Любовь и отношения

Художественное оформление книжного издания. Московский государственный университет печати Бизнес-план издательства: Учебное пособие


Введение

Сегодня на рынке появляется все больше фирм, следовательно, увеличивается конкуренция. Поэтому становится необходимым применять более интересные и эффективные ходы из области связей с общественностью. К таковым, безусловно, относятся корпоративные издания. В настоящее время в Украине наблюдается стремительное развитие корпоративных изданий, что подтверждается многочисленными аналитическими разработками, как зарубежными, так и украинскими. Это позволяет сделать вывод об актуальности темы данной курсовой работы.

Взаимодействие компании в бизнес среде различных сфер деятельности предоставляет уникальную возможность ежегодного распространения рекламы своей компании в виде перекидного календаря. Как правило, перекидной календарь фирмы становится дополнением к новогоднему поздравлению бизнес партнеров. Если ваш перекидной календарь приглянулся, то он займет самое видное место в кабинете. Каждый посетитель этого кабинета непременно обратит взгляд на перекидной календарь. Ваш логотип и информация о компании, которую содержит перекидной календарь, станет эффективной рекламой.

Разработка календаря должна быть в первую очередь направлена на рекламу вашей фирмы. Перекидной календарь должен быть изысканным и оригинальным. Если задумка удалась, то ваш перекидной календарь заслужит больше симпатий.

1. Теоретическая часть

1.1. Корпоративные издания

Корпоративное издание - это собственный информационный ресурс компании, рассчитанный на определенную целевую аудиторию и сообщающий ей о целях, задачах и успехах компании, ее продуктах и услугах.

Корпоративное издание - уникальное явление, соединяющее в себе множество аспектов рекламы и PR.

Существует три основных типа корпоративных изданий:

1. Клиентские издания обеспечивают коммуникацию с потребителем- частным лицом;

2. B2B (business-to-business, издания ориентированные на партнеров) - издания помогают наладить контакт с другими компаниями или организациями, а точнее - с их сотрудниками, чьё мнение может быть решающим при принятии важных решений;

3. Внутрикорпоративные издания помогают руководству компании выстраивать корпоративную культуру и добиваться улучшения производственных показателей как каждого из ее сотрудников, так и бизнеса в целом.

Периодичность, формат, полиграфическое исполнение, тираж и способ распространения подбираются в соответствии с задачами, которые руководство компании ставит перед своими корпоративными изданиями.

Для чего применяются корпоративные издания? Можно назвать сотни тысяч причин, по которым компании выпускают корпоративные издания, - от решения глобальных имиджевых проблем до "полировки заусенцев" в продажах конкретного товара или услуги. Вот несколько типичных задач, которые успешно решаются с помощью фирменных изданий:

1. Построение и улучшение имиджа. Корпоративные издания особенно эффективны, когда нужно донести до потребителя значительный объем информации. Настроив издание на правильный сегмент целевой аудитории, с его помощью можно добиться максимального доверия к информационным сообщениям бренда, и, как следствие, - повысить престиж компании. Корпоративные издания прекрасно зарекомендовали себя в качестве информационного канала для вывода на рынок продуктов новой линейки и перепозиционирования старых брендов.

2. Стимулирование продаж. 77% потребителей считают, что корпоративные издания лучше других носителей рассказывают им о продуктах и услугах. 60% заявили, что они с большей готовностью приобретут товары и услуги, описанные в фирменном издании.

3. Повышение доверия и лояльности к бренду. Высокий кредит доверия к компании является основным мотивирующим фактором при совершении покупки и способствует повышению лояльности к бренду в целом. (Источник: Advertising Age, аналитический обзор "Next Century".)

4. Просвещение и обучение. Сегодня маркетологам часто приходится объяснять потребителям смысл тех или иных продуктов и услуг, подготавливать почву для их потребления. Корпоративные издания позволяют компаниям не дожидаться реакции сторонних масс-медиа на новые продукты и услуги, а полностью брать инициативу в свои руки.

5. Повышение эффективности рекламной компании, увеличение осведомленности. Собственное корпоративное издание повышает эффективность рекламных кампаний, проводимых с помощью традиционных носителей. Так, те компании, которые тратят на печатную прессу рекламного бюджета на фирменные издания, выигрывают 44 процентов по индексу «осведомленность в результате просмотра ТВ-программы» по сравнению с компаниями, которые тратят на фирменные издания только 1 - 20 процентов.

Основные причины использования корпоративных изданий - это возможность прямого диалога с клиентами, сфокусированность аудитории, аутентичность информации, снижение рекламных расходов, использование баз данных клиентов.

Рекламные корпоративные издания - это имиджевые презентационные издания, позиционирующие конкретный продукт или услугу и имеющие четкую ориентацию на рекламные цели компании. Это довольно статичная группа печатных изданий, в то время как информационные издания находятся в процессе постоянного движения вперед. Информационные издания, в отличие от издательской, являются тематической прессой, посвященной состоянию дел компании в настоящий момент. Среди отличительных признаков: регулярность выхода, установка на продвижение конкретного бренда, отсутствие информации о деятельности других участников рынка. Правда, иногда тематика корпоративных изданий не ограничивается рамками конкретного предприятия и распространяется на всю отрасль, ее перспективы и тенденции развития.

1.2. Из истории происхождения календарей

Слово «календарь» пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга». В Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, причем по первым числам каждого месяца было принято уплачивать проценты по долгам.

Все календари можно разделить на следующие типы: солнечные, лунные и лунно-солнечные. Все эти календари используют естественные периодические процессы - сутки, то есть смену дня и ночи, смену фаз Луны, которые происходят на протяжении месяца, или смену времен года между двумя весенними равноденствиями, то есть период так называемого тропического года.

Кочевые народы древности больше пользовались лунным календарем, в основу которого положена продолжительность лунного месяца. Народы, занимавшиеся земледелием, основывали свой календарь на продолжительности тропического года. В Древней Греции и странах Востока использовался лунно-солнечный календарь, в котором начало каждого месяца располагалось как можно ближе к новолунию, а средняя продолжительность года соответствовала промежутку времени между двумя весенними равноденствиями. Поскольку 12 лунных месяцев по продолжительности меньше 1 года, приходилось добавлять дополнительный 13 месяц. Этот процесс называется интеркаляцией.

В 153 году до нашей эры, пытаясь исправить свой календарь, римляне переместили начало года с 1 марта на 1 января, из-за чего порядковые названия месяцев потеряли смысл. Месяцы с 7-го по 10-й стали занимать места с 10-го по 12-й, и по-прежнему сохраняется эта путаница: названия сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь происходят от латинских числительных (от 7 до 10) и отражают расположение месяцев в римском календаре до 153 года до нашей эры. Римляне на протяжении столетий пытались справиться с лунным годом из 355 дней при помощи дополнительного месяца, состоящего из 22 или 23 дней, который добавлялся в феврале через каждые два года. Главным органом, который нёс ответственность за регулирование годового цикла, была коллегия понтификов, на решение которой чересчур часто влияли отнюдь не календарные факторы, а всякого рода сборщики налогов, которые были заинтересованы продлить год, с целью собрать больше денег. Также вмешивались важные политики, которые получили нежелательные должности, например, стали губернаторами отдаленных бедных провинций, и желали при этом сделать год как можно более коротким.

