Гороскопы

Время развертывания с 300. Смотреть что такое "С300" в других словарях. Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

Надеюсь, этого не произойдет. Однако, если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить - министр обороны Израиля Моше Яалон. Гениальные конструкторы семейства зенитных комплексов С-300 опередили время на четверть века – до сих пор «трехсотый» страж небес является самой совершенной зенитно-ракетной системой в мире, перед которой склоняет голову вся боевая авиация НАТО.

Время подтвердило правоту заложенных в С-300 технических решений: конструкция комплекса оказалась идеальна, с точки зрения реальных боевых условий. Наши ученые первыми догадались разместить ракеты в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) – герметичных «консервных банках», в которых боеприпас (зенитная ракета + стартовый газогенератор) может храниться десятилетиями, готовый к запуску в любую минуту. «Ключ на старт» - и ракета покидает ТПК, уносясь ввысь, навстречу своей неминуемой гибели; через минуту она станет вспышкой ослепительного света, исчезнув с экранов РЛС вместе с самолетом противника.

Вторая гениальная «фишка» от создателей С-300 – вертикальный старт: зенитная ракета самостоятельно разворачивается в воздухе и ложится на боевой курс. Подобная схема позволяет размещать пусковую установку на любом подходящем «пятачке» в складках ландшафта, между зданиями, в узких ущельях и ложбинах, защищенных от воздействия ударных волн и средств поражения противника. В отличие от С-300, американской зенитно-ракетной системе «Пэтриот» приходится терять драгоценное время, разворачивая тяжелую пусковую установку в направлении цели. По причине наклонного запуска, «Пэтриоту» необходим простор и открытые пространства – пусковой установке мешают близкорасположенные дома, холмы и деревья.

Создатели С-300 изначально работали на перспективу, учитывая прогресс в средствах противодействия системам ПВО. Не секрет, что сигналы РЛС излучаются с боковыми ответвлениями – «лепестками». В современной радиоэлектронной борьбе противник всегда старается уловить «боковые лепестки» основного радиолуча, тем самым, распознав частоту и режим работы радара. Получив эту информацию, уже ничего не стоит «забить» радиолокатор помехами в нужном диапазоне волн.

Создатели С-300 предусмотрели эту угрозу – «боковые лепестки» луча С-300 сведены к минимуму, что предельно усложняет работы по обнаружению и классификации РЛС «трехсотой» зенитно-ракетной системы. Кроме того, в С-300 были заложены серьезные возможности по адаптации к помеховой обстановке и подавлению «допплеровского шума». В работе С-300 применяются помехоустойчивые линии связи с автоматической перестройкой частот, имеются режимы «коллективной» работы, при которых данные, полученные с разных РЛС, стекаются на единый командный пункт зенитного ракетного дивизиона. Как бы не пытался неприятель глушить средства обнаружения ПВО, зенитчики в любом случае получат четкое представление о воздушной обстановке, обобщая обрывочные сведения с нескольких радаров.

Возможна работа в режиме триангуляции – одновременного подсвечивания цели двумя радарами; зная точное расстояние (базу) между РЛС и углы/азимуты, под которыми они наблюдают цель, можно построить треугольник, в основании которого - база, в вершине - засеченная цель. Через мгновение компьютер точно определит координаты цели. Очень древний и надежный способ, которым можно вычислить, например, местонахождение постановщика помех.

Что касается средств поражения С-300 – тема избитая и очевидная. Встреча с ракетой, рассекающей небо на шести скоростях звука, - гарантированный конец для любого аэродинамического объекта, созданного руками человека. Наконец, семейство зенитно-ракетных систем С-300 – это целый комплекс средств обнаружения, мобильных пусковых установок на колесных и гусеничных шасси (не считая корабельных С-300Ф), кунгов со вспомогательным оборудованием и модулей обеспечения боевого дежурства.

На выбор – два десятка образцов ракетных боеприпасов средней, большой и сверхбольшой дальности; с обычными и «специальными» боевыми частями, с активными и полуактивными головками самонаведения.


С-300ПМУ-1

Недостатки? Они есть у любой системы. Перечень недостатков С-300 обычно заключается в двух факторах:

Первый – громоздкость комплекса. Имеются нареканиями к его элементной базе. Как гласит старая шутка: наши микросхемы – самые большие микросхемы в мире!

Второй недостаток никак не связан с конструкцией ЗРК – это общая проблема всех современных зенитно-ракетных систем, связанная с фундаментальными законами природы. Радиоволны распространяются строго прямолинейно, и это вызывает проблемы с обнаружением низколетящих объектов. Например, грозные заявления об уничтожении целей на дистанции 400 км для ЗРК С-400 «Триумф» касаются только целей в верхних слоях стратосферы. В то же время, любой «кукурузник», летя над самыми верхушками деревьев, может безопасно подкрасться к позициям С-400 на дальность пары десятков километров, оставаясь при этом невидимым и абсолютно неуязвимым для зенитно-ракетного комплекса (суперрефракцию и др. редкие атмосферные явления, увеличивающие дальность обнаружения РЛС, рассматривать не станем).


Формула расчета дальности горизонта (радиогоризонта) с учетом высоты наблюдателя и высоты наблюдаемого объекта

Проблема радиогоризонта имеет два решения:
Первое - выдача целеуказания с помощью внешних средств обнаружения (самолетов ДРЛО, космических аппаратов) с последующей стрельбой зенитными ракетами на активном самонаведении. Увы, ни один из современных ЗРК не имеет таких фантастических режимов работы.

Второе решение – увеличение высоты подвеса антенны. Для расширения «зоны видимости» радиолокатора С-300 создана универсальная передвижная вышка высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537, а также 39-метровая двухсекционная вышка 40В6М, которую, несмотря на огромную высоту, можно смонтировать на необорудованной позиции в течение двух часов.

Боевые возможности комплекса исключительно велики – неслучайно наши «западные партнеры» так бесятся при упоминании об С-300. Тем не менее, наивно полагать, что НАТОвцы сидели все это время «сложа руки». Есть проблема – должно быть решение. Американский ВПК остервенело искал выход из сложившейся ситуации, и предложил ряд весьма значимых и эффективных средств.

Предлагаю читателям познакомиться с набором ВВС НАТО для преодоления мощных эшелонированных систем ПВО и сделать прогноз: есть ли шанс у С-300 защитить сирийское небо?

Серый кардинал


Об этом самолете не принято говорить вслух. Пусть «Дискавери» и «Ударная сила» обсуждают очередной «истребитель пятого поколения», но существование RC-135W «Ривит Джоинт» должно быть скрыто от глаз широкой общественности. Это тайна ВВС США, американская козырная карта, без которой было бы невозможно ведение современных войн.

Итак, знакомьтесь: Боинг RC-135W «Ривит Джоинт» - самолет системы SIGINT (signal intelligence – радиотехническая разведка), ключевой фактор при преодолении вражеской ПВО. Барражируя в воздушном пространстве Турции, Ирака и Израиля, RC-135W тщательно «ощупывают» своими боковыми антеннами сирийскую территорию, выявляя источники радиосигналов и их принадлежность различным системам. Именно длинноносый неказистый самолет «Ривит Джоинт» нарисует радиотехническую карту вражеской системы ПВО, отыщет в ней слабые места и уязвимости – коридоры, сквозь которые пойдут группы подавления средств ПВО.

