Денежная удача

Американская про полностью обесценит ядерные силы россии. Что такое Aegis Ashore и чем он опасен для России Размещение в Европе

В 1983 году на океанские просторы вышел новый американский боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море! ). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).

«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида») . БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».

В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира . За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология. Как и подобает настоящему герою, «Иджис» повторила «12 подвигов Геракла».

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус

Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты » («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя ». «Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти !» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться ».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту .

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК).

Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание.

Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос .

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите».

В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 км. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.

Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всё равно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне.

Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Подвиг четвёртый. «Иджис» вылезает на берег.

И лезет прямо в сердце Европы – в сказочную Чехию, страну величественных замков и отменного пенного напитка. Нет, «Иджис» приползла отнюдь не за пивом: Польша, Чехия и Венгрия выразили готовность разместить на своей территории элементы американской системы ПРО. К 2015 году ожидается появление еще одного действующего объекта в Румынии.

Как мы уже упоминали, страсти по ПРО не стоят свеч. Если ракеты-перехватчики ориентированы против России, то получается, что они бесполезны. Траектория полета российских МБР лежит через Северный полюс – в этом случае перехватчикам «Стандард-3» из Чехии придется стрелять вдогон, что не дает им ни единого шанса на успех.

«Иджис» и «Стандард-3» нужно размещать на Шпицбергене или в Гренландии – вот тогда они превращаются в действительно работоспособный «щит». И почему никто не обращает внимания, что 22 корабля ВМС США оснащены уже действующими противоракетами? Это тревожный знак, США получают контроль над околоземным пространством.

Пожалуй, мы опустим рассказ об остальных подвигах «Иджиса» — они вполне заурядны, и не стоит утомлять читателя монотонным перечислением фактов и вполне предсказуемыми выводами. «Иджис» создавалась как оборонительная система ПВО, и действительно — комплекс вооружения крейсеров типа «Тайкондерога» первой серии состоял лишь из зенитных ракет и противолодочных ракето-торпед. Две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Гарпун» использовались в декоративных целях – согласно американской доктрине морского боя, приоритет в борьбе с надводными целями имела палубная авиация.

Но все изменилось с появлением вертикальной пусковой установки Mарк-41 – с ее помощью, Иджис-корабли превратились в действительно грозные боевые единицы. УВП Mарк-41 и новые боеприпасы без каких-либо затруднений были интегрированы в систему «Иджис», действительно, не требуется много усилий, чтобы «закачать» в память крылатой ракеты «Томагавк» координаты места старта и места назначения, а также карту подстилающего рельефа на маршруте полета.

Такие действия не требуют сложных расчетов и выработки мгновенных решений, неудивительно, что Иджис-корабли неоднократно привлекались к ударам по наземным целям, и успешно выполняли такие боевые задания – полсотни «Томагавков» в ударном варианте — тут как-раз достаточно для совершения десятка «подвигов» во славу демократических ценностей.

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится . Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов . Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

И все-таки, факты говорят о том, что ВМС США не собираются целиком полагаться на сложную и ненадежную «Иджис». Основные усилия в борьбе с низколетящими противокорабельными ракетами ориентированы не на их непосредственный перехват, а на противодействие носителям ПКР – кораблям, самолетам и подводным лодкам, чтобы не допустить их выход на дистанцию атаки. А «Эгида» — всего лишь последний рубеж.

Cистема «Иджис»
У американцев также имеются 4 РЛС раннего предупреждения. Все нормально у них и с противоракетами: на боевом дежурстве сегодня стоят 16 комплексов наземного базирования, 16 крейсеров и эсминцев, оснащённых в общей сложности 18 противоракетами SM-3 и дислоцированных в Атлантическом океане и Средиземном море, 80 противоракетных комплексов Patriot (PAC-3).

До 2013 года будет проведено расширение системы ПРО: 5 РЛС раннего предупреждения, перекрывающих всё Северное полушарие, 54 противоракеты наземного базирования (44 - в США, 10 - в Польше, близ города Слупска), 4 комплекса THAAD (задача - уничтожение баллистических ракет на стадии снижения), оснащённых в общей сложности 96 противоракетами, до 100 противоракет морского базирования SM-2 (задача - уничтожение баллистических ракет на среднем участке траектории), 132 противоракеты SM-3 (задача - уничтожение баллистических ракет). Плюс система «Иджис» (на базе одноименного комплекса ПВО), которая способна отслеживать и, при необходимости, уничтожать баллистические ракеты, атомные подводные лодки и орбитальные спутники, движущиеся со скоростью до 8 километров в секунду. По планам Пентагона, к 2015 году она получит такое развитие, что полностью блокирует возможность российского ответа на ядерный удар НАТО.

Недавно в США прошли учения с использованием «Иджис». С американского полигона на Гавайских островах стартовала баллистическая ракета, выступившая в роли российского оружия возмездия. Система «Иджис» сразу обнаружила цель и с борта крейсера УРО «Лэйк Эри» был произведен пуск противоракеты, которая на высоте более 180 километров (то есть в космосе) уничтожила балллистическую ракету.

– Современная корабельная система «Иджис», – рассказал мне знакомый офицер, бывший командир ракетной боевой части подводного атомохода капитан первого ранга запаса Алексей Черкасов, – состоит из РЛС с фазированной решеткой, боевого вертолета и гидроакустического сонара для обнаружения АПЛ. Основное вооружение – противоракета «Стандарт-3», которая способна уничтожать цели в космическом пространстве и на дальности до 500 километров по горизонтали. Не так давно состоялось ее боевое применение - американцы уничтожили свой вышедший из строя спутник-разведчик, летевший в космосе на высоте 275 километров со скоростью 7,2 километра в секунду. Крейсера и эсминцы УРО, имеющие на вооружении такие ракеты, уже сегодня несут боевую службу в Атлантическом океане, Средиземном море и даже заходят в Черное море. Это значит, что они имеют возможность поражать наши баллистические ракеты на начальном участке полета. Главная опасность в том, что, по планам Пентагона, к 2015 году ВМС США будут иметь на вооружении 400 кораблей, оснащенных системой «Иджис» и ракетами «Стандарт-3». Даже если каждый корабль получит лишь по одной такой ракете, у нас не хватит современных баллистических ракет для преодоления этого рубежа ПРО. А ведь есть и другие, не менее серьезные. Министерству обороны нужно срочно заказывать оборонке достаточное количество новых баллистических ракет, а не играться в изменение «облика Вооруженных сил».

По опубликованным в открытой печати данным, у России имеется всего около 80 новых комплексов межконтинентальных ракет. Остальные были выпущены еще в Советском Союзе. Это стоящие на боевом дежурстве сегодня «Сатана» и «Тополь». Их возраст около 30 лет. Некоторые эксперты утверждают, что за это время ракетное топливо потеряло некоторые свои важные качества. К тому же и корпус утратил прочность. Например, «Сатане» уже два раза продлевались сроки эксплуатации. Так что в случае конфликта не все ракеты сумеют взлететь.

Есть у нас великолепная новая (относительно) ракета «Ярс-24», которая способна уверенно преодолевать ПРО США. По данным открытой печати, она имеет рабочую дальность до 12 тысяч километров, оснащена несколькими блоками с ядерной боеголовкой, которые после набора высоты разлетаются и движутся по заданной траектории в автономном режиме. При обнаружении противоракеты каждый из блоков начинает маневрировать и уклоняться от нее.

Беда только в том, что у нас таких комплексов неизмеримо меньше, чем у американцев тех же противоракет «Стандарт-3».

По мнению капитана первого ранга запаса Алексея Черкасова, именно с этим фактом связан отказ американцев вести с Россией какие-либо переговоры по ПРО. У них, вероятно, есть уверенность (или иллюзия) в том, что США в состоянии на сто процентов отразить ответный ракетно-ядерный удар со стороны России.

По данным электронного справочника Минобороны РФ «Оружие России», «Ярс-24» начали разрабатывать еще в 1989 году, но только через двадцать лет в войсках появился опытный дивизион этих ракет. На сегодняшний день сформированы всего два полка.

Такую медлительность в Минобороны объясняют тем, что поначалу работы вели российский МИТ и украинское КБ «Южное». После развала СССР они оказались в разных государствах.

Впрочем все свои наработки и образцы КБ «Южное» полностью передало России еще в 1995 году. 16 лет длится тягомотина с разработкой и принятием на вооружение важнейшей для обороны ракеты. При этом деньги на это выделялись систематически. Где они? Кто знает?

