Красота

Конкурсы викторины на тему весна. Развитие речи. лексическая тема "ранняя весна". Признаки какого весеннего месяца перечислены ниже

Ольга Качалка
Сценарий экологической викторины «Что мы знаем о весне?» Старшая группа

Викторина : «Что мы знаем о весне

Цель : обобщить представления детей о весне .

Программное содержание :

1. Образовательные задачи : систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе (неживая природа : день становится длиннее, ночь короче, тает снег; живая природа : прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются дикие звери, меняют зимнюю шубку на летнюю).

2. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

3. Речевые задачи : продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно.

4. Развивающая задача : развивать внимание, умение слушать и слышать.

Подготовка к занятию :

1. Подготовка воспитателя : подобрала и оформила конспект, подготовила наглядность, провела предварительную работу.

2. Предварительная работа : выучить стихи о весне , провести неподготовленную беседу о грачах, о первоцветах (подснежниках) с рассматриванием иллюстраций; наблюдение на прогулке за погодными изменениями.

3. Оборудование и материалы : эмблемы для каждой команды (Солнышки и Капельки) ; магнитная доска; пособие к игре «Раскрась живое» и «Раскрась неживое» ; иллюстрации к игре «Путаница» .

Организация детей : детей делят на две команды.

Длительность : 25 минут.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Воспитатель : «Ребята, сегодня утром мне пришло письмо от Веснянки , в которой она предлагает нам провести викторину . Она уже подготовила нам очень интересные задания, которые нам с вами предстоит разгадать. Вы готовы? Ну, тогда начнём».

II часть. Основная.

Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Солнышки» , а вторая – «Капельки» . (Вывешиваю на доску эмблемы команд.)

1 конкурс. «Загадки от Веснянки » .

Объясняю : сначала я буду загадывать загадку одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает по одному солнышку или по одной капельке. Если одна команда ответа не знает , а другая знает , то вопрос переходит к другой команде. Готовы? Итак, загадка первая.

I пара загадок. О природных явлениях.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло :

Скользко, весело, светло. (Лёд.)

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал . (Снег.)

(Белая морковка зимой растёт. Сосулька.)

II пара загадок. О птицах.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец.)

(Верещунья, белобока, а зовут её… сорока)

III пара загадок. О цветах.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

IV пара загадок. О животных.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

2 конкурс. «Что мы знаем о весне

Вопросы первой команде :

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья.)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков.)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть.)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны ? (Он проснулся.)

Вопросы второй команде :

1. Что происходит со снегом весной ? (Он тает.)

2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного.)

3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, они сразу расцвели.)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег.)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны ? (Поменял белую шубку на серую.)

3 конкурс. «Что сначала, что потом» .

Это конкурс о развитии птиц из яиц. Каждой команде дается по три картинки : на первой изображено яйцо, на второй – цыплёнок, на третьей – курица.

Дети должны разложить картинки в правильной последовательности.

4 конкурс. «Узнай по объявлению» .

Ребята, пока вы справлялись в предыдущим конкурсом, Веснянка прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а именно, не может понять. Поможем веснянке ?

Объявления первой команде :

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха.)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка.)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)

Объявления второй команде :

1. Прошу разбудить меня весной . Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5 конкурс. «Путаница» .

Ребята, Веснянка хотела вам показать , какие красивые в этом году подснежники. Она нарисовала вам их, но совсем запуталась. (Раздаю листочки с изображением цветов.) Что она неправильно сделала? Нарисуйте схематично, как должно быть (или разложить, если есть части цветка в разрезе) .

6 конкурс. «Живое – неживое»

Предлагаю детям одной команды раскрасить на рисунке только живое, а другой команде – только неживое.

III часть. Заключительная.

Подвожу итог викторины , подсчитываю «солнышки» и «капельки» .

Команда, которая выигрывает, получает картинки с изображением подснежников, а проигравшая команда - раскраски от Веснянки .

Викторина «Весну встречаем, птиц называем!»

