Гороскопы

Нас уничтожают, а воз и ныне там. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): устав, цели, нормы, рекомендации Всемирное общество здравоохранения

11.10.1123: 25

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

(Справка)

11-10-2011

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - одно из крупнейших специализированных учреждений системы ООН. Дата создания ВОЗ – 7 апреля 1948 г. – ежегодно отмечается как «Всемирный день здоровья». Членами ВОЗ являются 192 государства.

Устав ВОЗ определяет основную цель Организации как достижение всеми народами наиболее высокого уровня здоровья и провозглашает ответственность правительств за состояние здоровья населения своих стран.

Организационно ВОЗ состоит из штаб-квартиры (г.Женева) и 6 региональных организаций (бюро): для стран Европы (Копенгаген, Дания); Юго-Восточной Азии (Нью-Дели, Индия); Америки (Вашингтон, США); Западной части Тихого океана (Манила, Филиппины); Африки (Браззавиль, Конго) и Восточного Средиземноморья (Каир, Египет). Кроме того, в структуру ВОЗ входит дочерняя организация – Международное агентство по изучению рака (МАИР) со штаб-квартирой в г. Лионе (Франция).

Руководящими органами ВОЗ являются: Всемирная ассамблея здравоохранения, созываемая ежегодно; Исполнительный комитет ВОЗ, созываемый не менее 2 раз в год в период между сессиями Ассамблеи; региональные комитеты, проводящие свои заседания ежегодно.

Двухлетний регулярный бюджет ВОЗ складывается из обязательных годовых взносов государств-членов, величина которых определяется действующей шкалой взносов ООН. Общий ежегодный бюджет ВОЗ, включающий и все другие источники финансирования, равен 2 млрд. 800 млн. долл. США. Российская Федерация входит в число 16 стран - основных плательщиков в регулярный бюджет ВОЗ. Ее ежегодный взнос на финансовый период 2010-2011 гг. составляет около 5 млн. долл.

В 1977 году Всемирная организация здравоохранения и ее государства-члены провозгласили в качестве основной цели достижение всеми жителями планеты такого уровня здоровья, который позволит вести им продуктивную жизнь в социальном и экономическом плане - «Здоровье для всех». Для реализации этой цели приняты Глобальная и региональные стратегии достижения здоровья.

Среди наиболее значимых инициатив ВОЗ последних лет: первый в истории организации глобальный юридический документ - Рамочная конвенция по борьбе против табака; Инициатива «З к 5» (обеспечение к 2005 г. 3 млн. ВИЧ-инфицированных лиц из наименее развитых стран необходимыми медикаментами); Глобальная инициатива по ликвидации полиомиелита; разработка Международных медико-санитарных правил; глобальная система эпидемиологического надзора за распространением опасных инфекционных заболеваний; разработка Рамочной конвенции по борьбе против табака и др.

ВОЗ оказывает гуманитарную и иную помощь, в т.ч. при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Большое значение для стран-участниц имеет оперативно распространяемая ВОЗ эпидемиологическая и научная информация, различные рекомендации и результаты исследований, проводимых в сотрудничающих с ВОЗ медицинских центрах.

Деятельность ВОЗ в Российской Федерации, а также других организаций и международных партнеров, работающих в сфере здравоохранения, координируется с 1988 года московским Офисом Специального представителя Генерального директора ВОЗ в России. Основные сферы проектной деятельности ВОЗ в России – борьба с эпидемией ВИЧ/СПИД и туберкулезом.

В январе 2009 года было подписано Базовое соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и ВОЗ, которое представляет собой юридическую базу для дальнейшего расширения и укрепления взаимовыгодного сотрудничества в решении национальных и глобальных проблем здравоохранения.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

    fix

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - одно из крупнейших специализированных учреждений системы ООН. Дата создания ВОЗ – 7 апреля 1948 г. – ежегодно отмечается как «Всемирный день здоровья». Членами ВОЗ являются 192 государства.
    Устав ВОЗ определяет основную цель Организации как достижение всеми народами наиболее высокого уровня здоровья и провозглашает ответственность правительств за состояние здоровья населения своих стран.
    Организационно ВОЗ состоит из штаб-квартиры (г.Женева) и 6 региональных организаций (бюро): для стран Европы (Копенгаген, Дания); Юго-Восточной Азии (Нью-Дели, Индия); Америки (Вашингтон, США); Западной части Тихого океана (Манила, Филиппины); Африки (Браззавиль, Конго) и Восточного Средиземноморья (Каир, Египет). Кроме того, в структуру ВОЗ входит дочерняя организация – Международное агентство по изучению рака (МАИР) со штаб-квартирой в г. Лионе (Франция).
    Руководящими органами ВОЗ являются: Всемирная ассамблея здравоохранения, созываемая ежегодно; Исполнительный комитет ВОЗ, созываемый не менее 2 раз в год в период между сессиями Ассамблеи; региональные комитеты, проводящие свои заседания ежегодно.
    Двухлетний регулярный бюджет ВОЗ складывается из обязательных годовых взносов государств-членов, величина которых определяется действующей шкалой взносов ООН. Общий ежегодный бюджет ВОЗ, включающий и все другие источники финансирования, равен 2 млрд. 800 млн. долл. США. Российская Федерация входит в число 16 стран - основных плательщиков в регулярный бюджет ВОЗ. Ее ежегодный взнос на финансовый период 2010-2011 гг. составляет около 5 млн. долл.
    В 1977 году Всемирная организация здравоохранения и ее государства-члены провозгласили в качестве основной цели достижение всеми жителями планеты такого уровня здоровья, который позволит вести им продуктивную жизнь в социальном и экономическом плане - «Здоровье для всех». Для реализации этой цели приняты Глобальная и региональные стратегии достижения здоровья.
    Среди наиболее значимых инициатив ВОЗ последних лет: первый в истории организации глобальный юридический документ - Рамочная конвенция по борьбе против табака; Инициатива «З к 5» (обеспечение к 2005 г. 3 млн. ВИЧ-инфицированных лиц из наименее развитых стран необходимыми медикаментами); Глобальная инициатива по ликвидации полиомиелита; разработка Международных медико-санитарных правил; глобальная система эпидемиологического надзора за распространением опасных инфекционных заболеваний; разработка Рамочной конвенции по борьбе против табака и др.
    ВОЗ оказывает гуманитарную и иную помощь, в т.ч. при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
    Большое значение для стран-участниц имеет оперативно распространяемая ВОЗ эпидемиологическая и научная информация, различные рекомендации и результаты исследований, проводимых в сотрудничающих с ВОЗ медицинских центрах.
    Деятельность ВОЗ в Российской Федерации, а также других организаций и международных партнеров, работающих в сфере здравоохранения, координируется с 1988 года московским Офисом Специального представителя Генерального директора ВОЗ в России. Основные сферы проектной деятельности ВОЗ в России – борьба с эпидемией ВИЧ/СПИД и туберкулезом.
    В январе 2009 года было подписано Базовое соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и ВОЗ, которое представляет собой юридическую базу для дальнейшего расширения и укрепления взаимовыгодного сотрудничества в решении национальных и глобальных проблем здравоохранения.

  • Адрес: Avenue Appia 20 1211 Geneva 27 Switzerland
  • Телефон: (+ 41 22) 791 21 11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОЗ

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в. здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Это определение можно рассматривать как идеализированное, но оно дает возможность увидеть широкий смысл понятия «здоровье».

