Красота

Миг 41 космический перехватчик. Что такое перехватчик

Тяжелый истребитель-перехватчик со свехспособностями МИГ-41 должен появится совсем скоро и, естественно, о нем пока мало что известно. Но то, что озвучено разработчиками, просто поражает воображение.

Если, предшественник МИГ-25 при желании мог обогнать выпущенную ему вслед ракету, то современный истребитель перехватчик МИГ-41 станет абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам. В подтверждение этого может свидетельствовать один только факт – его разработкой занимаются лучшие специалисты знаменитого ОКБ имени Микояна.

Немного о МИГ-31

Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.

Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35. МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью РЛС со специальной антенной, оборудованной фазированной решёткой, аналога которой нет ни на одном самолёте в мире.

МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.

В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.

При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.

Каким будет МИГ-41

Сегодня известно, что над проектированием современного истребителя перехватчика дальнего радиуса действия работают специалисты ОКБ им. Микояна и Нижегородского конструкторского бюро авиазавода «Сокол». Проект был начат ещё в 2013 г. после письменного указания Главкома ВКС, который через некоторое время был продублирован распоряжением Генштаба ВС России.

В прессу проскальзывает информация, что новый истребитель будет развивать скорость до 7 000 км/ч.

На сегодняшний день ни один самолёт такого плана не может разогнаться до таких пределов.

Для сравнения можно воспользоваться таблицей, в которой приведены самые скоростные истребители мира.

Модель истребителя Страна производства Страна в которой стоит на вооружении Максимальная скорость, км/ч Количество выпущенных единиц
Рафаэль Франция Франция 1 900 195
Сааб JAS 39 Грипен Швеция Чехия, Венгрия, Таиланд, ЮАР, Швеция 2 200 270
МИГ-29 Россия Россия 2 415 1 500, производство продолжается
МИГ-23 Россия Индия, Сирия, Ливия 2 445 3 630
Тайфун Германия Великобритания, Германия, Испания, Саудовская Аравия, Италия, Австрия 2 450 Около 500
СУ-27 Россия Россия 2 476,4 809
Grumman F-14 Tomcat США США 2 485 712
McDonnell Douglas F-15 Eagle США США, Израиль, Саудовская Аравия, Япония 2 650 1 500
МИГ-25 Россия Россия, Украина 2 700 Около 1 200
МИГ-31 Россия Россия 3 000 519

Как видно из представленных сведений, отечественные разработки и на сегодняшний день являются лидерами не имеющими себе равных. При соответствии скорости, заявленной для МИГ-41, он станет абсолютным рекордсменом в данном направлении.

Не стоит исключать, что все вышеперечисленные модификации российских истребителей были спроектированы на рубеже существования Советского Союза, то есть, на сегодняшний момент проектам более 30 лет.

Комментарии официальных лиц

В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.


Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».

На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.

Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.

Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.

Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.


Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».

Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.

Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под .

Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для .


Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 – первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своём борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всём мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолётом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространённым сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нём, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надёжности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.

Видео

В августе СМИ бурно отреагировали на известия о работах по созданию перспективного перехватчика МиГ-41. Самолет, который будет относиться к поколению 5+, а то и 6, должен иметь совершенно фантастическую скорость порядка 4−4,4 М. Существенно возрастет и его потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. То есть он будет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе. Не самолет, а мечта, никто в мире такие самолеты пока не делал. Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.

И вдруг портал Avia.pro со ссылкой на своего источника сообщает, что Министерство обороны осталось недовольно представленными на рассмотрение документами по проекту истребителя-перехватчика. Источник поясняет, что проект признан «сырым», в нем недостаточно учтены требования, предъявляемые к самолету военными. Еще одна причина сомнения относительно качества перспективного самолета заключается в том, что Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» занимается им уже четверть века. В связи с чем он не может считаться перспективным.

Относительно первой причины недовольства, то тут ничего определенного не сообщается. Вторая же причина абсолютно надуманная. Дело в том, что РСК «МиГ» проводит работы в инициативном порядке с громадным перерывом на период безденежья и разрухи. Так что предлагаемый эскизный проект совсем «свежий». Хотя бы потому, что объявленные руководством корпорации такие качества как малозаметность, рекордная скорость и наличие развитого искусственного интеллекта в системах управления четверть века назад вряд ли можно было планировать.

