Красота

Россия в борьбе с терроризмом. Национальный антитеррористический комитет. Борьба с международным терроризмом Основные направления борьбы с международным терроризмом

В Российской Федерации с 2006 года существует единое понимание терроризма. Федеральный закон 2006 года № 153-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет его как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В истории развития мирового терроризма выделяются пять основных этапов :

1-й этап (эпоха раннего терроризма) охватывает период от зарождения терроризма до 40-х годов XIX века, когда закладываются основы современного терроризма, и возникают первые организации.

2-й этап (эпоха классического терроризма) приходится на вторую половину XIX — первые два десятилетия XX века. В период выработки основных форм и методов террористической деятельности, оформления классических образцов стратегии и тактики террористов.

3-й этап (переходный) охватывает период начала 20-х — конца 50-х годов XX века и, в свою очередь, делится на две стадии. На первой стадии, (20-е — вторая половина 40-х гг.) терроризм из индивидуального и группового превращается в постоянно действующий фактор политической жизни многих стран. На второй стадии (вторая половина 40-х — конец 50-х гг.) терроризм временно локализуется в периферийных районах мира. Происходит переход к преимущественно групповым разновидностям террористической активности, возникновение новых форм и методов террористической борьбы.

4-й этап — городской герильи (60-80-е гг. XX в.) ознаменовался возникновением крупных организованных террористических группировок, усилением изощренности тактики и жестокости, применяемых методов воздействия на общество и государство, кооперацией и интернационализацией связей террористов и их нелегальных организаций. Кульминацией этого этапа стало превращение терроризма в глобальный фактор международной политики.

5-й этап (эпоха современного терроризма) характеризуется масштабностью и крайней степенью общественной опасности террористических акций. Терроризм трансформировался в глобальную проблему современности, а ее решение превратилось в политическую, экономическую и геостратегическую схватку за мировое господство.

Можно констатировать, что сейчас террористы больше ориентируются на устрашение общества и удовлетворение собственных деструктивных влечений, чем на устранение конкретных неугодных людей. Следующим этапом развития терроризма может быть провоцирование войн, масштабные посягательства на суверенитет государств и захват целых континентов.

Ретроспективный анализ показывает, что террористическое насилие возникло как средство борьбы со значительно превосходящими силами политического (религиозного, национального) противника. В результате обострения противоречий социальный конфликт обычно приводит к вооруженному противостоянию, в котором насилие становится важнейшим средством разрешения противоречий. В результате вооруженного конфликта противоречия разрешаются в пользу победителя. Он получает экономические, политические и другие привилегии. В этом состоит итог вооруженной борьбы. Однако для победы в вооруженном конфликте необходимы людские, материальные и духовные ресурсы. Причем сильный противник диктует способы ведения войны, формы применения вооруженных сил, продолжительность и интенсивность военных действий.

Но что может противопоставить политическая (национальная, религиозная либо иная) группировка против мощи военной машины своего или иностранного государства?

Анализ показывает, что наиболее эффективным средством ведения вооруженной борьбы с сильным противником является партизанские (диверсионные) и террористические действия. Древние сикарии в борьбе за национальное освобождение смогли, пусть на короткое время, победить Римскую империю и установить в Иерусалиме независимую власть. Ассасины в течение почти двух веков благодаря террористическим методам, смогли защитить свое право на религиозную идентичность. Во Вьетнаме сильнейшая армия США не выдержала многолетних изнурительных стычек с южновьетнамскими партизанами. Франция в 8-летней войне с алжирскими сепаратистами, которые активно применяли тактику партизанской борьбы и террор, потеряв из 500-тысячного воинского контингента 112 тысяч солдат (в т.ч. 25 тысяч убитыми), вынуждена была в 1962 году предоставить своему департаменту независимость.

То есть, террор, как и партизанские действия, выступает в качестве формы сопротивления «слабых» против притеснения со стороны «сильных». Террористам уже не важно, какая вооруженная сила противостоит им. Они неуязвимы, так как скрываются под личиной обычных граждан, но опасны, так как могут наносить внезапные удары, не утруждая себя соблюдением прав ведения вооруженного конфликта.

Исследования показывают, что террор — это продукт социального конфликта, когда посредством применения террористического насилия одна из сторон стремится к разрешению существующих противоречий в свою пользу. Террористическое насилие выступает в качестве специфической формы принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения господства над ними.

Терроризм всегда базировался на идеологии. Идеологические корни терроризма скрываются в системе теоретического оправдания и обоснования террора как средства достижения своих целей.

Во все времена находились теоретики и теории, оправдывающие террористическое насилие. Например, отец Болеслав Кумора, священник, доктор теологии и истории, оправдывая террористическое насилие инквизиции писал: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

В 1848 году немецкий публицист, руководитель баденской революции, агитатор и сторонник радикального преобразования Европы Карл Петер Гейнцен (1809-1880 гг.) изложил основные теоретические постулаты в своей «философии бомбы». Она не признавала запрета на убийство человека, совершаемого для достижения политических целей, и утверждала, что смерть сотен и тысяч людей может быть оправдана высокими целями.

В России были свои певцы и пророки, обосновывающие террористическое насилие. К наиболее известным теоретикам терроризма часто относят Бакунина М.А и Морозова Н.А.

М.А. Бакунин (1814-1876 гг.) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», который стал пропагандировать анархизм. М.А. Бакунин считал, что спасение революционных завоеваний нужно делать «любой ценой, пусть даже для ее этого пришлось бы превра­тить страну в пустыню, взорвать все дома, разрушить и сжечь все города, разорить все, что так дорого сердцу буржуа: поместья, капиталы, промышленность и торговлю, одним словом, всю страну превратить в огромную могилу…».