Разновидностью такого подхода можно считать определение здоровья как биологического и социального благополучия (К. Байер, Л. Шейнберг, 1997). Биологическая сущность заключается в способности биосистемы к самоорганизации через механизмы гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности и т.п. Проявления социальной функции осуществляются на биологической основе с привлечением высших ступеней организации личности – психических и духовных качеств. (Г.А. Апанасенко, 2003).

Брижит Тобес в своем выступлении «Право на здоровье: теория и практика» (ВОЗ, 2006) связала понятие здоровья с понятием надежности: «Как бы ни подходили ученые к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надежность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надежность» в этом смысле очень близки. И в том и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы. Надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаимодействия входящих в нее звеньев саморегулирующих подсистем…. Анализ сущностных характеристик здоровье позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

Биомедицинская модель рассматривает здоровья как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ».

Итак, физическое здоровье или вообще выпало из поля зрения Б. Тобес, или растворилось в приведенных ею моделях. В нескольких исследованиях детей просили определить здоровье через его различные составляющие. И хотя дети выделили физическое здоровье из множества других контекстов, это направление фактически выпало из поля зрения Брижит Тобес. Зато социальных здоровья стало сразу два. Приоритеты Тобес видимы, но это не повод для сужения понятия здоровья в социальном поле.

ВОЗ определяет здоровье через слово-синоним. Здоровье – это благополучие. Однако важно понимать – как определяет ВОЗ это понятие количественно. В отчете ВОЗ от 2006 года в качестве приоритетного параметра названа продолжительность здоровой жизни. Важно понимать, что этот первичный параметр поглощает как частное многие другие параметры (такие как детская смертность и др.). Интересно мнение ВОЗ о том, какие вторичные параметры влияют на продолжительность здоровой жизни. «Ключевое значение имеют такие параметры, как размер дохода, образовательный уровень и трудоустройство. Хотя все три детерминанты находятся в определенной зависимости друг от друга, они не являются взаимозаменяемыми: каждая из них отражает самостоятельные аспекты социально-экономического статуса населения». В этом можно согласиться лишь отчасти. Трудоустройство само по себе означает если не размер дохода, то, по крайней мере, его наличие. Поэтому трудоустройство следует считать неким третичным параметром, которое имеет отношение к уровню доходов. Итак, по мнению ВОЗ первичным параметром здоровья считаем продолжительность здоровой жизни, вторичными по отношению к нему – уровень доходов и уровень образования.

Полозов А.А. Слагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? [Текст]/ А.А. Полозов. – М.: Советский спорт, 2011. – 380с.: ил
www.polozov.nemi-ekb.ru

Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия

Можно объективно считать, что здоровье социально обусловлено. Современное развитие социальных наук показало, что оно является не только медико-биологическим феноменом. В характеристике и критериях здоровья должны рассматриваться социальные, психологические, культурные, экономические и политические факторы. В предисловии к Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни и немощи». В Российской литературе «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В дальнейшем это определение было расширено, «включая способность вести социально и экономически продуктивную жизнь». Здоровье человека, как и болезнь, — новое качество в сравнении с другими живыми существами на земле, социальное явление и социально опосредованное, т.е. заключающее в себе воздействие социальных условий и факторов. Здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями. При оценке здоровья выделяют: индивидуальное, групповое, региональное и общественное здоровье. Индивидуальное здоровье – это здоровье конкретного человека. Групповое здоровье – это здоровье отдельных сообществ людей по возрастному, профессиональному, социальному и другим признакам. Региональное здоровье – это здоровье населения, проживающего на определенных административных территориях. Общественное здоровье – это здоровье популяции, общества в целом. Эксперты ВОЗ к критериям общественного здоровья относят: процент валового национального продукта, идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни.

Polozov Andrey

В связи с вышеуказанным необходимо выделить еще такие показатели, характеризующие общественное здоровье, как потенциал общественного здоровья или меру количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом, а также индекс общественного здоровья, который отражает соотношение здорового и нездорового образа жизни. В практической работе часто используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения: «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «экологическое здоровье» и т.д. В работах отечественных и зарубежных ученых показано, что здоровье обусловлено четырьмя основными факторами, которыми являются: социально-экономические и факторы образа жизни (50 %); условия и факторы внешней среды (20–25 %); биологические условия и факторы (15–20 %); условия и факторы системы и службы здравоохранения (10–15 %).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Решение о создании Всемирной организации здравоохранения было приянято в 1946 году. Организация приступила к своей деятельности 7 апреля 1948 года: в этот день 26 государств - членов ООН ратифицировали Устав ВОЗ. С 1950 года 7 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья.
В настоящее время (2015) в состав ВОЗ входит 194 государства (в том числе Россия).
Местонахождение штаб-квартиры ВОЗ - Женева (Швейцария).

Уставными задачами ВОЗ являются: борьба с особо опасными болезнями и их ликвидация, разработка международных санитарных правил, улучшение санитарного состояния внешней среды, контроль качества лекарственных препаратов и т. д.

В соответствии с уставом ВОЗ целью организации является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1).

Определение «здоровье» в уставе ВОЗ

Термин «здоровье» трактуется в преамбуле устава достаточно широко, что позволяет ВОЗ заниматься не только борьбой с болезнями, но и многими проблемами социального характера. Деятельность ВОЗ направлена на решение триединой задачи: предоставление услуг в международном масштабе, оказание помощи отдельным странам и поощрение медицинских исследований.

Предоставляемые всем странам услуги ВОЗ - это публикация обобщенных статистических данных о рождаемости, болезнях, эпидемиях, травматизме, причинах смерти и т. д. Оказываемая отдельным странам по их просьбе помощь включает стипендии для обучения за границей, помощь в ликвидации редких, но опасных заболеваний и в улучшении специальных служб.

За время существования ВОЗ были разработаны и реализованы различные программы и резолюции, направленные на снижение заболеваемости и уровня смертности (расширенная программа иммунизации; программа по борьбе и ликвидации полиомиелита, оспы, рака и др.; глобальная стратегия в области рациона, режима питания, физической активности и здоровья и др.), международная классификация болезней, перечень основных лекарственных средств и др.

В 2003 году ВОЗ принята рамочная конвенция о борьбе против табака - документ, направленный на защиту здоровья людей от курения.

ВОЗ состоит из трех основных органов: Всемирной ассамблеи здравоохранения, Исполнительного комитета и Секретариата. Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения; ее главная функция - определение общих политических направлений деятельности ВОЗ. Она же назначает Генерального директора ВОЗ по представлению Исполнительного комитета.

Ежегодные сессии Ассамблеи проводятся в мае.
ВОЗ имеет 147 страновых и шесть региональных бюро: Европейское, Африканское, Восточного Средиземноморья, Юго-Восточной Азии, Западной части Тихого океана, Американское.

Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (араб., кит., англ., фр., рус., исп.)

Войти / Регистрация

Контакты

Здоровые и Красивые » Здоровье человека

Здоровье человека

Здоровый человек – это полноценный член общества. Он способен нормально трудиться, воспроизводить здоровое потомство и на должном уровне обеспечивать себя материальными благами.

Уровни здоровья

Медицина определяет здоровье человека как состояние организма, при котором все его системы нормально функционируют и надежно противостоят неблагоприятным факторам окружающей среды. Кроме того, в этот перечень входят отсутствие анатомических дефектов и нормальное физическое развитие. Это так называемый уровень биологического здоровья.

Психический уровень здоровья отражает способность человека к нормальным поведенческим реакциям и состояние его интеллекта, эмоций и познавательных функций. С психическим тесно связано социальное здоровье, которое проявляется в трудовой и социальной активности человека.

