Красота

Сорок лет, полёт нормальный. МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный Эксплуатация и боевое применение

Миг-31БМ (истребитель-перехватчик)



  • Тактико-технические характеристики

Описание самолета

В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенныебоевые возможности. Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М». Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

12 января 1999, одновременно с показом «таинственного МФИ «, микояновцы впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.

БРЛС «Заслон» доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса «Заслон-М», созданного для самолета МиГ-31М. Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Для сравнения, лучший американский перехватчик Нортроп-Грумман F-14D «Томкэт» способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км.

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью. Помимо УР класса «воздух-воздух» большой дальности новая модификация «мига» оснащена и наиболее совершенными в настоящее время ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые разместились на подкрыльевых узлах. Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты типа Р-40ТД (две), доставшиеся МиГ-31 »по наследству» еще от перехватчика МиГ-25П .

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31 А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ- 1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии боевого применения истребителей. Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк».

Подобные цели он способен поражать с первого захода. Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции «Лиса пустыни» зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31 , целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.

Истребители МиГ-31БМ из Центра боевого применения в Савостлейке, совместно с другими самолетами, в 1998 году уже принимали участие в научно-тактических учениях, где в ходе одного вылета, сопровождавшегося нескольким дозаправками в воздухе, каждая машина решала ряд различных боевых задач.

Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС предложила его Китаю и Индии. Но сейчас, по словам Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ будут дорабатываться практически все российские МиГ-31 . Истребители этого типа, обладающие уникальными боевыми возможности, планируется сохранить в боевом строю, по крайней мере, до 2010-х годов.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ МиГ-31БМ

    ✪ МиГ-31 Запуск и взлет. Полностью для ценителей в [ FULL HD - 1080 ]. 02.09.2013

    ✪ Истребитель-перехватчик МиГ-31. Ослепительный МиГ. Ударная сила.

    ✪ МиГ-31 Полеты

    ✪ Николай Анисимов – Воздушный кораблик (МиГ-31)

    Субтитры

История создания

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП), началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году . На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский . В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана» , работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко .

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, применяемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой .

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25 , но с экипажем из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим.

Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года , за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение . Серийное производство начато в 1979 году .

Техническое описание

Конструкция планера

Планер самолёта МиГ-31 разработан на основе планера МиГ-25. МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.

Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25, является основным силовым элементом планера, однако на МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали из-за уменьшения максимальной скорости самолёта и меньшего нагрева силовой части конструкции. В средней части фюзеляжа находятся семь топливных баков. Топливо размещается также в четырёх крыльевых и двух килевых баках.

Корпус МиГ-31 может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана - 16 %, алюминиевых сплавов - 33 %.

Носовая часть фюзеляжа изготовлена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Члены экипажа располагаются тандемом, в передней кабине - лётчик, в задней - штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм; в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ . Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты.

Трёхлонжеронное крыло с углом стреловидности по передней кромке 41° имеет корневой наплыв с углом стреловидности 70°. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Крыло имеет щелевые закрылки, элероны и по всей длине консоли четырёхсекционные отклоняемые носки с углом отклонения 13°. На внешних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух внешних баков ёмкостью по 2500 литров.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8°, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12° расположены аэродинамические гребни.

Система управления самолетом МиГ-31 - механическая. Гаргрот , расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жёсткие тяги).

На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Основные опоры шасси самолёта оснащены тележкой с двумя колёсами размерами 950×300 мм; убираются вперёд. Заднее колесо основной опоры расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего.

Передняя опора шасси снабжена двумя колёсами 660×200 мм; в отличие от МиГ-25 убирается назад.

Двигатели

Двигатель имеет пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Максимальная температура газов на входе в турбину составляет 1660 К.

Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединённого коллектора» [ ] .

В двигателе применены сплавы титана, никеля и стали. Сухая масса двигателя - 2416 кг.

Конструкция планера

МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Миг-31 - практически единственный самолёт, способный перехватывать низколетящие крылатые ракеты (включая сверхскоростные). Способен поразить спутник на высоте от 120 км . Может перехватывать цели, летящие со скоростями до = 5 .

РЛС «Заслон»

В частности (обнаружение): F-16 - 120 километров, В-1В - 200 километров .

Угловая зона одновременного обстрела ракетами нескольких целей для МиГ-31 составляет 18200 квадратных градусов (для F-14 только 420 кв°) .

