Гороскопы

Самоходная артиллерийская установка 305 калибр ссср. Вооружение. Производство башенных установок

305/52 (12"/52) корабельное орудие Обуховского завода

Классификация

История производства

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

305-мм пушка Обуховского завода - корабельное орудие калибра 305мм (12"/52), длиной ствола 52 калибра. Устанавливалось в трехорудийные башенные установки МК-3-12, которые были установлены на линкорах серии «Севастополь », «Императрица Мария ». Также эти орудия использовались в батареях береговой обороны и в железнодорожных артустановках.

История

305-мм орудие было разработано в 1907 году на Обуховском заводе. В ходе испытаний был установлен ресурс ствола в 400 выстрелов, испытания проводились на кораблях Черноморского флота. В результате испытаний орудие получило высокие оценки и было назначено для вооружения линкоров типов «Севастополь » и «Императрица Мария ». Устанавливалось в трехорудийные башенные установки МК-3-12 производства Санкт-Петербургского Металлического завода.

Эти 305-мм орудия были наиболее мощными орудиями, когда либо серийно устанавливаемыми на корабли как российского императорского, так и советского военно-морского флотов.

Производство

Первоначальный вариант пушки был длиной 50 калибров, однако из-за низкого качества стали пришлось увеличить длину ствола для снижения нагрузок при сохранении баллистических свойств. Ствол состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух вкручивался казенник с поршневым затвором.

Всего Морским ведомством было заказано 198 орудий, однако на конец 1916 было готово всего 126 орудий, в 1917 всего 12, потом на 4 года производство было прекращено. В 1921 году сдали 14 орудий, также на 16 июня 1922 на складах хранилось 29 орудий в различной степени готовности. Часть их была позднее доведена до 100% готовности. Также существовал сухопутный вариант орудия, который маркировался «СА», морской вариант маркировался соответственно «МА». Сухопутный отличался небольшими изменениями, главное из которых было бo ` льшая длина каморы: 2667 мм вместо 2443,5 мм у морской пушки.

Характеристики Орудия 305мм

Общие данные

Скорострельность варьировалось от 2,3 до 3 выстрелов в минуту, в зависимости от типа башни, которые немного различались на разных кораблях. Дальность стрельбы зависела от веса снаряда и угла возвышения орудия, максимальная дальность была достигнута береговым орудием под углом возвышения 50 градусов и составляла 45980 метров при весе снаряда 314 кг.

Бронепробиваемость

Данные указаны для бронебойного снаряда образца 1911 г, 470.9 кг

Орудийная установка

Конкурс на производство башенных установок выиграл Санкт-Петербургский Металлический завод с проектом МК-3-12. В конкурсе участвовали Путиловский и Санкт-Петербургский Металлический заводы, иностранные: Виккерса, Круппа, «Шкода», «Шнейдер-Крезо». Обуховский завод от участия в конкурсе отказался, Общество Николаевских заводов и верфей выразило готовность собирать башни по чужим чертежам. Башня МК-3-12 была спроектирована Санкт-Петербургским Металлическим заводом, и с некоторыми доработками была принята в производство. Башенная установка состояла из двух частей, неподвижного барабана с центрирующим штырем и подвижным столом башни с подачной трубой. Горизонтальные балки вращающейся части находились в конусной части, благодаря чему высоту башни удалось значительно уменьшить. В ее конструкции были применены некоторые оригинальные технические решения, такие как использование металлических шаров вместо валков под вращающимся столом башни, составная крыша из 5 пластин брони. Наведение использовалось при помощи электродвигателей с муфтой Дженни.

Береговые батареи

Описываемые орудия достаточно широко применялись в береговых бронебашеных батареях. Решение о постройке башенных батарей с орудиями калибра 305-мм было принято в виду физического и морального устаревания существующих батарей, недостаточности огневой мощи для борьбы с морским флотом противника. Башни мб-3-13 и мб-2-12 проекта Санкт-Петербургского Металлического завода, который выиграл конкурс на их создание благодаря опыту разработки башен мк-3-12, были установлены на бетонном фундаменте артблока. Некоторые башни были сняты с линкоров "Полтава ", "Императрица Мария " , после переоборудования получивших названия мб-3-12ФМ. Постройка батарей начиналась еще при Царской России и заканчивалась в СССР. Устройство артблоков и общей компоновки батареи было различным в силу разного рельефа.
Список батарей и фортов, на вооружении которых были 305-мм орудия.

Название Месторасположение Количество орудий Тип арт установки Принятие на вооружение Снятие с вооружения
Батарея №30 Херсонесский полуостров 4, после войны 6 2 башни мб-2-12 , после войны 2 МБ-3-12ФМ. 1934 1961
Батарея №35 Херсонесский полуостров 4 2 башни мб-2-12 1929 1942
Форт Ино полуостров Инониеми 8 1916 1918
Форт Красная горка У поселка Красная Горка, недалеко от Кронштадта 8 2 башни мб-2-12, 4 открытые установки 1914 1962
Башенная батарея на о.Куйвассаари о. Куйвассаари 2 1 двухорудийная башня 1934 н/д
Башенная батарея на о.Макилуото о.Макилуото 2 1 двухорудийная башня 1934 н/д
Башенная батарея №981 о.Русский 6 2 башни МБ-3-12ФМ 1934 1997
Немецкая батарея Nino (Mirus) о.Гернси 6 4 одноорудийные башни С.40 1943 1945