Таким образом, можно выделить три составляющие здоровья человека:

  • Биологическое здоровье
  • Психическое состояние
  • Социальное здоровье

Сохранение и укрепление здоровья человека во многом зависит от уровня развития государства, в котором он живет. Любое цивилизованное общество заботится о том, чтобы сохранить здоровье каждого члена, ведь это влияет на его работоспособность и, как следствие, на благополучие самого общества. Поэтому государство предпринимает определенные шаги для поддержания здоровья населения. Это создание качественных оздоровительных и профилактических центров, развитие спортивных учреждений, охрана труда на предприятиях.

Социальное здоровье

В последние годы появился термин «общественное здоровье», который является показателем состояния населения той или иной страны в целом. Данный показатель учитывает уровень заболеваемости, степень физического развития, среднюю продолжительность жизни. Сюда же относятся смертность и рождаемость.

Между здоровьем человека и болезнью существует промежуточное состояние, сочетающее в себе признаки того и другого.

1.Определение здоровья, данное в уставе воз:

В таком положении находится больше половины населения любой страны. Человек вроде бы и не болеет, но его жизненные силы значительно истощены. Например, дефицит витаминов не приводит сразу к заболеванию, но с течением времени оно может возникнуть.

По данным медицинской статистики 90% населения нашей страны страдают от недостатка витамина C. Сам по себе этот показатель не является катастрофическим, если это периодическая (сезонная) проблема. Но постоянная нехватка витамина C приводит к довольно серьезным последствиям: уменьшается эластичность сосудов, снижается сопротивляемость инфекциям и появляется риск возникновения опухолевых заболеваний. Поэтому поддерживать организм нужно начинать еще до того, как проблемы дадут о себе знать.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ

«Вообще 9 / 10 нашего счастья основано на здоровье.

Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения

При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место.

Существует целый ряд определений здоровья, но все они обычно содержат пять следующих критериев:

Отсутствие болезней;

Нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Есть понятие здоровья индивидуального и общественного.

Индивидуальное здоровье– это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния.

Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

При этом большое значение имеет его духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате «Об обязанностях» древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

Духовное и физическое здоровье – две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

⇐ Предыдущая37383940414243444546Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1141 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Выделяют три вида здоровья: физическое(соматическое), психологическое и социальное.

Физическое здоровье (соматическое) – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловливается способностью организма к саморегулированию.

Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Степень физического здоровья человека достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.

Показатели психического здоровья представлены рядом отечественных авторов (Громбах A.M., 1988; Тхостов А.Ш., 1993; Лебединский В.В., 1994; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.)

С учетом жалоб на здоровье самого человека, выделяются четыре группы людей:

ü 1 -я группа - совершенно здоровые люди, жалоб нет;

ü 2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро социальных факторов;

ü 3-я группа - лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астеноневротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);

ü 4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях "адаптация", "социализация" и "индивидуализация" (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.,1998).

Понятие "адаптация " включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям , связанным со здоровьем человека.

ü Первый — связан со способностью реагировать на другого человека, как на равного себе. "Другой такой же живой, как и Я".

ü Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.

ü Третий критерий - то, как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества - это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормативного человека данного общества в данный конкретный момент.

Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья . Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия ). Существенной особенностью рефлексивных переживаний является, то, что они возникают помимо воли и индивидуальных усилий. Они являются предпосылками духовной жизни человека, в которой, в отличие от психической жизни, результатом является переживание жизни как ценности.

Духовное здоровье человека, как подчеркивают многие психологи (Маслоу А., Роджерс К. и др.), проявляется, прежде всего, в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно - в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни.

Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального, целостного представления о жизни.

Характеристика здоровых людей (по А.

Устав ВОЗ: принципы

1) Высшая степень восприятия реальности

2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле

3) Повышенная спонтанность, непосредственность

4) Более развитая способность сосредоточиться на проблеме

5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению

6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре

7) Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций

8) Более частые прорывы на пик переживаний

9) Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим

10) Улучшение в межличностных отношениях

11) Более демократичная структура характера

12) Высокие творческие способности

13) Определенные изменения в системе ценностей

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.

«Здоровое общество» — это то общество, где минимален уровень «социальных болезней» (Никифоров Г.С., 1999).

Социальное здоровье включает:

· социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

· влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);

· оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.

Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.

Несмотря на то, что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений. В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.

I. Общая обновленная информация о работе в области статистики здравоохранения

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала глобальные, региональные и страновые оценки положения дел в области здравоохранения, а также предоставленные государствами-членами данные о ряде ключевых показателей состояния здоровья в своем ежегодном докладе «Мировая статистика здравоохранения» во время проведения шестьдесят седьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2014 году. Шесть региональных отделений ВОЗ опубликовали обновленную статистическую информацию для целей ее использования на ежегодных совещаниях региональных комиссий. Кроме того, конкретные программы ВОЗ и сотрудничающие с ней организации опубликовали в составе глобальных докладов обновленные оценочные данные о динамике основных показателей, в том числе касающиеся туберкулеза, малярии, утоплений, самоубийств и неинфекционных заболеваний.

2. Были подготовлены новые оценки в отношении показателей детской смертности (в ходе работы Межучережденческой группы ООН по оценке смертности), причин смертности в детском возрасте (в сотрудничестве с методической группой по вопросам детской эпидемиологии), а также конкретных заболеваний, таких как туберкулез и малярия. По всем государствам-членам были подготовлены статистические данные о расходах на цели здравоохранения, которые были опубликованы в докладе «Мировая статистика здравоохранения» и на веб-сайте.

3. ВОЗ опубликовала всеобъемлющие оценки динамики показателей смертности с разбивкой по причине смерти за 2000 и 2012 годы, включая систематические и обладающие внутренней логикой данные о смертности и бремени заболеваний. Данная работа основывалась на работе программ ВОЗ, Отдела народонаселения ООН, научных учреждений, таких как Институт оценки и измерения показателей здоровья, и другой сов местной работе учреждений и экспертов.

4. Глобальная обсерватория здравоохранения ВОЗ предназначена для улучшения доступа к данным о здоровье населения, соответствующей статистике и результатам аналитических исследований. Обсерватория представляет собой общеорганизационный ресурс, содержащий данные в непосредственной увязке со странами и региональными отделениями. Содержание ее материалов было обновлено и расширено, и в настоящее время с веб-сайта Обсерватории (www.who.int/gho/en) обеспечивается возможность загрузки более 1000 показателей здравоохранения и более 70 комплектов данных. Региональные отделения обновили и расширили статистическую информацию по вопросам здравоохранения, а также во многих случаях добавили количественные данные касательно систем здравоохранения и программ борьбы с заболеваниями в конкретных странах для использования при толковании статистики здравоохранения.

5. Все подготавливаемые ВОЗ оценки в области здравоохранения проходят процесс международной проверки в целях обеспечения максимальной согласованности и точности статистических данных. В процессе подготовки своей официальной статистики ВОЗ использует комплекс критериев в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики. К таким критериям относятся открытый доступ к исходным данным и результатам на уровне стран, применение находящихся в открытом доступе воспроизводимых методов, прошедших профильную экспертизу, применение механизма экспертных групп, проверка достоверности данных о смертности и проведение консультаций со странами до публикации информации. Последнее предполагает процесс взаимодействия в течение двух-трех месяцев, в ходе которого все исходные данные, методы и результаты обсуждаются с соответствующим государством-членом (с использованием веб-технологий), с тем чтобы министерства здравоохранения и статистические ведомства могли представить свои материалы и комментарии. Кроме того, в некоторых регионах были организованы учебные занятия.

