Обереги

Акация 152 мм самоходная гаубица. От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ. Средства наблюдения и связи

В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы - артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы - бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е годы - "первая социалистическая война" между Вьетнамом и КНР; в 1967-1972 годах - артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х - война в Боснии и Чечне. Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны. Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С.Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ “Акация”, “Гвоздика”, “Фиалка” и 240-мм самоходному миномету “Тюльпан”.


Началу работы над СГ “Акация” предшествовал сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны (СУ-100, СУ-152), и артсистем послевоенного поколения. В результате была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии.

Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 “Акация” проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси - на заводе "Уралтрансмаш". Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) - 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК Круг, которое в свою очередь создали на базе опытной CAУ СУ-100П, и получило индекс "Объект 303".

Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 “Акация” была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии-УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть - в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

САУ 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту - люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Командир располагается сзади наводчика.

Основное вооружение “Акации” - 152-мм гаубица Д-22. Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510-710 мм, а предельная - 740 мм. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4° до +60°. Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну - барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица - 2А33М. В боекомплект “Акации” вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества - 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т. д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т. п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18 500 м, при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24 000 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540, бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3 000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° - 220 мм, под углом 30° - 120 мм. В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° - 100-мм; Б-540 - 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ “Акация” была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17 400 м. Самоходная гаубица Акация может стрелять и другими снарядами: осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МП-20 и Д-20, корректируемыми 152-мм снарядами Краснополь (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2СЗ был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт, что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальными катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резинометаллическим шарниром равна 490 мм. “Акация” обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 МПа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины - не более 25°.

Самоходная гаубица 2С3 оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного . В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность “Акации” поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

В 1987 году “Акацию” оснастили аппаратурой приема командной информации и новым прицелом, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2СЗМ1.

Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ “Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.

Производство самоходки 2С3 “Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

Режимы огня гаубицы
Скорострельность без перекомплектации зарядов:
прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин 3,5
прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин 2,6
при стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин 3,4
Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин 1,9
Тепловые ограничения:
30 выстрелов за 10 мин
75 выстрелов за 60 мин
Наибольшая предельная дальность (с прицелом прямой наводки ОП5-38), м 4000

Характеристики
Боевая масса, т 27,5
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8400
длина корпуса 7765
ширина 3250
высота 3050
клиренс, мм 450
Бронирование противопульное
Вооружение: 152-мм гаубица Д-22 (2АЗЗ); 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект 46 выстрелов, 1500 патронов
Скорострельность, выстр/мин 3,5
Дальность стрельбы, м: осколочно-фугасным снарядом 18500 активно-реактивным снарядом 24000 Двигатель В-59,12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 382 кВт Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,89
Удельное давление на грунт, МПа 0,059
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 830
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,7
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,0

Источник : Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины
По материалам сайта ОАО "Мотовилихинские заводы"

2С3 «Акация» - это самоходная артиллерийская гаубица калибра 152 мм, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Однако, несмотря на довольно преклонный возраст, «Акация» до сих пор стоит на вооружении российской армии.

САУ «Акация» предназначена для уничтожения живой силы и бронетехники противника, его узлов управления и связи, подавления артиллерийских и минометных батарей противника. Дальность стрельбы установки достигает 20,5 км.

2С3 «Акация» была принята на вооружение в 1971 году, серийное производство была развернуто на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ). Оно прекратилось почти сразу после распада СССР, в 1993 году. Всего было выпущено около 4 тыс. единиц этой самоходной установки. За годы своей эксплуатации САУ «Акация» несколько раз подвергалась модернизации.

Эта самоходная установка принимала участие во множестве войн и конфликтов, зарекомендовав себя как надежное и эффективное оружие . Она поставлялась во все армии государств Варшавского договора, а также в страны Африки и Азии. Кроме российской армии, 2С3 «Акация» в настоящее время находится на вооружении еще нескольких десятков армий мира .

История создания

После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок . Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.

Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.

Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».

Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.

4 июля 1967 года увидело свет поистине историческое для советской артиллерии постановление Совета Министров, которое дало ход работам над САУ «Гвоздика» , «Акация» и «Фиалка». Следует сказать, что в это время США уже имели на вооружении 155-мм самоходную гаубицу M109 , способную стрелять боеприпасами с ядерной боевой частью, так что советские конструкторы были в роли догоняющих.

Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.

ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20 . Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.

Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».

Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20 .

В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.

В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.

Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.

Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.

Описание конструкции

САУ 2С3 «Акация» имеет классическую башенную схему с расположением двигателя в передней части машины. Корпус и башня самоходки выполнены из катаной броневой стали, она держит бронебойную пулю на расстоянии 300 метров, а также защищает экипаж от осколков мин и снарядов. Лобовая броня башни и корпуса имеет толщину 30 мм, а толщина брони боковых частей составляет 15 мм.

Корпус установки делится на несколько отсеков: управления, силовой и боевое отделение. Отсек управления расположен в передней части корпуса с левой стороны. В нем находится место водителя, приборы и органы управления. Справа в передней части размещается силовое отделение, в котором расположен двигатель, трансмиссия, а также системы смазки, охлаждения, запуска и подачи топлива.