Император Гай Юлий Цезарь решил раз и навсегда положить конец таким злоупотреблениям и избавиться от проблем, связанных с римским календарем. Превращение Рима в мощную державу, управлявшую практическим всем Средиземноморьем, только ухудшило ситуацию: каждый покоренный народ имел свою собственную систему календарного счисления, поэтому единственным решением было создание и введение с помощью законодательства новой универсальной системы. Поэтому во время визита в Египет в 48 году до нашей эры Юлий Цезарь провел много времени, дискутируя с египетскими учёными. Большую помощь оказал александрийский астроном по имени Сосиген, который посоветовал вообще отказаться от лунного календаря и начать исчисление заново, пользуясь при этом египетским солнечным годом из 365 дней. Цезарь и Сосиген пришли к выводу, что дополнительный день нужно добавлять в конце февраля каждые четыре года: тогда календарный год не будет расходиться с солнечным. Это изобретение, позаимствованное у египтян ещё в 238 году до нашей эры, существует и по сей день. Юлий Цезарь презентовал новый календарь римскому народу 1 января 45 года до нашей эры. Чтобы ввести его в действие, он вынужден был издать декрет о том, что предыдущий год (46-й до н.э.) продлится 445 дней, чтобы восстановить соответствие между гражданским календарем и сельскохозяйственным годом. И все же, несмотря на ясность решения Цезаря, римские понтифики неверно его поняли и стали слишком часто прибавлять к февралю дополнительный день.

Во время царствования императора Августа, племянника Цезаря, опять наступила сумятица с календарём, и в 8 году до нашей эры ему пришлось издать новый указ, запрещавший на протяжении нескольких лет 29-й день в феврале, чтобы календарь пришел в нормальное состояние. В конце концов, юлианский календарь начал правильно функционировать во всей Европе и на территории Средиземноморья. Усилия Юлия Цезаря и Августа получили достойное вознаграждение: в их честь были названы римские месяцы квинтилий (июль) и секстилий (август). Однако трудности на этом не закончились, так как юлианский календарный год из 365,25 дня все равно оставался недостаточно точным. Настоящий солнечный год немного короче, а именно 365,242199 дня. Эта разница в 11 минут и 14 секунд не могла создать больших трудностей при жизни одного человека, но ее было достаточно, чтобы сбить календарь с правильною ритма по прошествии несколько столетий. К 16 веку нашей эры разница выросла примерно до 10 дней, что вызвало повсюду немалое беспокойство. Папе римскому пришлось продолжить дело, начатое Юлием Цезарем, и провести еще одну календарную реформу.

В 1582 году папа Григорий XIII специальным документом постановил, что дополнительный день високосного года не нужно добавлять в последний год столетия, если порядковый номер года не делится на 400 без остатка. Исходя из этого, високосным должен был стать 1600-й, а не 1700 год. Эта формула была довольно приблизительной, но в целом подходящей, так как работает с точностью до одного дня за 3300 лет. Но по реформе Григория, как и по юлианской, перед введением нового календаря необходимо было вновь внести изменения. По папскому распоряжению нужно было пропустить 10 дней и считать 15-м число, следующее за 4 октября. Вполне понятно, что многие люди, особенно протестанты, отнеслись к этой идее без особого энтузиазма. Например, Британия и ее американские колонии приняли новый календарь лишь в 1752 году, когда разница составляла уже 11 дней.

1.3. Дизайн корпоративных календарей

Календари, содержащие информацию о компании и/или ее символику, - действенное средство рекламы. Основное преимущество календарей - это длительность воздействия как следствие их долговременного и многократного использования. Так, например, корпоративные календари (рекламные настенные и настольные) находятся перед глазами постоянно в течение года, к карманным календарям обращаются многократно.

Практика показывает, что корпоративные календари, прежде всего, настенные, как правило, несут большую эстетическую нагрузку, зачастую являясь подлинными произведениями искусства. За счет того достигается сильное позитивное эмоциональное воздействие, «работающее» на формирование положительного образа рекламируемой с помощью такого календаря компании. Это воздействие может быть усилено за счет качественного в литературном отношении контента. Календари, обладающие подобными свойствами, являются и популярными, прежде всего, новогодними сувенирами.

Создание высококачественного, сложного в изобразительном отношении корпоративного календаря требует принятия нетривиальных креативных решений. Задача дизайнера, на которого ложится основная нагрузка, - сделать так, чтобы оригинальные и выразительные художественные образы находились в ассоциативной связи с образом и сутью рекламируемой компании. При этом должны быть соблюдены определенные, пусть и ограниченные, особенности фирменного стиля с целью обеспечения требований corporate identity.

Корпоративный стиль (или фирменный стиль, англ. corporate identity) - набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых - выделить компанию среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.

Корпоративный стиль разрабатывается на основе логотипа и знака. В начале проводится общий анализ компаний аналогичных той, которая заказала логотип или фирменный знак. Затем вычленяются особенности данной компании от конкурентных. После чего формируется идея «смыслового образа», который впоследствии станет основополагающим в фирменном стиле данной компании. В этот образ вкладываются не только графические элементы но и психология продаж (например агрессивный маркетинг) и географическое местоположение компании, социологические образы общественной среды. Затем разрабатывается логотип. В начале разработки, определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителем стиля может быть все, что угодно: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса. После окончания работы по разработке стиля, составляется руководство по его применению. Руководство называют по-разному: брендбук, гайдлайн, стандарты оформления. Хотя, название брендбук, в данном случае использовать некорректно.

Рассмотрим основные элементы корпоративного стиля:

Имя компании (или "полное имя" + "сокращенное имя - аббревиатура");

Фирменный Логотип (или логотип + знак);

Фирменные цвета (цветовая гамма);

Модульная сетка;

Фирменных шрифт;

Текст - слоган, девиз компании.

Логотип - важнейший элемент корпоративного имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить её права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипа или торгового знака является гарантией качества товара. Товары, не имеющие логотипа, называют noname.

Фирменные цвета - это неизменные цвета, которые сопровождают компанию везде. Как правило, это небольшое количество цветов, всего 2 или 3 цвета, которые отображены в логотипе компании и узнаваемы в любой стране мира.

Цвет в фирменном стиле нужен для правильного позиционирования компании на рынке, для привлечения внимания, а также для эффективного управления эмоциями потребителей.

Продуманное цветовое решение при подборе фирменных цветов - это залог успешного продвижения товара или услуги, так как фирменные цвета играют огромную роль при продвижении и позиционировании. Фирменные цвета помогают усилить эмоциональную составляющую логотипа.

Модульная сетка - система горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.

Модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, сохраняя во всех его элементах единство стиля.

Фирменный шрифт - составляющая фирменного стиля, т. к. использование разных шрифтов разрушает единый образ.

Шрифты должны гармонировать со всеми другими элементами не только конкретного рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, но и фирменного стиля компании в целом.

Слоган - рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение, часть долговременной коммуникационной платформы бренда. Употребляется во всех видах рекламной коммуникации для привлечения внимания целевой аудитории, повышения ее лояльности бренду, стимулирования продаж. Может быть зарегистрирован, как товарный знак. Слоганы, согласно той цели, которую они преследуют, делятся на: имиджевые и товарные. Первые выражают суть философии компании, бренда, товара или услуги. Вторые направлены на скорейшее увеличение продаж, а, следовательно, чаще апеллируют к УТП (уникальное торговое предложение) продукта. Имиджевые слоганы обычно имеют более «серьезные интонации» (в том случае, если философия бренда «серьезна»), в то время, как товарные слоганы чаще несут в себе элементы языковой игры, могут быть зарифмованы и так далее. Слоганы читает больше людей, чем сами рекламные тексты, поэтому они должны привлекать внимание целевой аудитории: содержать уникальное торговое предложение, сулить выгоду. Кроме той информации, которая заключается в слоган, не менее важна и его «словесная оболочка», слоган должен быть написан таким образом, чтобы не вызывать отторжения у целевой аудитории: легко читаться, быть оригинальными, вызывать любопытство. Удачные слоганы не только легко запоминаются и становятся частью языковой среды, но и активно ее изменяют.

2. Практическая часть

2.1. Разработка корпоративного календаря для журнала Cosmopolitan

Женские журналы пользуются популярностью уже более полутора столетий. Такие названия, как Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Elle и Vogue известны очень многим и не только женщинам, эти журналы были основаны много десятилетий назад и на своих страницах они отражали последние тенденции женской моды, последние важные общественные и политические события, касающиеся женщин (как продвижение приема законодательной базы для предоставления права голоса для женщин в Европе и Америке), последние новости искусства, жизни высшего общества и театральные новинки. Современные женские журналы имеют различную тематику, но их разнообразие способно удовлетворить любой вкус. Большинство женщин узнают о модных новинках и последних тенденциях в мире моды именно из журналов. Кулинарные советы и советы по уходу за собой, детьми и прочие практические темы также рассматриваются в женских журналах, делая их достаточно полезными для обычных женщин.