Пеленг… радиолокатор международного аэропорта Дамаска…азимут 03, неизвестный источник излучения, запускаем программу поиска соответствия…оу шит! это tin shield* российского комплекса С-300!!!

Tin shield – общее обозначение РЛС для обнаружения целей на малых и предельно малых высотах, принятое в странах НАТО

RC-135 построен на базе воздушного заправщика KC-135, который, в свою очередь, создан на базе пассажирского авиалайнера Боинг-707. Семейству разведчиков RC-135 уже более полувека, в настоящее время используется модификация RC-135W «Ривит Джоинт» - всего 22 самолета в составе ВВС США + три разведчика ВВС Великобритании.

Также для радиотехнической разведки и выявления позиций вражеских ЗРК могут быть задействованы флотские самолеты EP-3C «Овен» (модификация знаменитого «Ориона») и ряд специальных машин с индексами «U», «R» и «E». В сочетании со спутниками космической разведки, командование НАТО способно получить полную информацию о состоянии системы ПВО противника.

В действие вступают «глушилки». Например, EC-130H «Компас Колл» - неуклюжий генератор помех на базе военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».

«Компас Колл» даже не пытается лезть в зону действия вражеской ПВО, барражируя на малой высоте в сотне километров от позиций ЗРК, при этом исправно «разрывая» эфир шквалами электронных разрядов. Действия ЕС-130Н пагубно сказываются на работе радиоэлектронных средств противника – помехи забивают линии связи, нарушая координацию сил противника и создавая дополнительные проблемы для вражеской ПВО.
Численность ЕС-130Н «Компас Колл» в рядах ВВС США – 14 единиц.

Местонахождение и тип ЗРК установлено, управление частично дезорганизовано. Настало время для нанесения мощного удара по системе ПВО противника.

Ворчун


Специализированный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G «Гроулер», созданный на базе истребителя-бомбардировщика F/A-18F «Супер Хорнет». Машина непосредственного прикрытия групп подавления ПВО.
«Гроулер» жестоко жжет эфир радиоэлектронными помехами, создавая причудливых танец из извивающихся линий и полос на экранах вражеских радиолокаторов. На борту самолета РЭБ комплекс современного оборудования, способный выявлять и идентифицировать источники радиосигналов в режиме реального времени, забивая эфир сплошным треском электрических разрядов.

Но, как бы ни был крут американский EA-18G, «соваться» в зону действия ЗРК С-300 ему не по зубам. «Гроулер» предпочитает делать свои пакости на расстоянии, засоряя эфир помехами и обстреливая выявленные позиции ЗРК противорадарными ракетами AGM-88 HARM.

«Гроулер» - страховой полис американской авиации. Без его поддержки было бы проблематично «давить» вражеское ПВО. Даже после уничтожения позиций ЗРК, полеты над вражеской территорией не обходятся без сопровождения этих машин – комплекс средств РЭБ и сбрасываемых ловушек на борту EA-18G способен прикрыть ударные группы от любых существующих на сегодня средств «земля-воздух» - от могучих С-300 до «примитивных» переносных ЗРК «Игла» или «Стингер» во всем диапазоне частот волнового спектра.
90 самолетов EA-18G «Гроулер» на сегодняшний день, все машины приписаны Военно-морским силам и Корпусу морской пехоты.

Помимо средств РЭБ, ракетного оружия класса «воздух-воздух» и противорадарных ракет, EA-18G способен нести обычное ударное вооружение – если испугавшийся оператор ЗРК выключит радиолокатор, «Гроулер» нанесет удар управляемыми бомбами.
Кстати, о противорадарных ракетах:

Дикие Ласки. AGM-88 High-Speed Anti-Radar Missle


Собственно, это то, для чего делались все предыдущие телодвижения - кульминация сценария по подавлению вражеской системы ПВО. В дело вступили ракеты, наводящиеся на источники радиолокационного излучения. Расчет прост – выбить с помощью HARMов радиолокаторы обнаружения и подсветки целей, после чего дивизион С-300 превратится в груду бесполезного железа.

Противорадарные ракеты не отличаются особой избирательностью. HARMы бьют все подряд – от антенн радиостанций FM-диапазона, до микроволновок и спутниковых телефонов. Чтобы достигнуть нужно эффекта их запускают залпами по несколько тысяч штук, буквально «засеивая» ракетами местность, прилегающую к выявленным позициям ЗРК – в результате несколько штук обязательно разорвется поблизости от радара, выведя зенитно-ракетный комплекс из строя.


AGM-88 HARM на крыльевом пилоне многоцелевого истребителя F/A-18C

HARM опасен и хитёр – даже если оператор, почуяв неладное, успеет отключить радарную установку, HARM запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой путь в направлении цели, ориентируясь по данным бортовой ИНС.

Когда дело дошло до запуска HARMов становится не до шуток и каких-либо приличий. В массированных атаках участвуют все, кто способен держать в руках оружие: F/A-18 «Хорнет», EA-18G «Гроулер», F-16 «Файтинг Фолкэн», «Торнадо»… ракеты запускают с максимально возможного расстояния, стараясь по минимуму показываться на глаза расчетам ЗРК. Выход в район атаки на предельно малой высоте - горка – отстрел HARMов на самонаведении – уход за радиогоризонт, на малую высоту. Малейшее промедление грозит смертью.

Особенно стоит отметить F-16CJ – специальную модификацию «Фолкэна», идущую на острие атаки. F-16CJ стоят на вооружении эскадрилий «Дикие Ласки» - боевых групп, специализирующихся на подавлении систем ПВО. Именно эти маленькие, верткие (и дешевые –чтобы не жалко) машины, под прикрытием «Гроулеров», первыми вторгаются в воздушное пространство страны*, предоставляя расчетам ЗРК довольно сомнительный выбор – получить в подарок HARM или отключить РЛС, превратившись в мишень для бомб с лазерным наведением. Впрочем, сами «Диким Ласкам» не до смеха – парни серьезно рискуют и могут в любую минут превратиться из охотников в дичь, неожиданно попав под удар ЗРК.


F-16CJ отряда "Дикие Ласки"

В реальности дело обстоит намного жестче – по данным ВВС США стоимость одного 360-килограммового HARMа зашкаливает за $300 тыс. – многотысячный залп таких ракет способен разорить американский бюджет на миллиард долларов. Очень дорогая игрушка.

Удар со стороны моря. BGM-109 «Томагавк»


Тактическая крылатая ракета, предназначенная для поражения важных наземных целей (командных центров, узлов связи, РЛС и позиций зенитно-ракетных систем, аэродромов, ангаров и капониров, военных баз, складов и пр. стратегически важных объектов) на дальности до 1600 км. Исходя из фактов применения «Топоров», массированный запуск этих летающих роботов-самоубийц приводит к заметной дестабилизации вооруженных сил противника.

Насмешки по поводу дозвуковой скорости полета BGM-109 обычно выходят боком легкомысленным шутникам – «Томагавк» действительно не слишком быстр (маршевая скорость ≈ 850 км/ч, с некоторым увеличением на последнем участке полета за счет выработки топлива, см. формулу Жуковского). Это создает определенные проблемы при планировании операций – ракетам требуется время, чтобы выйти к целям. Но это никак не влияет на уязвимость от средств ПВО – «Топор», в любом случае, идет слишком низко, чтобы оказаться в зоне видимости радиолокаторов ЗРК. Скрытность – главная «фишка» крылатой ракеты BGM-109.