Морозов Н.А. считал, что в российских условиях революцию должны осуществлять не народные массы, а хорошо организованное меньшинство революционной интеллигенции. Такая революция будет террористической, то есть будет представлять собой совокупность систематически повторяющихся террористических актов. Он писал в 1879 году: «Политическое убийство — это единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приемов… Террористическая борьба представляет совершенно новый прием борьбы…. Она казнит только тех, кто действительно виновен в совершающемся зле. Поэтому террористическая революция представляет самую справедливую из всех форм революции. Она представляет в то же время и самую удобную ее форму. С незначительными силами она дает возможность обуздывать усилия до сих пор непобедимой тирании».

Таким образом, терроризм конца XIX и начала XX веков базировался на социалистической идеалистической идеологии. Она оправдывала террористическое насилие в отношении тиранов и других представителей государственной власти, на которых возлагалась ответственность за нищенские условия жизни народов. При этом признавалась необходимость совершения социальной революции.

В начале XX века еще одной идеологической базой насилия (террора) стала теория о диктатуре пролетариата. Так, в 1848 году в связи с революционными события­ми во Франции, когда в июне победила контрреволюция, Карл Маркс писал: «…каннибализм контрреволюции убедит народы в том, что существует лишь одно средство сокра­тить, упростить и концентрировать кровожадную агонию старого общества и кровавые муки родов нового общества, только одно средство — революционный терроризм».

Основным теоретиком современного революционного терроризма стал Х.К. Маригелла. Он разработал организационные основы террористических групп, тактику действий, но, главное, — систему политического обоснования и нравственного оправдания терроризма, ко­торой воспользовались его последователи.

В современном мире основной идеологической базой терроризма стал реакционный ислам, который впитал в себя идеи салафитов XIX-начала XX веков. И хотя к терроризму ведет не сама религия, а ее толкование, часто сугубо субъективное, она, тем не менее, превращает стандарты поведения в жестокие и обязательные стереотипы.

Необходимо отметить, что экстремистская идеология, которая лежит в основе, практически, всех теорий, оправдывающих терроризм, наиболее проста и понятна для маргиналов. Она четко и ясно показывает на врага, который виновен во всех бедах. Все очень просто, хочешь жить хорошо – убей своего врага, и жизнь сразу станет иной. Причем важно отметить, что, как говорил М.А. Бакунин «социальная ненависть, как и ненависть религиозная, гораздо сильнее, гораздо глубже, чем ненависть политическая.

Таким образом, терроризм имеет идеологическую основу, которая позволяет ему формировать социальную базу. У террористической идеологии есть приверженцы, а, значит, будут и солдаты, которые «самоотверженно» пойдут взрывать женщин и детей.

С психологической точки зрения все общественные процессы находят свое отражение в индивидуальном и групповом сознании в форме установок, стереотипов и доминирующих психологических состояний, которые и являются непосредственными мотивационными регуляторами поведения людей.

Можно отметить, что существует три психологические модели личности, способной перейти к террористическому насилию.

Первая: человек, который руководствуется своими убеждениями и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Поэтому он оказывается способным совершить все что угодно. На политическом языке — это фанатик, психологическом — психопат.

Вторая модель террориста исходит из человеческой агрессивности, из теории группового нарциссизма и инстинкта смерти. Правда, они не могут считаться достаточно обоснованными с научной точки зрения, и поэтому непригодны для адекватного объяснения психологической природы терроризма.

В качестве третьей модели можно представить случаи психо- или социально-патологического развития личности, связанные с ненормальными отношениями в семье ребенка. Жестокость родителей и общества, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации .

Все это говорит о том, что идеологическое оправдание насилия способно найти психологически подготовленных или неустойчивых индивидов, способных осуществлять террор.

Таким образом, терроризм как социально-политическое явление, представляет собой противоправное насилие, совершаемое для создания атмосферы страха в обществе, с помощью которого террористы пытаются достичь своих целей. Он является продуктом социального конфликта и специфической формой разрешения социальных противоречий.

Идеология является теоретической базой терроризма, она используется и распространяется организационными структурами. Лидеры экстремистских организаций, используя идеологию, на основе ясных и простых постулатов формируют социальную базу и возглавляют террористическую деятельность своих солдат. В психологическом плане экстремистские идеологии всегда смогут найти людей, склонных к насилию и способных за идею убивать массы невинных людей.

Терроризм исторически обусловлен и идеологически обоснован, имеет широкую социальную базу. Базой существования в мире терроризма является социальный конфликт, экстремистская идеология и человеческая психология, толкающая людей к насилию. Пока существуют человек и общественные отношения, терроризм может, и будет существовать.

В современных условиях, когда глобализация охватила все стороны общественной жизни, терроризм превратился в особую форму политики.

Уже в XX веке террор стал одной из форм внутренней и внешней политики неправительственных организаций, радикальных партий и организаций (а иногда и государств), направленной на достижение определенных целей с использованием насилия. Можно привести несколько примеров. Первый касается российско-грузинских отношений. После выдачи России пятерых террористов, участвовавших в нападении на Россию из Панкисского ущелья летом 2002 года, руководство грузинских правоохранительных органов затянула передачу остальных восьми бандитов. Некоторые средства массовой информации предполагали, что чеченские террористы угрожали Тбилиси тем, что в случае выдачи своих соратников, они начнут войну против правительства Грузии, у которого нет достаточных сил, чтобы противостоять это угрозе. Получается, что предупреждение террористов сильнее, чем законные требования международного сообщества.

Второй характерный случай произошел в Испании, где в результате мартовского 2004 года террористического акта на четырех электричках, когда погибло свыше 190 человек, на очередных выборах произошла смена правительства.

