Гороскопы

Конференция ООН по торговле и развитию: основные направления деятельности. Международный контекст - юнктад - фонд "новая экономика" Основные задачи юнктад

ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD) создана в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 году как специальный постоянный орган ООН. Включая 185 государств и три специализированных агентства.

Главные цели ЮНКТАД:

1) содействие международной торговле для ускорения экономического развития, особенно в развивающихся странах;

2) установление принципов и политики в отношении торговли и связанных с ней проблем развития, в частности в сферах финансов, инвестиций, передачи технологий;

3) содействие деятельности других специализированных учреждений ООН в сфере торговли и развития;

4) организация переговоров и утверждение многосторонних правовых актов по торговле и развитию.

Деятельность ЮНКТАД осуществляется в направлениях, направленных на достижение указанных целей, в рамках которых осуществляются следующие задачи:

1. Регулирование торгово-экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Сущность этих принципов заключается в обеспечении равноправия, невмешательства во внутренние дела; недискриминации и недопущения экономического давления; применение режима наибольшего благоприятствования, облегчения доступа развивающихся стран, на мировые рынки, стабильности рынков сырьевых товаров и др. В 1976 году принципы получили развитие в Хартии экономических прав и обязанностей государств. Последняя IX сессия ЮНКТАД (1996, г.. Мидранд) определила дальнейшие направления в условиях "глобализации и либерализации мировой экономики", направленные на полную интеграцию развивающихся стран, и с переходной экономикой в мировые хозяйственные связи ("Партнерство для роста и развития »).

2. Следствием разработки мероприятий по регулированию мировой торговли было заключение международных торговых сделок, формирование исследовательских групп из сырьевых товаров. На IV сессии ЮНКТАД (1976) принято решение о разработке интегрированной программы для сырьевых товаров (ИПСТ), задачей которой было улучшение условий для торговли товарами 18-ти групп - важнейших для экспорта развивающихся стран. В 1980 году подписано соглашение о создании совместного фонда сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных отдельными соглашениями ИПСТ, для стабилизации цен, расширение участия развивающихся стран, в их переработке и сбыте.

3. Разработка мероприятий и средств торговой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД создана система преференций для импорта из развивающихся стран (вступила в действие с 1976 г..), Разработаны меры для устранения торговых барьеров, оказание помощи в реструктуризации экономик развивающихся стран.

На VI (1983) и VII (1987) сессиях сформулированы основные проблемы мировой торговли и развития и выработаны основные направления политики и мероприятий по ресурсов для целей развития, валютным вопросам, сырьевых товаров, международной торговли, проблем слаборазвитых стран. VIII сессия ЮНКТАД разработала руководящие принципы устойчивого развития, в частности: взаимовлияние торговли и экологической политики, рационального использования природных ресурсов, экологобезопасных технологий.

4. Содействие экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, через создание глобальной системы преференций, разработку программы преодоления экономической отсталости.

5. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития торговли.

6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется через разработку и внедрение Кодекса согласованных принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой, Кодекса поведения в области передачи технологий, регулирования деятельности ТНК

7. Проведение аналитической работы по проблемам глобализации и развития, инвестиций, предпринимательства и технологий, международной торговли товарами и услугами; развития инфраструктуры сферы услуг. Это направление предусматривает публикацию периодических изданий, создание компьютерных баз данных.

8. Проведение переговоров между различными группировками стран по вопросам торговли и развития.

9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по международной торговле, подготовка документов для Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и других организаций.

10. Сотрудничество с международными организациями, прежде всего ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД / ВТО, в целях устранения дублирования в деятельности.

Кроме этих направлений, в сферу деятельности входят другие задачи развития мирохозяйственных связей - финансов, перевозок, страхования, трансфера технологий. В 1992 году принято Картахенского соглашение (ЮНКТАД ^ Ш) о новом партнерстве в целях развития, которая определила меры по взаимосвязанных сфер финансов, торговли, сырьевых товаров, технологий, услуг, управления. В 1965 году разработан Кодекс о транзитных перевозках внутриконтинентальных государств; в 1974 году - Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) в 1980 году - Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках. К организационного построения ЮНКТАД относятся: - Конференция (высший орган) в форме сессий на уровне министров для определения основных направлений работы (раз в четыре года), большинство решений которого носит рекомендательный характер;

Исполнительный орган - Совет по торговле и развитию (Trade and Developement Board), которая предоставляет ежегодно ЮНКТАД и ЭКОСОС докладе по вопросам деятельности. В ее состав входит более 190 стран-членов, которые проводят ежегодные сессии и специальные сессии, заседания комиссии по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; торговли товарами и услугами, развития частного предпринимательства;

Секретариат, который возглавляет Генеральный секретарь, включая две службы (координации, политики) и девять отделов (сырьевых товаров, международной торговли, услуг, экономического сотрудничества между развивающимися странами; глобальной взаимозависимости ТНК и инвестиций; слаборазвитых стран; науке и технике, управление программами).