Центральную и кормовую часть машины занимает боевое отделение, на его крыше установлена сварная башня со 152-мм орудием. В боевом отделении расположены места трех членов экипажа: командира машины, наводчика и заряжающего. Сиденья командира и наводчика находятся слева от орудия, а заряжающего – справа от него. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой, которая установлена на крыше башни. Также на крыше башни находится люк командира и люк заряжающего. Над командирским люком установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям. Боеукладка расположена в кормовой части боевого отсека.

САУ 2С3 «Акация» вооружена 152-мм гаубицей 2А33, которая практически полностью повторяет буксируемую гаубицу Д-20. Она состоит из ствола, затвора, муфты, противооткатного устройства, дульного тормоза, люльки и подъемного механизма. Ствол 2А33 – это труба, соединенная муфтой с казенником, на дульном срезе ствола находится дульный тормоз. Затвор орудия – вертикально-клиновой, выстрел можно производить как вручную, так и с помощью электроспуска. Цилиндры противооткатного устройства после выстрела откатываются вместе со стволом.

Заряжание орудия – раздельно-гильзовое: сначала в канал ствола досылается снаряд, а затем гильза с порохом. Аналогичным образом устроены большинство артиллерийских систем калибра 152 мм.

Для облегчения работы заряжающего орудие оборудовано электромеханическим досылателем снаряда и заряда, а также лотком для улавливания стреляной гильзы. Противооткатные устройства орудия – это гидравлический тормоз отката, закрепленный в казеннике и пневматический накатник, заполненный азотом.

Подъемный механизм обеспечивает наведение орудия по вертикали в диапазоне от −4 до +60°.

Возимый боекомплект САУ «Акация» составляет 40 выстрелов (для модификации 2С3), на более поздних модификациях установки количество выстрелов увеличено.

САУ «Акация» может вести огонь разными типами боеприпасов . В основной боекомплект САУ входят осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы более 17 км), снаряды с улучшенной аэродинамической формой, дальность стрельбы которых составляет 17,4 км, есть возможность использовать управляемые снаряды типа «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме этого, САУ может вести огонь химическими , осветительными, шрапнельными и кассетными боеприпасами. Для борьбы с бронетехникой противника применяются кумулятивные и бронебойные снаряды.

САУ 2С3 «Акация» может использовать боеприпас с ядерной боевой частью мощностью 1 кТ, дальность стрельбы при этом составляет 17,4 км.

Кроме орудия, САУ «Акация» вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Место наводчика орудия оборудовано двумя прицелами: панорамой для стрельбы с закрытых позиций и прицелом ОП5-38 для стрельбы прямой наводкой. В командирской башенке установлен прицел ТКН-3А, а место водителя оборудовано призматическими приборами наблюдения и прибором ночного видения.

САУ «Акация» оснащена радиостанцией Р-123, которая обеспечивает связь на расстоянии 28 км.

На САУ установлен V-образный дизель В-59У с двенадцатью цилиндрами, его мощность 520 л. с. Кроме солярки, он может использовать керосин.

Ходовая часть САУ «Акация» — это модифицированное шасси ПУ ЗРК «Круг», в ее состав входят шесть пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, направляющие колеса расположены в задней части машины, а ведущие – в передней. Подвеска самоходки – индивидуальная торсионная.

Боевое применение

Первым серьезным конфликтом, в котором принимала участие САУ «Акация», стала война в Афганистане. В 40-й армии 2С3 была самой распространенной артиллерийской установкой. Эти самоходные гаубицы обычно осуществляли непосредственную поддержку штурмовым подразделениям. Для защиты от крупнокалиберных пулеметов ДШК корпус и башню САУ обвешивали траками или ящиками с песком. С 1984 года 2С3 начали использовать для сопровождения колонн, которые часто обстреливались моджахедами.

САУ «Акация» участвовала практически во всех конфликтах, которые возникли на территории СССР после его развала. Эти установки использовали во время Приднестровского конфликта, грузины применяли «Акации» во время войны в Абхазии, эта самоходная установка использовалась российскими войсками в первой и второй чеченской кампании .

В 2008 году российские и грузинские войска использовали «Акации» в Осетии.

В настоящее время САУ 2С3 применяется обеими противоборствующими сторонами на востоке Украины.

САУ «Акация» активно применялась иракскими войсками во время ирано-иракской войны. Она составляла основу артиллерийских дивизионов Ирака. Однако против сил международной коалиции в 1991 году иракская самоходная артиллерия оказалась неэффективной.

В настоящее время эти самоходные установки активно используются сирийской правительственной армией против повстанцев.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, «Акация» продолжает исправно нести ратную службу не только в нашей стране, но и за ее пределами. Военные любят эту самоходку за простоту и надежность. Скорее всего, она еще долго будет оставаться в боевом строю. Как показывает опыт последних военных конфликтов, артиллерия еще долго будет оставаться «богом войны», и вряд ли получиться подыскать ей равноценную замену.

Характеристики

Ниже представлены характеристики (ТТХ) САУ «Акация».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Техника и оружие 1996 06 Журнал «Техника и вооружение»

152-мм самоходная ГАУБИЦА 2С3 «Акация»

САУ 2С3 «Акация»

152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»

Разработка САУ 2С3 «Акация» была начата по Постановлению №609-201 от 4.07.1967 г. Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части производило ОКБ- 9 («Уралмаш»), а шасси – УЗТМ (г. Свердловск).

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 152- мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ 2А33.

