Приметы

Почему основным институтом политической системы является государство

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и истори­чески, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современ­ных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиона­лов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, прожива­ющих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.


3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной терри­тории. В любом современном обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, орга­низаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принад­лежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения прости­рается от ограничения свободы до физического уничтожения че­ловека. Возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действен­ность государственной власти. Для выполнения функций при­нуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безо­пасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборон­ной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, напри­мер, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населения, го­сударственное гражданство человек получает с момента рожде­ния.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международ­ных отношений. Лишь на основе обладания качествами государ­ства те или иные организации признаются субъектами междуна­родного права и наделяются соответствующими правами и обя­занностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объ­единенный правовым союзом граждан (гражданством), и суве­ренная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение уп­равленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества. В ходе исторического раз­вития по мере стирания классовых противоположностей и демо­кратизации общества государство все более становится надклас­совой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторы­ми реальными фактами. Так, например, договорная система кня­жения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось амери­канское государство - США. И все же, несмотря на эти и неко­торые другие исторические факты, реальное государство возник­ло не в результате добровольной передачи индивидам части сво­их прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют совре­менные естественноисторические концепции государства, кото­рые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без кото­рой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сто­ронники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная приро­да человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляю­щееся в невозможности индивидуального существования, а так­же в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяет­ся вместе с развитием всего общест­ва, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два гло­бальных этапа:традиционный и конституционный, а также про­межуточные стадии, причудливо сочетающие черты традицион­ных и конституционных государств, например тоталитарная го­сударственность.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публич­ной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отде­ляющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с про­шлым.

Конституционное государство является объектом сознатель­ного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономичес­кую, культурную, религиозную и политическую активность и ог­раничивается лишь выполнением функций, делегированных граж­данами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства свя­зан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмеша­тельства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Пер­вое из них, часто обозначаемое термином «реальная конститу­ция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «По­литике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная консти­туция - это государственный строй, устойчивая модель государ­ственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он мо­жет иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются теку­щие законы государства. Понимаемый в этом значении кон­ституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не свя­зывается лишь с появлением либеральных конституций в эпо­ху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или норма­тивный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относи­тельно стабильных правил (законов), которые определяют ос­нования, цели и устройство государства, принципы его орга­низации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение лич­ности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного до­говора», заключаемого между гражданами и государством и рег­ламентирующего его деятельность. Она придает государству со­временного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифици­рованного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязу­ются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших час­тей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных влас­тей, правила взаимоотношения парламента, президента, прави­тельства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав чело­века и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных ак­тов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобрита­ния, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют кон­ституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлин­ной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукос­нительно исполняется органами власти, учреждениями и граж­данами. Завершенность процесса формирования конституци­онного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое госу­дарство».

