Обереги

К целям юнктад относится. Юнктад и ее роль в регулировании международной торговли. Основные задачи юнктад

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Конференция ООН по торговле и развитию – это постоянный действующий орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964 году и насчитывает 168 стран-членов. Основными задачами ЮНКТАД являются:
1. содействие развитию междунар. торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества м/у государствами;
2. выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционир-я современных международных экономических отношений;
3. участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли .

В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991.

Сотрудничество с ЮНКТАД позволяет гармонизировать российское антимонопольное законодательство с международными нормами, дает возможность принимать участие в обмене мнениями и в обсуждении наиболее важных аспектов этой сферы. Вместе с тем, необходимо отметить, что техническое содействие со стороны ЮНКТАД в адрес МАП России (Аббревиатура "МАП" расшифровывается как "Министерство по антимонопольной политике ". Компании, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны обращаться в антимонопольные органы МАП для уведомления или для получения разрешения на совершение тех или иных сделок) весьма ограничено, что объясняется приоритетной ориентацией этой организации на помощь развивающимся странам.

В связи с этим, деятельность МАП России в этой области сотрудничества направлена на привлечение средств для оказания технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей государствам-членам СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

В бразильском городе Сан-Паулу 13 июня открылась 11-я сессия Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая продлится до 18 июня .

Главная цель конференции – достичь договоренностей о перенаправлении ресурсов и средств, выручаемых от торговли, на развитие и борьбу с бедностью, что должно привести к ускорению развития и экономического роста слаборазвитых стран.

Участники встречи намерены обсудить пути взаимодействия между развитыми и развивающимися странами и найти возможность преодоления разногласий на национальном и международном уровнях по проблемам международной торговли и развития.

Предполагается, что во дворце Анемби, где пройдет сессия ЮНКАТД, состоятся жаркие дебаты по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, которые волнуют развивающиеся страны из-за их невозможности конкурировать с датируемыми продуктами из Америки и Европы. В работе сессии ЮНКТАД примет участие генсек ООН Кофи Аннан, сообщает РИА "Новости".

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 11 сессий.

I сессия – в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II – в 1968 г. – в Дели (Индия); III – в 1972 г. – в Сантьяго (Чили); IV – в 1976 г. – в Найроби (Кения); V – в 1979 г. – в Маниле (Филиппины); VI – в 1983 г. – в Белграде (Югославия); VII – в 1987 г. – в Женеве (Швейцария); VIII – в 1992 г. – в Картахене (Колумбия); IX – в 1996 г. – в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. – Таиланд.

С созданием ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказывать­ся мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сей­час достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима ми­ровому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые во­просы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сес­сии было единогласно признано, что они «должны вести к дей­ствиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обяза­тельный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия эконо­мических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы префе­ренций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система преду­сматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися го­сударствами на невзаимной основе, т. е. без требования со сторо­ны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп това­ров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатыва­ющей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам – членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ . Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара - ми и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 еже - годных встреч экспертов/специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

2.11.1612: 08

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

(Справка)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в соответствии с резолюцией ГА ООН 1995 (XIX) 30 декабря 1964 г., является одним из универсальных и глобальных форумов по рассмотрению и выработке рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий и др. Штаб-квартира Организации расположена в Женеве.

Членами ЮНКТАД являются 194 государства. Статус наблюдателей имеют 114 межправительственных и 211 неправительственных организаций.

Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается на четырехлетний срок генеральным секретарем ООН и утверждается решением ГА ООН. С 1 сентября 2013 г. этот пост занимает Мухиса Китуи (Кения). Заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД с 1 апреля 2015 г. является бывший постоянный представитель Швеции при ВТО Йаким Райтер.

В соответствии с мандатом ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: аналитическая работа, построение консенсуса по актуальным вопросам торговли и развития, а также реализация программ технического содействия.

В полномочия ЮНКТАД также входит проведение международных переговоров, участие в реализации решений глобальных форумов, продвижение конструктивных подходов и рекомендаций, а также политических инициатив по вопросам, рассматриваемым другими международными организациями. Важным аспектом деятельности Организации является принцип универсальности, подразумевающий необходимость учета специфических интересов всех стран-членов и групп стран.

Бюджет ЮНКТАД состоит из регулярного бюджета (на период 2014- 2015 гг. - 147,9 млн. долл. США), утверждаемого ГА ООН и покрывающего функционирование секретариата Организации, проведение основного объема аналитической работы и подготовку публикаций, и фонда на реализацию программ техпомощи, формирующегося за счет взносов доноров (государства, частные компании, а также финансирование проектов другими МО системы ООН, например ПРООН). В 2014-2015 гг. объем внебюджетного финансирования программ составил 75,5 млн. долл. США.

