Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;
Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.
Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;
Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.
В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа:традиционный и конституционный,
а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публичной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с прошлым.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.
Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».
На протяжении всей истории существования человеческого общества политические знания и культура каждого конкретного индивидуума и массовая политическая грамотность и образованность отдельных человеческих групп и сообществ являются существенными факторами предохраняющими общество вцелом от деспотии и тирании, негативных и экономически неэффективных форм существования и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей - забота всего современного общества. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, "там, гдеполитеское образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное влияние. ненужным же оно не будет никогда." (1).
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического овладевания ими соответствующих знания и опыта, в частности, посредством изучения политологии, систематизирущей весь предыдущий опыт человеческого общества в области политической и общественной деятельности.
Одна из важнейших практических категорий, определяемой и анализируемой методами и инструментарием политологии является государство, являющееся центральным институтом политической системы общества. В его деятельности полно и показательно концентрируется основное содержание политики В
В широком смысле "государство" понимается как территориально устойчивая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно практически всегда тождественно понятию "страна" и политически организованному народу. И в этом смысле говорят, например, росссийское, американское, немецкое государство. Следует отметить, что существование развитого государственного устройства известно ешё за 3...5 тысяч лет до н.э. (государство инков, ацтеков, Мессопотамия, Египет, Урарту, Греция и т.д.). Примерно до середины 17 в. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства ыыиспользовался большой спектр конкретных терминов: "полития", "княжество", королевство, "империя", "республика", "деспотия) и др. Однм из первых, кто отошёл от этой традиции стал Макиавелли, который ввёл обозначение любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика. При этом ввёл специальный термин "stati". В дальнейшем, на основании конкретных исследовании факитческого материала, чёткое разграничение государства и общества было обосновано в конкретных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо.Ими понятия разделяюься не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале организовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путём создали специальный орган, ставший органом и орудием публичной власти и важнейшим институтом политической системы общества.
В современной политологии государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающих высшей властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. д.
Государства различных исторических эпох и народов мала схожи между собой. Однако внимательный анализ позволяет выделить ряд общих и существенных признаков.
1. Отличие от родо-племенной организации, основанной на самоуправлении. Отделение публичной власти от общества, несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
2. Построение не кровнородственному или религиозному признаку, а на основетерриториальной и этнической общности людей. Наличие законов и полномочий, распространяющихся на население предприятий.
3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определённой територии, что отличает её от проиводственной, партийной, семейной власти.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения, возможность лишать граждан высших ценностей: жизни и свободы. Этот признак (а так же приведенный ниже) и делает государство собственно орудием публичной власти. При этом, непосредственно для выполнения функции принуждения имется как правило публичные органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения для обеспечения служащих и служб государственной политики: оборонной, экономической и социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве, что отличает эту форму организации от других (например. партий, где членство добровольное).
7. Претензии на полномасштабное предствление общество как целое и защиту общих интересов и общего блага.
Отмеченные выше признаки отличают государство от любых других организаций и объединений, но не раскрывают полностью его связи с обществом, а атк же факторов, лежащих в основе его становления и развития.
Вместе с тем в указанных выше общх признаках в том или ином виде показаны функциональные задачи, реализуемые государством. Характер и совокупность функций госудаства изменялась в ходе исторического развития института государственности. с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности выделяют два глобальных этапа: традиционный и государственный.
Традиционный этап связан с имституционально неограниченной властью над подданными, отсутствие равноправия, непризнанием личности как источника госудаственной власти. Типичным воплощением такого государства являлась монархия. Исходя из типичной формы государственного уклада этого периода в качестве основных функций следует выделеить функции: защита государственного строя и суверена лично; взимание налогов, защита внешних границ и т.д.
Более интересным с точки зрения задач и функций государства представляется более поздний конституционный этап. Этот этап связан с подчинённостью государственности обществу и гражданам, с ююридической очерченностью полномочий и сфер государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и в конечном счёте связан с появлением конституции.Термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, введенное Аристотелем, обозначается как "реальная конституция". Она предтавляет собой устойчивую модель государственной деятельности, определямой теми или иными ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно имеет форму свода законов, но может иметь характер, например, религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций.
Во втором значении конституция является сводом законов, представляющим собой юридически зафиксированные в специальных документах стабильные правила, определяющие основания, цели, устройство, принципы организации и функционирования государства. Т.е конституция регламентирует деятельность государства. Завершённость процесса формирования конституционного государства характеризует понятие "правовое государство".