Ракеты большой дальности могут наводится на цель в диапазоне чуть менее чем +/- 120 градусов (Ф-14 только +/- 20).

РЛС «Заслон-М»

Наибольшая дальность обнаружения для цели с ЭПР 20 м² - 400 км, для ЭПР 5 м² - 282 км .

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик » (аналогична системе «Лоран ») и «Маршрут» (аналог - система «Омега») . В состав бортового комплекса обороны входят приёмник предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15СЛ, аппаратура постановки электромагнитных и инфракрасных помех .

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолётов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км (для наземных пунктов дальность до 2000 км) и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора). МиГ-31 способен наводить на цели до четырёх самолётов Миг-23/29, Су-19/27 без включения радиолокаторов этих самолётов . Это единственный боевой самолёт, способный эффективно перехватывать малоразмерные низколетящие крылатые ракеты . Цифровой помехозащищённый радиоканал АК-РЛДН обеспечивает двусторонний обмен тактической информацией с наземным КП. Цифровая помехозащищённая аппаратура АПД-518 позволяет обмениваться на удалении до 200 км данными о воздушной обстановке с самолётами, имеющими устройства сопряжения с аппаратурой АПД-518 (МиГ-31, Су-27, МиГ-29, А-50). Возможно восстановление полной картины воздушной обстановки, получаемой по результатам работы четырёх РЛС и восстановление информации триангуляционным или кинематическим методами . Всё это делает Миг-31 не просто перехватчиком, но и летающим штабом для ВВС и ПВО, и одновременно выполняет роль ДРЛО.

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до двадцати четырёх воздушных целей, восемь из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С . Улучшены другие характеристики комплекса.

Модернизированные варианты самолёта могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31 П, Х-25 МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-29 Т и Х-59 (до трёх) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у лётчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6×8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и тому подобное). Самолёт получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приёмник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолёт, имеющий широкий спектр боевого применения. Скорость цели соответствует = 6 .

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Срок службы самолёта после капитального ремонта и модернизации до уровня БМ не менее 15 лет .

Дальность полёта

Для МиГ-31 с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 часа 38 минут.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

  • без ракет: дальность - 2480 км, продолжительность - 2 часа 44 минуты;
  • с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: дальность - 2400 км, продолжительность - 2 часа 35 минут;
  • с четырьмя ракетами: дальность - 2240 км, продолжительность - 2 часа 26 минут.

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолёта:

Название модели Краткие характеристики, отличия.
МиГ-31Б Серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году .
МиГ-31БС МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе .
МиГ-31БСМ Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.
МиГ-31БМ Модернизация 1998 года , современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ . В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012.Б . Модернизированные самолёты получат новую систему управления вооружением и БРЛС , что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей .
МиГ-31Д Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт». Серийно не производился.
МиГ-31ДЗ Серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (расположение системы дозаправки в воздухе аналогично МиГ-31Б). Оборудование РЭО (РЛС) не подлежит модернизации до изделия БМ. После модернизации индекс ДЗ не изменяется, оборудование остаётся неизменным.
МиГ-31И (изделие «Ишим») Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов массой 120-160 кг на орбиты 600-300 км.
МиГ-31ЛЛ Летающая лаборатория в Жуковском .
МиГ-31М Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; имел характерную «округлую наружу» форму корневых наплывов. Серийно не производился.
МиГ-31Ф Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта).
МиГ-31ФЭ Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ. Серийно не производился.
МиГ-31Э Экспортный вариант с упрощённым БРЭО. Серийно не производился.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

Применяемые ударные комплексы:

  • Пушечный:
    • 1×6-23мм ГШ-6-23:
      • боекомплект: 260 снарядов;
      • скорострельность:
        • при НУ : не менее 8000/мин.
        • при t = −60 °C: не менее 6400/мин.
  • Ракетный на шести точках подвески (дополнительно две точки подвески для ПТБ):

четыре точки на корпусе и четыре на пилонах на крыльях допускают, в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса, до четырёх ракет большой дальности + ещё до четырёх ракет средней или малой дальности (в том числе четыре ракеты большой дальности и четыре средней Р-77) ;

Возможен огонь средствами воздух-поверхность . Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг, а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты Х-31П (до 160 км), Х-58 , максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