Ствол гаубицы Д-22 состоял из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Длина отката нормальная 510-710 мм, предельная 740 мм.

Схема САУ 2С3

Гаубица Д-22, установленная на САУ 2С3

Подъемный механизм гаубицы имеет один сектор, привод механизма ручной. Уравновешивающий механизм пневматический толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни при помощи закладных цапф.

Шасси разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (об. 123), новое шасси получило индекс «об.303». В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение – в кормовой части корпуса, а также в башне.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от пули Б-32 с дистанции 300 мм. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтро-вентиляционная установка.

Двигатель 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая двух- поточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром, ширина трака 484 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. Заводские испытания их завершены 15 октября 1969 года.

Выявлена большая загазованность боевого отделения,особенно при стрельбе на малых зарядах. По этой же причине не были приняты и еще четыре образца 2С3, изготовленные летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов с грехом пополам с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «АкаЦия» была принята на вооружение.

Серийное производство 2С3 было начато в 1970 году. Головное предприятие-изготовитель – УЗТМ. Первые три серийные САУ изготовлены в декабре 1970 года. В 1971 году – еще 9 САУ, из них 6 – в декабре. На 1973 год был дан план 70 САУ. Стоимость 2С3 на 1973 год составляла 305 тыс. руб.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок была введена одна – барабанного типа на 12 выстрелов. Это позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2С3М, а гаубица – 2А33.

В 1987 году индекс орудия изменился еще раз – 2С3М1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема и отражения командной информации и новым прицелом.

САУ «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Режимы огня гаубицы:

Скорострельность без перекомплектации зарядов: прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин. 3,5 прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин. 2,6

При стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин. 3,4

Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин. 1,9

Тепловые ограничения: 30 выстрелов за 10 мин. 75 выстрелов за 60 мин.

Наибольшая предельная дальность (с прицепов прямой наводки ОП5-38), м 4000

В 1970 году для САУ «Акация» была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17,4 км.

Кроме того, «Акация» могла вести огонь корректируемыми 152-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38) и спецбоеприпасами.

Подробные баллистические данные других снарядов не приводятся, так как они близки к ОФ- 540. Так, у снаряда ОФ25 начальная скорость – 655 м/с, а максимальная дальность – 17410 м. Несколько больше отличаются гаубичные снаряды. Так, у ОФ- 530 начальная скорость 670 м/с, а дальность 15920 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 весом 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали снаряд пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° – 220 мм, под углом 30° – 120 мм. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда от дальности стрельбы не зависит. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° – 100-мм; соответственно Б-540 – 115-мм и 95-мм броню.

Тип снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Тип взрывателя
Осколочно-фугасный ОФ-540 0Ф-540Ж* ОФ-5ЭО ОФ25 43,56 43,56 40,0 43,56 5,86 5,86 6,86 6,88 РГМ, В-90 РГМ, В-90 РГМ, В-90, РГ-6 РГМ-2, В-90, АР-5
Бетонобойные Г-545 Г-530 56,0 40,0 4,2 5,1 КДТ,ДБТ, КТД
Кумулятивный БП-540 27,4 ГПВ-3, ГКВ
Осветительный** С1 40,2 Т-7
Химический 3X3 вещество Р-35 РГМ-2

* «Ж» означает железокерамический поясок, снаряд с ним летит на 0,5% дальше, чем ОФ-540 с медным пояском.

** Осветительный парашютный снаряд с железокерамическим пояском, время свечения 40 секунд.

Таблица стрельбы для снаряда ОФ-540

Номер заряда Полный №1 №2 №3 №4 №5 №6
Вес заряда, кг 8,3 7,6 4,4 3,0 2,41 1,85 1,3
Начальная скорость, м/с 651 603 509 425 385 335 282
Дальность, м 17053 15900 13300 11100 10000 8740 6751

В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ- 540 и ОФ-540Ж, и четыре кумулятивных снаряда БП-540.

В настоящее время гаубица может вести огонь практически всеми 152-мм снарядами как от гаубицы-пушки MJ1- 20 и пушки-гаубицы Д-20 (в индексах их снарядов стоит цифра 540), так и снарядами 152-мм гаубицы Д-1 (в индексе ее снарядов стоит цифра 530).

Гаубицы с картузным заряжанием для САУ « Гвоздика» и «Акация»

В связи с сильной загазованностью боевых отделений закрытых САУ «Гвоздика» и «Акация» МОП 11 декабря 1967 года издало постановление о начале работ по созданию гаубиц с картузным заряжанием. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы 122- мм гаубица Д-16 и 152-мм гаубица Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Заряжание новых гаубиц картузное, а затворы полуавтоматические поршневые с пластинчатым обтюратором.

Были изготовлены опытные образцы обеих гаубиц и произведены полигонные испытания их.

Дальность стрельбы, кучность и пламенность выстрелов были те же, что и у Д-32 и Д- 22. Скорострельность у Д-11 та же, что и у Д-22 из-за конструктивных недостатков экспериментального образца пневмодосылателя и неудобств в работе с пеналом, где хранятся картузы.

По результатам испытаний 122-мм гаубица Д-16 подверглась доработке, досылатель пневматического типа был заменен электромеханическим. Заодно – в обеих гаубицах несколько увеличили объем зарядной каморы, чтобы помещать больший заряд и применить новые снаряды улучшенной аэродинамической формы. Новые варианты гаубицы получили индексы Д-16М и Д-11М.