Cosmopolitan один из самых популярных журналов для молодых женщин. Содержание включает в себя статьи о взаимоотношениях, здоровье, картере, самосовершенствовании, знаменитостях, а также моде и красоте. Издательство Hearst Magazines, Cosmopolitan имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется в более чем 100 странах.

Мы разработали настенный календарь для журнала Cosmopolitan. Оформление журнала и его логотип выполнен в ярких, сочных, кричащих цветах. Поэтому и календарь оформлен в том же стиле. Использование красочных иллюстраций и декоративных шрифтов создает позитивное впечатление о журнале и отличное настроение на каждый месяц.

2.2. Процесс художественного оформления издания

Процесс художественного оформления издания состоит из пяти этапов:

1 этап - концептуальный. Работая с авторским оригиналом издания, редактор должен составить представление о характере издания (его виде) и принципиальном характере его художественного оформления. На этой стадии устанавливаются ориентировочный объем и виды иллюстраций, стиль оформления, состав текстовых и других элементов, способ печати, ее красочность, определяются желательный формат издания, вид бумаги для печати текста и иллюстраций, конструкция издания, тип и материал переплета.

Все это необходимо для определения рентабельности издания и размера затрат, а также для увязки предполагаемых параметров издания с типографией. Разумеется, эти предварительные наметки могут быть скорректированы в ходе работы, но лишь в разумных и практически возможных пределах.

2 этап - приглашение художника к работе над изданием. Часто работу над иллюстрациями и над макетом нередко приходится поручать двум разным художникам. Здесь необходимо определить задачу и согласовать технические и экономические параметры будущего издания.

3 этап - разработка художником пробных иллюстраций и эскиза макета. В случае одобрения эскиза и пробных иллюстраций принимается уточненный и детализированный план оформления издания.

4 этап - создание иллюстраций, макета и внешнего оформления издания.Редакция оценивает представленные художником материалы.

5 этап - художественное и техническое редактирования, затем верстка и передача в типографию. В итоге совместной работы редактора, художественного редактора, художника и верстальщика создается оригинал-макет издания - полный, распечатанный проект, включающий все ее элементы. Оригинал-макет прежде всего проходит корректуру, где (кроме текста) проверяется наличие и правильность расположения отдельных элементов (иллюстраций, текстовых блоков, заголовков, подписей и пр.), наличие всех необходимых выделений, а также выявляются ошибки, допущенные при наборе.

С точки зрения художественного оформления наиболее важной является оценка будущего издания с точки зрения потенциального пользователя.

Важнейшим критерием качества художественного оформления является критерий эстетический. При всех финансовых, технологических, нормативных ограничениях, в рамках которых работает дизайнер, он должен стремится к тому, чтобы сделать книгу не только правильно, но и красиво - именно для этого к работе над изданием и привлекается художник-профессионал. Эстетика издания обеспечивается качеством иллюстраций, стилистической совместимостью иллюстраций и шрифта, гармоничной сочетаемостью всех элементов, а также качеством печати и материалов.

2.3. Создание календаря средствами CorelDraw

Для создания календаря вовсе не обязательно устанавливать дополнительное программное обеспечение. Инструменты для генерации календарной сетки можно обнаружить во многих популярных программах, предназначенных для организации фотографий и редактирования изображений. Кроме этого, создать календарь можно и в главной программе из популярного пакета для работы с векторной графикой CorelDRAW Graphics Suite. Рассмотрим подробнее, как это сделать.

Создание календаря в программе CorelDRAW выполняется при помощи макроса. Макросы - это записанная последовательность определенных действий. Запущенный макрос выполняет сразу целую группу команд, что значительно упрощает работу. Поэтому они часто используются в работе дизайнеров. Наиболее рационально использовать макросы в тех случаях, когда требуется выполнять однообразную работу.

1. Тооls > Visual Basic > Play. Выберите из установленного списка (CalendarWizard.gms) макрос.

Рис. 1.1., CorelDraw Macros de Visual Basic

2. В открывшемся окне Oberon Calendar Winzard можно задать нужные вам установки, мы остановимся только на выборе языка.

Рис. 1.2., Oberon Calendar Wizard

3. В Layout выберите стиль создаваемого вами календаря. В этом уроке выбран стиль Month Large.

Рис. 1.3., Oberon Calendar Wizard, Layout

4. Выбор понравившегося стиля.

5. Сейчас, когда уже выбран стиль, можно задать праздничные дни года. В закладке Holydays задайте нужные даты с описанием.

Рис. 1.5, Define Holidays

6. Так же можно выбрать типографический источник, размер, цвет и выравнивание текстов титула (Title) изголовье (Header)

Рис. 1.6, Large: Header

7. В закладке Body установите желаемые шрифт и цвета фона

Рис. 1.7, Large: Body

8. Нажмите на EXPAND для просмотра ваших настроек

Рис. 1.9, Page Layout

10. Теперь нажмите кнопку GENERATE, ваш календарь появится в основном окне CorelDraw.

11. Макрос генерирует стандартную оболочку календаря, но это ещё не значит законченный результат. Вы можете изменять, удалять или добавлять объекты по своему желанию.

2.4. Выбор шрифта

Шрифты - одно из наиболее эффективных средств для того, чтобы создать настроение или тему проекта дизайна. Название, заголовок и текстовый блок, а также то, как они соотносятся между собой, создают окружающую среду или настроение.

Основное требование, которое предъявляется к шрифту -разборчивость. Текст, набранный данным шрифтом, должен быть читаемым, что, однако, зависит не только от шрифта, но и от верстки. Следует помнить, что в большом количестве случаев разработка достойного шрифта для конкретной фирмы может быть более эффективным вкладом в фирменный стиль, чем разработка графических элементов. При этом удачный шрифт следует беречь, в частности, не использовать для набора всех текстов компании, а только для текста логотипа.

Необходимое условие художественной ценности шрифта - его графическое единство. Лишенный этого качества шрифт производит впечатление неупорядоченного, форма его букв воспринимается как случайная. Графическое единство шрифта выражается и в одинаковой толщине однородных штрихов (основных, соединительных), и в одинаковой (оптически) высоте однородных букв (прописных, строчных), и в одинаковом характере наплывов, и в одинаковой форме каждой группы концевых элементов, и в обоснованной соразмерности различных букв алфавита по ширине.

Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквенными просветами. Наоборот, шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.

Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми.

Экономичность, или убористость, шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (а следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии - это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

Выбор рисунка шрифта . Выбор рисунков шрифта для оформления определяется в первую очередь характером издания. При выборе шрифта необходимо учитывать: художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и - в зависимости от этого - характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания.

Искусство выбора шрифта и набора текстов называется печатным исполнением..

При выборе шрифта необходимо учитывать четыре условия: читаемость, уместность, гармоничность и внешний вид, акцент.

Уместность. При современном изобилии шрифтов, как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать как бы отдельно от значений слов. Одни шрифты могут передавать ощущение стойкости и мужественности, другие - хрупкости и женственности. Один шрифт "шепчет" о роскоши, а другой "кричит" - "выгода".

Например, шрифт, вызывающий ощущение старомодности, недопустим в рекламе современной техники. Следует учесть и тип аудитории, на которую направлено объявление. Если речь идет о людях старшего поколения, можно выбрать оформление в стиле "ретро", для молодежи - наоборот, упор на престиж, моду, современность.

Гармоничность. Шрифты должны гармонировать с другими элементами рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, и быть близкородственными.

Акцент. Акцент может быть достигнут за счет контраста (несколько стилей одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных и т. д.). При этом надо быть осторожным, иначе в попытке акцентировать все вы не сможете выделить ничего.

Знание особенностей и символического значения шрифтов приходит с опытом. Именно поэтому со шрифтом и печатным исполнением должен работать профессионал.

2.5. Выбор бумаги

Выбор бумаги для издания обусловлен следующими факторами:
- дизайном издания;
- технологией выпуска;
- уровнем сложности изображений и требованиями к качеству печати;
- ориентировочным сроком возможной эксплуатации издания;
- коммерческой целесообразностью.

Дизайн издания предопределяет использование определенного формата бумаги, ее массы, белизны и степени отделки поверхности. Технология выпуска при выборе бумаги должна соответствовать рекомендуемому назначению бумаги, указанному в НТ-документации на бумагу или оговоренному с поставщиками при закупке.

При высоком уровне сложности репродуцируемых изображений и повышенными требованиями к качеству воспроизведения необходимо использовать бумагу с покрытием (мелованную бумагу).

При изготовлении настенного перекидного календаря блок делают из бумаги (или картона) с плотностью 170г, обложку - из картона от 250г, или дизайнерского картона, а подложку - из картона от 250г (можно одностороннего мелования).

Выбор дизайнерской бумаги. Классические бумаги пастельных тонов с различным тиснением, например, коллекции Galgo, Zeta, Koehler - эти бумаги сравнительно недорогие, без проблем запечатываются офсетом и на цифровых машинах. Они хорошо впитывают краску, быстро сохнут, изображение на них получается мягким.

Тонированные в массе картоны, такие как Colorplane, Elation, Burano, Couverture, Antinoe. Разнообразие фактур и цветов поможет подобрать бумагу, подходящую к фирменному стилю. По результатам тестирования в типографии «Принт Класс» эти картоны без проблем запечатываются офсетом и трафаретом, многие бумаги пригодны для цифровой печати. Отлично получаются тиснение и вырубка.

Элитные бумаги - самые дорогие, но и самые красивые и оригинальные. Это и бумаги с металлическим покрытием, такие как Sugar, New Line, Comet, и перламутровые, такие как Fabregas, и похожие на натуральную замшу - Suede Tex и Touche Cover. Все они пригодны для офсетной и трафаретной печати, а некоторые - и для цифровой.

Кальки - огромный выбор цветов у фирмы Zanders, рисунков - у Trans mark. Кроме того, есть кальки с золотым и серебряным напылением, например, Calque - их часто используют для оформления календарей.

Можно комбинировать разные сорта дизайнерских бумаг между собой, с мелованной и офсетной бумагой или подготовить универсальный макет и небольшую часть тиража отпечатать на дизайнерских бумагах, а остальное - на обычной мелованной - таким образом можно получить обычный и VIP–варианты одного и того же календаря.

Бумага должна, прежде всего, обеспечивать износоустойчивость изделия, поскольку календарь используется целый год. Что касается декоративных свойств материала, то они непременно должны перекликаться с идеей, концепцией календаря. Например, компании, работающей в сфере металлургии, как нельзя лучше подойдет календарь, отпечатанный на дизайнерской металлизированной бумаге. Такая же бумага или картон может стать прекрасной основой для календаря компании, стремящейся подчеркнуть свою технологичность и ультрасовременность или сделать акцент на своем высоком статусе.

2.6. Выбор печатной краски

Выбор печатной краски - определение параметров, которым должна удовлетворять краска для осуществления нормального процесса печатания тиража. При выборе печатных красок необходимо учитывать назначение и характер печатной продукции, конструкцию печатной машины, вид бумаги и основные показатели краски (свето-, водо-, спирто-, щелоче- и кислотопрочность, скорость и характер закрепления печатных красок на оттиске).

Для четырехцветной печати используются триадные краски: голубая, пурпурная, желтая и черная, которые позволяют получить требуемую гамму цветов и оттенков при соответствующем цветоделении оригиналов.

Для составления смесевых красок используются системы смешения "Радуга" или "Пантон" по рецептуре весовых соотношений смешиваемых компонент, позволяющей воспроизвести нужный цвет при печати. Каждый образец цвета в каталоге цветов снабжен своей рецептурной таблицей. В основу этих систем смешения положены триадные краски, соответствующие по колориметрическим параметрам Европейскому стандарту (пурпурная, желтая и голубая), три краски, соответствующие вторичным цветам европейской гаммы (красная, зеленая и фиолетовая) и еще две дополнительные краски, выбранные с учетом недостатков триадного охвата в оранжевой и пурпурной областях (оранжевая и краснофиолетовая). В систему включены также черная и белая краски.

Настенный перекидной календарь обычно делают полноцветный (в зависимости от количества полос его печатают с цветностью 4+0 или 4+4), но возможна также печать одним или двумя дополнительными пантонами. Иногда, при наличии соответствующего дизайна, перекидные календари печатают только пантонами или дуотоном.

Пантон - составная краска. Пантон обычно применяется для прокрашивания ровных плашек в 4-х красочной печати (идет 5 и т.д. цветом), для точной передачи какого-либо фирменного цвета, или в одно- двух- или трех красочной печати. Для печати цвета в полиграфии в основном используется цветовая система CMYK, состоящая из четырех базовых красок. Благодаря методу растрирования, используя только эти четыре базовых цвета, можно получить любой цвет и оттенок. Но в производстве, все таки возникают случаи, когда возможностей системы CMYK недостаточно. В основном, применение красок- Pantone обусловлено необходимостью безукоризненно реализовать бурные дизайнерские фантазии, а именно: точно попасть в фирменный цвет или идеально запечатать большие площади на листе (плашки).

Заключение

Настенные перекидные календари - наиболее популярный вид рекламной продукции. Разработка календаря этого типа большое внимание уделяет его графическому оформлению. Такой перекидной календарь может иметь одну иллюстрацию с расположенными ниже листами на каждый месяц или привлекательные фотографии для каждого месяца. Разработка календаря - настоящий творческий процесс, так как такие перекидные календари могут формироваться по тематическому содержанию, иллюстрации которого в течение года будут разнообразить обстановку в рабочем кабинете, вызывая положительные эмоции у сотрудников. Корпоративная символика, нанесенная на них, будет оказывать постоянный рекламный эффект, который будет распространяться не только на сотрудников офиса, но и на его гостей.

Календарь, разработанный для компании Cosmopolitan стал мощным маркетинговым инструментом, увеличивающий доход, путем последовательного привлечение новых клиентов.

Рекламные календари являются одними из немногих рекламных сувениров, которые остаются вашими клиентами в течении длительного времени. Когда вы дарите календарь своему клиенту, он будет использовать его в течении всего года. Каждый раз, когда они смотрят на календарь, они видят то что касается непосредственно самого журнала. Дизайн календаря выполненный должным образом, помогает превратиться в долгосрочные и эффективные инструменты для дальнейшего сотрудничества.

Список используемой литературы:

1. С. Ф. Добкин. Оформление книги. Редактору и автору/ 2-е издание. М.:Книга, 1985.

3. Энциклопедия книжного дела/ Майсурадзе Ю., Мильчин А., Гаврилов Э. и др. - М.: Юристъ, 1998.

4. Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. - М.: Книга, 1991.

5. Попов В.В. Общий курс полиграфии - М.: Книга, 1964.

6. Пикок Д. Издательское дело. - М.: Эком, 1998.

11. Полиграфическое оформление печатных изданий. [ссылка с экрана] - http://www.kursknet.ru/~greb/poligraf/index.htm

12. Электронная гуманитарная библиотека. [ссылка с экрана] -http://www.gumfak.ru/

  1. Проектирование полиграфического предприятия выпускающего книжно-журнальные издания

    Реферат >> Журналистика

    Печати за один прогон, универсальные художественные возможности оформления изданий . Серьезный недостаток –наличие увлажняющего... ГОСТ 9094-89 "Издания книжные и журнальные. Основные параметры. Издательско-полиграфическое оформление" Тип. N1 ...

  2. Бизнес-план издательства: Учебное пособие

    Книга >> Журналистика

    Является план художественно -технического оформления изданий . Планы выпуска продукции и художественно -технического оформления являются базой... с учетом типа каждого издания и действующих технических условий полиграфического оформления книг и журналов. Если...

