Обереги

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. К группе организационно-структурных педагогических функций относится … функция. Принципы обучения впервые сформулировал

Общее представление о личности

Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Прежде чем мы приступим к выяснению того, что понимается под личностью в психологии, необходимо определиться, как соотносятся понятия «индивид», «человек», «личность». Человек – это явление наполовину биологическое, наполовину социальное, участвующее в общественно-полезной деятельности. Как явствует из рис. 3.1, это самое общее понятие из рассматриваемых. Рождаясь индивидами, мы отличаемся друг от друга индивидными характеристиками: ростом, весом, цветом глаз, волос, особенностями телосложения и т.п. Каждый из нас как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, индивид – это биологическое явление, представитель Homo sapiens, обладающий генетически переданными свойствами.

Рис. 3.1. Соотнесенность понятий человек, индивид, личность

и индивидуальность

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность ( Индивидуальность: 1) наличие свойств и особенностей психических процессов, новообразований одного человека, отличающих его от других людей; 2) постоянное, стабильное отличие). Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Известный психолог А.В.Петровский предлагал следующее определение: Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Если мы вспомним что, человек как носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности, выступает в роли субъекта то: Личность – это человек как субъект общественно-полезной деятельности и общения. Как видим, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека. Вопрос о соотнесении биологического и социального в личности решается при рассмотрении существования у человека «эндопсихической» и «экзопсихической» организации психики.

«Эндопсихика» выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций включает в себя: восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., она обусловлена биологически и, как явствует из рис. 3.2 не может быть изменена.

«Экзопсихика» определяется отношением человека к внешней среде, к чему личность может так или иначе относиться это система отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. Она определяется социальным фактором и ее может изменять сам человек в процессе самовоспитания (рис. 3.2).

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность.

Рис. 3.2. Биосоциальная организация личности

Структура личности

Ответы на вопрос «Что представляет собой личность человека?» не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. Как мы помним из темы 1, в психологии нет единой теории, которая трактовала бы психические явления однообразно. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий: аналитическая теория К.Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С.Л. Рубенштейна и др. исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Названные теории по-своему определяют, что составляет личность, какова ее структура. Одним из самых популярных и известных является представление о структуре личности З. Фрейда.

С точки зрения основателя психоанализа З. Фрейда структура личности и ее психики имеет три составляющих: Ид, Эго и СуперЭго. Эти части находятся в постоянном взаимодействии (рис. 3.3).

1. «Ид» («Оно»). Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека. Это все то плохое, что случилось с человеком в прошлом, и то, что он не осознает.

2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде. Это то, как человек воспринимает себя и свое поведение.

3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей. Это, то, как личность воспитали люди вокруг: семья, воспитатели, друзья, все те, с кем мы общаемся и кто значим для нас. Это так называемые нормы общества, источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния, исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве.

Рис. 3.3.Структура личности по З. Фрейду

«Оно» находится в конфликте со «Сверх Я». Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий. В то же время, Фрейдом не отвергалась мысль, что, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания, мы в силах развить в себе гармоничную личность. Эта мысль дает возможность психоанализу до сих пор оставаться одним из ведущих направлений в психологии.



Основатель «аналитической психологии» Карл Густав Юнг вносит существенные изменения в структуру личности. Ученик атеиста Фрейда, Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях реабилитирует понятие «душа».

Юнг также проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит соответствующую им специфику поведения, и в то же время схожие, несмотря на расовые и половые различия, мотивы.

Важнейшим вкладом Юнга считается введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления, мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом. Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению, душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих, и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений.

Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы. Структура личности по Юнгу сложнее, чем у Фрейда (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Структура личности по К.Г. Юнгу

Согласно Юнгу, в структуре личности обозначены следующие части:

Я (самость) – это центр самосознания личности, проявление её внутренней гармонии и целостности;

Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Стоит отметить, что персона далеко не всегда является тем, кем является человек на самом деле.

Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Зачастую наличие и особенно содержание этого компонента человек пытается скрыть как от других, так и от себя.

Анима и анимус – мужские и женские проявления души. В этой связи Юнг выделяет женские и мужские свойства. Женские – нежность, эстетизм, заботливость, мужские – сила, логичность, агрессивность.

Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным. Многие исследователи традиций, мифов и сказок ориентируются на результаты его трудов.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности.

С точки зрения отечественных психологов элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности», которые они пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. Именно так рассматривал структуру личности С.Л. Рубинштейн (рис. 3.5).

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Рис. 3.5. Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову) представлена на следующем рисунке. 3.6.

Рис. 3.6. Структура личности по К.К. Платонову

Как уже говорилось: в основе второго подхода к рассмотрению структуры личности – определение типов личности. Примером такого подхода является типология личности по Э. Шострому. Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» делит всех людей на манипуляторов и актуализаторов. Актуализатор – это тот человек, который использует свой внутренний потенциал, живет полноценной жизнью. Стиль жизни манипулятора базируется на 4-х китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Стиль жизни актуализатора – это честность, осознанность, свобода и доверие (табл. 3.1).

Переходный период от манипуляции к актуализации представляет собой движение от апатии и нарочитости к жизненаполненности и спонтанности.

Таблица 3.1

Основные контрастные характеристики крайних типов

Актуализаторы Манипуляторы
Честность (прозрачность, искренность). Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они не были. Их характеризует чистосердечность, выразительность Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. «Ломают комедию», разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств
Осознанность (отклик, интерес, жизненаполненность). Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни Неосознанность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», т.е. видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать
Свобода (спонтанность, открытость). Обладают свободой выражать свои потенциалы. Они – хозяева своей жизни; субъекты Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь – это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента
Доверие (вера, убеждение). Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь Цинизм (безверие). Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует

Актуализатор находится в большей безопасности, чем манипулятор, поскольку понимает, во-первых, то, что он уникален; во-вторых, то, что его уникальность – это ценность. Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор, наоборот, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели. Он старается, пыхтит, карабкается вверх, но по уже освоенным горам.

Отношение манипулятора к другим – объектное, дистантное. Отношение актуализатора – субъектное; он общается тесно, на короткой дистанции.

Манипулятор – это человек, который постигает секреты человеческой природы с одной единственной целью – чтобы лучше контролировать окружающих. Сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора.

Современный манипулятор развился из ориентации общества на рынок, когда человек – это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

Автор считает, что все мы манипуляторы и в каждом из нас сидит несколько манипуляторов. В разные моменты жизни то один, то другой из них руководит нами, но все же преобладающим является один тип манипулятора. Прежде чем отвергать, ампутировать наше манипулятивное поведение, следует постараться переделать или модернизировать его в актуализированное поведение, т.е. нам надо более творчески манипулировать. Шостром выделяет восемь основных типов манипуляторов и восемь типов актуализаторов (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Основные типы манипуляторов и актуализаторов

1. Диктатор. Он преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты, т.е. делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности диктатора: настоятельница, начальник, босс, младшие боги.

2. Тряпка. Обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности тряпки – мнительный, глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий.

3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой стороны – перепроверить других. Разновидности: делец, аферист, игрок в покер, делатель рекламы, шантажист.

5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз различного рода. Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангстер, угрожающий. Женская вариация хулигана – сварливая баба.

6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с хулиганом. В любом конфликте хулигана со славным парнем хулиган проигрывает. Разновидности: угодливый, добродетельный, моралист, человек организации.

7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: всезнающий, обвинитель, обличитель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель, заставляющий признать вину.

8. Защитник. Противоположность судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: наседка с цыплятами, утешитель, покровитель, мученик, помощник, самоотверженный.

Таким образом, манипулятор – это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

Типы актуализаторов Шостром выводит из манипуляторов. Из Диктатора может развиться прекрасный Лидер, который не диктует условия, а ведет. Из Тряпки может получиться Сочувствующий. Он не только говорит о своей слабости, но и реально ее осознает. Он может требовать хорошей работы, но лояльно относиться к тому, что любой человек склонен ошибаться.

