Любовь и отношения

Новый перехватчик миг 41. От чего всё пошло

На рисунке: глубокая модернизация — развитие самолета МиГ-31 по данным портала MilitaryRussia, в начале 90-х годов носившая имя МиГ-33 (не путать с МиГ-29К/МиГ-33).

Один из наиболее закрытых проектов современной российской оборонки – перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением «МиГ-41» гуляет в виде отрывочных сведений по интернет-ресурсам уже третий год.

Как известно, основа современной российской ПВО – скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, созданный на базе другого легендарного самолета МиГ-25. «Тридцать первый» появился на свет в конце 1970-х годов, и к середине 80-х пошел в массовое производство. Когда СССР уничтожили в 1991 году, МиГ-31 «по наследству» перешел в ВВС России и Казахстана.

МиГ-31 (по классификации НАТО Foxhound) - советский/российский всепогодный двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия.
Истребитель-перехватчик МиГ-31 предназначен для перехвата и последующего
уничтожения воздушных целей во всем диапазоне высот в любой время суток
в простых и сложных метеорологических условиях.

Оба постсоветских государства никому перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему летают. При этом Россия развернула масштабную замену «начинки» своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в разы. Решено, что обновленных МиГ-31 в наших ВВС будет более 100 машин, и возможно, что самолет снова будет запущен в производство на новом технологическом уровне (т.е. повторит историю своего предка МиГ-25, превратившись по сути в новый проект). Вот именно здесь и выходит на первый план таинственный МиГ-41.

Также по теме:

Дело в том, что принципиально новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали под шифром «проект 701» или «МДП», и было это примерно в 1990-92 годах. Та 62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета «701» до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Сейчас о «проекте 701» никто не вспоминает, а озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, скорее всего, развитие именно линии МиГ-31. Если самые «навороченные» МиГ-25 и МиГ-31 могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то «сорок первый» хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч). Зачем это надо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные ударные самолеты, которые нужно перехватывать. Скорость таких аппаратов весьма высока, и в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, простреливающих пространство над своими районами до 150 км в высоту, должны быть и воздушные платформы, способные быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства на дальних рубежах.

Военные не торопятся раскрывать работы по проекту, который с чьей-то легкой руки получил название МиГ-41. Из все тех же обрывочных сведений в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленные МиГ-31 прослужат верой и правдой до 2028 года, когда из начнут заменять на что-то новое и особенное. А внешний вид нового перехватчика мы возможно увидим между 2017 и 2020 годом, когда проектировщики должны будут предъявить свои наработки Минобороны России.

МиГ-35 — почти пятое поколение

Российские ВВС окончательно добьют самоуверенность американских пилотов

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» 17 марта 2016 года презентовала первую партию новейших истребителей МиГ-35, производящихся в рамках контракта на опытно-конструкторские работы с министерством обороны России.

Многофункциональный МиГ-35, самый совершенный представитель семейства МиГ. Это машина поколения 4++, за этой формулой строится идеология воздушного бойца, он должен превосходить по боевым качествам истребителей четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях истребителям пятого поколения. Дело в том, что иметь на вооружении машины пятого поколения удовольствие не из дешевых и далеко не каждая страна может себе это позволить, поэтому МиГ-35 является неплохой альтернативой.

Общая оценка материала: 4.9

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Истребитель-перехватчик МиГ-31 станет убийцей спутников Ка-50 — история «Черной акулы», опередившей время Вертолёты Второй мировой войны — необычные машины «Президент-С», защитник самолетов

На международном форуме « » гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Илья Тарасенко заявил о том, что российский перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе.

Пока чего-то хотя бы отдаленно похожего на прототип МиГ-41 не существует в природе. Однако слухи о том, что работы над созданием этой неведомой воздушно-космической машины то ли уже ведутся, то ли вот-вот начнутся, ходят с завидным постоянством. Попробуем разобраться, о чем идет речь.

На смену легенде

МиГ-41, по замыслу руководства МиГ, должен прийти на смену истребителю-перехватчику МиГ-31, доставшемуся современной России в наследство от СССР. Эти созданные в период расцвета МиГа машины обладали уникальными для своего времени характеристиками.