Наиболее свежий пример – деятельность запрещенного в России «Исламского государства Ирака и Ливанта» (ИГИЛ), которое стремится не только к захвату власти в какой-то одной стране, а к распространению своего влияния силовым путем на Европу, Северный Кавказ, Центральную и Южную Азию.

Существуют официально сформулированные, но не афишируемые внешнеполитические установки ряда политических сил. Включая в зоны своих «жизненно важных» геополитических интере­сов те или иные регионы и государства, они предполагают, что может возникнуть стремление к мировому господству.

Соединенные Штаты в борьбе с, так называемым, «нелегитимным» правительством Б. Асада в Сирии используют террористические группировки как сухопутную силу в вооруженном конфликте. Даже действия их авиации, когда в Ираке уничтожаются боевики ИГИЛ, а в Сирии – инфраструктура страны, показывает стремление США вытеснить вооруженные группировки из одной стран в другую (из Ирака в Сирию). И это не ново. Еще в восьмидесятые годы прошлого века, как известно, США использовали созданную спецслужбами террористическую организацию «Аль-Каида» для борьбы с советским контингентом войск в Афганистане.

Таким образом, терроризм как политика в современных условиях проявляется в качестве двух основных формах:

первая – использование террористических организаций отдельными государствами для достижения «чужими руками» своих эгоистичных целей;

вторая – устремление террористических организаций к завоеванию политической власти в определенных регионах мира.

Борьба с международным терроризмом в современных условиях осуществляется Российской Федерацией в рамках созданной системы противодействия терроризму.

Основой создания общегосударственной системы противодействия терроризму в России считается Указ Президента Российской Федерации от 1996 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В нем была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. В дальнейшем основные положения Указа нашли свое юридическое оформление в Федеральном законе 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Противодействие терроризму рассматривается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, противодействие терроризму включает в себя три основных задачи: профилактику, борьбу и ликвидацию последствий.

Профилактика (гр. prophylaktikos — предохранительный) в социальном плане рассматривается Российской Федерацией как совокупность мер, направленных на предотвращение того или иного социально-политического явления. Она предусматривает работу органов государственной власти по недопущению возникновения предпосылок для формирования и деятельности террористических организаций.

Эта работа включает в себя несколько взаимосвязанных направлений деятельности органов власти: политическое, социально-экономическое, идеологическое, специальное и правовое.

В политической сфере профилактика терроризма, включает действия государства и региональных органов власти по предотвращению или разрешению противоречий между существующими политическими или иными (религиозными, националистическими, либо иными) силами на ранней стадии их возникновения (обострения). Основными направлениями профилактики терроризма в политической сфере являются:

— мониторинг социально-политической ситуации в стране;

— работа с представителями национального, религиозного, политического и иного меньшинства, обладающими влиянием на свою диаспору;

— контроль организаций, использующих экстремистскую идеологию, за их связями с запрещенными и нелегальными экстремистскими организациями;

— рейды по криминогенным местам для выявления экстремистов;

— разрешение противоречий на ранней стадии, не допуская кризисных ситуаций и возникновения конфликта;

— поиск и принуждение конфликтующих сторон к компромиссу

В социально-экономической сфере приоритетными направлениями действий государства по профилактике терроризма стали, во-первых, определение экономических путей разрешения социального конфликта, во-вторых, ликвидация (ограничение) финансирования терроризма. Деятельность государства в этой сфере заключается:

— в выравнивании уровня жизни социальных групп страны;

— в снижении уровня безработицы, обеспечении экономической свободы, увеличении возможностей для самостоятельного улучшения благосостояния;

— в справедливом распределении ресурсов и взимания налогов;

— в создании равных возможностей для человеческой деятельности, обеспечении прав человека, наделении его соответствующими обязанностями перед обществом и равной ответственностью перед законом;

— в определении источников финансирования терроризма, ограничении криминальных и теневых источников;

Деятельность государства в идеологической сфере направлена на развенчание экстремистских воззрений, которые формируют социальную базу терроризма и информационную изоляцию организаций и партий, применяющих в своей политике террор. В этой сфере принимается усилия по следующим направлениям:

— формирование и внедрение государственной идеологии;

нравственное воспитание населения, особенно молодежи;

— ограничение распространения экстремистских идеологий при соблюдении свободы слова.

Таким образом, основным идеологическим направлением деятельности государства в профилактике терроризма стало законодательное обеспечение государственного контроля за идеологическими институтами и недопущение внедрения и распространения экстремистских идеологий.

Деятельность в специальной области заключается, главным образом, в работе правоохранительных органов и спецслужб по выявлению и уголовному преследованию людей, осуществляющих террористическую деятельность, а также осуществлению мер по антитеррористической защищенности объектов на транспорте, предприятиях, экологически опасных объектах, объектах энергетики и массового скопления людей. Они проводят работу по нескольким направлениям:

— разоблачение идеологических концепций;

— проведение мероприятий по дискредитации главарей террористических организаций и уничтожению террористов;

— определение перечня критически опасных объектов, которые могут стать целью террористов;

— выработка мер защиты граждан, внедрение новейших технических и технологических средств для охраны транспорта, объектов энергетики, промышленных предприятий и других объектов;

— воспитание бдительности у населения, развитие сети оповещения и формирование, поддержание в готовности служб спасения.

Деятельность в правовой сфере профилактики терроризма включает в себя создание правового поля антитеррористической деятельности в стране. У нас законодательно создана государственная структура противодействия терроризму и обеспечение ее деятельности. Правда, здесь существует сложная проблема, касающаяся применения силы. Но и в этом вопросе имеется серьезный прогресс.

