Красота

Годом основания мот является. Международная организация труда • МОТ. История создания и развития МОТ

Создание Международной организации труда (МОТ) как части Версальского мирного договора. Трехмерная структура организации, ее главные цели и задачи. Основные подразделения Международного бюро труда (МБТ). Бюро по деятельности предпринимателей и трудящихся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

  • Вступление
  • 1.1 Причины её создания
  • 2.3 Административный совет
  • 2.4 Международное бюро труда
  • 3. Деятельность МОТ
  • 3.1 Морское судоходство
  • 4. Главные цели и задачи МОТ
  • 4.3 Основные конвенции МОТ
  • Заключение
  • Приложения

Вступление

МОТ является одной из многосторонних организаций, наиболее успешно выполняющих свой мандат Восемь десятилетий ее истории позволяют сделать вывод о том, что залогом этого успеха служит стремление к обновлению в ответ на происходящие перемены. Рожденная в дни мимолетной: надежды, она пережила годы "великой депрессии" и мировой войны. МОТ была создана в 1919 г по замыслу промышленно развитых стран для решения их общих проблем, но ее стремительное развитие и творческие подходы привлекли к ней за два десятилетия после Второй мировой войны массу новых членов.

В период "холодной войны" Организация сохраняла свой универсальный характер, в то же время бескомпромиссно отстаивая свои основные ценности.

Конец "холодной войны" и ускоренная глобализация мировой экономики в очередной раз поставили МОТ перед необходимостью пересмотреть свои задачи, программы и методы работы.

Рожденная из хаоса мировой войны и закаленная испытаниями почти целого столетия, Международная организация труда построена на уставном принципе, гласящем, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ стояла у истоков таких достижений индустриального общества как 8 - часовой рабочий день, политика занятости, охрана материнства, законы о детском труде и другие нормы, содействующие охране труда и мирным трудовым отношениям. Ни одна страна или отрасль не смогли бы провести их в жизнь без одновременных действий в этом направлении со стороны других.

В данной работе я попытаюсь дать не только общее представление об организации, но и попытался осветить её насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования всей мировой экономики, что естественно отразилось, не лучшим образом, на трудящихся многих стран. МОТ, на мой взгляд, является одной из тех организаций, которые работают на благо всего человечества во имя достижения социальной справедливости, что делает наш мир ещё более цивилизованней и культурней.

1. Создание МОТ, как составной части Версальского мирного договора

1.1 Причины её создания

Универсальная по своему характеру, МОТ зародилась на социальной почве Европы и Северной Америки XIX века. В этих двух регионах шла промышленная революция и бурный экономический рост зачастую достигался ценой тяжелейших человеческих страданий. Идея о принятии международного трудового законодательства возникла в начале XIX столетия в результате размышлений морального и экономического порядка по поводу человеческих издержек промышленной революции. Эту идею поддержали многие выдающиеся промышленники, в том числе Роберт Оуэн и Даниэль Легран, а также ряд политических деятелей и экономистов.

Предтечи МОТ выдвигали три довода в пользу принятия международных трудовых норм. Первый из них, гуманитарного плана, указывал на необходимость облегчить тяжелую долю трудящихся масс. Эта инициатива исходила, однако, не от них, а от промышленного среднего класса.

Организованное рабочее движение возникло лишь позже, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединения. Второй довод, скорее политического плана, подчеркивал важность укрепления социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения. Политически прозорливые отцы - основатели МОТ поддержали реформистские устремления среди трудящихся, чтобы отвратить их от коммунистической пропаганды, которая все шире распространялась в Европе после Октябрьской революции 1917 г, в России.

Третий довод носил экономический характер; указывалось на то, что международное регулирование труда поможет странам с защитным трудовым законодательством избежать потерь, которые влечет подобная социальная политика для их внешней торговли. Другими словами, такое регулирование позволило бы уравнять международную конкурентоспособность всех государств.