6. Информация и статистика, предоставляемые медицинскими учреждениями, являются важнейшими элементами страновых систем медико-санитарной информации и служат источником важных статистических данных по многим показателям, таким как сфера охвата мероприятий и распространенность заболеваний. ВОЗ расширила свою работу, связанную со стандартами и инструментами для систем медико-санитарной информации медицинских учреждений, включая анализ и использование данных медицинских учреждений при проведении регулярных страновых обзоров в области здравоохранения, стандартизацию содержания систем отчетности, основанных на веб-технологиях, инструменты для систематической оценки качества данных и обследования медицинских учреждений. Обследование медицинских учреждений, получившее название «Оценка обеспеченности услугами и готовности служб», включает на настоящий момент ключевые показатели и вопросы в отношении всех основных программ в области здравоохранения, и оно было осуществлено в более десяти странах в целях содействия процессу мониторинга и обзора услуг здравоохранения, часто в контексте глобальных инициатив в области здравоохранения, таких как Глобальный фонд борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией и Альянс ГАВИ.

7. Исследование ВОЗ по вопросам старения и состояния здоровья взрослого населения мира представляет собой продольное исследование с участием национальных представительных когорт людей в возрасте 50 лет и старше в Гане, Индии, Китае, Мексике, Российской Федерации и Южной Африке и контрольных выборок более молодого взрослого населения (в возрасте 18-49 лет) из каждой участвующей страны. Задача заключается в изучении состояния здоровья и его изменений и обусловливающих их факторов с привлечением более 40 тыс. респондентов. В 2014 году пять из шести стран осуществили второй этап обследования при финансовой поддержке Национального института США по проблемам старения, входящего в систему национальных институтов здравоохранения Соединенных Штатов Америки, и местных учреждений. Кроме того, два местных отделения в странах Африки к югу от Сахары осуществили второй этап исследования по наблюдению за пожилыми людьми, являющимися носителями ВИЧ. Было проведено когнитивное тестирование типового исследования по проблемам инвалидности на различных языках. Экспериментальное полевое испытание указанного типового обследования было проведено в Камбодже, а в 2015 году дополнительные полевые испытания будут осуществлены в нескольких государствах-членах.

II. Системы регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения

8. Сектор здравоохранения предоставляет данные для систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения и пользуется результатами работы таких систем. Хотя надежные непрерывные статистические данные о естественном движении населения, в частности данные о смертности в разбивке по возрасту, полу и причине смерти, составляют основу системы здравоохранения, они по-прежнему отсутствуют во многих странах. Вместе с тем в течение последних нескольких лет сектор здравоохранения на глобальном уровне принимает все более активное участие в поддержке стран. Частично благодаря стимулирующему воздействию рекомендаций Комиссии по информации и подотчетности в интересах охраны здоровья женщин и детей более чем в 25 странах были проведены всеобъемлющие оценки и разработаны стратегические планы, и еще около 10 стран находятся в процессе осуществления таких оценок и разработки таких планов. Эти страновые процессы поддерживались ВОЗ в контексте руководящей роли региональных ко миссий, и в них принимали участие глобальные партнеры, такие как Статистический отдел Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

9. На общемировом уровне был достигнут прогресс в нескольких областях. Во-первых, ВОЗ оказывала содействие и поддержку в создании Межведомственной группы Организации Объединенных Наций по системам регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения под названием «Глобальная группа по системам регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения», секретариат которой находится в Статистическом отделе. Во-вторых, ВОЗ провела консультацию в целях разработки принципов осуществления инвестиций в здравоохранение таким образом, чтобы они способствовали общесистемному развитию регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Это включает нововведения в отслеживании здоровья матерей, новорожденных и детей, регистрацию и представление данных о смерти с указанием причины смерти в медицинских учреждениях и в общинах и совершенствование системы статистического учета естественного движения населения. В-третьих, ВОЗ сотрудничала со Всемирным банком в разработке Глобального плана увеличения объема инвестиций в системы регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения, проводя работу по определению приоритетных направлений для осуществления улучшений.

10. Кроме того, ВОЗ пересмотрела и усовершенствовала свои руководящие указания и инструментарий для формирования статистики смертности в общем контексте осуществляемого под национальным руководством процесса укрепления систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Соответствующий документ предусматривает осуществление в приоритетном порядке мероприятий, направленных на укрепление процедур сбора статистических данных о смертности и причинах смерти в странах, находящихся на различных этапах разработки систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Укрепление процедур сбора статистических данных о смертности должно являться важным элементом национальных стратегий и планов инвестиций.

11. И наконец, была опубликована стандартная анкета для опроса очевидцев об обстоятельствах смерти, т.е. для установления вероятной причины смерти посредством опроса родственников покойного. Данная процедура необходима для сбора такой информации в ситуациях, когда медицинское удостоверение факта смерти невозможно. Это, как правило, относится к случаям смерти на дому во многих странах с низким и средним уровнями дохода. Новый вариант анкеты, который значительно короче, чем версия 2007 года, был разработан в сотрудничестве со многими заинтересованными сторонами. В настоящий момент Бразилия, Индия и Индонезия осуществляют тестирование и использование новой анкеты. Установление причины смерти по результатам опроса очевидцев может осуществляться врачом или в автоматизированном режиме.

12. ВОЗ планирует продолжать работу в данной области с уделением особого внимания технической и стратегической поддержке систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения, укреплению работы региональных комиссий, обеспечению увязки инвестиций в охрану здоровья женщин и детей с системами регистрации актов гражданского состояния, повышению качества информации о смертности и причинах смерти и расширению национального потенциала по формированию статистики естественного движения населения с использованием различных источников данных.

III. Классификации

13. ВОЗ на систематической основе проводит пересмотр Международной классификации болезней (МКБ); по состоянию на текущий момент обновленная классификация должна быть представлена в 2017 году, а ее первый международный выпуск - в 2018 году.

14. Международная классификация болезней является основой для подготовки статистических данных о состоянии здоровья, в частности статистических данных о смертности и распространенности заболеваний. В течение последних десятилетий она также используется в процессе диагностики, обеспечении безопасного и качественного лечения пациентов, а также в административных целях. Все 194 государства - члена ВОЗ взяли на себя обязательство передавать ВОЗ свои статистические данные с использованием Международной классификации, применение которой обеспечивает возможность сравнения статистических данных различных стран. В соответствии с просьбами государств-членов, в одиннадцатой версии Классификации (МКБ-11) будут учтены научные достижения в науках о здоровье за период с 1990 года. Кроме того, предполагается обеспечить соответствие между МКБ-11 и компьютеризированными системами медико-санитарной информации (включая непосредственное использование стандартной терминологии и других элементов систем медико-санитарной информации) в целях обеспечения готовности к интеграции с электронными системами медико-санитарной информации.

15. Бета-версия МКБ-11 была выпущена в мае 2012 года в целях сбора замечаний и дополнительных предложений и проведения полевых испытаний до окончательного оформления новой версии. Бета-версия МКБ представлена на структурированной вики-подобной платформе, при этом внесение изменений контролируется модератором, а предложения на систематической основе проходят коллегиальную проверку. Благодаря этому в процессе пересмотра могут принимать участие различные заинтересованные стороны. Предполагается, что таким образом удастся разработать наиболее комплексную, научную и удобную для пользователей версию классификации (см. www.who.int/classifications/icdll).