Высшим органом ЮНКТАД является министерская конференция, которая созывается раз в четыре года. Сроки и место проведения мероприятия устанавливаются ГА ООН. Первая Конференция ЮНКТАД прошла в Женеве в 1964 г. Последние - ЮНКТАД-Х - в 2000 г. в Бангкоке, ЮНКТАД-XI - в 2004 г. в Сан-Паулу, ЮНКТАД-ХП - в 2008 г. в Аккре, ЮНКТАД-ХШ - в 2012 г. в Дохе. Конференция ЮНКТАД-XIV состоялась 17-22 июля 2016 г. в Найроби.

Совет по торговле и развитию (СТР) ЮНКТАД осуществляет координацию работы Организации в период между министерскими конференциями. В состав Совета входит 155 стран. СТР собирается один раз в год (осенью) на очередную сессию, а также до трех раз в год - на исполнительные сессии.

Председатель СТР избирается в ходе сессии Совета от одной из региональных групп в порядке ротации сроком на один год. В настоящее время председателем СТР является Постоянный представитель Аргентины при отделении ООН в Женеве Альберто Педро Д"Алотто.

Президиум СТР (12 членов) оказывает содействие Председателю в работе и выносит рекомендации по актуальным вопросам деятельности Организации. Его состав комплектуется из представителей всех региональных групп на основе принципа справедливого географического распределения.

Комиссии ЮНКТАД являются вспомогательными органами СТР. Они созываются один раз в год для обсуждения актуальных вопросов, находящихся в ведении Организации, и выработки соответствующих рекомендаций. В настоящее время, в соответствии с Аккрскими решениями о структурной оптимизации Конференции, функционируют три комиссии:

Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по науке и технологиям в целях развития (является вспомогательным органом ЭКОСОС).

Работу комиссий дополняют совещания экспертов ЮНКТАД, рассчитанных на один год или несколько лет, в ходе которых обсуждаются более специфические аспекты торгово-экономической проблематики. Каждая из Комиссий созывает ежегодно две-три экспертных встречи. Темы совещаний и встреч экспертов выбираются на основе предложений стран- членов Организации.

Статус ЮНКТАД подразумевает участие в проводимых по линии Организации мероприятиях наделенных соответствующими полномочиями представителей национальных правительств. Однако, принимая во внимание то, что формат работы ЮНКТАД фактически не предполагает принятие юридически обязывающих для всех стран-членов документов (это может касаться, скорее, участия отдельных стран в конкретных проектах техпомощи), «формализуются» полномочия лишь для делегатов, участвующих в проводимых раз в четыре года министерских конференциях ЮНКТАД. В этой связи имеются случаи участия в совещаниях экспертов представителей национальных органов исполнительной власти, которые, тем не менее, работают на этих мероприятиях «в личном качестве» и не делают заявлений от имени своих государств.

Фактически представленность государств на мероприятиях, проводимых в Женеве по линии ЮНКТАД, обеспечивается в подавляющем большинстве случаев дипломатами национальных постпредств. Это в равной степени характеризует практику как развитых, так и развивающихся стран.

«Расширение» национальных делегаций (главным образом, за счет командирования из столиц представителей МИДов и министерств, курирующих торгово-экономический блок) может происходить в случае участия в указанных мероприятиях высокопоставленных представителей органов власти (например, в качестве докладчиков-панелистов либо находящихся в Женеве для встреч и переговоров с руководством или секретариатом ЮНКТАД), или при наличии особого интереса к вопросам, стоящим на повестке дня того или иного мероприятия (все материалы и доклады к предстоящим заседаниям заблаговременно размещаются на сайте Организации). В целом каких-либо «закономерностей» в командировании подобных расширенных делегаций не прослеживается.

Существует практика рассылки подразделениями ЮНКТАД приглашений экспертам (в том числе и правительственным) напрямую, «в обход» женевских постпредств, что вызывало в последнее время многочисленные нарекания стран-членов. Руководство организации пытается систематизировать и унифицировать процедуру направления подобных приглашений и впредь использовать для этого официальные каналы.

Помимо мероприятий, за подготовку которых непосредственно отвечает секретариат ЮНКТАД, под эгидой Организации и при участии ее экспертов ежегодно проводится ряд отраслевых мероприятий (например, Глобальный сырьевой форум и Межправительственный форум по устойчивому развитию горнодобывающего сектора и его минерально - сырьевой базы). Расширению контактов ЮНКТАД с гражданским обществом призван содействовать проводящийся летом Общественный симпозиум.

