Приметы

Змей горыныч вооружении российской армии. Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии. Главное - настройка

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.Так, например, появился новый элемент боевого порядка - подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача - быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости - потеря драгоценного, особенно в бою, времени.Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток - танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.
Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300- 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования - УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.
В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м - два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением - 30- 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge - удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6- 14 метров и длиной до 100 м.Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска - всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.
Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский. . На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

Минные поля. Очень простое и очень эффективное средство защиты своих позиций от вражеских атак. Конечно, они не являются абсолютным средством сдерживания, но борьба с ними отнимает немало сил и времени. Самый первый способ создания проходов в минных полях появился вскоре после мин и заключался в ручном обнаружении и обезвреживании вражеских «сюрпризов». Эффективно, но долго и рискованно. К тому же подготовка хорошего специалиста-сапера дело небыстрое и сложное. Альтернатива живым саперам – металлические минные тралы. Но этот вид противоминной аппаратуры получит распространение только во времена широкого применения танков. Были попытки использовать для разминирования артиллерию, но это выходило еще сложнее, еще дольше и нецелесообразней: нужно было укладывать снаряды с большой точностью. Да и то, при большом расходе боеприпасов в проходе все равно оставалась пара-тройка работоспособных мин.

Первый шаг к современным системам разминирования сделали англичане в 1912 году. Тогда некий капитан Макклинток из бангалорского гарнизона предложил революционное (как потом окажется) средство для борьбы с… нет, не с минами – с колючей проволокой. В те времена это заградительное средство портило армиям не меньше крови, чем пулеметы или другое . Суть предложения Макклинтока заключалась в уничтожении проволочных заграждений взрывом. Для этого пятиметровую трубу «зарядили» 27 килограммами пироксилина. Сей боеприпас предлагалось подсовывать под заграждение и подрывать. Два-три взрыва и пехота может пройти через образовавшиеся «ворота». За удлиненную форму боеприпас прозвали «Бангалорской торпедой». В ходе Первой Мировой войны было замечено, что «Торпеды» могут применяться не только по одной, но и в связке – несколько труб можно было соединять по несколько штук, а для удобства перемещения по полю боя передние секции устанавливались на лыжи или колеса. Между мировыми войнами появилась идея, заключавшаяся в одновременном применении и танковых тралов, и «Бангалорских торпед». Танк тралами проделывал проход для себя и буксировал связку из труб со взрывчаткой. Далее этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могла идти пехота. Первой серийной машиной, приспособленной для такой работы, стал Churchill Snake, тащивший за собой последовательно 16 пятиметровых труб.

Минные тралы

Вслед за танком

В Советском Союзе о сухопутных «Торпедах» знали и вели соответствующие работы. Но перед войной в стране были более приоритетные вопросы, поэтому первое подобное средство разминирования инженерные войска получили только после войны. Первый советский удлиненный заряд УЗ представлял собой двухметровую трубу диаметром 7 см, в которую помещалось 5,2 килограмма тротила. Немного позже появилась возможность собирать УЗ в треугольные секции УЗ-3 (по три заряда каждая), которые, в свою очередь, можно было соединять в конструкцию до ста метров в длину. Способ применения последовательности УЗ-3 оставался прежним – танк с тралом вытаскивал заряды разминирования, после чего происходил их подрыв. Благодаря треугольной форме секции УЗ-3 на минном поле образовывался проход шириной до шести метров.

УЗ и УЗ-3 оказались эффективным средством разминирования, но не обошлось без недостатков. Собственно разминирование проходило буквально в мгновение ока. А вот подготовка не могла сравниться с ним по скорости. К тому же танк был хорошей целью для противника, не говоря уже о том, что бронемашине можно найти и более «боевое» применение. Тогда поступило предложение сделать заряд разминирования самоходным – стометровая конструкция из УЗ-3 должна быть оснащена 45 твердотопливными реактивными двигателями. По задумке, двигатели приподнимали всю конструкцию и тащили на минное поле. Там, выбрав тормозной трос, заряд взрывался. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р. Идея была хорошей, но в реализации были значительные проблемы. Все 45 двигателей требовалось запускать одновременно. Так же одновременно они должны были выходить на максимальный режим работы. Применяемая электросхема не справлялась с одновременным запуском. Разброс по времени старта двигателей, надо заметить, был небольшой – доли секунды. Но и их хватало для нестабильного движения всей конструкции. УР-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. Полет тоже не давался легко. Препятствия выше 50-70 см и уклон поверхности даже в 4° были непроходимыми для заряда. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования в прямом смысле взлетал в небо и показывал там программу высшего пилотажа. В результате за такие дурной нрав и пиротехнические шоу УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже так станут называть и более новые системы разминирования.