Рыбина Любовь Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Павский район «Детский сад комбинированного вида №1»
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Цель: Обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
- закреплять представления о птицах: название, повадки, внешний вид, перелетные или зимующие;
- развивать память, внимание, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, выразительность речи; умение отгадывать загадки; умение классифицировать, сравнивать;
- развивать фантазию, творческое воображение;
- формировать умение в соревновательных заданиях быть честными, сотрудничать с товарищами по команде, обговаривать ответ;
- воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, интерес к природе; эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им.
Предварительная работа: Беседы о птицах; о правилах викторины; придумывание названий командам, разучивание девизов; наблюдение за птицами на прогулках, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов; рисование и лепка птиц.
Оборудование:
1.Эмблемы для каждой команды.
2.Экран, проектор (картинки птиц для команд: цапля, журавль, аист, голубь; ласточка, скворец, грач, воробей; орел, ястреб, коршун, голубь.)
3.Запись «В весеннем лесу» - голоса птиц: попугая, дятла, кукушки; воробья, совы, соловья; филина, вороны, галки.
4. Модели птиц: воробей, дятел, голубь, синичка, снегирь; страус, павлин, попугай, чайка, колибри; ласточка, грач, журавль, скворец, стриж.
5.Три магнитные доски (на одной изображено солнышко, на другой – кормушка, на третьей – зоопарк)
6. Для творческой работы: клей, кисточки, ножницы, салфетки, подставки для ножниц, кисточек, клеенки; картинки из журналов, старых книг с изображением птиц, весенней природы)
Реализация образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено моделями птиц, плакатами на тему «Птицы – наши друзья», «Берегите птиц» изготовленные детьми совместно с родителями и педагогами в рамках акции «Помоги пернатому другу». Организована выставка рисунков на тему «Птицы».
Ход викторины
Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша викторина «Весну встречай, птиц называем!» В зале у нас три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины, принимать участие в играх, конкурсах, отгадывать загадки, а наши уважаемые жюри будет оценивать ваши ответы и ставить оценки-баллы.
Позвольте представить членов жюри: заведующая д/с Елена Юрьевна, методист Евгения Сергеевна и родители (представители от каждой группы)
Начнем нашу викторину со знакомства с командами и их приветствиями:

Свою команду представляет подготовительная группа:
- наша команда: «Ласточка»
- наш девиз: «Птиц не будем обижать, будем птицам помогать!»
Свою команду представляют дети старшей группы:
- наша команда: «Соловей»
- наш девиз: «Соловей, соловей, пой ты песни для людей!»
Свою команду представляют дети средней группы:
- наша команда: «Синички»
- наш девиз: «Мы синички, мы сестрички, желтогрудые мы птички!»

Ведущая: Молодцы! Мы познакомились с командами. А теперь 1 тур
- Чья команда назовет больше птиц. Дети из другой команды не должны подсказывать, а то с их команды жюри снимет баллы.
Ведущая: Весну закликаем, перелетных птиц встречаем. Отгадайте, ребятки, про птиц загадки.

загадки для команды «Синички»
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! /дятел/

2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока.
А зовут ее …. /сорок

3. Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? /синичка/

4. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … /совы/

загадки для команды «Соловей»
1. Серая пташка, на животе тельняшка.
В лесу живет, гнезда не вьет,
Яйца бросает, матерью не бывает.
Кто в лесу бывал, тот ее слыхал.
Кто эта птица, что в матери не годится? /кукушка/

2. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее.
Кто же это? /соловей/

3. Хоть я не молоток –
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. /дятел/

4. Враг личинок, друг полей,
Всех перелетных птиц черней,
Взад-вперед по пашне вскачь
Гордо ходит птица … /грач/

загадки для команды «Ласточка»
1.Из далеких стран лечу,
Под окошком жить хочу.
В гнездышке из глины.
На мягонькой перине. /ласточка/

2.Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше до
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. /аист/

3. И петь не поет, и летать не летает.
За что же тогда его птицей считают? /страус/