Их основной задачей было патрулирование огромного воздушного пространства самой большой в мире страны, у которой при самой современной системе раннего предупреждения о ракетном нападении сохранялись проблемы с радиоэлектронным покрытием собственных границ.

Истребители МиГ-31 выполняли функцию летающих систем ПВО - их передовые (для самолетных) РЛС эффективно обнаруживали цели, а мощные двигатели позволяли быстро выходить на рубеж атаки.

Благодаря модернизации этой машины ее возможности актуальны и по сей день - она может патрулировать районы там, куда не достают системы ПВО, а также выполнять роль самолетов дальнего обнаружения и управления (ДРЛО), которых не хватает Российской армии. Так, к примеру, МиГ-31 использовался в Сирии.

На этом уникальность МиГ-31 заканчивается. Стоит отметить, что, кроме скорости и динамического потолка полета, преимуществ у этой машины над современными модификациями истребителей четвертого поколения нет. Именно поэтому в мире, стремящемся к сокращению расходов путем унификации, истребители-перехватчики остались только у России.

С прицелом на космос

Одним из преимуществ нового самолета, которые будут отличать его от уже имеющихся на вооружении российских военных, Тарасенко назвал возможность работы в космосе.

Прежде всего стоит понимать, что под «космосом» глава МиГа, скорее всего, имел в виду стратосферу. Это обусловлено тем, что теоретический предел высоты для работы прямоточного турбореактивного двигателя составляет 45 км. На данный момент рекорд высоты полета принадлежит предшественнику МиГ-31 - МиГ-25М - и составляет 37,8 км.

Кроме того, именно сама Россия активно выступает против размещения вооружений в космосе (так как это нанесло бы сильный удар по возможностям ядерного сдерживания США): по международным нормам космическое пространство начинается за линией Кармана - выше 100 км.

Но зачем самолету подниматься так высоко?

Ответов напрашивается всего два: уничтожение спутников и баллистических ракет, а также, возможно, оперативный вывод спутников на орбиту. Попытки применять МиГ-31 для этих целей уже предпринимались и, вероятно, предпринимаются до сих пор. Судить об эффективности этой работы по открытым источникам ввиду крайней деликатности темы не представляется возможным.

Космические войны

Известно, что с МиГ-31Д испытывали тяжелые ракеты, которые в СМИ называли «30П6 Контакт» и «Ишим». Их дальность выведения, по имеющейся в СМИ информации, составляет приблизительно 500−600 км. То есть на пределе дальности такие ракеты теоретически могут поражать некоторые разведывательные спутники США, к примеру системы радиоэлектронного наблюдения Lacrosse, которые, как считается, используются для отслеживания районов боевого дежурства российских мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, под угрозу также могут попасть американские низкоорбитальные спутники связи системы Iridium.

Еще одной крайне полезной функцией, которая могла бы оправдать высокие затраты на ПАК ДП, является перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). При входе боевых блоков в атмосферу их скорость составляет более 6 км/с, и их перехват путем прямого попадания представляет собой крайне сложную задачу.

При этом МБР практически беззащитна на космическом этапе полета. Считается, что апогей траектории американских ракет Minuteman составляет около 1000 км. То есть поражение ракеты еще до отделения боевых блоков является вполне реалистичной задачей.

Вопросов больше, чем ответов

Для практической реализации этих сценариев ПАК ДП (МиГ-41) будет необходима высокая грузоподъемность. Фактически самолет используется в этом случае как первая ступень ракеты-носителя, совместить это в полной мере с возможностями, присущими истребителю, вряд ли реально.

В США действуют в этом направлении более предметно. Для оперативного выведения грузов в космос здесь разрабатывается аппарат XS-1. Согласно предварительной информации, которую распространило Агентство перспективных исследований Минобороны США (DARPA), XS-1 сможет выводить на низкую опорную орбиту грузы массой до 2300 килограммов. То есть до 10 раз больше, чем сможет перспективный российский ПАК ДП, который будет совмещать функции малого самолета ДРЛО, истребителя и средства космического выведения.

Все это оставляет много вопросов. Насколько целесообразно создавать такой самолет? Потянет ли российский бюджет создание и закупку сразу трех очень дорогих самолетов - , ПАК ДА и ПАК ДП? Нужен ли России скоростной перехватчик, если военные планируют закупать способный поддерживать крейсерскую сверхзвуковую скорость Су-57? И главное - способен ли МиГ, находящийся не в самом лучшем финансовом и организационном состоянии (отсутствие заказов не только за рубежом, но и в России, затянувшиеся работы по МиГ-35, многочисленные нарекания на качество продукции со стороны иностранных заказчиков), эффективно освоить выделяемые на НИОКР средства или страна получит еще один очень дорогой распиаренный долгострой?

Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ» , но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.

По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ . То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.

Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.

Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».

А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.

Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.

При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске . Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 - 160 км.

Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 - сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.

Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g. У F-14 в полтора раза выше - 7,5g.

Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8М рубежи такие: 1250 и 800 км.

Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная - 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью - 5М против 4,5М.

В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.

Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО . США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители - на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.

Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.

В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.

Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М - 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.

В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.

Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.

В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.

Этот самолет - сверхскоростной истребитель-перехватчик пока не существует в природе, но слухами о нем, как говорится, земля полнится. Даже сама модификация - МиГ-41 - свидетельствует лишь о том, что это будет разработка ОКБ им. Микояна, а сам самолет станет дальнейшим развитием ныне существующего и успешно эксплуатируемого в российских ВКС знаменитого истребителя МиГ-31.Подтверждением зарождения нового самолета могут служить слова главкома ВКС генерал-полковника Виктора Бондарева, который еще год назад заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017 года планируется начать ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. И до 2025 года этот самолет должен начать поступать на вооружение авиационных полков.Косвенно подтвердил эти слова и генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков, который сделал знаковое заявление о том, что работы над созданием новейшего истребителя-перехватчика уже ведутся и с 2026 года он будет поступать в ВКС. И хотя никто из них не говорил о каком-то конкретном самолете, но совершенно очевидно, что речь идет именно о перехватчике МиГ-41, который станет наследником лучших традиций истребителя МиГ-31.Известно, что проект дальнего истребителя-перехватчика (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата - ПАК ДП) разрабатываемого на базе МиГ-31 ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году - вначале с подачи Главкома ВКС (тогда еще ВВС), а позднее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России.
Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 года и заменить им парк МиГ-31, которых сегодня на вооружении ВКС 120 машин (75 уже модернизированы, остальные будут доведены до уровня БМ в ближайшие 2-3 года). При всех достоинствах «тридцать первого» (ему нет равных в мире не только по скорости), срок эксплуатации этих машин заканчивается в 2028 году и замена им просто необходима.Если сделать небольшой экскурс в историю современных отечественных перехватчиков, то нельзя не вспомнить истребитель МиГ-25, который был «папой» нынешнего МиГ-31 и, соответственно, станет «дедушкой» МиГ-41. Так вот, «дедушка» впервые громко о себе заявил в боевых условиях в Египте во время очередной израильско-арабской войны. Его появление в небе над Израилем парализовало авиацию Тель-Авива. Во-первых, из-за необычной по тем временам скорости, во-вторых, из-за сверхсекретной станции РЭБ «Смальта», которая делала истребитель невидимым для американских РЛС, стоящих на вооружении Израиля.Рассказывают такую вот байку про скоростные возможности МиГ-25. Один молодой советский летчик, обнаружив на экране радара пущенную ему вслед ракету, от испуга «нажал на полный газ». Истребитель набрал такую скорость, что ушел от ракеты, но пилот от возросших перегрузок потерял сознание. В себя он пришел уже над Крымским полуостровом, где и совершил посадку на военном аэродроме «Бельбек». Обшивка истребителя оплавилась от скорости, но летных качеств он не потерял.
Максимальная скорость МиГ-25 никогда не измерялась. Известно, что летчик-космонавт Светлана Савицкая на этом истребителе достигла скорости 2,7 тысяч километров в час. Скоростью, ограниченной правилами безопасности для всех типов МиГ-25, является М2.8, то есть 3 тысячи километров в час. Без подвесного вооружения, «съедающего» почти 15 процентов скорости, самолет, по мнению авиационных специалистов, способен и на 3,5 тысячи км/ч.Ракеты американского ЗРК MIM104 Пэтриот способны сбивать воздушные цели на скорости от 1800 км/ч до 5 Маха (последняя не подтверждена практически) и, соответственно, не каждая из них может догнать российский истребитель.МиГ-31 по скоростным характеристикам может не сильно превосходит «двадцатьпятку», но этот истребитель настолько обогнал по своим показателем время, что до сих пор не знает себе равных. И в ближайшие 10-15 лет вряд ли в какой-либо стране мира появится нечто подобное.
Предназначение МиГ-31 - обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые способен обнаружить на расстоянии до 280 километров - благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире.Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ-31 может являться летающим командным пунктом.Но, не смотря на столь выдающиеся характеристики и существование различных модификаций самолета, его срок службы (как уже упоминалось) специалисты ограничивают 2025-2026 годами. К этому моменту и должен появиться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41. И главной особенностью нового перехватчика должна стать скорость - 4500 км/ч.Этот гиперзвуковой самолет будет нести на борту и гиперзвуковые ракеты. Сможет новейший истребитель выводить на околоземную орбиту и малые спутники, что по силам сейчас и некоторым модификациям Миг-31, однако у МиГ-41 будут значительно большие возможности.
«Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром «проект 701», - рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. - Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к «оборонке»» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500».МиГ-41 еще не появился на свет, не до конца известны и его основные характеристики и вооружение, но этот истребитель-перехватчик уже заставляет изрядно волноваться нашего потенциального противника. Еще бы, самолет обгоняющий ракеты - весомый аргумент в сдерживании агрессии. И через 10 лет он будет так же спокойно и безбоязненно летать над территорией Америки, как это делал 45 лет назад его «внучек» - МиГ-25. Наследственность, ничего не попишешь.