Штат Секретариата ЮНКТАД состоит приблизительно из 400 сотрудников (в их числе - 10 граждан России). Структурно Секретариат разделен на пять департаментов:

Департамент глобализации и стратегий развития;

Департамент инвестиций и предпринимательства;

Департамент международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;

Департамент технологий и логистики;

Департамент стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ.

Программы техпомощи

Темы программ и подбор экспертов для их реализации во многом определяется правительствами стран-доноров. Соответственно, эти проекты ориентированы, в первую очередь, на потребности стран-доноров и отражают их экономические интересы в странах-реципиентах. В настоящее время этот инструмент активно используется не только западными странами - традиционными донорами ОПР, но и такими развивающимися странами, как Китай и Бразилия, особенно в африканском регионе. В этой связи изучение опыта эффективного использования донорства в части проектов техпомощи ЮНКТАД представляет несомненный интерес и для России.

С учетом того, что основными бенефициарами программ техпомощи ЮНКТАД являются развивающиеся страны (это прямо вытекает из мандата Организации), участие России в качестве реципиента помощи по большинству из них не представляется возможным. В то же время, являясь признанным центром мировой экспертизы в области торгово-экономической политики, ЮНКТАД открыт для совместной работы с заинтересованными сторонами для разработки новых проектов, отражающих интересы конкретных государств и региональных блоков (в случае России - регион СНГ). При этом следует исходить из имеющих место объективных ограничений, в частности - двухгодичного цикла бюджетного планирования.

Так, план на период 2016 - 2017 гг. в настоящее время согласовывается и речь может идти о разработке новых проектов, реализация которых предполагается в указанные сроки.

Из действующих в течение многих лет программ ЮНКТАД наибольший интерес с точки зрения возможного участия (или расширения участия) России представляют следующие.

Страновые обзоры инвестиционной политики. Один из наиболее адресных и эффективных, согласно оценкам стран-реципиентов и руководства ЮНКТАД, инструментов техпомощи в арсенале Организации.

При подготовке обзора ЮНКТАД оценивает текущую ситуацию, изучает среднесрочную и долгосрочную перспективу в стране по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом «активная фаза» сбора информации «на местах» с командированием экспертов ЮНКТАД в страну проведения обзора занимает обычно около одного года. По итогам исследования разрабатывается стратегический план действий по реализации рекомендаций ЮНКТАД, который представляется на утверждение правительству.

Подготовка обзора инвестиционной политики экспертами ЮНКТАД и его последующая презентация на ее «полях», несомненно, относится к резонансным событиям в календаре Организации и, помимо практической пользы для органов государства-заказчика, отвечающих за формирование инвестиционной политики, дает заметный позитивный сигнал зарубежным инвесторам. Существует также практика оценки экспертами ЮНКТАД хода выполнения предписанных рекомендаций и их эффективности.

Всего ЮНКТАД проведено более 30 подобных обзоров, в том числе три обзора для государств-членов СНГ - Узбекистана (1999 г.), Белоруссии (2010 г.) и Молдавия (2014 г.). Во всех случаях проект финансировался ПРООН. По мнению наших партнеров, после проведения обзоров имел место заметный положительный эффект в процессе привлечения ПИИ, были усовершенствованы механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов.

Подготовка инвестиционного обзора для России могла бы принести аналогичный «стимулирующий эффект» и повысить инвестиционную привлекательность нашей страны на мировой арене. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 150 тыс. долл. США в год (включает подготовку обзора - обычно в течение двух лет, а также возможные последующие мероприятия по экспертному сопровождению внедрения предписанных в обзоре рекомендаций в национальную политику). Вместе с тем следует исходить из того, что для России как крупного развитого государства практически исключено выделение донорских средств из целевых трастовых фондов ЮНКТАД.

Виртуальный институт ЮНКТАД. Представляет собой сеть образовательных и научно-исследовательских учреждений с координационным центром в Женеве. Образован в 2004 г. по решению Министерской конференции ЮНКТАД-XI (Сан-Пауло). Основная задача Виртуального института - развивать связи между национальными академическими заведениями, специализирующимися на экономической проблематике, а также вопросах международной торговли и развитии. По задумке организаторов, данный проект призван мобилизовать экспертное участие академических кругов в обсуждении актуальных вопросов, входящих в компетенцию ЮНКТАД.

В настоящее время Виртуальный институт объединяет 96 высших учебных заведений и научно-исследовательских центров в 43 странах.

ЭМПРЕТЕК. В сфере поддержки малого и среднего предпринимательства ЮНКТАД с 1988 г. осуществляет программу ЭМПРЕТЕК (от испанского emprendedores - предпринимательство и tecnologia - технология). Основным ядром проекта является 6 дневный учебный семинар-тренинг, проводимый сертифицированными преподавателями ЭМПРЕТЕК по методологии Гарвардского университета. Тренинг направлен на формирование самомотивации и культивирование психологии успешного предпринимателя.