4. На сколе он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатит
Два могучие крыла
У хозяина … /орла/

Ведущая: 3 тур игра: «Четвертый лишний» (на экране показаны птицы для каждой команды)

Задание для команды «Синички» (средняя группа)
(цапля, журавль, аист, голубь)

Задание для команды «Соловей» (старшая группа)
(ласточка, скворец, грач, воробей)

Задание для команды «Ласточка» (подготовительная группа)
(орел, ястреб, коршун, голубь)

Ведущая: 4 тур «Разминка» - пока жюри подводит итоги 3-х туров, мы поиграем в игру «Летает не летает» - игра на внимание
Ведущая: Я называю слова, а вы должны «летать», если предмет летает и присесть, если не летает.
- орел, щегол, козел, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка;
- глухарь, сухарь, гагара, гитара, ворона, корона, сова, голова, трава;
- удод, компот, вороны, галки, макароны, аисты, кукушки, совы, ватрушки:
- синицы, чибисы, столы, чижи, кукушки, комары.

Ведущая: 5 тур «Ответь на вопрос»
Для команды «Синички» (средняя гр.)
1. Какая птица является доктором леса? /дятел/
2. Какая птица умеет дразниться? /попугай/
3. Как называется домик, который строят птицы сами себе? /гнездо/
4.Любимое лакомство снегирей? /рябина/
5. Как называется домик, который изготовил человек для птиц? /скворечник/
6. Какая самая большая птица? /страус/

Для команды «Соловей» (старшая гр.)
1. Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/
2. Какая птица живет на болоте? /цапля/
3. Какая птица хвостом разноцветным гордится? /павлин/
4. Какую птицу считают воровкой? /сорока/
5. С прилетом каких птиц начинается весна? /грач/
6. Какую птицу называют «зимним яблоком»? /снегирь/

Для команды «Ласточка» (подготовительной гр.)
1. Какая птица не умеет летать? /страус/ А что она умеет хорошо делать? /быстро бегать/
2. Какую птицу называют символом мира? /голубь/
3. Как называется самая маленькая птичка? /колибри/
4. Какая птица может «работать почтальоном»? /голубь/
5. Какая птица передвигается по дереву вниз головой? /поползень/
6.Какая птица ни разу не сделала шаг? /воробей/

Ведущая: 6 тур «Узнай по голосу» (звучит запись голоса птиц «В весеннем лесу»)
Для команды «Ласточка» (подг. гр.) – голоса птиц: филина, вороны, галки.
Для команды «Соловей» (стр. гр.) – голоса птиц: воробья, совы, соловья.
Для команды «Ласточка» (ср. гр.) – голоса: попугай, дятел, кукушка

Ведущая: 7 тур игра « Рассели птиц»
Команда «Синички»
-Что общего у всех птиц?
Команда «Соловей»
- Ребята, а почему птиц называют зимующими?
Команда «Ласточка»
-Почему птиц называют перелетными?
Посмотрите, птицы оказались все вместе. Давайте поможем им. Там, где солнышко надо будет поселить перелетных птиц, где кормушка – зимующих, а в «зоопарк» - тех, которые не живут у нас.
Для команды «Синички» - птицы, которые не живут у нас
(страус, павлин, попугай, чайка, колибри)
Для команды «Соловей» - зимующие птицы (воробей, дятел, голубь, синичка, снегирь)
Для команды «Ласточка» - перелетные птицы (ласточка, грач, журавль, скворец, стриж)
Динамическая пауза «Птичка- невеличка» (дети средней группы)
Вот летели птички,
Птички – невелички.
Все летали, все летали –
Крыльями махали. (дети бегают и машут руками, как крыльями)
На дорожку сели, зернышек поели,
Клю-клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.(присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу)
Перышки почистим, чтобы были чище. (обеими руками отряхиваются)
Вот так и вот так, чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгаем по веткам. (прыгают, размахивая крылышками)
Вот какие птички, птички – невелички.