В предновогоднем выпуске «Военной тайны» (РЕН ТВ) упоминалось письмо Счетной палаты о золотых слитках Минобороны, которые куплены на деньги, предназначенные для реформы и перевооружения армии, но «вложены в рост». Видно, страсть к «коммерческой деятельности» не дает Анатолию Сердюкову заниматься по-настоящему эффективным перевооружением армии, в частности, продвижением такого необходимого для обороны комплекса МБР «Ярс-24» и противоракетных комплексов дальнего действия http://www.svpressa.ru/war21/article/51590/

По словам А. Вершбоу, система ПРО сможет защитить и саму Россию от ракетного удара со стороны Ближнего Востока и Северной Кореи: «Южная часть России является зоной риска, именно для этого НАТО планирует разместить ракеты и радар в Румынии и Польше».

Иджис


Универсальная установка вертикального пуска (УВП) Мк41 на борту крейсера «Сан-Джасинто» (CG-56) ВМС США.

Панель управления системой на борту крейсера «Норманди» (CG-60) ВМС США, 1997.

Информационный центр системы на борту крейсера «Винсенс» (CG-49) ВМС США.

боевая информационно-управляющая система(БИУС).

Первый корабль, оснащённый системой «Иджис», USS Ticonderoga (CG-47) был зачислен в списки флота 23 января 1983 года . Установки вертикального пуска (УВП) Мк41 первым получил ракетный крейсер Bunker Hill (CG 52) . В общей сложности на вооружение были приняты 107 кораблей оснащённых системой «Иджис».

Основным элементом системы является радиолокационная станция AN/SPY-1 A, В или D с четырьмя плоскими фазированными антенными решётками (ФАР) мощностью 5 МВт, выполняющая функции РЛС кругового обзора. Она способна осуществлять автоматический поиск, обнаружение, сопровождение 250-300 целей, и наведение по наиболее угрожающим из них до 18 ЗУР . Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически.

Компьютерные системы управления и поддержки принятия решения являются ядром «Иджис». Они позволяют одновременно решать задачи противовоздушной, противолодочной обороны и наносить удары по кораблям противника.

Разработчики

Первоначальная разработка системы Иджис начата подразделением компании RCA , специализирующимся на ракетных системах и поверхностных радарах, позднее приобретённым компанией General Electric и переименованного в подразделение Государственных электронных систем. Позднее, в 1992 году, это и несколько других аэрокосмических подразделений компании Джи-Эл были проданы компании Martin Marietta , вошедшей в 1995 в корпорацию Lockheed Martin .

Вооружение

Американские корабли, оснащённые «Иджис», сначала использовали ракеты «Стандарт-2» (SM-2), в настоящее время проходит перевооружение некоторых из них на ракеты «Стандарт-3» (SM-3).

Ракеты нового поколения «Стандарт-3» (SM-3) позволяют осуществлять перехват боеголовок БР . В ходе прошедших 6 ноября 2007 года испытаний впервые осуществила успешный перехват групповой баллистической цели, обе цели были уничтожены в результате прямого попадания перехватчиков SM-3 за пределами земной атмосферы, на высоте около 180 км над Землёй. Перехват был осуществлён комплексом «Иджис» (Aegis, версии 3.6) крейсера УРО CG-70 Lake Erie («Лэйк Эри»).

ТТХ

  • Контролируемый радиус более 190 км от корабля (ЭПР 1 м²) .
  • Дальность обнаружения высотных воздушно-космических целей (ВЦ) при поиске в верхней полусфере пространства ограничивается примерно 320 км

Установки на кораблях

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%81

Максим Калашников

ИЛЛЮЗИЯ «СОВМЕСТНОЙ ПРО»

Что стоит за лиссабонскими договоренностями Медведева с НАТО?

В ноябре 2010 года, как нас уверяет либеральная пресса, состоялся исторический визит президента РФ Д.Медведева в Лиссабон, на слет НАТО. Как впечатляющий прорыв подаются общие слова Обамы и Медведева о программе создания совместной русско-западной противоракетной обороны (ПРО).

Но на самом деле мы имеем дело с очередным политико-пропагандистским пузырем. Блефом. Никакой совместной ПРО с НАТО мы не можем построить ни по технико-экономическим, ни по политическим причинам.

РАЗВЕИВАЯ ТУМАН

«…В Лиссабоне Москва и Брюссель, по всей видимости, достигли принципиального согласия о создании совместной системы ПРО. Сами системы сторон объединены не будут - каждая будет создавать свою и отвечать за свой сектор. Россия возьмет обязательства сбивать баллистические ракеты, летящие в Европу с юга и востока над ее территорией. То есть взрывать над своей территорией северокорейские, китайские, пакистанские и иранские боеголовки. А на долю европейского сектора ПРО придется все то, что может прилететь в Россию и Европу с Запада. То есть с Атлантического океана и из Северной Африки…» – написал обозреватель журнала «Эксперт» Геворг Мирзаян (http://www.expert.ru/2010/11/29/proryiv-v-neizvestnost/)

Но это невозможно. Как пояснил Владимир Коровин (эксперт Гражданского центра прикладных исследований), отечественная ПРО представлена московским районом – знаменитой системой А-135. Она оснащена ракетами-перехватчиками боеголовок (62 противоракеты ближнего перехвата, 38 – дальнего) с ядерными боевыми частями. Система эта создана по идеологии 1980-х годов и предназначена только (исключительно!) для прикрытия Московского промышленного района. То есть, столицы – и только. И только от первого неожиданного удара ограниченным числом боеголовок. Начало создания А-135 – 1971 год, постановка на боевое дежурство – 1995-й. Прикрыть система может только Москву, поражая вражеские боевые блоки лишь на заключительном этапе их полета. Да и то нашей столице придется несладко: над нею в ближнем космосе и в верхних слоях атмосферы будут рваться десятки ядерных противоракетных зарядов, избивая мегаполис электромагнитными импульсами.

Здесь нет никакого «презрения Москвы к остальной стране». А-135 была призвана защитить центральную систему управления СССР/РФ от внезапного обезглавливающего удара – и не более того. Чтобы коварный враг не вывел из строя главнокомандование страной, а это главнокомандование – отдало бы приказ на ответно-встречный удар возмездия по ядерному агрессору. Каковыми при создании системы А-135 могли быть только США и НАТО, а также – Китай.

Расширить подобную очаговую систему ПРО на огромные пространства невозможно в принципе. И речи быть не может о том, чтобы прикрывать Европу с восточного и юго-восточного направлений. Идущие на Европу над территорией РФ китайские, пакистанские и возможные иранские ракеты (межконтинентальные и средней дальности) для А-135 неуязвимы. Наша система должна ставиться в Европе – у каждого большого города. Кроме того, она не может работать в неядерном варианте, попадая неядерными поражающими элементами в боеголовку (как это делают развивающиеся на Западе новые системы ПРО). А-135 отражает налет вражеских боевых блоков только высотными ядерными взрывами. Наша система создавалась для реалий Холодной войны (в соответствии с ныне недействующим Договором по ПРО 1972 г.), а посему и ограничена по радиусу действия, и крайне дорога. Достаточно сказать, что США так и стали прикрывать подобными системами «Сейфгард» ни Вашингтон, ни Нью-Йорк. Не стали они прикрывать и ракетно-стратегическую базу Гранд Форкс, о чем задумывались еще в 1972-м. Сочли и разорительным, и малоэффективным.

Таким образом, для предполагаемой российско-натовской системы ПРО отечественная А-135 просто бесполезна.

Все просто. Обычная баллистическая межконтинентальная ракета, как поясняет Владимир Коровин, запущенная по цели в Европе из Китая (на дальность в 13 тыс. км), в апогее своей траектории набирает высоту в 1400 км. Пролетая над территорией РФ, она остается недосягаемой для системы ПРО типа А-135 – слишком высоко идет. Высота ее полета не получается ниже нескольких сотен километров. Слишком высоко оказываются и те ракеты средней дальности, какими гипотетически могут бить по Европе Пакистан и Иран. (А ведь есть еще и так называемая «наклонная дальность», измеряемая сотнями и тысячами километров – прим. М.К.). Таким образом, А-135, защищая исключительно Москву, не может сбить ракету, идущую из всех известных стран на Европу. Более того, А-135 по тем же причинам не в силах прикрыть иного района Российской Федерации, если удар нацелен на них.

Только лишь поэтому заявление о возможности создания совместной ПРО «РФ-НАТО» вызывает смех специалистов. Но проблема гораздо глубже.