На вооружении

По данным на 2013 год, 80 % парка нуждались в ремонте . По словам бывшего командующего ВВС, из 252 Миг-31 планируется модернизировать и оставить только 100 самолетов в разных модификациях, 60 из них - до уровня МиГ-31БМ Перехватчики базируются:

  • 790-й истребительный авиационный полк Хотилово (возле города Бологое , Тверская область) (24 ед. МиГ-31БСМ и МиГ-31БМ);
  • эскадрилья - 3958-я авиабаза Саваслейка (возле Мурома) (14 ед. МиГ-31БМ и МиГ-31БСМ);
  • 764-й истребительный авиационный полк - аэродром совместного базирования Большое Савино (Пермь) (МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС,);
  • 712-й гвардейский истребительный авиационный полк - Канск (возле города Канск , Красноярский край) (МиГ-31БМ);
  • 22 гв. ИАП - Центральная Угловая (северная окраина города Владивосток) (14 ед. МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС и МиГ-31БСМ);
  • 865-й истребительный авиационный полк - аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед. МиГ-31 и МиГ-31ДЗ);
  • 98-й отдельный смешанный авиационный полк - аэродром Мончегорск (Мурманская область) (14 ед. МиГ-31БМ).

Эксплуатация

Первые перехватчики начали поступать в войска ПВО с 1980 года . В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком . Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая - из трёх, третья - из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году .

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске , и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке . В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128 . В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, остров Сахалин .

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году . К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили в войска в 2008 году .

8 августа 2014 года, во время посещения нижегородского авиастроительного завода «Сокол» , вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил возобновить производство истребителя .