Ведущая: А сейчас заключительный тур «Творческий».
Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам
картинки из журналов, надо отобрать нужную по содержанию картинку, вырезать ее и из нескольких картинок создать свой сюжет на предложенную тему. Сейчас воспитатели и помощники воспитателей помогут расставить столы и необходимый материал.
(Самостоятельная работа детей)

Игровое занятие в подготовительной группе детского сада. Игра – викторина «В гости к весне»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Данная разработка представляет собой игру-викторину на весеннюю тематику для детей подготовительной группы. Данная работа будет полезна воспитателям старших групп, учителям-логопедам и учителям начальных классов школы.

Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов, прослушивание музыкальных произведений.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).


Ход викторины:
Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданное весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
А можно ли рвать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы. И вспомнить праздники, которые мы отмечаем в каждом месяце?
Ответы. Март: 1 марта - Всемирный день кошек, 3 марта – Всемирный день писателя, 8 марта – Международный женский день, 20 – 21 марта – день Весеннего Равноденствия, 21 марта – День Земли, 22 марта – Всемирный день воды, 27 марта – Международный день театра.


Ответы: Апрель: 1 апреля – День смеха и день птиц, 2 апреля – День детской книги, 7 апреля – День здоровья, 12 апреля – день космонавтики, 23 апреля – Всемирный день книг, 29 апреля – день танца, 30 апреля – день пожарной охраны.


Ответы: Май – 1 мая – праздник Весны и труда, 3 мая – день Солнца, 9 мая – день Победы, 15 мая – день семьи, 18 мая – день музеев, 27 мая – день библиотек, 28 мая – день пограничника.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, а заодно проверим, готовы ли вы к встрече с весной. Для начала встанем в круг и немного разомнемся:
« Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А кто рядом со мной стоит,
Говорит на последнюю букву,
А точнее на «А» - астра.
Ну, что, поиграем,
Названия цветов повспоминаем».
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Ответы.
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.


- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)

Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка?(тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.


- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
- Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит.(ручей)
Воспитатель: Назовите мне произведения, которые вы знаете, в которых говорится о весне, о цветах, название произведения называете, и цветок, о котором в нем говорится?
Ответы: - Произведение «Аленький цветочек» и цветок также называется.
- «Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
- Стихотворение «Мамин день» - цветок подснежник;
- Стихотворение «Одуванчик» - цветок одуванчик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много всего знаем о весне. Предлагаю устроить конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.


Ребенок: Травка зеленеет…
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Ребенок: Черемуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ребенок: Весенние певцы
У весны весёлый старт –
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает –
По земле весна шагает.
Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную викторину. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова? Отвечаем поднимая руку, не выкрикивая.


Ответы: «Желтые тюльпаны»; «Белые розы»; «Есть на свете цветок алый - алый, Яркий, пламенный, будто заря. Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря»; «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»; «Вот какой, вот какой маленький цветочек мой, Он фиалкою зовется, пахнет солнцем и весной»; «Это значит, это значит, это значит, Что в природе - новизна. Это значит, это значит, это значит, Что опять пришла весна»; «Белая ромашка».
Воспитатель: Вы все молодцы, столько всего знаете о весне и цветах.
На столах вам предложены игры и раскраски по теме, можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.
А я всех вас благодарю,
И спасибо вам говорю.
За хорошую работу,
Весна прислала вам угощенье.

Майок Алла Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад, г. Покачи, ХМАО - Югра

Майок А.В. Викторина "Дыхание весны" // Совушка. 2018. N2(12)..08.2019).

Заказ № 88412

Пояснительная записка.

Викторина «Дыхание весны» предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие». Викторина проводится в рамках лексических тем, как итоговое мероприятие.

Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено на весеннюю тематику, плакатами на тему «Весна идет - весне дорогу», изготовленными детьми совместно с родителями и педагогами. Организована выставка рисунков и поделок на тему «Весенние переливы».

Организационные вопросы: детей можно поделить на две команды, используя социо - игровой метод. Команды можно определить как заранее, так и во время проведения викторины. Также можно провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Игрокам предлагается самостоятельно определить название своей команде, используя весенние названия.