Сравнение двух башен

Характеристика МБ-2-12 1934 г МБ-3-12ФМ 1954 г
Калибр, мм 305 305
Число орудий в башне 2 3
Вес снаряда обр. 1911 г., кг 471 471
Вес боевого заряда, кг 132 132
Начальная скорость снаряда, м/с 762 762
Максимальная дальность стрельбы снарядом обр. 1911г., м 27980 28528
Снарядов на 1 орудие, шт 200 180
Снарядов в погребе башни, шт 400 540
Полузарядов в погребе башни, шт 1200 1125
Угол возвышения, град 35 40
Угол снижения, град 1 3
Угол горизонтального вращения, град 360 +185/-185
Угол заряжания, град 0-14,5 6
Толщина лобовых плит, мм 305 203
Толщина боковых плит, мм 305 203
Толщина задней плиты и двери, мм 305 305
Толщина крыши 203 175
Скорострельность максимальная, в/мин 2,1 2,25
Скорость вертикального наведения электрическим приводом, град/с 0,012-5 0,5-3
Скорость горизонтального наведения электрическим приводом, град/с 0,375–0,43 0,3
Время открывания замка, с 7,2 7,34
Прицельные устройства ЛМЗ ПМА

Память

Орудия калибра 305 мм до нашего времени сохранились только в башнях береговой обороны и железнодорожных установках ТМ-3-12. Пушки с затонувшего линкора «Императрица Мария » были использованы при создании железнодорожного артиллерийского комплекса ТМ-3-12. ТМ-3-12 были использованы в ходе Советско-Финской войны, в Второй мировой войне участвовали в обороне советской базы на финском полуострове Ханко (Гангут). Взорваны советскими моряками при отступлении и восстановлены финнами. После войны были переданы в СССР, где поддерживались в боеготовном состоянии до 1991 года. Сняты с вооружения в 1999 году, таким образом став последними в мире боеспособными орудиями

Это сверхмощное орудие официально именуется 305-мм транспортёром ТМ-III-12, но артиллеристы уважительно и ласково называли его «Татьяной Михайловной» — из-за букв ТМ в его обозначении. Аналогично тому, как реактивную установку БМ-13К из-за буквы К красноармейцы прозвали «Катюшей». Ну, а здесь, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, у орудия-исполина сразу появилось прозвище «Царь-пушка №2». Глядя на эту гигантскую установку – в её вес составляет, ни много ни мало, 340 тонн! – невольно проникаешься к ней уважением. Настоящая кремлёвская «Царь-пушка №1» перед ней меркнет.

Но ещё больше, чем масштабы, поражает судьба установленного на этом транспортёре 12-дюймового орудия. Ведь оно когда-то находилось в башне линейного корабля Российского флота, затем оказалось в Африке, а в годы Второй мировой войны совершило морское путешествие вокруг Европы!

Орудие, ныне стоящее на железнодорожном транспортёре, создавалось как корабельное и для своего времени считалось чудом техники. Оно могло стрелять снарядами весом в 471 кг на дальность около 23,5 км, а после увеличения угла возвышения – на 35 км. Ствол орудия весил 50 т. Производство столь мощной артиллерии в начале прошлого века было по силам лишь странам с самой передовой промышленностью. Так, для изготовления внутренней трубы ствола требовалась крупногабаритная отливка из высококачественной стали без раковин и посторонних включений, которую затем в течение долгого времени попеременно обрабатывали ковкой, закалкой и отпуском. После на специальных станках производились механическая обработка заготовки, её сверление на всю глубину, чистовая расточка, шлифовка и нарезка каналов. Изготовление одного ствола занимало много месяцев, а иногда год и более.

Сто лет назад наша страна могла выпускать такие орудия — кстати, ничем не уступавшие английским или германским. Двенадцатидюймовка нашего железнодорожного транспортёра была изготовлена на Обуховском заводе. На её стволе стоит клеймо: №127, 1915 г., однако реально она была сдана в ноябре 1916 года. И немедленно отправилась из Санкт-Петербурга в Николаев – на строившийся линкор «Император Александр III». Это был третий черноморский дредноут, однотипный с трагически погибшей «Императрицей Марией». Он вошёл в состав Черноморского флота уже после февральской революции под новым названием «Воля». Во время гражданской войны он был флагманом белого флота на Черном море. Линкор ещё раз сменил имя, став «Генералом Алексеевым». В 1920 году он впервые применил артиллерию главного калибра в бою: неоднократно обстреливал позиции Красной армии в районе Николаева и Очакова. Только за три дня августа 1920 года «Генерал Алексеев» выпустил по позициям красных 109 12-дюймовых снарядов.

Линкор «Воля» — бывший «Император Александр III» и будущий «Генерал Алексеев».

Но артиллерия линкора не спасла генерала Врангеля: его войска не выдержали натиска Красной армии и вскоре отправились в вынужденную эмиграцию. Вместе с другими кораблями белого флота «Генерал Алексеев» оказался в далёком Тунисе, в Бизерте, принадлежавшей тогда Франции. Там же в начале 1930-х он и был разобран на металл. Но 12 исправных 305-мм орудий французы сохранили. Пушки пролежали в арсенале «Сиди-Абдуллах» до начала Второй мировой войны, а затем в их судьбе произошёл крутой поворот…

Флагман Белого флота — линкор «Генерал Алексеев». Бизерта, 1923 г.

В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией обострились до предела, и финны решили купить бесхозные русские орудия для усиления береговой обороны своего побережья. Контракт с Францией был подписан в январе 1940 года, уже в ходе «зимней» войны. Впрочем, финнам скоро стало не до обороны побережья… Но так или иначе, восемь двенадцатидюймовок с «Генерала Алексеева» все же были доставлены в страну Суоми на двух пароходах – правда, уже после заключения перемирия с Советским Союзом. Финская казна была пуста, и Франция пушки просто подарила. Причём все двенадцать. Только пароход «Нина», перевозивший последние четыре ствола, в Норвегии был захвачен немцами, которые реквизировали груз как военную добычу. О судьбе этих орудий чуть позже – это отдельная история.