Неприятности могут возникнуть лишь при атаке хорошо защищенных целей, при преодолении зенитных рубежей «Панцирей» и «Тунгусок». Ну здесь уже, как карта ляжет… Официальная статистика применения «Томагавков» (Агрессия НАТО против Югославии, 1999 год) – 700 выпущенных крылатых ракет, сбито 40 (менее 6%), еще 17 ракет было уведено помехами.


Установки вертикального пуска на американском эсминце. В каждой может быть "Томагавк"

Стоит заметить, что современная модификация «Томагавк» Block IV получила возможность патрулирования в воздухе в режиме ожидания и научилась уничтожать движущиеся цели.

Удар в спину. Вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу»


А этот чудак куда лезет?! – воскликнет изумленный читатель, и окажется неправ.
Зимой 1991 года, во время операции «Буря в пустыне», вертолеты «Апач», летя сквозь ночную мглу и непроницаемый дым от горящих нефтяных скважин, «проложили» за одну ночь четыре коридора в системе иракской ПВО – от границы до самого Багдада.

Подавление систем ПВО – одна из основных функций «Апача». Для этого у винтокрылой машины есть все необходимое: сверхнизкая высота полета, способность прятаться в складках рельефа – радар над втулкой несущего винта позволяет скрыться за любой преградой (холм, строение, лесополоса), «выставив» лишь кончик антенны РЛС. Наконец, четыре пачки управляемых ракет «Хэллфайр» на подкрыльевых пилонах – достаточно, чтобы превратить позиции ЗРК в горящие руины.

Также, помимо ударных вертолетов, нельзя сбрасывать со счетов роль беспилотных летательных аппаратов. Медленные, неуклюжие и слабые – однако, эти «стрекозы» имеют одну важную особенность – они отчаянно храбры. Беспилотник, не моргнув глазом, пройдет там, куда побоится идти самый смелый из камикадзе. БПЛА нечего терять, он способен переть «в лоб» на позицию ЗРК, демонстрируя полное презрение к смерти. Хорошее средство в комплексе с остальными вышеперечисленными аспектами (Томагавками, Гроулерами и пр. продуктами сумрачного американского гения).

Наконец, прозвучавшая на этой неделе угроза из уст министра обороны Израиля: «Если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить».

Моше Яалон не блефует. Израиль известен своими жесткими действиями в угоду собственной национальной безопасности. Рейд спецназа «Шакет» на египетский аэродром (1966 год), похищение советского радара (операция «Петух-53», Египет, 1969 год), бомбардировка иракского ядерного центра Озирак (1981 год), бомбардировка оружейного завода в Судане (октябрь 2012 г.), недавние удары по Сирии… Израиль плюет на все нормы международного права, бесцеремонно вторгаясь в воздушное пространство других государств, и не стесняется применять оружие на поражение.

Не исключено, что израильтяне попытаются уничтожить российские зенитно-ракетные системы еще до того, как они будут развернуты на боевых позициях.

Битва титанов


Если все шесть заказанных зенитно-ракетных систем будут доставлены в Сирию, это станет слабой надеждой на мирное разрешение сирийского конфликта; НАТО дрогнет и не решится начинать военную операцию вторжения. У Пентагона появились серьезные причины задуматься над своим поведением и еще раз взвесить все возможные риски при нападении на Сирию. Даже если операция пройдет гладко и воздушная армада ВВС США сможет раздавить шесть сирийских С-300, понеся при этом единичные потери в авиатехнике – даже в этом случае у Пентагона возникнут немалые финансовые затруднения, связанные с чудовищным перерасходом противорадарных ракет HARM и пр. боеприпасов, необходимых для подавления супер-систем С-300.

С-300 – это советский (российский) зенитно-ракетный комплекс большого радиуса действия, предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны важнейших военных и гражданских объектов: крупных городов и промышленных структур, военных баз и пунктов и управления. С-300 был разработан в середине 70-х годов конструкторами знаменитого научно-производственного объединения «Алмаз». В настоящее время ЗРК С-300 – это целое семейство зенитно-ракетных комплексов, которые надежно защищают российское небо от любого агрессора.

Ракета комплекса С-300 способна поразить воздушную цель на дистанциях от пяти до двухсот километров, она может эффективно «работать» как против баллистических, так и против аэродинамических целей.

Эксплуатация ЗРК С-300 началась в 1975 года, на вооружение этот комплекс был принят в 1978 году. С тех пор на основе базовой модели было разработано большое количество модификаций, которые отличаются своими характеристиками, специализацией, параметрами работы РЛС, зенитными ракетами и другими особенностями.

Зенитно-ракетные системы (ЗРС) семейства С-300 – одно из самых известных средств ПВО в мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это оружие пользуется большим спросом за рубежом. Сегодня различные модификации ЗРК С-300 стоят на вооружении бывших советских республик (Украина, Беларусь, Армения, Казахстан). Кроме того, комплекс используется вооружёнными силами Алжира, Болгарии, Ирана, Китая, Кипра, Сирии, Азербайджана и других стран.

С-300 никогда не принимал участия в реальных боевых действиях, но несмотря на это, большинство отечественных и зарубежных экспертов оценивают потенциал комплекса очень высоко. Настолько, что проблемы с поставками этого оружия иногда приводят к международным скандалам, как это было в случае иранского контракта.

Дальнейшим развитием семейства ЗРК С-300 являются (принят на вооружение в 2007 году) и перспективный С-500 «Прометей», который планируют принять в эксплуатацию в 2020 году. В 2011 году было принято решение о завершении серийного производства ранних модификаций комплекса – С-300ПС и С-300ПМ.

Многие годы западные специалисты мечтали «поближе познакомиться» с ЗРК С-300. Такая возможность у них появилась только после распада СССР. В 1996 году израильтяне смогли оценить эффективность работы комплекса С-300ПМУ1, который ранее был продан Россией Кипру. После совместных учений с Грецией представители Израиля заявили, что нашли слабые места этого зенитного комплекса.

Также существует информация (подтвержденная из разных источников), что в 90-е годы американцам удалось купить интересующие их элементы комплекса в бывших советских республиках.

7 марта 2019 года ряд западных СМИ (в частности, французская Le Figaro) опубликовали информацию об уничтожении новейшими израильскими самолетами F-35 батареи сирийских С-300 в районе Дамаска.

История создания ЗРК С-300

История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.

Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание.

К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.

В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.

В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.

Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.

В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).

Забегая наперед, следует отметить, что добиться полной унификации всех модификаций комплекса С-300 так и не удалось. Дело в том, что элементы модификаций (кроме РЛС кругового обзора и ЗУР) изготавливались на различных предприятиях СССР с использованием собственных технологических требований, комплектующих и технологий.

В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».

Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.

Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.