Вначале викторины звучит песня о весне, на слайде появляется изображение «ВЕСНЫ», а также проводится разминка в форме вопросов для всех участников. Под эту песню можно детей поделить на две команды, используя социо - игровой метод.

Вопросы в конкурсах задаются поочередно каждой команде.

В конкурсах 2, 5, 6, 10 используются слайды презентации: появляются правильные ответы на предложенные вопросы.

На заключительном этапе проводится творческий конкурс. Дети создают картину «ВЕСНЫ».

В конце викторины ребенок читает стихотворение, а на слайде изображение по его содержанию.

Все участники викторины выполняют танец - импровизацию с подснежниками под музыку.

Ход викторины.

Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.

Задачи.

Образовательный аспект:

  • систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • продолжать учить определять характерные признаки весны и самостоятельно их находить;
  • расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
  • продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
  • повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор.

Развивающий аспект:

  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать внимание, умение слушать и слышать;
  • развивать мышление, память и восприятие.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к природе;
  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа «Пробуждение природы»; беседы о перелетных птицах, о первоцветах (подснежник, мать - и - мачеха…) с рассматриванием иллюстраций. Проводится беседа с опорой на презентацию «Что происходит весной?»; наблюдение на прогулке за погодными изменениями. Чтение произведений по теме «Весна». Рисование «Весеннее настроение». Экологическая игра с опорой на презентацию «Путешествие в весенний лес».

Оборудование и материалы.

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование: экран для показа слайдов, проектор; магнитофон.

Листы с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Картинки перелетных птиц и их домиков.

Презентация к викторине.

Аудио запись: песня о весне, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», музыка Чайковского «Вальс цветов».

Для творческой работы: клей - карандаш, салфетки, клеенки, цветные карандаши, 2 листа ½ ватмана (можно альбомный лист на каждого ребенка); плоскостные фигурки птиц, весенней природы.

пособие к игре «Составь целое» (части изображений первоцветов: подснежник, мать - и - мачеха, медуница, сон - трава)

Методические приёмы.

Сюрпризный момент - на фоне песни о весне появляется слайд с изображением «Весны».

Приём «мозговой штурм»; рефлексия.

Проблемно-игровые ситуации, моделирование.

Метод самоконтроля; дискуссионный метод; индивидуализация.

Участники мероприятия.

Дети старшей группы — 2 команды по 5 человек.

Воспитатель - ведущий.

Жюри - старший воспитатель, педагоги по дополнительному образованию.

Родители, дети - зрители.

Правила игры:

Каждой команде за правильный ответ даются фишки. В конце игры фишки подсчитываются. Побеждает та команда, у которой больше фишек.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Звучит песня о весне. На слайде 3 появляется изображение «ВЕСНЫ».

Воспитатель.

Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.

Студёную зиму провожаем,

Красную Весну встречаем,

Покидает зима нас на саночках,

Приплывает весна в лодочке,

С теплом, с солнцем,

С ливнями, с цветами,

С хороводами, с журавлями.

Воспитатель.

Давайте поприветствуем всех!

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Дарим радость вам свою.

II часть. Основная.

Воспитатель.

Давайте разделимся на две команды.

Игроки делятся на команды и определяют ее название.

Разминка.

Воспитатель.

Весной ярко светит … (солнце)

На пригорках тает … (снег)

Бегут шумные весенние … (ручьи)

Просыпается медведь в …(берлоге)

Заяц сидит под … (деревом)

Снег тает и превращается в … (лужи)

На деревьях распускаются … (почки)

Все радуются … (весне, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)

1 КОНКУРС «Произнеси скороговорку».

Воспитатель.

- По одному игроку от каждой команды поочередно произносят скороговорку. Побеждает та команда, участник которой чище и быстрее выполнит задание.

«На поляне, над ромашкой, жук летал в цветной рубашке».

2 КОНКУРС «Что мы знаем о весне?»