ЮНКТАД существенно влияет на другие международные организации: ГАТТ, МВФ и МБРР, оказалось в согласовании их деятельности с интересами развивающихся стран.

Международный торговый центр ЮНКТАД / ВТО

Международный торговый центр - МТЦ (International Trade Center UNCTAD / WTO-ITC) - созданный в 1964 году по решению членов ГАТТ с целью предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в торговле и осуществлении конкретных проектов. В 1968 году ЮНКТАД стал участником Международного торгового центра, определило его статус (с 1974 г..) Как рабочего органа ГАТТ и ООН. МТЦ не имеет собственного членства. С 1973 года резолюцией ЭКОСОС предоставлено функцию центрального органа системы ООН по технической помощи развивающимся странам, в стимулировании экспорта. В 1984 году присвоен статус Исполнительного агентства Программы развития ООИ (ПРООН).

МТЦ осуществляет свою деятельность в пределах основной программы "Содействие торговле и развитию экспорта" и специальных программ "Техническое сотрудничество со слаборазвитыми странами", "Техническое сотрудничество с национальными торговыми палатами".

Резолюцией ЭКОСОС в 1973 году определены шесть основных направлений деятельности:

1) содействие улучшению качества продукции и развития маркетинга (преимущественно для развивающихся стран, и частных фирм)

2) предоставление услуг по технике осуществления торговых операций;

3) предоставление информации о международной торговле;

4) содействие подготовке кадров;

5) помощь в осуществлении экспортных и сопутствующих операций;

6) определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Принципы деятельности МТЦ определяет Генеральный совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль осуществляет Объединенная консультационная группа по делам МТЦ (ОКГ), в которую входят представители ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ относится проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и разработки рекомендаций для ЮНКТАД и ВТО. Между сессиями деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом, расположенным в Женеве, и штатом консультантов более 600 человек.

Приоритетными направлениями деятельности Международного торгового центра на современном этапе (с 1991г.) Являются: 1) содействие торговли для уменьшения уровня бедности; 2) помощь слаборазвитым странам; 3) сотрудничество между развивающимися странами, "Юг-Юг"; 4) участие женщин в развитии торговли; 5) предпринимательство в сфере экспорта; 6) экология в развитии экспорта; 7) развитие человеческих ресурсов.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - автономный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г. на базе со стоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной конференции (от которой этот орган сохранил свое название). В ЮНКТАД участвуют практически все государства - члены ООН.

ЮНКТАД - международная организация, которая защищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых. Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов. Этот орган Генеральной Ассамблеи ООН не является международной торговой организацией. Местопребывание ЮНКТАД - Женева (Швейцария).

Основные задачи ЮНКТАД:

  • 0 содействовать развитию международной торговли, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
  • 0 вырабатывать разносторонние рекомендации по функционированию международных экономических отношений;
  • 0 служить центром согласования политики правительств и региональных экономических групп в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития;
  • 0 способствовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТ О практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще ЮНКТАД. Однако сейчас достигнуто понимание того, что эта организация необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а ВТО решает в основном чисто торговые вопросы.

В ЮНКТАД реализуется групповой принцип работы - государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН по организационно-правовым вопросам равно правного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со Статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности. Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

  • 0 поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;
  • 0 установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;
  • 0 содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
  • 0 содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;
  • 0 согласование политики правительств и региональных экономических групп в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая один раз в четыре года с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. В период между сессиями деятельностью ЮНКТАД руководит Совет ЮНКТАД, в рамках которого работают шесть комитетов: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами. Как видно из перечня комитетов, многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и «невидимыми статьями» торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

В рамках Совета ЮНКТАД работает Специальный комитет по преференциям.

Преференции (от лат. ргаеГегепйа - предпочтение) - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины как для отдельных товаров, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Это - особая форма протекционизма, один из рычагов государственного регулирования экономики.