16. Процесс пересмотра позволяет включить в базу новые заболевания, которые были зарегистрированы в связи с открытием новых генов и патогенов. Кроме того, проводится полная оцифровка данных, так чтобы пользователи могли увеличивать и уменьшать масштаб при работе с классификационной структурой, подобно работе с цифровыми картами. Таким образом согласующиеся между собой версии МКБ могут быть использованы для различных целей, например для учета основных данных о смертности методом опроса очевидцев об обстоятельствах смерти и формирования простой статистики о первичной медико-санитарной помощи, представления информации о случаях смерти людей и данных о клинической заболеваемости на основании, в частности, статистических данных больниц, а также в целях специализации и проведения исследований в таких клинических областях, как онкология, неврология, геномика и редкие болезни.

17. Наиболее важной разработкой в 2014 году было создание версии МКБ-11, поддерживающей преемственность набора кодов (линеаризацию) с МКБ-10. Данный набор кодов, который получил название «Совместная линеаризация статистических данных о смертности и заболеваемости» и который должен составлять том 1 МКБ-11, состоит из около 15 тыс. стандартных кодов и включает «таблицу перекодировки» и «схему соответствий», позволяющие сопоставить коды МКБ-10 с кодами МКБ-11. Проводится оценка содержания, точности и практической ценности этих таблиц соответствий. Возникшие проблемы (касающиеся около 600 кодов) будут обсуждаться на совещании в начале 2015 года, после чего странам будет предоставлена бета-версия для проведения полевых испытаний.

18. Улучшения в МКБ-11 включают около 4000 более детализированных кодов, предложенных отраслевыми экспертами; упрощенную схему кодирования (известную как «посткоординация»), позволяющую избежать скачкообразного роста количества кодов; непосредственную увязку со стандартными терминологиями, такими как SNOMED-CT; определения, которые позволяют лучше идентифицировать содержание кода для целей его лучшего использования и перевода; многоязычный процесс разработки на официальных языках Организации Объединенных Наций (а также других языках по желанию); процедуру официального научного коллегиального обзора; официальные протоколы проведения полевых испытаний для проверки ключевых аспектов, включая надежность и практическую ценность.

19. На настоящий момент в бета-версии МКБ-11 проводится следующая работа:

a) выполнение совместной линеаризации статистических данных о смертности и распространенности заболеваний и анализ ее устойчивости (т.е. конкорданс МКБ-10 с МКБ-10, менее 2201 элементов из 15710 оставшихся кодов);

b) создание индекса и компьютеризированного инструмента кодирования, которые были бы более удобными для пользователей;

c) окончательное оформление правил кодирования данных о распространенности заболеваний;

d) обеспечение использования терминологии, общей с номенклатурой SNOMED-CT, и других стандартных терминологий;

e) окончательное оформление краткосрочных и среднесрочных линеаризации данных о первичной медико-санитарной помощи (наборы кодов).

20. Кроме того, ВОЗ заказала группе независимых консультантов проведение внешнего обзора общего процесса пересмотра МКБ. Консультанты привлекаются для проведения общей оценки процесса подготовки МКБ-11, анализа актуальности и эффективности предусмотренных функций с точки зрения удовлетворения потребностей ключевых заинтересованных лиц в государствах - членах ВОЗ (например, использование их при подготовке статистических данных о смертности или при проведении лечения). Ожидается, что доклад о результатах оценки будет представлен в марте 2015 года.

IV. Вопросы здравоохранения в повестке дня в области развития на период после 2015 года

21. ВОЗ проводит активную работу по различным направлениям в целях внесения вклада в разработку компонента повестки дня в области развития на период после 2015 года, посвященного здравоохранению. 24 мая 2014 года Всемирная ассамблея здравоохранения на своей шестьдесят седьмой сессии приняла резолюцию WHA67.14, подтверждающую важность вопросов здравоохранения в повестке дня в области развития на период после 2015 года. В этой резолюции Ассамблея настоятельно призвала государства-члены подтвердить свою неизменную приверженность достижению согласованных целевых показателей и целей в области здравоохранения и указала на необходимость ускорить достижение связанных со здоровьем целей в области развития, установленных в Декларации тысячелетия; а также настоятельно призвала государства-члены отразить в повестке дня в области развития на период после 2015 года необходимость действий, направленных на устранение новой глобальной угрозы, создаваемой неинфекционными заболеваниями, и на решение сохраняющейся проблемы обеспечения глобальной медицинской безопасности. В этой связи обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения признается ключевым принципом повестки дня в области развития на период после 2015 года.

22. На протяжении последних нескольких лет секретариат ВОЗ сотрудничает с международными партнерами и государствами-членами в целях установления новых задач в области здравоохранения на период до 2030 года, часть из которых были одобрены руководящими органами. Эти задачи можно разделить на четыре группы:

a) улучшение репродуктивного, материнского и детского здоровья и сокращение бремени инфекционных заболеваний (т.е. выполнение и перевыполнение целей в области развития, установленных в Декларации тысячелетия): например, сократить заболеваемость туберкулезом на 80 процентов, а смертность от туберкулеза - на 90 процентов;

b) сокращение бремени неинфекционных заболеваний, физических увечий и психических расстройств (сократить на одну треть смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета и хронических заболеваний дыхательных путей (среди людей в возрасте 30-70 лет));

c) достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения, включая защиту от финансовых рисков: не допускать разорения или дальнейшего обнищания населения из-за необходимости оплаты медицинских услуг из своих собственных средств;

d) уделение внимания социальным и экологическим факторам, определяющим состояние здоровья населения.

Этот набор задач хорошо согласуется с целями и подцелями в области здравоохранения, предложенными Генеральной Ассамблее Рабочей группой открытого состава по целям в области устойчивого развития.

23. В 2014 году ВОЗ и Всемирный банк совместно опубликовали новую рамочную основу для мониторинга прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения после проведения активных консультаций с партнерами и широкой общественностью, а также осуществления 15 анализов ситуаций в конкретных странах под руководством национальных исследователей. Глобальная рамочная основа для мониторинга прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения рекомендует использовать набор отслеживаемых показателей охвата основными видами медицинских вмешательств и мерами защиты от финансовых рисков, связанных с необходимостью оплаты медицинских услуг за счет пациента, с разбивкой по социально-экономическому статусу, месту проживания и полу, где это возможно и целесообразно. Основной набор показателей и целей для конкретной страны должен учитывать демографическую и эпидемиологическую ситуацию в стране, тип системы здравоохранения, уровень социально-экономического развития и потребности и ожидания населения и должен как минимум включать небольшой набор отслеживаемых показателей, рекомендуемых на глобальном уровне. Мониторинг прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения должен стать неотъемлемой частью регулярных общих обзоров прогресса в области здравоохранения и анализов эффективности работы, которые проводятся в большинстве стран.

24. Партнеры в области здравоохранения на глобальном уровне, научные работники и другие стороны проводят разработку комплексной «дорожной карты» по оценке состояния здоровья и обеспечению подотчетности в вопросах здравоохранения в период после 2015 года с учетом уроков, извлеченных из опыта реализации целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В рамках этого процесса разработки «дорожной карты» уже были проведены разнообразные технические совещания, в частности касательно стандартизации анкет, предназначенных для проведении опросов домохозяйств по связанным со здравоохранением вопросам, общих показателей состояния здоровья (таких как показатели преждевременной смертности и ожидаемой продолжительности здоровой жизни), показателей достижения конкретных подцелей (таких как показатели материнской смертности), подотчетности по вопросам женского и детского здоровья и статистики смертности.