(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)

( На слайде 4 после ответов детей появляются изображения)

Вопросы первой команде:

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они

могут добыть себе пищу - червячков)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

Вопросы второй команде:

1.Что происходит со снегом весной? (Он тает)

2.Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)

3.Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились

проталинки и подснежники расцвели)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)

3 КОНКУРС «Кто больше назовет признаков весны»

Первые проталины

Почерневший снег

Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы

Увеличение светового дня

Повышение температуры окружающей среды

Журчание ручьёв

Оживление деятельности зимующих птиц

Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры

Появление первой весенней птицы - трясогузки - ледоломки

Необычно голубой цвет неба.

4 КОНКУРС «Найди домики для птиц»

Воспитатель.

Из множества картинок, нужно выбрать перелетных птиц, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края

(Ласточка, грач, ворона, синица)

- Задание для первой команды. (Скворец, утка, воробей, голубь)

(Поочередно выполняет каждая команда)

5 КОНКУРС «Отгадай загадки» (Отгадки появляются на слайде 5)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…..(верба)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась….(сосулька)

Ой, беда, ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…..(проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает….(капель)

6 КОНКУРС «Умный словесник»

(Вопросы задаются для обеих команд. Ответ принимается у того участника команды, кто первый поднял руку. На слайде 6 появляется правильный ответ).

Назовите первоцветы?

Кто из животных, просыпается весной после зимней спячки? (Ёж, медведь, барсук)

Теплое солнце растопило снег и лед, во что они превратились? (Вода, лужа, ручеёк)

Какую воду весной называют талой?

На каких деревьях раньше листвы появляются цветы? (Берёза, клен, верба)

Теплая погода зимой или весной, когда подтаивает снег? (Оттепель)

Место, где растаял снег, и открылась земля? (Проталина)

Небольшой водяной поток после таяния снега? (Ручеек)

7 КОНКУРС «Узнай по объявлению».

Воспитатель.

- Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»?

Объявления первой команде:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

Объявления второй команде:

1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

8 КОНКУРС «Составь целое».

Воспитатель.

Ребята, «ВЕСНА» хотела вам показать, какие красивые в этом году первоцветы. Она нарисовала их, но «ЗИМА» не хотела, чтобы появлялись первые цветы, и разорвала их. Давайте поможем весне, объединим кусочки, составим целую картинку первоцветов. (Раздаются конверты с частями изображений первоцветов. По 2 конверта каждой команде)

9 КОНКУРС «Скажи наоборот о весне».

(По очереди предлагаются примеры каждой команде)

Весна:

- ранняя - … (поздняя)

- затяжная - … (дружная)

- теплая - … (холодная)

- веселая - …(грустная)

10 КОНКУРС «Четвертый лишний»

(На слайде 7-8 изображены перелетные и зимующие птицы для каждой команды. Участники викторины определяют перелетных птиц и называют лишних зимующих)

Задание для первой команды.

Ворона, ласточка, скворец, журавль.

Задание для второй команды.

Воробей, дикие гуси, трясогузка, грач.

11 КОНКУРС «Объясни пословицу»

(Участники викторина объясняют пословицу. Пословицы предлагаются по очереди каждой команде).

Первая команда.

- Апрель с водой, май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Вторая команда.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Много воды - много травы.

II I часть. Заключительная.

12 КОНКУРС «Творческий».

Воспитатель.

Каким цветом можно нарисовать весну? (Зеленый, голубой, салатовый…)

Как можно назвать весну? (Буйная, цветущая, звонкая, ранняя, робкая, долгожданная, поздняя, душистая, игривая…)

Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам картинки, отберите нужные по содержанию и создайте свой сюжет на предложенную тему. (Самостоятельная работа детей. Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна»)

Рефлексия.

- Ребенок читает стихотворение Г. А. Скребицкого ( На экране слайд 9 с изображением по содержанию стихотворения)

Опять весна, воды разлив,

И нет в помине зимней стужи.

Я вновь пускаю корабли

По ручейкам и вешним лужам.