В правовом государстве основой является ограждение человека от террора государства, насилия над совестью, от мелочной опеки со стосроны органов власти, гарантия индивидуальной свободы, и основополагающих прав личности. Это государство ограничено в своих действиях правом, защищающим, свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества и способствовало появлениюсоциального государства, основной задачей которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования. социальной защищённости, соучастия в управлении производством. Деятельность такого государства направленно на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Деятельность современного государства многогранна. Это перерапределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения, обеспечение занятости и охраны труда на производстве, социальное страхование, поддержка материнства и семьи, забата о безработных, престарелых, инвалидов, молодёжи, развитие образования, медецины, культуры и т.д. Современное состояние общества выдвигает перед демократическими (социальными) государствами задачу обеспечения экологической безопасности, предотвращения ядерной угрозы.
Качество и полнота выполнения государством своих функций в достаточной степени определяется устройством и формой правления государства.
Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.
В монархии источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству, независимо от избирателей. Разновидностью монархии являююся: абсолютная монархия (Катар, Оман) - полная власть монарха, конституционная монархия - монархия, ограниченная конституцией. В своя очередь конституционная монархия делится на дуалистскую. при которой монарх обладает преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания. Кувейт) и парламентской, при которой монарх обладает фактически представительской властью. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии.
Разновидностей республик в современном мире существуют три:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная (полупрезиденткая).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе. При этом парламентом осуществляется по отношению к прави тельству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издаёт законы принимаемые правительством к исполнению;
- принимает бюджет и устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и вслучае чего может высказать ему вотум едоверия (отправить в отставку или провести досрочные выборы парламента);
Правительство обладает исполнительной властью и частично закондательной инициативой. Так же обладает правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента, которое президент обычно удовлетворяет.
Президент фактически обладает только представительскими функциями.
При парламентской форме государственного устройства глава правительства (премьер-министр, канцлер), официально не являсь главой госудаства, фактически является первым лицом. Такая форма государственной власти существует в целом ряде европейских стран (Италия, Германия, Чехия и т.д.).
При президентской республике президент одновременно выступает главой государства и главой правительства. Он руководит внешней и внутенней политикой государства и является главнокомандущим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямыми всенародными выборми.
При президентской республике парвительство отличается стабильностью, имеет две жёстко разделённые ветви - исполнитель-ную и законодательную.
Отношения между президентом и парламентом основывается на системе сдержек, противовесов и взаимозависимостей. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не может распустить парламент. И только в случае очень серьёзных антиконституционны действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент- он досрочно отстраняется от власти. Но процедура импичмента очень громоздка и затуднена. Примером прездентской формы правления является госудаственное устройств в США и Россия, а так же распространена в странах с продолжительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Афика, Азия.
При смешанной республике, существущей в большинстве стран Европы, сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем правительства парламентом. При этом не имеет устойчивых традиционных черт и, как правило, тяготеет к преимуществу одной из ветвей власти. Классический образец полупрезидентской формы является Франция. В ней президент и парламент избиратся независимо. парламент не ожет сместить президента, а президент может распустить парламент только при назначении срока досрочных президентских выборов.
Разнообразие республиканских и монархических форм государства не исчерпывают всех возможных механизмов правления. Одним из них является институт референдумов, имеющие свои истоки в гречиких ареопагах и новгородских вече. Он предусатривает решение наиболее актуальных и ключавых проблем посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательно для исполнения вскми государственными органами.
По территориальному устройству различают две основные формы: унитарну и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородну организацию, остоящую из административно-территориальных единиц (области, земли и т.д.), не обладающих собственной государственностью. Все госдарственные органы составлят единю систему и действуют на основе единых нормативных актов.
Унитарные государства могут быть централизрванными (Великобритания, Дания, Швеция), в которых средние и ниже органы управления не обладают достаточной автономией и направлены на реализацию решения центральных органов, и децентрализаванными (Франция, Испания, Италия), предоставляющие отдельным регионам права широкой автономии.
Федеративная форма стройства прдставляет собойстойчивый союз государств, самостоятельных в предела распределённых между ними и центом компетенций. Федерация обепечивает свободное объединение и равноправное сосуществованиеобщностей, обладающихзначительными этническими, историко-кльтурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. Члены федерации - соучастники общегосдарственного суверинитета и обладают правом одностороннего выхода из федерации.