Эти аргументы приведены в Преамбуле к принятому в 1919 г. Уставу МОТ, которая открывается словами о том, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости; затем они были уточнены в Филадельфийской декларации 1944 г. И звуча сегодня, в эпоху глобализации, как нельзя более уместно, они остаются идеологическим фундаментом МОТ. Предложения исторических предшественников МОТ часто просто игнорировались правительствами. Однако в последние десятилетия XIX века их подхватили различные общественные объединения, особенно активные во Франции, Германии и Швейцарии. Под влиянием этих организаций идея введения подобного международного законодательства распространилась в политических, религиозных, научных и экономических кругах, а также впервые и в мире труда. Наиболее значительным итогом этого интеллектуального движения стало создание в 1901 г. в Базеле Международной ассоциации правовой защиты трудящихся. На национальном уровне другим предшественником защитного трудового законодательства стали социальные законы правительства Германии, принятые на протяжении последних двух десятилетий XIX века. В 1905-1906 гг.

Швейцария созвала в Берне дипломатические конференции, которые завершились принятием первых двух международных трудовых конвенций: одной о регулировании ночного труда женщин, а другой - о прекращении использования белого фосфора в производстве спичек. В годы Первой мировой войны несколько международных встреч провели профсоюзы. Их участники требовали ввести ряд социальных положений в будущий мирный договор, а также создать международный орган, занимающийся условиями труда. Также выдвигалось требование компенсации за жертвы, на которые пошли трудящиеся массы во время войны.

Акт об учреждении МОТ был разработан Комиссией по международному трудовому законодательству, созданной Парижской мирной конференцией в 1919 г. Он вошел в качестве Части XIII в Версальский мирный договор. Ведущую роль при этом сыграли Франция и Великобритания. Авторами английского текста, который Комиссия приняла за основу, были будущие руководители Международного бюро труда Гарольд Батлер и Эдвард Филэн. С момента своего рождения Организация приобретала черты, заметно отличавшие её" от других учреждений Лиги Наций, предшественницы Организации Объединенных Наций между двумя мировыми войнами.

В то время, как становление и работа Лиги проходили со значительными трудностями, МОТ быстро стала эффективно действующей орпанизацией: секретариат во главе с такой выдающейся личностью, как Альбер Тома, вел активный диалог с министрами труда, с высокой отдачей работала Международная конференция труда, принявшая за первые два года - 1919-1920 - девять Конвенций и десять Рекомендаций.

1.2 "Золотой век" нормотворчества

Созданная для выработки международных трудовых норм и контроля за их применением, МОТ в первые 40 лет существования направляла основную часть своих усилий на выполнение этой главной задачи. В течение 20-летнего периода - с 1919 по 1939 г. - было принято 67 Конвенций и 66 Рекомендаций.

Первоначально нормы затрагивали, в основном, условия труда: первая конвенция 1919 г. регламентировала рабочее время, установив продолжительность рабочего дня в известные восемь часов, а недели - в 48 часов. Условия занятости стали предметом целого ряда норм.

В 1926 г. было принято важное нововведение - Международная конференция труда создала механизм контроля за применением норм, который существует и поныне. Был образован Комитет экспертов, состоящий из независимых юристов.

Он анализирует доклады правительств о соблюдении ратифицированных ими Конвенций и представляет каждый год Конференции собственный доклад. Его мандат был затем расширен, так что теперь Комитет рассматривает и доклады о соблюдении нератифицированных Конвенций. Апьбер Тома, благодаря которому в течение 13 лет Организация занимала в мире сильные позиции, скончался в 1932 г. Его преемник Гарольд Батлер столкнулся с проблемой массовой безработицы, порожденной "великой депрессией". Все эти годы представители трудящихся и работодателей на Конференции противостояли друг другу по вопросу о сокращении рабочего времени без каких-либо видимых результатов. В 1934 г., в период правления президента Франклина Д. Рузвельта, Соединенные Штаты, которые не входили в Лигу Наций, стали членом МОТ.

В мае 1940 г. новый директор Джон Уайнант, учитывая положение Швейцарии в центре охваченной войной Европы, перевел штаб-квартиру Организации из Женевы в Монреаль (Канада). В 1944 г. делегаты Международной конференции труда приняли Филадельфийскую декларацию . Она вошла в качестве приложения в Устав и поныне является хартией целей и задач МОТ. Декларация открывается подтверждением фундаментальных принципов МОТ; она, в частности, гласит, что "труд не является товаром", что "свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса" и что "нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния".

Декларация предвосхитила Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщую декларацию прав человека.