25. Кроме того, руководители 19 международных организаций по вопросам охраны здоровья согласовали справочный перечень из 100 основных показателей состояния здоровья в целях сокращения нагрузки на страны, связанной с представлением отчетности, улучшения качества данных и повышения согласованности инвестиций, направленных на укрепление национальных систем медико-санитарной информации. Данный перечень стимулирует работу по дальнейшей рационализации процедур сбора данных посредством опроса домохозяйств и в рамках информационных систем медицинских учреждений. В начале 2015 года будет разработана комплексная общая «дорожная карта» по оценке состояния здоровья и обеспечению подотчетности за достижение результатов в области здравоохранения в период после 2015 года.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1 устава ВОЗ).

История

Расширение контактов между странами в связи с ростом экономического и торгового сотрудничества привело к необходимости выработки коллективных мер против заноса особо опасных эпид, заболеваний, таких как чума, холера, оспа и др. В 1851 г. в Париже состоялась первая международная конференция по борьбе с эпидемиями, но лишь в 1892 г. сан. конференция приняла первую международную сан. конвенцию (см. Конвенции международные медицинские).

С целью информации об эпид, заболеваниях и контроля за соблюдением международных сан. конвенций в 1907 г. была создана первая международная сан. организация - Международное бюро общественной гигиены (МБОГ), просуществовавшее до 1946 г. Аналогичным задачам служила и Организация здравоохранения Лиги Наций, созданная в 1923 г.

Большие изменения, происшедшие после второй мировой войны как в политической, так и в социально-экономической жизни стран мира, потребовали создания единого международного центра по здравоохранению. Решение о создании новой международной организации здравоохранения было принято на конференции ООН (февраль 1945 г.). Международная конференция по здравоохранению, проходившая в 1946 г. в Нью-Йорке, в к-рой участвовали делегаты 51 страны, а также представители международных организаций, в т. ч. МБОГ, Международного Красного Креста, Международного бюро труда и др., разработала и приняла Устав Всемирной организации здравоохранения; функции Организации здравоохранения Лиги Наций переходили к ВОЗ. С целью подготовки и созыва первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была образована Временная комиссия ВОЗ, в состав к-рой вошли 18 государств, в т. ч. СССР и УССР. Деятельность Временной комиссии ВОЗ продолжалась ок. 2 лет и 7 апреля 1948 г. завершилась ратификацией Устава ВОЗ 26 государствами - членами ООН. Этот день отмечается ежегодно как Всемирный день здоровья.

После принятия на XXVI Всемирной ассамблее здравоохранения (май 1973 г.) в члены ВОЗ Германской Демократической Республики и Корейской Народно-Демократической Республики, на XXVII Всемирной ассамблее здравоохранения (май 1974 г.)- республики Гвинеи-Бисау, на XXVIII - Демократической Республики Вьетнам, Мозамбика, Королевства Тонга и Гренады (май 1975 г.), на XXIX -Народной республики Анголы (май 1976 г.) и других количество стран - членов ВОЗ достигло 151, три из к-рых являются ассоциированными членами Организации. Длительный путь борьбы за универсальность Организации, т. е. за максимальное участие в ней всех стран, наглядно иллюстрирует прямую зависимость деятельности ВОЗ от решения политических проблем современного мира.

Структура

Высший орган ВОЗ - Всемирная ассамблея здравоохранения, очередные сессии к-рой созываются ежегодно, обычно в мае. На сессии Ассамблеи приглашаются представители всех государств-членов и ассоциированных членов Организации. Каждая страна - член Организации - имеет право быть представленной на Ассамблее тремя делегатами, к-рых могут сопровождать заместители и советники.

Работа Ассамблеи включает пленарные заседания, заседания главных комитетов Ассамблеи - А и В (до 1970 г. Комитет по программе и бюджету и Комитет по административным, финансовым и юридическим вопросам) и ряда других комитетов. Для руководства своей работой Ассамблея избирает председателя, пять его заместителей (до 1967 г. трех) и председателей основных комитетов.

Ассамблея определяет направления деятельности ВОЗ, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема в ВОЗ новых членов и лишения права голоса, назначает генерального директора ВОЗ, рассматривает вопросы сотрудничества с другими организациями, обсуждает программные вопросы и др.

Во время сессий проводятся также технические (или тематические) дискуссии по наиболее актуальным проблемам здравоохранения и мед. науки, в к-рых принимают участие ученые многих стран мира. Всего в 1948-1976 гг. состоялось 29 сессий Ассамблеи здравоохранения. В соответствии с правилами процедуры Ассамблеи английский, испанский, китайский, русский и французский языки являлись офиц. языками, а рабочими языками Ассамблеи здравоохранения - английский и французский. В 1967 г. Ассамблея постановила сделать рабочими языками Всемирной ассамблеи здравоохранения также русский и испанский.

Ассамблея избирает государства, к-рым предоставляется право назначить своих представителей сроком на три года в состав Исполнительного комитета, состоящего из 30 членов (до 1961 г. - из 18 членов, до 1975 г. - из 24членов). Ежегодно оканчиваются полномочия 1/3 государств - членов Исполкома и такое же количество государств избирается вновь.

Исполком из числа своих членов создает постоянный комитет по неправительственным организациям, комитет по вопросам политики в области здравоохранения (совместно с представителями Детского фонда ООН) и др.

Исполком проводит в жизнь решения Ассамблеи и готовит для нее рекомендации, занимается вопросами программы и бюджета Организации и рассматривает другие вопросы, порученные ему Ассамблеей. Исполкому предоставлено право принимать чрезвычайные меры в случаях, не терпящих отлагательства (при возникновении эпидемий, стихийных бедствий и т. д.). Очередные сессии Исполкома собираются два раза в год.

Центральный административный орган ВОЗ - секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемый генеральным директором, к-рый избирается Ассамблеей по представлению Исполкома сроком на 5 лет. С 1948 по 1953 г. генеральным директором был Чисхолм [В. Chisholm (Канада)], с 1953 по 1973 г.- М. Кандау (Бразилия), в мае 1973 г. на этот пост избран Малер [Н. Mahler (Дания)].

В соответствии с Уставом генеральный директор является секретарем Ассамблеи, Исполкома, комиссий, комитетов и конференций, созываемых ВОЗ. Он представляет на рассмотрение Ассамблеи доклады о работе Организации, руководит деятельностью административного и технического аппарата, составляющего секретариат ВОЗ.

Структура секретариата за время существования ВОЗ претерпевала значительные изменения. Большая часть отделов секретариата объединена в пять групп: 1) отделы инфекционных болезней и борьбы с малярией; 2) отдел гигиены окружающей среды и отдел сан. статистики; 3) отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи; 4) отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и отдел лекарственных средств; 5) отдел административного руководства и персонала, а также отдел бюджета и финансов. Каждую группу отделов возглавляет помощник генерального директора. Одним из помощников генерального директора с 1958 г. постоянно является представитель СССР. Этот пост последовательно занимали советские ученые - Н. И. Гращенков, О. В. Бароян, Н. Ф. Измеров, А. С. Павлов.

В основу структурной организации ВОЗ положен принцип регионализации. Определены 6 географических зон земного шара, страны к-рых составили 6 региональных организаций (исполнительными органами этих организаций являются региональные бюро): Европейская (бюро в Копенгагене, Дания), в состав к-рой входит СССР; Африканская (бюро в Браззавиле, Конго); Восточного Средиземноморья (бюро в Александрии, АРЕ); Юго-Восточной Азии (бюро в Дели, Индия); Западной части Тихого океана (бюро в Маниле, Филиппины) и Американская (бюро в Вашингтоне, США). Последняя образована на основе Панамериканской сан. организации, существовавшей до создания ВОЗ.