Борьба с терроризмом является составной частью противодействия ему и осуществляется посредством: 1) пресечения террористических актов с воздуха и на море; 2) проведения контртеррористической операции; 3) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Для пресечения террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства нашим Вооруженным Силам законодательно установлено право применять оружие в случаях:

— если воздушное судно или плавательные средства не реагируют на радиокоманды и визуальные сигналы, либо отказываются подчиниться им без объяснения причин;

— если воздушное судно (плавательные средства) не подчиняется требованиям о посадке (остановке) и существует реальная опасность гибели людей, либо наступления экологической катастрофы;

— если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта и при этом исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры.

Контртеррористическая операция является наиболее активным содержанием деятельности органов государственной власти по борьбе с терроризмом. Она представляет собой комплекс мероприятий по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

При ее проведении может вводиться правовой режим контртеррористической операции.

Для проведения контртеррористической операции создается группировка сил и средств, в состав которой могут включаться подразделения ВС, ФСБ, МВД, МЧС и других органов исполнительной власти.

Участвующие в контртеррористической операции подразделения применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей контртеррористическая операция считается законченной.

Выполнение задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации заключатся в применении вооружения с территории России против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз, а также использования формирований Вооруженных Сил за пределами территории России, как это делается сейчас в Сирии.

Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее — формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

Таким образом, современный терроризм, став формой политики государств, партий, организаций и религиозных групп, несет в себе вероятность прямой военной агрессии террористических сил, провоцирование межгосударственных вооруженных конфликтов и гражданских войн, угрозу жизни людям Российской Федерации и ее регионов.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму предусматривает практическое проведение мер профилактики терроризм, борьбу с этим социально-политическим явлением и ликвидацию последствий террористических актов.

Все это положительно влияет на социально-политическую ситуацию в Российской Федерации и снижает активность террористических формирований и организаций. А те проявления терроризма, которые наблюдаются сейчас, являются отголосками кризисных явлений, потрясших Россию в 90-е годы прошлого века, а также международного финансового кризиса и застарелого межгосударственного противоборства нашей страны и Запада.

Мы надеемся, что четкая позиция государственного руководства, проводимая им внутренняя и внешняя политика, дадут положительные результаты в противодействии терроризму в нашей стране и во всем мире!

Доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ, кандидат военных наук, профессор, генерал-майор запаса,

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Борьба с терроризмом ведется во всем мире. Во многих странах, таких как Израиль и Великобритания - на протяжении десятилетий. За долгие годы антитеррористической деятельности спецслужбы этих стран сумели накопить большой опыт, который могли бы взять на вооружение российские спецслужбы.

Израиль вот уже более 50 лет является объектом экстремистских действий. Теракты в отношении израильтян совершают в основном активисты палестинского движения «ХАМАС» и «Исламский джихад». Именно на их счет отнесены четыре взрыва, совершенные в стране в период с 25 февраля по 4 марта 1996 г. В результате терактов погибли 59 человек, еще 100 были ранены. Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 г., когда группа арабских экстремистов из организации «Черный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. Операция по освобождению заложников, проводившаяся западногерманской полицией, закончилась неудачей: несколько спортсменов погибло, часть террористов скрылась. С этого момента, как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения. Правительство Израиля, возглавляемое Голдой Меир, приняло принципиально важное решение, которое со временем стало основным принципом антитеррористической деятельности - ни в коем случае не идти на уступки террористам. В 70-е годы израильские подразделения по борьбе с терроризмом проводят ряд успешных операций. В течение нескольких лет от рук членов израильских антитеррористических подразделения «Божья Кара» гибнут все участники мюнхенских событий. См.: Белая книга российских спецслужб. - М., 1995. - C. 112. В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад».

В США толчком к активизации антитеррористической деятельности послужили события 1997 г., когда 69-летний палестинец Али Абу Камаль открыл стрельбу на смотровой площадке манхэттенского Эмпайр-Стейт-Билдинг. От пуль палестинца погибли 8 человек, в том числе он сам. За этим терактом вскоре последовали новые. В течение трех лет арабские террористы устроили взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра, эмигрант из Ливана Рашад Баз расстрелял из автоматического оружия автобус с еврейскими детьми, было взорвано административное здание в Оклахома-Сити, американские посольства в Кении и Танзании. В ответ на усилившуюся активность террористов активизировали свою деятельность и соответствующие структуры безопасности. В каждом из 59 управлений ФБР было создано по крайней мере одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В 1988 г. была подписана «Международная конвенция по борьбе с террористическими взрывами». Государства - участники Конвенции взяли на себя обязанность рассматривать акты терроризма, совершенные на территории других стран в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу преступников стране, на территории которой было совершено преступление. Подр. см.: Панов В.П. Международное уголовное право. - М., 1997.

В Великобритании многочисленные террористические группировки, базирующиеся в основном в Северной Ирландии, уже три десятилетия ведут войну против Лондона за независимость Ольстера от Великобритании. Первенство по числу учиненных терактов являются экстремисты из Ирландской республиканской армии.

Французское правительство вынуждено тратить много сил и средств на борьбу с террористами, главным образом алжирскими экстремистами. Созданная в 1991 г. правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. Летом 1995 года этот план был эффективно использован против исламских террористов, которые совершили серию взрывов в Париже и других городах Франции. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций. Каждая из мер определяется степенью опасности, которую представляет террористическая группа.

С середины века в вооруженных силах разных стран стали появляться специальные антитеррористические подразделения особого назначения. Сегодня они существуют более чем в 50 странах. Рассмотрим некоторые из них:

В Великобритании во время второй мировой войны была образована «22-я специальная воздушная служба» (SAS-22). По боевой подготовке этот отряд сравним лишь с израильскими контртеррористическими отрядами, но превосходит их по вооружению. Пленных английские боевики не берут. По некоторым данным в рамках подразделения служит 500 человек. Самые успешные операции - акции против ИРА в Ирландии, Голландии, Германии. Участвовала в тысячах операций от Сахары до Малайзии. Самая известная операция - освобождение заложников в иранском посольстве в Лондоне.