Из Калькулятора может развиться Внимательный. Из Прилипалы может получиться Признательный. Он не просто зависит от других, но и высоко оценивает труд других. Из Хулигана развивается Напористый. Он отличается откровенностью и прямотой. Из Славного Парня развивается Заботливый. Он действительно расположен к людям, дружелюбен, способен на глубокую любовь. И в нем нет раболепия Славного Парня. Из Судьи развивается Выразитель. Он обладает редким умением выражать свои убеждения, не критикуя и не унижая других. Из Защитника может получиться Водитель. Он не учит и не защищает всех подряд, но помогает каждому найти свой собственный путь, не навязывая своих взглядов.

Итак, манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоположностями в душе; актуализатор – многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.

Автор данной теории придерживается того взгляда, что в каждом из нас есть и манипулятор и актуализатор и каждый из нас свободен выбирать, кем из перечисленных типов ему быть. «Люди подобны рекам, и во всех этих реках течет одна и та же вода. Просто по форме эти реки различны. Так же и люди. Любой из нас несет в себе семена каждого человеческого качества, и проявление тех или иных качеств зависит от ситуации».

Выше был представлен один из типологических подходов структуры личности. А теперь рассмотрим подробнее основные свойства личности.

Системные качества человека

1. Понятие и виды системных качеств человека;

2. Человек как биологический индивид;

3. Человек как личность;

4. Индивидуальность человека.

Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе. В этой связи принято различать такие системные качества человек как биологический индивид (человек как существо природное), человек как социальный индивид (человек как существо социальное), человек как личность (человек как культурный субъект).

Механизмы психической регуляции последовательно развиваются в онтогенезе: младенчество и раннее детство – доминируют механизмы свойственные биологическому индивиду. Формирование индивида начинается с момента оплодотворения. Дошкольный и младший школьный возраст – период активного развития социального индивида. Начало формирования социального индивида с момента рождения. Формирование личности происходит примерно с трёх лет.

Понятие индивид обозначает принадлежность человека к определённому биологическому виду и роду. Основной формой развития человека как биологического индивида является созревание биологических структур.

Схема индивидных свойств

(по Б.Г. Ананьеву)

Индивидные свойства


Половозрастные Индивидуально-типические

Пол Возраст Первичные Вторичные

I. Нейродинамические свойства, обуславливающие силовые (энергетические) и временные параметры протекания н/процессов (возбуждения и торможения) в коре больших полушарий.

II. Психодинамические – интегрально выраженные в типе темперамента и формируются прижизненно на базе I свойств. Детерминируют силовые и временные параметры протекания психических процессов и поведения. Темперамент – это проявление нейродинамических свойств на уровне психического отражения и поведения индивида.

III. Билатеральные свойства – это характеристики локализации психофизиологических механизмов и функций в полушариях головного мозга.

IV. Функциональная ассиметрия психических функций – неравномерное размещение психических функций между различными полушариями.

V. Конституциональные свойства – это биохимические особенности обмена веществ как в теле биологического индивида в общем, так и в его н/с в частности: а) конституция, б) соматотип – возникает на базе конституции под влиянием внешних факторов.

Функции индивидных свойств: 1. выступают в качестве фактора физического и психического развития; 2. образуют психофизиологический базис для деятельности человека; 3. определяют динамические (темп реакции, скорость, ритм) и энергетические (потенциал активности) ресурсы человека.

Личность – системное, сверхчувственное, качество человека, приобретаемое им и проявляемое им в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Сверхчувственное – означает, что на сенсорноперцептивном уровне личность мы познать не можем. Личность представлена в пространстве межличностных отношений, в котором она и формируется и проявляется. Единицей анализа является поступок.

Структура личности. Социальный статус – место человека в структуре общественных отношений. Социальная роль – поведенческая развёрстка статуса. Социальная позиция – осознанное и неосознанное отношение человека к собственным ролям. Ценностные ориентации – совокупность ценностей человека. Направленность (ядро личности) – совокупность доминирующих мотивов поведения и деятельности: эгоцентрическая, деловая, межличностная. Доминирующий эмоциональный фон жизни. Соотношение поведения и воли. Уровень развития самосознания.

Можно говорить о так называемых глобальных характеристиках личности: Сила личности – способность личности влиять на других людей. Состоит из персонифицированности личности (представленности в других людях), устойчивости (принципиальности), гибкости – способность к изменениям.

Индивидуальность – это уникальность, неповторимость, непохожесть.