Ещё одной формой стойчивого соза самостоятельных госдарств является конфедирация, которая создаётся для достижения конкретной цели. Её члены сохраняют собственный госдарственный суверинитет делегируют в компитенцию союза лишь некоторые полномочиядля решения ограниченного круга вопросов. чаще всего в области обороны, внешней политики. транспарта и связи. Конфедерации ограниченное время существовали в Германии, Швейцарии, США и в дальнейшем либо преобразовывались в федерацию, либо распадались.
В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создания Содружества Независимых Государств (СНГ), союза суверенных государств. координирующих свои действия в различных областях.
Знание каждым членом современного общества приведенных выше сведений из политологии гарантирует ему получение навыков ориентации в современной бурной жизни. Особенно необходимы такие политические знания современному подрастающему поколению, отличающемуся повышенным радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.
Литература:
1. Meyer T. Wie entbehrlich ist politisce Bildung?//Friedrich-Eben-Info, 1994. № 1;
2.Аристотель.Политика.М.,1865. С.8;
3. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И.. Введение в политологию. "Аспект-Пресс". М.,2002
Лекция № 1,2
Государство как центральный институт политической системы
«Происхождение, сущность и основные признаки
государства как «особой организации силы»
Среди всего многообразия структурирующих политическую систему институтов и учреждений решающую роль играет государство как «особая организация силы», которая в наиболее концентрированной и обобществленной форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятельности любого социума. То организационно-управленческое ядро в лице иерархии полномочных органов власти, как в центре, так и на местах, что обеспечивает совместную жизнь людей как дифференцированного множества (в границах определенной территории). И опосредует движение основного противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой ее осуществления. Между потребностями людей в свободе и невозможностью реализации этой свободы в условиях анархии . Если бы не возник этот олицетворяемый государством инструмент обеспечения целостности и урегулированности человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто уничтожили бы друг друга в ожесточенной борьбе, в обусловливаемой «греховностью» человека как биологического существа «войне всех против всех».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому поводу говорится, что «необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению греха в мире с Его волей». Усматривая нравственный смысл существования государства в ограничении зла и поддержке добра, «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».
Теории происхождения государства.
Существует множество различных теорий и концепций о происхождении и сущности государства, его функциональном предназначении. Среди них наиболее распространенными являются:
Теократическая теория как порождение эпохи безраздельного господства католической церкви. В ее основе - идея о том, что возникновение Государства явилось результатом договора человека с Богом. И санкционированного им перехода от прямого богоправления к мирскому правлению, устроению мирских дел с опорой на земного правителя,
верного заповедям Божиим и творению добрых дел. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое...»
Ту же мысль выражал и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий».
В целом апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к церкви. Хорошо известно, что в апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной римской. Это, однако, не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.
Поучения, построенные на постулате «вся власть от Бога», постоянно присутствуют в рассуждениях богословов и проповедников Иоанна Златоуста (345-407), Аврелия Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского () и др., имея в качестве конечной цели обоснование необходимости подчинить государство церкви, светских правителей свящего служителям. Так, Ф. Аквинский считал, что все виды власти, в том числе монархическая, которой отдавалось предпочтение, от Бога. Но при этом ставил церковную власть выше светской, настаивая на том, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Однако в средние века между властью церковной и властью политической в целом сохранялось равновесие: каждая в своей сфере главенствовала, но первую почитали все же больше.
Теократическая теория происхождения государства построена на реальных исторических фактах: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет , а решениям государства - обязательность. Современный католицизм и православие также предполагают божественный генезис идеи государства и принципов власти, но при этом, как записано в уже упоминавшихся Основах социальной концепции РПЦ, «христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания», В равной мере, по учению Церкви, это относится и к самой власти - она «также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей ». В ходе английской буржуазной революции широкое распространение получили две противоположные теории; с одной стороны, идея патриар хального возникновения и существа государства и выводившегося отсюда тезиса о божественной природе монархической власти (Клавдий Самазий и Роберт Фильмер). С другой - теория договорного происхождения госу дарственной власти.
Так, что касается Р. Фильмера, то свои взгляды на государство он изложил в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». В нем он трактовал становление государства как процесс механического соединения родов в племена, племен в более крупные образования вплоть до государства, которое предстает как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой от имени всех и к общей пользе. При этом монархическая власть представляется как власть, унаследованная королем непосредственно от прародителя (патриарха, отца) рода человеческого - Адама и не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится на началах добродетели.
Теория договорного происхождения государства (теория общественного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находящимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловливалось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Что бы обезопасить себя, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой, прав, получив взамен мирт порядок, возможность действовать в рамках установленных юридических законов. Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».