Итак, восемь 305-мм орудий бывшего русского линкора, совершив растянувшееся на четверть века путешествие вокруг Европы, оказались в Финляндии. И очень кстати. Ну тут необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о ещё одном виде артиллерии – тяжёлых железнодорожных транспортёрах…

Идея установить тяжёлое орудие на железнодорожной платформе не нова – такие установки применялись ещё в 60-е годы XIX века, в ходе гражданской войны в США. Но настоящего триумфа этот вид артиллерии добился в конце Первой мировой, в 1918 году, когда немцам удалось из дальнобойных железнодорожных установок «Колоссаль» обстрелять Париж с дистанции 125 км! По французской столице было выпущено 367 снарядов, городу был причинён серьёзный ущерб. Число убитых и раненых приблизилось к цифре в 900 человек. Но ещё важнее для немцев был моральный эффект. Стрельба на такую дальность военным специалистам казалась чем-то из области фантастики.

Неудивительно, что в межвоенный период практически все развитые страны мира уделяли особое внимание крупнокалиберной артиллерии на железнодорожном ходу. В Советском Союзе разработка таких артиллерийских систем началась во второй половине 20-х годов под руководством талантливого инженера Александра Григорьевича Дукельского. Самыми мощными из них стали транспортёры ТМ-I-14 с 14-дюймовыми пушками, оставшимися от недостроенных сверхдредноутов типа «Измаил», и ТМ-III-12 с 12-дюймовыми орудиями с длиной ствола 52 калибра, бывших на вооружении линкоров предыдущих типов. В 1938-1939 годах на Ленинградском Металлическом заводе были изготовлены три транспортёра ТМ-III-12, составивших знаменитую батарею №9. На них были установлены орудия, поднятые с погибшего в Севастополе линкора «Императрица Мария». Во время войны с Финляндией батарея с круговой железнодорожной ветки под Сестрорецком обстреливала укрепления линии Маннергейма. А после завершения «зимней» войны батарею перевели на полуостров Ханко – там по соглашению с Финляндией создавалась советская военно-морская база.

С началом Великой Отечественной войны Ханко оказался в осаде; в ходе его героической обороны для обстрела финских сухопутных объектов привлекались и суперпушки 9-й батареи, однако достойных целей для них не оказалось, и какой-либо значительной роли они сыграть не смогли. В декабре 1941-го, перед эвакуацией гарнизона крепости, стволы транспортёров ТМ-III-12 взорвали. Наши артиллеристы не догадывались, что точно такие же двенадцатидюймовые стволы уже больше года лежат на финских складах…

Уже к лету 1942 года 305-мм железнодорожные артустановки снова были в строю, но уже в армии Финляндии. Теперь на них стояли орудия с другого русского линкора – «Генерала Алексеева». Но служба новым хозяевам оказалась недолгой. После выхода Финляндии из войны все три транспортёра ТМ-III-12 были возвращены СССР. Они снова образовали тяжёлую железнодорожную батарею, которой теперь был присвоен №294. Пушки перевезли на южный берег Финского залива, и они долго базировались на форту «Красная горка». Одно из этих орудий до сих пор стоит там – правда, оно пребывает в полуразрушенном состоянии. Два других транспортёра стали музейными экспонатами – одно в Санкт-Петербурге, другое – в Москве. Именно это орудие с №127, «Царь-пушка №2», после долгой эпопеи с её транспортировкой по железной дороге, заняла почётное место на Поклонной горе в октябре 2001 года.

В заключение упомянем о судьбе остальных орудий главного калибра русского линкора «Император Александр III». После монтажа трёх стволов на железнодорожных транспортёрах у финнов оставалось ещё пять орудий. Четыре из них были установлены на береговых батареях – на островах Исосаари и Мякилуото, а последнее оставили в качестве запасного. До наших дней дожили три двенадцатидюймовки: одна находится как эспонат музея на острове Куйвасаари, еще две — в башнях форта «Эре», также превращённого в музей.

Весьма причудливая судьба досталась четырём пушкам линкора «Император Александр III», захваченных немцами на пароходе «Нина». Для них фирма «Крупп» изготовила новые станки, позволявшие увеличить угол возвышения до 45 градусов. Эти пушки были установлены на захваченном у англичан острове Гернси в проливе Ла-Манш и стали частью пресловутого «Атлантического вала». Мощная батарея сначала получила название «Нина» — по имени парохода, перевозившего пушки. Позже батарею переименовали в «Мирус» — в честь её погибшего командира, фрегаттен-капитана Мируса.

Постройка батареи завершилась к концу 1943 года. Летом следующего года её орудия неоднократно открывали огонь по англо-американским кораблям, осуществлявшим снабжение высаженных во Франции союзных войск. А в сентябре под её снаряды попали два американских крейсера. Немцы утверждают, что один из них едва не погиб, но на самом деле корабли, как говорится, отделались лёгким испугом.

К началу 1880-х годов калибр пушек броненосцев возрос до 413−450 мм, но длина орудия оставалась неизменной (20−23 калибра), хотя технологии оружейных заводов того времени позволяли делать стволы в 35 калибров. Увеличивать ствол не было смысла — при использовании дымного пороха для разгона снаряда хватало и традиционной длины. Но в середине 1890-х артиллерия начала переходить на бездымный порох: кривая зависимости давления газов от длины канала становилась более пологой. Таким образом, требовались длинные пушки, способные разгонять снаряд длительное время до больших скоростей. Например, 305-мм пушки с длиной канала в 40 и 45 калибров. Однако эти пушки унаследовали от монстров 1870—1880-х годов длительное заряжание — порядка 20 минут. В начале 1890-х появились скорострельные патронные (единый выстрел, состоящий из гильзы и запрессованного в нее снаряда) 152-мм пушки, которые могли делать 6−7 выстрелов в минуту. Прицельная дальность стрельбы такой пушки оказалась не меньше, чем у 305-мм.

