об использовании свинцовых белил в малярном деле 10.10.1991 г.
Об инспекции труда в про-мышленности и торговле 2.10.1998 г.
О защите трудящихся от ионизирующей радиации 22.09.1967 г.

Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

О снабжении машин защит-ными приспособлениями 4.11.1969 г.
О пособиях в случаях производ-ственного травматизма
О максимальном грузе, допус-тимом для переноски одним трудящимся
Об инспекции труда в сель-ском хозяйстве
О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) 27.08.1990 г.
О предупреждении производ-ственных несчастных случаев среди моряков 5.10.1987 г.
О защите от опасности отрав-ления бензолом ~
О борьбе с опасностью, вызы-ваемой канцерогенными ве-ществами и агентами в произ-водственных условиях, и ме-рах профилактики
О защите трудящихся от про-фессионального риска, вызы-ваемого загрязнением возду-ха, шумом и вибрацией на ра-бочих местах 3.06.1988 г.
О технике безопасности и гигие-не труда на портовых работах
О безопасности и гигиене тру-да и производственной среде 2.07.1998 г.
О службах гигиены труда -
Об охране труда при исполь-зовании асбеста 4.09.2000 г.
О здравоохранении и медицин-ском обслуживании моряков
О безопасности и гигиене тру-да в строительстве -""
О безопасности при использо-вании химических веществ на производстве
О предотвращении крупных промышленных аварий
О безопасности и гигиене тру-да на шахтах
Конвенция о безопасности и гигиене труда в сельском хо-зяйстве

Россией не ратифицированы близкие конвен-ции: К160 "О статистике труда" в части несчастных случаев и профзаболеваний, К171 "О ночном тру-де" и др.

Здоровье и безопасность работника - приори-тет здоровья . В Евросоюзе в 1990-х годах говори-ли о "безопасности и здоровье" работников на ра-боте (рамочная Директива 89/391/ЕЕС, дополнен-ная 17 частными директивами), но, начиная с "Но-вой стратегии ЕС по здоровью и безопасности на работе (2002-2006)", акцент перенесен на здоро-вье. Например, в Великобритании соответствую-щая служба носит название "Здоровье и безопас-ность" ("Health and Safety Executive"). Этот же под-ход прослеживается в рекомендациях Европейско-го регионального бюро ВОЗ. В рамках программы "Безопасный труд" МОТ выпустила "Руководство по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья". Международная ас-социация социального обеспечения МАСО (ISSA) реализует идеи, и нормы МОТ в части страхования профессиональных рисков. Стандартная междуна-родная терминология по статистике труда, в том числе определение терминов инцидент, опасное происшествие, профессиональный несчастный случай, профессиональное заболевание и др., при-ведена в руководстве МОТ.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO ) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.


Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором , который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

  • Декларации
  • Конвенции
  • Рекомендации

Всего Международной организацией труда было принято три декларации :

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года :

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Представительство Международной организации труда (МОТ) в России

Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии работает в Москве с 1959 года. Название до апреля 2010 года – Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Помимо России, Бюро координирует деятельность Международной организации труда еще в девяти государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Основные сферы деятельности Бюро МОТ – продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.



Нормативно-правовая информация

Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

Одной из главных организаций, занимающихся защитой прав работников, является Международная организация по охране труда (МОТ). Созданная в 1919 г. согласно Версальскому договору, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 г., пропагандирующим социальную справедливость и международное признание прав человека и труда.

МОТ имеет трехстороннюю уникальную структуру, включающую в себя:

  • правительства (2 делегата);
  • ассоциации работодателей (1 делегат);
  • рабочие организации / профсоюзы (1 делегат).

МОТ периодически разрабатывает и утверждает конвенции, направленные на защиту прав различных категорий работников. Конвенции МОТ — международные конвенции, разработанные и принятые Международной организацией труда. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами — членами МОТ. Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции.

Среди основных конвенций МОТ, обеспечивающих социальные права работников, можно перечислить конвенции в отношении:

  • принудительного труда;
  • детского труда;
  • свободы ассоциаций;
  • дискриминации;
  • оплаты труда;
  • рабочих часов;
  • здоровья и безопасности;
  • надомных работников и др.

Конвенции в отношении принудительного труда (№№29, 105). Данные конвенции в совокупности устанавливают абсолютный запрет на использование принудительного труда. Согласно ст.1 Конвенции №105, государства, ее ратифицировавшие, обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия, воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной или национальной принадлежности.