Приверженцы теории договорного происхождения государства интерпретировали ее по-разному. Так, если у Д. Локка народ вручает власть суверену, становясь его подданным, и обязуется выполнять его волю, то у Ж.-Ж. Руссо каждый подчиняется всем и, значит, никому в отдельности. Человек приобретает гражданскую свободу и право собственности на личное имущество. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы.
Во второй половине ЖХ века, благодаря известным открытиям в области биологии и зоологии, стала популярной органическая теория фор мирования государства, которую развивали О. Конт и Г. Спенсер. Так, проводя аналогию между социальным организмом и организмом живым, Г. Спенсер утверждал, что человеческое общество подобно биологическому телу имеет свою эпидерму (защитный кожный покров)- армию, сосудистую систему - средства коммуникации, систему питания - товарообмен, нервную систему - организаторов производства (капиталистов), опорно-двигательный аппарат - правительство. Правда, Г. Спесер не полностью отождествлял социальный и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том, что люди не утрачивают своей индивидуальности, вливаясь в целостную систему, т. е. в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью не обладают. По Г. Спенсеру, законы эволюции одинаково действуют как в растительном и животном мире, так и в социальной среде.
Социологическая концепция государства и права (теория насилия) польско-австрийского философа-позитивиста Я. Гумпловича объясняет причину их возникновения в порабощении одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие, завоевание - вот, по словам, Л. Гумпловича, «родители и повивальная бабка государства». Ф. Ницше также считал, что государство является средством зарождения и продолжения этого насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
Марксистская теория генезиса государства выводит этот институт по преимуществу из частной собственности , которая всегда и повсюду порождала классы и эксплуатацию одних классов другими, что, в свою очередь, вело к возникновению государство. Государство возникло там и тогда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические классы - таков основной постулат марксизма в вопросе о возникновение государства. Государство есть продукт непримиримости классовых интересов. Есть орудие господства одного класса над другим, орудие подавления одного класса другим. «Государство, - писал Ф. Энгельс, - есть государство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления угнетенного класса». В таком же ключе трактует государство и, для которого «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».
Однако только в Древней Греции из классовых антагонизмов внутри родового строя шло становление государств-полисов. Тогда как в Древнем Риме государство возникает в результате борьбы между бесправным пришлым населением (плебсом) и старой родовой аристократией (патрициями), а у германских племен - «как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий».
В постулирование частной собственности как первопричины возникновения государства не вписывается и учение К. Маркса об азиатском способе производства, при котором существовало государство, но частная собственность на средства производства отсутствовала. Необходимость создания и поддержания ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения среды обитания - это то обстоятельство, которое в решающей степени обусловливало доклассовое возникновение государства в рамках этого способа производства. В этом процессе доклассового возникновения государства существенную роль играла также необходимость принудительного запрещения инцеста (кровосмешения) и межплеменного обмена женщинами во имя сохранения и воспроизводства рода.
Приведенные теории нельзя оценивать однозначно - каждая исходит из суммы имевшихся в тот момент знаний и по-своему раскрывает ту или иную сторону (или проявление) исторического процесса происхождения и развития государства - процесса, который в целом носил объективный характер, будучи институциональным выражением общественной потребности людей в упорядочении совместной жизни и централизации
Сущность и основные признаки государства.
Что собой представляет государство как сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом и для общества? Как подчеркивает польский социолог А. Боднар, понятие «государство» воспринимается по-разному. Во-первых, как организация крупной социальной группы. В этом случае оно равнозначно понятию «страна», «нация», «общество», «отечество» (американское государство, американская нация, американский народ и т. д.). Во вторых, как аналог исполнительной власти и в первую очередь правительства. Чаще всего такое восприятие государства характерно для уровня повседневной. жизни. И, наконец, в-третьих, как разветвленная система государственных органов и правовых норм , призванных обеспечить рационально-правовым образом организованную среду обитания социума.
Это последнее наиболее адекватно сущности государства как политического института (универсальной организации), которому присущ ряд признаков, выделяющих его среди других социально-политических институтов и организаций. Среди этих признаков решающее значение имеет «монопо лия на принуждение и насилие».
Государство, как утверждал М. Вебер, невозможно определить в социологических терминах его целей или из содержания его деятельности, поскольку нет такой задачи, которая была бы исключительно достоянием государства. Поэтому четко очерченный признак государства, отличающего его от всех других общественных институтов и организаций, следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. «Государство, - писал М. Вебер, - есть человеческое сообщество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство». Исходя из этого постулата, М, Вебер рассматривает государство «как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует». В таком же ключе трактует государство видный представитель западной либеральной традиции - австрийский экономист Людвиг фон Мизес: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принуждения, его самая важная черта - принуждать угрозами силой или убеждением к порядку, отличного от того, что нам нравилось бы делать».