В Германии после мюнхенской трагедии во время Олимпиады в 1976 г. была создана «Федеральная группа по защите границы» (GSG-9). Это была первая операция группы. Сегодня эта группа не только борется с террористами, но и обеспечивает охрану немецких дипломатов во время поездок по Ближнему и Среднему Востоку. Помогает немецкой контрразведке, организуя слежку за террористами. За все время существования проведено более 5 тыс. операций.

Во Франции существует так называемая «Группа вмешательства национальной жандармерии» (GIGN),которая была создана в марте 1974 г. для борьбы с арабским терроризмом во Франции.

В Израиле в 1957 г. была создана «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» («Саерет МатКал»). Создана как разведывательное специальное подразделение, с 1968 г. переключилось на антитеррористическую деятельность.

Так же известны «Летающие леопарды» («Саерет Голани»). Подразделение пехоты, которое из-за своих опознавательных знаков называют еще «Летающими леопардами». Было сформировано в 1959 г. из лучших солдат элитной пехотной бригады «Голани».

«ЯМАМ» (YAMAM) - подразделение полиции Израиля. Ежегодно проводит до 200 операций. Создано в 1974 г., как спецслужба, отвечающая за антитеррористические действия исключительно внутри Израиля.

В США существует Отряд «Дельта». Оперативный отряд спецсил американской армии, который был создан в 1976 г. Причем, сначала предполагалось создавать антитеррористические группы в США на базе «Зеленых беретов», но высшее командование ВС США решило создать новые силы. Базируется в Форт Брэгг (Северная Каролина).

Главное антитеррористическое подразделение США, созданное в середине 70-х гг. Занимается освобождением американских заложников за рубежом.

Кроме этого, существует «Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (ESU). Оснащены тяжелым оружием, имеют группы прикрытия. Эта структура, напоминающая маленькую армию, участвует в среднем в 2,5 тыс. операциях в год

«Отряд полиции Лос-Анджелеса» (SWAT). Отряд создан после молодежных волнений в США в 1965 г. Элитное подразделение, использующееся как внутри страны, так и за ее пределами. Известны своей борьбой с террористической организацией США «Черные пантеры».

Военно-морская Специальная Группа (Naval Special Warfare Development Group (NSWDG)). Служба основана в 1980 г. Военно-морская Специальная Группа, дислоцирующаяся в Вирджинии, отвечает за антитеррористические действия США на воде. Группа состоит из двенадцати взводов. Обучение этих солдат проводится на территории всех США.

В России было создано Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Бывшая группа «Альфа»). Идея создания спецподразделения по борьбе с терроризмом внутри СССР принадлежит Юрию Андропову. За 25 лет своей работы бойцы «Альфы» освободили в общей сложности более тысячи заложников, захваченных террористами в Тбилиси, Минеральных водах, Сухуми, Сарапуле.

Так же было создано Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Бывшая группа «Вымпел»). В 1981 г. при управлении «С». Первого Главного Управления КГБ СССР была создана группа «Вымпел». Группа предназначалась для разведывательно-диверсионной деятельности за пределами страны. Подразделение «Вымпел» выезжало на операции в Афганистан, Мозамбик, Анголу, Вьетнам, Никарагуа. В 1994 г. в рамках ФСБ группа «Вымпел» превратилась в подразделение «В».

В Австралии был сформирован Tactical Assault Group (TAG), Special Air Service Regiment (SASR). Австралийский SAS в 1957 г. К 1964 г. группа была существенно расширена и переименована в Специальный Воздушный Полк. Сегодня SASR - одна из групп, ответственных за борьбу с терроризмом в Австралии. Другая группа - полк номер один вооруженных сил Австралии.

Разделяем обеспокоенность мирового сообщества эволюционирующей террористической угрозой. Перед цивилизованным миром по-прежнему стоят задачи организации коллективного отпора терроризму при центральной координирующей роли ООН, на основе международного права, без политизации, скрытых повесток дня и «двойных стандартов».

На международных площадках Россия традиционно выступает с различного рода предложениями и инициативами, направленными на противодействие подпитке терроризма ‑ идеологической, кадровой и материальной, особенно - оружием.

Последовательно отстаиваем линию на строгое соблюдение государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН, при принятии мер по борьбе с терроризмом, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396, нацеленных, в том числе, на укрепление мер выявления и пресечения каналов подпитки терорганизаций, а также резолюций СБ ООН, устанавливающих санкционные режимы в отношении ИГИЛ, «Аль-Каиды» и Движения талибов. Настроены на повышение санкционного давления на эти террористические организации и связанные с ними группировки и лица по линии комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988.

Россия энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами упомянутой базовой резолюции СБ ООН 1373.

Придаем важное значение всеобъемлющей реализации всех четырех основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти такое решение, которое было бы приемлемым для всех государств-членов ООН. Только тогда данная конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества в приоритетной для Российской Федерации области противодействия международному терроризму в 2017 г. в рамках запущенного процесса реформирования ООН и перестройки ее контртеррористической архитектуры активно содействовали созданию в Секретариате ООН Управления по контртерроризму (УКТ; учреждено 15 июня 2017 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 71/291), которое возглавил заместитель Генерального секретаря ООН россиянин В.И.Воронков. Россия оказывает необходимое финансовое и экспертное содействие УКТ в его работе, прежде всего по линии предоставления профильного техсодействия странам Центральной Азии.