Куда более серьезная причина раздумий Минобороны, несомненно, финансового характера. Объединенная самолетостроительная корпорация (ОСК) в настоящий момент реализует целый ряд очень дорогостоящих программ. К ним относятся запуск производства, по сути, новых стратегических ракетоносцев Ту-160М2, разработка Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, а также перспективного транспортного самолета. Происходит доводка истребителя пятого поколения Су-57 с новым двигателем. И МиГ-41, который официально называется Перспективным авиационным комплексом Дальнего перехвата, - это очень серьезная нагрузка на оборонный бюджет.

Однако МиГ-41 необходим, поскольку, как бы ни был хорош МиГ-31 и, в частности, его последняя модификация МиГ-31БМ, но его в обозримом будущем придется менять. Его самые последние машины сошли с конвейера в начале 90-х годов. А принят на вооружение он был в 1981 году. Истребительная авиация это не транспортная, где самолеты могут эксплуатироваться более полувека.

Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в отношении готовности перспективного самолета настроен в высшей степени оптимистично, утверждая, что в строевые части ПАК ДП начнет поступать в середине следующего десятилетия. И это при том, что он же говорил в этом году, что проект находится на стадии «опытно-научных работ». Надо понимать, что близится к завершению НИР.

То есть РСК «МиГ» обещает установить абсолютный рекорд по временным затратам на разработку нового самолета. За оставшиеся 7 лет надо будет провести ОКР, построить минимум пару прототипов, довести их до надлежащего качества, заданного в тактико-техническом задании, провести госипытания и наладить серийное производство самолета. Правда, в военный период самолеты создавались быстрее. Однако сложность современных самолетов несоизмеримо выше.

Более реалистичен в прогнозах бывший главком ВКС, а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев . Он считает, что ОКР может начаться в 2019 году, а годный к эксплуатации перехватчик будет получен в конце следующего десятилетия. Или чуть позже.

Бондарев более откровенен, чем гендиректор РСК «МиГ», по части как характеристик МиГ-41, так и возлагаемых на него задач. Он называет его предполагаемый боевой радиус, который может достигать 1500 км. Говорит и о сведении заметности самолета в различных спектрах к возможному минимуму.

Также сенатор предполагает, что главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км. Бондарев считает, что ПАК ДП будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.

Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.

Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика - американский F-14 Tomcat - был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.

На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика - высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже - 1,8 М.

Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.

Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей - дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…

При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность - 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.

Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.

Определенная логика в этом есть. Но она не учитывает разницу между США и Россией. США, по сути, нет нужды защищать свою территорию от налетов авиации. На севере и на юге нет необходимости отбиваться от канадских и латиноамериканских самолетов. С запада и востока страна прекрасно защищена двумя океанами. Американцы на материке развивают только противоракетную оборону от межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому ПВО для них актуальна в отношении их авианосцев.

У России же граница громадной протяженности, которую необходимо защищать не только силами ПРО, но и ПВО. Зенитные дивизионы вряд ли способны держать под контролем при значительной плотности такого контроля всю государственную границу. Существенную помощь им оказывают эскадрильи перехватчиков. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту более тысячи километров. При использовании МиГ-41 протяженность контролируемой границы должно возрасти.

Военные новости: СМИ США: У страны нет защиты от российских ядерных ракет

Военные технологии: Истребитель будущего уткнулся носом в землю

Российский истребитель МиГ-41, разработка которого ведется в России, может выйти на испытания в ближайшее время. Об этом сообщает американский журнал The National Interest.

В материале говорится, что новый истребитель разрабатывается отдельно от Т-50 ПАК ФА и проект начнет активно реализовываться после завершения работы над ПАК ФА, а значит, конкуренции за ресурсы между этими проектами не будет.

О проекте МиГ-41 известно крайне мало ввиду его секретности, но слухами о нем, как говорится, земля полнится. Даже сама модификация - МиГ-41 — свидетельствует лишь о том, что это будет разработка ОКБ им. Микояна, а сам самолет станет дальнейшим развитием ныне существующего и успешно эксплуатируемого в российских ВКС знаменитого истребителя МиГ-31.