Конвенции в отношении детского труда (№№138, 182). Конвенция «О минимальном возрасте для приема на работу» (№138), дополняемая Рекомендацией №146, обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст приема на работу. Конвенция «Об искоренении наихудших форм детского труда» (№182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец. В истории МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации: к январю 2010 г. она была ратифицирована 171 страной.
Конвенция №182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».
Конвенция №182 в качестве наихудших форм детского труда определяет такие, как рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Конвенции в отношении свободы ассоциаций (№№87, 98). Действие данных конвенций относится как к предпринимателям, так и к трудящимся: и те, и другие имеют право на образование организаций по своему выбору, без предварительного согласия со стороны органов власти. Эти организации имеют право на разработку без вмешательства извне своего собственного устава, право на выбор собственных представителей (также без вмешательства извне), на ведение своей деятельности и создание конфедераций и федераций.
В Конвенции №98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединения, от актов вмешательства и призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров при заключении трудовых договоров.
Конвенция №87 посвящена свободе объединений профсоюзов и организаций предпринимателей. Ее положения являются обязательными для стран-участниц не после ее ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания устава, основополагающей частью которого являются эти положения.
Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Конвенция №98 дает объединениям право на коллективные переговоры и соглашения, регулирующие вопросы оплаты и условий труда. Государство обязано обеспечить правовые основы этих правил и предусмотреть соответствующие санкции на случай их нарушения. Конвенция №98 запрещает любую дискриминацию трудящихся за членство в профсоюзе и любое, финансовое или кадровое, давление предпринимателя на эти организации.

Конвенции в отношении дискриминации (№№100, 111). Данные конвенции разработаны для искоренения дискриминаций различных типов в области труда. Например, конвенция МОТ №100 декларирует необходимость равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (№100). В конвенции МОТ №111 идет речь об искоренении дискриминации в области труда и занятий.

Конвенции в отношении оплаты труда (№№63, 95, 100, 131). Заработная плата за плановые и сверхурочные работы, а также ставка по оплате сверхурочных часов должны соответствовать размеру заработной платы, установленному действующим законодательством (или промышленными стандартами), либо превышать его. Незаконные или дисциплинарные вычеты из заработной платы недопустимы. Если минимальной заработной платы, определенной законодательно или же в рамках промышленных стандартов, недостаточно для покрытия расходов на проживание и получения некоторого дополнительного дохода, который остается после выплаты всех налоговых вычетов, организации должны обеспечить своим сотрудникам такую заработную плату, которая была бы достаточна для покрытия вышеуказанных потребностей.
Не допускается удержание сумм из заработной платы в качестве дисциплинарной меры. Организации должны гарантировать, что их работники регулярно и в доступной форме получают информацию о размере своей заработной платы, а также то, что заработная плата, положенные льготные выплаты и компенсации выплачиваются в соответствии с установленным законодательством и способом, удобным для работников. В конвенциях по оплате труда установлены правила определения минимальной оплаты труда, принципы равенства оплаты труда мужчин и женщин.

Конвенции в отношении рабочих часов (№№1, 14, 30, 47, 63) . Данные конвенции устанавливают правила определения и границы рабочего времени. Конвенции содержат требования как к общим положениям определения рабочего времени, так и к частным случаям — определению рабочего времени в различных отраслях (промышленности, торговле, учреждениях).

Конвенция №63 определяет порядок ведения статистики оплаты труда и рабочего времени. В данных требованиях определено, что максимально допустимое рабочее время в неделю должно соответствовать тому, которое установлено национальным правом, но не может превышать 48 часов. При этом максимально допустимое время для сверхурочной работы в неделю не может превышать 12 часов. Сверхурочная работа допускается исключительно на добровольной основе и оплачиваться она должна в премиальном размере. Служащий имеет право по крайней мере на один выходной день, следующий за шестью подряд отработанными днями.

Конвенции в отношении здоровья и безопасности (№№155, 162) . Согласно разработанным конвенциям в этой области, должны быть установлены и соблюдаться ясные своды правил и процедур относительно гигиены труда и техники безопасности, в особенности обеспечение и использование средств индивидуальной защиты, чистый туалет, доступ к питьевой воде. Также при необходимости должно быть предоставлено санитарное оборудование для хранения продуктов. Запрещается нарушение установленного конвенциями порядка, условий на рабочем месте, условий в помещениях для отдыха. В частности, молодые сотрудники не должны работать в опасных и вредных для здоровья человека условиях.

Конвенции в отношении надомных работников (№177) . Согласно ст. 1 Конвенции №177 «О надомном труде», надомный труд означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет:
1) по месту своего проживания или в других помещениях по его выбору, но не на производственных территориях работодателя;
2) за вознаграждение.

Конвенция №177 содержит основные требования в отношении условий труда и отсутствия дискриминации надомных работников. Данные конвенции, которые нотифицированы большинством стран мира, поднимают важные для мирового сообщества проблемы в социальной сфере. Одной из важнейших и наиболее острых социальных проблем является использование детского труда.