1.3 От технического сотрудничества к активному партнерству

После Второй мировой войны для МОТ началась новая эпоха. Избрание в 1948 г. американца Дэвида Морса Генеральным директором МБТ совпало с возобновлением нормотворческой деятельности Организации и началом ее программы технического сотрудничества.

Конвенции, принятые после Второй мировой войны, касались важной проблемы прав человека (свобода объединения, устранение принудительного труда и дискриминации, а также ряда технических проблем в сфере труда). В 1948 г, была одобрена главная конвенция (№ 87) о свободе объединения. Она оказала и продолжает оказывать значительное влияние на мир труда, способствовала выработке специальной процедуры в этой области.

В течение 22-летнего периода пребывания на посту директора Дэвида Морса число государств-членов МОТ удвоилось, Организация обрела универсальный характер, промы-шленно развитые страны оказались в меньшинстве по отношению к развивающимся, бюджет возрос в пять раз, а число сотрудников МБТ - в четыре раза.

В 1969 г, Генеральным директором стал Уилфред Дженкс, посвятивший Организации всю свою трудовую жизнь. Он был одним из авторов Филадельфийской декларации и главным создателем специальной процедуры для расследования жалоб на нарушение свободы объединения. Тогда же МОТ по случаю своей 50-й годовщины была удостоена Нобелевской премии мира. На церемонии предоставления престижной награды пред - седатель Комитета по Нобелевским премиям заявил, что "МОТ, одно из немногих творений человечества, которым оно может гордиться, оказала заметное влияние на законодательство всех стран".

Генеральный директор Франсис Бланшар, занимавший этот пост с 1974 по 1989 г., смог отвести от Организации серьезный удар, которым грозил кризис, вызванный решением США приостановить свое членство (с 1977 по 1980 г) МОТ активно содействовала освобождению Польши от коммунистической диктатуры через деятельность комиссии по расследованию мер, предпринятых против профсоюза "Солидарность"" в нарушение Конвенции № 87 о свободе объединения, ратифицированной Польшей в 1957г.

За Ф. Бланшаром последовал бельгиец Мишель Хансенн. первый Генеральный директор после окончания "холодной войны". Он взял курс на большую децентрализацию деятельности и ресурсов женевской штаб-квартиры в рамках политики активного партнерства. Декларация об основополагающих, принципах и правах в сфере труба принятая Международной конференцией труда в июне 1998 г, ознаменовала собой всеобщее признание обязательства, вытекающего из самого факта членства в Организации, уважать и активно реализовывать основные права, являющиеся предметом ряда Конвенций МОТ, даже если они не были ими ратифицированы. Это свобода объединения, реальное признание права на коллективные переговоры, устранение всех форм принудительного или обязательного труда, детского труда, дискриминации в области труда и занятий В свою очередь Декларация содержит признание обязательства МОТ помогать своим членам в достижении этих целей.

В марте 1999 г. новый Генеральный директор МБТ Хуан Сомавия (Чили), первый представитель южного полушария, возглавивший Организацию, присоединился к международному консенсусу о содействии открытому обществу и открытой экономике в той мере, в какой это "принесет реальные выгоды простым людям и их семьям" X. Сомавия намерен "модернизировать трехстороннюю структуру Организации и помогать использовать ее таким образом, чтобы ценности МОТ играли ведущую роль в новой глобальной реальности.

2. Трехсторонняя структура МОТ

2.1 Работодатели, трудящиеся и правительства за работой

МОТ всегда была уникальным форумом, на котором правительства и социальные партнеры 175 государств-членов могут свободно и открыто обсуждать свою национальную политику и практику. Трехсторонняя структура МОТ делает ее единственной международной организацией, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ.

МОТ поощряет трипартизм и внутри государств-членов, содействуя социальному диалогу между профсоюзами и работодателями, которые участвуют в выработке и проведении в жизнь, когда это необходимо, политики в социально - экономической области, а также по ряду других направлений. Каждая страна - участница имеет право послать на Международную конференцию труда четырех делегатов: двух от правительства и по одному от трудящихся и работодателей, которые могут выступать и голосовать независимо друг от друга.

2.2 Международная конференция труда

МКТ проводится в июне каждого года в Женеве. Делегатов сопровождают технические советники. Наряду с делегатами правительства в Конференции обычно участвуют и выступают члены кабинета министров, ответственные за сферу труда в своих странах. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать независимо от делегатов правительства и даже против них, так же как и против друг друга.

Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм; она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств - членов.

В период между конференциями работой МОТ руководит Административный совет, в который входят 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Этот исполнительный совет проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Он принимает решения по политике Организации, определяет ее программу и бюджет, которые затем представляются на Конференцию для утверждения. Совет также избирает Генерального директора МБТ.

Десять правительственных мест в нем постоянно закреплены за странами, наиболее развитыми в промышленном отношении (Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Российская Федерация, Великобритания, США). Представители других стран-участниц избираются в Административный совет делегатами правительств на Конференции на трехлетний срок с учетом географического распределения. Предприниматели и трудящиеся сами и по отдельности избирают своих членов.

2.4 Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом Международной организации труда, ее штаб-квартирой, исследовательским центром и издательством. Административно-управленческие функции децентрализованы и осуществляются региональными и местными отделениями и бюро. Руководит Секретариатом Генеральный директор МБТ, избираемый на пятилетний срок с возможностью переизбрания. В штаб-квартире в Женеве и более чем 40 представительствах по всему миру работают около 2500 специалистов и служащих.

Регулярно проводятся также региональные конференции государств-членов МОТ, которые рассматривают вопросы, представляющие для них особый интерес.

Административному совету и Бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, и комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональное обучение, совершенствование методов управления, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы отдельных категорий трудящихся - молодежи, женщин, инвалидов и т.д.

С самого начала МОТ уделяла особое внимание торговому флоту, деятельность которого в силу самой его природы и масштабов носит международный характер. Благодаря работе специальных (морских) сессий Международной конференции труда и Объединенной морской комиссии был выработан целый ряд Конвенций и Рекомендаций по проблемам моряков и рыбаков.

2.5 Основные подразделения МБТ. Бюро по деятельности предпринимателей

Успешно работающие предприятия составляют основу любой стратегии расширения занятости и повышения уровня жизни. Многое в повседневных отношениях между работодателями и трудящимися на больших и малых предприятиях берет свое начало в происходящем на международной арене, дебатах и принимаемых решениях. Законодательство об охране труда, рабочем времени или прекращении занятости зачастую вводится отдельными странами вслед за одобрением международных актов в этой сфере. Потребность предприятий в получении новейшей информации и консультаций в данной области сегодня особенно велика.

Организации предпринимателей на национальном и международном уровнях предоставляют такую информацию предприятиям наиболее эффективным и экономичным путем, облегчают их деятельность в окружающей социальной среде и в области человеческих ресурсов. Их информационный и представительский потенциал может помочь руководству предприятия понять происходящее в деловой окружающей среде и влиять на нее, пользоваться возможностями для роста торговли, инвестиций и получения конкурентных преимуществ, которые открываются благодаря расширяющейся глобализации мировой экономики.

Бюро по деятельности предпринимателей МБТ работает с их организациями, помогая им эффективно выполнять эти функции. Оно проводит программу содействия объединениям работодателей в развивающихся странах, тех, которые осуществляют переход к рыночной экономике, а также в странах, переживших разного рода конфликты. В ее рамках оказывается помощь этим организациям по предоставлению услуг, необходимых предприятиям. Подтверждая таким образом свою полезность, они привлекают новых членов, что в свою очередь усиливает эффективность и размах деятельности этих объединений с целью создать деловую окружающую среду, содействующую росту предприятий.

2.6 Бюро по деятельности трудящихся

Последствия далеко идущих перемен в глобализирующемся мире особенно сказываются на занятости, условиях труда, заработной плате и самой организационной структуре профсоюзов. Начиная с создания МОТ в 1919 г. профсоюзное движение видело в МОТ опору для своей деятельности и важнейший центр для установления контактов на международном уровне.

международная бюро труд

Бюро по деятельности трудящихся является специализированным подразделением МБТ. Его задача - поддерживать тесные связи с профсоюзными объединениями в различных странах, предоставлять ресурсы МОТ в их распоряжение, помогать Организации чутко реагировать на их проблемы, приоритеты, интересы и мнения и действовать с учетом этого.