В настоящее время программа активно реализуется в 34 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Чили, Иордании, ЮАР, Уганде, Румынии и др.

Ключевым продуктом программы является подготовка предпринимателей путем проведения специальных семинаров и тренингов. Во многих странах (в основном - в Латинской Америке) ЭМПРЕТЕК является частью национальных стратегий по развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

АСИКУДА. В сфере упрощения таможенных процедур ЮНКТАД с 1981 г. ведет проект АСИКУДА (ASYCUDA - Automated System for Customs Data), призванный способствовать развитию международной торговли путем автоматизации процесса таможенного оформления (концепция «одного окна»).

АСИКУДА представляет собой пакет программного обеспечения, позволяющего регистрировать прохождение товаров через таможню осуществлять электронное декларирование грузов, а также автоматизированный контроль за своевременной уплатой всех видов таможенных платежей, акцизов и др. Важной функцией системы является также автоматизация выдачи сертификатов, лицензий и других разрешительных документов. Участник ВЭД и контролирующие ведомства имеют возможность проверять в режиме реального времени статус оформления таких документов. АСИКУДА также позволяет осуществлять эффективное межведомственное управление рисками на основе перекрестной проверки по базам данных.

Система разработана в соответствии с передовой практикой, рекомендациями ЕЭК ООН, ВТамО, ИСО, МСЭ и других организаций. Пакет программного обеспечения предоставляет широкие возможности по адаптации под требования или существующую техническую инфраструктуру конкретного государства. После запуска, отладки и передачи экспертами АСИКУДА навыков управления (осуществляется на некоммерческой основе - то есть покрываются лишь фактические затраты, связанные, например, с командированием экспертов ЮНКТАД и зарплатами координаторов проекта) функционирование системы полностью обеспечивается соответствующими национальными органами.

По оценкам руководства ЮНТКАД, АСИКУДА входит в число наиболее успешных и востребованных «продуктов» Организации (это также самый масштабный по охвату проект - он реализуется в 90 странах, главным образом, в Африке, Карибском бассейне и Юго-Восточной Азии).

ЮНКТАД-Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Диалог между ЮНКТАД и ЕЭК выстраивается на основе двустороннего меморандума о сотрудничестве, подписанного 23 мая 2013 г. в Астане. Перспективы развития взаимодействия обсуждались в ходе встречи между Членом Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Т.Д.Валовой и заместителем Генсекретаря ЮНКТАД Й.Райтером (Женева, июль 2015 г.). В числе прочего стороны обсудили вопрос о возможной организации совместной аналитической работы по исследованию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