В качестве основного критерия определения принадлежности стран-членов к тому или иному региону является географическое положение стран, а также наличие специфических проблем, свойственных для большинства стран, объединяемых данным регионом (характер патологии, условия жизни, идентичность проблем здравоохранения). Однако нередко принадлежность к той или иной региональной организации была связана с рядом политических, экономических, культурных и иных мотивов. Так, Пакистан включен в регион Восточного Средиземноморья, а не в регион Юго-Восточной Азии; Алжир и Марокко, расположенные в Африке, включены в Европейский регион; Афганистан переведен из региона Юго-Восточной Азии в регион Восточного Средиземноморья.

Руководит региональной организацией региональный комитет, состоящий из представителей государств-членов, входящих в региональную организацию. Региональное бюро возглавляет региональный директор, к-рый назначается Исполкомом по согласованию с региональным комитетом. В состав региональных бюро входят службы здравоохранения и административно-хозяйственная служба. Региональные бюро заняты организацией и проведением мероприятий в странах, входящих в регион. Эти мероприятия, называемые «проектами ВОЗ», охватывают различные области здравоохранения и осуществляются силами сотрудников ВОЗ и местного персонала. Деятельностью региональных организаций в странах региона руководят региональные консультанты. Мероприятия, проводимые в одной стране, носят название государственных проектов, а проводимые в нескольких странах - межгосударственных проектов. Кроме того, штаб-квартира ВОЗ осуществляет на местах мероприятия, в к-рых заинтересованы несколько региональных организаций,- так наз. межрегиональные проекты.

Деятельность

В деятельности ВОЗ условно можно выделить четыре этапа.

II этап, с 1958 по 1963 г.,- период бурного роста ВОЗ, увеличения количества стран - членов ВОЗ вследствие образования новых независимых государств. В этот период значительно расширилась программная деятельность Организации как за счет роста регулярного ее бюджета, так и за счет привлечения средств различных дополнительных источников.

III этап, с 1964по 1968 г.,- этап критической переоценки и пересмотра стратегии программной деятельности ВОЗ. Для этого этапа характерно активное влияние СССР и других социалистических стран на деятельность Организации.

Для IV этапа, начавшегося в 1969 г., характерны конструктивные изменения как в самой программной деятельности Организации, так и в ее стратегии. В этот период Организация выдвигает конструктивные предложения по таким важнейшим проблемам, как принципы планирования и развития здравоохранения, подготовка мед. кадров, развитие и международная координация мед.-биол, исследований, перспективное планирование и прогнозирование деятельности ВОЗ. Важной для будущих программ ВОЗ явилась разработка Пятой общей программы ВОЗ на 1973-1977 гг.

Деятельность ВОЗ непосредственно связана с политическим и социально-экономическим развитием различных государств, а также с политическими, экономическими и социальными тенденциями в международной жизни. Основные направления деятельности ВОЗ сохраняются в течение всей ее истории. Этими направлениями являются: борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями; помощь странам в развитии национальных служб здравоохранения, в подготовке и усовершенствовании медперсонала; организация сотрудничества по вопросам, представляющим всеобщий интерес (международный карантин, международная классификация болезней, распространение статистической информации, разработка спецификации фарм. препаратов и контроль за их качеством, мед. аспекты международного контроля за наркотиками и др.); содействие проведению научных исследований по наиболее важным проблемам медицины и их международной координации.

Программа ликвидации малярии в мире, к-рой предшествовала так наз. кампания борьбы с малярией, осуществляется с 1955 г. Первоначально она финансировалась за счет добровольного фонда, с 1962 г.- за счет регулярного бюджета. Кампания против малярии была успешной в Европе, имеются положительные сдвиги в Индии и Бразилии. Однако эта программа ВОЗ с самого начала имела существенные недостатки. Оказалась несостоятельной концепция ВОЗ о возможности ликвидации малярии с помощью только инсектицидов при отсутствии необходимых служб здравоохранения и ассигнований на их развитие в ряде стран мира и особенно в Африке. Сущность новой стратегии и тактики ликвидации малярии, принятой XXII Всемирной ассамблеей здравоохранения, сводится к сохранению конечной цели программы - ликвидации этого заболевания, но при условии снятия ограничений сроков ее завершения и признания необходимости дифференцированного подхода в оценке возможностей каждой страны для участия ее в проведении этой кампании.

По инициативе СССР XI Всемирная ассамблея здравоохранения в 1958 г. приняла программу ликвидации оспы в мире. В 1965 г. ВОЗ разработала подробную 10-летнюю программу (1967-1976) мероприятий по ликвидации оспы, к-рая была принята на XIX Ассамблее в 1966 г. Глобальная программа ликвидации этой болезни условно подразделяется на три фазы - подготовительную, фазу атаки и фазу консолидации. В первую фазу было проведено изучение эпид, обстановки в каждой стране мира. Фаза атаки характеризовалась проведением массовой вакцинации с охватом не менее 80% населения каждого района эндемичной территории. Параллельно создавалась система эпид, надзора. В фазе консолидации основное внимание уделяется поддержанию коллективного иммунитета путем проведения плановой вакцинации и ревакцинации групп населения, а также системе эпид, надзора. В результате осуществления кампании к началу 1976 г. осталась эндемичной по оспе Эфиопия, и перспектива ее полной ликвидации на земном шаре стала очевидной, хотя постоянное внимание и усилия всех стран мира на предстоящий период являются необходимым условием решения этой проблемы.

ВОЗ помогает развивающимся странам в создании и реорганизации органов и учреждений здравоохранения, особенно учреждений по охране материнства и детства, в планировании национального здравоохранения. По предложению советской делегации и делегаций социалистических стран XXIII Всемирная ассамблея здравоохранения в 1970 г. рекомендовала государствам-членам с учетом их национальных, исторических, социально-экономических и иных условий использовать в качестве наиболее эффективных принципы, утвердившиеся в практике здравоохранения социалистических стран: провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения; обеспечение всему населению наивысшего возможного уровня квалифицированной медпомощи без финансовых или других ограничений; широкое проведение мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики, и ряд других.

ВОЗ оказывает также помощь странам в подготовке врачебного и среднего медперсонала. Для этой цели ежегодно предоставляется большое количество стипендий. В 1972 г. ВОЗ предоставила более 3,5 тыс. стипендий (кроме того, еще 500 стипендий для посещения различных учебных семинаров, курсов, симпозиумов) для развивающихся стран, испытывающих острый недостаток в мед. кадрах, и для экономически развитых стран, к-рые используют стипендиальный фонд для усовершенствования специалистов. В связи с широкими масштабами обучения студентов из развивающихся стран в зарубежных высших мед. учебных заведениях, а также ввиду различия систем обучения в разных странах ВОЗ занимается изучением важного вопроса о критериях эквивалентности мед. дипломов. В резолюции XXIV Ассамблеи здравоохранения в 1971 г., к-рая рассматривала вопрос о подготовке национальных кадров здравоохранения, выражено убеждение, что проблема подготовки национальных кадров в развивающихся странах может быть решена в значительно более короткие сроки, чем это имело место в высокоразвитых странах. В качестве необходимого условия для достижения этой цели требуется самое широкое сотрудничество и координация между странами.