Перед мировым сообществом остро стоит проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке массово возвращаются в страны происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны – особенно в те, где им легче избежать наказания за свои преступления. Считаем, что добросовестный обмен информацией об ИТБ является одним из наиболее востребованных инструментов в борьбе с этим феноменом. В этой связи призываем иностранных партнеров подключиться к созданному НАК России Международному банку данных по противодействию терроризму.

За последние несколько лет удалось постепенно разморозить взаимодействие по антитеррору с рядом западноевропейских партнеров. В сентябре 2017 г. после долгого перерыва восстановлена работа подгруппы по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оргпреступности российско-германской Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. Возобновлена деятельность соответствующих рабочих групп и с другими странами. В частности, последние заседания в таком формате под сопредседательством заместителя министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова состоялись с Италией – в декабре 2017 г. в Москве, с Турцией – в июне 2018 г. в Анкаре, с Испанией – в июле 2018 г. в Мадриде.

На регулярной основе осуществляются контакты по антитеррору со швейцарскими и сербскими партнерами.

Удовлетворены результатами соответствующих контактов с США.

Поддерживаются двусторонние контакты по различным аспектам антитеррора со странами Африки, в том числе в формате рабочих групп с Египтом и Мали.

Международное антиэкстремистское сотрудничество

Наша страна обладает уникальным ресурсом противодействия экстремизму и радикализации, состоящем в способности эффективно подключать элементы гражданского общества (традиционные конфессии, образовательные, научные и деловые круги) к антиэкстремистским задачам в формате государственно-частного партнерства.

Сохраняем сдержанное отношение к инициативам, которые не учитывают данные принципы. Речь идет об активно продвигаемой с 2015 г. концепции «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ), создающей условия и предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных режимов» за счет оправдания действий террористов и «насильственных экстремистов», смягчения уголовно-правовой ответственности в отношении данной категории преступников. Понятие «насильственный экстремизм» нигде в международных документах не определено и «размывает» традиционные задачи антитеррора, в том числе на площадке ООН.

Важно совместно вырабатывать и продвигать оптимальные стандарты эффективного сотрудничества в области борьбы с экстремизмом. Хорошим примером в этом смысле является одобренная в июне 2017 г. государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которая в отличие от концепции ПНЭ отражает выверенные коллективные подходы России и ее единомышленников к борьбе с терроризмом и питающим его экстремизмом.

Эффективная борьба с экстремизмом невозможна без создания в обществе атмосферы отторжения насилия, что предполагает объединение усилий компетентных органов и гражданских структур, а также СМИ. Поддерживаем идеи, направленные на закрепление в международно- правовом понятийном аппарате концепции «добровольных контртеррористических ограничений СМИ и официальных лиц», подразумевающей воздержание от нагнетания медийного контекста, способного поддержать, а то и спровоцировать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических настроений.

Противодействие провокационной и дезинформационной деятельности организации «Белые каски» в Сирии

Подчеркиваем недопустимость «двойных стандартов» в области антитеррора, проявляющихся, в частности, в финансировании рядом государств деятельности псевдогуманитарной организации «Белые каски» (БК) в Сирии.

Поддерживаем инициативы представителей гражданского общества, независимых экспертов по изобличению устойчивых связей «белокасочников» с террористическими структурами, осуществлявшихся членами БК грабежей и мародерств, захватов школ, детских садов и поликлиник с прекращением их работы, а также пожарных станций, магазинов и частных домов. Обращаем внимание мировой общественности на факты участия псевдогуманитарщиков в инсценировках химических атак, артиллерийских и авиаударов, убийствах гражданских лиц, в том числе детей, в целях незаконного изъятия органов. Отдельно акцентируем тот факт, что БК содействовали расширению вербовочной деятельности террористических организаций.

Соответствующую информацию, в том числе полученную из открытых источников, представляем на международных площадках, в частности в ООН, привлекаем внимание мирового сообщества к проблеме, которое, к сожалению, в отношении БК продолжает пребывать в совершенно необоснованных иллюзиях.

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков

Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных антинаркотических конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Основной целью внешнеполитической усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств в решении мировой проблемы наркотиков, а также комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления любых видов наркотиков в немедицинских целях.

В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой по «северному маршруту» приоритетом Российской Федерации является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – уникального международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения. Осуществляется регулярное взаимодействие со странами-членами ОДКБ и ШОС по антинаркотической повестке дня. С 2007 года «под эгидой» Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) реализуется проект по подготовке антинаркотических кадров Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии.

Российская Федерации придает важное значение принятой на саммите ШОС в Циндао Антинаркотической стратегии на период 2018-2023 гг. и Плана действий по ее реализации, а также Концепции по реабилитации наркозависимых лиц.

Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США в качестве добровольного взноса в Фонд УНП ООН, которые идут на поддержку около 20 антинаркотических проектов Управления, в том числе по формированию кинологической службы МВД России в Афганистане, содействию в укреплении потенциала Службы по борьбе с наркотиками МВД Киргизии, а также по развитию альтернативного сельского хозяйства в афганской провинции Бадахшан.

Борьба с транснациональной организованной преступностью

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего, с транснациональной организованной преступностью.

Наиболее важными документами, которые представляют основу для антикриминального сотрудничества государств, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и протоколы к ней. Российская Федерация приняла активное участие в разработке и запуске механизма обзора указанных международных договоров.

Помимо прочего, на антикриминальном направлении немаловажной является работа по формированию договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов. К настоящему времени заключено около 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (Чехия, Дания, Абхазия, Южная Осетия, ОАЭ, Болгария, Италия, Франция, Словения, Греция, Португалия, Испания, ФРГ, Норвегия, Великобритания, Египет, Венгрия, Узбекистан, Финляндия, ЮАР). Прорабатываются проекты двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной организованной преступностью с другими странами.