В широком смысле понятие индивидуальности можно отнести ко всем уровням анализа человека. Индивидуальные биологические особенности, индивидуальный набор социальных способов поведения ролей и статусов, способностей к выполнению деятельности и т.д.

В узком смысле слова данное понятие нужно применять только к личности, которая обладает неповторимым набором мотивов, ценностей, идеалов, установок, индивидуальным стилем деятельности и т.д. Индивидуальный стиль деятельности – это совокупность оптимальных для данного субъекта способов и приёмов выполнения деятельности.

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта͵ строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формирует его как личность, ᴛ.ᴇ. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность должна быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделœена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента͵ характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с крайне важно стью в характеристику его личности хотя бы потому, что они бывают и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. В случае если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, ᴛ.ᴇ. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не бывают механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, крайне важно остановиться на структуре личности, когда она воспринимается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определœения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность должна быть характеризуема только в единстве всœех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

В случае если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, крайне важно проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, принято называть направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определœенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всœем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всœегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на базе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

В первую очередь, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всœегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на базе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, в случае если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и исходя из результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или чересчур низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинœения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, крайне важно отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ" 2017, 2018.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, необходимо остановиться на структуре личности, когда она рассматривается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

Тема 2.7. Личность и ее социализация.

План

1. Понятие личности. Основные теории личности.

2. Структура личности. Самосознание личности. Формирование личности.

3. Социализация и ее основные характеристики.

4. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия и регуляция социального поведения

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –– М.: Наука, 1980.–– С. 113-185, 210-259.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. –– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. –– 89 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. –– М.: Издательство МГУ, 1990. –– С. 7-363.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. –– 2-е изд., перераб. –– М.: Международная педагогическая академия, 1995 – С. 5-20.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. –– М.: Изд-во МГУ, 1988. –– С. 5-11, 37-59.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –– М.: Просвещение, 1982. –– С. 39-123.

7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. –– М.: Изд-во МГУ, 1982.–– С. 6-97.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –– М.: Наука, 1982. –– С. 86-135.

9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. –– Пермь: Изд-во ун-та, 1990. –– С.81-108.

10. Oрлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее "Я" человека. //Вопросы психологии. –– 1995. –– № 2. –– C. 5 - 19.

11. Психология индивидуальных различий. Тексты.–– М: Педагогика, 1982.–– С. 179-218.

12. Психология личности. Тексты. –– М: Педагогика, 1982.–– С. 11-19, 39-41.

13. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. –– М.: Педагогика,1987.–– С. 10-105.

Понятие личности. Основные теории личности.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

Человек - наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

Индивид - конкретный человек как представитель рода Ноmo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;


Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера – это - направленность личности , ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализаиии (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции ", личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.

Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека.

Во второй пол. 20 века сложилось много подходов и теорий личности.

Структурные теории личности направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 - 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория так и называется - "теорией черт личности".) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и типологизировал личности по этому основанию ("Личность: психологическая интерпретация", 1938).

Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 - 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, она и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений - искажений восприятия, и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту ("Центрированная на клиенте терапия", 1954).

В XX веке в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 - 1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики - факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющий выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла).

Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональная устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность.

В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с "ключом" - определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.

Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком . Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия-интроверсия; 2) стабильность-нестабильность (невротизм, тревожность).

когнитивная психология

Недостатком структурных теорий личности было то, что на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека, т.к. оно зависит еще и от самой ситуации.

Как альтернатива этой теории – возникла теория социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Влияние на поведение человека оказывают другие люди, поддержка или осуждение поступков с их стороны. Человек поступает так или иначе, исходя из своего жизненного опыта, который приобретается в результате взаимодействия с другими людьми. Формы поведения приобретаются путем подражания (викарное научение). Поведение человека и его личностные характеристики зависят от частоты возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций» и от оценок поведения в этих ситуациях, полученных от других людей.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio - познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.

Свой подход к психологии личности предложили и сторонники гуманистичекой психологии (Маслоу, Роджерс). Основное внимание представителей данного направления было обращено на описание внутреннего мира личности. Основная потребность человека, согласно этой теории – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.