Своим ходом

В 1968 году на вооружение советских инженерных войск была принята бронемашина УР-67. Она представляла собой шасси бронетранспортера БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Экипаж из трех человек выводил машину на нужную позицию, производил прицеливание и запускал заряд УЗ-67. В отличие от предыдущих средств разминирования он имел не жесткую конструкцию, но мягкую и представлял собой два шланга длиной 83 метра, заполненные взрывчатым веществом. В одном УЗ-67 помещалось 665 кг тротила. Твердотопливная ракета (тем не менее, официально она называется «двигатель ДМ-70»), прикрепляемая к переднему концу заряда, способна доставить взрывной шнур на расстояние до 300-350 метров от машины. После того, как производился пуск, экипажу полагалось сдать назад, чтобы выровнять шнур, и произвести его подрыв при помощи электрозапала (соответствующий кабель располагается в тормозном тросе). 665 килограмм тротила проделывали проход шестиметровой ширины длиной до 80 метров. Обезвреживание вражеской мины при взрыве происходит за счет детонации ее взрывателя.

Основной целью УР-67 являются противотанковые мины. Легкие противопехотные мины либо детонируют, либо выбрасываются взрывной волной за пределы прохода, а мины со взрывателем двукратного нажатия после воздействия УЗ-67 могут остаться работоспособными. Аналогично дело обстоит с магнитными минами, хотя их взрыватель может быть серьезно поврежден взрывной волной. Как видно, у УР-67 было достаточно проблем, но оперативность создания прохода (2-3 минуты) и возимый боекомплект из двух зарядов не оставили военных равнодушными. В 1972 году «Змей Горыныч» получил новый заряд разминирования – УЗП-72. Он стал длиннее (93 метра) и тяжелее, ведь в нем было уже 725 килограмм взрывчатого вещества марки ПВВ-7. Дальность выстрела УЗП-72 достигала 500 метров, а максимальные размеры проделываемого прохода выросли до 90х6 метров. Как и прежде, УЗП-72 краном или вручную помещаелся в соответствующий отсек машины (укладывается «змейкой»), откуда при запуске вытягивался при помощи твердотопливной ракеты, сходящей с направляющей.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», которая сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас. УЗП-77 по своим характеристикам аналогичен УЗП-72 и отличается только некоторыми технологическими моментами. Основой удлиненного заряда «77» являются детонирующие кабели ДКПР-4 длиной 10,3 метра каждый, соединяемые в единый шнур накидными гайками. УР-77 имеет в своей основе легкобронированное шасси 2С1, взятое с самоходной гаубицы «Гвоздика».

Корни этого шасси идут к тягачу МТ-ЛБ. Пусковая направляющая вытяжных ракет УР-77 и ящики для шнура, в отличие от УР-67, получили защиту в виде колпака-башни. Весьма полезное нововведение, ведь в бронированных ящиках для боекомплекта находится почти полторы тонны взрывчатки. Перед запуском бронеколпак вместе с пусковой направляющей поднимается на нужный угол возвышения. Далее вся боевая работа осуществляется буквально парой кнопок: одна отвечает за пуск твердотопливного двигателя, вторая – за подрыв заряда, а третья – за сброс тормозного каната. После нажатия третьей кнопки «Метеорит» готов к проделыванию нового прохода. На перезарядку установки требуется 30-40 минут. Закладка взрывного шнура может производиться как готовым блоком при помощи крана, так и вручную. Шасси 2С1 является плавающим (скорость до 4 км/ч). При этом утверждается, что УР-77 может производить пуск удлиненного заряда даже с воды. Тактическая сторона этого дела выглядит сомнительной, но киноматериалы с подобным пуском имеются.

...и другие «Змеи Горынычи»

Немного позже УР-77, в начале 80-х, инженерные подразделения получили новую переносную установку УР-83П. В отличие от предыдущих «Горынычей» она не имела какого-либо шасси. Сравнительно компактная и мобильная пусковая установка после разборки может переноситься силами расчета или перевозиться на любой авто- или бронетехнике. Принцип действия станковой установки такой же, как и у предшественников, но меньшие габариты потребовали применения удлиненного заряда, состоящего только из одного шнура. Если не считать сборку пусковой направляющей и прочие «смежные» вопросы, процедура проведения выстрела из УР-83П аналогична использованию самоходных установок.