Модификация ЗРК С-300В

Хотя ЗРК С-300В изначально создавался в рамках единой программы с другими модификациями комплекса, позже он был передан другому головному разработчику – НИИ-20 (позже НИЭМИ) и по сути стал отдельным проектом. Разработкой ЗУР для С-300В занималось Свердловское машиностроительное КБ (СМКБ) «Новатор». Пусковые установки и заряжающие машины для комплекса были созданы в ОКБ «Старт», а РЛС «Обзор-3» конструировали в НИИ-208. С-300В получила собственное название «Антей-300В» и до сих пор находится на вооружении российской армии.

В состав зенитного дивизиона комплекса С-300В входят следующие компоненты:

  • командный пункт (9С457) для управления боевой работой ЗРС;
  • РЛС кругового обзора «Обзор-3»;
  • РЛС секторного обзора «Имбирь»;
  • четыре зенитные батареи для поражения воздушных целей.

В состав каждой батареи входили два типа пусковых установок с разными ЗУР, а также две пуско-заряжающие машины для каждой из них.

Изначально С-300В планировалась как фронтовой зенитно-ракетный комплекс, способный бороться с SRAM, крылатыми ракетами (КР), баллистическими ракетами (типа «Ланс» или «Першинг»), самолетами и вертолетами противника при условии массированного их применения и активного радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРК «Атлант-300В» проходило в два этапа. На первом из них комплекс «научился» уверенно противодействовать крылатым ракетам, баллистическим и аэродинамическими целям.

В 1980-1981 гг. на полигоне Эмба были проведены испытания ЗРК, которые прошли успешно. В 1983 году «промежуточная» С-300В1 была принята на вооружение.

Целью второго этапа разработки было расширение возможностей комплекса, ставилась задача приспособить ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг», аэробаллистическими ракетами SRAM и самолетами-постановщиками помех на дистанциях до 100 км. Для этого в состав комплекса был введен РЛС «Имбирь», новые зенитные ракеты 9М82, пусковые установки и заряжающие машины для них. Испытания улучшенного комплекса С-300В проводились в 1985-1986 гг. и завершились успешно. В 1989 году С-300В была принята на вооружение.

В настоящее время ЗРК С-300В находится на вооружении российской армии (более 200 единиц), а также вооруженных сил Украины, Белоруссии и Венесуэлы.

На базе ЗРС С-300В разработаны модификации С-300ВМ («Антей-2500») и С-300В4.

С-300ВМ – это экспортная модификация комплекса, которая поставлялась в Венесуэлу. Система имеет один тип ракет в двух вариантах, дальность ее стрельбы достигает 200 км, С-300ВМ может одновременно поражать 16 баллистических или 24 воздушных целей. Максимальная высота поражения – 30 км, время развертывания составляет шесть минут. Скорость ЗУР составляет 7,85 Маха.

С-300В4. Самая современная модификация комплекса, она может поражать баллистические ракеты и аэродинамические цели на дистанциях в 400 км. В настоящее время все комплексы С-300В, стоящие на вооружении ВС России, модернизированы до уровня С-300В4.

Модификация С-300П

ЗРС С-300П – это зенитная система, предназначенная для обороны важнейших гражданских и военных объектов от любых видов воздушного нападения: баллистических и крылатых ракет, самолетов, беспилотных летательных аппаратов, в условиях массированного применения при активном радиоэлектронном противодействии противника.

Серийное производство зенитно-ракетной системы С-300ПТ началось в 1975 году, через три года она была принята на вооружение и стала поступать в строевые части. Литера «Т» в наименовании комплекса означает «транспортируемый». Головным разработчиком комплекса являлось НПО «Алмаз», ракету конструировали в КБ «Факел», а изготавливалась она на «Северном заводе» в Ленинграде. Пусковыми установками занималось ленинградское КБСМ.

Эта система ПВО должна была заменить уже устаревшие на тот момент ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125.

ЗРС С-300ПТ состояла из командного пункта, в состав которого входил РЛС обнаружения 5Н64 и пункта управления 5К56, и шесть ЗРК 5Ж15. Первоначально система использовала ЗУР В-500К с максимальной дальностью поражения 47 км, позже они были заменены ракетами В-500Р с дальностью поражения целей до 75 км и бортовым радиопеленгатором.

В состав ЗРК 5Ж15 входил РЛС обнаружения целей на малых и предельно малых высотах 5Н66, система управления с РЛС подсвета наведения 5Н63 и ПУ 5П85-1. ЗРК вполне мог функционировать и без РЛС 5Н66. Пусковые установки были расположены на полуприцепах.

На основе зенитно-ракетной системы С-300ПТ было разработано несколько модификаций, которые эксплуатировались в СССР и отправлялись на экспорт. ЗРС С-300ПТ снята с производства.

Одной из наиболее массовых модификаций зенитного комплекса стала С-300ПС («С» означает «самоходный»), которая была принята на вооружение в 1982 году. К ее созданию советских конструкторов сподвиг опыт использования средств ПВО на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Он ясно показал, что выжить и эффективно выполнить боевую работу по силам только высокомобильным средствам ПВО с минимальным временем развертывания. С-300ПС разворачивалась из походного положения в боевое (и обратно) всего лишь за пять минут.

В состав ЗРС С-300ПС входит КП 5Н83С и до 6 ЗРК 5Ж15С. При этом каждый отдельный комплекс имеет высокую степень автономности и может вести бой самостоятельно.

В состав КП входит РЛС обнаружения 5Н64С, выполненный на шасси МАЗ-7410 и пункт управления 5К56С на базе МАЗ-543. ЗРК 5Ж15С состоит из РЛС подсвета и наведения 5Н63С и нескольких пусковых комплексов (до четырех). На каждой ПУ находится четыре ракеты. Они также выполнены на шасси МАЗ-543. Кроме того, в состав комплекса может входить система обнаружения и уничтожения маловысотных целей 5Н66М. Комплекс оснащен системой автономного энергоснабжения.

Дополнительно каждый дивизион С-300ПС мог быть оснащен всевысотной трёхкоординатной РЛС 36Д6 или 16Ж6 и топопривязчиком 1Т12-2М. Кроме того, зенитно-ракетный комплекс мог оснащаться модулем обеспечения дежурства (на базе МАЗ-543), в котором оборудовались столовая, караульное помещение с пулеметом, жилые помещения.

В середине 80-х годов на базе С-300ПС была разработана модификация С-300ПМУ, основным отличием которой было увеличение боекомплекта до 28 ЗУР. В 1989 году появилась экспортная модификация комплекса С-300ПМУ.

В середине 80-х годов началась разработка еще одной модификации С-300ПС – С-300ПМ. Внешне (и по составу) эта система мало чем отличалась от предыдущих комплексов этой серии, но данная модификация была выполнена на новой элементарной базе, что позволило вывести ее характеристики на новый уровень: значительно повысить помехозащищенность и почти в два раза увеличить дальность поражения целей. В 1989 году С-300ПМ была принята на вооружение войск ПВО СССР. На ее базе была создана усовершенствованная модификация С-300ПМУ1, которая впервые была продемонстрирована широкой общественности в 1993 году на авиасалоне в Жуковском.

Основным отличием С-300ПМУ1 была новая ЗУР 48Н6, имевшая меньшую боевую часть и более усовершенствованную аппаратную составляющую. Благодаря этому новая ЗРС получила возможность бороться с воздушными целями, летящими на скорости 6450 км/ч и уверенно поражать самолеты противника на дистанциях в 150 км. В состав С-300ПМУ1 вошли более совершенные радиолокационные станции.