На протяжении всей истории существования человеческого общества политические знания и культура каждого конкретного индивидуума и массовая политическая грамотность и образованность отдельных человеческих групп и сообществ являются существенными факторами предохраняющими общество вцелом от деспотии и тирании, негативных и экономически неэффективных форм существования и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей - забота всего современного общества. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, "там, гдеполитеское образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное влияние. ненужным же оно не будет никогда." (1).
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического овладевания ими соответствующих знания и опыта, в частности, посредством изучения политологии, систематизирущей весь предыдущий опыт человеческого общества в области политической и общественной деятельности.
Одна из важнейших практических категорий, определяемой и анализируемой методами и инструментарием политологии является государство, являющееся центральным институтом политической системы общества. В его деятельности полно и показательно концентрируется основное содержание политики В
В широком смысле "государство" понимается как территориально устойчивая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно практически всегда тождественно понятию "страна" и политически организованному народу. И в этом смысле говорят, например, росссийское, американское, немецкое государство. Следует отметить, что существование развитого государственного устройства известно ешё за 3...5 тысяч лет до н.э. (государство инков, ацтеков, Мессопотамия, Египет, Урарту, Греция и т.д.). Примерно до середины 17 в. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства ыыиспользовался большой спектр конкретных терминов: "полития", "княжество", королевство, "империя", "республика", "деспотия) и др. Однм из первых, кто отошёл от этой традиции стал Макиавелли, который ввёл обозначение любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика. При этом ввёл специальный термин "stati". В дальнейшем, на основании конкретных исследовании факитческого материала, чёткое разграничение государства и общества было обосновано в конкретных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо.Ими понятия разделяюься не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале организовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путём создали специальный орган, ставший органом и орудием публичной власти и важнейшим институтом политической системы общества.
В современной политологии государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающих высшей властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. д.
Государства различных исторических эпох и народов мала схожи между собой. Однако внимательный анализ позволяет выделить ряд общих и существенных признаков.
1. Отличие от родо-племенной организации, основанной на самоуправлении. Отделение публичной власти от общества, несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
2. Построение не кровнородственному или религиозному признаку, а на основетерриториальной и этнической общности людей. Наличие законов и полномочий, распространяющихся на население предприятий.
3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определённой територии, что отличает её от проиводственной, партийной, семейной власти.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения, возможность лишать граждан высших ценностей: жизни и свободы. Этот признак (а так же приведенный ниже) и делает государство собственно орудием публичной власти. При этом, непосредственно для выполнения функции принуждения имется как правило публичные органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения для обеспечения служащих и служб государственной политики: оборонной, экономической и социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве, что отличает эту форму организации от других (например. партий, где членство добровольное).
7. Претензии на полномасштабное предствление общество как целое и защиту общих интересов и общего блага.
Отмеченные выше признаки отличают государство от любых других организаций и объединений, но не раскрывают полностью его связи с обществом, а атк же факторов, лежащих в основе его становления и развития.
Вместе с тем в указанных выше общх признаках в том или ином виде показаны функциональные задачи, реализуемые государством. Характер и совокупность функций госудаства изменялась в ходе исторического развития института государственности. с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности выделяют два глобальных этапа: традиционный и государственный.
Традиционный этап связан с имституционально неограниченной властью над подданными, отсутствие равноправия, непризнанием личности как источника госудаственной власти. Типичным воплощением такого государства являлась монархия. Исходя из типичной формы государственного уклада этого периода в качестве основных функций следует выделеить функции: защита государственного строя и суверена лично; взимание налогов, защита внешних границ и т.д.
Более интересным с точки зрения задач и функций государства представляется более поздний конституционный этап. Этот этап связан с подчинённостью государственности обществу и гражданам, с ююридической очерченностью полномочий и сфер государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и в конечном счёте связан с появлением конституции.Термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, введенное Аристотелем, обозначается как "реальная конституция". Она предтавляет собой устойчивую модель государственной деятельности, определямой теми или иными ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно имеет форму свода законов, но может иметь характер, например, религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций.
Во втором значении конституция является сводом законов, представляющим собой юридически зафиксированные в специальных документах стабильные правила, определяющие основания, цели, устройство, принципы организации и функционирования государства. Т.е конституция регламентирует деятельность государства. Завершённость процесса формирования конституционного государства характеризует понятие "правовое государство".
В правовом государстве основой является ограждение человека от террора государства, насилия над совестью, от мелочной опеки со стосроны органов власти, гарантия индивидуальной свободы, и основополагающих прав личности. Это государство ограничено в своих действиях правом, защищающим, свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества и способствовало появлениюсоциального государства, основной задачей которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования. социальной защищённости, соучастия в управлении производством. Деятельность такого государства направленно на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Деятельность современного государства многогранна. Это перерапределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения, обеспечение занятости и охраны труда на производстве, социальное страхование, поддержка материнства и семьи, забата о безработных, престарелых, инвалидов, молодёжи, развитие образования, медецины, культуры и т.д. Современное состояние общества выдвигает перед демократическими (социальными) государствами задачу обеспечения экологической безопасности, предотвращения ядерной угрозы.
Качество и полнота выполнения государством своих функций в достаточной степени определяется устройством и формой правления государства.
Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.
В монархии источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству, независимо от избирателей. Разновидностью монархии являююся: абсолютная монархия (Катар, Оман) - полная власть монарха, конституционная монархия - монархия, ограниченная конституцией. В своя очередь конституционная монархия делится на дуалистскую. при которой монарх обладает преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания. Кувейт) и парламентской, при которой монарх обладает фактически представительской властью. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии.
Разновидностей республик в современном мире существуют три:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная (полупрезиденткая).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе. При этом парламентом осуществляется по отношению к прави тельству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издаёт законы принимаемые правительством к исполнению;
- принимает бюджет и устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и вслучае чего может высказать ему вотум едоверия (отправить в отставку или провести досрочные выборы парламента);
Правительство обладает исполнительной властью и частично закондательной инициативой. Так же обладает правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента, которое президент обычно удовлетворяет.
Президент фактически обладает только представительскими функциями.
При парламентской форме государственного устройства глава правительства (премьер-министр, канцлер), официально не являсь главой госудаства, фактически является первым лицом. Такая форма государственной власти существует в целом ряде европейских стран (Италия, Германия, Чехия и т.д.).
При президентской республике президент одновременно выступает главой государства и главой правительства. Он руководит внешней и внутенней политикой государства и является главнокомандущим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямыми всенародными выборми.
При президентской республике парвительство отличается стабильностью, имеет две жёстко разделённые ветви - исполнитель-ную и законодательную.
Отношения между президентом и парламентом основывается на системе сдержек, противовесов и взаимозависимостей. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не может распустить парламент. И только в случае очень серьёзных антиконституционны действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент- он досрочно отстраняется от власти. Но процедура импичмента очень громоздка и затуднена. Примером прездентской формы правления является госудаственное устройств в США и Россия, а так же распространена в странах с продолжительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Афика, Азия.
При смешанной республике, существущей в большинстве стран Европы, сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем правительства парламентом. При этом не имеет устойчивых традиционных черт и, как правило, тяготеет к преимуществу одной из ветвей власти. Классический образец полупрезидентской формы является Франция. В ней президент и парламент избиратся независимо. парламент не ожет сместить президента, а президент может распустить парламент только при назначении срока досрочных президентских выборов.
Разнообразие республиканских и монархических форм государства не исчерпывают всех возможных механизмов правления. Одним из них является институт референдумов, имеющие свои истоки в гречиких ареопагах и новгородских вече. Он предусатривает решение наиболее актуальных и ключавых проблем посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательно для исполнения вскми государственными органами.
По территориальному устройству различают две основные формы: унитарну и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородну организацию, остоящую из административно-территориальных единиц (области, земли и т.д.), не обладающих собственной государственностью. Все госдарственные органы составлят единю систему и действуют на основе единых нормативных актов.
Унитарные государства могут быть централизрванными (Великобритания, Дания, Швеция), в которых средние и ниже органы управления не обладают достаточной автономией и направлены на реализацию решения центральных органов, и децентрализаванными (Франция, Испания, Италия), предоставляющие отдельным регионам права широкой автономии.
Федеративная форма стройства прдставляет собойстойчивый союз государств, самостоятельных в предела распределённых между ними и центом компетенций. Федерация обепечивает свободное объединение и равноправное сосуществованиеобщностей, обладающихзначительными этническими, историко-кльтурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. Члены федерации - соучастники общегосдарственного суверинитета и обладают правом одностороннего выхода из федерации.
Ещё одной формой стойчивого соза самостоятельных госдарств является конфедирация, которая создаётся для достижения конкретной цели. Её члены сохраняют собственный госдарственный суверинитет делегируют в компитенцию союза лишь некоторые полномочиядля решения ограниченного круга вопросов. чаще всего в области обороны, внешней политики. транспарта и связи. Конфедерации ограниченное время существовали в Германии, Швейцарии, США и в дальнейшем либо преобразовывались в федерацию, либо распадались.
В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создания Содружества Независимых Государств (СНГ), союза суверенных государств. координирующих свои действия в различных областях.
Знание каждым членом современного общества приведенных выше сведений из политологии гарантирует ему получение навыков ориентации в современной бурной жизни. Особенно необходимы такие политические знания современному подрастающему поколению, отличающемуся повышенным радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Литература:

1. Meyer T. Wie entbehrlich ist politisce Bildung?//Friedrich-Eben-Info, 1994. № 1;
2.Аристотель.Политика.М.,1865. С.8;
3. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И.. Введение в политологию. "Аспект-Пресс". М.,2002

Лекция № 1,2

Государство как центральный институт политической системы

«Происхождение, сущность и основные признаки

государства как «особой организации силы»

Среди всего многообразия структурирующих политическую систему институтов и учреждений решающую роль играет государство как «особая организация силы», которая в наиболее концентрированной и обобществ­ленной форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятель­ности любого социума. То организационно-управленческое ядро в лице ие­рархии полномочных органов власти, как в центре, так и на местах, что обеспечивает совместную жизнь людей как дифференцированного множества (в границах определенной территории). И опосредует движение основно­го противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой ее осуще­ствления. Между потребностями людей в свободе и невозможностью реали­зации этой свободы в условиях анархии . Если бы не возник этот олицетво­ряемый государством инструмент обеспечения целостности и урегулированности человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто унич­тожили бы друг друга в ожесточенной борьбе, в обусловливаемой «грехов­ностью» человека как биологического существа «войне всех против всех».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому поводу говорится, что «необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последст­вий грехопадения и из согласия действий по ограничению греха в мире с Его волей». Усматривая нравственный смысл существования государства в ог­раничении зла и поддержке добра, «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».

Теории происхождения государства.

Существует множество различных теорий и концепций о происхождении и сущности государства, его функциональном предназначении. Среди них наиболее распространенными являются:

Теократическая теория как порождение эпохи безраздельного господства католической церкви. В ее основе - идея о том, что возникновение Государства явилось результатом договора человека с Богом. И санк­ционированного им перехода от прямого богоправления к мирскому правлению, устроению мирских дел с опорой на земного правителя,

верного заповедям Божиим и творению добрых дел. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Па­вел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» Посему про­тивящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое...»

Ту же мысль выражал и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий».

В целом апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к церкви. Хорошо известно, что в апостольский век Цер­ковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государствен­ной римской. Это, однако, не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.

Поучения, построенные на постулате «вся власть от Бога», постоянно присутствуют в рассуждениях богословов и проповедников Иоанна Златоус­та (345-407), Аврелия Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского () и др., имея в качестве конечной цели обоснование необходимо­сти подчинить государство церкви, светских правителей свящего служителям. Так, Ф. Аквинский считал, что все виды власти, в том числе монархиче­ская, которой отдавалось предпочтение, от Бога. Но при этом ставил цер­ковную власть выше светской, настаивая на том, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Однако в средние века между властью церковной и властью политической в целом сохранялось равновесие: каждая в своей сфере главенствовала, но первую почитали все же больше.

Теократическая теория происхождения государства построена на ре­альных исторических фактах: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет , а решениям государства - обязательность. Современный католицизм и православие также предполагают божественный генезис идеи государства и принципов власти, но при этом, как записано в уже упоми­навшихся Основах социальной концепции РПЦ, «христиане должны укло­няться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания», В равной мере, по учению Церкви, это относится и к самой власти - она «также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей ». В ходе английской буржуазной революции широкое распространение получили две противоположные теории; с одной стороны, идея патриар­ хального возникновения и существа государства и выводившегося отсю­да тезиса о божественной природе монархической власти (Клавдий Самазий и Роберт Фильмер). С другой - теория договорного происхождения госу­ дарственной власти.