Орудийные парадоксы

Современному инженеру трудно поверить, что дальность стрельбы 6- и 12-дюймовых пушек может быть одинаковой. Дело в том, что морские стратеги всех стран в конце XIX века собирались вести баталии на дистанции прямой видимости — 3−5 км. Главной задачей считалось пробить броню кораблей в наиболее уязвимых местах. Однако морское право того времени запрещало кораблям обстреливать береговые объекты противника — города, верфи, заводы, и стрельба на большие дистанции не планировалась. В 1903 году лучший русский конструктор морских орудий генерал-майор Забудский смеялся над молодыми офицерами: «Да кто же будет стрелять на 10 верст? Прожектеры!»

А на ближних дистанциях меткость 152-мм скорострельных пушек была выше, чем у 305-мм орудий. Это связано с двумя факторами — более высокой начальной скоростью снаряда и ручным наведением.

305-мм пушки 1870−1890-х годов имели гидроприводы наведения, а в конце XIX века сначала во Франции, а затем в других странах появились электроприводы. Исключение составляли англичане, сохранявшие верность гидроприводам. Очередной парадокс — ручной привод лучше автоматического! Гидравлический привод работал достаточно точно, но время поворота на 3600 колебалось от 1 до 3 минут (при крене более 10). К тому же гидроприводы были очень громоздкими. Электроустановки были легче, дешевле, работали быстрее, но были не столь точны. Точная наводка достигалась «пунктированием»: короткий импульс тока чуть поворачивал электродвигатель. Но и пунктирование давало большую погрешность.

К 1895 году снаряды всех корабельных пушек снаряжались порохом, и фугасное действие 305-мм снарядов было ненамного выше, чем у 152-мм снарядов. Ручные приводы патронных 152-мм пушек давали более точное наведение и большую скорострельность. 152/45-мм пушка Канне (здесь и дальше первая цифра — калибр, вторая — длина ствола в калибрах), принятая на вооружение русского флота в 1891 году, могла выбросить за 4 минуты до 30 снарядов, а 305-мм орудие главного калибра — только один. Причем начальная скорость снаряда 305/30-мм пушки составляла 570 м/с при весе 331,7 кг, а снаряд 152/45-мм пушки весил 41,5 кг и имел начальную скорость 792 м/с. При этом 305-мм установка весила 200−250 т (без устройств подачи снарядов и погребов), а две 152/45-мм установки — 14,5 т.

Поэтому в России и других странах начали усиливать броненосцы бортовыми 152-мм артсистемами. К 1890-х годов стандартное вооружение броненосца состояло из четырех 305-мм орудий в носовой и кормовой башнях и двенадцати 152-мм в бортовых башнях или казематах.

Нарушители конвенции

Но вот грянула Русско-японская война. Русские воевали по уставам, а японцы — нет. Они снаряжали свои снаряды не порохом, а мощным взрывчатым веществом — шимозой. Нарушив все конвенции, самураи обстреляли Порт-Артур и Владивосток с предельных дистанций.

В это время в Англии первым лордом адмиралтейства был адмирал Джон Фишер, устроивший революцию в британском флоте. Для начала он пустил на лом 160 старых кораблей и исключил из состава флота броненосцы старше 16 лет. Эта мера сэкономила огромные суммы и высвободила 10 тысяч матросов и офицеров. По приказу Фишера был создан особый комитет для разработки технических деталей нового линкора. Комитет работал в обстановке строжайшей секретности. В его состав вошли «семь самых светлых голов во флоте»: капитаны 1-го ранга Генри Джексон, Джон Джеллико, Реджинальд Бэкон, Чарльз Мэдден, Уилфрид Гендерсок, а также два гражданских инженера — главный конструктор портсмутских военных верфей Уильям Кард и лучший конструктор фирмы Fairfield Shipping Company Александр Граси.

Дредноут

Новый корабль получил название Dreadnought — «Неустрашимый». Изюминка «Дредноута» была в том, что он нес не четыре 305-мм пушки в двух башнях, как все другие британские, французские и русские броненосцы, а десять 305-мм пушек в пяти башнях. Зато у него полностью отсутствовала артиллерия среднего калибра, а для защиты от миноносцев имелось двадцать семь 76-мм пушек.

«Дредноут» был построен в беспрецедентно короткий срок. Его заложили 2 октября 1905 года, ровно через год и один день начались ходовые испытания корабля, а уже в декабре 1906-го «Дредноут» вступил в состав флота! Обычно же на строительство эскадренного броненосца в те годы в Англии уходило не менее чем три года, а в России броненосец могли строить и пять, и семь лет!

Рекордные сроки строительства корабля были обусловлены превосходной организацией труда. Поскольку «Дредноут» должны были вооружить серийными 305/45-мм орудиями типа MK.10, то на него поставили башни, изготовленные для броненосцев типа «Лорд Нельсон». Естественно, строительство этих броненосцев замедлилось, что, впрочем, уже не имело никакого значения — появление «Дредноута» сделало все остальные броненосцы мира устаревшими.

«Дредноут» был оснащен принципиально новой системой централизованного управления артиллерийским огнем. Наблюдательный пост разместился на фок-мачте и имел телефонную связь со всеми башнями для корректировки стрельбы. «Дредноут» стал первым английским броненосцем, на котором отказались от подводного носового тарана, предназначенного для таранного удара по вражескому кораблю.

Другим революционным решением стала замена поршневой машины тройного расширения в качестве главной силовой установки паровой турбиной. Турбина мощностью 23 000 л.с. позволяла развивать скорость 21 узел (39 км/ч), то есть на 3 узла больше броненосцев, оснащенных поршневыми паровыми машинами.

Конечно же, не обошлось без просчетов. Из десяти его 305-мм орудий в бортовом залпе могли участвовать только восемь. Центр управления артогнем разместили неудачно: дым из трубы мешал определять дистанцию огня. Калибр 76 мм для противоминной артиллерии оказался мал, поскольку после Русско-японской войны водоизмещение миноносцев увеличилось до 500 т, а к 1914 году дошло до 1500 т и для борьбы с ними требовались орудия калибра 120 мм и выше. Пояс бортовой брони «Дредноута» был слишком узким, и при полной загрузке корабля он оказывался под водой. Наконец, у англичан не нашлось доков, способных принять такой большой корабль. Но все это казалось мелочами на фоне десяти 305-мм орудий!