Так, дальность стрельбы из 152-мм гаубицы Д-11М составила 19,3 км вместо 17,6 у Д-22.

Гаубица Д-16М была на 60% унифицирована с Д-32:

Гаубицы Д-32 Д-16М

Вес снаряда, кг

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Давление в канале, кг/см?

Дальность стрельбы, км

Скорострельность, выстр./мин.

Угол ВН, град.

– 4°; +70° -4°; +70°

Вес качающейся части, кг

В марте 1972 года МОП приняло решение прекратить работы по гаубицам картузного заряжания Д-16М и Д-11, так как они «не имеют существенных боевых преимуществ перед Д-32 и Д- 22». Результаты отработки поршневого затвора было рекомендовано использовать при проектировании 152-мм пушки «Гиацинт-К», а испытания снарядов улучшенной аэродинамической формы (по сравнению с ОФ-462) проводить в дальнейшем на 122- мм буксируемой гаубице Д-30.

Из книги Техника и оружие 1996 06 автора

Самоходная установка СУ-100 (объект 416) Объект 416 – самоходная установка СУ-100 с пушкой М-63 Башня СУ-100 (об. 416)Самоходная установка СУ- 100 представляла собой классическую противотанковую самоходную установку.100-мм пушка М-63 была разработана в ОКБ завода № 172 (г. Пермь) на базе

Из книги Техника и вооружение 1993 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Самоходная установка СУ- 122 с пушкой Д-49 122-мм пушка Д-49 для САУ СУ-122В 1949 году КБ завода № 9 было поручено спроектировать и изготовить опытный образец 122-мм пушки, спаренной с 14,5-мм пулеметом системы Владимирова.Технический проект пушки, получивший заводской индекс Д- 49,

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

152-мм самоходная установка СУ-152 (об. 268) 152 -мм пушка М-64 для самоходной установки СУ-152 была спроектирована в КБ завода № 172. Технический проект ее рассмотрен в ГАУ в августе 1954 года. Согласно Постановлению СМ № 483-294 от 13.03.1955 г. начата разработка рабочих чертежей пушки, и

Из книги Секретное оружие Гитлера. 1933-1945 автора Портер Дэвид

Самоходная установка СУ-152 (об. 120) САУ СУ1/52 с пушкой. М-69 (об. 120)САУ СУ-152 с пушкой М-69 представляла собой типичную противотанковую САУ (истребитель танков). В начале 60-х годов военное руководство СССР обнаружило, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-

Из книги Panzerhaubitze 2000 автора Боевые машины мира Журнал

122-мм самоходная гаубица 2С1 «ГВОЗДИКА» Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по Постановлению № 609-201 от 4.07.1967 г. Артиллерийская часть разработана в ОКБ-9 («Уралмаш»), а шасси – в ПО «Харьковский тракторный завод».Артиллерийская часть САУ

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

122-мм самоходная ГАУБИЦА 2С2 «ФИАЛКА» Разработка 122-мм САУ 2С2 «Фиалка» была начата по Постановлению № 609- 201 от 4.07.1967 г. Предназначалась для вооружения воздушно-десантных войск. Артиллерийская часть САУ разработана в ОКБ-9, а шасси – в ВГТЗ 1* (главный конструктор

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

152-мм самоходная ГАУБИЦА 2С5 «ГИАЦИНТ» Разработка 152-мм САУ «Гиацинт» была начата в СКБ Пермского машиностроительного завода (ПМЗ) по приказу МОП №592 от 27.11.1968 г. С самого начала велась разработка пушки в самоходном варианте («Гиацинт- С») и буксируемом («Гиацинт- Б»). Оба

Из книги автора

Самоходная установка 2С7 «ПИОН» САУ «Пион» с 203-мм. пушкой 2А44 САУ 2С7. Вид спередиЕще с 50-х годов СССР серьезно отставал от США в тяжелых самоходных артиллерийских установках. Со времен ИСУ-152 не было принято на вооружение ни одной тяжелой самоходной установки. Для

Из книги автора

Самоходная гаубица подпоручика Дриженко В конце 1916 г. инженер-кораблестроитель Адмиралтейского завода подпоручик Дриженко представил в ГВТУ проект "самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы", являвшейся, по сути, тяжелой гусеничной САУ. 8-дюймовая (203,2-мм)

Из книги автора

Самоходная установка Pz.Jg I Уже во время Польской кампании немцам пришлось вести танковые сражения, где довольно неплохо проявила себя 37-мм пушка Pak 36. Однако, ожидая более напряженных боев в Европе, перед нападением на Францию немецкое руководство постаралось оснастить

Из книги автора

2СЗ «Акация» Проектирование 152-мм самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» началось в КБ завода им. Калинина согласно постановлению Совета Министров СССР от 4 июля 1967 года. Первые серийные машины этого типа покинули сборочный цех в конце 1970 года, а в следующем году САУ была принята

Из книги автора

Самоходная артиллерия Историю происхождения впечатляющего орудия «Карл-Герэт» можно проследить до марта 1936 года, когда в «Рейнметалле» предложили создать сверхтяжелую самоходную гаубицу способную разбить в прах даже самые непроходимые укрепления хваленой линии