Как «структуру господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря правительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области» определяет государство философский словарь, изданный в ФРГ.
Было бы, конечно, неверным сводить сущность государства всецело к отношениям господства и подчинения. Однако с точки зрения власти и властных структур, как справедливо замечает отечественный политолог, именно эти отношения отличают политическое от всех других сфер общественной жизни. Ибо «государство (особенно современное государство, в котором как в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок и т. д.) не в состоянии обеспечить выполнение своей главной задачи - реализацию общей воли своих подданных - одними уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю».
В этом свете государство предстает как политическая организа ция, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающи ми в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка. При этом современное демократическое государство в своей деятельности напрямую связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним. В результате чего используемое этим государством насилие, которое применяется только и исключительно в качестве крайнего средства обеспечения общественной безопасности и порядка, носит легитимный характер - в том смысле, что оно предусмотрено и регламентируется законом.
Современное государство имеет ряд характерных черт и признаков, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются ими в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями.
ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ - Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения. Формы и способы этого принуждения, равно как и их объем и характер, зависят прежде всего от социальной сути существующего политического режима, а также от содержания и направленности норм государственного права. Например, в процессе проведения выборов, референдумов, плебисцитов характерно проявление принуждения в идеологической форме. Взаимоотношения между правительством и местными органами управления (муниципалитетами, мэриями и т. д.) основывается на принуждении административном и финансовом. Для этой цели государство обладает специальными отрядами вооруженных людей (армия, полиция и т. д.) и различными карательными учреждениями (суд, прокуратура, тюрьма и т. д.).Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения с другими правительствами во внешнеполитических делах. Являясь неотчуждаемой прерогативой государственной власти, суверенитет государства не может быть передан, разделен или ограничен. При этом государство должно строго соблюдать и проводить свое законодательство в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами по отношению к другим государствам и ООН.
ВСЕОБЩНОСТЬ - Государство выступает от имени всего общества и осуществляет верховную власть на подвластной ему территории, т. е. территории, на которую распространяется его суверенитет. Это означает, что все находящиеся на этой территории граждане, равно как и лица без гражданства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также иностранцы, с неизбежностью подпадают под юрисдикцию государства - вне зависимости о того, желают они этого или нет. При этом все они уплачивают на содержание государства не добровольные (как, скажем, в политических партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых они могут лишь покинув его пределы. Но даже отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, люди далеко не всегда освобождаются от прежнего государства - если, к примеру, у них там остается недвижимая собственность, то эта зависимость от прежнего государства сохраняется.
В такой же зависимости от государства находятся и все юридические лица
, в том числе общественные объединения и политические партии, не взирая на то, разделяют они его цели или борются против него (т. е. их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). И выйти из-под опеки власти они могут лишь прекратив свое существование. Поэтому далеко не случайно в глазах «простого человека» государство приобретает «сверхъестественый» облик, которым он подсознательно наделяет власть предержащих (правительство, президента, премьер-министра, монарха, диктатора и т. д.).
ТЕРРИТОРИЯ - В качестве физической, материальной1 основы государства и его основополагающего признака, территорию характеризуют такие понятия, как:
«неразделенность» (даже в условиях существования частной собственности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);
«неприкосновенность» (что означает незыблимость границ и неподчинение власти другого государства);
«исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);
«неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
И хотя в современных условиях в рамках развития интеграционных процессов (как основной формы глобализации), а также образования межгосударственных объединений и блоков, господство многих государств1на" своей территории становится все более ограниченным, тем не менее государственно-территориальное деление не отмирает. Территория по-прежнему остается одним из основных структурирующим элементом государственности. Не случайно в современном мире не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или же за сохранение территориального единства.
НАСЕЛЕНИЕ - Как составной элемент государства население представляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. При этом население может быть как мононациональным (и тогда государство трактуется как юридическая персонификация его образующей нации), так и полинациональным, состоящим из различных племен, народностей и даже наций (и тогда государство выступает уже в другом обличьи - как юридическая персонификация не нации, а народа как общности, которая строится не по признаку этнической принадлежности, а по критерию хозяйственной и гражданской общности). Именно таковыми являются Россия, США, Швейцария и некоторые другие страны, сформировавшиеся как полиэтнические государства.