Чей дредноут лучше

Ввод в строй самого мощного в истории корабля нанес сильнейший удар по амбициям Великобритании. Дело в том, что до 1905 года адмиралтейство придерживалось стандарта — иметь флот, превосходящий два самых сильных флота мира. А теперь все начали строить корабли по типу «Дредноута». Его имя дало название целому классу. Военно-морская гонка началась с нуля.

Германский военно-морской министр гросс-адмирал Тирпиц отреагировал быстро. Еще не был введен в строй «Дредноут», а в июле 1906-го на верфи в Вильгельмсгафене был заложен «Нассау» — головной корабль первой серии германских дредноутов.

Первые сведения о германских кораблях вызвали в Англии вздох облегчения — они были явно слабее «Дредноута». Хотя на «Нассау» имелось 12 орудий, они были размещены так неудачно, что в бортовом залпе могли принять участие лишь восемь, то есть столько же, сколько и на «Дредноуте», а калибр германских орудий составлял 280 мм. К тому же первые германские дредноуты оснащались машинами тройного расширения, развивавшими скорость до 20 узлов. Зато броня «Нассау» была намного толще. Общий ее вес оказался на 1000 т больше брони «Дредноута» и на 300 т больше, чем у дредноутов типа «Беллерофон». Германские 280-мм снаряды имели лучшую бронепробиваемость, чем 305-мм британские. Мало того, на «Дредноуте», равно как на всех кораблях мира, орудия главного калибра имели картузное заряжание, а немцы свои 280-мм орудия оснастили раздельно-гильзовым заряжанием, что улучшило скорострельность, а главное, живучесть кораблей. (Пожары из-за загорания картузов приведут к гибели нескольких английских кораблей в Ютландском бою.)

По типу улучшенного «Дредноута» англичане построили 9 кораблей, вооруженных десятью 305-мм орудиями. Немцы построили четыре дредноута типа «Нассау», в 1911—1912 годах ввели в строй еще четыре дредноута типа «Гельголанд» с двенадцатью 305/50-мм пушками, а в 1912—1913 годах — пять дредноутов типа «Кайзер» с десятью 305/50-мм пушками. Эти линкоры первыми в германском флоте получили паротурбинные установки.

Англичане были шокированы. Впервые со времен испанской «непобедимой Армады» их морская мощь оказалась под угрозой. Историки назвали этот период «морской паникой 1909−1910 годов». И адмиралтейство вновь пошло по пути увеличения калибра орудий. В 1912 году в состав британского флота вошли четыре дредноута типа «Орион» с десятью 343/45-мм пушками, а в 1913 и 1914 годах — еще восемь с тем же вооружением (четыре корабля типа «Айрон Дюк» и четыре — типа «Кинг Джордж V»). Однако и калибр 343 мм не обеспечивал превосходства над германскими дредноутами. 305-мм немецкий снаряд пробивал английскую броню с дистанции 11 700 м, а более тяжелый английский снаряд становился опасным для германских дредноутов лишь на расстоянии 7880 м.

Для победы над немцами потребовался более резкий скачок в увеличении главного калибра и, соответственно, размеров корабля. Гранд-флиту потребовались сверхдредноуты.

Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

304,8

Длина ствола, калибров

Наибольший угол возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

Угол склонения, град.

Масса в походном положении, кг

Масса фугасного снаряда, кг

314

Начальная скорость снаряда, м/с

950

Наибольшая дальность стрельбы, м

29632

305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра для установок ТМ-3-12 были найдены буквально на дне морском - в 1931 году вместе с башенными установками их сняли с линкора «Императрица Мария», затонувшего 6 октября 1916 года при невыясненных до конца обстоятельствах. После замены внутренней трубы часть из них использовали при создании береговых батарей Севастополя, на базе остальных было решено создать железнодорожные артиллерийские установки для Балтийского флота.

Проект установки поручили разработать ЦКБС-3, получившему новое название ЦКБ-19. После рассмотрения нескольких промежуточных вариантов окончательный вариант проекта железнодорожной артиллерийской установки утвердили в мае 1936 года. В соответствии с принятой системой нумерации ей присвоили обозначение ТМ-3-12 (транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов). В качестве головного предприятия по изготовлению серии установок ТМ-3-12 был назначен Николаевский государственный завод. В июле 1938 года завод предъявил на испытания первую установку, в декабре того же года была готова вторая установка, а сборку третьей завершили 1 января 1939 года. Полигонные испытания установок проводились в ускоренном режиме, а вместо войсковых испытаний были реальные боевые действия - 30 января 1939 года СССР объявил войну Финляндии, и сформированная из трех установок ТМ-3-12 батарея № 9 убыла на фронт. Батарея была задействована в подавлении долговременных огневых точек на линии Маннергейма, причем стрельба велась с колес с круговой железнодорожной ветки Сестрорецк - Белоостров.