Подтверждением зарождения нового самолета могут служить слова главкома ВКС генерал-полковника Виктора Бондарева, который еще год назад заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017 года планируется начать ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. И до 2025 года этот самолет должен начать поступать на вооружение авиационных полков.

Косвенно подтвердил эти слова и генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков, который сделал знаковое заявление о том, что работы над созданием новейшего истребителя-перехватчика уже ведутся и с 2026 года он будет поступать в ВКС. И хотя никто из них не говорил о каком-то конкретном самолете, но совершенно очевидно, что речь идет именно о перехватчике МиГ-41, который станет наследником лучших традиций истребителя МиГ-31.

Известно, что проект дальнего истребителя-перехватчика (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата - ПАК ДП) разрабатываемого на базе МиГ-31 ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году - вначале с подачи Главкома ВКС, а позднее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России.

Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 года и заменить им парк МиГ-31, которых сегодня на вооружении ВКС 120 машин (75 уже модернизированы, остальные будут доведены до уровня БМ в ближайшие 2-3 года). При всех достоинствах «тридцать первого» (ему нет равных в мире не только по скорости), срок эксплуатации этих машин заканчивается в 2028 году и замена им просто необходима.
К этому моменту и должен появиться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41. И главной особенностью нового перехватчика должна стать скорость — 4500 км/ч.

Этот гиперзвуковой самолет будет нести на борту и гиперзвуковые ракеты. Сможет новейший истребитель выводить на околоземную орбиту и малые спутники, что по силам сейчас и некоторым модификациям Миг-31, однако у МиГ-41 будут значительно большие возможности.

«Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром «проект 701», — рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. — Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к «оборонке»» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500».

МиГ-41 еще не появился на свет, не до конца известны и его основные характеристики и вооружение, но этот истребитель-перехватчик уже заставляет изрядно волноваться нашего потенциального противника. Еще бы, самолет обгоняющий ракеты — весомый аргумент в сдерживании агрессии. И через 10 лет он будет так же спокойно и безбоязненно летать над территорией Америки, как это делал 45 лет назад его «внучек» — МиГ-25. Наследственность, ничего не попишешь.

Чтобы защитить свое обширное воздушное пространство, Россия использует грозные и быстрые истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31. Однако, хотя Москва продолжает модернизировать эти заслуженные самолеты, способные развивать скорость в 2,83 Маха, они не производятся уже с 1994 года.

Конечно, российский флот МиГ-31, вероятно, сможет служить до 2030-х годов, однако рано или поздно Кремлю понадобится его заменить. И действительно, российские власти сейчас финансируют предварительные работы по созданию нового боевого самолета, предварительно названного МиГ-41.

«Разработка смены для МиГ-31 обсуждается, некие предварительные проектные работы ведутся, но пока все находится на очень ранних стадиях», — заявил The National Interest военный эксперт из российской Высшей школы экономики Василий Кашин.

МиГ-41 — это полностью отдельный проект, не пересекающийся с истребителем для завоевания превосходства в воздухе Т-50 ПАК ФА, разрабатываемым «ОКБ Сухого». Речь в данном случае, скорее, идет о так называемом истребителе шестого поколения, аналогичном таким проектам, как Penetrating Counter Air ВВС США, F/A-XX ВМС США или Next Generation Air Dominance.

Контекст

F-16 едва ушел от столкновения с МиГ-31

Foreign Policy 03.12.2014

После таинственной авиакатастрофы Россия запретила полеты истребителей МиГ-31

The Telegraph UK 07.09.2011

Русским ворам приглянулись МиГ-31

13.08.2009

«Как я понимаю, МиГ-41 — это проект с расчетом на будущее, пока находящийся в стадии, концептуальной проработки, — подчеркивает Кашин. — На мой взгляд, это нечто вроде проекта 5++ или шестого поколения. Поэтому, вероятно, относиться к нему следует как к американским, европейским и китайским проектам шестого поколения — то есть как к чему-то футуристическому, способному поступить на вооружение, в лучшем случае, в 2035-2040 годах».

МиГ-41 будет разрабатываться уже после завершения работы над ПАК ФА, поэтому новый перехватчик не будет конкурировать за ресурсы с проектом «ОКБ Сухого». «Я не вижу здесь никакого конфликта, так как, даже если МиГ-41 дойдет до стадии испытательного полета, это произойдет не раньше середины 2020-х годов», — утверждает Кашин.

