Приметы

Военная машина тор. Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э. Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ


«Тор»
- всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК).

ЗРК «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов.

Состав ЗРК "Тор":

Боевая машина 9А330
Станция обнаружения целей (СОЦ)
Станция наведения (СН)
Зенитные управляемые ракеты 9М330

Для обнаружения целей ЗРК «Тор» использует когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, работающую в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, расположенная на крыше антенно-пускового устройства обеспечивала одновременный обзор сектора шириной 1,5° по азимуту и 4° по углу места. Увеличение сектора обзора достигалось возможностью использования восьми положений луча по углу места, благодаря чему перекрывался сектор шириной 32°. Очередность обзора секторов определялась специальной программой бортовой ЭВМ.

Станция обнаружения целе й и связанная с ней автоматика позволяет засекать самолеты типа F-15 на высотах 30-6000 м на дальностях до 25-27 км (вероятность обнаружения не менее 0,8). Для управляемых ракет и бомб дальность обнаружения не превышает 10-15 км. Имеется возможность обнаружения вертолетов на земле (на дальности до 6-7 км) и в воздухе (до 12 км).

В передней части башни комплекса «Тор» располагается фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В обязанности этой системы входит сопровождение обнаруженной цели и наведение управляемых ракет. Антенна СН обеспечивает обнаружение и сопровождение цели в секторе шириной 3° по азимуту и 7° по углу места. При этом осуществляется сопровождение цели по трем координатам и пуск одной или двух ракет с последующим их наведением на цель. В составе антенны станции наведения предусмотрен передатчик команд для ракет.

При боевой работе на позиции время реакции комплекса составляет 8,7 с, при сопровождении войск и пуске ракеты с короткой остановки этот параметр увеличивался на 2 с. Перевод боевой машины из походного положения в боевое и обратно занимает около трех минут. На загрузку новых ракет в пусковую установку уходит порядка 18 минут. Загрузка боекомплекта осуществляется при помощи транспортное-заряжающей машины 9Т231.



Ракета 9М330 со скоростью 25 м/с выстреливается из пусковой установки пороховым зарядом. Затем вертикально стартовавшая ракета производит доворот в сторону цели, запускает маршевый двигатель и направляется в заданном направлении. Для склонения ракеты на заранее установленный угол (необходимые данные вводились в систему управления ракеты непосредственно перед пуском) используется газогенератор с набором сопел. Подобный газовый двигатель использует те же приводы, что и аэродинамические рули. Через одну секунду после старта или при отклонении на 50° от вертикали ракета запускает маршевый двигатель. На дальности 1,5 км от пусковой установки изделие 9М330 развивает скорость до 800 м/с.



Обнаружение цели и подрыв боевой части осуществляется при помощи активного радиовзрывателя. Ввиду необходимости эффективной работы на малых высотах радиовзрыватель может определять цель на фоне подстилающей поверхности. Поражение цели производится многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77, для вертолетов этот параметр составляет 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.


Для комплекса «Тор-М1» была разработана зенитная управляемая ракета 9М331. Ракеты моделей 9М330 и 9М331 отличались только характеристиками боевой части. Новая ракета получила доработанную боевую часть с повышенными поражающими характеристиками. Все остальные агрегаты двух ракет были унифицированы. Ракеты двух типов могли использоваться как новыми ЗРК «Тор-М1», так и существующими «Тор». Также обеспечивалась совместимость ракет с корабельным комплексом «Кинжал».



