Обереги

Страны южно азиатской ассоциации регионального сотрудничества список. Ассоциация регионального сотрудничества южной азии. Южно-Американское сообщество наций

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)

Эта международная организация создана в начале 1990-х гг. В ее состав входят семь стран Южной Азии: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланка - с общей численностью населения свыше 1,4 млрд человек. Ассоциация пока не проявила себя как реальная экономическая сила, имеющая интеграционный потенциал. Определенные позитивные сдвиги наметились в последний период. В частности, в 2001 г. был принят Договор о свободной торговле, в соответствии с которым к январю 2006 г. должны были быть отменены таможенные барьеры между этими странами, но этого не произошло. В июле 2004 г. в Исламабаде прошел форум СЛАРК, на котором обсуждался вопрос о реализации положений этого договора. Однако главным в повестке дня стал политический вопрос: мирное урегулирование конфликта между двумя ядерными державами, Индией и Пакистаном, значение которого выходило далеко за пределы региона. Его нерешенность блокирует многие важные экономические процессы в этом регионе, в том числе интеграционный процесс, который требует согласования множества решений.

Идея глобальной интеграции в Восточной Азии

Необходимость более тесного взаимодействия стран Восточной Азии как региона, растущего более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами мира, обсуждается в столицах этих стран сравнительно давно, конкретных шагов в этом направлении сделано не было. Встреча 1 июля 2004 г. в Джакарте министров иностранных дел Китая, Японии, Южной Кореи и десяти стран - членов АСЕАН положила начало развитию политико-правового формирования интеграционных процессов. На совещании министров, проведенном в рамках первого и второго Восточно-азиатского саммита в 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) и Пекине (Китай) в 2007 г., ставилась задача создания Восточноазиатского сообщества. Знаменательно и то, что, выдвигая в первую очередь решение торгово-экономических задач и содействие интеграции через их решение, представители стран заявили о своем намерении не ограничиваться согласованием тарифов и пошлин, а пойти дальше, с тем чтобы разрешить проблемы политической интеграции. Это своего рода идея о новой "триаде": Япония - Китай - АСЕАН, причем цена вопроса чрезмерно высока: объем торговли Японии с АСЕАН составляет более 140 млрд долл., а с КНР - около 180 млрд долл.

При сохранении современных тенденций роста региональной торговли (не говоря уже об инвестициях) ожидается, что уже в текущем десятилетии внутриазиатская торговля станет для Токио и Сеула более важной, чем торговые отношения с Европой и США. В настоящее время японские компании все больше своих электротехнических инноваций и инноваций в области электроники представляют не в Нью-Йорке, как это происходило на протяжении двух десятилетий, а в Шанхае и Пекине.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

ЛТЭС не является "организацией", это всего лишь ассоциация. Поэтому вообще не приходится говорить об "интеграции", хотя в литературе часто используются такого рода произвольные трактовки применительно к АТЭС. Она была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединивший 12 стран: 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 г. в АТЭС входили уже почти все основные страны Тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), KIIP (1993), Мексика (1994), Папуа - Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998 г. одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Таким образом, в этом учреждении представлены основные страны огромного региона с весомым и растущим экономическим присутствием в АТР. Этот форум начал деятельность в качестве неформальной группы по развитию диалога с ограниченным числом участников, по в 1990-е гг. АТЭС постепенно стала превращаться в сложный наднациональный институт, способствующий координации усилий стран-участниц в торговой, инвестиционной и финансовой областях. К его основным провозглашенным целям относятся поддержка динамичного экономического развития АТР, деятельность по либерализации в этих сферах через переговорные механизмы.

На совещании глав государств и правительств в 1994 г. в Богоре (Индонезия) члены АТЭС обязались установить режим свободной торговли и добиться либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран - 2010 г.) на основе процесса так называемой согласованной односторонности. Это решение было отражено в Декларации АТЭС. Однако у организации нет общих разработанных планов достижения поставленных задач. Каждая страна осуществляет их разработку самостоятельно в разных сферах экономики, в том числе в области либерализации торговли. Однако было принято решение о необходимости проведения ежегодных обзоров экономической ситуации. Первый такой обзорный Доклад был представлен на встрече АТЭС на высшем уровне, состоявшейся в Ванкувере в ноябре 1997 г. Концепция доклада была названа альтернативной, "азиатской" стратегией либерализации торговли, отличающейся от стратегии "торговых уступок" и составленной для многосторонних переговоров, в том числе по линии ВТО. Снижение таможенных барьеров в АТЭС, согласно азиатской стратегии, будет проходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ВТО. База такого развития уже создана в предыдущие годы: в частности, за 1988-2000 гг. средневзвешенный тариф на импорт товаров среди членов АТЭС снизился на одну треть - с 15,4 до 9,3% соответственно, быстро возрастал объем взаимной торговли.

