Денежная удача

Азиатско-тихоокеанский регион - многосторонняя дипломатия. Цифровая дипломатия в странах азии Аспекты экономической дипломатии стран азии

В эпоху ускоряющейся динамики развивающихся восточноазиатских экономик и низких темпов западных стран Япония находится в буквальном смысле на поворотном этапе своего политического, дипломатического и экономического развития.

По итогам 2010 года Япония стала третьей экономикой мира после США и Китая. Небывало длительная рецессия японской экономики, а также катастрофические последствия землетрясения и цунами в марте 2011 года, создавшие угрозу радиоактивного заражения региона, выдвигают на первый план внешней и внутренней политики страны экономическую компоненту национального интереса. Экономическая дипломатии Японии становится не просто фактором укрепления государственного могущества, призванного компенсировать недостающие военно-силовые элементы, входящие в комплексную характеристику современного государства, а приобретает дополнительное политическое значение, являясь ответом как на новые внешние вызовы, так и на возросшие требования японского населения к уровню и качеству жизни. Эту её роль подтверждает и премьер-министр Наото Кан: «Излишне говорить, что дипломатия является важной в любую эпоху. Тем не менее, сейчас мир вступил в эпоху, которую по праву можно назвать историческим водоразделом, в период, когда дипломатия становится всё более важной для Японии и для всего мира». Конкретизируя эту мысль, он полагает, что экономическая дипломатия является одной из пяти основ внешней политики и национальной безопасности Японии, наряду с такими, как японо-американский альянс в качестве краеугольного камня японской внешней политики, новое развитие внешних связей со странами Азии, усилия для решения глобальных вопросов и среда безопасности вокруг современной Японии.

На фоне всплеска прогностических оценок потенциальных последствий японской катастрофы для стран Азии и других крупных экономик мира, по мере распространения ядерной тревоги рождаются все новые и новые вопросы. Насколько японская катастрофа может помешать развитию мировой экономики? Как долго Западу и остальному миру придется жить с сильной иеной? Ответ на подобные вопросы в какой-то степени может дать анализ экономического развития Японии.

Япония может упустить новый жизненно важный этап в своем экономическом развитии, если не сможет сконцентрировать через согласованную политику, экономику и дипломатию свои усилия для удержания экспортных рынков, попавших под воздействие глобального финансового и экономического кризиса, а также для давно назревших изменений сложившейся системы хозяйственной практики страны. Вот почему оценка соотношения внешнеэкономических ориентиров Японии с общей политико-экономической ситуацией в Восточной Азии позволяет говорить о том, что Япония - это крупнейшая экономическая проблема в современном мире. В тоже время зарубежные эксперты констатируют повышение интереса Запада к экономической политике Японии как достаточно сильному сопернику и партнеру по внешнеэкономическим связям, неплохо использующего свои стратегические преимущества, такие, как социальное страхование, потенциал экспортных рынков в разных регионах мира, национальные способы рефинансирования государственного долга. «Ситуацию в экономике США и Европы всё чаще сравнивают с обстановкой в Японии в последние 20 лет. Однако Япония, - подчеркивает экономист Макстон Грэм, - показала нам пример достаточно успешной адаптации к стагнирующей экономике. Её экономика испытывала продолжительную рецессию и дефляцию, но не потерпела сильных потрясений от очень высокого уровня долга, хотя это, возможно, ещё впереди. Ни в США, ни в Европе нет тех механизмов адаптации, которыми располагала Япония. У них нет таких социальных страховочных сеток, как в Японии, нет таких экспортных рынков, нет таких способов рефинансирования долга. Так что я думаю, что и США, и большинству стран Европы придется пережить несколько очень тяжелых лет». Однако после катастрофических последствий землетрясения и цунами ситуация в Японии изменилась. Как полагает американский специалист Стивен С. Роуч, «даже в самом худшем случае полного нарушения японской экономики прямые последствия для экономики США будут исчисляться в не более нескольких десятках долей процента от их годового роста».