Аварии и катастрофы

  • 20 сентября 1979 года на аэродроме Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж (пилот Пётр Остапенко и штурман Леонид Попов) успешно катапультировался. Самолёт полностью разрушен.
  • Осень 1979 года на аэродроме Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания и дефекта топливной системы. Экипаж (пилот Валерий Меницкий и штурман Виктор Рындин) совершил аварийную посадку.
  • 1983 год - бортовой номер 19 Правдинского полка (аэродром Котлас), пожар двигателя, экипаж катапультировался. Причина - отказ насоса-регулятора НР-3048 из-за конструктивно-производственного недостатка. В дальнейшем выполнены ряд доработок.
  • 4 апреля 1984 года на аэродроме ЛИИ (Раменское), ОКБ А. И. Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолётом, а затем и взрыву самолёта в воздухе. Экипаж (командир экипажа заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Федотов и штурман Валерий Зайцев) погиб.
  • В 1984 году на аэродроме Сокол на Сахалине, две аварии. В первой экипаж погиб, во второй - успешно катапультировался над аэродромом .
  • 22 июля 1987 год на аэродроме Комсомольский, 763 иап, в стратосфере отказ с последующим пожаром двигателя, взрыв бака, отказ управления. Экипаж катапультировался.
  • 8 августа 1988 года на Кольском полуострове, 174-й ИАП, пожар во время полёта над морем. Самолёт успешно посажен на аэродром.
  • 20 декабря 1988 года на аэродроме Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полёта - не хватило высоты для вывода самолёта из пикирования. Экипаж погиб.
  • 11 января 1989 года на аэродроме Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика "пожар левого двигателя", неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоусловиях. Экипаж погиб .
  • В марте 1989 года в Архангельской области (аэр. базирования Амдерма) потерпел катастрофу МиГ-31, экипаж погиб.
  • В июне 1989 года в Архангельской области (аэр. базирования Амдерма) авария МиГ-31. Экипаж катапультировался, оба летчика живы.
  • 26 сентября 1990 года 174 Гв. ИАП Мончегорск, МиГ-31 бортовой № 40, после взлёта, произошла катастрофа, экипаж погиб.
  • 30 сентября 1990 года 144-й ЦБП и ПЛС авиации ПВО (с. Саваслейка). Экипаж готовился к показательному выступлению на день города в Горьком. На Миг-31 при взлёте с резким разворотом влево экипаж совершил ошибку пилотирования, превысив угол атаки. Самолёт потерял устойчивость и вращаясь по осевой линии влево упал в 300-400 метрах слева от полосы в лес. Штурман Субботин успешно катапультировался, траектория кресла была параллельно земле. Командир корабля Шаповалов катапультировался в положении головой к земле и погиб. Катапультное кресло с пилотом врезалось в берёзу.
  • 30 октября 1990 года 144-й ЦБП и ПЛС авиации ПВО (с. Саваслейка), на Миг-31 во время набора высоты после взлёта примерно через минуту полёта произошёл пожар. Экипаж благополучно катапультировался. Оба пилота приземлились на деревья и получили травмы при падении на землю после освобождения из подвесной системы.
  • 10.01.1992 год. 865-й ИАП, аэродром Елизово. Взлет с полной заправкой топлива для выполнения упражнения №305 КБП Авиации ПВО ИДД-86 «Контрольный полет для проверки боевого применения». После отрыва самолет стал энергично крениться вправо и упал в 155 метрах от оси ВПП. Штурман успел катапультироваться, но получил тяжёлую травму позвоночника. КК катапультировался на высоте около 5 метров при крене 183° и погиб. Причина АП - разнотяг двигателей на взлёте из-за дефекта пайки электроцепи, скоротечность развития ситуации.
  • 6 сентября 1995 год на аэродроме Котлас, сваливание после пуска. Экипаж катапультировался.
  • 12 июля 1996 год на аэродроме Комсомольский, 763 иап, заход на посадку с имитацией отказа двигателя, перелёт, при уходе на второй круг - столкновение с АТУ. Лётчик погиб при катапультировании.
  • 16 июля 1996 год на аэродроме Хотилово (аэр. базирования Громово), самовыключение обоих форсажей на взлёте. Столкновение с препятствием при выкатывании с ВПП. Экипаж погиб.
  • 15 августа 1996 год на аэродроме Комсомольский, 763 иап, потеря контроля за высотой. Катапультирование произошло в момент столкновения. Лётчик погиб.
  • 5 апреля 2000 года в Архангельской области потерпел катастрофу МиГ-31 .
  • 28 февраля 2001 года самолёт МиГ-31 ВВС Северного флота совершил вынужденную посадку на аэродроме Мончегорск . Самолёт получил серьёзные повреждения и был списан. Экипаж (гвардии подполковник М. Сатановский и гвардии майор В. Овченков) не пострадал .
  • 14 октября 2003 года самолёт МиГ-31 потерпел аварию в 14.54 по московскому времени в районе посёлка Боровая Старицкого района Тверской области. Жертв нет .
  • 1 июня 2005 года самолёт МиГ-31 в Тверской области сошёл с полосы и в результате пожара сгорел. Экипаж не пострадал.
  • 16 февраля 2007 в Казахстане разбился МиГ-31. Экипаж (командир корабля капитан Федотов Д. С. и штурман-лётчик майор Леонтьев А. А. ) погиб.
  • 11 апреля 2008 года серьёзное авиационное происшествие: на 21-й минуте полета, на высоте 16213 м и истинной скорости 2414 км/ч произошёл срыв откидной части фонаря первой кабины, в которой находился подполковник Козицкий К. Н. и разгерметизация обеих кабин самолёта МиГ-31. Экипаж предпринял действия к снижению скорости и высоты в условиях крайне низких температур (ниже −55 градусов по Цельсию), а затем совершил благополучную посадку на аэродроме. За проявленное мужество и высокий профессионализм экипаж в составе подполковников Владимира Приходько и Константина Козицкого был представлен к государственным наградам .
  • 12 ноября 2008 года в Казахстане самолёт МиГ-31 произвёл аварийную посадку с повреждением стойки шасси .
  • 10 марта 2010 года на аэродроме Котлас (Савватия) (Архангельская область) при посадке выкатился на боковую полосу безопасности и перевернулся истребитель МиГ-31. Во время аварии лётчик и штурман получили травмы . Самолёт разрушен, сумма ущерба составила 86 миллионов рублей.
  • 19 ноября 2010 года взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и потерпел катастрофу в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район Пермского края). Экипаж катапультировался .
  • 6 сентября 2011 года в районе аэродрома Большое Савино (Пермский край) через несколько минут после взлёта потерпел катастрофу МиГ-31 . Члены экипажа: командир корабля - лётчик 1-го класса подполковник С. Ю. Столпянский и штурман 1-го класса майор А. В. Горбачев погибли .
  • 23 апреля 2013 года около 22 часов 45 минут в районе села Просторное Шетского района Карагандинской области во время проведения учебно-тренировочного полёта потерпел катастрофу МиГ-31 бортовой номер 02 под управлением полковника Едигеева М. О. (командир авиабазы) и штурмана майора Галимзянова Р. Р. (его заместитель) . Причиной катастрофы по предварительной версии стал отказ техники. Экипаж в составе двух человек успел катапультироваться. Командир корабля полковник Марат Едигеев погиб. На месте катастрофы работает комиссия Минобороны Казахстана (на 24 апреля 2013) .
  • 14 декабря 2013 года в Приморском крае в 26 километрах от авиабазы Центральная Угловая под Владивостоком потерпел аварию МиГ-31ДЗ. Экипаж в составе двух человек успел катапультироваться .
  • 4 сентября 2014 года под Армавиром в ходе учебно-тренировочного полёта МиГ-31БМ из 712 Гв. ИАП произошёл невыпуск стойки шасси. Выполняя правила РЛЭ, оба пилота катапультировались .
  • 30 октября 2015 года в 18.38 МСК в Камчатском крае в ходе учебно-тренировочного полёта после вылета с аэродрома Ключи на аэродром базирования в сложных метеоусловиях пропал МиГ-31. . Самолёт разбился, оба пилота катапультировались .
  • 25 января 2016 года МиГ-31 разбился в Красноярском крае. Самолёт выполнял учебный полет в 40 километрах к северо-западу от города Канск. Пилоты катапультировались .
  • 26 апреля 2017 года МиГ-31 разбился в Бурятии в районе полигона Телемба. Оба пилота катапультировались .