Такая «деэтнизированная» («денационализированная ») трактовка народа как социальной основы государства точнее отражает политические реальности современного мира, учитывая заметный рост полиэтничности многих государств, ранее сформировавшихся как мононациональные (Германии, Франции и т. д.), связанный с массовой миграцией в эти государства со стороны слаборазвитых стран. В этих условиях любые преимущества «титульной нации», не говоря уже о попытках их юридического закрепления в странах, где эти нации составляют меньшинство населения, могут служить (и чаще всего действительно служат) первопричиной роста межнической напряженности, что представляет собой серьезную угрозу социальной стабильности и целостности государства - вплоть до того, что не исключает возможность его «балканизации» (т. е. распада по югославскому «сценарию»).
С понятием населения как неизменным атрибутом любого государства тесно связано понятие гражданства. Под гражданством понимают правовую принадлежность лица к данному государству со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями не только на территории своего государства, но и за его пределами. В монархических государствах употребляется другой термин - «подданство». Во Всеобщей декларации прав человека от 01.01.01 г. сказано: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - наличие специальных органов управления , играющих роль промежуточных звеньев между правителями и управляемыми. Появление мощного бюрократического аппарата М. Вебер трактует как становление современного государства, которое «техничекси полностью зависит от своей бюрократической основы. Чем больше оно разрастается, тем больше увеличивается эта зависимость». Превращение государства в особый, самостоятельный институт привело к созданию «класса чиновников», оплачиваемого из казны, т. е. за счет налогоплательщиков. В результате чиновники отождествляются со своими функциями, что в политическом плане снимает вопрос об их социальном происхождении. В демократических государствах бюрократия хотя и не подменяет политических деятелей, но оказывает иногда существенное влияние на принятие решений в национальном масштабе. Тем более, что в отличие от высших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависимости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламент те, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия государственных чиновников и служащих продолжает делать свое дело независимо от того, что происходит на вершине властной пирамиды (т. е, продолжает функционировать не взирая на правительственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита - это переменная составляющая государственной власти, то бюрократия - та ее часть, которая олицетворяет со бой незыблемость и «вечность» этого института.
Три ветви государственной власти.
В структурно-институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от тоталитарной системы в лице СССР, при которой государственная власть была структурирована по принципу «работающей корпорации», т. е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполнительными органами власти, при демократии такое сращивание не допустимо. Здесь основной принцип организации и функционирования государственной власти - это принцип «разделения властей», в соответствии с которым каждая ветвь власти - суть автономна и независима от другой, т. е. у каждой четко очерченный конституцией и другими нормативными актами объем полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. И правовой принцип демократии - «разрешено все, что не запрещено» - распространяется только на уровень рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству действует другой принцип: «разрешено только то, что разрешено, все остальное запрещено». Несоблюдение этого принципа и отсутствие пределов чиновничьего усмотрения при принятии решений ведут к административно-бюрократическому произволу, всемогуществу и вседозволенности власти.
В знаменитом труде «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье в 1748 г. писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются В одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть, не отделена от законодательной и исполнительной. И наступит конец всему если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
Законодательная власть на макросистемном уровне представле
на парламентом - высшим правотворческим органом страны.
Сущностными чертами этой власти являются:
Представительный характер в том смысле, что парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент - орган, олицетворяющий народный суверенитет. И в этом качестве выразителя народ ной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельством функций обладает легитимирующей (узаконивающей) властью;
В системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной - наделена определенными («учредительными» и надзорно-контролирующими) полномочиями, связанными с процессами формирования и функционирования этой власти;
Парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной основе. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности - борьбы между политическими партиями за власть и влияние, - организационной формой которой выступает деятельность сформированных на партийной основе парламентских фракций;
Власть парламента является конституционной, нормативно гарантированной властью - характер и широта полномочий парламента определяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с основным законом страны (т. е. конституцией).
Функции парламента
ü Функция власти
ü Функция законодательства
ü Функция легитимности
ü Функция представительства политических интересов
ü Функция обеспечения политической гласности
ü Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков
Функция власти - как орган, олицетворяющий собой народный суверенитет, парламент принимает политические решения, связанные с выработкой основных направлениий развития общества, определения структуры и содержания его политической системы, равно как и отдельных ее составляющих подсистем, на основе выбора альтернатив экономического и социально-политического развития. Эти альтернативы формируются пропагандирующимися среди избирателей программами парламентских партий. Избиратели, в соответствии с личностными представлениями о совпадении тех или иных программ с их интересами, отдают им свои голоса на парламентских выборах. Оказанная таким образом электоральная поддержка партиям, измеряемая долей их участия в парламенте, отражает волю избирателей и легитимирует стратегию и программу партий, которые победили на выборах.