Модификации ЗРК "Тор"

ЗК95 «Кинжал»

9К331 «Тор-М1»

«Тор-М1ТА» - Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе

«Тор-М1Б» - Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах

«Тор-М1ТС» - Стационарный вариант комплекса 9К331

«Тор-М1-2У»

9К332 «Тор-М2»

«Тор-М2Э» - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331

«Тор-М2К - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам

«Тор-М2ДТ» - арктический вариант зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30

«Тор-М2КМ» - создан в модульном исполнении, для размещения на различных видах шасси. В состав боевых средств комплекса входит: автономный боевой модуль 9А331МК-1 и зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2Э»

Тактико-технические характеристики:
Зона поражения
по дальности:
от 1 до 15 км
по высоте:
от 0,01 до 10 км
по курсовому параметру:
8 км
Время реакции
4,8 сек
Макс. скорость поражаемых целей
700 м/с
Количество одновременно обстреливаемых целей
4
Максимальная перегрузка ракеты
30 g
Скорость полёта ЗУР
700-800 м/с
Минимальная ЭПР цели
0,05 м.
Система наведения
помехозащищённая радиокомандная
Число целевых каналов
4
Число ЗУР на боевой машине
8 ракет
Экипаж
3 чел.
Запас хода
500 км

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Тор-М2Э" предназначен для противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в ходе боевых действий и в районах сосредоточения, защиты командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов и т.д. от управляемых ракет, авиабомб, самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и других элементов высокоточного оружия.

ЗРК "Тор-М2Э" представляет собой дальнейшее развитие известного комплекса 9К331 "Тор-M1" . По сравнению с предшественником "Тор-М2Э" отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Канальность комплекса "Тор-М2Э" по целям увеличена до 4 (2 у "Тор-M1"), границы области поражения по высоте и параметру повышены до 10 и 8 км, соответственно.

Комплекс разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом (г.Москва), производится Ижевским Электромеханическим заводом "Купол". Все комплексы семейства "Тор" используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая создана в МКБ "Факел".

Помимо базового варианта размещения боевых средств ЗРК "Тор-М2Э" на гусеничном шасси, предлагаются несколько альтернативных вариантов этого комплекса. На авиасалонах МАКС-2007, МАКС-2009, МАКС-2011 демонстрировался вариант комплекса на колесном шасси МЗКТ-6922, обеспечивающий повышенные эксплуатационные характеристии на дорогах с твердым покрытием и улучшенные условия обитаемости расчета. ЗРК в модульном исполнении получил обозначение .

Состав

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

  • Боевые средства:
    • боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси (см. фото1 , фото2 , фото3 ) или БМ 9А331МУ (на гусеничном шасси);
    • зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331 (см.описание ).
  • Технические средства:
    • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;
    • транспортная машина 9Т245;
    • машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;
    • машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;
    • машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;
    • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
    • тренажер операторов боевых машин;
    • мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК. БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

БМ 9А331МК/9А331МУ представляет собой автономную боевую единицу, которая обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места, обнаружение и опознавание воздушных целей, анализ воздушной обстановки, автоматический выбор наиболее опасных для обстрела целей, захват, автосопровождение целей, определение момента вхождения в зону поражения, пуск ракет, их автоматическое наведение на цели по радиокомандам.

Принциальным отличием "Тор-М2Э" от своего предшественника - комплекса "Тор-М1" является модернизированная станция обнаружения целей (СОЦ). СОЦ "Тор-М2Э" оснащается новой антенной на базе щелевой ФАР, доработанным программным обеспечением и позволяет станции обнаруживать цели с малой эффективной площадью рассеивания (ЭПР), созданные с применением технологии "стелс". При этом обеспечивается значительно более высокий уровень помехозащищенности в условиях боевой работы, в т.ч. от современных специальных помех самоприкрытия. Новая вычислительная система позволила расширить возможности обработки информации. На боевой машине "Тор-М2Э" установлена новая всесуточная электронно-оптическая система обнаружения (см. фото ).

Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей может вестись при движении БМ или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляется с короткой остановки. Боевая машина способна осуществлять боевую работу в т.н. конвейерном режиме. В этом режиме освободившийся после завершения наведения ракеты на цель стрельбовой канал может быть немедленно задействован для наведения следующей ракеты из боекомплекта БМ. Наличие конвейерного режима повышает эффективность комплекса в условиях массированного налета средств воздушного нападения противника.