С этой целью Бюро координирует всю деятельность МОТ, касающуюся организаций трудящихся. Его главные цели:

содействовать развитию и укреплению представительных, независимых и демократических профсоюзных организаций;

расширять их возможности по участию в переговорах по политическим, экономическим и социальным вопросам и в принятии решений в данных областях;

помогать профсоюзам активно участвовать в деятельности МОТ.

Другие услуги, предоставляемые Бюро профсоюзным организациям, включают публикации, техническую помощь, исследования и обучение. Специалисты МБТ по деятельности трудящихся и профсоюзному образованию оказывают им помощь по всему миру.

2.7 Департамент правительственной деятельности, законодательства и администрации труда

Эффективное регулирование труда в ответ на социально-экономические перемены вносит важный вклад в улучшение условий труда и, в то же время, в национальное развитие.

МОТ помогает странам вырабатывать и совершенствовать свою политику и законодательство в сфере труда, регулирование в этой области, укреплять инспекцию труда и службы занятости.

Департамент правительственной деятельности, законодательства и администрации труда вместе с Бюро по деятельности предпринимателей и Бюро по деятельности трудящихся предлагает уникальный набор услуг по развитию возможностей министерств труда и других соответствующих правительственных органов по налаживанию и ведению социального диалога. Сюда входят как традиционные функции поддержки правительств, совершенствования законодательства и управления в сфере труда, так и комплексное содействие министерствам труда и соответствующим государственным органам в выработке экономической и социальной политики в целом. Особое внимание уделяется проблемам структурной перестройки экономики и реформы государственного сектора,

Департамент координирует сводную межотраслевую программу укрепления общего управления и структуры органов по труду, в том числе инспекций труда и служб занятости. Уделяется также внимание процессу реформирования трудового законодательства как главного фактора содействия трипартиз-му и социальному диалогу.

3. Деятельность МОТ

Где бы человек ни трудился - на стройке или в банке, в школе или на фабрике, в шахте или на ферме, он работает в определенной отрасли экономики, имеющей свои технические, экономические и социальные отличия.

Многие вопросы в сфере труда имеют явно отраслевой характер, а общие проблемы, такие как последствия глобализации, гибкий график рабочего времени и т.д. могут принимать различные формы в зависимости от отраслевого контекста.

Отраслевая деятельность МОТ направлена на повышение способности различных отраслей эффективно и на справедливой основе решать проблемы в сфере труда. МОТ регулярно проводит международные отраслевые встречи, разрабатывающие рекомендации, которые служат ориентиром для выработки промышленной политики и проведения практических мер государствами-членами МОТ. Было также принято множество международных трудовых норм, касающихся определенных отраслей, особенно торгового флота.

Постоянное внимание уделяется 22 промышленным отраслям, морскому судоходству, сфере обслуживания - общественной и частной.

3.1 Морское судоходство

На условия труда и жизни моряков большое влияние оказывает практика вторичного подряда, работа на судах, зарегистрированных за рубежом, частая смена собственника и места регистрации судна. В портах автоматизация обработки грузов и структурная перестройка привели к сокращению рабочей силы.

Общая цель деятельности МОТ в данной отрасли - содействие социальному и экономическому прогрессу на морском и речном транспорте, в рыболовстве и портовом хозяйстве, в первую очередь в отношении условий труда и жизни трудящихся.

Важной вехой последних лет стала 84-я (морская) сессия Международной конференции труда 1996 г. Она приняла семь новых международных трудовых норм, касающихся инспекции труда, вербовки и рабочего времени моряков.

Основываясь на докладе, который готовит МБТ, Объединенная морская комиссия устанавливает минимальный размер оплаты труда моряков, который используется в качестве ориентира при заключении коллективных соглашений различными категориями трудящихся отрасли во всем мире.

Особое значение имеет Конвенция (№ 147) 1976 г. о минимальных нормах в торговом флоте, поскольку на ее положениях основаны почти все региональные соглашения между соответствующими органами различных стран о проведении инспекций судов, зарегистрированных за рубежом. В европейском регионе в конце 1997 г. власти провели широкую кампанию проверки всех судов, заходящих в порты, использовав при этом документы, подготовленные МБТ в отношении некоторых аспектов Конвенции № 147.