ЗАПАД ВЫРЫВАЕТСЯ ВПЕРЕД

В то же время, в Соединенных Штатах создается целый набор противоракетных систем, способных «работать» по атакующим их страну баллистическим ракетам (БР) на разных участках их траектории. То есть, особые системы должны уничтожать ракеты на активном участке полета – когда БР разгоняется в атмосфере, работая двигателями на полную мощь, и когда боевые блоки (ББ) в ее «голове» еще лежат вместе, не разделившись и не включив двигатели разведения блоков-зарядов. Другие системы предназначены для уничтожения ББ в космическом пространстве, на среднем участке полета. Наконец, есть системы для поражения ББ на заключительном этапе – при подлете к их целям. И вот что интересно: ставка делается не на ядерное, а в основном на ударно-кинетическое поражение боевых блоков. Создается «экологически чистая» ПРО.

Так, для сбивания неприятельских БР на первом, разгонном участке траектории идут работы над самолетом с лазерной «пушкой», который по замыслу должен поражать боевым лучом взлетающие ракеты с расстояния в сотни километров. Для чего самолеты-лазероносцы должны патрулировать над опасными районами. Пока здесь очень много трудностей и не факт, что США удастся создать дееспособные лазеры воздушного базирования. Поэтому американцы ведут работы над сверхскоростными противоракетами воздушного базирования NCADE – Network Centric Airborne Defense Element. Сиречь – над поражающими элементами воздушного базирования для сетецентричной войны. Но тут до появления на свет серийных образцов еще очень далеко.

На среднем участке траектории БР (превращенная уже в «облако» из боевых блоков и ложных целей) должна поражаться системами ПРО наземного базирования (стационарная ПРО на Аляске, Ground Based Midcourse Defense, GBMD), системами корабельного базирования «Aegis» («Эгида») и отчасти – мобильной системой ПРО театра военных действий THAAD. На этой стадии отражения атаки неприятельских ракет стационарная ПРО GBMD на Аляске, например, выбрасывает навстречу боевым блокам врага космические самонаводящиеся перехватчики EKV. Последние – это кинетические блоки, которые должны разрушить боевой блок прямым попаданием. Для этого на 60-килограммовом EKV есть чуткий инфракрасный телескоп (он должен разглядеть горячую боеголовку) и двигатели маневрирования. Правда, эффективность GBMD (базы Форт-Грили и Вандерберг) пока еще низка – не более 50%. Особо отметим, что означенная стратегическая система не имеет аналогов в РФ (А-150 не носит стратегического характера). Однако и рассчитана она на отражение только ограниченных (пара-тройка ракет от силы) баллистических атак на Соединенные Штаты.

Поражающие элементы забрасывает в космос и система ПРО «Иджис»-«Эгида» – противоракеты типа SM.

На заключительном участке полета атакующие боевые блоки встречают все та же THAAD и комплексы «Пэтриот», хорошо известные еще по войне с Ираком 1991 года.

Очень продвинулась работа над морской ПРО «Aegis». Вначале, по словам В.Коровина, ее создавали для того, чтобы поражать вдогонку возможные БР Северной Кореи. Почти четверть идут работы над поражающими кинетическими боеголовками «Эгиды», причем первый ее образец выставлен с Смитсоновском музее. Испытания «Иджис» идут с 1999 года, американцы добились более десятка успешных перехватов, в том числе – и спутника на высоте в 247 километров. Это значит, что «Иджис» способна работать по боевым блокам на среднем (космическом) участке траектории.

На основании «Aegis» янки собираются (естественно, в сухопутном варианте) строить ПРО для Европы. Например, тот же позиционный район, что совсем недавно мыслилось делать в Польше. При этом ракеты-перехватчики для «Иджис» совершенствуются – растет их радиус действия. К середине 2010-х корабельные группировки, выставленные США у Израиля, у берегов Ливии и в Черном море, смогут прикрыть практически всю Европу от ракет, летящих из Ирана – прикрыть вплоть до Скандинавии. А к 2020 году «Иджис» при той же дислокации кораблей защитит всю Европу, покроет Белоруссию и Украину и даже большую часть предуральской части РФ.

При этом аналога «Иджис» у нас нет, и американцы («Локхид-Мартин» и «Рейтеон»), развивая оную систему, вовсе не нуждаются в сотрудничестве с русскими. Зачем? И так все делается. Конечно, «Иджис» защищает только от ракет средней дальности (3-5 тыс. км дальнобойности), летящих из Ирана. От БР Китая система не оборонит. Но американцы считают эту угрозу несущественной. Гораздо более реальной Запад рассматривает появление ракет средней дальности у мусульманских стран. Подчеркнем: «Иджис» позволяет попадать буквально «пулей в пулю», не используя ядерных боеприпасов.

Американцы также (первый пуск – в 1994-м) развивают ПРО ТВД типа THAAD, успешно опробовав ее в войне с Ираком в 2003-м. Система уничтожает боеголовки ракет, запущенных с расстояния до 3,5 тысяч километров. Поражающие устройства системы маневрируют, находя и уничтожая вражескую боеголовку с помощью тепловидения. Все опять-таки сводится к принципу «пулей в пулю», к кинетическому разрешению чужой боеголовки без всяких зенитно-ядерных взрывов. И здесь РФ отстает, не имея никакой возможности что-то делать совместно. В СССР аналоги имелись бы наверняка, но Союза уж нет.

В перспективе возможно развитие в США противоракет, которые смогут выводить на орбиту сразу несколько самонаводящихся кинетических перехватчиков размером с кофейную банку. И здесь РФ также нечего предложить.

И, наконец, есть уже известная система «Пэтриот». Ее аналогом считают наши системы С-400 и перспективную С-500. Но если в РФ они остаются «бумажными тиграми» (для С-400 так и не создано пока ракеты), то для «Пэтриот» уже есть ракета с увеличенным в полтора-два раза радиусом действия. И она должна быть задействована в совместной с европейцами системе ближней (1-1,5 тыс. км) ПРО – MEADS (Германия, Италия и США).

Участие Российской Федерации здесь им совершенно не нужно.

Франция уже успешно испытала свою систему ПВО/ближней ПРО «Астер», которая будет защищать также Италию. Франция совместно с другими европейцами (в пику американцам) намерена создать и систему «Экзогард» – стратегическую ПРО для поражения боевых блоков на среднем (космическом) участке их траектории. Свои противоракетные программы ведут Израиль и Индия.

УЖЕ ВЫШЛА ИЗ СТРОЯ?

Ряд признаков говорят о том, что отечественная система А-135 уже небоеспособна. За годы после расчленения СССР оказалась разрушенной вся производственная кооперация для производства противоракет и всего необходимого для системы. И это немудрено: в нее входило 130 предприятий всего СССР. Последние ракеты-перехватчики для ПРО Москвы произведены четверть века назад. Большинство из них уже вышло из строя по старости. Сделать новые – уже не представляется возможным (промышленные и кадровые возможности утрачены).

Инженерно-конструкторский состав стар, молодежи нет. Ряд источников сообщает, что 68 противоракет ближнего перехвата 53Т6 («Gazelle» по коду НАТО), рассчитанных на перехват в атмосфере расположены в пяти позиционных районах, отчасти еще сохраняют боеспособность.

      Длина 10 м

      Диаметр 1 м

      Масса 10 т

    • Дальность полета 80 км

      Высота 30 км

      Скорость ракеты 5,5 км/с

32 ракеты-перехватчика дальнего боя 51Т6 «Азов» («Gorgon» по коду НАТО) с боеголовками могуществом в 1-2 мегатонны, призванные осуществлять перехват за пределами атмосферы, расположенные в двух позиционных районах, уже больше блеф, чем реальность. Есть все основания полагать, что в 2002-2003 годах они были изъяты из шахт в связи с истечением срока службы.

Противоракета «Азов»

      Длина 19,8 м

      Диаметр 2,57 м

      Масса 33 т

      Дальность полета 350 км

На фоне всего, что делается в области ПРО в США и Европе, мы уже выглядим аутсайдерами. На основании советских противоракет можно было бы сделать более совершенную технику прямого попадания во вражеские боеголовки (пулей в пулю), однако РФ не в силах даже воспроизвести то, что выпускалось в Советском Союзе. Сейчас звучат слова надежды на нашу ракету 9М96 для комплекса С-400 «Триумф». Эти высокоманевренные «птички» планируются и для поражения тбаллистических ракет как оперативно-тактического, так и среднего ранга. Но когда эти ракеты встанут на вооружение – пока неясно.

ГОВОРЯТ-ТО ДАВНО – А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…

Таким образом, пока места для РФ в западных ПРО-программах нет. Да и все планы такого совместного участия с 1967 года кончались ничем. Сначала – по политическим причинам, а теперь уже по политико-технико-экономическим. Попытка Ельцина в январе 1992 года предложить США совместную систему ПРО полностью провалилась. Пробовал и Путин – с тем же успехом. Когда в 2001-м США вышли их договора по ПРО (1972 года), ответа у РФ не нашлось.