    fix

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1964 г. как постоянная межправительственная структура и является органом Генеральной Ассамблеи ООН. Основными задачами ЮНКТАД являются содействие развитию международной торговли и добросовестной конкуренции, установлению благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, оказание им технического содействия в данных областях.
    ЮНКТАД представляет собой универсальный глобальный форум для комплексного рассмотрения проблематики международной торговли и развития, связанных с ней вопросов инвестиций, финансов, задолженности, передачи технологий и выработки соответствующих резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются соответствующие многосторонние соглашения и конвенции.
    Мандат Организации предписывает ей также выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по аналогичным вопросам, рассматриваемым другими международными организациями (прежде всего, ВТО). При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в формировании консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли, прежде всего по тем из них, которые имеют последствия для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в содействии адаптации указанных государств к новым торговым условиям и их интеграции в мировую торговую систему. ЮНКТАД является инициатором разработки идеи Всеобщей системы преференций, вопросов торговли услугами, исследований по проблематике тарифной эскалации, торговли Юг-Юг, «утечки мозгов» и др. Многие идеи Конференции, например, особый и дифференцированный режимы для развивающихся стран, вошли в арсенал ГАТТ/ВТО.
    В ЮНКТАД входят 192 государства, т.е. все члены ООН. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Штаб-квартира Конференции находится в Женеве.
    Высшим органом ЮНКТАД является ее сессия (Конференция), которая созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров для принятия программных документов. Дата и место проведения сессий устанавливается Генеральной Ассамблеей ООН. Первая сессия состоялась в 1964 г. в Женеве, последняя (двенадцатая) - в Аккре (Гана) в 2008 г.
    Тема XII сессии ЮНКТАД - «Возможности и вызовы, создаваемые глобализацией для развития». На сессии был принят итоговый документ «Аккрский аккорд», в котором определены приоритетные направления деятельности ЮНКТАД на ближайшую перспективу, в т.ч. содействие повышению согласованности в разработке глобальной политики на всех уровнях в интересах обеспечения устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты. XIII сессия прошла в 2012 г. в Катаре.
    Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию (СТР). Ежегодно (осенью) проводится регулярная сессия Совета, в рамках которой предусмотрено проведение однодневного Сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. По решению Совета или требованию большинства членов Совета, сессии ЮНКТАД или Генассамблеи ООН созываются специальные сессии.
    В рамках СТР действуют две постоянные комиссии: по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию (заседания проходят один раз в год). В рамках комиссий в течение года регулярно проходят заседания рабочих групп и совещания экспертов. На площадке ЮНКТАД также проходят заседании Комиссии по науке и технологии в интересах развития, формально являющейся вспомогательным органом ЭКОСОС.
    Вне постоянных комиссий на регулярной (сессионной) основе функционирует Рабочая группа по среднесрочному плану и бюджету, которая рассматривает предложения по бюджетным программам на двухгодичный срок и анализирует ход выполнения утвержденных программ. Финансовые ресурсы ЮНКТАД формируются за счет отчислений из регулярного бюджета ООН (раздел «Торговля и развитие») и внебюджетных средств (добровольных взносов, расходуемых преимущественно на финансирование технического содействия). Бюджет ЮНКТАД в последние годы составляется в соответствии с принципом нулевого реального роста (с учетом инфляции): в 2004-2005 гг. – 110,2 млн.долл., в 2006-2007 гг. - 112,5 млн.долл., в 2008-2009 гг. – 117,3 млн.долл., в 2010-2011 гг. – 133,1 млн.долл, 2012-2012 гг. – 139,1 млн.долл. Сумма же добровольных взносов, постоянно возрастает, что, как следствие, повышает зависимость Организации от политических предпочтений стран-доноров и вызывает озабоченность развивающихся стран.
    Постоянным органом, регулирующим работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями Совета, является Бюро СТР.
    Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве, насчитывает около 400 человек. Его возглавляет Генеральный секретарь. В конце мая 2013 г. в связи с окончанием второго срока полномочий (15 сентября 2013 г.) Супачая Панитчпакди (Таиланд) Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун внес на утверждение ГА ООН кандидатуру Мухиса Китуи (Кения) в качестве нового генерального секретаря ЮНКТАД сроком полномочий на 4 года.
    Секретариат состоит из шести отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, НРС и специальных программ; Отдел административных вопросов.
    Исполнительная дирекция включает в себя секретариаты Генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря, группу планирования и оценки программ, группу координации и оценки технического сотрудничества, службу старшего юриста ЮНКТАД. Административная служба и служба обеспечения межправительственного механизма формально не входят в исполнительную дирекцию, но работают под ее контролем.
    В последнее время наблюдается определенная маргинализация ЮНКТАД. Сегодня глобальные переговоры по вопросам финансирования, торговли и инвестиций ведутся главным образом за ее рамками. В этой связи в ЮНКТАД была инициирована дискуссия о задачах и направлениях работы Организации. Основным документом, определяющим ориентиры этой дискуссии, является Доклад «Группы видных деятелей» под названием «Усиление роли и отдачи ЮНКТАД в вопросах развития», опубликованный в декабре 2006 г.
    Продолжавшиеся несколько месяцев неформальные консультации продемонстрировали неоднозначное отношение различных государств к данному документу. Развивающиеся страны выражают весьма сдержанное отношение к рекомендациям «видных деятелей». По их мнению, практическая реализация рекомендаций может ограничить мандат ЮНКТАД и усилить зависимость Организации от волеизъявления государств-доноров. В видении развивающихся стран Комиссия может и должна играть важную роль в преодолении существующих асимметрий в международных торгово-экономических отношениях, формировании более справедливого мирового экономического порядка, повышении степени участия развивающихся стран в управлении процессами глобализации. Ими высказывается заинтересованность в том, чтобы ЮНКТАД продолжала оставаться форумом для обкатки различных идей, исходя из принципа плюрализма мнений.
    Западные государства делают упор на необходимости «улучшения внутреннего менеджмента» ЮНКТАД, повышения качества проектов техсодействия и усиления контроля со стороны доноров за использованием финансовых ресурсов Организации. Практически они хотели бы превратить ЮНКТАД в своего рода «агентство по оказанию технического содействия развивающимся странам». В этой связи страны ЕС, США, Канады, Швейцарии выступают за скорейшую практическую реализацию рекомендаций, понимая под этим «мягкую реформу» ЮНКТАД.
    Работа над рекомендациями по повышению эффективности деятельности ЮНКТАД осуществлялась в рамках подготовки к министерской конференции ЮНКТАД-XII. В результате в Аккре был принят ряд решений, касающихся повышения институциональной эффективности ЮНКТАД, в т.ч. по оптимизации аналитической работы, консолидации проектов технического содействия и др. Усилена роль СТР, в т.ч. в плане участия в редактировании ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по торговле и развитию. Подведение промежуточных итогов выполнения Аккрского соглашения в рамках очередной сессии СТР в сентябре 2010 г. выявило необходимость реорганизации и повышения эффективности работы Секретариата ЮНКТАД в этом направлении. При этом по-прежнему сохраняются противоречия в подходах западных стран (увязывание донорской помощи с внедрением систем «надлежащего управления», экологических стандартов, либерализацией инвестиционных режимов) и развивающихся государств (продвижение в рамках ЮНКТАД интересующих их концепций «новая география мировой торговли», «пространство для маневра в политике»).
    Начиная 2008 г. и по настоящее время в деятельности ЮНКТАД на первый план выдвигается проблематика мирового финансово-экономического кризиса. Аналитические доклады, подготовленные секретариатом организации в 2009 г. по «антикризисной» тематике, содержат весьма жесткую критику экономической и торговой политики развитых стран, предшествовавшей кризису. В круг вопросов, обсуждаемых на площадке ЮНКТАД, в 2010 г. добавилась проблематика занятости, которая становится все более значимой в свете преодоления глобальной рецессии, которая привела не только к резкому увеличению численности безработных, но и к обострению ряда специфических проблем на рынках труда, в особенности в развивающихся странах.
    В июле 2013 г. Евразийская экономическая комиссия получила статус наблюдателя ЮНКТАД. Новый формат сотрудничества организаций дает больше возможностей для ЕЭК, в том числе для реализации программы сотрудничества на 2013-2015 гг. между ЕЭК и ЮНКТАД.
    Россия использует трибуну ЮНКТАД в обсуждении вопросов международной торговли и отстаивания собственных интересов в этой сфере, широко пользуется справочно-аналитическими материалами Организации. Мы последовательно проводим линию на сохранение мандата ЮНКТАД и принципа универсальности в ее деятельности.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД - United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) является основным органом Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. Создана в качестве постоянной межправительствен ной организации на состоявшейся в 1964 г. в Женеве Первой сессии Конференции. В условиях развала мировой колониальной систем учреждение ЮНКТАД отражало стремление развивающихся стран интегрироваться в мировую торговлю на «справедливых условиях-Созданные в тот период другие международные учреждения, в том числе ГАТТ, недостаточно полно представляли интересы стран со слабой экономикой, поэтому ГА ООН приняла решение о создании постоянно действующей организации, основная идея (цель) которой включает анализ тенденций развития мировой экономики и торговли, формулирование и осуществление торговой политики, способствую щей экономическому росту развивающихся стран.