В сфере международного экономического сотрудничества Казахстан продолжает следовать стратегическому курсу углубления интеграции в мировой рынок и формирования открытой национальной экономики.
Знаковым событием стало участие Главы государства в работе Всемирного экономического форума (ВЭФ) по Ближнему Востоку в Шарм аль-Шейхе, по итогам которого достигнуты договоренности о реализации ряда многомиллиардных экономических проектов.
Казахстанская делегация также приняла участие в первом саммите ВЭФ Европа - Центральная Азия, прошедшем недавно (30 октября – 1 ноября) в Стамбуле. В следующем году мы вновь привлечем внимание мирового бизнес-сообщества к нашей стране, которая в третий раз станет местом проведения Евразийского саммита ВЭФ.
МИД продолжает работу по содействию процессу вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Завершены переговоры с двумя из, так называемых, стран «большой четверки» - Канадой и Австралией, произошло сближение позиций по общесистемным вопросам с США и ЕС. На данном этапе отчетливо обозначилась необходимость выбора одного из сценариев вступления Казахстана в ВТО с учетом перспектив членства в региональных интеграционных объединениях.
В рабочем режиме ведется сотрудничество с международными финансово-экономическими организациями и институтами развития, взаимные визиты приобрели систематический и конкретный характер, возросли объемы привлекаемых займов, их соответствие приоритетным целям социально-экономического и индустриально-инновационного развития страны.
Ведется планомерная подготовка к проведению осенью будущего года в Астане 18-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации.
Вместе с тем, мы призываем государственные органы и национальные компании более полно использовать богатый опыт и потенциал экономических структур ООН, в том числе Организации по индустриальному развитию (ЮНИДО), Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссией по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Важным шагом для развития практического сотрудничества стали начатые в этом году работы по открытию регионального центра ЮНИДО в Казахстане.
В качестве одного из динамично развивающихся экспортеров энергетических ресурсов наша страна заявила о себе как активный участник усилий мирового сообщества по обеспечению энергобезопасности. В будущем году будут предприняты практические шаги по реализации инициатив Главы государства о разработке в рамках ООН Глобальной энергоэкологической стратегии и принятия Евразийского пакта стабильности энергопоставок.
Растущая роль Казахстана в международном сотрудничестве, в том числе, в деле оказания помощи развитию обусловили необходимость формирования национального механизма оказания экономической помощи иностранным государствам. Нами уже начата соответствующая работа, направленная на повышение эффективности и придание системности международной деятельности Казахстана в области содействия развитию.
В соответствии с поручением Главы государства, преодоление последствий мирового кризиса для Казахстана определено как основная повестка дня работы Правительства на 2009-2010 годы. Поэтому с учетом проходящих кризисных явлений в мировой экономической и финансовой системе МИД продолжит оказывать содействие реализации национальных целей индустриально-инновационного развития, повышения конкурентоспособности страны, модернизации экономики, продвижения интересов и защиты отечественного капитала за рубежом в изменившихся условиях.

В 2013 году Китай непрерывно “писал” картину своей экономической дипломатии: начиная от Тихого океана и до Балтийского моря, от Центральной Азии и Южной Азии до Европы, соединяя отдельные точки в линии и даже в плоскости, так что “экономический коридор Шелкового пути” и “Морской шелковый путь 21-го века” дополняли красоту друг друга…

Следует отметить, что важные особенности экономической дипломатии Китая заключаются в сочетании сухопутных и морских путей, в совместном развитии регионального сотрудничества и “зоны добрососедства и дружбы”, а также в мирном сосуществовании нового и старого геоэкономических секторов.

В экономической дипломатии Китая необходимо сначала осуществить “совместное развитие”, то есть благодаря экономической взаимодополняемости Китая и других стран продвинуть искреннее деловое сотрудничество, создать условия для получения взаимной выгоды и сообщество по интересам, обогатить и улучшить мировую экономическую карту, создать для мировой экономики более сбалансированное и рациональное размещение и стратегическую опору.

Проведение Китаем экономической дипломатии не только призвано осуществлять “совместное развитие” с внешним миром, но и соответствовать требованию “всестороннего углубления реформ” внутри страны. Это — реальное отражение единой концепции планирования Китаем внутренней и внешней обстановки.

На закрывшемся недавно Центральном рабочем совещании по проблемам экономики были поставлены главные задачи экономической работы на будущий год. При этом было отмечено, что проведение экономической дипломатии с внешним миром поможет в разрешении таких тернистых вопросов, так перепроизводство, долговой кризис и внедрение инноваций, а также путем коммуникации с внешним миром поможет осуществить прорыв в реформах Китая, уменьшить трудности и риски внутренних реформ.

Экономическая дипломатия является составной частью общей концепции внешней политики Китая, она была выработана и реализована так, чтобы вписаться в эту общую концепцию.

Китай придерживается идеи “дружественности, искренности, выгодности и толерантности” контактов, подчеркивая свое осознание того, что является членом Сообщества с единой судьбой. В последний год председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян побывали в 22 азиатских, африканских, европейских и американских государствах. Кроме этого, они приняли в Китае 64 глав государств и правительств зарубежных стран, благодаря чему между Китаем и различными странами мира были подписаны около 800 соглашений о сотрудничестве.