Так, что касается Р. Фильмера, то свои взгляды на государство он из­ложил в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». В нем он трактовал становление государства как процесс механического соединения родов в племена, племен в более крупные образования вплоть до государст­ва, которое предстает как развитая форма патриархальной власти, осуществ­ляемой от имени всех и к общей пользе. При этом монархическая власть представляется как власть, унаследованная королем непосредственно от прародителя (патриарха, отца) рода человеческого - Адама и не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится на на­чалах добродетели.

Теория договорного происхождения государства (теория общест­венного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др. Они счи­тали, что государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находящимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловлива­лось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Что бы обезопасить себя, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой, прав, получив взамен мирт порядок, возмож­ность действовать в рамках установленных юридических законов. Как отме­чал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому челове­ку нужно поступаться частью своей естественной независимости и поко­риться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

Приверженцы теории договорного происхождения государства ин­терпретировали ее по-разному. Так, если у Д. Локка народ вручает власть суверену, становясь его подданным, и обязуется выполнять его волю, то у Ж.-Ж. Руссо каждый подчиняется всем и, значит, никому в отдельности. Че­ловек приобретает гражданскую свободу и право собственности на личное имущество. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы.

Во второй половине ЖХ века, благодаря известным открытиям в об­ласти биологии и зоологии, стала популярной органическая теория фор­ мирования государства, которую развивали О. Конт и Г. Спенсер. Так, про­водя аналогию между социальным организмом и организмом живым, Г. Спенсер утверждал, что человеческое общество подобно биологическому телу имеет свою эпидерму (защитный кожный покров)- армию, сосудистую систему - средства коммуникации, систему питания - товарообмен, нервную систему - организаторов производства (капиталистов), опорно-двигательный аппарат - правительство. Правда, Г. Спесер не полностью отождествлял социальный и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том, что люди не утрачивают своей индивидуальности, влива­ясь в целостную систему, т. е. в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью не обладают. По Г. Спенсеру, законы эволюции одинаково действуют как в растительном и животном мире, так и в социальной среде.

Социологическая концепция государства и права (теория насилия) польско-австрийского философа-позитивиста Я. Гумпловича объясняет при­чину их возникновения в порабощении одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое пре­восходство силы, насилие, завоевание - вот, по словам, Л. Гумпловича, «ро­дители и повивальная бабка государства». Ф. Ницше также считал, что госу­дарство является средством зарождения и продолжения этого насильствен­ного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привиле­гированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Марксистская теория генезиса государства выводит этот институт по преимуществу из частной собственности , которая всегда и повсюду по­рождала классы и эксплуатацию одних классов другими, что, в свою оче­редь, вело к возникновению государство. Государство возникло там и то­гда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические классы - таков основной постулат марксизма в вопросе о возникнове­ние государства. Государство есть продукт непримиримости классовых интересов. Есть орудие господства одного класса над другим, орудие подав­ления одного класса другим. «Государство, - писал Ф. Энгельс, - есть госу­дарство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господ­ствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления угнетенного класса». В таком же ключе трактует государство и, для которого «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

Однако только в Древней Греции из классовых антагонизмов внутри родового строя шло становление государств-полисов. Тогда как в Древнем Риме государство возникает в результате борьбы между бесправным при­шлым населением (плебсом) и старой родовой аристократией (патрициями), а у германских племен - «как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий».

В постулирование частной собственности как первопричины возник­новения государства не вписывается и учение К. Маркса об азиатском спосо­бе производства, при котором существовало государство, но частная собст­венность на средства производства отсутствовала. Необходимость создания и поддержания ирригационных сооружений для блага земледелия и сохра­нения среды обитания - это то обстоятельство, которое в решающей степени обусловливало доклассовое возникновение государства в рамках этого спо­соба производства. В этом процессе доклассового возникновения государства сущест­венную роль играла также необходимость принудительного запрещения ин­цеста (кровосмешения) и межплеменного обмена женщинами во имя сохра­нения и воспроизводства рода.

Приведенные теории нельзя оценивать однозначно - каждая исходит из суммы имевшихся в тот момент знаний и по-своему раскрывает ту или иную сторону (или проявление) исторического процесса происхождения и развития государства - процесса, который в целом носил объективный ха­рактер, будучи институциональным выражением общественной потребности людей в упорядочении совместной жизни и централизации

Сущность и основные признаки государства.

Что собой представляет государство как сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом и для общества? Как подчеркива­ет польский социолог А. Боднар, понятие «государство» воспринимается по-разному. Во-первых, как организация крупной социальной группы. В этом случае оно равнозначно понятию «страна», «нация», «общество», «оте­чество» (американское государство, американская нация, американский на­род и т. д.). Во вторых, как аналог исполнительной власти и в первую оче­редь правительства. Чаще всего такое восприятие государства характерно для уровня повседневной. жизни. И, наконец, в-третьих, как разветвленная система государственных органов и правовых норм , призванных обеспе­чить рационально-правовым образом организованную среду обитания со­циума.