  3. Технологический процесс подготовки и производства издания художественной литературы

    Дипломная работа >> Журналистика

    Остается сегодня основным способом полиграфического воспроизведения полиграфической продукции в различных ее видах... числу которых относятся: - универсальные возможности художественного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИП_________

Е.Ю.Булыгина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Художественно-техническое оформление печатной продукции»


Статус дисциплины:

Новосибирск 2012

Одобрено: кафедрой журналистики

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент___________

Председатель Совета:_______________Е.Ю.Булыгина

« » 2012г.
Аннотация
УМКД по курсу «Художественно-техническое оформление печатной продукции» » составлен на основе ГОС ВПО по направлению Издательское дело и редактирование, утвержденному14.03.2000 и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основу курса положена модель деятельностно-ориентированного обучения
УМКД по курсу «Художественно-техническое оформление печатной продукции» предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Издательское дело и редактирование».

Составитель: М. А. Кантурова, ассистент

Рецензент: Е.В.Евдокимова, к.п.н., доцент

^ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ 13

Выберите формат, шрифт и сверстайте полосу издания в Adobe InDesign, исходя из характера предназначенного для публикации текста. 14

ФОНДЫ КОНТРОЛЯ 23


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНА
Советом ИФМИП
Председатель_________ Е.Ю. Булыгина
Протокол № от «___ » ________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры

Программа по дисциплине

дПП.Ф.4.3. «художественно-техническое оформление

печатной продукции»

Специальность: 030901.65 Издательское дело и редактирование

Специализация: Редакторская подготовка изданий

Составитель: ст.преподавательМ. А. Кантурова

Новосибирск 2012

Выписка из госстандарта
ДПП.Ф.4. 3. Художественно-техническое оформление печатной продукции

Элементы и средства оформления книги, форматы изданий и форматы набора. Шрифты. Классификация шрифтов. Удобочитаемость шрифта. Электронные шрифты. Книжные иллюстрации. Элементы декоративного оформления. Виды и элементы книжного текста и их оформление. Композиция внутренних элементов книги. Внешние элементы книги и их оформление. Особенности оформления различных типов книжных изданий: научные, учебные, детские, художественные и др. Методика художественного и технического редактирования. Компьютерные технологии в оформлении изданий.
пояснительная записка

Курс «Художественно-техническое оформление печатной продукции». Имеет теоретическую направленность. На занятиях используются различные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые.

На дневном отделении 50 часов аудиторных занятий в 9 семестре. Курс завершается экзаменом.
^ Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.

Задачи:


  1. Дать понятие о художественно-техническом оформлении книги, его принципах;

  2. Научить анализировать издания с точки зрения оправданности их оформления;

  3. Позволить каждому испытать себя в роли художественного и технического редактора.

^ Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Художественно-техническое оформление печатной продукции»относится к профессиональному циклу Б.3, его базовой (общепрофессиональной) части. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Основы редактирования», «Технология производства печатных и электронных средств информации».
^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен:


  1. Знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;

  2. Уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;

  3. Владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.

^ Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость дисциплины

100

Лекции

16

Практические занятия

18

Лабораторные занятия

16

Вид итогового контроля

экзамен

9

^ Тематический план


п/п

Раздел дисциплины

Ауд

СР

1

Общие вопросы оформления книги. Особенности книжной композиции

4

4

2

Формат издания и полосы набора

4

4

3

Шрифты

4

4

4

Виды и элементы книжного текста и их оформление

6

6

5

Иллюстрации. Элементы декоративного оформления

6

6

6

Композиция внутренних элементов книги

6

6

7

Внешние элементы книги и их оформление

4

4

8

Особенности оформления различных типов книжных изданий

6

6

9

Методика художественного и технического редактирования

4

4

10

Компьютерные технологии в оформлении изданий

6

6

Итого

50

50

^ ОЗО. Тематический план

Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству. Средства оформления книги.

Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.
^ Тема 2. Формат издания и полосы набора

Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.

Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-124.94.

Поля в книге, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.

Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.

Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.
^ Тема 3. Шрифты

Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов. Электронные шрифты.

Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.
^ Тема 4. Виды и элементы книжного текста и их оформление

Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения. Элементы книжного текста (заголовки, особые виды и элементы текста, справочные элементы).

Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги. Оформление элементов книжного текста. Система рубрикации.
^ Тема 5. Иллюстрации. Элементы декоративного оформления

Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге.

Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача – эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.

Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Виды иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов.
^ Тема 6. Композиция внутренних элементов книги

Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.

Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов. Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.
^ Тема 7. Внешние элементы книги и их оформление

Назначение, виды внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.

Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.

Обложка, суперобложка, переплет – их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.

Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.
^ Тема 8. Особенности оформления различных типов книжных изданий

Зависимость оформления от типа издания. Особенности оформления научных (научно-технических и научно-популярных) изданий, учебных изданий. Оформление художественной литературы, изданий для детей, альбомов по искусству.
^ Тема 9. Методика художественного и технического редактирования

Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.

Задачи художественного и технического редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.

Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.

Макетирование изданий, его сущность, разновидности форм, условия их применения, приемы исполнения.
^ Тема 10. Компьютерные технологии в оформлении изданий

Освоение программ Adobe Photoshop, Adobe InDesign. Вёрстка издания и его оформление в программе Adobe InDesign.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература
Уайт, Ян В. Сборник графических идей: Копилка решений дизайнерских задач / Я. В. Уайт; [пер. с англ. Ю. А. Константинова]. – М. : Университетская книга, 2010.

Уайт, Ян В. Редактируем дизайном = Editing by Design: For Designers, Art Directors, and Editors: The Classic quide to Winning Readers / J. V. White: для дизайнеров, арт-дизайнеров и редакторов: классическое руководство: как завоевать внимание читателей / Я. В. Уайт; [пер. с англ. Е. М. Фотьянова]. – М.: Университетская книга, 2009.

^ Рожнова О.И. История журнального дизайна: учебное пособие для вузов по специальности "Дизайн": рек. УМО вузов РФ / О. И. Рожнова. – М. : Университетская книга, 2009.

Водчиц С.С. Книжный дизайн: теория пропорций: учебное пособие для вузов по специальности "Графика" : рек. УМО вузов РФ / С. С. Водчиц. – М. : МГТУ, 2011.

Дополнительная литература


  1. Калинин, С. Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: пособие для издателя. М.: Экономистъ, 2003.

  2. Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. М., 2002.

  3. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. Редакционно-техническое оформление издания. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.

  4. Настольная книга издателя : справочное пособие для редактора, технического редактора, верстальщика и художника / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин; под общ. ред. А. А. Павлова. М.: АСТ: Олимп, 2005.

  5. Пикок, Джон. Издательское дело. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЭКОМ, 2002.

  6. Редакторская подготовка изданий : учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ / Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В.; под общ. ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004.
7.Рожнова, Ольга Игоревна. История журнального дизайна: учебное пособие для вузов по специальности "Дизайн" : рек. УМО вузов РФ / О. И. Рожнова. - Москва: Университетская книга, 2009. - 272 с. : ил. - ISBN 978-5-9792-0011-8.

8.Уильямс, Робин. Недизайнерская книга о дизайне. Санкт-Петербург: Весь, 2003.

9.Уайт Ян В. Редактируем дизайном. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2009.