Из книги автора

Самоходная гаубица PzH 2000 В начале 1990-х годов руководство Бундесвера разработало тактико-технические требования, которым должна была соответствовать новая самоходная гаубица: обеспечивать оптимальную защиту экипажа; обладать значительно большей дальностью стрельбы по

Из книги автора

СУ-76 - легкая самоходная установка В ходе военных действий стала очевидной необходимость создания самоходной артиллерии прежде всего для борьбы с вражескими танками. В 1942 году немецкие танки получили усиленную броню, и нашим штатным сорокапяткам стало не под силу

Из книги автора

СУ-100 - средняя самоходная установка Во второй половине Великой Отечественной войны наши бронетанковые войска выглядели совсем иначе, чем в ее начале. Новые могучие танки Т-34-85 и ИС получили себе в поддержку непосредственных боевых спутников - самоходные артиллерийские

Из книги автора

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним - отделение

САУ 2С3 Акация - советская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, танков, огневых средств, пунктов управления и тактических средств ядерного нападения.

Самоходная гаубица 2С3 Акация (ГАБТУ - объект 303)

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения.

Главный конструктор шасси - Г. С. Ефимов, 152-мм орудия 2А33 - Ф. Ф. Петров.

История создания

По окончании Второй мировой войны, на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, чьей основной функцией было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций.

Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. К этому моменту на вооружении США уже находилась 155-мм самоходная гаубица M109, в боекомплект которой входил ядерный выстрел M454 мощностью 0,1 кт. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного ведения боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 152-мм самоходной гаубицы.

Предварительно ВНИИ-100 в период с 1963 по 1965 год выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны два варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе перспективного в то время среднего танка «Объект 432». В обоих вариантах основным вооружением являлась 152-мм гаубица с баллистикой Д-20. По результатам работ было выяснено, что оптимальной для новой самоходной гаубицы будет переднемоторная компоновка, а также наличие дополнительного отбора мощности для вспомогательного оборудования. Двигатель 5ТДФ не позволял реализовать такие потребности. ВНИИ-100 были проработаны варианты с переднемоторной компоновкой двигателя, а также с возможностью отбора мощности от свободной муфты, но проекты не были реализованы, а в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства свердловского Машиностроительного завода. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Акация» (индекс ГРАУ - 2С3). «Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий для замены 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1 и Д-20.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С3, выполненных во ВНИИ-100

Главным разработчиком 2С3 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, гаубица 2А33 (внутризаводское обозначение Д-22) проектировалась в ОКБ-9. В конце 1968 года было завершено изготовление первых двух опытных образцов 2С3, а в октябре 1969 года завершены заводские испытания. Параллельно, летом 1969 года были изготовлены ещё 4 машины для полигонных испытаний. Испытания выявили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, аналогичная ситуация складывалась и со 122-мм полковой самоходной гаубицей 2С1. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были проработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А33 была разработана 152-мм гаубица Д-11 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-11 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Однако испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-11 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Кроме того, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате чего скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Дальнейшее совершенствование конструкции Д-11 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-11М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 19,3 км благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А33. Основной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Кроме того, вариант Д-11М не имел существенных преимуществ перед Д-22. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании 152-мм самоходной пушки 2С11 «Гиацинт-СК». Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С3 была решена другим способом, а именно применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. После доработок, в 1971 году самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация» была принята на вооружение Советской армии.

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С3
2С3 2С3М 2С3М1 2С3М2 2С3М2-155 2С3М3
1970 1975 1987 2006 опытная опытная
Боевая масса, т 27,5 27,5 27,5 27,5 28 28
Индекс орудия 2А33 2А33 2А33 2А33 М-385 2А33М
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб 28 28 28 28 39 39
Углы ВН, град -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+65 -4...+65
Возимый боезапас, выстр. 40 46 46 46 45 45
17,4 17,4 17,4 17,4 24 21,4
20,5 20,5 20,5 20,5 30 25,1
20 20 20 20 25 25
Панорамный прицел ПГ-4 ПГ-4 1П5 1П5
Радиостанция Р-123 Р-123М Р-173 Р-173 Р-173 Р-168
Аппаратура внутренней связи Р-124 Р-124 1В116 1В116 1В116 1В116

Серийное производство

Серийное производство САУ 2С3 было развёрнуто в 1970 году (то есть до официального принятия на вооружение) на Уральском заводе транспортного машиностроения. По состоянию на 1973 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С3 составляла 30,5 тысяч рублей. Изготовлением гаубицы 2А33 до 1982 года занимался Пермский завод имени Ленина, затем производство было передано на волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С3 продолжалось вплоть до развала Советского Союза и было остановлено в 1993 году, всего за 23 года производства было выпущено около 4000 машин 2С3 различных модификаций.

В начале 1970-х годов в ЦКБ «Трансмаш» были произведены работы по модернизации самоходной гаубицы 2С3, так как базовая модификация имела существенные недостатки в компоновке боевого отделения и конструкции механизма заряжания. Основные изменения коснулись механизированных укладок. На модернизированном варианте установлена одна механизированная укладка барабанного типа, вместо двух на базовом, что позволило увеличить возимый боезапас с 40 до 46 выстрелов. Кроме того, была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни, внедрена механизированная подача выстрелов с грунта, на крышу башни перенесена антенна радиосвязи, радиостанция Р-123 заменена на радиостанцию Р-123М. Модернизированной версии был присвоен индекс 2С3М. В серийное производство САУ 2С3М была запущена в 1975 году. До 1975 года было выпущено около 200 машин в базовой модификации.