Тяжелый истребитель-перехватчик со свехспособностями МИГ-41 должен появится совсем скоро и, естественно, о нем пока мало что известно. Но то, что озвучено разработчиками, просто поражает воображение.

Если, предшественник МИГ-25 при желании мог обогнать выпущенную ему вслед ракету, то современный истребитель перехватчик МИГ-41 станет абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам. В подтверждение этого может свидетельствовать один только факт – его разработкой занимаются лучшие специалисты знаменитого ОКБ имени Микояна.

Немного о МИГ-31

Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.

Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35. МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью РЛС со специальной антенной, оборудованной фазированной решёткой, аналога которой нет ни на одном самолёте в мире.

МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.

В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.

При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.

Каким будет МИГ-41

Сегодня известно, что над проектированием современного истребителя перехватчика дальнего радиуса действия работают специалисты ОКБ им. Микояна и Нижегородского конструкторского бюро авиазавода «Сокол». Проект был начат ещё в 2013 г. после письменного указания Главкома ВКС, который через некоторое время был продублирован распоряжением Генштаба ВС России.

В прессу проскальзывает информация, что новый истребитель будет развивать скорость до 7 000 км/ч.

На сегодняшний день ни один самолёт такого плана не может разогнаться до таких пределов.

Для сравнения можно воспользоваться таблицей, в которой приведены самые скоростные истребители мира.

Модель истребителя Страна производства Страна в которой стоит на вооружении Максимальная скорость, км/ч Количество выпущенных единиц
Рафаэль Франция Франция 1 900 195
Сааб JAS 39 Грипен Швеция Чехия, Венгрия, Таиланд, ЮАР, Швеция 2 200 270
МИГ-29 Россия Россия 2 415 1 500, производство продолжается
МИГ-23 Россия Индия, Сирия, Ливия 2 445 3 630
Тайфун Германия Великобритания, Германия, Испания, Саудовская Аравия, Италия, Австрия 2 450 Около 500
СУ-27 Россия Россия 2 476,4 809
Grumman F-14 Tomcat США США 2 485 712
McDonnell Douglas F-15 Eagle США США, Израиль, Саудовская Аравия, Япония 2 650 1 500
МИГ-25 Россия Россия, Украина 2 700 Около 1 200
МИГ-31 Россия Россия 3 000 519

Как видно из представленных сведений, отечественные разработки и на сегодняшний день являются лидерами не имеющими себе равных. При соответствии скорости, заявленной для МИГ-41, он станет абсолютным рекордсменом в данном направлении.

Не стоит исключать, что все вышеперечисленные модификации российских истребителей были спроектированы на рубеже существования Советского Союза, то есть, на сегодняшний момент проектам более 30 лет.

Комментарии официальных лиц

В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.


Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».

На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.

Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.

Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.

Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.


Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».

Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.

Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под .

Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для .


Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 – первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своём борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всём мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 – новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолётом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространённым сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нём, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надёжности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.

Видео