После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партий реализуется в парламентских решениях, которые принимаются с соблюдением соответствующих (законодательно предусмотренных) процедур. Последние призваны сочетать правовую, профессиональную рациональность и разумность принимаемых решений с требованиями парламентской демократии.
Законотворческая, или правотворечская функция - основной целью парламентской деятельности является создание правовых норм; регулирующих поведение граждан и организаций, их взаимодействие друг с другом. Нормотворчество в руках парламента - это тот инструмент, посредством которого он осуществляет функцию управления обществом. И является в этой области высшей инстанцией, обладающей «монополией легитимного принуждения (насилия)».
(В то же время законодательные права парламента не безграничны. Современная политическая практика выработала устойчивые формы их ограничения, к которым в первую очередь относится прямое наделение правительства правом издавать нормативные акты, обладающие силой закона. В некоторых государствах это право закреплено конституционно (например, в Германии, Италии, Франции), в других - существует на основе традиции, вопреки конституции (США, Японии).
В ряде стран существует также фактическое или конституционное ограничение круга вопросов, по которым может законодательствовать парламент. В этом случае многие вопросы определяются и решаются исполнительной властью (например, в Великобритании, Финляндии).
Имеет место и практика применения «законов-рамок», законов-принципов, когда парламент принимает закон в общем виде, а правительство его развивает, наполняет конкретным содержанием.
Функция обеспечения политической гласности - требует от партий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парламент является своего рода ареной (трибуной), где различные парламентские фракции, независимые депутаты, правительство не только заявляют о своих позициях, но и аргументируют, отстаивают их.
Ограничение парламентской гласности (проведение закрытых заседаний и парламентских слушаний) строго оговорено определенными условиями и юридически закреплено.
Функция политического контроля и ответственности - в рамках современной системы разделения властей парламент обладает значительными правами, которые в определенных случаях являются:
Исключительными (привлечение к ответу президента посредством процедуры импичмена);
Особыми (выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству);
Специальными (лишение депутатов права на парламентский иммунитет (т. е. неприкосновенность), отстранение от обязанностей).
Вторая составляющая государственную власть ветвь - исполнительная власть - представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государственных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т. д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.
Третья ветвь государственной власти - судебная власть - представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и всякого рода коллизий , возникающих в различных сферах общественной жизнедеятельности. Демократические принципы, в соответствии с которыми строит свою деятельность суд, включают в качестве базовых: независимость, коллегиальность, гласность, презумцию невиновности, состязательность, равенство сторон, право обжаловать принятые решения и др.
Функции государства.
Государство отличается от всех других субъектов политической системы рядом жизненно важных для общества функций, придающих ему характер универсального института - гаранта сохранения целостности и урегулированности среды обитания социума. Вне зависимости от типа в функции государства входят:
ü защита государственного (конституционного) строя и его основополагающих ценностей и принципов, достижение на этой основе общественного консенсуса, консолидации вокруг общих целей и перспектив развития
ü обеспечение социальной стабильности в общества и предотвращение(устранение) взрывоопасных конфликтов, чреватых ростом социальной напряженности, спародическими вспышками насилия и междоусобицами
ü ведение общей для страны внутренней политики, дифференцированной по таким направлениям, как социальная, экономическая, финансовая, военная, культурная и т. д.
ü обеспечение национальной безопасности и защита интересов страны на международной арене, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних связей с другими государствами, участие в решении глобальных проблем и т. д. (внешнеполитические функции).
На внутристрановом уровне эти функции конкретизируются как функции:
Экономическая - выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налогов и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.
Социальная - проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, поддержания здоровья, образовании. Обеспечение социальной безопасности незащищенных групп населения (адресная помощь престарелым, инвалидам, безработным и т. д.). Страхование жизни, здоровья, собственности.
Организаторская - заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и эффективном использовании управленческого аппарата , осуществлении контроля за исполнением законов, согласования и координации деятельности различных субъектов политической системы и др.
Правовая - включает обеспечение законности и правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, а также организацию и функционирование самого государства и его отдельных институтов.
Политическая - состоит в обеспечении политической устойчивости и стабильности, осуществлении властных полномочий с использованием рационально-правовых технологий и методик, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, внесение необходимых корректив в соответствии с динамикой социальных запросов и ожиданий граждан, а также изменениями в международном плане
Образовательная - реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации и гуманизации всей системы образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей доступа к высшему и послевузовскому образованию и т. д.
