Гороскопы

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста. Возрастные особенности учащихся. Средний школьный возраст

Психофизиологические особенности учащегося средней школы

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа взрослого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому родитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа - семья - общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения.

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

Школьный возраст

период жизни с 6-7 до 17-18 лет. Условно выделяют младший Ш. в. (до 11 лет) и старший Ш. в. (с 12 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают.

Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4-6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n - 4), где n - в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n ․ 5) - 20 кг , где n - в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.

Анатомо-физиологические особенности . Кожа и подкожная клетчатка . Строение дермы в Ш. в. примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное . С наступлением половой зрелости начинают функционировать апокриновые , появляется вторичное оволосение (см. Половое созревание). Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.

Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5-7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.

Мышечная система . Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7%, в 15 лет - 32,6%. Диаметр миофибрилл у новорожденных 7 мкм , в 16 лет - около 28 мкм . К 8-10 годам заканчивается развитие и соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6-7 лет быстро увеличивается. Показатель мышечной работы, выполняемой за 1 мин , в 7 лет составляет 290 кгм , в 16-18 лет - 1000-1200 кгм . В 7-9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего Ш. в. еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8-9 лет укрепляются , значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки - в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10-12 годам достаточно хорошо развита координация движений, к 14 годам - способность к быстрым движениям.

Костная система . Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. В младшем Ш. в. происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые . Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9-10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.

Органы дыхания . К 8-9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам у мальчиков по форме напоминает мужскую, постепенно расширяется. удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6-8 лет) до 6,3 см (в 10-12 лет) и 7,2 см (в 14-16 лет), ширина соответственно - с 10 до 11,3 и 14 мм . Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается 118 мл до 227 мл , минутный объем дыхания - 3200 до 5000 см 3 . Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2700 (в 14 лет), максимальная легких с 42 л/мин до 68 л/ мин , резерв дыхания с 38,5 л/мин до 63,1 л/мин соответственно.

Сердечно-сосудистая система . Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) и 230 г (в 14 лет). В 12-14 лет отмечается второй период интенсивного увеличения массы сердца (первый в 0-2 года, третий в 17-20 лет). К 7-8 годам заканчивается тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 12 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70, в 17 лет - 120/75 мм рт. ст.

Органы пищеварения . Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) и 19 см (в 15 лет). Физиологическое сужения пищевода в младшем Ш. в. сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет - 26-27,9 см , 10 лет - 27-33 см , 15 лет - 34-36 см (приблизительно этот показатель равен 20 + n, где n - число лет). Функциональная емкость желудка достигает к 10-12 годам 1300-1500 мл ; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются и печень, повышается их функциональная . С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения: увеличивается коэффициент расщепления жира; изменяется топография абсорбционных процессов в кишечнике. Частота опорожнений кишечника 1-2 раза в день, оформленный.

Органы мочевыделения . Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в Ш. в. структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5-9 лет - 200 мл , 9-12 лет - 200-300 мл , 12-15 лет - 300-400 мл . Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10-12 см , у девочек - до 2 см . Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл , с 8 до 11 лет - 850 мл , с 11 до 15 лет - 1100 мл .

Кроветворная система . Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется , после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма , Кровь). Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (12 лет), размеры с 8×5 см (8 лет) до 11×6 см (12 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.

Иммунная система . Совершенствуется местный и общий . Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6-12 годам масса вилочковой железы достигает максимума - примерно 30 г , затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10-12 годам приближается к уровню взрослых.

Эндокринная система . Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается , совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.

Нервная система . Масса головного мозга с 6-7 лет нарастает более медленно. В 6-7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г , у девочек 1225 г , в 11-12 лет - 1348 г и 1259 г, в 14-15 лет - 1356 г и 1318 г соответственно. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Продолжается нервных волокон (в основном в коре), еще не покрытых миелиновой оболочкой. Длина спинного мозга к 7-10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные . Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего Ш. в. еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

Особенности заболеваемости. Дети в школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. еще ранима, склонна к шелушению, ее интенсивное способствует распространению инфекции. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, ). Костно-мышечная , хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки (Осанка), Сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются , возникают ангины. Часто у детей Ш. в. выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.

Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку Ш. в. отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3-4 раза в день по 10-15 мин , летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия ( , расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин , во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Необходимо правильно организовать школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на , сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол, ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову держать с небольшим наклоном вперед, расстояние от до стола 30-35 см . Стол для занятий ставят так, чтобы от окна падал слева; от настольной лампы (60 Вт ) не должен падать в глаза. Неправильное и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный . Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7-9 лет - 10 ч , 10-12 лет - 9 1 / 2 ч , 13-15 лет - 9 ч .

Питание. Потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии - см. Питание . Из общей суточной энергетической потребности на должно приходиться 14%, - 31%, - 55%. При этом белков животного происхождения в 6 лет должна составлять 65%, а у детей старше 6 лет - 50-60% от их общего количества; жиров растительного происхождения - 10-15% всех жиров; легкоусвояемых углеводов - не более 20% углеводного рациона. Суточная потребность в воде (включая воду, содержащуюся в пищевых продуктах) уменьшается с 90-100 мл/кг в 5 лет до 40-50 мл/кг в 18 лет. Следует придерживаться определенного режима питания с 4-5-разовым приемом пищи. Примерные часы приема пищи при 5-разовом питании: 1-й завтрак - 7 ч 30 мин , 2-й завтрак - 10-11 ч , обед - 13-14 ч , полдник - 16-17 ч , ужин - 19-20 ч . По калорийности на 1-й (домашний) завтрак должно приходиться 15%, 2-й (школьный) - 20%, обед - 35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%. В группах продленного дня организуется 3-разовое , составляющее 65-70% суточной потребности в питательных веществах и энергии. Завтрак в школе должен состоять из горячего блюда и питья. Обед желателен из 4 блюд: запуска, 1-е, 2-е и 3-е блюда. В полдник обычно дают молоко и хлеб.

Каждое утро детям рекомендуется делать зарядку. Для детей младшего Ш. в. полезны подвижные игры, включающие элементы спортивных игр, эстафеты. В дальнейшем вводят гимнастические упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метание и т.д. Рекомендуются лыжный , игра в баскетбол, волейбол и т.д. Степень допустимой физической нагрузки (в т.ч. возможность занятий тем или иным видом спорта) определяет в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и физической подготовленности.

С целью закаливания используют воздушные и солнечные , водные процедуры. лучше начинать с воздушных ванн, которые принимают в помещении в течение 1-2 нед. при температуре воздуха не ниже 16°, продолжительность их вначале 3-4 мин , затем ее увеличивают каждый день на 1 мин , доводя до 10 мин . Хорошо сочетать воздушные с гимнастикой. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде. В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года 2-5 ч , летом 10-12 ч ежедневно. В качестве закаливающих водных процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, купание. Обтирание и обливание тела сначала проводят при 35°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1-2 дня на 1-2°) и доводят до 24-22°. Для обтираний и обливаний ног начальная температура воды 30°, через неделю ее начинают снижать (каждые 1-2 дня на 1-2°) и доводят до 16-14°. водой проводят в помещении при комнатной температуре воздуха. После процедуры кожу вытирают насухо. Во всех случаях, когда приходится прекращать , а затем через 3-5 дней его возобновлять, должна быть на 2-3° теплее, чем при последней процедуре. Если водные процедуры не проводились более длительное время, их начинают вновь с исходной температуры. Температура воздуха при купании должна быть не ниже 22°, температура воды для детей до 10-12 лет - не ниже 20°.

Солнечные ванны рекомендуется принимать между 10 и 12 часами дня. Начинают их при температуре воздуха в тени не ниже 18°. Продолжительность первой ванны 2 мин ; одну минуту ребенок лежит на спине, вторую на животе. Через день или два прибавляют по 2 мин на процедуру.

Диспансерное наблюдение. Дети Ш. в. должны ежегодно проходить профилактические медосмотры. Состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах, и объем дополнительных исследований определяются в соответствии с инструкциями по диспансеризации детского населения в городах и сельской местности. Так, в сельской местности учащиеся 1-8-х классов 1 раз в год осматриваются педиатром и стоматологом. Кроме того, учащихся 1, 3, 6 и 8-х классов дополнительно осматривает . Осмотры другими специалистами проводятся по показаниям. Профилактические медосмотры предусматривают также проведение антропометрии, клинических анализов крови и мочи, гельминтологических исследований, определение остроты зрения, исследование слуха, измерение . При осмотрах обращают на нервно-психическое и детей, состояние внутренних органов, костно-мышечной системы, зубов. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены на соблюдение гигиенического режима в школе и дома, организацию рационального питания, физического воспитания, выявленных заболеваний.

Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гузенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермаха и В.К. Вогана, . с англ., т. 1, М., 1987.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Младший школьный возраст (6 – 11 лет)

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). В этом возрасте идёт активная смена молочных зубов, около двадцати молочных зубов выпадают. Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Когнитивное развитие. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно - логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай - медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.


Общение. Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3 - 4 класс - формирование детского коллектива (мы и наша учительница).
Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам.
Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем - четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).

Эмоциональное развитие. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.


Как известно, детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте. По-мнению большинства психологов (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И Фельдштейна), подростковый возраст охватывает период жизни человека от детства до юности, т.е. с 10-12 лет до 13-15 лет. Данный возраст называют периодом "бури" и "натиска". (Прихожан 1990)

Согласно классификации А.К. Марковой, принято следующее деление детства на такие возрастные периоды (Маркова 1995):

младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;

преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;

дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;

младший школьный возраст - от 7 до 1 1-12 лет;

средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;

старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.

В свою очередь, школьный возраст распадается на (Маркова 1995):

младший школьный (7-10,11 лет), возраст начальной школы;

средний школьный возраст, или подростковый (10, 11-15 лет), возраст

4-8 классов;старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет), возраст 9-11 классов.

Ведущей деятельностью - «движущей силой» для всех школьных возрастов является обучение, однако специфика каждого школьного возраста определяется тем, освоение каких сторон деятельности осуществляется ребёнком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. (Выготский 2006) В дальнейшем мы будем придерживаться взглядов Выготского на психологические особенности детей данного возраста.

С переходом из младших классов школы изменяется положение школьников в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. У школьника - подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его сила, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень со взрослыми. (Мухина 2006)

Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания школьников, что представляет собой существенное расширение и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания школьников находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, обучения, труда. Прежде "детские" мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, "взрослые" мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отодвигаются на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития. (Мухина 2006)

Л.С. Выготский отмечал также ещё два новообразования возраста - это развитие рефлексии, и на её основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал JI.C. Выготский, зависит от культуры содержания среды. (Выготский 2006) Многие исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др., отмечают в качестве важного итога развития личности в подростковом возрасте становление принципиально нового уровня самосознания. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей. Л.С. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания, проводит его через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя ко все более определённой и иногда резко колеблющейся самооценке. «В процессе развития самосознания, центр тяжести для подростков всё более переносится от внешней стороны личности к её внутренней стороне, от более или менее случайных черт, к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате, человек самоопределяется как личность на более высоком уровне». (Рубинштейн 2009)

В этом возрасте ученик осваивает социальную деятельность межчеловеческих отношений, осознает этапы общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст - возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействия с другим человеком в ходе учебной деятельности. (Маркова 1995) Социальное развитие подростка идёт в двух основных направлениях - освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки, в действительности, не хотят, поскольку они ещё не готовы к ней. Они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор. (Маркова 1995)

Отрочество - это период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй. В этот период подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. В целом, основной проблемой подросткового возраста является потребность познать самого себя. (Маркова 1995)

В свою очередь, А.К. Маркова выдвигает три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких серьёзный сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя,преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. (Обухова 2004).

Ж. Пиаже определил мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер и свободен от «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.

Когнитивное развитие в отрочестве включает в себя следующее:

Более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, таких, как ее сохранение в памяти и перенос.

Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач.

Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме.

Развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание мышления - богаче и сложнее.

Тем самым, исходя из выше сказанного, можно утверждать, что проблемное обучение напрямую связано с мышлением на уровне формальных операций, что согласно теории Пиаже подтверждается на уроках иностранного языка где используется проблемный метод обучения.

Следует отметить, что в среднем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. Важнейшее интеллектуальное приобретение среднего школьного возраста - это умение оперировать гипотезами. (Обухова 2004)

В подростковом возрасте развивается внимание, которое характеризуется не столько большим объёмом и устойчивостью, сколько и специфической избирательностью. Выделяют три основных вида внимания:

непроизвольное (возникает само собой, без усилий воли) - этот вид характерен для деятельности дошкольников;

произвольное (требует от человека волевых усилий) - начинает формироваться с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми);

последовательное.