В основе преференции лежат интересы страны-импортера: 0 экономические - реализуются посредством установления наиболее низких цен (вследствие отсутствия или снижения таможенных пошлин) для внутреннего рынка на сырье, топливо, полуфабрикаты, определенные виды готовой продукции и т.д., в результате чего создаются благоприятные условия для внутреннего производства и в дальнейшем обеспечивается конкурентоспособность его продукции на внешнем рынке;

0 политические - реализуются посредством создания через преференции режима наибольшего благоприятствования для реализации товаров страны, в укреплении режима или связей с которой она заинтересована.

Исторически преференции широко использовались в отношениях между метрополиями и их колониями, что создавало особо благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности в метрополиях. После провозглашения индустриально развитыми странами либерализации таможенной политики практика преференций получила широкое распространение. Например, США в отношениях со странами Латинской Америки, Филиппинами не просто использовали преференциальные пошлины, но во многих случаях вообще освобождали товары от пошлин. Аналогичную практику проводили Франция, Бельгия, Нидерланды в отношениях со странами Африки, Азии и др. Страны Общего рынка осуществляют политику преференций в отношении африканских стран, ассоциированных с Общим рынком. В настоящее время в связи с экономической интеграцией политика преференций получила особенно широкое распространение как экономический регулятор интеграционных процессов.

Отдельным видом преференции, особо развившимся во второй половине XX в., являются картельные пошлины, устанавливаемые соглашениями и договорами между странами, имеющими предприятия, входящие в международный картель. Концентрация производства в сбыте ряда товаров, выходящая за рамки национальных государств, вызывает все большую необходимость в распространении данного вида преференции, чтобы обеспечить высокую эффективность производства, основанную на международном разделении труда, высокую конкурентоспособность товаров на национальных рынках. Ставки картельных пошлин, как правило, устанавливаются ниже, чем общие, или в виде процентной скидки с общей ставки, или путем закрепления действующей нормы на срок договора.

В международной практике преференции - льготы, предоставляемые одной страной в торговле с другой страной или группой стран. Женевская конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла решение о предоставлении развивающимся странам особого преференциального режима и установила, что предоставление преференций этим странам не будет считаться нарушением принципа наибольшего благоприятствования.

Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию - обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществлении контроля за всей деятельностью ЮНКТАД он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью), представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Служба координации политики и внешних отношений и ряд отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике.

К числу важнейших достижений ЮНКТАД следует отнести, в частности:

  • 0 разработку общей системы преференций, предоставляемых экономически развитыми странами для экспорта развивающихся стран (1968);
  • 0 создание общей системы преференций в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами (на которые приходится 3 / 4 мирового товарооборота), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т.е. без требования встречных торгово-политических уступок. Многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций). Система играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности стран, отставших в экономическом развитии;
  • 0 создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989), свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980);
  • 0 содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.п.), включая организацию общего сырьевого фонда для финансирования операций международных «буферных» запасов и других проектов в области сырьевых товаров.

Кроме того, ЮНКТАД разработала проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта, Автоматизированную систему таможенных данных на основе компьюте ризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.
Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.
Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе. Созыв очередной 10-ой Конференции намечен на 2000 г. в Таиланде. Предыдущая - 9-я Конференция, проходившая в Мидранде (Южная Африка), приняла пе-ресмотренный мандат организации и одобрила наиболее радикальные реформы за всю историю ее существования, которые нашли отражение в итоговом документе, названном «Партнерство в целях роста и развития».
В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий, а также отвечает за обеспечение работы КНТР - вспомогательного органа ЭКОСОС ООН. Межправительственная структура организации деятельности ЮНКТАД после ее реформирования представлена на рис. 10.5.

ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат, расположенный в Женеве (Швейцария) и насчитывающий около 400 сотрудников, входит в состав Секретариата ООН. Обновленная организационная структура Секретариата ЮНКТАД показана на рис. 10.6. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 50 млн долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых странами-донорами, странами-бенефициарами, а также некоторыми организациями в ориентировочном годовом объеме 24 млн долл.