По словам Владимира Коровина, нынешние планы совместной работы РФ и НАТО по ПРО вызывают массу вопросов. Как обеспечить технологическую совестимость? Как организационно будет строиться совместная противоракетная оборона? Кто будет нажимать кнопку? И против кого все это будет нацелено? А самое главное: ракеты из «стан-изгоев», запущенные по Европе, над нашей территорией окажутся на слишком большой высоте. Тут бесполезны и А-135, и «Триумф». Так что перед нами, скорее всего – очередная политическая «мулька». Западники, как правило, отходят в сторону, как только дело касается работ, по которым русским нужно поставлять современные станки и передовые технологии.

Полностью заглохла программа «Доверие» 1992 года, предложенная конструктором Р.Авраменко: сбивать боеголовки с помощью плазмоидов. Плазмоидов, генерируемых антенными полями. Попадая в выставленный на ее пути плазмоид, головка резко ускорялась, кувыркалась и разрушалась. Никто не захотел совместно с русскими создавать оружие на новых физических принципах.

НЕ ПОЗОРИТЬСЯ

То есть, мы можем заключить: никто в НАТО не будет сотрудничать с Российской Федерацией в области создания стратегической ПРО. В РФ нет систем для поражения чужих БР на активном участке и на средней части траектории (в космосе). Условно – есть аналог ближней ПРО (С-400 и их развитие), к которому еще нет ракет. Имеющаяся система очаговой, локальной обороны Москвы (А-135) не подходит Европе по своей философии и ограниченности прикрываемого района. Кроме того, эта система, судя по всему, уже не действует и доживает последние годы. Способность же деградировавшего ВПК Росфедерации производить нужные сегодня стратегические системы ПРО, предназначенные для защиты от атак со стороны «новых ракетно-ядерных стран» (удар от силы несколькими ракетами) – под огромным сомнением.

Эксперт Гражданского центра прикладных исследований Сергей Горяинов (а ему пришлось работать помощником главного конструктора А-135 Анатолия Басистова вплоть до смерти последнего в 1993-м) подтверждает невеселые наши выводы.

– Разрушены не только промышленность, но и научные, инженерные школы, – говорит Сергей Горяинов. – И потому мы не можем рассматриваться как полноценный партнер в деле совместного с Западом создания ПРО, о чем говорил Дмитрий Медведев…

По словам эксперта, работы по созданию стратегической ПРО в РФ сейчас ведутся чисто виртуально, не «в железе». А сама философия построения А-135 неудачна. Видимо, нужно искать новые физические принципы для поражения боевых блоков, а не ракетные.

В случае с А-135, где ракета должна поражать ракету, время реагирования и действия настолько малы, что система в боевом варианте переводится в автоматический режим. И никакой оператор с пульта не может вмешаться в действия компьютеров. Но работоспособна ли А-135 в принципе? Может ли она действовать, даже если сохранилось бы производство противоракет? Ведь никто не испытывал А-135 в полном объеме, устраивая налет на Москву учебных боеголовок. Небольшой полигон в Сары-Шагане (изрядно раскуроченный в независимом Казахстане) представляет из себя маленький кусочек системы. Его испытания никоим образом не могут смоделировать работу всей сложной системы при реальном налете.

А попытка испытать систему А-35 (предшественницу А-135), введя в нее учебную программу-имитацию атаки на Москву, однажды привела к тому, что «мозг» ПРО столицы воспринял это как реальный налет, перешел в автоматический режим и начал подготовку на запуск противоракет с ядерной боевой частью. И слава богу, что конструкторы предусмотрели подрыв кабелей электроснабжения системы. Только перерубив их пиропатронами. Удалось избежать беды: операторы вмешаться в работу системы уже не могли. А потому в принципе нужно создание совершенно иной системы – соответствующей задаче отражения ограниченных ударов межконтинентальных баллистических ракет на больших расстояниях.

По мнению С.Горяинова, нужны некие «пионерные» разработки, когда ракету поражает не ракета, а нечто иное. Например, плазмоид Авраменко. Хотя его технология, показавшая интересные результаты в лаборатории, при попытке превращения в оружие столкнулась с огромными трудностями.

Ну, а предложение Медведева о совместном участии РФ и НАТО в создании ПРО С.Горяинов прочитывает в конспирологическом ключе. Запущен следующий сценарий:

1) Никто РФ в настоящие противоракетные программы не пускает.

2) Москва обижается – и объявляет что-то вроде новой гонки ядерных вооружений.

3) в США есть на такое сильный запрос: необходимо оправдывать затраты на дорогие программы Пентагона. Хотя бы и с помощью «виртуальной русской нью-угрозы». В итоге политические дивиденды получают и российские власти перед выборами, и американский военно-промышленный комплекс, испытывающий проблемы с госфинансированием.

Другого логического объяснения странной инициативы Медведева пока не обнаруживается…

Если российским стратегическим ядерным силам (СЯС) и сможет угрожать какой-то элемент американской ПРО, то только и исключительно морской. С земли американцы даже из Польши (про Румынию нет и речи) не смогут сбивать наши межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), поскольку Вашингтону пока не под силу отменить законы физики.

А вот крейсера и эсминцы с системой «Иджис» смогут заходить в арктические моря (если льды продолжат таять), оказываясь под траекториями российских МБР. При условии доработки зенитной управляемой ракеты (ЗУР) SM-3 они будут способны именно отсюда поражать наши МБР на среднем участке полета, а баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), стартующие с североморских атомных подлодок, – даже на активном участке. Кроме того, с помощью усовершенствованных ЗУР американские корабли из вод, прилегающих к обоим побережьям самих США, получат возможность сбивать российские МБР и БРПЛ на нисходящем участке траектории.

Сегодня в ВМС США системой «Иджис» оборудованы все 22 крейсера «Тайкондерога» и все 60 эсминцев типа «Орли Берк», строительство которых продолжается (всего будет построено от 75 до 99 эсминцев). На 5 крейсерах и 16 эсминцах из этого числа система «Иджис» модернизирована и приобрела способность решать задачи ПРО, а не только традиционной ПВО.

Предполагается, что в дальнейшем такую модернизацию пройдут все крейсера и эсминцы ВМС США. Сейчас на них уже возлагаются задачи тактической ПРО (например, в зоне Персидского залива), а в случае успешной разработки новых модификаций «Стандарта» дело дойдет и до стратегической ПРО.

Обсуждение проблемы ЕвроПРО у нас почему-то полностью оторвано от реальных сценариев ее применения. Вообще-то угрожать нашим СЯС ПРО может только в том случае, если российские МБР и БРПЛ уже стартовали по целям в США, то есть если началась ядерная война.

В связи с этим хочется понять, при каких условиях такое может произойти. Нанесение США обезоруживающего удара по нашим СЯС с расчетом на то, что остатки СЯС и будут добиты ПРО. В этом варианте удар по нам будет наноситься в первую очередь с моря.

Таким образом, если мы всерьез боимся американского удара и прикрывающей его ПРО, роль ВМФ в парировании данной угрозы должна быть первостепенной. И в плане поражения американских подлодок и надводных кораблей, и в плане создания морского рубежа ПВО/ПРО, способного максимально ослабить американский удар.

Про ВМФ у нас в данном аспекте почему-то не вспоминают вообще. Объяснений этой странности может быть три. Либо у нашего военно-политического руководства со стратегическим мышлением, мягко говоря, большие проблемы. Либо вся истерика насчет ПРО носит чисто политический характер и направлена исключительно на внутреннее потребление. Либо наш ВМФ находится в таком состоянии, что ни в каком парировании данной угрозы он участвовать не может. ВМФ РФ в отличие от ВМС США никакого морского рубежа ПРО/ПВО создать не способен в принципе и не сможет ни в каком обозримом будущем. Ничего сравнимого с системой «Иджис» у нас нет.

Не только имеющиеся в составе флота, но и строящиеся сейчас надводные корабли новых проектов способны в плане ПВО лишь на самооборону или в лучшем случае на оборону еще нескольких соседних кораблей и судов в ордере корабельной группы или конвоя, но уж никак не на оборону территории страны от ракетного удара с моря.

Исключение вроде бы составляют четыре ракетных крейсера: атомный «Петр Великий» пр. 1442 и три корабля пр. 1164 («Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг»). У нас их иногда ошибочно считают некими аналогами американских кораблей. Но дело в том, что «Иджис» – это не просто набор разных ракет, а сложная интегрированная система. На наших же крейсерах имеется именно набор ракет. В частности – ЗРК «Форт», морской аналог С-300П.