Первое боевое применение советских систем дистанционного разминирования состоялось в ходе Войны Судного дня в 73-м. Это были поставленные Египту установки УР-67. Следующая машина разминирования УР-77 успела поучаствовать почти во всех войнах, в которых участвовали СССР и Россия, начиная с афганской. Есть информация, что в некоторых конфликтах «Метеорит» использовался не только по своему прямому назначению: несколько раз в условиях небольших населенных пунктов они исполняли роль артиллерии, закладывая заряды на принадлежащих противнику улицах. Можно представить, что было на месте домов после подрыва шнура.

На вооружении зарубежных государств тоже имеются подобные системы, но, например, американская AVLM (заряды М58 MICLIC) на основе мостоукладчика не смогла завоевать доверие бойцов.


«Вестник Мордовии» сообщает о впечатляющих результатах использования в Сирии «Змея Горыныча», как неофициально называют в войсках самоходную установку разминирования УР-77. Залп «Змея Горыныча», отснятый с высоты птичьего полета БПЛА напоминает по форме ядерный гриб. При этом установка используется не по прямому назначению, а для массированного уничтожения боевиков ИГИЛ*.

УР-77 «Метеорит» была создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в конце 70-х годов. Но она не потеряла актуальности и по нынешний день. Во время разрастания военного конфликта в Сирии несколько «Змеев Горынычей» были переданы правительственным войскам для усиления их боевых возможностей.

На одной установке размещаются два реактивных заряда. Вес взрывчатого вещества каждого из зарядов составляет 725 кг. В результате подрыва одного заряда образуется проход в минном поле шириной в 6 м и длиной до 90 м. Это в случае уничтожения противотанковых мин. При борьбе с противопехотными минами коридор достигает ширины в 14 метров.

Стрельба производится следующим образом. «Змей Горыныч» запускает ракету, которая вытягивает уложенную в кормовом бункере наподобие противопожарного рукава капроновую «кишку», начиненную взрывчаткой. Ее длина — 93 м, диаметр — 7 см. На каждый метр «фасуется» 8 кг ВВ. Хвост «кишки» прикреплен к машине тормозным кабелем необходимой длины. При этом максимальная дальность стрельбы может достигать 500 м. Высота полета — 10−15 м.

Когда полностью натягивается тормозной кабель, ракета отстыковывается от заряда, и «кишка» падает на землю. В этот момент машина, сдавая назад, вытягивает ее в прямую линию. После чего по кабелю подается сигнал на подрыв. Одновременно с этим пиропатрон отстреливает кабель, и «Змей Горыныч» может произвести пуск второго противоминного заряда.

Экипаж «Змея Горыныча» — 2 человека: механик водитель и командир-оператор. Бронезащита, как и у САУ «Гвоздика», защищает от пуль и осколков снарядов. Интервал пуска зарядов — порядка 3−5 минут. Для перезаряжения требуется полчаса.

УР-77 — плавающая машина. Она может использоваться при высадке морского десанта или при форсировании реки, противоположный берег которой занят противником. Действует в составе отряда разграждения совместно с инженерными машинами и мостоукладчиками впереди наступающих мотострелковых, танковых частей и подразделений.

Установка разминирования УР-77 "Змей Горыныч" (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Во время второй чеченской войны УР-77 начали применять не только для разминирования, но и для подавления сконцентрированной живой силы противника. Эта тактика себя оправдала, продемонстрировав высокую боевую эффективность. На основании того опыта «Змей Горыныч» используется сирийской армией для массированного уничтожения боевиков.

Необходимо сказать, что «Змей Горыныч» — это переходящее имя для военной техники данного направления. И довольно точное — летит ракета, огнем дышит. После чего ее хвост испепеляет все на значительном расстоянии. До УР-77 в войсках работала машина УР-67 на базе БТР-50ПК, которую в армии нарекли именно таким именем. При похожих параметрах разминирования предыдущий «Змей Горыныч» имел худшие боевые и эксплуатационные характеристики. К тому же экипаж состоял не из двух, а из трёх человек.