Это последнее наиболее адекватно сущности государства как полити­ческого института (универсальной организации), которому присущ ряд при­знаков, выделяющих его среди других социально-политических институтов и организаций. Среди этих признаков решающее значение имеет «монопо­ лия на принуждение и насилие».

Государство, как утверждал М. Вебер, невозможно определить в социологических терминах его целей или из содержания его деятельности, поскольку нет такой задачи, которая была бы исключительно достоянием государства. Поэтому четко очерченный признак государства, отличающего его от всех других общественных институтов и организаций, следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. «Государство, - писал М. Вебер, - есть человеческое сооб­щество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи харак­терно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей сто­роны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство». Исходя из этого постулата, М, Вебер рассматривает государство «как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди находящиеся под господ­ством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто те­перь господствует». В таком же ключе трактует государство видный представитель запад­ной либеральной традиции - австрийский экономист Людвиг фон Мизес: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принужде­ния, его самая важная черта - принуждать угрозами силой или убеждением к порядку, отличного от того, что нам нравилось бы делать».

Как «структуру господства, которая постоянно возобновляется в ре­зультате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря правительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области» определяет государство философский словарь, изданный в ФРГ.

Было бы, конечно, неверным сводить сущность государства всецело к отношениям господства и подчинения. Однако с точки зрения власти и вла­стных структур, как справедливо замечает отечественный политолог, именно эти отношения отличают политическое от всех других сфер общественной жизни. Ибо «государство (особенно современное госу­дарство, в котором как в едином организме сочетается множество разнооб­разных конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок и т. д.) не в состоянии обеспечить выполнение своей главной зада­чи - реализацию общей воли своих подданных - одними уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю».

В этом свете государство предстает как политическая организа­ ция, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающи­ ми в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохра­нении, прежде всего, порядка. При этом современное демократическое государство в своей деятельности напрямую связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним. В результате чего используемое этим государством насилие, которое применяется только и исключительно в качестве крайнего средства обеспечения общественной безопасности и по­рядка, носит легитимный характер - в том смысле, что оно предусмотрено и регламентируется законом.

Современное государство имеет ряд характерных черт и признаков, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются ими в качестве критериев признания отдельных государств субъектами меж­дународных отношений, обладающими определенными правами и обязанно­стями.

ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ - Государство поддерживает порядок, не­обходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения. Формы и способы этого принуждения, равно как и их объем и характер, зависят прежде всего от социальной сути существую­щего политического режима, а также от содержания и направленности норм государственного права. Например, в процессе проведения выборов, рефе­рендумов, плебисцитов характерно проявление принуждения в идеологиче­ской форме. Взаимоотношения между правительством и местными органами управления (муниципалитетами, мэриями и т. д.) основывается на принужде­нии административном и финансовом. Для этой цели государство обладает специальными отрядами вооруженных людей (армия, полиция и т. д.) и раз­личными карательными учреждениями (суд, прокуратура, тюрьма и т. д.).Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения с другими правительствами во внешнеполитических делах. Являясь неотчу­ждаемой прерогативой государственной власти, суверенитет государства не может быть передан, разделен или ограничен. При этом государство должно строго соблюдать и проводить свое законодательство в соответствии со взя­тыми на себя международными обязательствами по отношению к другим государствам и ООН.

ВСЕОБЩНОСТЬ - Государство выступает от имени всего общества и осуществляет верховную власть на подвластной ему территории, т. е. тер­ритории, на которую распространяется его суверенитет. Это означает, что все находящиеся на этой территории граждане, равно как и лица без граж­данства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также ино­странцы, с неизбежностью подпадают под юрисдикцию государства - вне зависимости о того, желают они этого или нет. При этом все они уплачивают на содержание государства не добровольные (как, скажем, в политических партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых они мо­гут лишь покинув его пределы. Но даже отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, люди далеко не всегда освобождаются от прежнего государства - если, к примеру, у них там остается недвижимая собствен­ность, то эта зависимость от прежнего государства сохраняется.

В такой же зависимости от государства находятся и все юридические лица
, в том числе общественные объединения и политические партии, не­ взирая на то, разделяют они его цели или борются против него (т. е. их дея­тельность регулируется законами, принятыми государственными органами). И выйти из-под опеки власти они могут лишь прекратив свое существова­ние. Поэтому далеко не случайно в глазах «простого человека» государство приобретает «сверхъестественый» облик, которым он подсознательно наде­ляет власть предержащих (правительство, президента, премьер-министра, монарха, диктатора и т. д.).

ТЕРРИТОРИЯ - В качестве физической, материальной1 основы госу­дарства и его основополагающего признака, территорию характеризуют та­кие понятия, как:

«неразделенность» (даже в условиях существования частной собст­венности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);

«неприкосновенность» (что означает незыблимость границ и непод­чинение власти другого государства);

«исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);

«неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

И хотя в современных условиях в рамках развития интеграционных процессов (как основной формы глобализации), а также образования межго­сударственных объединений и блоков, господство многих государств1на" своей территории становится все более ограниченным, тем не менее госу­дарственно-территориальное деление не отмирает. Территория по-прежнему остается одним из основных структурирующим элементом государственно­сти. Не случайно в современном мире не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или же за сохранение территориального единства.