Количество боеготовых ракет у нас и американцев просто несопоставимо. Сколько крейсеров и эсминцев имеют ВМС США, было сказано выше. Причем на них все ракеты постоянно готовы к пуску (до 122 на каждом крейсере, до 90 или 96 на каждом эсминце). У нас на «Петре Великом» 96 ЗУР, из которых одновременно готовы к пуску 12, на кораблях пр. 1164 – 64 ЗУР, из которых к пуску готовы 8. К тому же указанные корабли разбросаны по флотам.

Правда, отразить или хотя бы ослабить обезоруживающий удар наш ВМФ мог бы другим способом – нанося удар по носителям ракет, значительная часть которых «заодно» является и носителями ПРО. То есть поражая крейсер или эсминец ВМС США, мы «убиваем двух зайцев». Здесь перспективы нашего флота несколько лучше.

Даже в период, когда ВМФ СССР был на пике своей мощи, его противолодочные возможности были крайне низки, сейчас же в лучшем случае обеспечивается противолодочная оборона в непосредственной близости от своих баз. А вот по надводным кораблям удары могут наносить и наши атомные и дизельные подлодки, и надводные корабли, и авиация с берега.

Во второй половине 1960-х годов в ВМС США развернулась разработка революционного по своей концепции комплекса ПВО.

Систему, получившую в декабре 1969 года название «Иджис» (AEGIS — Airborne Early Warning Ground Environment Integration Segment), первоначально вела компания RCA. Позже она продала свое ракетно-радарное подразделение концерну «Дженерал Электрик», а та в свою очередь в 1992 году перепродала его фирме «Мартин-Мариетта». После слияния последней в 1995 году с фирмой «Локхид» дальнейшее совершенствование системы «Иджис» осуществляет корпорация «Локхид-Мартин».

В 1973 году начались испытания прототипа системы «Иджис» на борту опытового судна «Нортон Саунд», а десять лет спустя (23 января 1983 года) в состав ВМС США вошел первый боевой корабль, оборудованный этой системой — крейсер «Тикондерога».

ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ АРХИТЕКТУРА

В 1960-е годы на кораблях ведущих флотов начали появляться первые образцы автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). В них центральной ЭВМ передавался ряд функций боевого применения оружия, выполнявшихся ранее устройствами (процессорами) отдельных подсистем. Создание «Иджиса» ознаменовало переход к реализации нового, более масштабного подхода к комплексированию корабельных боевых и технических средств. В системе «Иджис» в подсистемы объединены практически все важнейшие средства обнаружения, поражения, управления и тактической радиосвязи. Причем подавляющее большинство функций боевого применения оружия может выполняться с помощью ЭВМ общекорабельного многомашинного вычислительного комплекса (ОМВК). В результате ресурсы различных подсистем корабля становятся общесистемными и появляется возможность их более гибкого использования. Это позволяет в тех или иных пределах перераспределять корабельные ресурсы в соответствии с изменениями тактической обстановки. Например, при отражении воздушного налета РЛС в системе «Иджис» может прекратить поиск целей, а высвободившиеся энергетический и временной ресурсы используются только для их сопровождения. В итоге число сопровождаемых целей и частота обновления данных о них резко увеличатся.

ОБЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ

Основные компоненты (подсистемы) многофункциональной системы оружия «Иджис» тесно взаимосвязаны, причем средства управления и контроля являются общими, то есть используются в интересах каждого элемента и всей системы в целом. К этим средствам относятся ОМВК и подсистема отображения.

ОМВК, функционально объединяющий 25 важнейших устройств, боевых и технических средств корабля, составляет техническую основу всей системы «Иджис» и является ее центральным звеном (подсистемой). В него входят более 20 ЭВМ типов AN/UYK-7 и -20, а также ряд устройств хранения информации на магнитных дисках (лентах) и ввода-вывода данных. Общим звеном системы «Иджис» является также подсистема отображения, в состав которой может входить до 22 многофункциональных пультов (МОП) с дисплеями тактической обстановки, включая четыре командирских (на них отображается обобщенная обстановка).

Аппаратура отображения размещена в боевом информационном центре (БИЦ) корабля. Функционально она подразделяется на следующие контуры: обработки тактической информации, ее оценки и принятия решения, противовоздушной обороны (ПВО), противолодочной борьбы, борьбы с надводными кораблями и нанесения ударов по берегу.

Общим элементом многофункциональной системы оружия «Иджис» является также оконечная аппаратура цифровых линий радиосвязи LINK-4A, -11 и -14. Первая из них предназначена для наведения самолетов на воздушные цели, а две другие используются в каналах тактической связи для обмена данными целеуказания между кораблями соединения (группы). Важной особенностью этих линий является то, что управление потоком цифровых данных, циркулирующих в подсистеме связи, осуществляется ЭВМ ОМВК, а процесс взаимного обмена ими полностью автоматизирован. Информация обычно содержит сведения о местонахождении целей, полученные от корабельных или авиационных средств обнаружения (РЛС, гидроакустических станций и других). Посредством линии LINK-11 возможен также обмен данными с самолетами ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», палубными противолодочными S-3A и В «Викинг» и базовыми патрульными Р-3С «Орион», которые оснащены соответствующей аппаратурой.

Высокие боевые возможности системы «Иджис» не могли не отразиться на ее цене. В 1980-е годы стоимость системы составляла примерно 300 млн долларов — 1/3 всей стоимости крейсера «Тикондерога».

СИСТЕМА С РАСШИРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Ядром многофункциональной системы «Иджис» является одноименный зенитный ракетный комплекс.

Комплекс обладает рядом преимуществ по сравнению с более старыми корабельными ЗРК «Терьер» и «Тартар»: малым временем реакции, высокой огневой производительностью, способностью одновременно обнаруживать и сопровождать большое количество целей, а также обстреливать сразу несколько воздушных целей несколькими ЗУР, полностью автоматизированным циклом управления ракетной стрельбой, высокой надежностью работы и живучестью. Он может решать следующие боевые задачи: вести перехват самолетов-ракетоносцев на предельной дальности стрельбы, отражать массированные удары противокорабельных ракет в средней зоне ПВО, обеспечивать выдачу загоризонтного целеуказания (ЗЦУ) на корабли соединения или группы, перехватывать низколетящие и внезапно появляющиеся воздушные цели в пределах радиолокационного горизонта.

ВОЗМОЖНОСТИ

ЗРК «Иджис» включает многофункциональную РЛС типа AN/SPY-1, командно-управляющую подсистему Мк1, подсистему управления корабельными комплексами оружия Мк1, подсистему управления стрельбой (ПУС), ЗУР «Стандарт-2» средней или большой дальности, пусковые установки (ПУ) Мк26 либо УВП Мк41, подсистему проверки на функционирование, поиска и локализации неисправностей Мк545.

Важным элементом, обеспечивающим высокие боевые возможности ЗРК, является радиолокационная станция AN/SPY-1A, которая работает в 10-см диапазоне. Она способна осуществлять в верхней полусфере автоматический поиск, обнаружение, сопровождение значительного количества целей (250-300) и наведение по наиболее угрожаемым из них до 18 ЗУР. РЛС работает по принципу временного уплотнения каналов излучения, приема и обработки сигналов. В нормальном режиме основная часть времени излучаемой электромагнитной энергии выделяется на поиск и обнаружение целей, однако в зависимости от тактической обстановки, условий внешней среды, помеховой ситуации, полученных в бою повреждений и других факторов временной и энергетический ресурсы станции могут перераспределяться, а рабочие параметры изменяться в широком диапазоне возможных значений, что позволяет оптимизировать режимы ее работы. Например, за счет уменьшения зоны поиска высвободившиеся временной и энергетический ресурсы обеспечивают увеличение числа сопровождаемых целей и наведение на цели большего количества ЗУР. РЛС AN/SPY-1А относится к наиболее совершенным радиолокационным станциям надводных кораблей классов «крейсер» и «эскадренный миноносец». Она имеет высокие тактико-технические характеристики, в частности максимальную дальность обнаружения высотных воздушных целей с большой радиолокационной заметностью 450 км. Станция снабжена четырьмя плоскими антеннами (пассивными фазированными антенными решетками), располагающимися на стенках надстройки корабля-носителя.

