Исполнение желаний

Городки — древнерусская игра. Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкол

Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки.Современный образ жизни, к сожалению, оставляет желать лучшего. Основную часть свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана, компьютера или просто дома. Общая тенденция современного мира не позволяет оставить детей, без пристального взора, как это было в недалеком прошлом в придомовых дворах, чтобы они без участия взрослых могли играть и двигаться часами. Психологи, педагоги, медики отмечают общую для школы тенденцию - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, СБ. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка младшего школьного возраста в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста несмотря на введения дополнительного 3 часа урока физической культуры свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время.

По данным ученых от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, которые могут реализовываться в отделениях дополнительного образования детей, поэтому весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития детей младшего школьного возраста на основе применения русской народной игры «городки». По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром Первым. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил так: «Битою мечу - это глазомер, битою бью - это быстрота, битой выбиваю - это натиск». Именно эти качества А.В. Суворов считал главными для воинов (Ю.А. Ермолаев и др., 1990). Говоря о народной игре, о ее влиянии на гармоничное развитие личности человека, особенно ребенка, мы сошлемся на высказывание основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского (1950). Он сформулировал важнейшую задачу отечественной педагогики - обратить особое внимание на народные игры.Игра городки является не только старинной русской игрой, но и спортивной игрой, по которой проводятся первенства Российской Федерации. Существующие научные исследования (Э.И. Адашкявичене, 1992; Э.С. Вильчковский, 1983; Л.Н.Волошина, 2001; З.И.Нестерова, 1997; Т.И. Осокина, 1986; Л.И. Пензулаева, 1998 и др.) позволяют прийти к выводу, что игры с элементами спорта вполне доступны детям в младшем школьном возрасте и являются одним из эффективных средств и методов физического воспитания детей. Анализ учебных пособий дает основание положительно оценить влияние игры в «городки» на формирование двигательной функции ребенка, определить степень ее воздействия на развитие отдельных компонентов движения.

Техника игры в городки сравнительно несложная. Основной элемент техники - это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (для младших школьников это 3-5 метров). Алгоритм обучения позволяет создать целостное представление о броске, далее детализированно освоить элементы техники. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центральнонервных регуляторных процессов (концентрация возбуждения, развития внутреннего торможения и др.), что позволяет точно, дифференцированно производить сложнокоординированные действия, связанные с метанием биты. На заключительном этапе расширяется диапазон вариативности двигательного действия, дети выбивают не только вертикально стоящие фигуры (забор, бочка), но лежащие горизонтально (самолет, рак). Дифференцировка мышечных усилий происходит при выбивании такой фигуры, как письмо. Когда ребенку необходимо выбить городок, стоящий в центре фигуры, здесь требуется особая сноровка. Таким образом у детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания.

Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой городки, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической - корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры городки является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в городках на долю зрительного анализатора. В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам - попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает З.И. Нестерова (1997), функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы. Многие авторы отмечают развивающее воздействие городков на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия (СБ. Шарманова, 1999). Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы-спины, живота, так и наиболее мелкие - кисти.Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре городки, чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.

Это доступная и интересная игра с легко дозируемыми нагрузками, в постоянном разнообразном движении как на свежем воздухе, так и в закрытом помещении для людей самого разного возраста, от детей до стариков. Таким образом, актуальность, польза и малозатратность использования элементов городошного спорта в отделении дополнительного образования очевидны.

Ольга Соколухина
«Обучение спортивной игре «Городки». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по теме : «Обучение спортивной игре «Городки »

Цель : познакомить с русской игрой «Городки »

Задачи :

1. Развивать силу, координацию, глазомер, ловкость;

2. Учить правильной стойке при броске биты;

3. Воспитывать командные качества и чувство товарищества;

4. Вызывать эмоциональный интерес к игре и к игре , как к форме активного отдыха.

Оборудование : городки (20штук, биты (10 штук, наглядный материал (карточки с изображением городошных фигур , музыкальное сопровождение

Занятие проводится в физкультурном зале.

Ход занятия

Части занятия Содержание Время проведения Указания

1. Вводная часть (Дети заходят в зал и строятся в одну шеренгу)

1. Воспитатель : равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по спортивной игре «Городки » . Нам надо будет пройти станции, которые называются : разминочная, станция развивающих упражнений, прицельная, эстафетная, городок , живая фигура.

2. Расчёт на 1-ый-2-ой.

Дети должны запомнить свои номера

3. Ходьба разными способами (в руках городки )

Станция «Разминочная»

- спортивная ходьба

На носках, руки вверх

На пятках, руки за спину

На внешней стороне стопы, руки в стороны

- «с перекатом» (пятка-носок, руки на пояс;

С высоким подниманием бедра, руки в стороны – под коленом стукнуть городками ,

С «захлёстом» голени, руки сзади

В полуприседе, руки к плечам

В упоре на локти и колени («муравьи»

Подскоки

Галоп боковой, руки в стороны (с другой ноги)

Ходьба с восстановлением дыхания

Ходьба с восстановлением дыхания.