Боевое применение

Музейные экземпляры

Изображения

Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие - в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.

Экипаж состоит из двух человек - летчика и оператора.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.

История создания

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Двигатели МиГ-31

Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

Дальность полета

МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.

Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:

    не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.

Модификации МиГ-31

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

    МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

    Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;

    МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

    МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

    МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

    МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

    МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

    МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

    МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

    МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

    МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.

Эксплуатация МиГ-31

Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.

Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).

Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.

Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.

В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.

В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.

Аварии и катастрофы МиГ-31

    20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

    1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

    20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

    26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

    12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

    15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

    05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

    01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

    16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

    10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

    19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

    06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

    23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

    14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

    04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.


Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:

    Размах крыла, м 13,46

    Длина самолета, м 22,69

    Высота самолета, м 6,15

    Площадь крыла, м2 61,60

    Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000

    Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500

    Масса нормальная взлетная, кг 36 800

    Масса пустого самолета, кг 21 820

    Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500

    Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)

    Скорость на малой высоте, км/ч 1500

    Крейсерская скорость М=2,35

    Практический потолок, м 20 600

    Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020

    Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300

    Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200


Вооружение МиГ-31:

    четыре ракеты Р-33;

    до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500

    до восьми КАБ-500

    Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм).

    Возможно использование другого вооружения. Боевая нагрузка составляет 9000 кг.

Максимальная скорость МИГ-31БМ составляет 3.2 тыс. км/ч (для сравнения максимум американского F-22 - 2.1 тыс. км/ч). Дальность обнаружения цели МИГ-31БМ достигает 320 км. Самолет способен одновременно поражать 6 воздушных целей.

Перед пилотами была поставлена задача - провести дозаправку на высоте несколько тысяч метром. Этот сложнейший манёвр требует ювелирной точности и заставляет быть предельно внимательными даже опытных специалистов.

Лeтный состав и наземные службы готовятся к выполнению ответственной задачи. Тройка суперсовременных истребителей-перехватчиков МиГ-31 БМ будет отрабатывать сложнейший авиационный манeвр - на высоте 4 тысяч метров при скорости 500 километров в час истребители должны произвести дозаправку - заполнить топливные баки от воздушного танкера Ил-78.

Точка сближения назначена в небе над Липецком, в 363 километрах от нижегородской авиабазы в Саваслейке, откуда вылетают МиГ. Шланг с топливом от самолeта-заправщика находится под огромным давлением, его плотность так велика, что в воздухе он точно металлическая труба.

После нескольких контрольных подходов манeвр успешно завершeн. Конус-юбка шланга попадает на антенну топливоприeмника. Это и есть тот самый высший пилотаж. Дозаправка требует предельной концентрации, пилот всякий раз испытывает громадное напряжение, признаeтся уже после полeта Анатолий Ишмаев.