Установка на кораблях станции такого типа позволила отказаться от нескольких ранее использовавшихся РЛС и решила проблему идентификации воздушных целей не только из-за высокого качества и большой частоты обновления получаемых данных сопровождения целей, но и благодаря отсутствию необходимости проведения многократной идентификации ВЦ (при передаче целеуказаний от РЛС обнаружения к РЛС сопровождения и затем к станции управления стрельбой). Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически в соответствии с программно-реализованными критериями, когда анализ обстановки человеком ввиду нехватки времени практически невозможен, либо командиром на основании всестороннего анализа сложившейся тактической обстановки, оценки готовности сил и средств корабельной ПВО. Автоматический режим применяется, если внезапно появляются скоростные воздушные цели, обнаруженные в нижней полусфере быстро сканирующими лучами ФАР. В этом случае обнаруженной цели присваивается наивысший приоритет на внеочередное обслуживание в ОМВК многофункциональной системы «Иджис», что способствует сокращению времени реакции ЗРК.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

В течение десятилетий, прошедших со времени создания, система «Иджис» непрерывно совершенствовалась. Появились новые модификации РЛС AN/SPY-1B и D, в боекомплект ЗРК вошли ракеты «Стандарт-3» и «Стандарт-6». «Иджис» теперь имеет возможность обеспечивать не только противовоздушную, но и противоракетную оборону. Если ракеты-перехватчики «Стандарт-2» («Блок IV») используются для поражения баллистических ракет в атмосфере на заключительном этапе их полета, и их боевая часть оснащается осколочным боезарядом с обычным взрывчатым веществом, то ракета-перехватчик «Стандарт-3» уничтожает баллистические ракеты, находящиеся в средней части траектории и летящие за пределами атмосферы, с помощью кинетической боеголовки, то есть путем ударно-контактного взаимодействия.

26 апреля 2017 года на брифинге на VI Московской международной конференции по безопасности первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Виктор Познихир заявил, что наращивание потенциала ПРО США нарушает сложившийся паритет стратегических вооружений. Российский Генштаб тревожит то обстоятельство, что развернутые в Европе американские системы ПРО располагают средствами отслеживания пусков российских баллистических ракет. Вслед за этим 29 апреля 2017 года посол РФ в Норвегии Теймураз Рамишвили сделал представление Норвегии о том, что Россия предупреждает ее о последствиях размещения элементов системы противоракетной обороны НАТО на своей территории. В свете подобного рода заявлений следует разобраться в том, что происходит в сфере развития противоракетной обороны, осуществляемой США.

Одним из магистральных направлений развития ПРО в США является развитие ее морской составляющей, что является вполне логичным процессом, если учесть, что глобальная гегемония США осуществляется посредством проецирования военно-морской мощи этой державы и осуществления контроля на морях и океанах. Развитие современного военно-морского флота после Второй мировой войны привело к ситуации, когда главным корабельным вооружением стали управляемые в полете баллистические и крылатые ракеты. Этот класс вооружений позволил не только вести морские бои между кораблями на больших расстояниях, но и наносить удары по целям в глубине сухопутной территории противника. В случае использования ядерных блоков на дальнего или среднего радиуса морских баллистических или крылатых ракетах подобного рода вооружения приобретают стратегический характер. Одновременно для противодействия наступательным ракетным вооружениям на флоте стали применяться противоракеты в дополнение к прежним зенитно-артиллерийским средствам корабельных ПВО. Этот класс морской ПРО стал закономерно развивается аналогично морским наступательным ракетным вооружениям из тактической и оперативной сферы применения в стратегическую. Это магистральное развитие морских вооружений ПРО, и США лидерствуют в настоящее время в этом процессе. Конкретно совершенствование ПРО идет в рамках развития т. н. системы «Иджис» (Aegis).

Боевые суда ВМС США, способные к осуществлению функций ПРО, называются еще кораблями «Иджис», поскольку они оснащены боевой системой этого названия - интегрированным набором датчиков, компьютеров, программного обеспечения, дисплеев, пусковых установок для ракетного оружия и самих ракет. Система «Иджис» названа в честь мифологического щита, защищавшего верховного бога Эллады - Зевса. Система «Иджис» была первоначально разработана в 1970-х годах для защиты кораблей от самолетов, противокорабельных крылатых ракет, наземных и подводных угроз. Система была впервые развернута ВМС США в 1983 году, и с тех пор она неоднократно обновлялась и непрерывно совершенствуется. Поэтому система ПРО «Иджис» существует в нескольких вариантах: ПРО 3.6.X, 4. X, 5.0 CU, 5.1 и т. д.

В США военно-морская программа обороны от баллистических ракет «Иджис» осуществляется совместно Агентством противоракетной обороны (MDA) и Военно-морскими силами США (US Navy). Военно-морская программа «Иджис» финансируется в основном за счет бюджета Агентства противоракетной обороны - MDA. Бюджет ВМС США обеспечивает финансирование дополнительных усилий, связанных с ПРО. На 2017 год в бюджете MDA планируется выделение $ 1,774 млрд на закупку и финансирование научных исследований и разработок в рамках программы «Иджис», включая расходы на создание двух наземных баз «Иджис» в Польше и Румынии по программе Aegis Ashore. Создание последних идет в рамках Европейского поэтапного адаптационного подхода (EPAA).

Центром системы ПРО является корабельная боевая информационно-управляющая система (сокр. БИУС) «Иджис», используемая на двух типах кораблей ВМС США - крейсерах УРО (управляемого ракетного оружия) типа «Тикондерога» (в американской классификации - CG-47) и эсминцах УРО типа «Арли Берк» (DDG-51). Всего в составе ВМС США на 21 марта 2017 года числится 275 кораблей и судов различных типов, в том числе - 64 эсминца УРО типа «Арли Берк» и 22 крейсера УРО типа «Тикондерога», оснащенных БИУС «Иджис». Таким образом, на сегодняшний день треть списочного состава боевых кораблей ВМС США могут выполнять функции ПРО. Согласно планам MDA и ВМС США, количество кораблей в ВМС США с БИУС «Иджис», способных к ПРО, увеличится в передовом базировании - т. е. в глобальных океанских районах вне акватории США с 33 единиц - на конец 2016 года до 49 единиц к концу 2021 года. Т. е. за текущее пятилетие планируется на треть увеличить количество кораблей ПРО в передовом базировании ВМС США.

Согласно последним планам развития ВМС США, в рамках тридцатилетней судостроительной программы планируется увеличить численный состав кораблей ВМС с 275 единиц до 355 единиц кораблей. В планируемом приросте ВМС США будет построено 104 корабля с системой «Иджис» на борту, которая, разумеется, будет совершенствоваться и дальше. При учете подобной перспективы прирост следует соотносить с выбыванием из списков флота ныне действующих крейсеров и эсминцев УРО «Иджис».

В действующем составе ВМС США на настоящий момент остается 22 крейсера УРО типа «Тикондерога» (CG-52 - CG73) 1982-1988 годов постройки. Программе модернизации «2−4−6» подлежат 11 из этих находящихся в строю крейсеров УРО - конкретно CG-63 - CG73. ВМС США будут держать в оперативной готовности 11 этих модернизированных крейсеров УРО типа «Тикондерога» до середины 2030-х годов. Они будут выведены из состава флота в период 2035-2045 годов. Остальные 11 крейсеров УРО - CG-52 - CG62 будут списаны со службы в 2019-2026 годах.

Другой самый многочисленный тип кораблей с «Иджис» на борту - это эскадренные миноносцы УРО типа «Арли Берк». В рамках самой крупной в мире после Второй мировой войны военно-морской серии этих эсминцев УРО имеется восемь подтипов. После 1988 было построено 64 эсминца УРО типа «Арли Берк» (DDG-51 - DDG-113 и DDG-115). Все они находятся в строю с периодической плановой модернизацией на судостроительных предприятиях. В настоящий момент заложено, спущено на воду или находится в достройке еще 5 единиц эсминцев УРО типа «Арли Берк». В планах контрактов на постройку еще 5 единиц, из них три эсминца самого новейшего типа - Flight III (DDG-124, 125, 126). Корабли Flight III должны быть оснащены новым радаром, который сможет выполнять улучшенную функцию радиолокатора противоракетной обороны против баллистических и крылатых ракет. Первые 28 кораблей типа «Арли Берк» (серия Flight I и Flight II, DDG-51 - DDG-78) должны оставаться в строю ВМС США 35 лет, т. е до 2026 - 2034. Срок службы следующих 34 кораблей (серия Flight IIA, DDG-79 - DDG-113) определен в 40 лет, т. е. до 2040-2056 годов.

Эсминцы УРО типа «Арли Берк» - это весьма удачные современные боевые корабли, которые могут выполнять универсальные функции, из которых ПРО является лишь одной из их боевых возможностей.