Многие сомневаются в том, что у России хватит ресурсов для создания такого самолета. «По-моему, это больше похоже на бумажный проект под девизом: „Давайте его нарисуем, а там, может быть, и деньги найдутся"», — заметил The National Interest источник в оборонной отрасли.

России нужен дальний перехватчик на смену МиГ-31, так как у нее очень большая территория. Даже лишившись изрядной части советских земель, Россия занимает огромные пространства. При этом баз у нее во многих местах мало, и расстояния между ними очень велики. «Россия из-за своей географии нуждается в дальнем перехватчике. Поэтому сохранять МиГ-31 как можно дольше, а потом найти им замену — хорошая идея», — полагает Кашин.

Построит ли Россия МиГ-41, может показать только время. Безусловно, Москве нужен этот самолет, и она всерьез рассчитывает его создать. Вопрос в том, есть ли у русских ресурсы, чтобы воплотить в жизнь настолько амбициозный проект.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

МиГ 1.44 МФИ (от многофункциональный фронтовой истребитель ; в серии должен был получить название МиГ-35 ; по кодификации НАТО : Flatpack ) - советский и российский опытно-экспериментальный прототип истребителя пятого поколения .

Самолёт cоздавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. Имел широкое применение стелс-технологий . На самолёт предполагалась установка двигателей с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф . Всё вооружение самолёта располагалось во внутренних отсеках. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у самолёта были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР самолёта.

История и общие сведения

Предварительные работы по созданию тяжёлого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 году ЦАГИ были выданы рекомендации по самолёту, выполненному по схеме «утка » с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки .

Разработка нового истребителя началась в ОКБ имени А. И. Микояна. В 1983 году была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолёту, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 году состоялась защита аванпроекта, а в 1991 году - эскизного проекта и макета самолёта, получившего индекс «МФИ» - многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

  • способность к сверхзвуковому полёту на бесфорсажном режиме;
  • малая радиолокационная и тепловая заметность;
  • улучшенные взлётно-посадочные характеристики;
  • значительное сокращение стоимости лётного часа, количества технического состава, объёма и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолёта;
  • новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции;
  • будет оснащён радаром N014, с диапазоном 420 км и способностью обнаруживать объект площадью 1 м² на расстоянии 250 км; сопровождение 40 целей и огонь по 20 одновременно; Пассивная антенная решётка с электронным сканированием.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолёта-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

Разразившийся кризис в 1991 году поставил крест на дальнейшей судьбе самолёта. МАПО-МИГ так и не смогло в новых условиях организовать финансирование проекта. 25 сентября 1997 года поднялся в воздух прототип фронтового истребителя С-37 (ОКБ Сухого) - МиГ 1.44 к этому моменту так и не взлетел.

Работы над МФИ продолжались и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же поднялся в воздух. Но череда финансовых скандалов, сотрясавших МАПО-МИГ, поставили точку в этом проекте. В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании Су-57 , окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в в Жуковском, брошенный под открытым небом (координаты-55°34′27″ с. ш. 38°08′32″ в. д. H G Я O L ). Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.

Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолёта были переданы Китаю, хотя, скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК «МиГ».

В июне 2015 года российская авиакорпорация «МиГ» объявила о возобновлении работ по лёгкому перспективному истребителю. Авиационные эксперты предполагают, что в их основу будут положены наработки по проекту 1.44.

Модификации

Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на заводе «Сокол» в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящей его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.

Технические характеристики

МиГ-МФИ в четырёх проекциях

МиГ-МФИ в четырёх проекциях

  • Экипаж : 1 человек
  • Длина : 17,3 м
  • Размах крыла : 11,99 м
  • Высота : 4,73 м
  • Масса :
    • пустого: 18000 кг
    • максимальная взлётная масса : 23500 кг
  • Двигатель:
    • Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
    • Модель: «АЛ-41Ф »
    • Тяга :
      • на форсаже : 2 × 18000 кгс

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 3210 км/ч
  • Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч
  • Практическая дальность: 4000 км
  • Практический потолок : 20000 м
  • ЭПР: менее 0,3 м²

Вооружение

  • Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
  • до 12000 кг
    • для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 × Р-77 или