Cхема 305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 вбоевом положении

По своей конструкции ТМ-3-12 представляла собой дальнейшее развитие разработанных ЦКБС-3 ранее железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14 и ТМ-2-12. В качестве прототипа решили использовать транспортер ТМ-2-12, однако предназначенное для ТМ-3-12 12-дюймовое орудие имело гораздо большую длину (52 калибра вместо 40 калибров орудия ТМ-2-12), для обеспечения заданного наибольшего угла возвышения 50° в конструкцию нового транспортера пришлось включить механизм подъема станка орудия в боевое положение, при этом учтя достаточно негативный опыт использования электромеханического привода подъема станка установки ТМ-1-14, конструктора использовали гидравлический привод. Кроме повышения надежности механизма подъема станка это позволило сократить время, необходимое для выполнения этой операции, с 15,4 до 8,5 минут. Заново была разработана и схема подачи к орудию снарядов и полузарядов. Прежде всего, в вагон-погреб ввели снарядную тележку, которая каталась в проходе между стеллажами по рельсам. Нагруженная снарядом тележка выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба.
Полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам и загружались в кокор вручную. Подъем кокора кранами был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки. Поэтому в транспортере ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки и снабдили ее лебедкой для подъема кокора, которая и заменила подъемные краны. Однако их все-таки оставили, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа имела еще одну лебедку и тележку для горизонтального перемещения кокора. При его обратном движении боеприпасы выталкивались из желоба зарядного стола и занимали положение, необходимое для их досылки. Досылка производилась броском зарядного стола.
Таким образом, в первой установке ТМ-1-14 пневматически досылался лишь снаряд, а полузаряды - вручную. Во второй установке, ТМ-2-12, броском досылались и снаряд, и полузаряды, но последние не доходили до своего места в каморе орудия, и окончательная досылка производилась вручную. В третьей установке удалось, наконец, добиться полностью автоматической досылки. Это сказалось на скорострельности: у ТМ-1-14 один выстрел занимал 40 сек, у ТМ-2-12-35, а у ТМ-3-12 - уже 30.

Установленная на транспортерах ТМ-3-12 12-дюймовая пушка имела ствол длиной 52 калибра (15 850 мм). Ствол был скрепленным и состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров был одет кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор. Затвор запирался и открывался с помощью электродвигателя или вручную, время открывания - закрывания в первом случае составляло 3,0-3,7 сек, во втором - 7,5 сек. В канале ствола были выполнены 72 нареза, длина нарезной части канала ствола составляла 42,2 калибра (12852 мм). Пушки устанавливали на транспортерах на станках, снятых из трех орудийных башен линкора «Императрица Мария». При этом использовались также многочисленные узлы и механизмы этих башен.
Благодаря наличию механизмов подъема станка наибольший угол вертикального наведения орудия составлял +50°, угол склонения равнялся - 2°. При стрельбе с бетонного основания обеспечивался круговой обстрел, угол горизонтального наведения при стрельбе с колес составлял +2,75°.
В 1911 году к пушке были приняты бронебойный, полубронебойный и фугасный снаряды массой 470,9 кг. Масса содержавшихся в них взрывчатых веществ составляла, соответственно, 12,9 кг, 48,4 кг и 58,8 кг.
В 1915 году к пушке разработали снаряд с пулевой шрапнелью. Масса этого снаряда составляла 331,7 кг. Под впечатлением широкого использования на сухопутных фронтах химического оружия в 1916 году в боекомплект пушки включили и химические снаряды. Это были бронебойные образца 1911 года и практические снаряды, снаряженные отравляющими веществами.
К новым боеприпасам относился принятый в 1928 году фугасный дальнобойный снаряд массой 314,0 кг. Этот снаряд использовался также для стрельбы из установки ТМ-2-12. Однако, в данном случае, благодаря гораздо большей длине ствола пушки обеспечивалась начальная скорость снаряда 950,0 м/сек (по сравнению с 823,5 м/сек у пушки установки ТМ-2-12), что, в свою очередь, позволяло поражать цели на дальности 29 632 м.


Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны 9-я батарея, на вооружении которой находились установки ТМ-3-12, была передислоцирована на полуостров Ханко. В ее задачу входило предотвращение перехода вражеских кораблей в Финский залив. Поскольку с началом боевых действий германский флот так и не предпринял никаких попыток прорваться в Финский залив, батарея применялась в основном для борьбы с финской артиллерией, размещенной на островах Хорсен, Кугхольм и других.
В декабре 1941 года было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. Так как железнодорожное сообщение с Ленинградом блокировали финские войска, эвакуация проводилась морем. Это делало невозможным спасение артиллерийских установок, и их решили уничтожить. Казенные части стволов взорвали, противооткатные устройства привели в негодность, а многоосные тележки ходовой части затопили.

Как это ни удивительно, финнам удалось восстановить установки. Они отремонтировали поврежденные механизмы орудий и подняли из воды тележки. Наибольшую сложность представляла собой замена орудий, но финнам помогли их союзники - немцы. В одном из портов оккупированной Франции они обнаружили линкор «Александр III», однотипный с линкором «Императрица Мария». Этот корабль был угнан в 1920 году белогвардейцами, в четырех его башенных установках имелось 12 таких же пушек, которые использовались при создании ТМ-3-12.
Незадолго до капитуляции Финляндии установки были вывезены с Ханко и укрыты в шхерах. Финны до последнего момента не хотели возвращать установки Советскому Союзу, заявляя, что ничего о них не знают. Возвращение установок стало возможным лишь после того, как один из участников обороны Ханко, хорошо знавший шхеры, углядел их с катера. В начале 1945 года установки ТМ-3-12 поступили на вооружение вновь сформированной 294-й батареи железнодорожной артиллерии, которая находилась на боевом дежурстве вплоть до начала 50-х годов.

Вооружение

Главный калибр японских броненос­цев был представлен 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Армстронга с длиной ствола в 40 калибров. Они имели типич­ную для англичан проволочную конструк­цию и мало отличались друг от друга по своим характеристикам. Зато установки этих орудий на первых двух броненос­цах и четырех последующих принадле­жали к двум совершенно различным ти­пам.