Последней советской модификацией 2С3 стала САУ 2С3М1. В отличие от 2С3М, на этой модификации у наводчика был установлен панорамный прицел 1П5. Аппаратура внутренней связи Р-124 заменена на новую 1В116. Вместо радиостанции Р-123М, установлена радиостанция Р-173. Кроме того, 2С3М1 дополнительно оснащалась аппаратурой 1В519 для приёма командной информации с машины старшего офицера батареи (МСОБ). Данная модификация была запущена в серию с 1987 года.

К вопросу о модернизации самоходной гаубицы 2С3 вернулось уже Министерство обороны РФ. Новая модификация получила индекс 2С3М2. В отличие от своих предшественников, машина оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнём 1В514-1 «Механизатор-М». Также улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами. Помимо основного варианта, предназначенного для Российской армии на Уральском заводе транспортного машиностроения совместно с ОКБ-9 был разработан экспортный вариант САУ 2С3М2, получивший неофициальное наименование 2С3М2-155, предназначенный для потенциальных иностранных заказчиков, заинтересованных в переводе имеющихся САУ 2С3 на калибр стандарта НАТО.

Последняя опытная глубокая модернизация самоходной гаубицы 2С3М2 велась под индексом 2С3М3. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 была заменена на более мощную 152-мм 2А33М, унифицированную по баллистическому решению с гаубицей 2А64, что дало увеличенную (до 19,8 км на полном заряде и до 18,9 км - на переменном) дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 по сравнению с предыдущими вариантами, а также возможность применения выстрелов, предназначенных для орудий 2С19 и 2А65. Кроме того, штатная АСУНО заменена на унифицированный комплект бортового оборудования с улучшенными характеристиками.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В кормовой части башни установлена укладка с зарядами, а также укладки со снарядами (позднее заменённые на единую барабанную механизированную укладку). Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола. На платформе установлена укладка для зарядов, а также ящик для хранения дополнительных пучков пороха. В кормовой части корпуса установлены две механизированные укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальные кормовые лючки. Бронирование САУ 2С3 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляет 30 мм, а бортов 15 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С3 является 152-мм гаубица 2А33. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей Д-20. Основными узлами орудия 2А33 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу соединённую с казёнником муфтой, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Для первого заряжания справа на казённике расположена рукоятка ручного открывания клина. Люлька сварная, в люльке закрепляется шток противооткатных устройств и сектора подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также лоток-улавливатель стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от?4 до +60 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Кроме того, в рукоятке маховика подъёмного механизма расположена кнопка электроспуска. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Возимый боекомплект САУ 2С3 составляет 40 выстрелов (46 для 2С3М и последующих модификаций).

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2А33 входят осколочно-фугасные снаряды 53-ОФ-540 с максимальной дальностью стрельбы в 17,05 км, а также снаряды 3ОФ25 с улучшенной аэродинамической схемой и максимальной дальностью стрельбы в 17,4 км. В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того, предусмотрено использование осветительных, бетонобойных, химических и ядерных снарядов, а также снарядов постановщиков радиопомех. Для борьбы с бронированной техникой в штатном боекомплекте 2С3 имеются 4 кумулятивных боеприпаса 53-БП-540. Боеприпас способен пробивать 250-мм гомогенной броневой стали на расстояниях до 3 км. Кроме того, стрельба по бронированным целям может вестись бронебойными снарядами 53-Бр-540 и 53-Бр-540Б, не входящими в штатный боекомплект. Снаряды способны пробивать гомогенную броню толщиной 120-мм и 115-мм соответственно на расстоянии в 1000 м. Кроме обычных типов боеприпасов, «Акация» может вести огонь специальными боеприпасами, например ядерными 3ВБ3 мощностью 1 кт и дальностью стрельбы 17,4 км. Кроме того, для 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1, Д-20 и 2С3 в СССР были разработаны осколочно-химические и химические снаряды, снаряжённые различными отравляющими веществами. Баллистика и габаритно-массовые характеристики этих снарядов приблизительно соответствовали их осколочно-фугасным аналогам (например, баллистика снарядов 53-ХН-530 и 53-ХС-530 соответствовала осколочно-фугасному снаряду 53-ОФ-530). Дополнительно САУ 2С3 оборудована 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира САУ, углы вертикального наведения составляют от?6 град до +15 град. Для личного оружия расчёта гаубицы предусмотрены два крепления под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 600 патронов для автоматов и 18 ракет к сигнальному пистолету.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-38 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С3 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 520 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 60 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С3 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С3 - индивидуальная торсионная. На первом, шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой САУ СУ-100П подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной опорные катки и система подвески САУ 2С3 были усилены, кроме того, была изменена система охлаждения.