Перестроение в 2 колонны (дети, не останавливаясь, кладут городки в корзину и берут биты)

Спину держать прямо

2. Основная часть (общеразвивающие упражнения с битой) «Станция развивающих упражнений»

1. И. П. – о. с., ноги врозь, бита в руках, хват руками сверху.

Поднять биту вверх, на носки опустить биту, вернуться в И. П. (дозировка 8 раз)

2. И. П. – о. с. руки вперёд. Вращения битой перед собой в вытянутых руках (10 раз)

3. И. П. – о. с. бита за головой. Наклоны в стороны (8 раз)

4. И. П. – о. с., бита в руках у груди. Наклоны вниз, положить биту, вернуться в и. п., прогнуться. Наклон, взять биту, вернуться в и. п. (8 раз)

5. И. П. – о. с., бита в правой руке. Поднять правую ногу, согнуть в колене и переложить биту в левую руку. Тоже повторить в другую сторону (8 раз)

6. И. П. – стоя на коленях, бита в руках. Сесть на ягодицы вправо от себя на пол, руки вынести вперёд. Вернуться в и. п. повторить в другую сторону. (6 раз)

7. И. П – сидя на полу, ноги прямые впереди, бита за головой. Движения на ягодицах вперёд и назад (по 8 раз)

8. И. П. – лёжа на животе, бита вертикально стоит на полу (держать руками) . Поднять туловище от пола, перехватить руками вверх и вниз, вернуться в и. п. (по 4 раза)

9. И. П. – лежа на спине, бита за головой в руках, ноги прямые. Поднять ноги и опустить их за голову, коснуться биты, вернуться в и. п. (10 раз)

10. И. П. – о. с., бита на полу вертикально лежит. Прыжки боком через биту (8 раз)

Восстановление дыхания. 4минуты

Локти в стороны, спина прямая. Колени не сгибать.

Ноги от пола не отрывать, спину прогнуть

3. Основные виды движений Станция «Прицельная»

- воспитатель : мы с вами на станции «Прицельная» . Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции. Вспомните, кто какой номер получил в начале занятия и встаньте 2 колонны

1. Забросить биту в «город » (квадрат) с полукона. (2-3 попытки)

2. Выбить кеглю из «города » (2-3 попытки)

Станция «Эстафетная»

Воспитатель : а сейчас вы посоревнуетесь, чья команда быстрее построить городошную фигуру .

1. (Воспитатель показывает городошные фигуры , а дети быстро отвечают)

Воспитатель кладет в квадрат – «город » карточку с изображением фигуры – «Звезда» , «Артиллерия» и дети по сигналу относят по 1-ому городку в город , а последний – строит фигуру и возвращается обратно.

2. Воспитатель называет фигуру, дети по сигналу бегут всей командой к «городку » и строят фигуру («колодец» , «пушка» , «забор» )

Станция «Городок »

3. Выбивание фигуры «забор» с кона.

4. Выбивание фигуры «ракетка» с полукона. 18 минут

4 Заключительная часть

Малоподвижная игра Станция «Живая фигура»

Дети по сигналу должны «построить» из своих тел городошную фигуру «артиллерию» , «Звезда» , «Рак» . Воспитатель : вот и подошло наше путешествие по спортивной игре «Городки » к концу. Стройсь! 4 минуты

Городки – старинная русская игра.

В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?

Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

    Два черенка – это две биты.

    Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.

Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон .

Далее отступите еще несколько метров и начертите линию - кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра).

Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.

Играем в городки.

Как играть в городки?

    Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.

    В каждой команде выбирается ведущий.

    Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.

    Все рюхи ставятся в город определенными фигурами. Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» - пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

Очень важное примечание:

1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.

2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу пример. Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры - звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.

Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой. Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

    Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.

    Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).

    Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.

    После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.

    Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.

    Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.

    Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

Уважаемые коллеги, желаю Вам успехов!

Надеюсь, что эта беседа-практикум пополнила копилку Ваших знаний о русских народных играх и Вы обязательно поиграете!

Желаю Вам приятного время провождения!

Физ.инструктор Темнова Тамара Алексеевна.

Уважаемые коллеги!

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова, от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.

Причины этого кроются в современном образе жизни. Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте усиленно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность, формируется способность к двигательным дифференцировкам, угадыванию траекторий движения. У детей старшего дошкольного возраста условные рефлексы вырабатываются быстро, но игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как само-регуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Подвижные игры

Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.

Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении. Городки, выкатившиеся за пределы этих зон и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.

Выигрыш партии

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

Игра выиграна одной из команд, если: в игре из трех партий счет: 2:0, 2:1, 2,5:0.