В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями, в том числе с: ДЭСВ (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам), ПРООН, а также с группой Всемирного банка, МВФ и др. Кроме того, вне ООН сотрудничество осуществляется с широким кругом таких организаций, как ОЭСР, различные региональные группировки и проч.
ЮНКТАД проводит оперативную деятельность по следующим основным программным направлениям:
1. Глобализация и стратегия в области развития.
В этом направлении решается ряд следующих задач:
изучение тенденций мировой экономики и оценка их влияния на процесс развития;
анализ макроэкономической политики в контексте взаимозависимости стран и секторов экономики;
анализ конкретных проблем развития и успешного опыта их решения для использования развивающимися странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;
изучение вопросов, связанных с финансовыми потоками и задолженностями, а также оказание помощи развивающимся странам в регулировании долговых отношений;
предоставление информации по вопросам торговли и развития, а также расширение банка данных.
2. Международная торговля товарами, услугами и сырьем.
Задачами этого направления являются:
содействие развивающимся странам в устойчивом развитии путем предоставления им помощи для реальной интеграции в международную торговую систему;
укрепление экспортного потенциала стран на основе анализа влияния на торговлю и развитие определенных международных соглашений;
поощрение диверсификации производственной деятельности развивающихся стран, зависящих от сырьевого сектора, и оказание им помощи в управлении торговыми рисками;
содействие комплексному решению проблем торговли, окружающей среды и развития путем координации этой деятельности;
анализ и оказание помощи странам по совершенствованию законодательной и политической основы деятельности в области конкуренции.
3. Инвестиции, технологии и развитие предприятий.
Это направление связано с решением следующих задач:
анализ общих тенденций прямых иностранных инвестиций и их влияния на торговлю, технологии и развитие стран, а также изучение последствий этого влияния;
изучение политики и механизма реализации поддержки процесса развития микро-, малых и средних предприятий;
генерирование политики поощрения развития технологического потенциала и инновационной деятельности развивающихся стран, а также передачи им технологий;
проведение обзоров информации по научно-технической и инновационной политике для определения возможных вариантов действий стран;
содействие развивающимся странам в стимулировании улучшения инвестиционного климата;
поддержка развития предпринимательства и инновационных программ подготовки кадров в развивающихся странах.
4. Инфраструктура услуг для развития и эффективность торговли.
В этом направлении решаются задачи:
помощь развивающимся странам в повышении эффективности их сферы услуг, обеспечивающей поддержку торговли посредством программ технического сотрудничества;
поддержка разработки национальной политики и правового обеспечения по развитию инфраструктуры услуг для содействия развитию, упрощению и повышению эффективности торговли;
содействие развивающимся странам в применении оптимальной практики торговли в соответствии с рекомендациями Международного симпозиума ООН по эффективности торговли (1994 г.);
содействие расширению торговли путем облегчения доступа к электронной информационной технологии через глобальную сеть соответствующих центров;
помощь в развитии новых видов услуг для облегчения доступа неформальному сектору и микропредприятиям к кредитным ресурсам;
помощь развивающимся, не имеющим выхода к морям, а также островным государствам в устранении препятствий, связанных с высокими транспортными издержками.
5. Наименее развитые, не имеющие выхода к морям и островные страны.
Данное направление связано с решением следующих задач:
координация работы по проблемам наименее развитых стран показание им технической помощи в интересах развития, торговли;
оценка экономических и социальных показателей этих стран в контексте международных и внутренних условий;
содействие осуществлению ряда международных программ, принятых в последние годы по этим странам;
управление Целевым фондом Кеннета Дадзи, предназначенным для поддержки и содействия новой деятельности по основным направлениям работы ЮНКТАД с наименее развитыми странами.
Помимо программных направлений, отмеченных выше, ЮНКТАД проводит также деятельность в сфере технического сотрудничества. Эта деятельность направлена на:
укрепление человеческого и институционального потенциала развивающихся стран для улучшения условий их развития;
расширение возможностей участия этих стран в мировой экономике, в частности, в международной торговле, финансовой и инвестиционной деятельности;
оказание помощи развивающимся странам в решении их международных проблем;
укрепление возможностей этих стран участвовать в переговорах по вопросам международной торговли, финансов и инвестиций.
Финансирование технического сотрудничества осуществляется за счет средств:
ПРООН;
Европейской комиссии;
группы Всемирного банка;
Межамериканского банка развития;
фондов по финансированию развития;
отдельных стран-доноров;
стран-бенефициаров, т.е. самих развивающихся стран.
Основными странами-донорами в настоящее время выступают: Англия, Бельгия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Норвегия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.
По линии технического сотрудничества в настоящее время осуществляется свыше 300 проектов в более чем 100 странах с суммарным объемом годовых расходов, составляющим примерно 24 млн долл. Характерным примером таких проектов может служить Комплексная программа МТЦ/ЮНКТАД/ВТО по оказанию технического содействия Африке. Она призвана содействовать улучшению перспектив развития и повышению конкурентоспособности африканских стран за счет их более активного участия в международной торговле. Главное внимание здесь уделяется развитию людских ресурсов и институционального потенциала, а также укреплению возможностей производства продукции на экспорт.
Следует отметить, что наибольшая доля ресурсов по линии технического сотрудничества расходуется на проекты африканского региона (33%), а также на межрегиональные проекты (32%). Расходы в европейском регионе составляют лишь 12% общего объема этих ресурсов.
Результатами деятельности ЮНКТАД за последнее 30-летие стали многочисленные международные соглашения по торговле, задолженностям развивающихся стран, проблемам наименее развитых и не имеющих выхода к морям государств, а также стран транзита, по транспорту и др. Кроме того, организация осуществляет ежегодные авторитетные публикации по различным аспектам своей деятельности, содержащие аналитические материалы, экспертные оценки, рекомендации, справочные и другие данные.