- Танец - импровизация с подснежниками под мелодию Чайковского «Вальс цветов».

( Слайд 10 с первоцветами)

- В подарок от «ВЕСНЫ» детям предлагаются раскраски с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Итог.

Жюри подсчитывает фишки и объявляет результаты. ( Слайд 11 с первоцветами)

Ведущая благодарит ребят за внимание и выполнение заданий по установленным правилам, активное участие в викторине. Вручение медалей «Знатоки природы». (Слайд 12)

Список используемой литературы.

  1. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011.
  2. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и родителей. М.: Баласс, 2006.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  5. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2016.
  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  7. Нищева Н. В. Первые весенние цветы. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

«Весна идёт» Художник С.Виноградов

Составитель викторины: Ирис Ревю

Весна-Красна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. О Весне-Красне поют песни, слагают стихи, придумывают викторины. Викторину «Весна-Красна» начинаем с календарной песне о весне.

Студёную зиму провожаем,
Красную Весну встречаем,
Покидает зима нас на саночках,
Приплывает весна в челночочке,
С теплом, с солнцем,
С ливнями, с цветами,
С хороводами, с журавлями,
С ржаными снопочками,
С золотыми колосочками.

1. Перечислите весенние месяцы. А как они назывались в старину?

  • Март – солнечник, протальник, ветронос, капельник.
  • Апрель – березень, снегогон, водолей.
  • Май — травник, цветень, розоцвет, майник.

2. Назовите десять признаков весны:

  1. Первые проталины
  2. Почерневший снег
  3. Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы
  4. Увеличение светового дня
  5. Повышение температуры окружающей среды
  6. Журчание ручьёв
  7. Оживление деятельности зимующих птиц
  8. Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры
  9. Появление первой весенней птицы – трясогузски-ледоломки
  10. Необычно голубой цвет неба

3. К какому стилю относится это произведение?

Приди к нам, весна,
С радостью!
С великой
Милостью!
С рожью зернистою.
С пшеничкой золотистою,
С птицей голосистою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Ответ: стихотворное произведение такого рода называется «закличка»

4. Признаки какого весеннего месяца перечислены ниже?

1) Раннее сокодвижение у берёзы, прилёт грачей, жаворонков, скворцов, появление мать-и мачехи, подснежников, звон капели.
Ответ : март

2) Активное сокодвижения у берёзы, цветение тюльпанов, вербы, ольхи, лютика, орешника, прилёт чибисов, журавлей, начальная деятельность пчёл
Ответ: апрель

3) Развернувшийся лист берёзы, первая весенняя гроза, цветение: вишни, ивы, земляники, крыжовника, рябины, сливы, яблони, завязь орехов
Ответ: май

5. У каких животных появляется потомство в апреле?
Ответ: у лося, косули, землеройки, кабана, крота, ежа, зайца, сурка

6. Какие первоцветы радуют глаз в мае?
Ответ: медуница, трёхцветная фиалка, ландыш, золотая калужница, жёлтый гусиный лук, сиреневая хохлатка.

7. Какие из майских перелётных птиц образуют пару на всю жизнь, а какие лишь на период выведения птенцов?
Ответ: пару на всю жизнь образуютлебеди, перелётные гуси, журавли.

Птицы, образующие пару лишь для выведения птенцов – глухари, тетерева, утки.

8. В честь кого назван месяц март?
Ответ: в честь римского бога Марса

9. Какие весенние праздники вы знаете?
Ответ: 8 Марта, Масленица, День Космонавтики, Пасха, Праздник Весны и Труда (1 Мая), День Победы

10. Назовите русские народные сказки о весне?
Ответ: ,

11. Какие музыкальные произведения о весне знакомы вам?
Ответ: Концерт № 1 из цикла «Времена года» Антонио Вивальди

В конце викторины приводим красивое стихотворение о весне

Опять весна, воды разлив,
И нет в помине зимней стужи.
Я вновь пускаю корабли
По ручейкам и вешним лужам.
Георгий Алексеевич Скребицкий