Культурно-воспитательная - направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формировании высокой духовности, гражданственности. Поддержание и развитие таких «отраслей» культуры, как литература, искусство, театр, кино, музыка, средства массовой информации , фундаментальная и прикладная наука и пр.
Экологическая - связана с установлением государством правового режима природопользования , обязательствами перед гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
Осуществляя эти функции, государство чаще всего играет роль вер ховного социального арбитра, которая органически вытекает из асимметричной структуры общества и общей заинтересованности граждан и различных групп в том, что бы иметь такого арбитра - стоящего над общественными разногласиями и обладающего правом распределять (или наблюдать с правом вмешательства) общественные ценности (материальные блага, образование, здравоохранение и т. д.) с целью обеспечения всеобщего блага и социальной справедливости, «защиты слабого от произвола сильного».
Для того, чтобы смягчить непропорциональность распределения социальных благ и ресурсов, государство законодательным путем предусматривает определенные ограничения для одних и гарантии для других, как общего, так и частного характера (например, пособия по безработице или запрещение чиновникам в своей функциональной деятельности подчиняться партийным директивам), но абсолютных гарантий корректности (беспристрастности) государственного арбитража нет и при ограниченных ресурсах общества (а они всегда ограничены, дефицитарны), при разной силе заинтересованных групп (а они всегда неодинаковы) быть не может.
«Неограниченный характер свободы частного предпринимательства, пишет в этой связи Р. Даль, - порождает экономическое неравенство, что, в свою очередь, создает угрозу для политической демократии, смысл которой прежде всего в равных возможностях людей и представляющих их интересы групп, объединений оказывать влияние на политические решения. Государство не является объективным «арбитром» - «заинтересованные группы» не располагают равными или уравновешивающими друг друга в конечном исходе политическими ресурсами. Государственные структуры не являются нейтральным «арбитром» по отношению ко всем «интересам»: организации бизнеса обладают непропорциональной долей ресурсов, имеют гораздо большие возможности для воздействия на законодательные органы . Это, естественно, входит в противоречие с природой демократии».
И тем не менее социальный арбитраж государства в большем или меньшем масштабе все же осуществляется, чему служит и деятельность особых органов, призванных следить за соблюдением правовых норм (конституционный суд, специальные арбитражные, общие суды и другие органы).
В случаях особой остроты борьбы противоборствующих сил социальный арбитраж государства может приобретать специфические формы: введение чрезвычайного положения, роспуск рестабилизирующих общественный порядок организаций и объединений, запрещение печатных изданий, митингов, демонстраций и т. д. Если эти действия совершаются на основе закона и при строгом соблюдении последнего, они не выходят за рамки осуществления той «ипостаси» государства, которую называют социальным арбитражем.
В наиболее концентрированном виде социальный арбитраж государства выражают такие понятие как:
- правовое государство, суть которого выражается в безусловном господстве закона как основного регулятора жизни социума. При этом не только социальные группы и отдельная личность, но и само государство, всего органы уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему
- социальное государство,
суть которого выражается в проведении правительством сильной социальной политики с целью обеспечения всем своим гражданам достойного уровня социальной защищенности и безопасности, а также создания относительно равных для всех условий жизненного
старта.
Функции социальных институтов: 1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.); 2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия); 3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти); 4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний); Условия успешного функционирования социальных институтов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,3) деперсонализация действий,4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов. Государству присуще все признаки и функции соц. Институтов. Функции Государства: 1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности; 2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод; 3. Обеспечение условий для развития общественной жизни; 4. Регулирование общественных отношений на основе прав; 5. Координация интересов на основе компромисса; 6. Контроль с целью повышения эффективности управления; 7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе. Наиболее крупным социальным институтом является го сударство. Государство возникает из определенных социальных по требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль ного института. В государстве уже четко разделяется управляющая и управ ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти. Главная функция государства состоит в формировании такой со циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст венников. Другой не менее важной функцией государства является по давление сопротивления угнетенных классов, установление отно шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.
Государство как центральный институт политической системы (слайд).
Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.
В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :
· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;
· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;
· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;
· сбор налогов;
· применение насилия.
Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .
Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.
Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.
Важными элементами государства являются:
Территория
2) население – сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).
3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .
1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .
2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.
3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.
4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.
5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.
Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.
Функции государства:
1. Внутренние:
· Правовая (защита конституционного строя);
· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)
· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)
· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)
2. Внешние:
· Оборона государства
· Сотрудничество с другими государствами
· Поддержание мирового порядка
Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).