Электронные образовательные ресурсы


  1. Болховитинова С. М. Композиция изданий. Особенности проектирования различных видов изданий. М.: МГУП, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/index.html (Дата публикации 22.07.2002)

  2. Волкова Л. А., Решетникова Е. Р. Технология обработки текстовой информации: http://www.iqlib.ru/book/preview/CCD3156C40C2426CAA0BE37F98B22476 (нужна регистрация)

  3. Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. М.: Книга, 1986 [Электронный ресурс]. URL: http://obzor.com.ua/dtp/book-design/

  4. Дубина Н. Выделяйся! // КомпьюАрт’2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id= 15387&iid=731#19

  5. Дубина Н. Внешнее оформление книги // КомпьюАрт’2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9085&iid=380#begin; http://compuart.ru/article.aspx?id=14490&iid=688

  6. Книги по дизайну и о дизайне для дизайнера [Электронный ресурс]. URL: http://de-lib.narod.ru/

  7. Шкаев А. В. Настольные издательские системы: Справочник. М.: Радио и связь, 1994 [Электронный ресурс]. URL:

Страница
5

За выдающийся вклад в оформление книги награжден Премией Гутенберга магистрата города Лейпцига (1975). Персональные выставки состоялись в Москве в 1979 и 1989 гг. В 50-е - 60-е гг. В.Лазурский был председателем Художественного совета мастерской прикладной графики Комбината графического искусства Худфонда РСФСР. Автор ряда статей по искусству книги и шрифта и книг «Альд и альдины», (М.: Книга, 1973); «Путь к книге. Воспоминания художника», (М.: Книга, 1985).

ГЛАВА 2.РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг

Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство).

Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.

Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).

В западноевропейских скрипториях в оформлении книжной страницы с уже написанным текстом участвовали несколько человек. Вначале трудились рубрикаторы. Они наносили контуры заглавных букв и заполняли их краснилами. Получалась рубрика, открывавшая текст с красной строки (лат. ruber - красный). Потом страница переходила в руки орнаментаторов. Сначала орнамент сопутствовал только инициалам. Затем он перерос в бордюр, а бордюр - в рамку вокруг страничного текста. Ее рисовали имагинаторы - «образники». Для кодексов, созданных в странах Средиземноморья, характерны плетеный орнамент и покрытие инициалов белыми точками, «под жемчуг», но с местными отличиями: во Франции преобладал растительный орнамент с геометрическими узорами, в Италии - необыкновенно изящный бордюр, в Испании - арабески. Кодексам из Северной Европы присущ «звериный стиль» маргинальных украшений с фигурами животных. Изобретенный в Скандинавии и усовершенствованный в Англии, он достиг расцвета в Ирландии. Прогрессировали и изображения заглавных букв. В романский период они почти не менялись. Но в готический период развития западного искусства сложилась иерархия инициалов. При полной иерархии крупные чертили в начале разделов, средние открывали собой главы, малые - очередное предложение, а внутри крупных помещались миниатюры. Их готовили миниаторы, а заполняли краской иллюминаторы (в переводе с латинского «озарятели»). В XIII в. миниатюры (Приложение 1) покинули инициалы и, заняв целую страницу, превратились в отдельные картины. Их рисовали иллюстраторы. Случалось, что какие-то специалисты отсутствовали. Тогда манускрипт оставался незаконченным и до нас доходил с пустотами.

Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный «Апостол» Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга «такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как «парсуна», «древнейший портрет», - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров.

К книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.

Объектами художественного оформления являются все элементы книги - переплет, шрифт, титульный лист, начальная и концевая полосы текста и т.д., каждый из которых имеет свои особенности и создается с помощью определенных выразительных средств. Совокупность этих средств, их гармоническое сочетание и взаимодействие способствуют созданию целостного ансамбля книги - ее художественного оформления, которое несет на себе отпечаток эпохи, ее производительных сил и производственных отношений, национальных традиций и эстетических требований, стилевые признаки, отражает особенности литературного произведения и индивидуальной творческой манеры художника-оформителя.

Искусство оформления печатной книги неотделимо от технологии, поскольку книга как предмет материальной культуры есть продукт полиграфии. Начиная с Ивана Федорова лучшие мастера книги прошлого были изобретателями и экспериментаторами в области техники печатания, старались добиться максимального эффекта от соединения художественной и технологической сторон издания. Именно с возникновением книгопечатания складывается и современное понимание искусства книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с процессом создания книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том, чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания книги, найти единственно верное композиционное и конструктивное выражение особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и читательского назначения издания.

Особенности художественно-полиграфического оформления книги во многом определяются способом изготовления печатной формы для воспроизведения иллюстративного материала (ручной, фотомеханический) и видом печати (высокая, глубокая, плоская). При ручном способе изображение выполняется самим художником или гравером путем рисования, гравирования или травления кислотой, а при фотомеханическом оригинал фотографируется и изображение копируется на печатную форму фотомеханическим путем. К ручным способам относятся: гравюра на дереве (или ксилография) - обрезная продольная и торцовая, линогравюра - гравюра на линолеуме (высокая печать); гравюра на металле - резцовая, офорт и их многочисленные разновидности (глубокая печать); литография (плоская печать).

Одним из основных элементов художественного оформления книги является книжная иллюстрация позволяющая наилучшим образом художественно раскрыть и дополнить содержание любого произведения - литературного, научного, производственного и всякого другого.

Под искусством книги, её художественно-техническим оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, иллюстрирование книги и декоративное убранство) . Художественно-техническое оформление книги – это проектирование и создание внешнего облики книги, а графический дизайн, как его составная часть – это поиск специфических типографических средств и способов представления авторского текста в графической форме, необходимой для того, чтобы превратить рукопись в издание. Одно из важнейших направлений работы редактора – работа над иллюстрациями и художественно-техническим оформлением издания. Как и все ключевые вопросы подготовки издания, их решение зависит от типа издания, конкретной целевой установки .

Оригинальный авторский текст , прежде чем стать книжным текстом, требует переработки, переформатирования. Он должен быть не только выправлен редактором, но и разбит на смысловые блоки, расчленен зрительными паузами, снабжён визуальными акцентами, активизирующими внимание читателя, оснащён средствами поиска и ориентации. В случае необходимости, текст может быть дополнен иллюстрациями и, наконец, завёрстан таким образом, чтобы гармонировать с пропорциями будущего издания, иллюстративным рядом и быть комфортно читаемым .



Даже этот далеко не полный перечень даёт представление об обширном круге достаточно сложных задач, решить которые издатель не в силах без привлечения профессионального дизайнера, но ведущая роль в описанном процессе превращения оригинала авторского в оригинал издательский принадлежит редактору книги и её художественному редактору .

При работе над художественным оформлением будущего издания художник должен опираться на концепцию издания в целом. Эстетика в книгоиздательском деле не самоценна. Так, красиво оформленная книга в твердом переплете, изданная без учета функции издания, его вида и читательского адреса, особенностей содержания и специфики использования, может оказаться невостребованной, а скромно изданная брошюра – вполне удачным и популярным изданием.

Художественную структуру книги определяют следующие факторы:

1. Функция – необходимо ответить на вопрос, где и как будет использоваться книга, предназначена ли она для сплошного или выборочного, для однократного прочтения или постоянного использования? От этого зависит выбор формата и конструкции книги, качество материала, характер внешнего оформления, гарнитуры и кегля шрифта. Художник книги должен постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учётом специфики данного издания;

2. Читательский адрес – возраст будущих читателей, их профессия и уровень подготовки, также во многом определяют внешний вид книги. Так, издания для детей должны быть красочными, набраны крупным шрифтом, в изданиях для пожилого читателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и удобочитаемости текста, а при оформлении «молодёжной» книги, напротив, уместны и желательны экстравагантные типографические приёмы, броские иллюстрации, цветовые акценты, новые шрифтовые гарнитуры;

3. Вид издания – при оформлении узкофункциональных изданий (учебной, научной, справочной литературы и пр.) необходимо ориентироваться на требования ГОСТов, предъявляемых к этим видам изданий и сложившимся традициям;

4. Содержание книги – даже идентичные по функции, адресу и виду издания не могут быть совершенно однотипны по структуре текста и особенностям содержания. Учебник по литературе и учебник по геометрии будут отличаться друг от друга характером информации, количеством иллюстраций, правил, заголовков и других элементов. При работе с изданием, перенасыщенным графиками, схемами, дополнительными текстами, сложной и многоуровневой рубрикацией, дизайнер сталкивается с необходимостью графически выразить взаимосвязь и соподчиненность отдельных элементов, акцентировав внимание на наиболее важных из них. Оформление должно быть гармоничным и стилистически выдержанным;

5. Экономика издания – предельно допустимая цена, определяющая рентабельность издания, резко ограничивает дизайнера в выборе средств. При работе с малобюджетным изданием, приходится отказываться от твердого переплета, от цветной печати и дорогих сортов бумаги (что определяет вид и количество иллюстраций), проектировать более «плотное» расположение текста, занижать кегль шрифта, уменьшать поля (отказаться от колонтитулов);

6. Технологические факторы – даже при отсутствии ограничений на расходы по изданию художник не может произвольно выбирать конструкцию, формат издания, вид иллюстраций и другие элементы художественной структуры книги. Издание тиражируется на определённом полиграфическом оборудовании с использованием имеющейся компьютерной техники, на бумаге определённых форматов. Чтобы избежать неожиданных сложностей, художник должен постоянно согласовывать все ключевые параметры с редактором и типографией .