Боевое применение

Боевое крещение самоходная гаубица 2С3 приняла во время войны в Афганистане. Гаубица 2С3 являлась самой распространённой самоходной артиллерийской установкой 40-й армии, поэтому часто осуществляла непосредственное сопровождение мотострелковых подразделений во время штурмовых операций, где являлась основой артиллерийских полковых групп 40-й армии СССР. По состоянию на 1 августа 1987 года в составе 40-й армии СССР оставалось три самоходных артиллерийских дивизиона, вооружённых САУ 2С3 общей численностью в 50 единиц. Для защиты корпуса «Акации» от огня 12,7-мм пулемётов ДШК самоходные установки обвешивались запасными траками и использованными ящиками из-под снарядов, наполненными песком. С 1984 года ОКСВА начал использовать 2С3 для сопровождения конвоев через перевал Саланг. Характер местности предрасполагал к частым засадам со стороны афганских моджахедов. Первоначально самоходные гаубицы 2С3 принимались за танки, одним из недостатков которых являются небольшие углы возвышения орудия. Однако, в отличие от танков, САУ «Акация» успешно осуществляли артиллерийскую поддержку во время сопровождения колонн, обстреливая вражеские силы шрапнельными снарядами. В 1985 году во время операции против сил контрреволюции в провинции Хост САУ 2С3 также осуществляли артиллерийскую поддержку силам ОКСВА. Около Пактии САУ попали в засаду, в результате чего как минимум одна 2С3 была уничтожена.

Практически в начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были начаты поставки САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С3 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии оценивался как негативный, что способствовало в свою очередь появлению мифа о том, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принимались во внимание факты о том, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени.

«Акации» использовались в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта, какие-либо подробности применения отсутствуют. Одна самоходная гаубица 2С3 применялась грузинскими артиллерийскими подразделениями во время войны в Абхазии, после 80-100 выстрелов орудие вышло из строя. САУ 2С3 также использовалась российскими войсками во время первого и второго чеченских конфликтов. В августе 2008 года самоходные артиллерийские установки 2С3 использовались российскими войсками. Одним из эпизодов применения была артиллерийская дуэль между российской и грузинской артиллерийскими группировками в посёлке Шанхай. В ходе дуэли от осколочного ранения погиб командир одной из САУ 2С3 693-го мотострелкового полка, причиной потери был выбор удобной, но хорошо просматриваемой с грузинской стороны огневой позиции.

В 2011 году, во время Гражданской войны в Ливии САУ 2С3 использовались правительственными войсками. В ходе гражданской войны в Сирии самоходные гаубицы «Акация» применялись подразделениями Сирийской арабской армии, в том числе использовались при стрельбе прямой наводкой для оказания негативного психологического эффекта на вражеские подразделения. В 2014 году в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины 2С3 использовались украинскими войсками. В августе 2014 года потери САУ 2С3 украинскими войсками превысили потери самоходных гаубиц данного типа в других вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Несколько батарей «Акаций» было выведено из строя силами ВСН, часть САУ была уничтожена украинскими войсками, при этом как минимум один артиллерийский дивизион 2С3 был захвачен войсками ВСН. Среди причин крайне неудачного применения САУ «Акация» во время Вооружённого конфликта на востоке Украины называется низкий уровень подготовки экипажей и неудовлетворительное состояние самоходных гаубиц.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения
Су-152Г 2С3 (2С3М) 2С19
Год принятия на вооружения 1949 1971 (1975) 1989
Боевая масса, т 23,8 27,5 42,0
Экипаж, чел. 5 4 5
Тип установки орудия открытая закрытая закрытая
Марка орудия Д-50/Д-1 2А33 2А64
Длина ствола, клб. 23 28 47
Углы ВН, град -5...+40 -4...+60 -4...+68
Углы ГН, град 143 360 360
Возимый боезапас, выстр. 42 40 (46) 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 13,7 17,4 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км - 20,5 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км - 20 25
Масса ОФС, кг 40,00 43,56 43,56
3-4 1,9-3,5 7-8
- 7,62 12,7
Максимальная сокрость по шоссе, км/ч 65 60 60
Запас хода по шоссе, км 290 500 500
Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с зарубежными аналогами
СССР 2С3 США М109А1 Япония Тип 75 Китай Тип 83 СССР 2С3М1 США М109А6
Начало серийного производства 1971 1973 1975 1984 1987 1991
Боевая масса, т 27,5 24,07 25,3 30 27,5 28,9
Экипаж, чел. 4 6 6 5 4 6
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 152,4 152,4 155
Длина ствола, клб 28 39 30 28 28 39
Углы ВН, град -4...+60 -3...+75 -5...+65 -4...+65 -4...+60 -3...+75
Углы ГН, град 360 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 28 28 30 46 39
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 17,4 18,1 15 17,23 17,4 22
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 20,5 23,5 19 21,88 20,5 30
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 30 20 20 30
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 43,56 43,56 43,88
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,9-3,5 1-4 до 6 до 4 1,9-3,5 1-4
Калибр зенитного пулемёта, мм 7,62 12,7 12,7 12,7 7,62 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 61 47 55 60 61
Запас хода по шоссе, км 500 299 300 450 500 299