НАСЕЛЕНИЕ - Как составной элемент государства население пред­ставляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории дан­ного государства и подчиняющееся его власти. При этом население может быть как мононациональным (и тогда государство трактуется как юридиче­ская персонификация его образующей нации), так и полинациональным, состоящим из различных племен, народностей и даже наций (и тогда госу­дарство выступает уже в другом обличьи - как юридическая персонификация не нации, а народа как общности, которая строится не по признаку этниче­ской принадлежности, а по критерию хозяйственной и гражданской общно­сти). Именно таковыми являются Россия, США, Швейцария и некоторые другие страны, сформировавшиеся как полиэтнические государства.

Такая «деэтнизированная» («денационализированная ») трактовка на­рода как социальной основы государства точнее отражает политические ре­альности современного мира, учитывая заметный рост полиэтничности мно­гих государств, ранее сформировавшихся как мононациональные (Германии, Франции и т. д.), связанный с массовой миграцией в эти государства со сто­роны слаборазвитых стран. В этих условиях любые преимущества «титуль­ной нации», не говоря уже о попытках их юридического закрепления в стра­нах, где эти нации составляют меньшинство населения, могут служить (и чаще всего действительно служат) первопричиной роста межнической на­пряженности, что представляет собой серьезную угрозу социальной ста­бильности и целостности государства - вплоть до того, что не исключает возможность его «балканизации» (т. е. распада по югославскому «сцена­рию»).

С понятием населения как неизменным атрибутом любого государст­ва тесно связано понятие гражданства. Под гражданством понимают пра­вовую принадлежность лица к данному государству со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями не только на территории своего государ­ства, но и за его пределами. В монархических государствах употребляется другой термин - «подданство». Во Всеобщей декларации прав человека от 01.01.01 г. сказано: «Никто не может быть произвольно лишен сво­его гражданства или права изменить свое гражданство».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - наличие специальных органов управления , играющих роль промежуточных звеньев между правителями и управляемыми. Появление мощного бюрократического аппарата М. Вебер трактует как становление современного государства, которое «техничекси полностью зависит от своей бюрократической основы. Чем больше оно раз­растается, тем больше увеличивается эта зависимость». Превращение госу­дарства в особый, самостоятельный институт привело к созданию «класса чиновников», оплачиваемого из казны, т. е. за счет налогоплательщиков. В результате чиновники отождествляются со своими функциями, что в поли­тическом плане снимает вопрос об их социальном происхождении. В демократических государствах бюрократия хотя и не подменяет политических деятелей, но оказывает иногда существенное влияние на при­нятие решений в национальном масштабе. Тем более, что в отличие от выс­ших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависи­мости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламент те, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия государственных чиновников и служащих про­должает делать свое дело независимо от того, что происходит на вершине властной пирамиды (т. е, продолжает функционировать не взирая на прави­тельственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита - это переменная составляющая государст­венной власти, то бюрократия - та ее часть, которая олицетворяет со­ бой незыблемость и «вечность» этого института.

Три ветви государственной власти.

В структурно-институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от тоталитарной системы в лице СССР, при которой государственная власть была структурирована по принципу «работающей корпорации», т. е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполни­тельными органами власти, при демократии такое сращивание не допусти­мо. Здесь основной принцип организации и функционирования государст­венной власти - это принцип «разделения властей», в соответствии с ко­торым каждая ветвь власти - суть автономна и независима от другой, т. е. у каждой четко очерченный конституцией и другими нормативными актами объем полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. И правовой принцип демократии - «разрешено все, что не запрещено» - рас­пространяется только на уровень рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству действует другой принцип: «разрешено только то, что разрешено, все остальное запрещено». Несоблю­дение этого принципа и отсутствие пределов чиновничьего усмотрения при принятии решений ведут к административно-бюрократическому произволу, всемогуществу и вседозволенности власти.

В знаменитом труде «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье в 1748 г. пи­сал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удер­живать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вы­текает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются В одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть, не отделена от законодательной и исполни­тельной. И наступит конец всему если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Законодательная власть на макросистемном уровне представле­ на парламентом - высшим правотворческим органом страны. Сущност­ными чертами этой власти являются:

Представительный характер в том смысле, что парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент - орган, олицетво­ряющий народный суверенитет. И в этом качестве выразителя народ­ ной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельст­вом функций обладает легитимирующей (узаконивающей) властью;

В системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной - наделена определенными («учредительными» и надзорно-контролирующими) полномочиями, связанными с процессами формирования и функционирования этой власти;

Парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной ос­нове. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности - борьбы между политическими партиями за власть и влияние, - организационной формой которой выступает деятельность сформированных на партийной основе парламентских фракций;

Власть парламента является конституционной, нормативно гаранти­рованной властью - характер и широта полномочий парламента оп­ределяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с основным законом страны (т. е. конституцией).