На ванкуверской встрече АТЭС (2005 г.) на высшем уровне было принято решение об отмене некоторых страновых ограничений в торговле товарами и услугами в таких сферах, как природоохранные технологии, телекоммуникационные средства, энергетическое оборудование, химические товары, медицинское оборудование и инструменты, рыба и морепродукты, лес, игрушки и ювелирные изделия. В рамках АТЭС предпринимаются шаги по устранению барьеров во взаимной торговле услугами, а также разрабатываются правила по унификации торговых и технических стандартов. Рекомендации Совещания глав государств и правительств (2005 г.) исходят также из необходимости дальнейшего устранения торгово-экономических барьеров в сотрудничестве стран - участниц АТЭС. Определенное продвижение в активной деятельности АТЭС аналитики связывают с форумом во Владивостоке (2011 г.)

2 – 3 августа 2008 г. в столице Шри Ланки, Коломбо проходил очередной, пятнадцатый саммит Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества/ SAARC, куда входят восемь стран: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри Ланка. Официально основана 8 декабря 1985 г.

Основными целями ассоциации являются – развитие усилий для дальнейшего экономического роста, оказания помощи и содействия в расширении торговых связей, социального прогресса и культурного развития, направленные на повышение уровня и улучшения качества жизни народов, утверждение мира, стабильности и прогресса в регионе; а также разработка процедур, направленных на ослабление контрольного режима при пересечении границ гражданскими лицами; развитие инфраструктурных и социальных проектов, таких как транспорт, здравоохранение и т.д.

Основные вопросы, включенные в повестку дня июльского саммита 2008 г.:

— борьба против экстремизма и терроризма;

— учреждение продовольственного банка, основная цель которого — борьба с

голодом в связи с резко возросшими ценами на продовольствие; вопросы

нехватки продовольствия в регионе;

— создание регионального фонда развития;

— разработка правил стандартизации продуктов, продаваемых странами;

— вопросы энергетической безопасности;

— вопросы охраны окружающей среды и изменения климата и т.д.

Одним из основных обсуждаемых вопросов – борьба против терроризма и экстремизма. «В отсутствии стабильности и безопасности в регионе, страны Южной Азии не могут двигаться по пути прогресса…, — заявил председатель SAARC, президент Шри Ланки Махинда Раджапаксе.

3 августа 2008 г. лидеры подписали так называемый Пакт об оказании помощи в судебных вопросах в борьбе с терроризмом. Соглашение предусматривает широкий обмен информацией и судебными делами, связанными с преступлениями и терроризмом, между странами-членами SAARC.

Вторым наиболее активно обсуждаемым вопросом – бедность, нехватка продовольствия в отдельных странах Южной Азии, входящих в состав ассоциации; механизмы оказания им оперативной помощи ввиду резкого повышения мировых цен на продовольствие. Население стран ассоциации составляет пятую часть населения земного шара, в то время миллионы из них живут в нищете.

Осознавая факт регионального энергетического кризиса, члены саммита в Коломбо подчеркнули настоятельную необходимость совместной разработки гидроэнергетических проектов и возобновление энергетических программ, которые предусматривают использование солнечных батарей и ветряных турбин.

В то же время, лидеры стран SAARC подчеркнули отсутствие реального прогресса в одной из краеугольных областях сотрудничества – торговле, основному вопросу ассоциации, сформулированному еще в далеком 1985 г.

На сегодняшний день внутренняя торговля стран Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества составляет всего 5% от общего уровня товарооборота, в то время как в других региональных форумах, таких как ASEAN этот показатель достигает 26%.

В то же время на саммите осталось практически без внимания такой важный вопрос для стран региона, как Соглашение о свободной экономической зоне в Южной Азии/South Asian Free Trade Area/ SAFTA, которое вступило в силу более двух лет назад, но так и осталось нереализованным. Основная цель Соглашения – снятие таможенных барьеров и отмена тарифных ставок на продукты к 2012; создание единого Таможенного союза, Общего рынка и Экономического союза.