А до этого была установка УЗ-ЗР, которая была малопредсказуемым и очень капризным «Змеем Горынычем». Собиралась трубчатая конструкция длиной 100 метров. В ней на протяжении всей длины устанавливались 45 миниатюрных твердотопливных реактивных двигателей, которые тащили этот «поезд» на высоте до двух метров на расстояние до 300 метров. Полной синхронизации двигателей добиться не удалось, поэтому «Змей Горыныч» причудливо изгибался в полете и размахивал хвостом. В связи с низкой эффективностью такой жесткой схемы эксперименты были прекращены.

Сейчас в армию начинает поступать новейший «Змей Горыныч» — УР-07М «Пересортировка». Машина совместно разработана балашихинским Научно-исследовательским инженерным институтом и КБ Рубцовского машиностроительного завода на базе БМП-3.

Машина также имеет два заряда. Причем могут использоваться заряды двух типов. Первый выстреливается на 340 м, второй на 1 км. И мощность у них разная. «Дальнобойный» в контейнере весит 1,35 т. Длина зарядов разработчиками не раскрывается. Но можно приблизительно прикинуть, учитывая, что к 8 кг ВВ на каждый метр прибавляется вес тормозного кабеля, ракеты и контейнера. Получается порядка 20 кг в расчете на один метр. Соответственно, «дальнобойный» заряд должен разминировать полосу длиной порядка 70 м. «Ближний» заряд весит 2,85 т. Следовательно, его длина около 150 м. Серьезный прогресс.

Сама гусеничная машина отличается от БМП-3 тем, что используется не алюминиевая, а стальная броня. Новый «Змей Горыныч» превосходит УР-77 не только по основным параметрам — размерам разминируемой полосы и дальности стрельбы. Он способен при помощи системы постановки дымовых завес «Туча» маскироваться на местности, отстреливая дымовые гранаты. Для этих целей в корпус вмонтированы 6 гранатометов калибра 81 мм. Есть отопление и кондиционирование воздуха. Предусмотрена система пожаротушения. Установлена современная станция связи.

Повышены ходовые качества установки, как по скорости, так и по возможности преодоления разного рода преград. «Пересортировка» также плавает, но вместо 6 км/ч развивает скорость в 9 км/ч.

«Змей Горыныч» на гусеничном шасси и с противоосколочной броней — это наиболее эффективная машина. Но в зависимости от боевой обстановки, когда, скажем, нет необходимости десанту прорывать мощную эшелонированную оборону противника, имея на подготовку операции минимальный временной интервал, используются установки попроще.

В более спокойной обстановке можно использовать буксируемые машины, к которым относится УРП-01 «Подвязка». Ее мобильность ниже, чем у УР-07 и обслуживающий ее расчет не защищен броней, но проходы в минных полях она проделывает примерно таких же габаритах, как и УР-77.

В российской армии используется и переносная установка УР-83П. Она может использоваться для стрельбы как из окопа или с поверхности земли, так и с борта десантного корабля или катера. Вес установки — 360 кг. Она собирается силами саперного отделения и подготавливается для работы в течение полутора часов. Состоит из направляющих, основания, анкерного устройства и двух кассет с зарядами. Длина проделываемого коридора — 115 м, ширина — 6 м.

Принцип взрывного разминирования используется в армиях Великобритании, Германии и США. Наибольших успехов в этой области инженерного дела достигли британцы. Их удлиненный заряд разминирования «Джайент вайпер» имеет длину в 180 метров. При этом его полет осуществляется при помощи восьми реактивных двигателей. В минном поле расчищает полосу длиной 180 м и шириной 7,3 м. Однако для его запуска не создана специализированная машина. Контейнер доставляется в нужное место на прицепе колесной или гусеничной машины, устанавливается на земле, после чего производится пуск.

Наиболее слабые позиции у Германии. Немецкий удлиненный заряд разминирования, представляющий собой сеть шашек ВВ, которая приводится в движение ракетой DM21, разминирует полосу длиной в 55 м и шириной в 1 м. Что подходит лишь для продвижения живой силы, но не бронетехники. Детонирующий кабель «Тип 80» расчищает полосу 70 м х 60 см.

У США есть машина на гусеничном ходу. Но она не специализированная. Используется мостоукладчик М60А1 AVLB, с которого снимается мост и устанавливаются два контейнера с удлиненными зарядами М58 MICLIC. Полученный гибрид называется установкой разминирования М60 AVLM. Это солидная машина весом в 56 тонн, в которой использована бронезащита основного боевого танка М60.