Функции парламента

ü Функция власти

ü Функция законодательства

ü Функция легитимности

ü Функция представительства политических интересов

ü Функция обеспечения политической гласности

ü Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков

Функция власти - как орган, олицетворяющий собой народный су­веренитет, парламент принимает политические решения, связанные с выра­боткой основных направлениий развития общества, определения структуры и содержания его политической системы, равно как и отдельных ее составляющих подсистем, на основе выбора альтернатив экономического и соци­ально-политического развития. Эти альтернативы формируются пропаган­дирующимися среди избирателей программами парламентских партий. Из­биратели, в соответствии с личностными представлениями о совпадении тех или иных программ с их интересами, отдают им свои голоса на парламент­ских выборах. Оказанная таким образом электоральная поддержка партиям, измеряемая долей их участия в парламенте, отражает волю избирателей и легитимирует стратегию и программу партий, которые победили на выбо­рах.

После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партий реализуется в парламентских решениях, которые принимаются с соблюдением соответствующих (законодательно предусмотренных) процедур. Последние призваны сочетать правовую, про­фессиональную рациональность и разумность принимаемых решений с тре­бованиями парламентской демократии.

Законотворческая, или правотворечская функция - основной це­лью парламентской деятельности является создание правовых норм; регули­рующих поведение граждан и организаций, их взаимодействие друг с дру­гом. Нормотворчество в руках парламента - это тот инструмент, посредст­вом которого он осуществляет функцию управления обществом. И является в этой области высшей инстанцией, обладающей «монополией легитимного принуждения (насилия)».

(В то же время законодательные права парламента не безграничны. Современная политическая практика выработала устойчивые формы их ог­раничения, к которым в первую очередь относится прямое наделение прави­тельства правом издавать нормативные акты, обладающие силой закона. В некоторых государствах это право закреплено конституционно (например, в Германии, Италии, Франции), в других - существует на основе традиции, вопреки конституции (США, Японии).

В ряде стран существует также фактическое или конституционное ог­раничение круга вопросов, по которым может законодательствовать парла­мент. В этом случае многие вопросы определяются и решаются исполни­тельной властью (например, в Великобритании, Фин­ляндии).

Имеет место и практика применения «законов-рамок», законов-принципов, когда парламент принимает закон в общем виде, а правительство его развивает, наполняет конкретным содержанием.

Функция обеспечения политической гласности - требует от пар­тий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парла­мент является своего рода ареной (трибуной), где различные парламентские фракции, независимые депутаты, правительство не только заявляют о своих позициях, но и аргументируют, отстаивают их.

Ограничение парламентской гласности (проведение закрытых заседа­ний и парламентских слушаний) строго оговорено определенными условия­ми и юридически закреплено.

Функция политического контроля и ответственности - в рамках современной системы разделения властей парламент обладает значительны­ми правами, которые в определенных случаях являются:

Исключительными (привлечение к ответу президента посредством процедуры импичмена);

Особыми (выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству);

Специальными (лишение депутатов права на парламентский иммуни­тет (т. е. неприкосновенность), отстранение от обязанностей).

Вторая составляющая государственную власть ветвь - исполнитель­ная власть - представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государствен­ных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные ин­станции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба го­сударственной безопасности и т. д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые зако­нодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.

Третья ветвь государственной власти - судебная власть - представ­лена системой судебных органов и институтом независимых и подчи­няющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую закон­ность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и вся­кого рода коллизий , возникающих в различных сферах общественной жиз­недеятельности. Демократические принципы, в соответствии с которыми строит свою деятельность суд, включают в качестве базовых: независи­мость, коллегиальность, гласность, презумцию невиновности, состязатель­ность, равенство сторон, право обжаловать принятые решения и др.

Функции государства.

Государство отличается от всех других субъектов политической сис­темы рядом жизненно важных для общества функций, придающих ему ха­рактер универсального института - гаранта сохранения целостности и урегулированности среды обитания социума. Вне зависимости от типа в функ­ции государства входят:

ü защита государственного (конституционного) строя и его основопо­лагающих ценностей и принципов, достижение на этой основе обще­ственного консенсуса, консолидации вокруг общих целей и перспек­тив развития

ü обеспечение социальной стабильности в общества и предотвращение(устранение) взрывоопасных конфликтов, чреватых ростом социаль­ной напряженности, спародическими вспышками насилия и междо­усобицами

ü ведение общей для страны внутренней политики, дифференцирован­ной по таким направлениям, как социальная, экономическая, финан­совая, военная, культурная и т. д.

ü обеспечение национальной безопасности и защита интересов страны на международной арене, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних связей с другими государствами, участие в решении глобальных проблем и т. д. (внеш­неполитические функции).

На внутристрановом уровне эти функции конкретизируются как функции:

Экономическая - выражается в организации, координации, регули­ровании экономических процессов с помощью налогов и кредитной полити­ки, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная - проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, под­держания здоровья, образовании. Обеспечение социальной безопасности незащищенных групп населения (адресная помощь престарелым, инвалидам, безработным и т. д.). Страхование жизни, здоровья, собственности.

Организаторская - заключается в упорядочении всей властной дея­тельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и эффективном использовании управленческого аппарата , осуществлении контроля за исполнением законов, согласования и координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Правовая - включает обеспечение законности и правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и пове­дение граждан, а также организацию и функционирование самого государ­ства и его отдельных институтов.