В ЗРК реализована возможность обмена радиолокационной информацией между двумя БМ, что дает возможность их использования в режиме "звено" на одном объекте прикрытия. РЛС обнаружения БМ, работающих в режиме "звено", сканируют пространство в своей угломестной зоне, предоставляя информацию соседней машине, таким образом зона обнаружения существенно расширяется. При этом БМ может поражать цели в зоне ответственности любого радара. В этом случае повышается эффективность отражения налетов, а также возможность обнаружения и поражения низколетящих целей. Режим "звено" может быть также эффективен и в случае выхода из строя СОЦ любой БМ - машина может продолжать боевую работу пользуясь информацией соседней БМ.

Зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 (см. фото ) предназначен для размещения зенитных управляемых ракет 9М331 при их хранении, транспортировании и боевом применении.

В состав ЗРМ 9М334 входят:

  • до 4 зенитных управляемых ракет 9М331 (см.описание ) или 9М331Д;
  • герметичный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 (см. описание );
  • 2 балки для сборки модулей в пакет, транспортировки и хранения.

ЗРМ 9М334 представляет собой единую конструкцию, состоящую из четырех транспортно-пусковых контейнеров с установленными в них ЗУР. В процессе эксплуатации в модуле могут находиться четыре, три, две или одна ракета. Масса модуля с четырьмя ракетами и балками - 1053кг. Габариты контейнера без балок 444х1223х3005 мм. Условия транспортировки - всеми видами транспорта в пакетах.

ЗРК «Тор-М2Э» может функционировать в единой системе ПВО, состоящей из трех уровней: систем большой, средней и малой дальности, а также автономно. В комплексе обеспечивается практически полная автоматизация боевой работы, экипаж сокращен до трех человек.

Зенитная ракетная батарея, как правило, имеет в своем составе БКП, четыре БМ, две ТЗМ, боекомплект ЗУР, МТО.

Тактико-технические характеристики

Максимальная горизонтальная дальность поражения, км 12 (15 для 9М331Д)
Минимальная горизонтальная дальность поражения, м:
- на высоте 10м
- на высоте более 100м

1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
- по шоссейным дорогам
- по грунтовым дорогам

до 80
до 30
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия эксплуатации:
- температура, °С
- влажность при температуре +35°С, %
- высота над уровнем моря, м
- скорость ветра, м/с

±50
98
до 3000
до 30

Зона поражения ЗРК "Тор-М2Э"

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото , качественный технологический рост средств воздушного нападения - включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления - дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.

ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета - 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»

Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка "ТОР " началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го - НПО «Антей»), главным конструктором комплекса - В. П. Ефремов, боевой машины - И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты - В. В. Коляскин.
«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило

  • комплексу индекс 9К330
  • ЗУР - 9М330
  • боевой машине - 9А330.

Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото .
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) - обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, - ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты - вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.

СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею - 25-27 км, зависшего - 13-20 км, что важно засечка - до 15 км.

пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны

СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя - в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте - декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.

Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г

Среди его существенных отличий:

  • - ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
  • - сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
  • - боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
  • - двухпроцессорная вычислительная система;
  • - возможность одновременного обстрела двух целей;
  • - новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
  • - автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
  • - наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».

ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.

Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2

ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год

комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото

Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»

Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.

ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт

На текущий момент завод "Купол" входящий в концерн "Алмаз-Антей", ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа "Тор-М2У" не путать с "Кинжалом". Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.

Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК "Тор" на корабле

Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото ,

  • более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
  • следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто ), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
  • 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР»
Модификация «Тор» «Тор-М1» «Тор-М2»
Дальность поражения целей, м:
- максимальная 12 000 12 000 12 000
-минимальная 1500 1500 1000-1500
Высота поражения целей, м:
- максимальная 6000 6000 10 000
- минимальная 10 10 10
Максимальная скорость цели, м/с 700 700 700-900
Канальность по цели 1 2 4
Система наведения радиокомандная
Количество ЗУР на одной машине 8 8 8
Тип ЗУР 9М330 9М331 9М331
Стартовая масса ЗУР, кг 165 165 165
Масса боевой части, кг 14,8 14,8 14,8
Тип боевой части осколочно-фугасная
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Длина ЗУР, мм 2898 2898 2898
Диаметр корпуса ЗУР, мм 235 235 235
Размах крыла, мм 650 650 650
Скорость полета ЗУР, м/с 700-800 700-850 700-850
Количество ЗУР на пусковой установке 8 8 8
Боевой расчет, чел. 4 4 3
Время реакции, с
  • (с позиции)
  • (с короткой остановки)
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) 4-8
Способ перезаряжения боевой машины ОДИНОЧНЫМИЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР
Время перезаряжания, мин 30 20 18

, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов , планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов , в том числе и выполненных по технологии «стелс» . Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой» .

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году - защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» - Вениамин Павлович Ефремов . Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года .

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи , однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка . Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50-88 %, беспилотные летательные аппараты - 85-95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса - 8-12 секунд.

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка , и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска» . На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов . Стал первой системой ближнего боя в мире имеющей вертикальный старт.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5-2° по азимуту, 4° - по углу места и 200 метров - по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25-27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6-7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40-70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13-20 км - 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км - не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет .

Станция наведения (СН)

ЗУР 9М330

9М330

Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16-21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700-800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель .

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО - SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир» . Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода .

«Тор-М1ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323 , антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.

«Тор-М1Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.

«Тор-М1ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.

«Тор-М1-2У»

Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса» , «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года . В декабре 2012 года с ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» был заключён новый контракт на сумму 5,7 млрд руб. в рамках ГОЗ-2013. В рамках контракта к декабрю 2013 года в российские войска должны поступить: 12 боевых машин 9А331МУ, три машины технического обслуживания 9В887М2У, одна машина технического обслуживания 9В887-1М2У, машина ЗИП 9Ф339-1М2У, по шесть транспортно заряжающих машин 9Т244-1 и 9Т245-1, один комплект наземного оборудования 9Ф116. Кроме того, контракт предусматривает поставку совместно с комплексом машин управления: по одной машине 9С931 и 9С931-1, три машины 9С932-1. Срок поставки - декабрь 2013 года .

9К332 «Тор-М2»

    Тор-М2 (9К332) - видна новая антенна обнаружителя

    Tor M2E maks2009.jpg

    ЗРК Тор-М2К (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

    Tor M2E Maquette maks2009.jpg

    Макет ЗРК Тор-М2К на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2». Главной отличительной особенностью комплекса является возможность вести огонь на ходу без остановок, - защита техники на марше.

«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей ». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

ТТХ

«Тор-М2КМ» (9К331МКМ) - создан в модульном исполнении, для размещения на различных видах шасси. В состав боевых средств комплекса входит: автономный боевой модуль 9А331МК-1 и зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331. На МАКС-2013 был представлен на шасси индийского автомобиля TATA .

На вооружении


  • Россия Россия - более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан Азербайджан - 8 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 комплексов «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Венесуэла Венесуэла
  • Греция Греция :
  • Египет Египет - 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • КНР КНР - 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Кипр Кипр - 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год . Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300 ПМУ1
  • Иран Иран - 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год .
  • Украина Украина - состояли на вооружении по крайней мере до 2001 года , сняты с вооружения из-за невозможности содержания в рабочем состоянии

Происшествия

Изображения

    9K330 Tor - IDELF-2008 (1).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (2).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (3).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (4).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (5).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (6).jpg

См. также

Напишите отзыв о статье "Тор (зенитный ракетный комплекс)"

Примечания

Источники

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. - Справочное издание. - Минск: Белорусский дом печати, 2001. - С. 244,247. - 461 с. - 11 000 экз.

Ссылки

Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» во вторник, 22 сентября, рассказал о проведении успешных испытаний зенитно-ракетного комплекса малой дальности действия «Тор-М2У» при стрельбе в движении. Испытательные стрельбы с гусеничной машины 9А331МУ из состава ЗРК «Тор-М2У» проводились в Астраханской области. Сообщается, что машины комплекса двигались со скоростью 25 км/ч по степной проселочной дороге. Не останавливаясь, ЗРК «Тор-М2У» смог обнаружить ракету-мишень «Саман», взял ее на автосопровождение, после чего сбил ракету-мишень на удалении более 8 км.