В 1999 году были продемонстрированы новые зенитные ракеты для комплекса С-300ПМУ1. Они имели меньшую боевую часть, но большую точность поражения цели за счет новой системы маневрирования, которая работала не за счет оперения, а используя газодинамическую систему.

До 2014 года все ЗРС-300ПМ, стоящие на вооружении ВС России, были модернизированы до уровня С-300ПМУ1.

В настоящее время проходит второй этап модернизации, который заключается в замене устаревших вычислительных средств комплекса на современные образцы, а также в замене оборудования рабочих мест зенитчиков. Новые комплексы будут оборудованы современными средствами связи, топопривязки и навигации.

В 1997 году общественности была представлена новая модификация комплекса - С-300ПМ2 «Фаворит». Тогда же она была принята на вооружение. Данный вариант имеет увеличенную дальность поражения целей (до 195 км), а также возможность противостоять новейшим летательным аппаратам, изготовленными с использованием технологий «стелс» (ЭПР цели – 0,02 кв. м).

«Фаворит» получил усовершенствованные ракеты 48Н6Е2, способные уничтожать баллистические цели малой и средней дальности. В войсках ЗРС С-300ПМ2 начали появляться в 2013 году, ранее выпущенные модификации С-300ПМ и С-300ПМУ1 могут быть модернизированы до их уровня.

Модификация С-300Ф

С-300Ф – это зенитно-ракетная система, разработанная для военно-морского флота на базе ЗРС С-300П. Головным разработчиком комплекса выступало ВНИИ РЭ МСП (позже НПО «Альтаир»), ракетой занимался МКБ «Факел», а РЛС – НИИП. Изначально новой системой ПВО планировали вооружить ракетные крейсера проектов 1164 и 1144, а также корабли проекта 1165, который так и не был реализован.

ЗРС С-300Ф предназначалась для поражения воздушных целей на дистанциях до 75 км, летящих со скоростью 1300 м/c в диапазоне высот от 25 м до 25 км.

Опытный образец С-300Ф впервые был установлен на БПК «Азов» в 1977 году, официально на вооружение комплекс был принят в 1984 году. Государственные испытания флотского варианта С-300 проходили на ракетном крейсере «Киров» (проект 1144).

Опытный образец ЗРК состоял из двух пусковых установок барабанного типа, которые вмещали 48 ЗУР, а также системы управления «Форт».

ЗРК С-300Ф «Форт» выпускались в двух модификациях с шестью и восемью барабанами, каждый из которых вмещал по 8 вертикальных пусковых контейнеров. Один из них всегда находился под пусковым люком, маршевый двигатель ракеты запускался после выхода ее с направляющих. После пуска ракеты барабан поворачивался и выводил под люк новый контейнер с ЗУР. Интервал стрельбы С-300Ф – 3 секунды.

ЗРС С-300Ф имеют систему самонаведения с полуактивным радаром ракеты. Комплекс имеет СУО 3Р41 с РЛС с фазированной антенной решеткой.

ЗУР 5В55РМ, которая использовалась на комплексе С-300 «Форт», - это твердотопливная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме. Отклонение ракеты в полете происходило за счет газодинамической системы. Взрыватель – радиолокационный, боевая часть осколочно-фугасная, массой 130 кг.

В 1990 году была продемонстрирована модифицированная версия комплекса – С-300ФМ «Форт-М». Основным ее отличием от базовой модели являлась новая ЗУР 48Н6. Масса ее боевой части была увеличена до 150 кг, а радиус поражения – до 150 км. Новая ракета могла уничтожать объекты, летящие со скоростью до 1800 м/с. Экспортная модификация С-300ФМ имеет наименование «Риф-М», в настоящее время ею вооружены эсминцы ВМФ Китая типа 051С.

Последней модернизацией комплекса С-300Ф «Форт» является разработка зенитных управляемых ракет 48Н6Е2, которые имеют дальность стрельбы 200 км. В настоящее время подобными ЗУР вооружен флагман Северного флота крейсер «Петр Великий».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Редакция сайта сайт решила уточнить, из каких комплексов мог быть сбит "Боинг-777", разбившийся под Донецком 17 июля

Самоходная огневая установка, входящая в зенитно-ракетный комплекс "Бук-М1".

Москва. 18 июля. сайт - Вечером 17 июля в Донецкой области разбился "Боинг-777" Малазийских авиалиний, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Считается, что самолет был сбит на высоте 10 километров, предположительно, ракетой класса "земля-воздух". Откуда именно она была выпущена, пока неизвестно. Россия, Украина и ДНР отрицают свою причастность к авиакатастрофе. При этом из имеющихся в регионе средств воздушные суда на высоте более 10 километров могут быть поражены только оружием типа С-300 или "Бук"..

"Бук"

Зенитный ракетный комплекс "Бук-М1" (предположительно, речь идет именно об этой модификации) предназначен для уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Он способен поражать цели на малых и средних высотах в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Кроме того, "Бук" может применяться по наземным и надводным целям.

Комплекс состоит минимум из четырех машин. Это командный пункт, радиолокационная станция, несколько (до шести) самоходных огневых установок и несколько пускозаряжающих установок. Кроме того, комплексу требуются технические средства обеспечения - это разнообразные машины ремонта и технического обслуживания как самого комплекса, так и ракет, транспортная машина, автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция, компрессорная станция и подвижная электростанция. Все боевые средства "Бука" собраны на гусеничных самоходах повышенной проходимости.

Основные тактико-технические характеристики комплекса:

Дальность поражения аэродинамических целей (самолетов и вертолетов) - от 3 до 35 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 22 километров

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 6

Вероятность поражения самолета одной ракетой - 0,7...0,9

Время развертывания - 5 минут

Время реакции комплекса - 15-18 секунд

Скорость передвижения по дорогам - 65 км/ч

Зенитно-ракетный комплекс С-300ПМУ2 "Фаворит", фото: ИТАР-ТАСС, Лысцева Марина

Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-300 предназначена для обороны важнейших объектов от ударов средств воздушно-космического нападения - как самолетов, так и различных ракет. Система способна действовать в автоматическом режиме, оператор лишь осуществляет контроль над ее работой и дает команду на пуск ракет.

С-300 состоит из командного пункта с радиолокатором обнаружения, с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов, находящиеся в ведении своих воинских частей. Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК и не содержит ракет. Для функционирования системе также необходимы различные машины ремонта и технического обслуживания, транспортные машины.

Основные тактико-технические характеристики (на примере С-300ПМУ2 "Фаворит"):

Дальность поражения аэродинамических целей - 3 от 200 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 27 километров

Максимальная скорость поражаемых целей - 2800 м/с

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 36

Количество одновременно наводимых ракет - до 72

Вероятность поражения самолетов - до 0,9

Время развертывания - 5 минут

Скорость передвижения по дорогам - 60 км/ч

Запас хода без дозаправки - 500 километров

История создания

Опыт второй мировой показал, что стоит одному пилоту засечь местоположение зенитных установок, и при следующем налёте их уничтожат. Именно поэтому в 1950-х годах было принято решение сделать московскую систему ПВО мобильной.