ЮНКТАД не имеет Устава. Цели, функции, организационная структура, все процедуры, связанные с деятельностью ЮНКТАЛ. изложены в резолюции № 1995 ГА ООН. В соответствии с этой резолюцией членами Конференции являются те государства, которые состоят членами ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии. К началу 2004 г. и состав ЮНКТАД входило 194 государства, в том числе все 12 стран СНГ.

В качестве своих основных функций Конференция определила:

  • - поощрение международной торговли, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития;
  • - установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития,
  • - содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • - осуществление согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Каждое государство, представленное на Конференции, располагает одним голосом. Решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

Годовой бюджет ЮНКТАД составляет примерно 50 млн долларов США и выделяется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. Деятельность в области технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых донорами странами-бенефициарами, а также различными организациями - около 25 млн долл. США в год.

ЮНКТАД работает в тесном сотрудничестве с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС), ПРООН, Международным торговым центром, Всемирной торговой организацией, Всемирным банком, МВФ и другими организациями. На сессиях в Мидранте (1996), Бангкоке (2001)и Сан-Паулу (2004) были определены программные направления деятельности ЮНКТАД в начале текущего столетия, основными из которых являются следующие:

Глобализация и стратегии в области развития. ЮНКТАД изучает основные тенденции развития мировой экономики, в частности глобализацию, и оценивает ее влияние на процесс развития экономик разных групп стран. Анализируются конкретные проблемы развития и успешный опыт, который может быть полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Изучаются вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностью. Оказывается помощь развивающимся странам в урегулировании долговых отношений. Расширяются базы данных, касающиеся вопросов торговли и развития.

Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров. ЮНКТАД разрабатывает политику, направленную на:

  • - улучшение функционирования рынков сырьевых товаров путем уменьшения диспропорций, затрагивающих спрос и предложение;
  • - обеспечение постепенного сокращения чрезмерной зависимости развивающихся стран от экспорта непереработанных сырьевых товаров посредством горизонтальной и вертикальной диверсификации производства и экспорта, а также замещения сельскохозяйственных культур;
  • - постепенную ликвидацию торговых барьеров в области сырьевых товаров;
  • - минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевые товары, в том числе использование механизма хеджирования цен (товарные фьючерсы, опционы, свопы);
  • - компенсационное финансирование сокращения экспортных поступлений.

Инвестиции, технологии и развитие предприятий. ЮНКТАД изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их взаимосвязь с торговлей, технологией и развитием. В рамках деятельности Конференции разрабатываются механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ею определяется политика, направленная на поощрение развития технологического потенциала и инновационной деятельности в развивающихся странах. Конференция оказывает содействие развивающимся странам и поощрении притока инвестиций и улучшении их инвестиционном! климата.

Важное значение имеет также деятельность по разработке м осуществлению программ подготовки квалифицированных кадром созданию инфраструктуры услуг для налаживания эффективной торговли. ЮНКТАД в целом проводит большую работу по разработке вопросов национальной политики в области развития инфраструктуры услуг, ею оказывается содействие по расширению глобальной электронной торговли путем облегчения доступа к информационным технологиям развивающихся стран.

ЮНКТАД и наименее развитые, не имеющие выхода к морю и ост ровные развивающиеся государства. ЮНКТАД координирует работу по проблематике наименее развитых стран (НРС), включая оказания технического содействия в форме комплексных страновых программ.

Конференция принимает участие в реализации программ действий для наименее развитых стран, Барбадосской программ действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и Глобальной программы сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами. Осуществляется управление целевыми фондами для НРС.

Борьба с нищетой. ЮНКТАД признает необходимость использования комплексного подхода для борьбы с нищетой. Конференция сосредоточивает свои усилия на таких направлениях, как развитие людских ресурсов и социальной инфраструктуры; создание рабочих мест и повышение производительности труда бедных слоев населения, распределение доходов и социальных благ. Изучается влияние расширения торговли на борьбу с нищетой.

Экономическое сотрудничество между развивающимися странами ЮНКТАД осуществляет изучение опыта субрегионального, регионального и межрегионального экономического сотрудничества между развивающимися странами; разрабатывает программы действии мирового сообщества по преодолению экономического отставания НРС.

Некоторые итоги деятельности ЮНКТАД за 40 лет ее существования. В результате проведения 11 сессий ЮНКТАД был принят цел ми ряд важных международных соглашений, в том числе:

В области торговли:

всеобщая система преференций (1971). Благодаря существованию ВСП товары, экспортируемые развивающимися странами, попадают под преференциальный (льготный) режим на рынках развитых стран;

  • - соглашение о глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развивающимися странами (1989);
  • - комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980);
  • - глобальная сеть центров по вопросам торговли (ГСЦТ), созданная по итогам работы Международного симпозиума ООН по эффективности торговли (1994).

В области сырьевых товаров:

  • - международные товарные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице;
  • - общий фон для сырьевых товаров, созданный с целью оказания финансовой поддержки для функционирования международных запасов и осуществления проектов НИОКР в области сырьевых товаров (1989);

В области задолженности и развития:

  • - со времени принятия Советом резолюции, предусматривающей ретроактивную корректировку условий задолженности развивающихся стран с низким уровнем доходов (1978), долговое бремя было уменьшено более чем на 6,5 млрд долл. США для более чем 50 бедных развивающихся стран;
  • - руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980);

В области поддержки наименее развитых и не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита:

  • - соглашение о глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита и сообществом доноров (1995);
  • - программа действий для НРС (1990-е гг.);
  • - программа действий для НРС на 2001 -2003 гг.;
  • - в области транспорта:
  • - конвенция ООН о Кодексе проведения линейных конференций (1974);
  • - конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978);
  • - конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980);
  • - конвенция ООН об условиях регистрации судов (1986);
  • - конвенция ООН о морских залогах и ипотеках (1993).

Активная деятельность ЮНКТАД способствовала принятию следующих важных решений международными организациями и правительствами:

  • - договоренность об установлении целевых показателей ОПТ включая выделение 0,7% ВВП для развивающихся стран в целом м 0,15% для НРС;
  • - совершенствование механизма компенсационного финансирования сокращения экспортных поступлений развивающихся стран, созданного Международным валютным фондом;
  • - сокращение долга бедных стран с высокой задолженностью (БСВЗ) перед международными коммерческими банками.