Длина полосы разминирования — 87 м при ширине от 6 м до 14 м. Но это при использовании двух зарядов. Алгоритм работы AVLM таков. Машина подходит к минному полю на расстояние в 100 м и производит пуск первого заряда. Затем следует продвижение вперед на 25 м и пуск второго заряда. Образовавшуюся полосу в 87 м обследуют саперы в поисках неразорвавшихся мин. Дальность стрельбы AVLM — 160 м.

Во время операции «Буря в пустыне» машина разминирования продемонстрировала низкую эффективность, разминирование намеченных участков происходило в 50 процентах случаев применения AVLM. Низкая прочность направляющих и механики контейнеров, на которую влияют нагрузки, возникающие при движении по пересеченной местности, приводят к отклонению траектории полета ракеты. Сам заряд ложится на землю со значительными изгибами. Недостаточное количество ВВ на погонный метр приводит к тому, что взрываются не все мины.

*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Мины появились еще на заре пороховой эры человечества. Первоначально предназначенные для разрушения укрепленных конструкций, впоследствии они стали одним из главных элементов обороны в войнах последней сотни лет.

Минные поля, ловушки, дистанционные заряды – все это является практически непреодолимым препятствием для наступающих войск. Однако даже эту проблему нашим конструкторам удалось решить, создав новейший вид вооружения – установки разминирования. Наиболее успешной моделью такой техники является советская установка УР-77.

История возникновения

В течение первых двух мировых войн основным средством разминирования были специально обученные люди – саперы.

Несмотря на наибольшую распространенность, такой подход имеет ряд фатальных недостатков:

  1. Обучение и подготовка бойца этой специальности процесс небыстрый и сложный, так как эта профессия имеет огромное количество тонкостей.
  2. Подавляющее большинство боевых заданий этих бойцов происходит на территории врага, что в несколько раз увеличивает вероятность их уничтожения или захвата в плен.
  3. Конструкционные особенности некоторых моделей мин не позволяют миноискателям себя обнаруживать (корпуса из дерева или пластика, на которые миноискатель не отреагирует).
  4. Разминирование вручную требует времени и большого труда, что может сковывать руки при необходимости быстрого наступления.

Но во время Первой Мировой Войны британский инженер-сапер разработал простое и в то же время эффективное решение. Оно получило незамысловатое название «Бангалорская Торпеда» – заполненная взрывчаткой длинная труба, которая будучи углубленной в почву на заминированном участке позволяет разом подрывать (и соответственно разминировать) несколько мин.

За счет взрыва в почве создается безопасный проход в опасном участке.

Такой достаточно быстрый способ разминирования использовался и во время ВМВ в различных вариациях. Однако напрашивается очевидный недостаток. Наращивать длину такой конструкции можно было сколь угодно, но, тем не менее, собрать в боевых условиях и доставить на минное поле стометровую трубу было проблематично. Решение конструкторами было принято элегантное – сделать подобный заряд самоходным.

Неудачный опыт с УР-3Р показал, что подобная техника должна быть самоходной, и в 1967-м в Советские Войска поступила УР-67 (Установка Разминирования 67-го года). Машина была построена на основе БТР-50ПК с установленной ПУ для устройства УЗ-67, представлявшего собой 83-х метровый шланг, заполненный тротилом. Он выстреливался на дистанцию в 200-350 метров и подрывается, открывая путь для наступающих войск. Из-за зрелища самого запуска заряда установка удостоилась клички «Змей Горыныч».

В 1978 году на смену УР-67 (к тому моменту устаревшую и имевшую недостаточную дальность) поступила машина разминирования УР-77 «Метеорит». Установка, в отличии от предшественника, выполнена на базе . «Метеорит» или по-другому «Змей Горыныч» (так стало принято называть все УР) имел ряд преимуществ, из-за которых он полностью заменил УР-67 в войсках, к настоящему моменту снятый с вооружения.

Конструкция

Общий вид УР представляет собой цельный плавающий сварной корпус с двумя размещенными сверху него пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет два человека – механик-водитель и командир-оператор.

Машина выполнена на основе САУ 2С1 «Гвоздика», соответственно оснащена полностью идентичным корпусом.

Силовая установка – ЯМЗ-238Н, являющийся восьмицилиндровым V-образным 300-тсильным дизелем, расход горючего – 140 литров на 100 км. Ходовая часть – подвеска на торсионах. Движение на воде машина осуществляет за счет вращения гусениц. Габариты боевой машины УР-77:

Единственное средство разминирования, которым обладает установка – реактивные заряды УР-77 «Метеорит» разных марок – УЗ-67, УЗП-77 и ЗРШ.