Операторы

Современные

Россия:
-Сухопутные войска России - 1800 ед., из них 1000 на хранении, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - 18 ед. по состоянию на 2013 год
-Азербайджан - 6 ед. по состоянию на 2013 год, дополнительно поставлено 16 единиц 2С3 из Украины в период с 2009 по 2010 год
-Алжир - 30 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 40 ед.
-Армения - 28 ед. по состоянию на 2013 год
-Белоруссия - 108 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 166 ед.
-Вьетнам - 30 ед. по состоянию на 2013 год
-Демократическая Республика Конго - 10 ед. по состоянию на 2013 год
-Грузия - 13 ед. по состоянию на 2013 год; по данным «Газета. Ру», 8 единиц 2С3М по состоянию на 2008 год
-Казахстан - 120 ед. по состоянию на 2013 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3 по состоянию на 2013 год
-Словакия - 4 ед. поставлены в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Сирия - 50 ед. по состоянию на 2013 год
-США - 19 ед. поставлено в период с 1993 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 16 ед. по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 17 ед. по состоянию на 2013 год
-Украина - 463 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлена 501 единица
-Чехия - 13 ед. поставлено из Венгрии в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Южная Осетия - 42 ед. по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 ед. по состоянию на 2013 год

Бывшие

СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-Болгария - 4 ед. поставлены из СССР в 1989 году, в 1999 году проданы Анголе
-Венгрия - 18 ед. поставлено из СССР в 1981 году
-ГДР - 95 ед. поставлено из СССР в период с 1979 по 1985 год, переданы ФРГ. 9 единиц были проданы США, остальные возможно на хранении или подверглись демилитаризации.
-Ирак - 150 ед. поставлено из СССР в период с 1980 по 1989 год, с 2006 года сняты с вооружения

Характеристики

Классификация: самоходная гаубица
-Боевая масса, т: 27,5
-Компоновочная схема: переднемоторная
-Экипаж, чел.: 4
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6970
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7765
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 3050
-База, мм: 4622
-Колея, мм: 2720
-Клиренс, мм: 450
Бронирование:
-Тип брони: противопульная
-Лоб корпуса, мм/град.: 30
-Борт корпуса, мм/град.: 15
-Лоб башни, мм/град.: 30
-Борт башни, мм/град.: 15
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А33
-Тип пушки: нарезная гаубица
-Длина ствола, калибров: 28
-Боекомплект пушки: 46
-Углы ВН, град.: -4...+60 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: до 20,5
-Прицелы: ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность:
-Двигатель : Производитель: ЧТЗ. Марка: В-59У. Тип: дизельный. Объём: 38 880 куб.см.. Максимальная мощность: 520 л.с., при 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент: 2059 Н·м, при 1200-1400 об/мин. Конфигурация: V12. Цилиндров: 12. Расход топлива при смешанном цикле: 180-220 л/100 км. Расход топлива на трассе: 165 л/100 км. Диаметр цилиндра: 150 мм. Ход поршня: 180 мм. Охлаждение: жидкостное. Тактность (число тактов): 4. Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 60
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Ёмкость топливных баков, л: 830
-Удельная мощность, л. с./т: 19
-Тип подвески: индивидуальная, торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,6
-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 3
-Преодолеваемый брод, м: 1

История создания САУ 2С3 Акация

До середины 60-х годов в войсках Советской Армии продолжали служить САУ ,
и
, созданные и принятые на вооружения ещё в период Великой Отечественной войны. Они сочетали в себе качества пушечно-гаубичной артиллерии с противотанковыми возможностями, и за эту универсальность нравились военным, чьи взгляды на способы ведения боевых действий сформировались в ходе войны.

Однако когда военное поколение офицеров и генералов стало постепенно сменяться послевоенным, стали формироваться новые взгляды на использование самоходной артиллерии.

Так, в частности, главным врагом танка был объявлен не артиллерийский снаряд, а ПТУРС. Поэтому посчитали, что самоходная артиллерия с одной стороны не может быть противотанковой, а с другой, ей не нужна противоснарядная броня, поскольку ПТУРСы её всё равно пробьют, сколь бы крепкой она ни была. А по сему САУ должна быть максимально подвижной, желательно плавающей и авиатранспортабельной, а следовательно иметь лишь противопульное бронирование. Орудие же для максимального манёвра огнём должно размещаться не в бронерубке, а во вращающейся башне с возможностью кругового обстрела и высокого угла подъёма ствола. Кроме того, орудие должно было иметь возможность стрелять и ядерными снарядами.

Исходя из этих взглядов, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» было выдано техническое задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 Акация .

Конструкция 2С3 Акация

Акация была спроектирована по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.

В ходе проектирования гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Также рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Конструкторам удалось добиться разрешения на усиление брони до 30-миллиметровой толщины и, соответственно, отказа от плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным отстоять удалось, и Акация может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Так, тяжёлыйлый военно-транспортный самолёт
может взять на борт две таких установки.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир находится за наводчиком.
Боекомплект был первоначально размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.

Вооружение 2С3 Акация


Основным вооружением Акации является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров . Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20 , изготавливалась в Перми на Мотовилихинском заводе. По конструкции ствола 2А33 отличается от Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а по баллистике и боеприпасам она полностью соответствует Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только с места.


2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм, предельная – 740 мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении стрельбы прямой наводкой без перекомплектации зарядов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении стрельбы с закрытых позиций с подачей выстрелов с грунта скорострельность достигает четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости – только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг) . Имелось также четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 м. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 м, он способен пробивать расположенную под прямым углом плиту броневой стали толщиной 250 мм.
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель 2С3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке
, а потом на
и на

. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см 3 .
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Серийное производство Акации началось в 1973 году. В 1975 самоходка была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола была увеличена на один калибр. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1.
САУ 2C3 Акация до сих пор состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советские времена самоходка поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию и Сирию, где также состоит на вооружении.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску