Исполнение желаний

Бмп 2 ттх технические характеристики. «Энциклопедия мирового вооружения. Применяемые охлаждающие жидкости

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Мобильность пехотинца – это одна из наиболее важных составляющих в современной войне. Насколько быстро солдат сможет попасть на нужный участок театра боевых действий, во многом определяет результат всей операции. Ведь искусство войны – это умение концентрировать свои силы в определенном месте. Также имеет важное значение огневая мощь пехоты. Во многом эти функции в современном конфликте выполняет боевая машина пехоты. Сегодня эта бронемашина является одним из самых важных видов бронетехники.

В настоящий момент основной боевой машиной пехоты, которая стоит на вооружении российской армии является БМП-2, которая, по сути, является глубокой модернизацией БМП-1 – первой машины подобного класса в мире.

Технические характеристики БМП-2 образца 1980 года

  • Годы производства — 1980-1990гг.
  • Всего изготовлено — около 15000 шт. всех модификаций.
  • Боевое применение — военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 3 человека, десант — 7 человек.
  • Боевая масса — 14 т.
  • Длина — 6,74 м, ширина — 3,15 м, высота — 2,1 м, клиренс — 420 мм.
  • Вооружение: 30-мм пушка (боекомплект — 500 снарядов); четыре ПТРК «Фагот «/»Конкурс «; ПЗРК «Стрела-3″/гранатомет РМГ-7. 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2000 патронов).
  • Толщина брони — 6-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность — 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.

История создания БМП-2

Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.

Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.

Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.

В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.

Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка ».

Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли », могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.

Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.

Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.

Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.

Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.

Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.

Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе . Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.

Устройство

БМП-2 – это, по сути, глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевых машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет такую же компоновку, как и ее предшественница. Двигатель и силовое отделение находятся спереди, там же расположено отделение управления, а боевое отделение – в самом центре машины. Сзади имеется десантный отсек, который вмещает шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десантирования пехотинцев.

Броня машины катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, легкого стрелкового оружия и оружия массового поражения. В десантном отсеке сделаны специальные амбразуры, снабженные шаровыми установками, которые позволяют вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.

Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является система вооружения. На новой машине установлена автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов. Благодаря этой пушке, которая имеет большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 – до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также был установлен пулемет, а для уничтожения бронетехники на машину могут быть использованы ПТРК «Фагот» или «Корнет».

Для установки нового вооружения на БМП-2 была оборудована новая более просторная башня. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет ей вести огонь на ходу. В башне оборудованы места для наводчика и командира машины. Благодаря новым, более совершенным прицельным приспособлениям и приборам наблюдения, теперь вести огонь могут и командир машины, и наводчик.

По сравнению с предыдущей машиной, количество десантников и их размещение изменились. В десантном отсеке может находиться шесть бойцов, еще одно место для пехотинца имеется за механиком-водителем.

На БМП-2 установлен более совершенный двигатель, с системой турбонаддува. Устройство ходовой части и трансмиссии остались прежними. Добавлена более совершенная система установки дымовой завесы, которая состоит из термодымовой аппаратуры и шести дымовых гранатометов «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.

Установка новой башни большего размера увеличила массу машины, однако, БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость передвижения на воде составляет 7 км/ч, движение происходит благодаря перематыванию гусениц.

Видео о БМП-2

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Военная кафедра

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник цикла военной кафедры

полковник М. Неподкосов

« _____ » ____________ 2011г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по дисциплине

«Техническая подготовка»

ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП -2

ЗАНЯТИЕ 3: «Двигатель УТД-20С1 БМП-2»

ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПМК № 4

«____» _______________2011 г.

ПРОТОКОЛ №______

20 11 г.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить со студентами назначение и общую характеристику двигателя БМП-2.

2. Изучить со студентами общее устройство механизма газораспределения

и механизма передачи.

3. Прививать студентам навыки в обслуживании БМП-2.

4. Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности БМП-2.

ВРЕМЯ: 2 часа

МЕСТО: класс технической подготовки

МЕТОД: групповое занятие

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :

1. Плакаты:- механизма газораспределения

и механизма передачи.

2 . Топливная система двигателя

- Топливная аппаратура

- Привод управления подачей топлива.

3. Стенды - УТД-20.

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

1. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1. М., Воениздат, 1989.

2. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2. М., Воениздат, 1990.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

п/п

Перечень отрабатываемых учебных вопросов (при необходимости краткое содержание и методика их отработки)

Время

(мин.)

Наглядные пособия и ТСО и контроля

I .

Вступительная часть

- проверяю наличие личного состава по журналу

- объявляю тему и цель занятия, учебные вопросы

II .

Основная часть

1-й вопрос : Двигатель. Техническая

характеристика и общее

Устройство.

2-й вопрос : Общее устройство

механизма газораспределения

и механизма передачи.

Стенд, слайды

III .

Заключительная часть

- подвожу итоги занятия

- напоминаю тему и цели занятия

- даю задание на самоподготовку

- объявляю тему и место следующего занятия по предмету

1-й вопрос : Двигатель. Техническая характеристика и общее устройство.

Для достижения надежной и безотказной работы силовой установки командир отделения должен знать и следить за соблюдением следующих основных требований:

– запускать двигатель только в соответствии с правилами, установленными для летних и зимних условий эксплуатации;

– во время движения постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, поддерживать температуру охлаждающей жидкости и масла в пределах, указанных в настоящем пособии;

– не допускать прогрева и длительной работы двигателя на пониженном тепловом режиме;

– при эксплуатации машины применять топливо, масла и смазки, которые указаны в настоящем пособии;

– заправлять машину горючими и смазочными материалами только закрытой струей, не допускать попадания в заправочные отверстия воды, пыли и грязи;

– качественно и в установленные сроки проводить техническое обслуживание силовой установки.

Силовая установка является источником механической энергии, приводящей машину в движение и обеспечивающей работу всех ее вспомогательных агрегатов, механизмов и устройств. В силовую установку входят шестицилиндровый V -образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель УТД-20С1 и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Двигатель мощностью 300 л. с. установлен в силовом отделении машины в едином блоке с коробкой передач, главным фрикционом и планетарными механизмами поворота. Силовой блок размещается в носовой части машины и крепится на трех опорах, на двух бугелях 3 (рис. 5) и на упругой опоре 2.

Рис. 4. Двигатель (вид со стороны маховика)

1, 7, 30 – трубопроводы подвода масла к механизму газораспределения; 2 – головка блока; 3 – штуцер отвода ОЖ; 4 – выпускной коллектор; 5 – крышка головки блока; 6 – топливный фильтр тонкой очистки; 8, 19 – трубопроводы отвода топлива и воздуха; 9 – топливные шланги; 10 – топливные трубки высокого давления; 11 – ТНВД; 12 – подвод топлива к топливоподкачивающему насосу; 13 – стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 – топливоподкачивающий насос; 15 – регулятор ТНВД; 16 – трубопровод подвода масла к ТНВД; 17 – центробежный масляный фильтр; 18 – рычаг управления ТНВД; 20 – штуцер отвода пара; 21 – крышка лючка; 22 – впускной коллектор; 23 – пробка слива масла из коллектора; шланг подвода воздуха к генератору; 25 – генератор; 26 вентилятор генератора;27 трубопроводы воздухопуска; 28 – трубопровод подвода масла к воздухораспределителю; 29 – воздухораспределитель; 31 – шестерня стартера; 32 – шпильки крепления коробки передач; 33 – маховик коленчатого вала; 34 – сапун; 35 – крышка; 36 – стрелка указатель; 37 – блок картер; 38 – крышка; 39 – шланг подвода масла к центробежному фильтру; 40 – фильтр грубой очистки масла; 41 – штуцер для подсоединения шланга агрегата консервации АКД – 1; 42 – трубки объединенного слива топлива из форсунок; 43 – штуцер отвода масла к радиатору; 44 – штуцер отвода маслак фильтру; 45 – масляный насос; 46 – штуцер подвода масла из бака; 47 – водяной насос; 48 – кран слива ОЖ

Рис. 5. Крепление силовой установки

1 – двигатель; 2 – упругая опора двигателя; 3 – бугель; 4 – кронштейн; 5 – коробка передач

2.1. Устройство двигателя УТД-20С1

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала, состоит из блок-картера, коленчатого вала, маховика, поршней, вала отбора мощности, уравновешивающего механизма, шатунного механизма.

Механизм газораспределения (ГРМ) (рис. 6) – служит для обеспечения наполнения цилиндров воздухом и очистки и от отработанных газов в порядке, соответствующем рабочему циклу двигателя.

Он смонтирован на головке блока и состоит из клапанов впуска и выпуска и распределительных валов с шестернями привода.

Механизм передач к распределительным валам и навесным агрегатам двигателя смонтирован в фигурном кармане блок-картера со стороны маховика. Общий вид механизма передач показан на (рис. 7).

Силовое отделение (рис. 5) размещено в правой передней части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агре­гатам.

В силовом отделении расположены агрегаты силовой уста­новки и силовой передачи с обслуживающими их системами.

Двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиатор системы охлаждения, радиатор системы смазки дви­гателя, радиатор системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки.

Справа от двигателя расположены водооткачивающий насос, маслобак с котлом подогревателя, автомат давления АДУ-2С с влагомаслоотделителем и насосный узел подогревателя.

К балкам крыши корпуса крепится блок системы охлажде­ния с воздухоочистителем.

Кроме того, в силовом отделении размещены узлы систем, обеспечивающих работу силовой установки.

2. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель

Шестицилиндровый четырех­тактный бескомпрессорный ди­зель жидкостного охлаждения, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива

Марка

УТД-20С1

Максимальная мощность при 2600 об/мин, кВт (л. с.)

210-221 (285-300)

Максимальный крутящий мо­мент при 1500 - 1600 об/мин, Н*м (кгс*м)

883-1030 (90-105)

Степень сжатия

Расположение цилиндров

V -образное под углом 120 º

Порядок работы цилиндров

1л- 1пр - 2л - 2пр- 3л- 3пр

Рабочий объем цилиндров двигателя, л

Удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт ч (г/л. с ч), не более

238(175)

Удельный расход масла при 2200 об/мин, г/кВт ч (г/л. с ч), не более

10,9 (8)

Габаритные размеры, мм:

длина

ширина

высота

Масса сухого двигателя, кг

Гарантийный срок службы, ч

Система питания топливом

Применяемое топливо:

летом

Дизельное топливо летнее ГОСТ 305-82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

зимой

Дизельное топливо зимнее или арктическое ГОСТ 305 - 82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

Заправочная вместимость топливных баков, л

общая

дверных баков:

правого

левого

среднего

боковых баков:

правого

левого

Система питания воздухом

Тип воздухоочистителя

Бескассетный, циклонный с ав­томатическим эжекционным удалением пыли

Система смазки

Применяемое масло

МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3

Заправочная вместимость си­стемы, л

Заправочная вместимость ба­ка, л

Минимально допустимое ко­личество масла в баке, л

Система охлаждения и по­догрева

Тип системы охлаждения

Жидкостная, высокотемпера­турная, закрытого типа, с при­нудительной циркуляцией ох­лаждающей жидкости и эжек­ционным просасыванием воз­духа через радиаторы

Заправочная вместимость, л

Применяемые охлаждающие жидкости:

зимой

Низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65

летом

Вода с трехкомпонентной при­садкой

Тип подогревателя

Форсуночный с жаротрубным котлом

Тип системы подогрева

Жидкостная с принудительной циркуляцией

Система обеспечения холод­ного пуска двигателя

Бесфорсуночный факельный подогреватель (БФП) впуск­ного воздуха двигателя

Системы пуска:

основная

Сжатым воздухом

дополнительная

Электростартером

Механизм защиты двигателя от попадания воды

Клапанный, автоматический, с ручным приводом взвода кла­панов

2.9. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Главный фрикцион

Многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый

Количество ведущих дисков, шт.

Количество ведомых дисков,шт.

Коробка передач

Механическая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на II , IIIIV и V передачах

Количество передач

Передаточные числа:

5 - вперед, 1 - заднего хода

При включенной замедленной передаче

I передачи

5,25 7,56

II передачи

2,842 4,092

III передачи

1,912 2,753

IV передачи

1,284 1,849

V передачи

0,858 1,236

передачи заднего хода

5,25 7,56

Применяемое масло

МТ-8п, или МТ-16п, или ТСЗп-8

Заправочная вместимость, л, около

Масса (с главным фрикцио­ном, ПМП, тормозами и гидро­приводом), кг

Планетарные механизмы по­ворота

Планетарные, двухступенчатые

Передаточное число:

включен фрикцион

включен тормоз ПМП

Минимальный фиксирован­ный радиус поворота (по цент­ру), теоретический, м

Тормоза остановочные

Ленточные, плавающие, двух­стороннего действия

Минимальный фиксирован­ный радиус поворота (по цент­ру) при затянутом остановоч­ном тормозе, теоретический, м

Бортовые передачи

Планетарные, одноступенчатые

Передаточное число

Применяемое масло

МТ-16п, МТ-8п или ТСЗп-8

Заправочная емкость, л

Масса редуктора бортовой передачи, кг

Приводы управления

Привод подачи топлива

Механический (педальный с ручной установкой постоянной подачи)

Привод управления главным фрикционом

Гидравлический (при нерабо­тающем двигателе - пневмати­ческий)

Привод управления пере­ключением передач

Механический с гидравличе­ским сервоприводом на II , III , IV , V передачах

Привод управления плане­тарными механизмами поворо­та

Гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП

Привод управления остано­вочными тормозами

Гидравлический следящего дей­ствия (при неработающем дви­гателе - пневматический)

Привод управления стояноч­ным тормозом

Механический

Система питания топливом предназначена для:

¾ хранения и транспортирования возимого запаса топлива;

¾ подачи очищенного топлива в цилиндры двигателя.

Техническая характеристика.

Общая емкость топливных баков- 462 л.

Применяемое топливо - дизельное:

при температуре выше 0° С - летнее марки Л;

при температуре - 20° С и выше-зимнее марки 3 минус 35;

при температуре - 30° С и выше-зимнее марки 3 минус 45;

при температуре - 50° С и выше-арктическое марки А.

2-й вопрос : Общее устройство механизма газораспределения и

механизма передачи.

2.2. Система питания двигателя УТД-20С1 топливом

Система питания предназначена для хранения топлива в машине, очистки и подачи его из баков к топливному насосу высокого давления и впрыска его под давлением в необходимых дозах и в определенный момент в цилиндры двигателя соответственно порядку их работы. Она состоит из топливных баков (8, 11, 16, 17, 21) (рис. 8), топливомера (23), топливоподкачивающего насоса БЦН (10), топливных кранов (25, 26), фильтра грубой очистки (7), дренажной системы с клапаном 12 и топливной системы двигателя (топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, насоса высокого давления (ТНВД), всережимного регулятора, автоматической муфты угла опережения подачи топлива, форсунок и системы объединенного слива топлива из форсунок (27). Трубопроводы системы питания и дренажной системы окрашены в желтый цвет.

Рис.6.Механизм газораспределения

1 – шестерня привода газораспределения;2 – гайка регулировочной втулки;3 – стопорноекольцо;4 –регулировочная втулка;5 – шестерня распределительного вала;6 –крышка упорного подшип­ника; 7 – распределительный вал выпуска; 8 – распределительный вал впуска;9 – крышка под­шипника распределительного вала;10 – впускные клапаны;11 – основание упорного подшипника; 12 – замковое кольцо;13 – стержень; 14 – малая пружина;15 –большая пружина;16 – замок;17 –тарелка;18 –грибок клапана;а, б –насечки.

Рис.7.Механизм передач

1 –шестерня уравновешивающего механизма;2 –крышка;3 – шестерня коленчатого вала;4 –коленчатый вал;5, 10, 12, 17, 18 –промежуточные шестерни;6 –ше­стерня привода масляного и водяного насосов;7 –шестерни распределительных ва­лов правого блока;8 –промежуточная шестерня привода распределительных валов правого блока;9 –блок шестерен (привод тахометра);11 – шестерня привода топливного насоса; 13 – блок шестерен (привод воздухораспределителя);14 –промежу­точная шестерня привода распределительных валов левого блока;

15 – ведомые ше­стерни распределительных валов левого блока; 16 – блок шестерен;19 – шестерня привода генератора и вентилятора

Рис. 8. Система питания двигателя топливом

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – двигатель; 3 – топливоподкачивающий насос; 4 – форсунка подогревателя; 5 – топливный насос подогревателя; 6 – насосный узел подогревателя; 7 – фильтр грубой очистки топлива; 8 – правый топливный бак; 9, 22 – дренажные трубки; 10 – топливоподкачивающий насос (БЦН); 11 – топливный бак; 12 – дренажный клапан; 13,18,24 – трубопроводы; 14, 32 – заправочная горловина; 15 – трубопроводы дренажной системы; 16,17 – дверные топливные баки; 19 – крышка лючка бака; 20, 29, 35 – пробки; 21 – левый топливный бак; 23 – топливомер;25 – топливный кран; 26 – топливный кран подогревателя; 27 трубки объединенного слива топлива из форсунок; 28 – клапан слива топлива из бака; 30 – пробка заправочной горловины; 31, 36 – сетчатый фильтр; 33 – соединительный рукав; 34 – патрубок; 37 – корпус крана; 38, 41 –

пружины; 39, 44 – уплотнительные кольца; 40 – эксцентрик; 42 – рукоятка; 43 – шток клапана; 45 – клапан

Работа системы питания двигателя топливом. Перед запуском двигателя необходимо включить топливоподкачивающий насос БЦН, который обеспечивает подготовку системы к работе: заполнение трубопроводов и фильтров, удаление из системы воздуха и подачи топлива к насосу высокого давления. После включения насоса БЦН топливо из основного бака подается через топливный кран в фильтр грубой очистки, где, проходя через зазоры фильтрующего элемента, очищается и через выходной штуцерподается в топливоподкачивающий насос двигателя,а затем к фильтру тонкой очистки. Пузырьки воздуха, имеющегося в топливе, поднимаются вверх и через обратный клапан вместе с частью топлива отводятся в бак. Остальное топливо, проходя через окна входных проставок, войлочные фильтрующие пластины,окна выходных проставок, шелковый чехол и сетку очищается и подается в центральную полость фильтра, откуда через сверление в корпусе и штуцер подается в топливный насос высокого давления. После запуска двигателя вступает в действие его топливоподкачивающий насос, который обеспечивает бесперебойную подачу топлива из баков в насос высокого давления при работающем двигателе.

Привод управления подачей топлива (рис. 11) служит для изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, установки постоянной подачи топлива с помощью ручного привода и автоматической остановки двигателя при срабатывании систем коллективной защиты и ППО. Управление подачей топлива может осуществляться как ножным, так и ручным приводом. При нажатии на педаль усилие передается через системы тяг и рычагов на рычаг регулятора топливного насоса. Рычаг поворачивается по ходу часовой стрелки, и топливный насос увеличивает подачу топлива. Ручной привод остается неподвижным, так как палец двуплечего рычага свободно движется по удлиненному пазу проушины.Положение педали, выжатой до упора в регулировочный болт, соответствует максимальной подаче топлива. При этом зазор между рычагом и упором-ограничителем должен быть 0,15–0,3 мм. При отпускании педали рычаг под действием пружины поворачивается против хода часовой стрелки и подача топлива уменьшается. Положение полностью опущенной педали при отсутствии зазора между рычагом и упором-ограничителем соответствует нулевой подаче топлива.

При повороте рукоятки ручного привода подачи топлива против хода часовой стрелки тяга перемещается вверх и через двуплечий рычаг,систему тяг и рычагов привода воздействует на рычаг регулятора топливного насоса и подача топлива увеличивается. При повороте рукоятки по ходу часовой стрелки подача топлива будет уменьшаться. Если при работе двигателя на месте или в движении сработает механизм остановки двигателя (МОД), рычаги его разомкнутся, цепь привода подачи топлива разорвется и двигатель остановится. Для приведения привода в рабочее состояние достаточно установить ручной привод в положение нулевой подачи и отпустить педаль.

Техническое обслуживание. Правильное и регулярное обслуживание является обязательным условием безотказной работы системы питания топливом. При обслуживании машины необходимо выполнить следующие работы:

при КО и ЕТО: проверить заправку системы топливом, проверить отсутствие течи;

при ТО № 1: дополнительно проверить регулировку привода управления подачей топлива;

при ТО № 2: дополнительно промыть фильтр грубой очистки топлива, заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива, проверить уровень смазки в муфте опережения впрыска топлива.

При переводе машинына зимнюю эксплуатацию необходимо слить отстой из топливных баков и фильтров и заменить летнее топливо на зимнее.

Возможные неисправности. В процессе эксплуатации возможны следующие основные неисправности:

1. Двигатель не пускается-воздух в топливной системе; нарушена регулировка угла опережения впрыска топлива.

2. Двигатель не развивает необходимой мощности - неисправность форсунок и секций топливного насоса; разрегулирован привод управления подачей топлива.

3. Двигатель стучит - ранний впрыск топлива в цилиндры; большие зазоры в газораспределительном механизме.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- напоминаю тему и цели занятия;

- определяю как достигнуты цели;

- объявляю оценки;

- произвожу разбор занятия;

- объявляю тему следующего занятия;

- отвечаю на вопросы обучаемых.

Методическую разработку составил:

Старший преподаватель цикла военной кафедры

п/п–к Ю.А.Чумаченко

Работы по БМП-2 (История создания)

Исследования, проведенные институтом в рамках ряда НИР, показали, что заданный в ТТТ артиллерийский комплекс вооружения, состоящий из улучшенного 73-мм гладкоствольного орудия 2А41 «Зарница» и спаренных с ним 12,7-мм и 7,62-мм пулеметов, не является оптимальным при решении комплекса основных задач, стоящих перед БМП, особенно при их тесном боевом взаимодействии с танками.
В начале 1970 г. ЧТЗ было задано разработать, кроме основного варианта модернизированной БМП с новым 73-мм орудием «Зарница» (объект 768), вариант с 30-мм автоматической пушкой.
Параллельно с ЧТЗ аналогичную работу проводили и во ВНИИтрасмаш. В результате была создана компоновка БО с так называемым «вынесенным» размещением спаренной установки 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета на крыше значительно обниженной башни в бронированной надстройке. Такая конструкция имела ряд серьезных преимуществ. Во-первых , упрощалось размещение прицельного комплекса, т.к. передняя часть башни была свободна от качающейся части оружия, что позволяло установить перед наводчиком сразу все необходимые приборы. Во-вторых , облегчался подвод питания к расположенному сзади экипажа оружию, к тому же вынесенному наверх. В-третьих , отсек с оружием можно было изолировать от обитае-мого отделения, что позволяло кардинально решить проблему загазованности, обусловленной конструкцией и высокой скорострельностью пушки. Кроме того, обниженная башня давала су-щественную экономию (до 20%) по массе БО. Попытка предложить эту схему ЧТЗ успеха не имела, т.к. там основным считался вариант с 73-мм орудием, и разунификация по башне не до-пускалась.
Предложение института было рассмотрено в начале 1971 г. и высоко оценено руководите-лями МО и МОП. После чего последовало поручение КМЗ совместно с ВНИИтрансмаш в рам-ках комплексной НИР создать опытный образец такой БМП с 30-мм автоматической пушкой. Одновременно руководством МОП были предприняты решительные действия по развитию кон- структорско-экспериментальной базы головного серийного завода с задачей сделать ее конкурен-тоспособной с ЧТЗ.
Эти решения руководства МОП по созданию альтернативного варианта БМП с новым комп-лексом вооружения и связанная с этим перспектива перехода функций головного по БМП к КМЗ была, естественно, негативно воспринята на ЧТЗ, и давние, традиционно хорошие взаимоотно-шения между институтом и КБ П.П. Исакова на некоторое время были серьезно испорчены.
Тремя годами позже П.П. Исаков, вступая в должность директора института, принимал дела и знакомился с работами различных подразделений. Доклад В.Ф. Викторова о работах по легким машинам заслужил положительную оценку нового директора, выраженную в заключительной фразе: «Вы молодцы, все делаете правильно. Так держать!»
С этих пор и до окончания своей трудовой деятельности П.П. Исаков лично курировал всю работу института по созданию легких плавающих машин, внося в нее весь свой талант главного конструктора и колоссальный жизненный опыт руководителя большого ранга.
Разработка новой машины была начата в августе 1971 г. и велась сразу по трем основным направлениям. В Кургане группой конструкторов под руководством заместителя главного конст-руктора Н.И.Усенко, представителями ВНИИтрансмаш и ВНИИстали под руководством В.Ф. Вик-торова велась доработка корпуса и шасси БМП-1 под размещение нового, уширенного погона, разработанного ЧТЗ, и изыскивались пути по снижению массы шасси.
Одновременно там же создавались два варианта боевых отделений — с вынесенным разме-щением 30-мм автоматической пушки, предложенный институтом (объект 680), разработка ко-торого велась группой конструкторов КМЗ под руководством представителей института (Г.И. Бара-нов, A.A. Тимофеев), на это время «переселившихся» в Курган, и классический вариант (объект 675), разрабатываемый КМЗ под руководством заместителя главного конструктора В.И. Лузина.
Параллельно в Туле отрабатывались варианты 30-мм автоматической пушки с двойным под-водом питания (будущая пушка 2А42), в Ленинграде в ЛОМО создавался прицел для зенитной стрельбы, а в Коврове, в тесном содружестве с лабораторией Р.И. Свердлова, создавался стаби-лизатор вооружения (СВ) 2Э36.
Одним из новых и наиболее сложных технических вопросов был подвод сразу двух патрон-ных лент к качающейся части пушки с требованием обеспечить минимальный и стабильный мо-мент от подтягивания ленты при стрельбе во всем диапазоне углов наведения. Для его решения A. Тимофеев предложил так называемый «пластинчатый рукав», компактно разместившийся в вынесенной установке пушки объекта 680.
Для проверки этого решения В.Н. Кодинцев (КМЗ) совместно с Г.И. Барановым создали экспериментальную систему питания на макетном образце башни и в апреле 1972 г. успешно «отстреляли» ее в заводском тире.
По результатам стрельбовых испытаний объектов 675 и 680 в 38НИИБТ предпочтение было отдано классическому варианту, объекту 675, с более высокими показателями точности стрельбы.
Для обеспечения подачи патронов и работы стабилизатора в более широком диапазоне уг-лов вертикального наведения был создан «гибридный» вариант боевого отделения объекта 675, в него вошла установка пушки объекта 680 с «гибким пластинчатым рукавом». Компоновка БО оказалась весьма удачной, и с незначительными доработками она сохраняется в БМП-2 и других машинах. Институт взял на себя разработку программы испытаний и подготовку испытателей КМЗ, не имевших опыта отработки сложных систем вооружения, участвовал в проведении ряда этапов испытаний, а также в решении двух проблем—в обеспечении точности и кучности стрель-бы с ходу и достижении допустимого уровня загазованности.

Весной 1975 г. на подмосковном полигоне на ст. Львовская бригада курганцев, туляков, ковровчан совместно с представителями института и измерителями из ЦНИИточмаш провела большую исследовательскую работу по определению частотных характеристик всех элементов системы — пушки, СВ и машины.
На основе полученных данных были выданы рекомендации разработчикам пушки и СВ по внедрению дульного тормоза на пушке 2 А42, изменению частотных характеристик гиротахомет-ров и увеличению мощности привода ВН стабилизатора 2Э36. Это обеспечило высокие и ста-бильные параметры точности и кучности боя пушки 2А42 на всех режимах работы.
Испытания по определению газопоступления в машину от каждой стреляющей установки проводила с конца мая по август 1975 г. в Стругах-Красных бригада специалистов из Кургана и института (руководитель A.A. Тимофеев). Было израсходовано 3500 боеприпасов для пушки и около 20 тыс. 7,62-мм патронов для пулеметов и автоматов.
Колоссальный объем замеров загазованности был выполнен, прежде всего, благодаря но-вому, разработанному в институте, газоанализатору и его автору А.Н. Нарбуту, обеспечивавше-му, наряду с анализами, проводимыми Военной медицинской академией (ВМА) им. С.М. Кирова, экспресс-анализ непосредственно на полигоне. В результате газопоступление от пушки 2А42 было уменьшено в 2 раза, а также установлены новые режимы стрельбы из оружия БМП, что позволи-ло уложиться в рамки нормативов по содержанию окиси углерода и обеспечить в дальнейшем успешное завершение начавшихся государственных испытаний этой машины.
В 1976 г. полигонные испытания объекта 675 Сп2 были практически успешно завершены. Испытания объектов 768 с новым 73-мм орудием затянулись. Поэтому было решено провести сравнительные войсковые испытания серийной БМП-1 и новых модернизированных БМП: объек-тов 675 Сп2 и 681 (объект 675 с БО объекта 768 и 73-мм орудием «Зарница»), В начале 1978 г. два взвода по три машины объектов 675 и 681 были собраны КМЗ и поставлены в Гвардейскую Таманскую дивизию, а командование МВО создало межведомственную комиссию под предсе-дательством первого заместителя командующего МВО. В эту комиссию вошел В.Ф. Викторов, а членами рабочих групп стали В.Ф. Матлов и A.A. Тимофеев.
Испытания наглядно доказали пре-имущество комплекса вооружения объекта 675 с 30-мм автоматической стабилизированной пушкой с 2-ленточным питанием. Здесь уместно вспомнить, что две опытные машины БМП были направлены в Афганистан , и за боевую эффективность они получили у душманов прозвище «шайтан-арба».
Это поставило точку в длительном споре о выборе комплекса вооружения для новой модернизированной БМП. Под индексом БМП-2 объект 675 Сп2 был принят на вооружение и серийное производство в 1980 г.
До сих пор БМП-2 состоит на вооружении многих армий мира, принимала участие в многочис-ленных вооруженных конфликтах. По отзывам авторитетных зарубежных специалистов является лучшей БМП. Она обладает всеми характерными качествами русского оружия — простотой, на-дежностью и неприхотливостью в обслуживании, наряду с высокими боевыми характеристиками. И это при том, что БМП-2 отнюдь не исчерпала возможности своей дальнейшей модернизации.


Подробнее про модернизацию БМП-2 "Бережок"

БМП-2 создавалась на базе для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. («объект 769») и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680, 675). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена, Кувейта.

На машинах первых выпусков, как на опытном «объекте 675», отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.

Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ) с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей - открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113 , легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР.

Основное вооружение БМП-2 - 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом, вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.

Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси .

Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.

Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства - ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.

Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.

В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.


Устройство БМП-2: 1 - двигатель; 2 - прибор наблюдения механика-водителя; 3 - прибор наблюдения стрелка-десантника; 4 - пушка 2А42; 5 - башня; 6 - спаренный пулемёт; 7 - кожух прицела; 8 - пусковая установка ПТУР «Конкурс»; 9 - укладка ПТУР в боевом отделении; 10 - антенна; 11 - укрывочный брезент; 12 - спинка сиденья десанта; 13 - шаровые опоры для автоматов; 14 - кормовая дверь; 15 - опорный каток; 16 - магазин для 30-мм снарядов; 17 - укладка ПТУР механика-водителя; 18 - сиденье стрелка-десантника; 19 - сиденье механика-водителя; 20 - направляющее колесо; 21 - крыло-поплавок; 22 - бронекрышки; 23 - дымовые гранатомёты; 24 - фара; 25 - прибор заднего вида

30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы - малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000- 2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых - бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы - 700-800 выстрелов в минуту.
Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях.

Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы - автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию.

Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям - с места.

Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.

Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1. Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В.

Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции - корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.

Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.

Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100- 150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча». Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200- 300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1.

На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210...221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным - с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.

Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический); переключением передач - механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота - гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами - гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе - пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) - механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.

Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков - масло МТ-16п.

Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х - пружинные упоры (ограничители хода катков).

ФОТОГРАФИИ БМП-2 И ЕЕ МОДИФИКАЦИЙ

БМП-2 с ПТУР «Корнет» установлена новая СУО с ТВП, дополнительное ракетное вооружение - 4 ПТРК «Корнет»

БМП-2 с противокумулятивными решетчатыми экранами производства НИИ Стали.

Модификации:


. БМП-2 (установлен автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя»)

БМП-2Д («афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. 1981 г.)


БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-2Д

БМП-2К (командирская БМП, дополнительные средства связи)

БМП-2М (новый боевой модуль «Бахча-У» с 100-мм пушкой, 2000 г.)


БМП-2 с ПТУР «Корнет» (новая СУО, дополнительное ракетное вооружение - 4 ПТРК «Корнет», 2000 г.)