Основные этапы развития Соглашения — 1996 г. учреждение Межправительственной экспертной группы; 1998 г. – основан Комитет экспертов с целью разработки договора о создании свободной экономической зоны в регионе с учетом диспропорций в уровне экономического развития стран Южной Азии.

В январе 2004 г. в Исламабаде подписано Соглашение о свободной экономической зоне в Южной Азии, вступившее в силу 1 января 2006 г. В настоящее время обсуждается список конкурирующих товаров, правила происхождение товара, механизм компенсаций при снижении доходов для стран со слаборазвитой экономикой.

Согласно Программе Либерализации торговли, завершение которой намечено на конец 2016 г., таможенные пошлины на товары в регионе будут значительно сокращены. В то же время Индия, Пакистан и Шри Ланка согласно Программе сбора урожая для наименее развитых стран, должны снизить таможенные пошлины на 0-5 % к январю 2009 на продукты, ввозимые из этих стран. Как отметили многие наблюдатели, постоянные разногласия между Индией и Пакистаном о взаимных тарифных уступках, тормозят развитие Соглашения.

Не стал исключением и встреча в начале июля. Обсуждение основного вопроса повестки дня — экономический рост стран-участниц саммита – потонуло в шумных разбирательствах между членами двух делегаций — Индии и Пакистана по вопросу о вечном споре — Кашмире.

Помимо вопросов экономического сотрудничества, премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани использовал предоставленную возможность для встречи и проведения переговоров с президентом Афганистана Х. Карзаем. Натянутость двусторонних отношений между Пакистаном и Афганистаном в последнее время вызвана активизацией деятельности различных террористических группировок в зоне расселение пуштунских племен по обе стороны границы, и соответственно, взаимными обвинениями. Исламабад предъявляет претензии администрации Кабула в неспособности навести порядок в стране, в свою очередь последний – резко критикует соглашения коалиционного правительства о перемирии с боевиками в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана.

Основной целью премьера было снятие напряженности между двумя странами, выработка совместной стратегии в борьбе против терроризма и экстремизма, координации действий по задержанию боевиков при пересечении границы. В ходе встречи была достигнута договоренность о встрече министров иностранных дел двух стран с целью разработки совместной стратегии в политической, военной стратегии при поддержке стран-членов НАТО. Этот визит помог в уменьшении напряжения и развеянии сомнений и непониманий с Афганистаном…», — заявил Р.Ю.Гилани.

Помимо вопросов совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом, сегодня две страны связаны проблемами острой нехватки энергоресурсов. 4 августа 2008 г., на следующий день окончания работы саммита Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества, и Пакистан и Афганистан подписали Соглашение о передаче 1000 MW электроэнергии из двух центрально-азиатских республик – Кыргызстана и Таджикистана. Острая необходимость в подобном энергетическом проекте при практически 50% нехватке энергоресурсов, в частности, в Пакистане, способна привести к компромиссному варианту решения «пуштунского вопроса».

Лидеры SAARC приняли предложение Пакистана провести очередную, третью встречу министров внутренних дел стран-участниц саммита в Исламабаде в 2008 г.

16 саммит SAARC будет проведен на Мальдивах.

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.
В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как «торговое отклонение». Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом «сравнительных преимуществ». Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах «торговых отклонений» может быть весьма существенным.
Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.
Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами-членами ЕС).
К концу 90-х годов происходит переход от «торговых войн» к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.
Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их «отторжения» либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода, и др.
На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения — открытыми для присоединения к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный — МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.
Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.
При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.
В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.
МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.
Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество — межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана — межправительственное учреждение, основная цель которого — содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.
Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием «Южнотихоокеанский форум», а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.
В «Декларации Куско» указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.
Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона — Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.
ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.
Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.
Основная цель Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие области сотрудничества следующие:

* сельское хозяйство и поддержка сельских жителей;
* наука и технологии;
* культура;
* здравоохранение и контроль за рождаемостью;
* противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была «продвинуть благосостояние народов Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)».
В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.