Подходишь на исходное положение 5-7 метров с принижением 1-1,5 метра, после этого идeшь на контакт. Заправиться надо 10 тонн. Лeтчик напряжeн, около 7-8 минут в плотном строю стоит. Это напряжeнный момент. И чем он меньше находится в этих параметрах, тем лучше, - рассказывает командир отряда Анатолий Ишмаев.

Военная авиация

Разработанный в РСК МиГ. двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31БМ оснащен современной системой управления. Истребитель способен одновременно поражать шесть воздушных целей и сопровождать до десяти целей (также можно встретить информацию о том, что МиГ-31БМ может одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, восемь из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С). Дальность поражения составляет 280 км, дальность обнаружения цели достигает 320 км. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО.

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия - первый советский боевой самолет четвертого поколения. Разработан в 70-х годах прошлого века. Имеет множество модификаций. И, если серийная модификация МиГ-31Б, оборудованная системой дозаправки в воздухе, поступила на вооружение в 1990 году, то МиГ-31БМ впервые вышел на всеобщее обозрение в начале 1999 года. Это - самолет, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. За счет модернизации БРЭО и вооружения, эффективность МиГ-31БМ (по сравнению с МиГ-31) выросла в 2,6 раза. Ранее машины этого семейства классифицировались как дальние истребители-перехватчики, а модернизированный МиГ стал многоцелевым самолетом, оснащенный высокоточным оружием для поражения и воздушных, и наземных целей.

Истребители МиГ-25 и МиГ-31 включены в список самых быстрых самолетов в истории

Самым быстрым из советских самолетов издание считает МиГ-25 сверхзвуковой истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный бюро Микояна-Гуревича

Некоторые из самолетов, представленных в рейтинге, уже не используются, но их конструкция и технические характеристики оказали большое влияние на развитие инженерной и конструкторской мысли в авиации.

Самым быстрым из советских самолетов издание считает МиГ-25 (Foxbat, Фоксбат в кодификации НАТО) — сверхзвуковой истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный бюро Микояна-Гуревича. Его максимальная скорость без ракет на борту может достигать более 3400 км/ч, но в эксплуатации скорость самолета ограничивается 3000 км/ч.

США признали, что Миг-25 — высокоманевренный истребитель, чья повышенная подвижность в воздухе во многом обусловлена размером крыльев, — отмечает BI.

Другой фигурант списка американского издания — МиГ-31 (Foxhound) — сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия четвертого поколения — может развивать скорость до 2600 км/ч без ракет. Введенный в эксплуатацию в 1981 году, советский МиГ-31, по мнению аналитиков издания, по-прежнему остается одним из наиболее быстрых истребителей в истории и продолжает находиться на вооружении российской и казахстанской армий. По информации BI, Россия планирует использовать самолет до 2030 года.

А самым быстрым самолетом в истории издание назвало американский экспериментальный самолет-ракетоплан Х-15, оснащенный ракетными двигателями. 3 октября 1967 года пилот Джо Уокер на Х-15 установил неофициальный рекорд высоты (107,96 км) и максимальной скорости — 7274 км/ч.

В рейтинге также представлен американский стратегический бомбардировщик ХВ-70 Валькирия (3300 км/ч), перехватчик Макдоннел-Дуглас F-4 Фантом II (2369 км/ч), одноместный, одномоторный перехватчик Конвэр Ф-106 Дельта Дарт (2454 км/ч), экспериментальный Bell X-2 (3000 км/ч) и Lockheed ST-71 Черный дрозд (3540 км/ч).

Летчик-испытатель: МиГ-41 должен развивать скорость до 4,3 Маха

Скорость новейшего российского истребителя-перехватчика МиГ-41, разрабатываемого на основе МиГ-31, должна превышать 4 Маха.

Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха.

Для сравнения: стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США Lockheed SR-71 развивает скорость до 3,2 Маха. Истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан в СССР в первой половине 1970-х годов. Самолет способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, а его боевой радиус составляет 720 км.

Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом на 260 выстрелов, а также оснащен шестью точками подвески для ракет класса «воздух-воздух» разных типов. Группа из четырех МиГ-31 в зависимости от версии может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 900-1200 км. Модернизированные МиГ-31БМ способны обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их, приблизившись на 280 км.

Общее количество МиГ-31 разных версий на вооружении ВВС России составляет около 190 единиц. Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 году, однако совсем недавно началась модернизация данных самолетов до версии МиГ-31БМ.