Эсминцы УРО типа «Арли Берк» могут:

Осуществлять ПВО и ПРО собственных военно-морских баз;

Осуществлять ПВО и ПРО ударных авианосных групп;

Осуществлять ПРО территорий от ударов противника крылатыми и баллистическими ракетами среднего и малого радиуса действий;

Вести морской бой с кораблями и морскими соединениями противника, как в составе морских групп, так и в одиночку;

Осуществлять противолодочную оборону (ПЛО), как соединений флота, так и на морских коммуникациях;

Осуществлять оперативно-тактические удары крылатыми ракетами «Томагавк» RGM/UGM-109 в вариантах C, D или Е на средние дистанции по целям в глубине территории противника. Как последний пример - это удар крылатыми ракетами «Томагавк» по авиабазе Шайрат в Сирии из акватории Средиземного моря эсминцами УРО ВМС США типа «Арли Берк» - «Росс» (DDG-71) и «Портер» (DDG-78).

Аналогичные боевые функции могут выполнять и крейсеры УРО типа «Тикондерога», хотя в сравнении с «Арли Берками» они выглядят несколько устаревшими.

Потенциально крейсеры УРО типа «Тикондерога» и эсминцы УРО типа «Арли Берк» могут осуществлять стратегические удары на средние дистанции по объектам противника в глубине территории крылатыми ракетами «Томагавк» с ядерными боевыми частями. Однако все морские крылатые ракеты «Томагавк» в модификации BGM-109A с ядерными боеголовками W80 были списаны в начале 1990-х в рамках договора СНВ-I.

Универсальные функции крейсеров УРО типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Арли Берк» обеспечивают размещенные на них пусковые установки вертикального запуска Mk-41 системы «Иджис», которые одинаково могут использоваться для запуска оперативно-тактических КР «Томагавк», ракет для выполнения задач ПВО и ПРО SM-2, SM-3, SM-6, RIM-7M Sea Sparrow, RIM-162A ESSM, а также противолодочных ракет (ПЛУР) RUM-139 VLA (ASROC).

Типовая загрузка ракетного боекомплекта на крейсерах УРО типа «Тикондерога» - это 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР SM-2 - всего 122 ракеты в двух модулях ПУ Mk-41. У эсминцев УРО типа «Арли Берк» - это от 8 до 56 ракет «Томагавк» и до 74 ракет SM-2 или SM-3 в двух ПУ Mk-41 системы «Иджис». В зависимости от поставленных задач соотношение отдельных видов ракетного боекомплекта на борту корабля к установке вертикального пуска Mark 41 может изменяться. Так, если перед кораблем ставится задача обеспечения ПВО - то увеличивается боекомплект ЗУР и, соответственно, уменьшается боекомплект КР и ПЛУР. Если кораблю требуется повысить ударную способность - уменьшается боекомплект ЗУР и ПЛУР и увеличивается боекомплект крылатых ракет «Томагавк». Единственным недостатком системы Mk-41 является то, что ракетный боекомплект корабля может пополняться только на приспособленных для этого военно-морских базах. Т. е. выстреливший свой боекомплект «Арли Берк» должен направляться на ближайшую базу с ракетными складами. Он не может пополнить его в море, приняв с транспортов.

Первоначально основным назначением ЗУР в системе «Иджис» была оборона кораблей от ударов противника с воздуха на средних - от 20 до 100 км, и больших - свыше 100 км дистанциях. Считалось, что корабли с возможностями ПРО в основном должны были использоваться для защиты «активов» ВМС в морском бою против противника с продвинутыми возможностями. Но с конца 1980-х годов функции ПРО морской системы «Иджис» стали расширяться. Это демонстрирует эволюция используемых в системе «Иджис» противоракет. Применяемая в «Иджис» противоракета SM-2 первоначально была создана для перехвата самолетов и противокорабельных крылатых ракет. Максимальная дальность противоракет SM-2 - до 166,7 км, а высота зоны поражения - 0,15−15 км. Так, например, 12 октября 2016 года американский эсминец УРО типа «Арли Берк» DDG-87 «Мэйсон» успешно применил две ракеты SM-2MR и одну ESSM для отражения атаки противокорабельными ракетами, запущенными с территории Йемена.

Однако принятая на вооружение в 2012 году для системы «Иджис» противоракета Standard Missile 3 (SM-3) в вариантах RIM-161A и RIM-161B кардинально расширила возможности ПРО «Иджис». Максимальная дальность SM-3 - до 700 км, а высота зоны поражения - до 500 км. Противоракета SM-3 предназначена для перехвата баллистических ракет на любом участке траектории - во время разгона, баллистическом участке и на входе в атмосферу. При этом самой ценной ее функцией является перехват цели в космосе над атмосферой - т. н. «экзо-атмосферный перехват» в полете на средней фазе баллистической траектории. Боеголовка противоракеты SM-3 уничтожает боеголовку баллистической ракеты противника кинетической энергией при столкновении на встречных курсах. Наведение на цель производится автоматически с помощью имеющей высокое разрешение матричной инфракрасной головки самонаведения.

С января 2002 года в системе ПРО «Иджис» проведено 41 испытание противоракет. Из них - 36 испытаний с экзо-атмосферным перехватом с использованием противоракеты SM-3. В этих 36 испытаниях применения SM-3 достигнуто 29 успешных перехватов. Во время одного испытания SM-3 ее мишень подражала китайской баллистической ракете Dong-Feng 21 (DF-21), предназначенной для уничтожения американских авианосцев.

Идущие испытания демонстрируют развитие возможностей ПРО системы «Иджис». Так, например, на испытаниях в феврале 2013 года успешный перехват баллистической цели противоракетой SM-3 был осуществлен без применения корабельного радиолокатора при помощи целеуказания со спутника. Выясняется, что «Иджис» способна перехватывать цели с использованием данных космического слежения и системы сенсоров, размещенных на спутниках. В идеале раннее предупреждение о ракетном нападении с космического или стационарного объекта наземного базирования фиксирует пуск баллистической ракеты и передает информацию о нем в систему «Иджис». Система определяет оптимальный вариант перехвата и передает информацию на нужный корабль «Иджис», который производит пуск противоракеты. Период от предупреждения до перехвата боеголовки баллистической ракеты может занимать всего пять минут.

Кроме того, как выяснили испытания, система «Иджис» может использоваться в космической войне как противоспутниковое оружие. 20 февраля 2008 года с использованием модифицированной версии системы «Иджис» противоракетой SM-3 был сбит сошедший с орбиты спутник наблюдения США.

В 2017 году на вооружении в системе «Иджис» состоит 296 противоракет SM-3 различной модификации. В 2021 году их планируется иметь 465 единиц.

В настоящее время идут испытания и доводка для принятия на вооружение новой противоракеты для системы «Иджис» - SM-6. Ракета SM-6 обладает широкими возможностями в области тактической ПРО. Ее можно использовать как для противовоздушной обороны, т. е. для противодействия самолетам и противокорабельным крылатым ракетам, так и для защиты от баллистических ракет. Она способна эффективно перехватывать тактические ракеты и боеголовки баллистических ракет малого и среднего радиуса действия на входе их в атмосферу. Максимальная дальность SM-6 - более 370 км (460 км), высота зоны поражения - более 33 км. Активная радиолокационная головка самонаведения позволяет противоракетам SM-6 эффективно поражать цели без целеуказания с борта корабля-носителя. SM-6 способна успешно действовать по низколетящим крылатым ракетам за линией горизонта. В этом случае наведение на цель может осуществлять, например, самолет ДРЛО. По-видимому, SM-6 со временем сменит на вооружении противоракету SM-2 Block IV. Текущий план предусматривает производство 1200 ракет SM-6 по цене за единицу $ 4,3 млн. Предполагается, что подобными ракетами будут оснащены боевые корабли ВМФ США, Японии, Республики Корея и Австралии.

Прогресс в развитии военно-морской системы ПРО «Иджис» привел к «выходу» системы на сушу. Система «Иджис» в варианте Aegis Ashore использует ту же самую установку морского базирования и морские противоракеты на сухопутной территории через размещение на военных базах ПРО корабельных пусковых установок Mk-41 с комплектом противоракет SM-3. В настоящее время в Пентагоне и Конгрессе США активно обсуждается возможность преобразования испытательного объекта «Иджис» на Гавайях в действующий военный объект Aegis Ashore для обеспечения дополнительных возможностей ПРО для защиты Гавайских островов и Западного побережья США.