На сегодня остается определенная угроза для российского торгового флота со стороны пиратских группировок, базирующихся на побережье Африканского Рога, Гвинейского залива, Малаккского, Сингапурского проливов, Южно-Китайского моря, а также морей Сулу и Сулавеси. За последние 6-7 лет имели место случаи захвата «пиратами XXI века» российских граждан в заложники (как правило, членов экипажей иностранных судов). Россия принимает немалые усилия для их освобождения и благополучного возвращения на Родину.

Международная информационная безопасность

В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходим из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере МИБ, на наш взгляд, станет принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы. Именно страны ШОС инициировали предметное обсуждение правил поведения государств в информационном пространстве. Так, в 2011 г. ими был подготовлен и распространен в ООН проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Его обновленная с учетом поступивших комментариев версия вновь внесена в ООН 2015 г.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН подавляющим большинством голосов принят проект российской резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В результате впервые в истории международным сообществом одобрен выдвинутый по инициативе России кодекс поведения государств в информационном пространстве и восстановлен на новом качественном уровне переговорный процесс по МИБ под эгидой ООН.

Меры укрепления доверия являются важным условием предотвращения потенциально конфликтных ситуаций в сфере использования ИКТ. Большая работа в этом направлении проделана в рамках ОБСЕ. В декабре 2013 г. Постоянный совет ОБСЕ утвердил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ», что впервые создало региональный механизм взаимодействия государств в целях противодействия угрозам в сфере МИБ и дало старт формированию «страховочной сетки» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с МИБ, является т.н. «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Возрастает актуальность криминальной составляющей «триады» угроз МИБ. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН большинством голосов был принят проект российской резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». В результате впервые в практике ООН принята отдельная резолюция по данной проблематике, нацеленная на запуск широкой политической дискуссии по вопросам противодействия информационной преступности на площадке ГА ООН.

В вопросах использования Интернет мы исходим из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи. Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

Проблематика МИБ находит свое отражение и в деятельности ряда организаций и площадок. Так, на высшем уровне приняты полномасштабные политические документы в рамках БРИКС и ШОС, диалогового партнерства Россия – АСЕАН, Восточно-азиатского саммита.

В отсутствие универсальных договоренностей в этой сфере в многостороннем формате активно развивается двустороннее сотрудничество России с государствами из разных регионов мира. На данный момент Российской Федерацией подписаны соглашения о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с 7 странами. На очереди еще целый ряд заинтересованных сторон, число которых продолжает неуклонно расти.

В современных условиях политическое руководство стран Европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, изучение и использование опыта борьбы с проявлениями терроризма многих иностранных государств, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его направления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества. Так, в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами и угрожают территориальной целостности и безопасности государств. В ней специально оговаривается обязанность государств воздерживаться от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничество им или участия в них, а также от попустительства или поощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов.

Контуры приоритетов международного сотрудничества применительно к проблеме борьбы с терроризмом, которые сложились на сегодня, можно обозначить следующим образом.

Сама глобальная система противодействия терроризму должна базироваться на прочном фундаменте международного права при координирующей роли ООН с учетом полномочий и главной ответственности ее Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Ключевая роль ООН в борьбе с терроризмом определяется многими факторами: самим положением ООН и ее авторитетом, известным наработанным опытом, в том числе и по проблеме борьбы с терроризмом. Нарастить эффективность борьбы с международным терроризмом возможно только при сохранении через систему ООН общей политической воли и единства подходов к проблеме всех государств мира.

Актуальнейшим вопросом остается определение терроризма в рамках подготовки всеобъемлющей конвенции ООН по борьбе с терроризмом и желательности принятия в пакете еще одной базовой антитеррористической конвенции - "специальной" - о предотвращении актов ядерного терроризма.

Успех дальнейшего международного сотрудничества по этой глобальной проблеме во многом зависит от сохранения единства антитеррористической коалиции. Она сложилась на неформальной основе. Это очень подвижное образование, в чем заключается одновременно и ее достоинство, и недостаток. Сейчас нам важно оглянуться назад, оценить пройденное и закрепить достигнутые результаты формально. Именно это поможет избежать раскола в рядах коалиции, не допустить искажения изначальных базовых принципов, на которых была сформирована коалиция, произвольного навешивания ярлыков на суверенные государства, расширения рамок антитеррористических действий без мандата ООН.

Вторым по значимости международным форумом в данном контексте по праву считается "восьмерка". И речь, скорее, идет не только и не столько о рабочих структурах "восьмерки", сколько о политической важности поддержания и укрепления единства подходов всех стран - участниц этого форума, для того чтобы через механизм "восьмерки" стимулировать международное сотрудничество, его глобальные антитеррористические усилия. Совместное заявление глав государств и правительств "восьмерки" по проблемам борьбы с терроризмом от 19 сентября 2001 года сыграло уникальную положительную роль в создании нынешнего универсального международного антитеррористического формата.

Важнейшую роль в обеспечении стратегии борьбы с международным терроризмом может сыграть НАТО. Но не в качестве только ударной, военной силы, а, скорее, также формата с учетом обновляемой в настоящее время стратегии Североатлантического альянса, с вероятным созданием так называемых "специализированных антитеррористических возможностей" альянса.

В рамках Европейского союза и Совета Европы могут эффективно решаться многие вопросы: совершенствование правоохранительной системы, правосудия, миграционной политики и практики, создание единой погранслужбы, защита прав человека и в целом влияние на сам характер борьбы с терроризмом благодаря их в том числе нормотворческой деятельности, унификация законодательства. Активно действует на антитеррористическом поле ОБСЕ, особенно в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности.