Источники: www.tver-portal.ru, www.youtube.com, pro-samolet.ru, www.arms-expo.ru, vpk.name

Линдуловская роща

Красная гора Улуру

Мачу Пикчу - древний город инков

Сандовский треугольник - вход в другое измерение

Опреснитель морской воды

Пресная вода является ценной составной частью морской воды. Нехватка пресной воды все больше ощущается в индустриально развитых странах, как США...

Тоннели в пирамиде Чолулы


Среди множества загадок и тайн Чолульской пирамиды особое место занимают тоннели внутри этого сооружения. Тоннели в пирамиде Чолулы имеют сложную...

Старый город Иерусалим

Иерусалим - один из шести великих городов, значительно повлиявших на развитие цивилизации. И я пытаюсь отдать дань уважения этому великому...

Ирландский Дублин

Дублин знаменит огромным разнообразием как исторических, так и современных достопримечательностей. Что же обязательно нужно посмотреть, находясь в этом прекрасном городе? Дублинский замок...

В настоящее время в России идут работы над 60 перехватчиками МиГ-31, - они модернизируются до стандарта МиГ-31БМ. Весь процесс должен занять около восьми лет. Модернизация включает в себя новую авионику, цифровые каналы передачи данных, улучшение радара и кабины (цветные многофункциональные дисплеи), а также новые мощные системы управления огнем, позволяющие использовать новейшие "умные" бомбы, ракеты класса "воздух-воздух" и противорадиолокационные ракеты. Новая РЛС имеет дальность обнаружения 320 километров и способна одновременно сопровождать до 10 целей.


Эти обновления пришлись как раз вовремя. Четырнадцать месяцев назад Россия прекратила полеты всех своих МиГ-31 после катастрофы одного из них. Около 200 самолетов, находящихся в эксплуатации, были тщательно досмотрены с целью выявить общий дефект, способный привести к катастрофе других самолетов этого типа. Такой дефект обнаружен не был. В целом, самолеты МиГ отличаются отсутствием такого рода проблем.

МиГ-31 пришел на замену МиГ-25, который был разработан для борьбы с американскими бомбардировщиками B-70 и разведчиками SR-71. Когда в 1967 году Соединенные Штаты отменили программу Б-70 (она оказалась слишком дорогой и было принята концепция, в соответствии с которой бомбардировщики должны быть скоростными и низколетящими, нежели скоростными и высотными), СССР продолжил работу над МиГ-25 и стал использовать его для ведения разведки. МиГ-25 оказался отличным самолетом-разведчиком, способным летать выше и быстрее, чем другие истребители, используемые для этих задач, хотя и не так высоко, как американские U-2 и SR-71. Соединенные Штаты не продавали эти самолеты никому, в то время как СССР заработал немало денег на продаже МиГ-25 любому, кто мог это себе позволить. СССР также зарабатывал на обучении экипажей из двух человек, необходимых для пилотирования этого самолета.

В МиГ-31 были учтены многие недостатки МиГ-25, благодаря чему он превратился в очень впечатляющий перехватчик. 46-тонный самолет оснащен пассивными датчиками (которые имеют радиус действия в 200 километров), а также наводимыми по радару ракетами Р33 с дальностью действия 150 километров. Также самолёт способен нести другие ракеты и "умные" бомбы. МиГ-31 - не очень маневренный самолет, но зато очень скоростной (развивает скорость до 3000 километров в час). Как и МиГ-25, он не обладает большим радиусом действия (боевой радиус 720 км). Нынешняя версия МиГ-31М, на самом деле, аккумулировала в себе обновления, которые ведутся момента распада Советского Союза в 1991 году. С тех пор были модернизированы около 200 из оставшихся 350 МиГ-31. В последние несколько лет флот МиГ-31 получил намного больше финансирования, и уровень их боеготовности вырос от менее чем 25 процентов до более чем 75 процентов.

В 1980-х годах было построено около 500 МиГ-31 и эти самолеты остаются основой ПВО России, по крайней мере в качестве перехватчиков. Однако флот МиГ-31 неравномерно распределён по огромным границам России. Как правило, эскадрильи МиГ -31 сосредоточены в районах, где они могут столкнуться с современным противником (Китай и Европа). Ещё сотни МиГ-31 находятся на хранении и при необходимости могут быть отремонтированы и модернизированы до уровня МиГ-31М или 31БМ.