К концу 1960-х годов опыт использования ЗРК в боевых действий во и на Ближнем Востоке выявил необходимость создания мобильного комплекса с малым временем перевода из походного и дежурного положения в боевое (и обратно). Это было вызвано необходимостью ухода с огневой позиции после стрельбы до подлёта ударной авиационной группы. Так, например, нормативное время свёртывания комплекса С-125 [уточнить ] - 45 минут, было доведено до 20-25 минут. Такое сокращение норматива достигалось усовершенствованиями конструкции ЗРК, тренировками, слаженностью боевых расчётов, однако ускоренное сворачивание приводило к потерям кабельного хозяйства, на свёртывание которого времени не оставалось.

Конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой С-300 начались в 1969 году по постановлению Совета министров СССР . Было предусмотрено создание для ПВО сухопутных войск , ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трёх систем: С-300В («Войсковая»), С-300Ф («Флотская») и С-300П («ПВО страны»).

Главный разработчик систем - ЦКБ «Алмаз» , имевшее к середине 1960-х годов опыт создания ракетных систем ПВО и ПРО , в кооперации с КБ «Факел» вело проектные работы по созданию единого комплекса средней дальности для Сухопутных Войск, Войск ПВО страны и ВМФ с унифицированной ракетой .

Все требования, выдвинутые к варианту ЗРК Сухопутных Войск в ходе проведения проектных работ, не смогли быть удовлетворены при использовании единой ракеты для всех вариантов комплекса. Поэтому, после отказа ОКБ «Факел» от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск эта работа в полном объёме была поручена КБ завода им. М. И. Калинина .

В свою очередь ЦКБ «Алмаз» встретилось со значительными сложностями по обеспечению создания комплексов по единой структуре. В отличие от комплексов ПВО и ВМФ, которые должны были применяться с использованием развитой системы радиолокационной разведки, оповещения и целеуказания, комплекс ПВО Сухопутных войск должен был, как правило, работать в отрыве от остальных средств. Становилась очевидной целесообразность разработки сухопутного варианта комплекса (будущего С-300В) другой организацией и без существенной унификации с комплексами ПВО и ВМФ. Работа по созданию комплекса была передана НИИ-20 (НПО «Антей») , которое к тому времени имело опыт создания армейских ЗРК.

В то же время, такие особые морские условия как: специфика отражения радиолокационного сигнала от поверхности моря, качка, наличие водяных брызг, а также необходимость обеспечения связи и совместимости с общекорабельными комплексами и системами привело к тому, что головной организацией по корабельному комплексу (С-300Ф) был определён ВНИИ РЭ (бывший НИИ-10).

В итоге унифицированными оказались только радиолокаторы обнаружения (РЛО) комплексов С-300П и С-300В, а также ракеты комплексов Войск ПВО и флота.

Модификации

Система С-300 имеет большое количество модификаций, отличающихся различными ракетами, радарами, возможностью защиты от средств радиоэлектронной борьбы , большей дальностью и возможностью бороться с баллистическими ракетами малой дальности или целями, летящими на малой высоте. Но всего можно выделить следующие основные модификации.

Модификации системы С-300
Наименование С-300П (ПВО страны ) С-300В (Войсковая ) С-300Ф (Флотская )
С-300ПТ
С-300ПТ-1
С-300ПТ-1А
(Транспортируемый )
С-300ПС
С-300ПМУ
(Самоходный )
С-300ПМ
С-300ПМУ1
С-300ПМУ2 «Фаворит» С-300В Антей-300 С-300Ф «Форт» С-300ФМ «Форт-М»
Обозначение
НАТО
SA-10a/b/c SA-10d SA-20a SA-20b SA-12 SA-N-6 SA-N-6
Grumble a/b/c Grumble d/e Gargoyle a Gargoyle b Gladiator/Giant
Год 1978 1982 1993 1997 1983 1990
Ракеты В-500К
В-500Р
В-500К
В-500Р
5В55КД
48Н6
9М96Е1
9М96Е2
48Н6
48Н6Е2
9М96Е1
9М96Е2
9М83
9М82
5В55РМ 48Н6
Средство передвижения Полуприцеп Колёсное Колёсное Колёсное Гусеничное Корабельное Корабельное

С-300П (SA-10 Grumble)

С-300ПТ (буква Т в названии обозначает «транспортируемый», она же "изделие 5Ж15"), испытания которой были завершены в 1978 году , предназначалась для войск ПВО страны. Она заменила более старые ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125 . Система представляла собой буксируемую пусковую установку с вертикальным стартом, которая прицеплялась к транспортной машине. В системе использовались ракеты В-500К с дальность поражения аэродинамических целей до 47 км, позже были заменены на более дальние ракеты В-500Р с дальность поражения целей до 75 км.

Система С-300ПТ состоит из радиолокатора обзора 35Д6 (англ. TIN SHIELD по классификации НАТО), системы управления с радиолокатором подсвета наведения 30Н6 (англ. FLAP LID по классификации НАТО) и пусковых установок 5П85-1. Пусковые установки располагаются на полуприцепе. Обычно низковысотный обнаружитель 76Н6 (англ. CLAM SHELL по классификации НАТО) также включается в систему, хотя и не является обязательным для её функционирования.

В ракетах изначально планировалось использовать систему наведения по команде с РЛС подсвета/наведения с использованием информации с пассивного радара ракеты. Но из-за проблем с наведением на цели ниже 500 м, разработчиками было принято решение, что возможность обстреливания низковысотных целей важнее, и изначально было реализовано только наведение по команде с наземной РЛС. Позднее была разработана ракета с собственной системой наведения, что позволило достичь минимальной высоты цели в 25 м.

На основе улучшений в системе С-300ПТ было создано несколько важных модификаций для внутреннего и экспортного рынка. С-300ПТ-1 и С-300ПТ-1А (англ. SA-10b/c по классификации НАТО) являются прямыми усовершенствованиями оригинальной С-300ПТ. С ними появилась ракета 5В55КД с возможностью холодного запуска. Время готовности было сокращено до 30 минут, оптимизация траектории ракеты 5В55КД позволила достигнуть дальности 75 км.

Зенитно-ракетная система С-300ПС (буква С в названии обозначает «самоходный», обозначение SA-10d по классификации НАТО) начала поступать на вооружение в 1982 году . Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность. Новый комплекс имел рекордно короткое время развёртывания - 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В эту модификацию были добавлены новые пусковые установки (5П85С/Д), мобильный радар с командным пунктом (5Н63С) базирующиеся на шасси МАЗ-7910 8х8. Также появились ракеты 5В55Р которые увеличили максимальную дальность до 90 км и был добавлен режим наведения пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешней РЛС. Различие модификаций ПС и ПТ состоит в платформе пусковых установок: прицепная платформа (С-300ПТ) и самодвижущаяся (С-300ПС). Прицепная платформа обозначается 5П85Т. Мобильные пусковые установки 5П85С/Д. 5П85Д подключаются и управляются с 5П85С. 5П85С можно отличить по большому контейнеру сзади кабины, в установках 5П85Д свободное место используется для кабеля или запасных колёс. Экспортный вариант системы С-300ПС отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ .

В стандартный состав ЗРС С-300ПС входят следующие компоненты:
индекс ГРАУ Назначение Количество
40В6М(МД) универсальная вышка 25(38) метров для размещения антенного поста Ф1С или Ф5М 2
5П85С пусковая установка 4
5П85Д пусковая установка 8
5Н63С командный пункт 1
30Н6 радиолокатор подсвета и наведения (РПН) 1

С-300ПМУ-1/2 (SA-20 Gargoyle)

Подвижной состав С-300ПМУ-2. Слева направо: РЛО 64Н6Е2, командный пункт (пункт боевого управления) 54К6Е2 и пусковая установка 5П85

Зенитно-ракетная система С-300ПМ (буква М в названии обозначает «модернизированный», экспортный вариант С-300ПМУ-1, обозначение по классификации НАТО SA-20a Gargoyle) является дальнейшим развитием ЗРС С-300ПС. Основным усовершенствованием С-300ПМ является новая ракета 48Н6, которая взяла большое число улучшений от ракет корабельного варианта С-300ФМ, но с немного меньшей боеголовкой, чем во флотском варианте: 143 кг. Ракета имеет усовершенствованную аппаратную часть и способна поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 6450 км/ч, дальность поражения самолётов противника - 150 км. Также были модернизированы РЛС, в систему были включены РЛС обнаружения 64Н6 (англ. BIG BIRD по классификации НАТО) и радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е1. Разработка системы С-300ПМ началась в 1985 году и в 1993 году она была принята на вооружение.

  • СССР / : Используются все модификации С-300, а также ЗРК С-400 .
  • Китай : Приобрели С-300ПМУ-1 и лицензию на производство под названием Hongqi-10 (HQ-10). Китай также первый покупатель С-300ПМУ-2 и вероятно может использовать С-300В под названием Hongqi HQ-18 . Они также создали модернизированную версию HQ-10, назвав её HQ-15 с максимальной дальностью, увеличенной со 150 км до 200 км. Есть неподтверждённые сообщения, что эта версия является произведённым в Китае С-300ПМУ-2. Всего с по 2008 год поставлено 4 дивизиона С-300ПМУ, 8 дивизионов С-300ПМУ-1 и 8 дивизионов С-300ПМУ-2 (итого 20 дивизионов С-300, в каждом дивизионе - 4 пусковые установки).
  • приобрела шесть батарей С-300 в августе 1995 за $1 млрд. Наиболее вероятно они используются в защите от Пакистанских баллистических ракет малой дальности М-11.
  • / : Кипр подписал соглашение о покупке С-300(2 дивизиона+ КП-РЛО) в . В конце концов приобрёл С-300ПМУ-1 вариант, но из-за политических разногласий между Кипром и Турцией и интенсивного англо-американского давления, С-300 была перемещена на греческий остров Крит . Позднее, Кипр приобрёл комплекс Тор-М1 .
  • : наличие в стране С-300 остаётся спорным. Вероятно, было приобретено некоторое число С-300 в 1993 году.
  • приобрёл две батареи С-300ПМУ-1 (12 пусковых установок) на сумму порядка 300 млн .
  • : получила С-300 в счёт уплаты Россией долга в 800 млн долл.
  • проявила интерес к покупке С-300П в 1991 году и в настоящее время видимо располагает им.
  • приобрёл 8 С-300ПМУ2 в 2006 году.
  • располагает одной бригадой С-300В и одной бригадой С-300П
  • располагает двумя С-300
  • ГДР располагала С-300, которая была вывезена обратно в Россию согласно договору. Однако специалисты НАТО смогли ознакомиться с системой.
  • располагает небольшим количеством С-300, которые сконцентрированы вокруг Астаны. Помимо этого, на территории страны располагаются опытно-серийные образцы на полигоне озера Балхаш (Сары-Шаган).
  • 2 дивизиона (С-300В)
  • США располагают разукомплектованными 1 РПН и ПУ 5П85, закупленными у Белоруссии, попытка закупки 2-х РПН и ЗИП-ов к ним через Казахстан у России закончилась неудачей. Официально приобрели С-300В, без РПН.
  • : разрабатывается упрощённая версия С-300, называемая Cheolmae-2 . Система будет состоять из многофункционального радара (по классификации НАТО I-диапазона), разработанного в КБ Алмаз , командного пункта и нескольких пусковых установок для корейской версии ракет 9М96. Главным заказчиком является Samsung Thales - объединённая компания между корейской Samsung Electronics и французской Thales .

Боевое применение

Хотя С-300 никогда не принимала участия в реальных боевых действиях, но считается очень боеспособной системой ПВО . В апреле 2005, НАТО провели учения во Франции и Германии под названием Trial Hammer 05 , целью которых являлась отработка приёмов подавления ПВО противника. Участвующие страны были довольны, что Словацкие Воздушные силы предоставили С-300ПМУ, что дало НАТО уникальную возможность ознакомиться с системой.

Израиль, обеспокоенный возможностью поставки комплексов С-300 в Иран и Сирию, направил значительные усилия на создание систем радиоэлектронного противодействия конкретно этой ракетной системе.

Макеты

Для маскировки компонентов системы С-300 применяются демаскирующие полномасштабные надувные макеты , оборудованные дополнительными устройствами имитации электромагнитного излучения в инфракрасном и радио диапазонах.

Характеристики

Ракеты наводятся РПН 30Н6 или морским радаром 3Р41 «Волна» с использованием пассивного радара ракеты. Ранние версии 30Н6 могут наводить до 4 ракет, и сопровождать до 24 целей одновременно. 30Н6Е может наводить до 2 ракет на цель и сопровождать до 6 целей одновременно. Могут быть успешно обстреляны цели, летящие со скоростью до 2,5 скоростей звука, а также до 8,5 скоростей звука для поздних модификаций. Минимальный интервал между запусками ракет составляет 3 секунды. Командный пункт дивизиона способен управлять до 12 пусковыми установками одновременно.

Оригинальная боеголовка весит 100 кг, в более поздних модификациях - до 133 кг, в последних - до 143 кг. Взрыватель может срабатывать либо от близости, либо от контакта с целью. Боевая часть начинена металлическими кубиками. В зависимости от типа, ракета до запуска весит от 1450 кг до 1800 кг. Пуск ракеты производится по «миномётному » непосредственно из транспортно-пускового контейнера : крышка контейнера из затвердевшей пены выбивается избыточным давлением в ТПК (создаваемым размещённым внутри газогенератором) - вопреки распространённому заблуждению ракета не пробивает крышку, что могло бы повредить обтекатель головки наведения. После сброса и разрушения крышки контейнера ракета подбрасывается вертикально вверх, а уже в воздухе запускается ракетный двигатель и производится наклон в сторону цели, тем самым устраняя необходимость поворота пусковой установки.