Зарубежные модификации:

BVP-2 (БМП-2 Чехословакского производства)

. «Sarath» (БМП-2 производившаяся в Индии)


Машины созданные на базе БМП-2:

БРЭМ-4


БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА БРЭМ-4



. МАШИНА ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ РХМК


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :


Боевая масса, кг

13 800...14 000

Экипаж (десант), чел.

3 (7)

Основные размерения, мм:

Длина по корпусу (с пушкой вперед)

6735 (-)

Ширина

3150

Высота

2059...2450

Клиренс

Ширина гусеницы (шаг трака)

300 (140)

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

0,63

Преодолеваемые препятствия:

Подъем, град.

Крен, град.

Ров, м

Стенка, м

Брод, м

плавает

Вооружение (боезапас):

30-мм пушка 2А42
- 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
- ПУ ПТРК 9М111«Фагот»/9М113«Конкурс»
- ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7

1 (500)
1 (2 000)
1 (4)
2

Углы вертикального наведения, град.

Стабилизатор вооружения

2Э36-1

Механизм заряжания

2-ленточное питание

Приборы прицеливания

2 х БПК-1-42 (перископич., днев./ноч.), 1П3-3 (зенитн.)

ИК-прожектор

ОУ-3ГА2

Приборы наблюдения

Количество амбразур (из них для пулеметов)

8 (3)

Средства постановки дымзавесы

6 х 902В «Туча», ТДА

Тип и марка двигателя

дизель УТД-20С1

Максимальная мощность, л.с.(кВт)

300 (220,8)

Количество цилиндров

6 (V-обр.)

Количество оборотов/мин

2 600

Удельная мощность, л.с./т

21,8

Емкость топливных баков, л

Трансмиссия

многодисковый главный фрикцион сухого трения, 5-скоростная механическая коробка передач, планетарные 2-ступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи

Максимальная скорость (на плаву), км/ч:

65 (7)

Запас хода, км

550...600

Бронирование, мм

6...26

Радиостанция

Р-123М

ТПУ

Р-124

Навигационная аппаратура

ГПК-59

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГС-17 «Пламя». Гранатомёт оборудован в задней части башни. Наведение производится дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект размещён в коробке с лентой на 250 выстрелов. Выпускалась небольшой серией.

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине оборудована дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

Создана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Главные отличия: усилена броня, оборудованы стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она потеряла возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модель БМП-2. Создана в 1999-2000 годах. Модернизация сделана, для того чтобы повысить боевое могущество БМП-2 до уровня БМП-3 . Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант был сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы потеряна возможность плавать. По факту машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Оборудован дополнительный панорамный прицел. Изменено размещение АГС-17, оборудованы 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был подписан контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации
BVP-2

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве и ZTS в Дубнице-над-Вагом. Построено 344 экземпляра.

«Sarath»

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в Индии

BMP-2

Модификация БМП-2 выпускавшаяся для армии Финляндии.

Машины на базе БМП-2

БРЭМ-4

Ремонтно-эвакуационная машина

Боевая машина огнемётчиков

Подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Состоит на вооружении

Россия:
-Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Азербайджан:
-Национальная армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Государственная пограничная служба Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
-Алжир - 304 БМП-2М с 9М133, по состоянию на 2013 год
-Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Индия - 980 БМП-2 Sarath и 125 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2013 год, по другой информации, 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
-Казахстан - 500 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2013 год
-Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Македония - 10 БМП-2 и 1 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Сирия - до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2013 год
-Словакия - 91 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 3 БМП-2К поставлены из Украины в 2011 году
-Судан - 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 15 единиц БМП-2 поставлены из ФРГ в 1991 году, для обучения солдат армии США
-Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 приобретено у России в 1992 году
-Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 1434 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота Украины - 75 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Финляндия - 110 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Южная Осетия:
-МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
-Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

ГДР - перешли к ФРГ
-Польша - 52 БМП-2 по состоянию на 1994 год, проданы Анголе в 1994-1995 году
-СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-ФРГ - достались от ГДР, сняты с вооружения
-Чехословакия - перешли к образовавшимся после распада государствам

Служба и боевое применение

Афганская война (1979-1989)- первые машины прибыли в 1982 году, где был приобретён положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
-Война в Персидском заливе - использовались иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
-Разгон Верховного Совета России - приенялись в 1993 году во время октябрьского путча. Вели огонь очередями по окнам Белого дома.
-Первая чеченская война - главные потери российской бронетехники пришлись именно на БМП. Во время штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота состоящая из трёх российских БМП-2 заняла оборону на реке Нефтянке. Во время боя разведрота подбила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и подавила несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
-Эфиопо-эритрейский конфликт
-Вторая чеченская война
-Иракская война - использовались армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зарегистрированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди принимавших участие во вторжении американских войск дивизия с таким номером вообще отсутствовала). Причиной стал пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. По американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были подбиты огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
-Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)