Каждый играющий получает 2 биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона. После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.

По правилам этой игры соблюдается определённое

количество и порядок фигур. О количестве фигур вы договариваетесь перед игрой. Их может быть 3-4.

Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит.

Правила игры в «Городки»

Как вы уже знаете «Городки» - старинная народная спортивная игра. Для игры нужны палки - биты и городки - «рюхи».

На земле чертится квадрат, стороны которого равны 1м, - это «город». На расстоянии 2м. от него проводится линия - полукон, от этой линии проводим ещё оду, на расстоянии 1м., - кон, с которого играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города.

Игру начинает команда (участники) правого «города», далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит. Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.

Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов».

Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.

Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.

Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.

способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Очевидно, что народные игры и физические упражнения не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передачи жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. По определению А.В. Запорожца подвижные игры представляют собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.

В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств

* двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому весьма актуально обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «городки».

В качестве основных задач двигательного развития дошкольников при обучении в «Городки» определяют следующие:

Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий; освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений; развивать двигательные качества и способности детей;

Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех движений; учить детей контролировать и оценивать свои движения; формировать первоначальные представления в играх и упражнениях; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость;

Формировать у дошкольников культуру движений, двигательное обогащение опыта детей всеми доступными движениями.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Обучая дошкольников игре в «Городки», ставится цель:

– вызвать устойчивый интерес к игре и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка;

–обогащать двигательный опыт детей двигательными действиям

Городошные фигуры

Схема городошной площадки

Кон

Обучать правильной технике выполнения элементов игры в «Городки»;

Содействовать развитию двигательных способностей;

Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Традиция нашего дошкольного учреждения – быть здоровыми!

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Поэтому в работе с детьми мы помним и стараемся соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Городки - старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции.

«Городки»

В мире существует огромное количество игр. Но сегодня я хочу вам рассказать об одной интересной народной игре - «Городки». Когда то в эту игру играли по всей Руси и она пользовалась огромной популярностью, как среди взрослых, так и среди детей.

Вы можете играть в эту игру на своих спортивных площадках.

Что же нужно для этой игры? Нужны палки - биты и городки.

На земле чертят квадрат, сторона которого 1м. Это город. На расстоянии 2 м. от города проводим линию, которая называется полукон. От этой линии на расстоянии 1м. проводится ещё одна линия, с которой играющие бросают биты. Эта линия называется кон. Городки в виде различных фигур, а таких фигур всего пятнадцать, поочерёдно расставляют на лицевой линии города. Каждая фигура состоит из пяти «рюх» - городков.

Во время игры участники по очереди должны сбивать с разного расстояния фигуры, называемые городками. Прицеливаясь, они запускают биту в деревянные цилиндры. Выигрывает тот, кто собьет больше цилиндров за меньшее число бросков. Если выпадает равный счет, то назначается дополнительный бросок.

Игра «Городки» сближает детей

В игре могут участвовать только 2 человека или целые команды. Чем больше малышей, тем интереснее игра. Вторая команда начиинает игру, когда все участники первой сделают свой бросок. Соревнование проходит в 2 тура, после каждого броска выстраивается новая фигура.

В комплек игры входит 2 биты и 5 цилиндров из дерева. Из них выстраивают 15 городков различной формы, после чего приступают к игре. В начале игры воспитатель должен определить, какая команда будет первой. Это очень просто сделать при помощи считалки или жеребьевки.

Правила игры «Городки»

Для игры выбирают ровную площадку и делают разметку 2х2 м. Внутри площадки на середине передней линии устанавливают фигуры. Броски делают с самого дальнего расстояния, которое равняется 13 м, или с ближнего, оно равно 6,5 м.

Игроки стартуют с дальней отметки. Если участник выбил хоть один из цилиндров, то следующий бросок делает с ближней черты. Фигура считается выбитой, если цилиндр полностью вылетел за пределы площадки. Если цилиндр находится на передней линии, то этот ход не считается.

Бросок игрока не засчитывается в ряде случаев:

  • участник заступил за линию разметки;
  • бита коснулась земли или линии площадки;
  • участник долго прицеливался.

В этом случае игра начинается сначала, выходит новый игрок. Повторять ход не разрешается.

Правила игры могут меняться, учитывая возраст участников. Для малышей выстраивают самые простые фигуры, постепенно усложняя игру. Задача каждого участника – метнуть биту, чтобы попасть в зону площадки, сбить фигуру или цилиндр. Это получается не с первого раза, придется долго тренироваться. Воспитатель может менять условия игры на свое усмотрение, разыгрывать в одном туре только 5 фигур.

Игра «Городки» — интересная, приобщает к командным играм, все учатся работать на результат. Не забывайте хвалить малышей за проявленные старания. Постепенно выстраивайте из цилиндров более сложные фигуры.