Системы

Параметры систем
Система и используемые ракеты Год Зона поражения самолётов, по дальности, км Зона поражения самолётов, по высоте, км Вероятность поражения самолётов Максимальная скорость целей, м/с Боезапас, ЗУР Темп стрельбы, с Время свёртывания и развёртывания, мин
С-300ПТ, С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55К 1978 5-47 0,025-27 до 0,9 до 1300 96-288 5 90
С-300ПТ, С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55Р 1981 5-75 0,025-27 до 0,9 до 1300 96-288 5 90
С-300ПС, С-300ПМУ с ЗУР 5В55Р 1983 5-75 0,025-27 до 0,9 до 1300 96-288 3-5 5
С-300ПМУ1 с ЗУР 48Н6Е 1993 5-150 0,01-27 до 0,9 до 2800 96-288 3 5

Радары

РПН 30Н6 (радиолокатор подсвета наведения, англ. FLAP LID A по классификации НАТО) устанавливается на грузовик. РЛО 64Н6 (радиолокатор обзора, англ. BIG BIRD по классификации НАТО) устанавливается на большой автоприцеп вдоль генератора и обычно прицепляется к 8 колёсному МАЗу. НВО 76Н6 (Низковысотный обнаружитель, англ. CLAM SHELL по классификации НАТО) устанавливается на большой автоприцеп с вышкой, которая может подниматься от 24 до 39 м.

Оригинальная С-300П использует комбинацию НВО 76Н6 доплеровской РЛС для обнаружения целей и РПН 30Н6 с фазированной антенной решёткой для сопровождения и наведения на цель. Также имеется командный пункт на отдельном грузовике и 12 пусковых установок на автоприцепах по 4 ракеты на каждой. С-300ПС/ПМ близка по элементам, но использует модернизированный 30Н6 совмещённый с командным пунктом и пусковые установки на грузовиках.

Если система используется для уничтожения баллистических или крылатых ракет, используется РЛО 64Н6. Он способен обнаруживать баллистические ракеты на расстоянии до 1000 км и движущихся со скоростью до 10000 км/ч, а также крылатые ракеты на расстоянии до 300 км.

36Д6 может также использоваться для предоставления комплексу данных раннего обнаружения целей. Он может засекать цели типа ракета, летящей на высоте 60 м на расстоянии как минимум 20 км, на высоте 100 м на расстоянии 30 км, и на большой высоте на расстоянии до 175 км. В дополнение к нему может использоваться 64Н6 который может засекать цель на расстоянии до 300 км.

Обзорные РЛС
Индекс ГРАУ Обозначение НАТО Назначение Дальность обнаружения, км Впервые использован Примечание
36Д6 Tin Shield 200 > 100 E/F С-300П
СТ-68УМ Tin Shield B обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей 175 E/F С-300ПМУ интенсивность сигнала от 350 кВт до 1,23 МВт
5Н66М Clam Shell Низковысотный обнаружитель I С-300П
76Н6 Clam Shell Низковысотный обнаружитель 120 15 I С-300ПМУ 2,4 кВт частотная модуляция монохроматическая волна
64Н6 Big Bird - 300 C С-300ПМУ-1
96Л6Е Всевысотный обнаружитель 300 300 C С-300ПМУ-1
9С15 Bill Board - 250 200 С-300В
9С19 High Screen Обзор сектора 16 С-300В
МР-75 Top Steer Морской 300 D/E С-300Ф
МР-800 Восход Top Pair Морской 200 C/D/E/F С-300Ф
Станции сопровождения и подсвета цели
Индекс ГРАУ Обозначение НАТО Частотный диапазон по классификации НАТО Дальность обнаружения, км Одновременно сопровождаемых целей Одновременно обстреливаемых целей Впервые использован Примечание
30НГ Flap Lid A I/J ? 4 4 С-300П
30Н6Е(1) Flap Lid B I/J 200 12 6 С-300ПМУ-1 ФАР
30Н6Е2 Flap Lid B I/J 200 100 36 С-300ПМУ-2
9С32-1 Grill Pan многочастотная 140-150 12 6 С-300В
3Р41 Волна Top Dome I/J 100 С-300Ф

Ракеты

Ракеты 48Н6Е2 сверху и 9М96Е2 внизу


Параметры ракет
индекс ГРАУ Год Дальность, км Максимальная скорость, м/c Длина, м Диаметр, мм Масса, кг Масса боевой части, кг Управление Впервые использован с
5В55К/КД 1978 47 до 2000 7,25 508 1480-1500 133 Наведение по команде с РЛС подсвета/наведения С-300П
5В55Р/РМ 1984 75-90 до 2000 7,25 508 1664-1665 130-133 Наведение пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешним радаром С-300ПТ
5В55С 1992 47 1700 7 450 неизвестно неизвестно То же, что и 5В55Р, но со «специальной» (ядерной) боевой частью С-300ПТ
5В55У 1992 150 2000 7 450 1470 133 То же, что и 5В55Р, но с «увеличенной зоной покрытия» С-300ПТ
48Н6E 1992 150 до 2100 7,5 519 1800-1900 143-145 С-300ПМ
48Н6E2 1992 200 до 2100 7,5 519 1800-1900 150 Наведение по команде с РЛС подсвета/наведения но с использованием информации с пассивного радара ракеты С-300ПМУ2
9М82 1984 140 2500 10,5 915 5800 150 С-300В
9М83 1984 100 1800 8 1215 3600 150 Наведение пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешним радаром расположенным на пусковой установке С-300В
9М83МЕ 1990 200 Наведение пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешним радаром расположенным на пусковой установке С-300ВМ
9М96Е1 1999 40 330 24 С-300ПМУ-1
9М96Е2 1999 120 2100 240 420 24 Самонаведение активным радаром С-300ПМУ-2

Сравнение с другими системами

Наименование С-300П С-300ПМУ-2
«Фаворит»
Patriot PAC-2 Patriot PAC-3
Радиус
захвата,
км
аэродинамической
цели
100 40-200 70-160 15
баллистической
цели
40 40-150 20 15-45
Высота
захвата,
км
аэродинамической
цели
0,025-30 0,01-30 0,06-24,4 15
баллистической
цели
1-25 0,01-30 3-12 н. д.
Максимальная
скорость цели, км/ч
3000 10000 2200 н. д.
Число одновременно
наводимых зенитных
ракет
до 12 до 12 до 24 н. д.
Число одновременно
обстреливаемых целей
до 6 до 6 до 8 до 8
Масса ракеты, кг 1400-1600 330-1900 900 312
Масса боевой части, кг 150 24-150 91 74
Максимальное число
запусков в секунду
1-2 1-2 3-4 н. д.
Время подготовки
к запуску и время
свёртывания пускового
комплекса, мин
5 5 15/30 15/30
Средство передвижения Колёсное Колёсное Полуприцеп Полуприцеп

Примечания

  1. Almaz/Antei Concern of Air Defence S-300P (NATO SA-10 "Grumble") family of low to high-altitude surface-to-air missile systems (англ.) . Jane"s Information Group (16 января 2008). Проверено 4 августа 2008.
  2. Из истории создания С-300П . Rusarms.com. Проверено 29 апреля 2009.
  3. С-300ПС . - Страница о системе ПВО С-300ПС. Проверено 12 августа 2008.
  4. С-300ПМ . - Страница о системе ПВО С-300ПМ. Проверено 12 августа 2008.
  5. Корабельный ЗРК С-300Ф «Форт» . - Страница о системе ПВО С-300Ф. Проверено 12 августа 2008.
  6. The Russian S-300PMU-1 TMD System (англ.) . Center for Nonproliferation Studies. Проверено 25 июня 2006.
  7. Hongqi-10 (HQ-10) (англ.) . MissileThreat. Проверено 25 июня 2006.