Проведенные в Астраханской области испытания доказали возможность стрельбы с комплекса, находящегося в движении. В итоге это должно дать ЗРК очень важное с точки зрения тактики преимущество, которое в итоге позволит ЗРК «Тор-М2У», сопровождающим военные колонны, отражать воздушные налеты противника в движении. До недавнего времени прикрытие находящихся на марше войск данным комплексом было возможным лишь с короткой остановки, об этом журналистам рассказал Павел Созинов, занимающий пост генерального конструктора концерна.

ЗРК «Тор» (по натовской кодификации SA-15 Gauntlet «Латная рукавица») - это советский и российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, основное предназначение которого - решение задач противовоздушной и противоракетной обороны войск и объектов на уровне дивизионного звена. Комплексы ПВО «Тор» в различных модификациях находятся на вооружении зенитных подразделений ПВО Сухопутных войск с середины 1980-х годов. При этом за минувшие 30 лет данные комплексы неоднократно подвергались модификациям. Комплексы «Тор-М2У» предназначены для организации противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в районах их сосредоточения, во время ведения боевых действий и на марше, защиты узлов связи и командных пунктов, мостов, аэродромов, радиотехнических средств и т.д. от самолетов, вертолетов, радиоуправляемых ракет, корректируемых и планирующих авиационных бомб, БЛА и других элементов современного высокоточного .

Чтобы ЗРК «Тор» не отставали от прикрываемых ими подразделений сухопутных войск, они изначально монтировались на гусеничное шасси, что обеспечивало ЗРК возможность следовать за прикрываемыми частями практически по любому бездорожью. Но вот стрелять на ходу до недавнего времени российские «Торы» не могли. Если существовала опасность воздушного удара противника по колонне войск, совершающей марш, то ЗРК должны были остановиться и ждать, чтобы без проблем провести ракетные стрельбы по обнаруженным целям. В это время сопровождаемая ими колонна могла отойти достаточно далеко, а эффективность ее прикрытия при этом снижалась.

«Научить» ЗРК вести стрельбу в движении оказалось делом далеко не самым простым. Во всяком случае, ни один современный зенитно-ракетный комплекс в мире этого делать не умеет. Поэтому конструкторы концерна «Алмаз-Антей» смогли разрешить, казалось бы, нерешаемую ранее задачу. Благодаря их усилиям «Тор-М2У» в состоянии, не останавливаясь, прикрывать армейские части и подразделения на всем пути их следования к обозначенному местам развертывания и дислокации. При проведении испытаний на полигоне Капустин Яр были задействованы средства и силы самого полигона, а также учебного центра Ижевского электромеханического завода (ИЭМЗ) «Купол», где и изготавливаются сегодня ЗРК «Тор».

Ян Новиков, генеральный директор концерна «Алмаз-Антей», в состав которого входит ИЭМЗ «Купол», отметил, что в рамках проведенных испытаний удалось на практике подтвердить: возможность обнаружения и взятия цели на автоматическое сопровождение в движении; точность и качество сопровождения воздушных целей в движении; безударность выхода зенитной ракеты из контейнера и целый ряд иных технических параметров. По словам генерального конструктора Павла Созинова, специалистам концерна удалось вывести комплекс «Тор» на качественно новый технический уровень своего развития.

Все комплексы ПВО семейства «Тор» используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая была разработана специалистами МКБ «Факел». Данная ЗУР специально создавалась для эффективного перехвата малоразмерных и активно маневрирующих в полете воздушных объектов. Помимо базового варианта размещения боевых средств зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2У» на гусеничном шасси, на рынке предлагаются и другие варианты размещения. В частности на авиасалонах МАКС неоднократно, начиная с 2007 года, демонстрировался вариант комплекса с размещением на колесном шасси повышенной проходимости, базой в этом случае выступало колесное шасси МЗКТ-6922. Использование данного шасси позволяет улучшить условия обитаемости расчета, а также повысить эксплуатационные характеристики комплекса на дорогах с твердым покрытием. Помимо этого, был представлен и вариант комплекса в модульном исполнении, который получил обозначение «Тор-М2КМ».