Одна из важных функций деятельности Конференции состоит в публикации ею ежегодных докладов о торговле и развитии. Эти доклады со держат анализ сложившихся международных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков. Так, в докладе о мировых инвестициях представлен анализ тенденций в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и деятельности ТНК; в докладе по наименее развитым странам (НРС) -- обзор основных проблем НРС и мер их международной поддержки. Статистический справочник по международной торговле и развитию, публикуемый ЮНКТАД, содержит основные показатели мирового и регионального развития: ВВП на душу населения, темпы роста, состоят из платежного баланса, ПИИ, потоки финансовых ресурсов и задолженности, обзор тенденций в области морских перевозок. В ежегодном Справочнике по публикациям ЮНКТАД перечислены другие периодические и разовые исследования, имеющие важное значение для стран, а также являющиеся источником при подготовке нормативных документов в национальной и международной правотворческой деятельности.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров. Дату и место проведения сессий Конференции устанавливает ГА ООН с учетом рекомендаций Конференции или Совета по торговле и развитию. Между сессиями постоянно действующим исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (именуемый дальше Совет). Совет собирается по мере необходимости - обычно два раза в год. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии и заседания комиссий по вопросам глобальном политики, взаимозависимости экономик стран мира, проблемам торговли и валютно-финансовым отношениям, структурной перестройке и экономическим реформам. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три комиссии: по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по вопросам предпринимательства и бизнеса. Совет ежегодно представляет Конференции и Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности. С 1964 по 2004 г. было проведено 11 сессий:

  • - первая сессия --1964 г. (Женева, Швейцария);
  • - вторая сессия --1968 г. (Дели, Индия);
  • - третья сессия --1972 г. (Сантьяго, Чили);
  • - четвертая сессия --1976 г. (Найроби, Кения);
  • - пятая сессия --1979 г. (Манила, Филиппины);
  • - шестая сессия --1983 г. (Белград, Югославия);
  • - седьмая сессия --1987 г. (Женева, Швейцария);
  • - восьмая сессия --1992 г. (Картахена, Колумбия);
  • - девятая сессия --1996 г. (Мидранд, ЮАР);
  • - десятая сессия -- 2000 г. (Бангкок, Таиланд);
  • - одиннадцатая -- 2004 г (Сан-Паулу, Бразилия). .

Сессии ЮНКТАД -- это межгосударственные экономические форумы, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем международной торговли в контексте преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В итоге сессии принимаются резолюции, конвенции, соглашения, кодексы, имеющие разную юридическую силу. Принимаемые решения носят рекомендательный характер (на рис. 22.4 представлена структура ЮНКТАД).

Однако не следует недооценивать роль аналитических докладов организации. Основанные на фундаментальной исследовательской базе, они дают возможность разным странам и их организациям прослеживать общую торгово-экономическую ситуацию в мире и реально использовать опубликованные данные в своих планах по развитию внешнеэкономических связей.

Таким образом, создание ЮНКТАД первоначально было обусловлено развалом колониальной системы и стремлением молодых политически независимых государств интегрироваться в мировую торговлю на новых паритетных основаниях. ЮНКТАД должна была оказать содействие в решении этих задач. Одна из основных целей ЮНКТАД в современных условиях -- это консолидация усилий развивающихся стран в их борьбе за более выгодные для них условия международной торговли. Это позволит создать необходимую базу для укрепления их экономической независимости и развития национальных хозяйств. Финансирование Конференции осуществляется из бюджета ООН и из внебюджетных ресурсов. Деятельность ЮНКТАД имеет два центральных направления:

  • 1)укрепление позиций развивающихся стран на мировых сырьевых и аграрных рынках;
  • 2) постепенное преодоление существующей диспропорции в товарной структуре экспорта развивающихся стран в пользу расширения групп товаров глубокой переработки

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Место расположения : Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана : решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД:

  • регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;
  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А - афро-азиатские, B - развитые западные страны, С - латиноамериканские страны, D - страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки - в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является международная организацияКонференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства – члены ООН. Сейчас она насчитывает 186 стран-членов, включая и Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария).

ЮНКТАДзащищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых.

Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов.

Основные задачи – формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли, согласование политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействие координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, т.к. эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи по организационно-правовым вопросам равноправного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности.

В ЮНКТАД проводится групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам.

Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

1) поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;

2) установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;

3) содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;

4) содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;

5) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД Конференция , которая собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров и глав правительств), с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД Совет по торговле и развитию , в рамках которого работают 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии, по преференциям.

Совет обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции, проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной ассамблее через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности:

1) разработку общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г (эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок);

2) создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.);

Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в т.ч. в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.