Барбетные установки «Фудзи» и «Ясимы» были аналогичны разработанным для броненосцев типа «Маджестик». Они имели гидравлический привод (электри­ческий был резервным и служил лишь для горизонтального наведения); круглая поворотная платформа вращалась на роликах внутри грушевидного барбета. Заряжание осуществлялось только в диа­метральной плоскости (ДП) при угле возвышения стволов в 1° (по другим дан­ным, в 5°), то есть после каждого выстре­ла приходилось не только разворачивать орудия вдоль оси корабля, но и опускать их стволы. Разумеется, скорострельность была невелика - примерно один вы­стрел за 2 - 2,5 минуты. Правда, в тече­ние некоторого времени японские кораб­ли могли поддерживать более высокий темп стрельбы - для этой цели в кормо­вой нише поворотной части башни имел­ся стеллаж для хранения 18 снарядов, а также специальные гидравлические досылатели для их подачи. При этом заряды поднимались в башню через цент­ральную подачную трубу. Таким образом, каждая башенная установка могла выпу­стить из двух стволов 18 снарядов в те­чение 12 минут боя, но затем скоро­стрельность резко снижалась.

Орудийные погреба находились стро­го под барбетами, причем заряды хра­нились в нижнем помещении, а снаря­ды - палубой выше. Боезапас по штату составлял 60 выстрелов на ствол.

Установки главного калибра броненос­цев «Сикисима», «Хацусэ» и «Асахи» были совершенно иными. Они монтиро­вались в круглых неподвижных барбетах, помимо гидравлического привода оснаща­лись дополнительным электрическим и могли заряжаться при любом положении орудий относительно ДП. Снаряды и за­ряды подавались двумя парами наклон­ных элеваторов в кормовую часть башни; кроме того, для зарядов имелись две до­полнительные вертикальные подачные трубы, расположенные между орудиями.

Заряжание осуществлялось только при фиксированном угле возвышения стволов в 13,5°. Внедрение этих установок позво­ляло делать из 305-мм орудий не менее двух выстрелов за три минуты.

На «Микасе» артустановки ГК в целом были похожи, но отличались важным но­вовведением: подачу боеприпасов в них разбили на два этапа. Под вращающей­ся платформой со станками орудий те­перь находилось перегрузочное отделе­ние, куда снаряды поступали из погребов по центральному элеватору. Далее бое­запас с помощью цепного тельфера подавался на короткие наклонные элевато­ры, соединяющие перегрузочное отделе­ние с кормовой частью башни. Некоторое усложнение схемы подачи было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб. Причем за счет внедрения новых механизмов скоро­стрельность артустановок «Микасы» не уменьшилась, а наоборот, немного повы­силась: на испытаниях в Англии три 305-мм снаряда удалось выпустить с интер­валами в 48 с. При этом сами установки стали даже более компактными: диаметр их барбетов составил 10,7 м по сравне­нию с 11,3 м на «Сикисиме» и «Хацусэ». Заряжание производилось при любом положении орудий в горизонтальной плоскости, но при фиксированном угле возвышения стволов в 5°.

Баллистические данные японских 305-мм орудий были достаточно высоки­ми, но в целом не превосходили анало­гичные показатели двенадцатидюймовок русских броненосцев. Теоретически на дистанции 10 кбт они пробивали 306 мм крупповской брони, на дистанции 30 кбт - 208 мм; для русской 305-мм/40 клб пуш­ки эти значения составляли 311 и 201 мм соответственно. Разброс снарядов ока­зался невелик: на полигоне пушки для «Фудзи» при стрельбе с 5000 ярдов (4,57 км) обеспечили попадания в пря­моугольник размерами 3,7x1,9 м.

Артиллерия среднего калибра на всех броненосцах состояла из английских 152-мм скорострельных пушек Арм­стронга с длиной ствола в 40 клб. На «Фуд­зи» и «Ясиме» они имели уменьшенные зарядные каморы и размещались как в бронированных казематах, так и в палуб­ных щитовых установках; на последующих броненосцах - только в казематах, либо в казематах и защищенной батарее (на «Микасе»). Все орудия были осна­щены оптическими прицелами. Заряжа­ние - раздельное; наведение и подача боеприпасов осуществлялись вручную.

12-фунтовые (76-мм) скорострельные пушки Армстронга устанавливались лишь на четырех броненосцах програм­мы 1895 -1896 годов (по 20 штук на корабль). Правда, в 1901 году они появи­лись и на первой паре броненосцев - в ходе модернизации ими заменили часть 47-мм пушек (по 16 на корабль). Все 12-фунтовки размещались без полноцен­ной броневой защиты на главной палу­бе, спардеке и надстройках.

Малокалиберная противоминная ар­тиллерия включала две модели 47-мм пушек Гочкиса на станках Ямаучи, офи­циально именовавшихся 3-фунтовыми и 2,5-фунтовыми. Они различались длиной ствола, причем более длинноствольные 3-фунтовки устанавливались преимуще­ственно на боевых марсах, а 2,5-фунтовки - на спардеке и надстройках. Кроме того, на мостиках были предусмотрены места под установку пулеметов Максима.

Боекомплект японских броненосцев, как и у их английских собратьев, состоял из бронебойных, фугасных и небольшого числа шрапнельных снарядов. Однако если в Российском флоте главными (то есть способными принести победу в мор­ском бою) считали снаряды бронебойные, то японцы, основываясь на результатах сражения при Ялу, сделали ставку на фугасные. В результате флот Страны вос­ходящего солнца получил на вооружение снаряды, уступавшие русским по прочно­сти (и, соответственно, бронепробиваемости), но многократно превосходившие их по фугасному воздействию. Так, если русский 305-мм стальной фугасный сна­ряд содержал всего 12,4 кг (а чугунный вообще лишь 9 кг) взрывчатого вещества, то его японский аналог, прозванный на­шими моряками «чемоданом», - 48,5 кг, или 12,5% от его веса. Японцы снаряжали свои боеприпасы (за исключением бронебойных снарядов, начиненных дымным порохом) так называемой «шимозой» - взрывчатым веществом на основе пикри­новой кислоты, разработанным профес­сором Симосэ Масатика и близким по составу к английскому лиддиту и фран­цузскому мелиниту. В отечественной ли­тературе распространено мнение, что «шимоза» по мощности в четыре раза превосходит применявшийся в Россий­ском флоте влажный пироксилин. Это утверждение весьма сомнительно ("Теоретически по так называемой «взрывной силе» пироксилин не усту­пал (или почти не уступал) «шимозе». Так, скорость его детонации в идеальных условиях достигала 6 - 7 км/с, что было не намного меньше, чем у пикриновой кислоты (7,1 км/с). Однако обе взрывчатки были не­устойчивыми и быстро разлагались, особенно при повышенной темпе­ратуре. Кроме того, им требовался очень мощный инициирующий заряд (детонатор), иначе часть вещества просто сгорала. Поэтому сравнить мощность обоих ВВ в реальных боевых условиях не так просто ), одна­ко если даже допустить, что фугасное действие пироксилина и пикриновой кис­лоты примерно одинаково, то все равно японские броненосцы только за счет веса боеприпасов получали неоспоримое пре­восходство в огневой мощи над своими оппонентами. Правда, за это пришлось заплатить худшей бронепробиваемостью и риском детонации снаряда в момент выстрела (следствие повышенной чув­ствительности пикриновой кислоты к удару).