Разработанный концерном ПВО «Алмаз-Антей» комплекс «Тор-М2У» относится к комплексам противовоздушной обороны малой дальности нового поколения. Комплекс может использоваться для организации ПВО танковых и мотострелковых войск на марше, важных военных и государственных объектов от воздушного нападения противника в пределах своей зоны поражения, в любое время суток днем и ночью, а также в сложной помеховой и метеорологической обстановке. ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение российской армии в 2012 году. Комплекс в состоянии одновременно поражать 4 воздушных цели, находящихся на высоте до 10 километров, 4 зенитными ракетами.

ЗРК «Тор-М2У» в состоянии эффективно бороться на малой дальности со всеми существующими типами современных средств воздушного нападения, в том числе интенсивно маневрирующими, малоразмерными, низколетящими, а также выполненными с использованием технологии «стелс». Комплекс не имеет аналогов среди российских и иностранных ЗРК в данном классе. Высокая степень автоматизации работы позволяет комплексу обнаруживать и ранжировать по степени представляемой опасности 48 воздушных целей. По сравнению с предыдущей версией ЗРК «Тор-М1», количество управляемых ракет, одновременно обстреливающих воздушные цели, удалось увеличить с двух до четырех. Помимо этого более чем на четверть удалось поднять дальность обнаружения воздушных целей (с 25 км до 32 км), а также дальность их поражения (с 12 до 15 км).

Благодаря практически полной автоматизации этот современный ЗРК малой дальности очень эффективен. Боевому расчету комплекса остается только принять решение по уничтожению наиболее опасных объектов воздушного нападения, среди обнаруженных комплексом целей, которые по различным критериям отбираются самой боевой машиной. Такая возможность была реализована с помощью применения современной вычислительной системы. К одним из главных преимуществ комплекса перед иностранными аналогами относят также минимальное время реакции ЗРК, его развертывания, а также возможность уйти из-под возможной атаки со стороны противника. Благодаря достаточно высокой мобильности удается минимизировать риски, как для самого комплекса, так и для его экипажа. Помимо этого, ЗРК «Тор» довольно легко интегрируются в существующие сегодня системы противовоздушной обороны, сохраняя при этом возможность самостоятельного, полностью автономного применения данного зенитно-ракетного комплекса.

В настоящее время ЗРК «Тор» пользуются устойчивым спросом на международном рынке и находятся на вооружении многих армий на планете. В частности Греция, Китай, Египет, Венесуэла и Иран имеют на вооружении данные комплексы ПВО. А то, что комплекс получил возможность поражать воздушные цели, находясь в движении, в перспективе только добавить ему популярности на международной арене. Поставляются обновленные комплексы и в российскую армию. Так уже 23 сентября 2015 года появилась информация о том, что подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа, размещенные на островах Курильской гряды, заступили на боевое дежурство на новых ЗРК «Тор-М2У». Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на штаб Восточного военного округа. «В настоящее время дежурство по противовоздушной обороне организовано в составе двух батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2У». Всего в составе российских вооруженных сил находится более 120 комплексов «Тор».

Источники информации:
http://www.rg.ru/2015/09/23/raketi.html
http://army-news.ru/2014/08/tor
http://www.interfax.ru/russia/468606
http://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie_i_voennaya_tekhnika/tor_m2u_nauchili_otrazhat_avianalety_v_dvizhenii_ne_delaya_ostanovok
http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/novosti_vpk/oao_izhevskij_ehlektromekhanicheskij_zavod_kupol_primet_uchastie_v_mezhdunarodnoj_vystavke_kadex_2014/2-1-0-1396