Сильной стороной программы развития системы ПРО «Иджис» является тесное взаимодействие и сотрудничество США со своими союзниками в Европе и в других регионах мира. Допуск союзников США к системе «Иджис» начался с конца 1980-х годов. Потенциал ПРО особенно проявляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе в тесных рабочих отношениях между США и Японией. Корея и Австралия вслед за Японией присоединяются к сети «Иджис». Особенно тесно с США в разработке некоторых технологий для «Иджис» сотрудничают японцы. Совместные исследования по «Иджис» проводятся в соответствии с меморандумом о договоренностях между США и Японией, подписанным в 1999 году. Япония имеет у себя в строю шесть эсминцев УРО с системой «Иджис» на борту, из них четверка - типа «Конго» является полным аналогом американского «Арли Берка». В ноябре 2013 года японцы объявили о планах закупить еще два дополнительных эсминца УРО с системой «Иджис». Кроме того, в 2014 году Министерство обороны Японии объявило о заинтересованности в приобретении наземной батареи противоракетной обороны Aegis Ashore.

В настоящее время в постройке кораблей системы «Иджис» в Тихоокеанском регионе заинтересованы еще ВМС Южной Кореи и Австралии. Австралия уже имеет в составе своих ВМС два фрегата типа «Хобарт» с «Иджис» и намерена к 2020 году построить еще три таких корабля. В 2016 году появилось сообщение о намерении Республики Корея построить тройку эсминцев УРО с системой «Иджис» и противоракетами SM-3.

США заинтересованы в привязке своих европейских союзников к глобальной системе ПРО «Иджис» так, как это осуществляется на Тихом океане с азиатско-тихоокеанскими партнерами США. В Европе по этой части первенствуют Испания и Норвегия. Среди европейских союзников НАТО корабли «Иджис» в составе своих ВМС уже имеют Испания и Норвегия. У Испании - это пять фрегатов типа F100 «Альваро де Базан» 2002-2012 годов постройки. Пять норвежских фрегатов типа «Фритьоф Нансен» постройки 2006-2011 годов имеют по сравнению с американскими и испанскими кораблями меньшее водоизмещение и, следовательно, располагают уменьшенной версией системы «Иджис», включая менее мощный радар. Слабостью испанских и норвежских фрегатов с «Иджис» является их вооружение только ракетами «Спарроу», а не более продвинутыми американскими SM-2 или SM-3.

Однако более важно взаимодействие национальных систем европейских стран-членов НАТО с американской «Иджис». Система ПРО «Иджис» может взаимодействовать со средствами защиты НАТО и обмениваться информацией о воздушном сообщении и пусках баллистических и крылатых ракет. США заинтересованы в унификации радаров союзников и каналов связи для интеграции их потенциала в систему «Иджис». Европейские страны НАТО постепенно передают свои военно-морские активы в распоряжение американской системы ПРО. Так, например, успешное испытание нового канала передачи данных позволяет противоракетам SM-3 связываться с радарами X-диапазона, которыми оснащены военные корабли Нидерландов, Дании и Германии. В 2001 году США совершили частичное нарушение договора по ПРО, развернув на территории Норвегии как бы «не свою» РЛС «Глобус-2», испытанную в качестве элемента ПРО. Формально данная РЛС была построена норвежцами и использовалась для слежения за космическими аппаратами, но на практике используется для слежения за пусками российских баллистических ракет. Норвежский радар - это один из первых примеров наращивания американской инфраструктуры ПРО на потенциальном европейском театре военных действий. Соединение системы национальной европейской противоракетной обороны ближнего и среднего радиуса действия с американской системой противоракетной обороны большой дальности будет иметь решающее значение для согласованности ПРО в масштабах всего НАТО. В Европе с сентября 2005 года реализуются планы по обеспечению надежной территориальной ПРО европейских стран при помощи т. н. Активного многоуровневого театра (ALTBMD). Объединенный центр воздушных операций (CAOC) в Торрехон-де-Ардос, Испания, вместе с Центром в Уэдеме в Германии входят в систему воздушного управления, которая включает в себя функцию противоракетной обороны. На ноябрьском саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года политические лидеры стран-членов НАТО обязались расширить этот круг полномочий, включив в него защиту европейской территории альянса. В соответствии с этим решением американцы дополнили план ALTBMD своим планом EPAA. Европейский поэтапный адаптивный подход (EPAA) был определен 17 сентября 2009 года администрацией президента Барака Обамы. Министр обороны США Леон Панетта во время выступления в Брюсселе 5 октября 2011 года заявил: «Соединенные Штаты полны решимости построить и обеспечить полный охват и защиту всего нашего европейского населения, их территории и стран-членов НАТО от растущей угрозы, создаваемой баллистическими ракетами».

Первый этап EPAA предполагал размещение на постоянной основе американских кораблей «Иджис» на военно-морской базе в Средиземном море. В соответствии с этим решением в 2012 году на военно-морской базе в Рота, Испания, были развернуты в постоянном передовом базировании четыре эсминца УРО типа «Арли Берк». Эти четыре корабля являются американским вкладом в систему противоракетной обороны НАТО. Второй этап EPAA предусматривал создание в 2015 году площадки Aegis Ashore в Румынии с противоракетами SM-3 IB. Третий этап предусматривал создание к 2018 году площадки Aegis Ashore в Польше с противоракетами SM-3 IIA. Второй этап уже выполнен, третий - выполняется, что вызывает особое недовольство России. Хотя, справедливости ради, следует признать, что усилия в рамках EPAA могут защитить европейских союзников США лишь от ограниченного нападения баллистическими ракетами среднего радиуса действия с восточного направления. Тем не менее, развертывание в рамках Aegis Ashore универсальных пусковых установок Mk-41 в Польше и Румынии, т. е. на сухопутной территории, является очевидным нарушением пункта Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД) от 8 декабря 1987 года.

В настоящее время корабли с системой «Иджис» ВМС США несут постоянную службу в западной акватории Тихого океана и в Персидском заливе. По официальной версии Пентагона и Госдепартамента США, в случае с Тихим океаном обеспечивается региональная оборона от возможных нападений баллистическими ракетами со стороны Северной Кореи, а в случае с Персидским заливом - Ирана. Таким образом, США создают глобальные локальные районы ПРО с ограниченными возможностями. В случае с «Иджис» США исходят из возможности создания глобальной системы ПРО, способной надежно защитить территорию США и их союзников от ограниченного ракетного нападения с применением небольшого количества баллистических ракет. Нынешняя активность США по отношению к Северной Корее, кажется, выдает нетерпеливое желание американских военных испытать ПРО «Иджис» в боевых условиях с заведомо слабым противником.

Однако нельзя не признать, что вся эта активность вокруг развития системы ПРО «Иджис» способствует общему прогрессу противоракетных технологий, которые имеют тенденцию распространяться на сферу стратегических вооружений. Дестабилизация в этой сфере является давно просчитанной мыслительной схемой. ПРО создает соблазн превентивного ядерного удара.

И в другом плане нельзя не признать, что американская ПРО «Иджис» создает современные военные возможности. Вспомним, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26 мая 1972 года между США и СССР разрешал иметь не более двух систем ПРО - одну вокруг столицы, другую - в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. Однако американская военно-морская система ПРО «Иджис» демонстрирует несравнимо большую эффективность, поскольку создаваемые кораблями УРО районы ПРО мобильны. Это позволяет концентрировать усилия ПРО на опасных направлениях.

В идеале ситуацию можно представить так. США - это большой континентальный «Остров», окруженный со всех сторон океанами. От ударов баллистических ракет и крылатых ракет большого радиуса действия его можно защитить развертыванием в море кораблей ПРО по периметру. Корабли будут располагаться под траекториями полетов баллистических ракет ближе к «Острову», дальше от него - под средними участками баллистических траекторий, ближе к противнику и т. д. Схемы могут быть различными. Мощная компьютерная система, обслуживающая БИУС «Иджис» должна быть связана с радарами, предупреждающими о ракетном нападении, космическими датчиками, а в идеале - вообще со всеми работающими радарами, как своими, так и союзников. Компьютерная система должна обрабатывать поступающую информацию о пусках и траекториях полетов баллистических ракет и дальше выдавать целеуказание на оптимально расположенные для перехвата корабли ПРО. Архитектура ПРО позволит сопровождать цели до их поражения.

Главное - в морской составляющей стратегической ПРО США (а к этому идет дело) - это фактор господства на море ВМС США. Именно оно гарантирует работоспособность системы «Иджис» и того, что последует за ней. В свете подобных гипотетических перспектив морской составляющей будущей стратегической ПРО США нельзя не признать, что повышается значение Арктики, как потенциального театра стратегических военных действий на море.