Эти боеприпасы представляют собой реактивный двигатель, за которым тянется длинный шланг, наполненный взрывчатым веществом (тротил, ПВВ-7 или ТГАФ-25). Длина шланга варьируется в зависимости от используемой модели. В установке размещается два таких боеприпаса, а перезарядка выполняется за 30-40 минут.

Способ разминирования

Проделывание прохода с помощью установки УР-77 происходит следующим образом: экипаж выводит машину на позицию перед заграждением, затем поднимает пусковую установку на нужный угол (угол возвышения зависит от дистанции, на которую требуется доставить заряд) и производит пуск.

Заряд покидает ПУ установки разминирования с помощью маршевого реактивного двигателя и тянет за собой тормозной трос, являющийся электрическим кабелем.

После прохождения необходимой дистанции трос заканчивается, по нему же подается сигнал на подрыв. Подрыв заряда происходит с «головы» к «хвосту». Взрывом же создается прямоугольный (90х6 м.) проход в минном заграждении.

Тактико-технические характеристики и аналоги

Действительно конкурентоспособными машинами обладает всего две страны в мире.


Единственной сравнимой по характеристикам моделью такой техники считается американская УР М58 «MICLIC», однако существенным недостатком относительно российского образца является то, что установка размещена на буксируемом прицепе и не способна передвигаться самостоятельно.

Как мы видим по сравнительной таблице, УР-77 уступает западному конкуренту только по ширине прохода. Однако этот параметр зависит исключительно от типа заряда, усовершенствование которого лишь дело времени для конструкторов.

Боевое применение

Установка разминирования УР-77 имеет богатую (для такого класса техники) историю боевого применения в трех военных конфликтах минувших десятилетий. Первым эпизодом участия «Змея Горыныча» в горячей точке была вторая чеченская война. Установка использовалась российской армией во время действий на территорию Чечни.


Вторым эпизодом стал вооруженный конфликт на территории Донбасса во время наступления на аэропорт. В последнее время установка УР-77 активно используется российскими войсками в Сирии. Как мы знаем, множество сирийских городов оказались заминированы боевиками, и даже в нынешний момент вокруг них обезврежена только часть минных полей.

Оригинальное прозвище

Прозвища героев народных былин крайне редко встречаются даже в наших, щедрых на клички и прозвища, войсках.

По мнению военных, связанных с этой установкой разминирования, имя кажется оправданным, а получено оно было задолго до появления ее самой.

Во время первых опытов с самоходными системами разминирования на вооружение советской армии поступила машина УЗ-3Р, представлявшая собой ту же «Бангалорскую торпеду», только нами построенную и оснащенную 45-ю реактивными двигателями. Однако из-за ошибок в электронике двигатели запускались с минимальной, но достаточной для курьеза разницей.

Такие сбои вызывали занятное зрелище – заряд метало в воздухе, а из сопел движителей вырывалось пламя. Такой полет показался схожим с огнедышащим летающим злодеем из русского фольклора – «Змеем Горынычем», что и дало такое прозвище всем последующим установкам разминирования, которые были построены на главной идее этого устройства.

Видео


РЕАКТИВНАЯ УСТАНОВКА РАЗМИНИРОВАНИЯ УР-77 “МЕТЕОРИТ”
REACTIVE INSTALLATION CLEARANCE UR-77 “METEORITE”

15.04.2016


Сирийская армия продолжает успешно использовать для уничтожения укреплений исламистов хорошо зарекомендовавшие себя установки УР-77 «Метеорит», сообщает Вестник Мордовии.
«УР-77 (известен также как «Змей Горыныч») изначально были созданы как установки разминирования. Но опыт боевых действий на Северном Кавказе продемонстрировал, что их также можно использовать для ликвидации засевших в укрепленных строениях террористов. Правда, «Змей Горыныч» – настолько радикальное средство, что вместе с террористами, как правило, уничтожается и здание. Очень часто целиком. Поэтому, его применение имеет различного рода ограничения», – пишет автор статьи Лев Романов.
Согласно сообщению, «разрушительная мощь этой машины весом в 15 тонн достигается использованием специальных ракетных двигателей, с помощью которых можно забрасывать до 700 кг взрывчатки на дистанцию в 500 м».
«Первое боевое применение УР-77 состоялось в октябре 2014 года. Тогда «змеи горынычи» применялись во время ожесточенных боев в районе восточной окраины Дамаска Джобар», – сообщает автор.