В подростковом возрасте у ребёнка увеличивается объём внимания, т.е.

в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своём сознании большее число объектов.

Выше, по сравнению с учащимися младших классов, у подростков и

устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего.

В средних классах школы развитие познавательных процессов школьников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека,

включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причём развитие средств познания несколько опережают собственно личностное развитие.

По словам Н.Д. Гальсковой, интересы школьников этой группы приобретают более устойчивый характер. Именно с этого возраста начинает формироваться профессиональная ориентация, которая окончательно определяется в старших классах. (Гальскова 2004) В этом возрасте, усваиваются многие точные понятия, школьники обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач.

По словам Н.С. Лейтес, у подростка происходят изменения в развитии памяти. Она принимает последовательный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений всё большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение. (Гальскова 2004)

В среднем школьном возрасте значительно увеличивается объём памяти, причём не только за счёт лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно принимает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. (Кон 1987) Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить учащийся, в том числе механически. У подростка возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются значительно чаще, чем у младших школьников.

В этом возрасте, усваиваются многие научные понятия, школьники

обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированное у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных

познавательных процессов (Немов 2011) Важной особенностью среднего школьного возраста является формирование активного, самостоятельного,

творческого мышления. В этом возрасте, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. (Пиаже 2008) Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте - овладение.подростком процессом образования памяти, который ведёт к высшей норме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

По словам JI.C. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. JI.C. Выготский пишет о том, что в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление, а также понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятия. (Выготский 2006)

Как отмечает В.С. Мухина, в подростковом возрасте развитие речи идёт, с одной стороны, за счёт расширения богатства словаря, с другой - за счёт усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь как родного так иностранного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность, во-вторых, фиксировать определённый взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие. (Мухина В.С, 2000)

Согласно А.П. Петровскому, Д. Б. Эльконину, для школьников в подростковом периоде ведущую роль играет интимно-личностное общение. Учащиеся принимают ситуации, связанные с проблемами взаимоотношений между ними. Тем самым, можно утверждать, что диалог для подростков имеет важнейшую роль, и, пользуясь принципами проблемного обучения, можно успешно формировать умения диалогической речи.

Младший школьный возраст в современной периодизации охватывает период от 6 - до 9 - 11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни; новые требования, новая социальная роль ученика,принципиально ноный вид деятельности - учебная деятельность. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда детибыстро тянутся вверх, наблюдается дисгармонияв физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышеннаяпотребность в движениях.

Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов.

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией.К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальныеразличия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обученияформируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Внимание активизируется,но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиями высокой мотивации. Восприятие также характеризуетсянепроизвольностью.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное),на второй - продуктивное.

7 - 8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Интенсивно развивается самосознание. Становлениесамооценки младшего школьниказависит от успеваемостии особенностей общения учителя с классом.Большое значение имеетстиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складываетсязавышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижаютуверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация.Дети начинают утверждаться в другой области в занятиях спортом, музыкой.

Подростковый возраст.

Границы подросткового возраста доста­точно неопределенны(от 9 -11до 14 - 15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другиепозже.

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела. Быстро растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляется обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка могут рассматриваться в качествепрямой причины его психологического развития.

В этот период наблюдается бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, влияющие на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. Все это является внутренними (биологическими) предпосылками кризиса, характерного дляподросткового возраста.

Внешними (психологическими) предпосылками является изменение характера учебной деятельности: многопредметность. содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук. Нет единства требований: сколькоучителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка,его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых: введение общественно-полезного труда в школьное обучение. К подростку предъявляются новые требования в семье (помощьпо хозяйству, с ним начинают советоваться).

Ведущие позиции в жизни ребенка начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Подростку присуща сильная потребность в общении с ровесниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей: у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Подросток оперируетгипотезой в решении интеллектуальных задач. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению.

В моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайныхвлияний.

Центральные новообразования этого возраста: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости» (возникающее представление о себе как уже не ребенке), переоценка ценностей, автономная мораль.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.