Экономическая дипломатия является значительной поддержкой в процессе реализации контактов КНР с внешним миром на высоком уровне. В этой сфере следует отметить заключенное между Китаем и Россией соглашение о сотрудничестве на огромную сумму, начало переговоров по существу между КНР и США о взаимных инвестициях, реализацию КНР и Европой “Китайско-европейской стратегической программы сотрудничества в период на 2020 год”, объявленные Китаем новые меры и проекты оказания помощи Африке, поддержку со стороны КНР социально-экономического развития Латинской Америки и стран бассейна Карибского моря, усилия Китая в ходе продвижения работ Шанхайской организации сотрудничества, саммит стран Восточной Азии и зоны свободной торговли, которые КНР создала с другими странами в двустороннем или многостороннем форматах…

Ретроспективно оценивая 2013 год, следует отметить, что Китай проводил широкомасштабную внешнюю политику, причем важную роль при этом сыграла экономическая дипломатия, которая вместе с другими сферами международных отношений открыла прекрасные перспективы перед общей дипломатией Китая, стремящегося к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и согласованности.

Характеризуя содержание и цели «экономической дипломатии», следует отметить, что, во-первых, с самого своего зарождения сна была подчинена экспансионистским устремлениям японского империализма, осуществлению активного противодействия национально-освободительному движению в развивающихся странах Азии путем оказания энергичной поддержки реакционным режимам. Именно это должно было явиться одним из важнейших условий успешного осуществления экономической и политической экспансии Японии в Азии в послевоенные годы.

Во-вторых, проведение «экономической дипломатии» больше всего соответствовало задачам экономического развития страны, к решению которых Япония приступила после завершения американской оккупации. Только подчеркивая свою заинтересованность в развитии взаимовыгодной торговли, в укреплении экономического сотрудничества со странами Азии, Япония могла рассчитывать создать там со временем благоприятную политическую атмосферу и открыть для себя обширные рынки сбыта, богатейшие источники сырья, в которых она остро нуждается и которые не смогла заполучить путем агрессии в результате второй мировой войны. «Экономическая дипломатия» должна проводиться как государственная политика, подчеркивалось в «Голубой книге», опубликованной в 1958 г. японским министерством иностранных дел. «Наша страна стоит перед возрастающей необходимостью поддержать с флангов торговые компании путем заключения разного рода торговых договоров и соглашений и непосредственного участия в финансировании различных программ и проектов».

В-третьих, этот курс исходил главным образом из возрастающей экономической и финансовой мощи Японии, ее достижений в области науки и техники, в организации производства и т. п., т. е. в тех сферах деятельности, в которых она наиболее успешно могла проявить себя в сложившихся исторических условиях. Правящие круги надеялись, что избранный ими курс даст возможность мобилизовать трудящееся население страны на решение задач экономического и технического развития, усилить эксплуатацию рабочего класса, связывая это с «национальным достоинством» японцев, с «подъемом материального благосостояния народа» и т. п.

В-четвертых, принятие указанного курса явилось, по существу, альтернативой курсу «тотальной милитаризации», создания «большой армии» и осуществления «активной политики» в Азии, на чем настаивали американский союзник и наиболее реакционные, воинствующие круги в самой Японии. Однако одобрение такой политики фактически означало не что иное, как втягивание страны в военные авантюры американского империализма в Азии, что неизбежно повлекло бы за собой обострение внутренних противоречий в стране, резкое ухудшение ее отношений с развивающимися странами и с социалистическими государствами, неуклонно проводившими политику мира.

Об опасности такой политики для Японии свидетельствовал провал вооруженных интервенций США в Корее, а затем и в Индокитае.

С другой стороны, проведение «экономической дипломатии» было бы весьма затруднено или даже вовсе невозможно для Японии, если бы ей не удалось заручиться в этом активной поддержкой со стороны США. Последние же, оказывая такую поддержку, иногда даже в ущерб своим экономическим позициям в Азии (поскольку это способствовало усилению японской конкуренции на азиатских рынках), рассчитывали на то, что проникновение Японии на рынки развивающихся стран, рост ее капиталовложений в Азии уже сами по себе должны были со временем заставить ее проводить более активную, агрессивную политику, дабы защитить свои возросшие интересы в регионе, взяв на себя «жандармские функции» по подавлению освободительной борьбы азиатских народов. Это должно было также, по расчетам американских политиков, предотвратить возможность сближения Японии с Советским Союзом.

В-пятых, действуя под флагом «экономического сотрудничества», Япония могла рассчитывать па создание в будущем под своим руководством региональных организаций с участием большого числа азиатских стран, использовав эти организации для укрепления собственных экономических и политических позиций в Азии в конкурентной борьбе с США и с другими крупными державами, включая КНР, поскольку «экономическая дипломатия» адресовалась не к военным, а экономическим нуждам развивающихся стран.