Политическая - состоит в обеспечении политической устойчивости и стабильности, осуществлении властных полномочий с использованием рационально-правовых технологий и методик, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, внесение необходимых корректив в соответствии с динамикой социальных запросов и ожиданий граждан, а также изменениями в международном плане

Образовательная - реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации и гуманизации всей системы образования, его не­прерывности, предоставления людям равных возможностей доступа к выс­шему и послевузовскому образованию и т. д.

Культурно-воспитательная - направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формировании высокой духов­ности, гражданственности. Поддержание и развитие таких «отраслей» куль­туры, как литература, искусство, театр, кино, музыка, средства массовой информации , фундаментальная и прикладная наука и пр.

Экологическая - связана с установлением государством правового режима природопользования , обязательствами перед гражданами по обеспе­чению нормальной среды обитания.

Осуществляя эти функции, государство чаще всего играет роль вер­ ховного социального арбитра, которая органически вытекает из асиммет­ричной структуры общества и общей заинтересованности граждан и различ­ных групп в том, что бы иметь такого арбитра - стоящего над общественны­ми разногласиями и обладающего правом распределять (или наблюдать с правом вмешательства) общественные ценности (материальные блага, обра­зование, здравоохранение и т. д.) с целью обеспечения всеобщего блага и социальной справедливости, «защиты слабого от произвола сильного».

Для того, чтобы смягчить непропорциональность распределения со­циальных благ и ресурсов, государство законодательным путем предусмат­ривает определенные ограничения для одних и гарантии для других, как об­щего, так и частного характера (например, пособия по безработице или за­прещение чиновникам в своей функциональной деятельности подчиняться партийным директивам), но абсолютных гарантий корректности (беспри­страстности) государственного арбитража нет и при ограниченных ресурсах общества (а они всегда ограничены, дефицитарны), при разной силе заинте­ресованных групп (а они всегда неодинаковы) быть не может.

«Неограниченный характер свободы частного предпринимательства, пишет в этой связи Р. Даль, - порождает экономическое неравенство, что, в свою очередь, создает угрозу для политической демократии, смысл которой прежде всего в равных возможностях людей и представляющих их интересы групп, объединений оказывать влияние на политические решения. Государ­ство не является объективным «арбитром» - «заинтересованные группы» не располагают равными или уравновешивающими друг друга в конечном ис­ходе политическими ресурсами. Государственные структуры не являются нейтральным «арбитром» по отношению ко всем «интересам»: организации бизнеса обладают непропорциональной долей ресурсов, имеют гораздо большие возможности для воздействия на законодательные органы . Это, естественно, входит в противоречие с природой демократии».

И тем не менее социальный арбитраж государства в большем или меньшем масштабе все же осуществляется, чему служит и деятельность осо­бых органов, призванных следить за соблюдением правовых норм (консти­туционный суд, специальные арбитражные, общие суды и другие органы).

В случаях особой остроты борьбы противоборствующих сил соци­альный арбитраж государства может приобретать специфические формы: введение чрезвычайного положения, роспуск рестабилизирующих общест­венный порядок организаций и объединений, запрещение печатных изданий, митингов, демонстраций и т. д. Если эти действия совершаются на основе закона и при строгом соблюдении последнего, они не выходят за рамки осуществления той «ипостаси» государства, которую называют социальным арбитражем.

В наиболее концентрированном виде социальный арбитраж государ­ства выражают такие понятие как:

- правовое государство, суть которого выражается в безусловном господстве закона как основного регулятора жизни социума. При этом не только социальные группы и отдельная личность, но и само государство, всего органы уважают право и находятся в одинаковом положении по отноше­нию к нему

- социальное государство, суть которого выражается в проведении правительством сильной социальной политики с целью обеспечения всем своим гражданам достойного уровня социальной защищенности и безопасности, а также создания относительно равных для всех условий жизненного
старта.

Функции социальных институтов: 1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.); 2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия); 3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти); 4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний); Условия успешного функционирования социальных институтов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,3) деперсонализация действий,4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов. Государству присуще все признаки и функции соц. Институтов. Функции Государства: 1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности; 2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод; 3. Обеспечение условий для развития общественной жизни; 4. Регулирование общественных отношений на основе прав; 5. Координация интересов на основе компромисса; 6. Контроль с целью повышения эффективности управления; 7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе. Наиболее крупным социальным институтом является го сударство. Государство возникает из определенных социальных по требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль ного института. В государстве уже четко разделяется управляющая и управ ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти. Главная функция государства состоит в формировании такой со циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст венников. Другой не менее важной функцией государства является по давление сопротивления угнетенных классов, установление отно шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

Государство как центральный институт политической системы (слайд).

Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.

В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :

· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;

· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;

· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· сбор налогов;

· применение насилия.

Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .

Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.

Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.

Важными элементами государства являются:

Территория

2) население сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).

3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .


1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .

2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.

3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.

4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.

5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Правовая (защита конституционного строя);

· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)

· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)



· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)

2. Внешние:

· Оборона государства

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).