Источник: Минэкономразвития России


United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD),
Conférence des Nations- Unies sur le commerce et le développement (CNUCED)

Место расположения : Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана : решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Официальный сайт ЮНКТАД: www.unctad.org

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД

Регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;

  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органомЮНКТАД является Конференция , которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Очередная 14-й сессия Конференции Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД-XIV) состоялась 17-22 июля 2016 г. в г. Найроби (Кения).

Главной темой ЮНКТАД-XIV стала тема: «От решения к действию: продвигая инклюзивную и справедливую глобальную экономическую среду для торговли и для развития».

Работа Конференции строилась вокруг 3-х основных подтем:

  • «Вызовы и возможности многостороннего сотрудничества для торговли и развития»;
  • «Продвигая устойчивый и инклюзивный экономический рост посредством торговли, инвестиций, финансов и технологий для достижения всеобщего благосостояния»;
  • «Расширяя структурные экономические трансформации и сотрудничество для формирования экономической устойчивости и соответствия вызовам и возможностям торговли и развития на всех уровнях в рамках мандата ЮНКТАД».

По итогам мероприятия были приняты Итоговый документ Конференции «Nairobi Maafikiano» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=maafikiano) и Министерская декларация ЮНКТАД «Nairobi Azimio» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=azimio), в которых в целом отражена позиция Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам международной торговли и развития.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию , который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран , а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют две постоянных комиссии - по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

Секретариат ЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений ), а также шесть отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, наименее развитых стран (НРС) и специальных программ; Отдел административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А – афро-азиатские, B – развитые западные страны, С – латиноамериканские страны, D – страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Основными направлениями работы в 2017 году стали региональное интеграционное развитие в контексте содействия инклюзивному росту и устойчивому развитию, стратегии развития на глобальном уровне, изменения в международной торговой системе, цифровая экономика, решение проблем наименее развитых стран.

Ключевыми мероприятиями на площадке ЮНКТАД в 2017 году стали:

  • 64-я ежегодная сессия Совета по торговле и развитию ЮНКТАД;
  • Совет по торговле и развитию ЮНКТАД (Африка);
  • Совет по торговле и развитию (Наименее развитые страны);
  • Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию,
  • Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по цифровой экономике и коммерции;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по торговле, услугам и развитию;
  • Межправительственная группа ЮНКТАД по финансированию развития;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и защите прав потребителей;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и политики в области конкуренции.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

Тексты докладов ЮНКТАД доступны по следующим ссылкам:

Information Economy Report 2017

Economic Development in Africa Report 2017

Review of Maritime Transport 2017

The Least Developed Countries Report

Technology and Innovation Report (Series)

Trade and Environment Review Series

Штаб-квартира ЮНКТАД

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)
Palais des Nations, 8-14, Av. de la Paix, 1211, Genève 10, Suisse
Tел: (8-10-41-22) 917-1234; Факс: (8-10-41-22) 917-0057

Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях

  • регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;
  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органомЮНКТАД является Конференция , которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию , который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран , а также Новой программы ООН для развития стран Африки.


Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют две постоянных комиссии - по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

СекретариатЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений ), а также шесть отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, наименее развитых стран (НРС) и специальных программ; Отдел административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А – афро-азиатские, B – развитые западные страны, С – латиноамериканские страны, D – страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Публикации ЮНКТАД. Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

3. В стране А и стране В имеются два фактора производства – труд и земля, которые используются для производства одного товара. Зависимость предельного продукта труда от количества привлекаемой рабочей силы представлена в таблице.