К началу войны с Россией в японском флоте состояли на вооружении два типа 305-мм бронебойных снарядов собственного производства - стальные кованые № 1 и литые № 2. Последние, по мнению прикомандированных английских совет­ников, отличались плохим качеством из­готовления и часто становились причиной разных инцидентов. Тем не менее, они входили в боекомплект всех броненосцев, причем на «Фудзи» и «Ясиме» использо­вали только их. Новые снаряды, пришед­шие им на смену, стали поступать лишь осенью 1904 года. По традиции все бро­небойные снаряды были белого цвета, причем 305-мм № 1 имели одну, а № 2 - две красных полосы; фугасные снаряды всех калибров красились в коричневый цвет с желтой полосой.

В 1904 году боезапас японских броне­носцев (в пересчете на один ствол) состо­ял из 90 305-мм снарядов (55 бронебой­ных и 35 кованых фугасных), 130 152-мм (по 65 бронебойных и кованых фугасных), 200 76-мм (бронебойных), 400 47-мм для 3-фн пушек (по 200 стальных и фугасных) и 418 47-мм для 2,5-фн пушек (188 сталь­ных, 200 фугасных и 30 шрапнельных). Сообщалось, что вместо 65 фугасных 152-мм снарядов можно было принять 200 76-мм; таким образом, число 12-фн вы­стрелов возрастало до 400. Перед Цусим­ским сражением боекомплект 305-мм ору­дий удалось увеличить до 110 снарядов на ствол (30 бронебойных и 80 кованых фугасных), а 152-мм пушек - до 175 (75 бронебойных и 100 фугасных).

ТТХ артиллерии японских броненосцев

Калибр, мм/длина ствола, клб

Вес орудия с затвором, т

Вес снаряда/заряда, кг

Начальная скорость снаряда, м/с

Дульная энергия, тм

Дальность стрельбы, кбт

Скорострельность, выстр./мин

*Установлены на «Сикисиме», «Хацусэ», «Асахи» и «Микасе».

**Установлены на «Фудзи» и «Ясиме».

Характеристики снарядов английского производства для японских броненосцев

305-мм бронебойный

305-мм фугасный (common)

305-мм фугасный (НЕ)

фугасный (НЕ)

Вес снаряда, кг

Вес ВВ, кг (% от веса снаряда)

Пороховые заряды хранились в погре­бах в латунных или цинковых футлярах. Применялся только бездымный порох (кордит), причем значительная часть его была английского производства.

Все японские броненосцы вооружались четырьмя траверзными подводными тор­педными аппаратами калибра 450 мм, которые могли стрелять при скорости корабля до 14 узлов. Кроме того, на «Фудзи», «Ясиме» и «Сикисиме» име­лось еще по одному аппарату - надвод­ному носовому, неподвижно установлен­ному в форштевне и защищенному бро­ней. На броненосцах применялись два образца 45-см торпед системы Уайтхеда - типа 30 (18S 7 г.) и типа 32 (1899 г.). Они были довольно близки по характе­ристикам; наиболее совершенная торпе­да типа 32 весила 541 кг и могла пройти 1000 м 28-узловым ходом или 3000 м 15-узловым. Боевая часть торпед (100 кг для типа 30 и 90 кг для типа 32) снаря­жалась пироксилином или «шимозой».

Система управления огнем по сути была довольно примитивной. На каждом из броненосцев, начиная с «Сикисимы», стояло по два дальномера FA 2 шотланд­ской фирмы «Барр энд Струд»; в 1901 году ими оснастили и «Фудзи» с «Ясимой». Уже после начала войны с Росси­ей, в феврале 1904 года, в Японию при­была партия новых, более совершенных дальномеров РАЗ - их установили на «Микасе» и, вероятно, на остальных бро­неносцах. При той же базе (1,37 м) но­вые приборы имели вдвое большую точ­ность - погрешность в определении дистанции у них не превышала 3%. Расче­ты по установке прицела и целика выпол­нялись артиллерийским офицером вруч­ную, по таблицам, а затем данные пере­давались наводчикам орудий по переговорным трубам. Обмен информа­цией между носовым и кормовым мости­ками выполнялся посыльным матросом или голосом с помощью рупора. Задаю­щие и принимающие электромеханичес­кие циферблаты той же фирмы «Барр энд Струд», хотя и были установлены на всех японских броненосцах, на практике, по словам английских военных советников, почти не применялись. В общем, систе­ма управления стрельбой в техническом плане ничуть не превосходила ту, что су­ществовала в русском флоте, но японские моряки благодаря интенсивным тре­нировкам научились с ее помощью вести эффективный централизованный огонь с очень высокой скорострельностью. Здесь свою роль сыграл и тот факт, что для бро­неносцев в Англии был закуплен полный комплект запасных орудий главного ка­либра - 24 ствола. Российский же флот с его традиционным стремлением к «эко­номии» похвастаться хорошей выучкой артиллеристов, увы, не мог.