Резолюция подчеркивает важность правильного планирования подготовки мед. кадров в соответствии с объективными потребностями и социально-экономическими ресурсами каждой страны, первоочередного развития и укрепления государственных учебных мед. заведений. Успешному решению проблемы подготовки кадров здравоохранения призвано способствовать принятое на XXV Ассамблее определение понятия «врач», т. к. на основе единого определения облегчается разработка критериев эквивалентности мед. дипломов, получаемых выпускниками различных мед. школ (см. Врач).

ВОЗ осуществляет мероприятия в области международного карантина: обеспечение своевременной международной информации о случаях заболеваний оспой, чумой, холерой, желтой лихорадкой, разработку обязательных для всех стран «международных санитарных правил» и постоянный контроль за их соблюдением.

Вопросы контроля за качеством и побочными действиями лекарственных веществ и мед. аспекты международного контроля за наркотиками на протяжении ряда лет рассматриваются на сессиях Ассамблеи здравоохранения. ВОЗ приступила к организации международной системы учета и контроля побочного действия лекарственных препаратов. В соответствии с Единой конвенцией о наркотиках ВОЗ ежегодно представляет Комиссии ООН по наркотикам мед. рекомендации и заключения о веществах, к-рые могут вызвать привыкание или наркоманию. После принятия Комиссией этих рекомендаций они становятся обязательными для всех государств- членов ООН. ВОЗ также проводится работа по стандартизации фарм, препаратов и созданию международной фармакопеи, по разработке и пересмотру через каждые 10 лет международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти.

В работу ВОЗ входит также координация деятельности в области научных мед. исследований путем предоставления субсидий научно-исследовательским учреждениям и стипендий для усовершенствования научных работников, организация координационных совещаний, разработка научных программ и единых принципов оценки результатов научных исследований, проведение заседаний экспертных комитетов, научных групп и т. д. Эти исследования проводятся по наиболее важным проблемам здравоохранения и медицины (сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные, вирусные болезни, иммунология, генетика и др.)* Многие из проводимых исследований невозможно осуществить только на национальной основе без широкого привлечения и кооперации ученых различных стран. ВОЗ организует в различных странах справочные научные центры и лаборатории, к-рые выполняют роль координаторов научных исследований. В 1975 г. существовало ок. 250 таких центров.

В справочных центрах и лабораториях ВОЗ проводятся исследования по перспективным проблемам мед. науки, осуществляется сбор и распространение научной информации и оказывается консультативная помощь национальным институтам. В соответствии с научными проектами ВОЗ осуществляется проведение исследований по отдельным разделам научных проблем, представляющим интерес как для данной страны, так и для ВОЗ.

Значительное место в работе ВОЗ занимает издательская деятельность (публикация журналов «Бюллетень ВОЗ», «Хроника ВОЗ», «Здоровье мира» и непериодических изданий). Она осуществляется гл. обр. штаб-квартирой и в ограниченных масштабах региональными бюро. Почти все непериодические издания в зависимости от их характера группируются по сериям. Первой был начат выпуск серии «Официальные документы» (материалы сессий ассамблей, Исполнительного комитета ВОЗ и др.). Ежегодно к очередной сессии Ассамблеи выпускается «Годовой отчет генерального директора ВОЗ», «Проект регулярной программы и бюджетные сметы» и т. д. В 1951 г. начато издание «Серии монографий»; в книгах этой серии находит отражение состояние отдельных научных проблем. Многочисленной по названиям является выпускаемая ВОЗ «Серия технических докладов», содержащая материалы заседаний комитетов экспертов, исследовательских и научных групп, технических совещаний и др. В 1959 г. начата серия «Тетради общественного здравоохранения», посвященная частным вопросам здравоохранения. К числу несерийных, но регулярных публикаций относятся «Международный сборник по санитарному законодательству», ежемесячный «Эпидемиологический и демографический отчет», еженедельный «Эпидемиологический отчет» и ряд других.

Общее количество персонала ВОЗ на 30 декабря 1975 г., включая персонал, работающий на местах, составляло 5577 чел.

Основным источником средств ВОЗ, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. За пятилетие (1969-1975) среднегодовой прирост бюджета ВОЗ составил ок. 10% и в 1976 г. превысил 130 млн. долл. (в долл. США). Деятельность ВОЗ финансируют также Добровольный фонд укрепления здоровья, учрежденный в 1960 г. и складывающийся из добровольных взносов стран-членов. В 1973 г. Добровольный фонд укрепления здоровья составлял более 11 млн. долл., из них более 6 млн. долл. на специальном счете медицинских исследований. На средства этого фонда финансируются осуществляемые ВОЗ мероприятия, соответствующие целевым назначениям взносов. ВОЗ располагает также ассигнованиями, ежегодно выделяемыми Детским фондом ООН на проекты, выполняемые этой организацией совместно с ВОЗ. Общая сумма средств, находившихся в распоряжении ВОЗ в 1976 г., составила более 270 млн. долл. Взнос СССР составил ок. 15 млн. долл.

Участие СССР в деятельности ВОЗ

Советский Союз проводит свою деятельность в ВОЗ в полном соответствии с политикой мирного сосуществования стран с различным государственным и общественным строем. По инициативе СССР был принят ряд резолюций: о задачах ВОЗ в связи с резолюцией ООН о всеобщем и полном разоружении (1960), о задачах ВОЗ в связи с декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961); о защите человечества от опасности атомной радиации (1961); о запрещении в кратчайшие сроки бактериол, и хим. оружия (1970), об основных принципах развития национального здравоохранения (1970); о долгосрочном планировании (1970); о подготовке национальных мед. кадров (1971); о роли ВОЗ в развитии и координации мед.-биол, научных исследований (1972); о долгосрочном планировании международного сотрудничества в области онкологических исследований (1973); о роли ВОЗ в развитии координации научных исследований в области тропических болезней (1974-1975) и др.

С 1958 по 1975 г. в СССР было проведено более ста курсов, семинаров, симпозиумов и других совещаний ВОЗ по различным проблемам здравоохранения и медицины, в работе к-рых приняло участие св. 1000 специалистов из 130 стран мира. На базе ЦИУ врачей в 1963 г. были созданы постоянно действующие курсы по организации и планированию здравоохранения.

В СССР регулярно созываются конференции и семинары ВОЗ по научным вопросам. Ряд научно-исследовательских ин-тов заключил контракты с ВОЗ на совместное проведение научных исследований. В 1975 г. в СССР функционировало 11 международных и 11 региональных справочных центров, 20 справочных лабораторий ВОЗ и осуществлялись исследования по 44 научным проектам ВОЗ.

Советские специалисты и ученые принимают активное участие в заседаниях экспертных комитетов и научных групп, организуемых ВОЗ, а также работают в секретариате Организации. СССР оказывает бескорыстную помощь в осуществлении программы ликвидации оспы в мире, им безвозмездно предоставлено в распоряжение ВОЗ ок. 200 млн. доз оспенной вакцины. Советские ученые активно участвовали в разработке программы ликвидации оспы и методики ее осуществления. В целом деятельность СССР в ВОЗ направлена на то, чтобы эта организация стала еще более важным органом широкого международного сотрудничества в области здравоохранения и мед. науки.

Библиогр.: Всемирная организация здравоохранения, история, проблемы, перспективы, под ред. Д. Д. Венедиктова, М., 1975; Основные документы Всемирной организации здравоохранения, 24-е изд., пер. с англ., М., 1975; Первые десять лет Всемирной организации здравоохранения, пер. с англ., М., 1963; Щ e п и н О. П. 20-летие Всемирной организации здравоохранения, Сов. здравоохр., № 5, с. 33, 1968; The second ten years of the World Health Organization, Geneva, 1968.