Наращивается антитеррористическая составляющая в рамках СНГ, ШОС, других региональных структур международного сотрудничества. Наконец, детальное сотрудничество нарабатывается в рамках двусторонних отношений, где диапазон практически не ограничен: от вопросов вклада гражданского общества в общее дело борьбы с терроризмом до специфических вопросов сотрудничества правоохранительных органов и спецслужб.

Укреплять иммунитет от заразы экстремизма важно с раннего возраста. К примеру, если бы в рамках ЮНЕСКО была разработана унифицированная учебная программа для школ, вузов, других образовательных учреждений, посвященная угрозе терроризма и борьбе с этим вызовом, она могла бы стать своеобразной интеллектуальной антитеррористической "вакциной" для будущих поколений от опасной идеологии терроризма и насилия.

В последнее время международное право, регулирующее сотрудничество в борьбе с терроризмом, развивается необычайно бурно. Практически во всех регионах создана своя международно-правовая база контртерроризма.

Прорывным - иначе не назовешь решение ГА ООН, принявшей 13 апреля 2005 года без голосования Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную Россией. Эта первая антитеррористическая конвенция, разработанная международным сообществом на упреждение, то есть до совершения терактов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. И вообще, это первый универсальный договор, направленный на предотвращение терактов массового поражения.

Если говорить о содержательной характеристике конвенции, то она в первую очередь нацелена на то, чтобы:

· Подвести правовую базу под эффективное противодействие актам ядерного терроризма, включая их пересечение и ликвидацию последствий;

· Обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, пресечь теракты с использованием самодельных ядерных устройств;

· Обеспечить неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма.

Важную роль в борьбе с терроризмом играют СМИ. Первый московский международный антитеррористический медиафорум в 2004 году провозгласил в качестве своей основной задачи объединение усилий гражданского общества, СМИ в борьбе с терроризмом, наркоугрозой. В принятой на форуме резолюции зафиксирована в качестве императивы необходимость для журналистского сообщества "в своей профессиональной деятельности исходить из принципов гражданственности, сбережения общечеловеческих ценностей, попираемых теми, кто хотел бы разжигания ненависти и страха". Объявлено также о создании Международного общественно-координационного совета по противодействию терроризму и наркоугрозе.

На состоявшейся в ноябре 2004 года а Израиле международной конференции "Журналисты против террора" представители СМИ 28 стран, в том числе и России, обсуждали проблему террора и ее освещение в средствах массовой информации. Они решительно осудили террор как одну из самых страшных угроз человечеству и, признав высокую меру ответственности журналистов, констатировали, что в современных условиях необходимо сформулировать и принять принципиально новую антитеррористическую хартию журналистов. Было предложено создать постоянно действующую комиссию по антитеррору, которая объединила бы все международные организации журналистов, а также юристов и представителей НПО.

Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности должны предпринимать, прежде всего, политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для возникновения терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов.

Наиболее последовательным в жестком противостоянии террористам является Израиль. У него есть легендарные успехи в этой борьбе, как например, уничтожение всех тех, кто был причастен к террористической вылазке против израильских спортсменов в Мюнхене в 1972 году, или освобождение в африканском аэропорту авиапассажиров, захваченных в качестве заложников. Но Израиль не справился с терроризмом. Теперь он строит стену безопасности, что было осуждено и ООН, и ЕС, и объявил о введении 17 поселений с палестинской территории сектора Газа.

Правительства зарубежных стран ведут борьбу с террористической угрозой в двух основных направлениях. Во-первых, осуществляя специальные и военно-технические мероприятия, направленные на снижение эффективности террористической деятельности. Во-вторых, проводя идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граждан в борьбе с террористами, изолировав их от населения. Вместе с тем успешное проведение подобной политики было бы невозможным без объединения усилий и координации действий всех компетентных организаций, вовлеченных в противостояние с террористической активностью. Государства стремятся жестко и последовательно противоборствовать террористическим проявлениям, как на национальном, так и на международном уровне, что находит свое отражение в действующих на территории законах. В целом ряде нормативных актов прослеживается твердая позиция законодательных и исполнительных органов власти по отношению, как к отдельным террористам, так и к экстремистским организациям, прибегающим к насилию. Такой бескомпромиссный подход, в частности со стороны США, Франции и ряда других государств, к решению существующей проблемы международного терроризма мотивируется тем, что проявление малейших уступок способствует быстрому росту активности других террористических групп, вызывает активизацию их деятельности и ужесточение выдвигаемых требований. Во всех ведущих странах Запада государство жестко контролирует основные мероприятия по борьбе с терроризмом и пресекает любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы, соответствующие реальности его угрозы. В силу этого правоохранительные силы и спецслужбы этих стран, оперативно реагируя на изменения в тактике деятельности террористических групп и экстремистских организаций, активно разрабатывают новые формы и методы борьбы с террористической опасностью. Так, во многих западноевропейских странах и США были разработаны методы распознавания террористов, обнаружения заложенных ими бомб и скрываемых ими различных видов оружия, получения информации о террористах, необходимой для полиции, органов безопасности и т.п. Тем не менее, по признанию специалистов по антитеррористической деятельности, на современном этапе борьба с этим явлением, принявшим глобальные масштабы, по-прежнему остается недостаточно эффективной. Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разносторонний характер, диктуемый различными формами и методами выполнения террористических актов. Государства заключают соглашения о выдаче захваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств, и прежде всего самолетов, создают специальные подразделения для борьбы с террористами и охраны правительственных и посольских зданий, государственных деятелей и иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, от террористических актов или их последствий. Научно-техническая мысль также вносит заметный вклад в борьбу с терроризмом, изобретая различные технические средства борьбы с террористами.