Наиболее активные региональные блоки

Региональные блоки 1 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран-участниц 1
Европейский союз 3,977,487 460,124,266 11,723,816 25,48 25
КАРИКОМ 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+1 3
ECOWAS 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
CEMAC 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
EAC 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
GCC 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
COMESA 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
НАФТА 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
SAARC 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
Agadir 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
ЕврАзЭС 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 12+2 3
Справочно блоки и страны 2 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран (субъектов)
ООН 133,178,011 6,411,682,270 55,167,630 8,604 192
Канада 9,984,670 32,507,874 1,077,000 34,273 13
Китай 4 9,596,960 1,306,847,624 8,182,000
AFG ; BDT ; BTN ; INR ; MVR ; NPR ; PKR ; LKR

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества , СААРК (англ. South Asian Association for Regional Cooperation - SAARC ) - экономико-политическая организация восьми стран в Южной Азии. По численности населения является самой крупной региональной организацией, насчитывая около 1,6 млрд жителей. Была образована в декабре 1985 года для обеспечения сотрудничества в социально-экономической сфере государствами Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Индия и Шри Ланка. В апреле 2007 г. на 14-м саммите СААРК в качестве восьмого участника к организации присоединился Афганистан. В настоящее время штаб-квартира организации находится в Катманду (Непал).

Напишите отзыв о статье "Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии

И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.

Название:

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК, SAARK

Флаг/Герб:

Статус:

региональная экономическая, культурная и социальная организация

Структурные подразделения:

Секретариат;
Постоянный форум

Деятельность:

СААРК занимается вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. Фактически обсуждаются и политические вопросы, однако это не входит в профиль организации

Официальные языки:

английский

Страны-участницы:

Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка

История:

Для устранения недоверия между государствами и народами региона, укрепления региональной безопасности важную роль могла бы сыграть Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). До сих пор ее деятельность принесла относительно мало реальных результатов, однако следует учесть, что это первая региональная организация Южной Азии, находящаяся в самом начале пути. СААРК была институционализирована в Дакке в декабре 1985 г. Индии удалось добиться создания региональной ассоциации на своих условиях. Представители ряда стран пытались превратить эту организацию в форум для обсуждения спорных региональных проблем, с тем чтобы придать ей в дальнейшем политический и даже военный характер. Однако Индия категорически отвергла идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, хотя бы и в отдаленном будущем, и смогла добиться согласия соседних стран на то, чтобы СААРК занималась исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. Была достигнута также договоренность, что все официальные обсуждения двусторонних, в том числе и спорных, вопросов на совместных форумах запрещаются, решения будут считаться принятыми лишь при условии согласия всех сторон.

До сих пор деятельность СААРК в экономической области не позволила достичь существенных результатов и преодолеть тенденцию к относительному сокращению экономического сотрудничества между странами Южной Азии (в 90-е годы внутри-региональный торговый оборот составлял около 1% общей торговли стран – членов СААРК). Здесь существует много труднопреодолимых барьеров. Как уже отмечалось, различны уровни социально-экономического развития стран региона и их политика в этой сфере. В результате расчленения субконтинента в 1947 г. и связанных с этим событий экономические связи оказались разрушенными. К 80-м годам в каждой стране уже окончательно были созданы собственные экономические структуры, ориентированные главным образом на внутренний рынок. При этом стала заметна тенденция к постоянному (хотя и относительному) сужению участия не только во внутрирегиональном, но и в мировом разделении труда. Экономические структуры стран Южной Азии не взаимодействовали, а существовали почти в полной изоляции друг от друга. Соседние с Индией страны (прежде всего Пакистан) опасались, что широкое экономическое сотрудничество в рамках СААРК может привести к дальнейшему укреплению более мощного индийского капитала за их счет. Однако со временем стало все сильнее проявляться стремление стран Южной Азии развивать внутрирегиональные экономические связи. На 9-м форуме СААРК (Мале, май 1997 г.) началось обсуждение возможности создания к 2005 г. зоны свободной торговли в Южной Азии, что позволит резко увеличить торговый оборот и взаимные инвестиции.

Примечания:

Наиболее весомым вкладом СААРК в дело нормализации ситуации в регионе стало создание механизма для проведения неформальных встреч и дискуссий лидеров стран-участниц. Действительно, количество встреч семи руководителей на двусторонней основе на ряде форумов превышало общее количество переговоров на высшем уровне, проведенных в Южной Азии за некоторые пятилетия.