К современному внешнему оформлению книги относятся: суперобложка, обложка, переплёт, футляр, форзац, а к внутреннему – авантитул, фронтиспис, титул и контртитул, а также шмуцтитул и контршмуцтитул. Кроме этого к внутреннему художественно-техническому оформлению принадлежат начальные полосы, иллюстрации, характер которых должен быть связан со всей системой оформления, с текстом и должен помочь читателю глубже осмыслить содержание книги, помочь получить от неё эстетическое наслаждение.

Иллюстрации могут быть оборочными (в виде небольших рисунков, окружённых текстом), разворотными (занимать разворот), полосными (занимать целую страницу) и др.

Шрифт - представляет собой графическую форму определенной системы письма.

Гарнитурой шрифта называют - комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера (Times, Arial).

Графическое строение буквы включает в себя: основной штрих, соединительный штрих, засечка, внутрибуквенный просвет, дополнительный штрих, надбуквенный знак, выступающий элемент, точка, свисающий символ.

Классификация шрифтов

Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. Выбор шрифта определяет выбор способа печати.

Шрифты характеризуются:

1. Графической основой знака письменности. (комплекс знаков, необходимый для, воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом…)

2. Рисунок шрифта характеризуется отношением толщины основных и соединительных штрихов, а так же наличием или отсутствием засечек.

3. Начертание шрифтов характеризуется по насыщенности, по наклону основных штрихов, по характеру заполнения штрихов

4. Размером

Первая группа рубленных шрифтов. К этой группе относятся шрифты не имеющие засечек (журнальная рубленная, газетная рубленная, плакатная, Arial) н

Вторая группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (акцидентная. темингатера, октябрьская)

Третья, медиевальных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов (похоже на треугольник) преимущественно с наклонными осями округлых букв (Лазурская, Times) н

Четвертая группа, обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с удлиненными засечками, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом (обыкновенная новая, обыкновенная, елизаветинская)

Пятая группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (брусковая газетная, Балтика)

Шестая группа новых малоконтрастных шрифтов. Они имеют малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом (школьная, академическая, журнальная)

Седьмая группа дополнительных шрифтов. Это шрифты построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов 6-ти основных групп.

ИСТОИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ

Самым ранним письмом у всех народов была пиктография (рисунчатое, образно-картинное письмо, в котором определенные события изображались в виде примитивного и условного рисунка).

На смену рисунчатому письму пришло письмо слоговое - иероглифы, ими пользуются египтяне и до сих пор.

В Передней Азии получило распространения клинописное письмо. Начало этому письму положили шумеры. Это письмо было пиктографическим и частично напоминающее древнеегипетскую иероглифику.

Развитие алфавита. Большинство версий сводятся к тому, что алфавит изобрели финикийцы, а греки в дальнейшем его применяли (8-7 вв. до н.э.) Направление в начале было справа налево. У греков переходным звеном было письмо «бычий шаг» (до 4 в. до н.э.)

Фонетическое письмо - это письмо где каждый звук изображается отдельным знаком.

Греческое капитальное письмо характеризуется прямыми линиями. Римский капитальный шрифт был заимствован у греков. Этот шрифт приобрел засечки, в шрифте появляется умеренная контрастность. Римское капитальное письмо подобно греческому, не было разделено на слова и предложения. Иногда слова разделялись маленькими значками.

Рукописный шрифт к началу нашей эры изменился и принял функциональную и уникальную форму.

Уникальное письмо в соединении с бытовавшим тогда в житейской практике римским курсивом образовало полуунциал. В нем появились буквы с верхними и нижними удлинениями, что является первой ступенью перехода к строчным буквам.

В I в. н.э. вместе с употреблением пергамента книга принимает современный вид и называется кодексом.

В IX-X вв. упадок культуры сменился новым подъемом просвещения, под названием «каролингский ренессанс». Был выработан новый рисунок - каролингский минускул. Рисунок шрифта светлый и ясный. Здесь уже появляется четкое деление на слова и предложения. Затем характер минускулов начинает меняться, вертикальные штрихи сближаются, округлые формы букв надламываются и становятся вертикальными, буквы делаются более узкими и высокими. Шрифт уплотняется и становится темнее. Новый шрифт назван готическим.

Сильное сближение или даже соединение отдельных букв называлось лигатурой.

Появляется шрифт Антиква, которая была основана на римском капитальном шрифте (распространены прямая и наклонная антиква).

В XV в. в Европе было изобретено книгопечатанье (Иоганн Гуттенберг). Первая книга была отпечатана готическим шрифтом. Чуть позже в конце XVв. Использовали шрифт более удобный - Антиква.

В конце XIX- начале XX в.в. произошли большие перемены в мире шрифтов. Появляется шрифт - гротеск (не имеющий засечек), также создан египетский шрифт с толстыми засечками в виде брусочных штрихов. В XX в. много создавалось декоративных шрифтов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУСКОГО ШРИФТА

Самым древним русским подчерком, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси был устав. Устав отличался четкостью и строгостью букв, рисунок которых хорошо сочетает в себе прямолинейные элементы с другими - окружностями и овалами.

В IX в. существует два алфавита: глаголица и кириллица. В XIV в. на смену уставу приходит полууставное письмо. Полууставом стали пользоваться писцы (заказные книги). В полууставе строение букв менее последовательно, чем в уставе: полуустав был мельче и проще, в нем допускались не только наклон, но и соединение букв друг с другом. Одни и те же буквы могли иметь различные начертания. Так же вводились различные сокращения.

Со второй половины XIV в получил широкое распространение еще один подчерк - скоропись. Это наклонное письмо, отличающееся затейливым начертанием букв, с применением всевозможных дополнительных значков, затрудняющих чтение написанного. Для заглавий разделов и частей в книге применялся специальный вид письма - заголовочный подчерк, или русская вязь. Вязь - слитный узор, сильно вытянутых в высоту, и переплетенных между собой букв. Русская вязь достигла большого расцвета при Иване Грозном. Заголовочная вязь всегда выполнялась киноварью или золотом. В книгах того времени часто применялись буквицы (инициалы), которые располагались на спусковой полосе. В XVIII веке происходит большой перелом в развитии шрифта, появляется гражданский шрифт. В России в XVI в. появилось книгопечатанье (Иван Федоров)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ШРИФТА

1. Удобочитаемость.

Основные свойства, влияющие на удобочитаемость шрифта:

a. особенности рисунка буквы (округлые читаются лучше прямолинейных);

б. особенности графической основы буквы (связано с алфавитом);

в. внутренний просвет (чем больше, тем легче воспринимается буква);

г. наличие или отсутствие засечек - направляют чтение (неудобочитаемы слишком толстые засечки);

д. соотношение основного шрифта к дополнительному (лучший контраст 1:2);

е. пропорции буквы (отношение ширины буквы к высоте) наиболее удобные 1:1 (с преобладанием вертикали);

з. размер.

2. Единство формы и содержания (образность шрифта).

Единство формы шрифта и содержания текста проявляется в отношении формы рисунка букв к содержанию написанного.

3. Организация ритмического строя.

Ритм в шрифте бывает простой и сложный.

4. Цветовая насыщенность.

Выбор шрифта конкретной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.

5. Пропорциональность всех буквенных элементов.

Наиболее гармоничное соотношение в тех буквах, у которых соотношение приближено к середине.

6. Стилевое единство.

Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле.

7. Целостность.

На целостность влияет:

а. рисунок буквы

в. межбуквенное расстояние

8. Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.

По технике исполнения шрифты бывают рукописными, рисовальными, электронными.

Оптические иллюзии в шрифте

Оптические иллюзии в шрифте бывают линейными и пространственными.

Линейные иллюзии связаны с оптическими изменениями линейных размеров шрифта. Пространственные иллюзии связанны с изменениями восприятия объема буквы.

ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее те или иные предметы (книги, шкатулки, мебель…) Форма орнамента не может быть выбрана вне зависимости от формы оформляемого предмета. Содержание рисунка связанно с назначением украшаемого объекта. Существует два вида орнамента, бесконечный и замкнутый.

У орнамента обязательно есть мотив. Мотив - повторение фигур в орнаменте по своему характеру.

Мотивы делятся на:

неизобразительные: изобразительные: (геометрические, (растительные, животные, негеометрические) человеческие, предметные).

Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линией, треугольник, квадрат, круг и т.д.

Меандр - орнамент в виде ломаных под прямым углом не пересекающихся между собой линий (Др.Греция, Египет)

Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (кривой линии).

Сетчатый орнамент образуется путем повторения мотива вдоль двух-трех и более осей переноса.

Негеометрический мотив не отличается геометрической ясностью, имеет причудливые формы пятен, мазков, росчерков… К неизобразительным мотивам относится текстура.

Растительные мотивы включают в себя изображения ветвей, листьев, цветов и т.д. Изображается растительный мотив в естественном или стилизованном виде. Стилизованное изображение формы - значительно обобщенные формы: растений, птиц, животных. Популярными мотивами в Др. Египте было рисование папируса и лотоса. В Др. Греции - пальметта. В Малой Азии - гранат и пальма…

Животные мотивы - изображения представителей реальной фауны, а так же фантастических существ, в виде драконов, сирен, феникса, химер, грифонов и т.д. Орнамент со сказочными животными принято называть тератологическим (чудовищным) пример -жук скарабей (Др. Египет)

Человеческие мотивы в орнаменте не редкие явления, но подобно животным мотивам по составным элементам комплексного узора.

Предметные - могут формироваться из всех предметов материальной культуры, изображаются атрибуты труда, ремесел…

Ритм в орнаменте

Ритм в орнаменте - повторение одинаковых мотивов или чередование разнородных фигур иногда с прогрессирующим убыванием или нарастанием каких-либо качеств.

Принципы ритмического построения орнамента

2. Чередование (по цвету, по форме, по размеру)

3. Прогрессия (по цвету, по форме, по размеру, по углу оборота)

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (лат. «сочинение, составление, расположение») - процесс сочинения художником произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом.

Художественный образ - главное зерно композиции.

Основные законы композиции:

1. Закон единства содержания и формы.

Создавая художественный образ, художник воплощает содержание в материальную форму, пользуясь при этом изобразительными и композиционными средствами. Все изобразительные средства подчинены главному, раскрытию содержания. Они сообщают картине цельность, внутреннее единство и дают возможность сразу найти в ней основное. (Васнецов «Богатыри»)

1. Закон цельности.

Этот закон требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. В станковой живописи, необходимо, соблюдение цельности пространства, колорита и тоновых отношений (Суриков «Боярыня Морозова»)

2. Закон типизации.

Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. При использовании этого закона создаются типические образы представителей разных классов и сословий: рабочие, крестьяне, духовенство…(Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», Репин «Отказ от исповеди»)

3. Закон контрастов.

Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов их свойств и качества. Контрасты являются основой выразительности изображения.

Контраст

Законы композиции объективны, т.к. они действуют независимо от особенностей художественных школ, направлений, течений и творческих особенностей отдельных художников. Они неотъемлемы от природы искусства. Рассмотренные законы действуют на всех этапах творческого процесса, т. е. существуют не изолированно друг от друга, а тесно связаны между собой на всех этапах работы над композицией.

КОМПОЗИЦИЯ В ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ

Композиция в оформлении книги является общей для изобразительного искусства, но и имеет некоторые особенности. Природа иллюстрации связана с жанром и стилем литературного слова. В наиболее верном понимании сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Здесь действует один из главных законов композиции, закон цельности. Невозможно создать оформление без законов контраста, жизненности и новизны.

Композиция играет большую роль при выборе:

1. Формата издания

Форматом издания называется его размер, по ширена и по высоте. От формата издания зависит: а) удобочитаемость книги, для взрослых легко читаются строки 8-9 см, для детей желательно больше длинна строки.

б) издательская себестоимость издания, в зависимости от формата меняется и количество необходимых переплетных материалов, и объем некоторых изданий.

2. Разворота и формата полосы

При определении размера полосы, прежде всего, сталкиваются с тем, что вся полоса набора обладает определенной цветовой силой и зрительной тяжестью. Основная и почти единственная форма полосы - прямоугольник.

Правила сохранения прямоугольника полосы

1. Избегать в конце строки таких знаков препинания как «-» и «….»

2. Нельзя оставлять вверху полосы неполную (висячую) строку, т.к. этим нарушается цельность правого верхнего угла прямоугольника полосы.

3. Желательно не оставлять внизу полосы абзацную строку.

4. Желательно не оставлять внизу полосы строку состоящую из нескольких букв; последняя строка полосы по возможности не должна быть меньше половины ширины набора; следует обращать внимание на соотношение пробелов; при совпадении пробелов в нескольких строках получаются «белые коридоры»

Для размера полосы большую роль играют поля.

Функции полей

1. Отдых для глаза

2. Поля не дают «соскальзывать» глазу с полосы

3. Охраняют функции текста

3. При выборе текста

Текст бывает простой и сложный. К сложному тексту относятся: стихи, драматические произведения, формулы, таблицы. Графическая конструкция текста облегчает его восприятие, подчеркивая и выявляя, средствами графики, содержание литературного материала.

4. При выбор шрифта

В оформлении книги большую роль играет ритм и цвет.

ФАКТУРА, ТЕКСТУРА

Фактура - характер поверхности материала в его естественном виде или после специальной обработки с целью получения на поверхности материала своеобразного рельефа. Фактура бывает: глянцевая и матовая, крупно- и мелко-зернистая, тонкая и суровотканная, жесткая и бархатистая…

Текстура - декоративный узор, нанесенный на поверхность листа бумаги, картона, ткани, состоящий из неизобразительных мотивов. Текстура на обложках и форзацах важное дополнение к другим средствам книги.

Столь широкой популярности текстур в книге в немалой степени способствует и сравнительная легкость, получение их издательских оригиналов самого разнообразного эмоционального звучания и выразительности. Наиболее употребляемые способы получения текстур можно подразделить на несколько видов: графически-штриховой, живописный, механический, фотографический, штемпельный.

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

Аддитивная и субтрактивная

Аддитивный цвет (добавлять, складывать) получается при соединении лучей света разных цветов. В этой системе отсутствие всех цветов представляет собой черный цвет, а присутствие - белый. Система аддитивных цветов использует три цвета: красный (R) , зеленый (G), синий (B) - (RGB). Если их смешать в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях - любой другой.

В системе субтрактивных цветов (вычитать) происходит обратный процесс: получается какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает - черный. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная - некоторые поглощает, а остальные отражает. В системе субтрактивных цветов основными являются: голубой, пурпурный, желтый (CMYK) противоположные красному, зеленому и синему. Смешиваясь в равных пропорциях, получается черный цвет. В действительности, типографские краски поглощают цвет не полностью, и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневым, поэтому добавляется отдельно черный цвет.

Все файлы, предназначенные для вывода в типографии должны быть конвертируемы в CMYK . Этот процесс называется цветоделением. Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.