3.2 Сектор общественного обслуживания

Государственная служба играет важнейшую роль в обществе и экономике, и в прошлом ее часто называли "главным средством решения проблем". В 1994 г. на долю правительственных организаций приходилось около 13% ВВП промышленно развитых стран. Сегодня споры идут о том, в какой мере государство должно и может вводить там механизмы рыночного типа или проводить приватизацию с целью повышения его эффективности в интересах общества. На нескольких встречах МБТ за последние годы рассматривался вопрос о развитии человеческих ресурсов и структурной перестройке в данном секторе. В январе 1997 г, на Симпозиуме о конвергенции средств мультимедиа обсуждался вопрос о социальных и трудовых последствиях перехода к глобальному информационному обществу.

3.3 Промышленная деятельность

За последние годы МОТ провела трехсторонние встречи по сельскому хозяйству, химической, лесной, металлургической, нефтеперерабатывающей, электронной, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. Они стали форумом для обмена мнениями и международным опытом. Подобные встречи дают ориентиры для национальной политики и помогают выработать согласованные международные, подходы к отраслевым проблемам.

Вспомогательная деятельность включает предоставление технических консультаций и оказание конкретной поддержки партнерам МОТ, в том числе при проведении национальных симпозиумов и создании компьютерных информационных сетей, содействие социальному диалогу и применению норм.

4. Главные цели и задачи МОТ

В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями: продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода; расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех; укрепление трипартизма и социального диалога.

Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:

Разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости; создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики; проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т. ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации; вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.

4.1 Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда

В 1998 году Международная конференция труда приняла торжественную Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой подтверждается решимость международного сообщества "соблюдать, содействовать применению и добросовестно претворять в жизнь" право трудящихся и работодателей на свободу объединения и коллективные переговоры, действовать в направлении ликвидации всех форм принудительного или обязательного труда, полного устранения детского труда и дискриминации в области найма и занятий. В Декларации подчеркивается, что все государства - участники несут обязательство соблюдать эти принципы вне зависимости от того, ратифицировали они соответствующие Конвенции или нет.

4.2 Международные трудовые нормы

Одна из самых давних и важных функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием представители правительств, работодателей и трудящихся) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательство последовательно проводить в жизнь их положения.

Рекомендации служат руководство в области политики, законодательства и практики.

Конвенции и рекомендации, принятые начиная с 1919 года, затрагивают фактически весь круг проблем труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь, свободу объединения, право на организацию и коллективные переговоры, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политика занятости, охрана и гигиена, условия труда, социальное обеспечение, занятость женщин и особых категорий, таких как трудящиеся-мигранты и моряки.

Государства-члены должны представлять все конвенции и рекомендации, принимаемые Конференцией, компетентным национальным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить их применение в законодательстве и на практике, МОТ установила процедуру контроля, наиболее совершенную по сравнению с другими подобными международными процедурами. Она основано на объективной оценке независимыми экспертами того, как выполняются обязательства, и на рассмотрении отдельных случаев трехсторонними органами МОТ. Существует особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение свободы объединения.

4.3 Основные конвенции МОТ

№ 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 года.

Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях.

№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию,

1948 года. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.

№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 года. Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года. Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

№ 105 Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 года.

Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 года. Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

№ 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 года. Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Заключение

В настоящее время перед МОТ стоят качественно иные цели и задачи, чем те, которые стояли перед ней какие-нибудь 15-20 лет тому назад. Это связано прежде всего с глобализацией мировой экономики отрицательные последствия которой сказываются на трудящихся всех стран, которые вынуждены работать в условиях ужесточения конкуренции, ускорения технологических перемен, роста социального неравенства и сокращения возможностей правительств.

Одно из последствий глобализации - рост спроса на квалифицированную рабочую силу в ущерб трудящимся с низкой квалификацией. отмечается в докладе со ссылкой на исследование, проведенное МБТ. Оно также выявило "почти повсеместное снижение налогообложения высоких доходов". что означает сокращение доли национального дохода, перераспределяемой в пользу менее обеспеченных слоев. В период с 1986 по 1998 г. такое снижение налогообложения было зарегистрировано в 67 из 69 обследованных стран. Если эта тенденция сохранится, "правительства скоро лишатся важного механизма, с помощью которого можно корректировать растущее неравенство доходов".

Глобализация также выявила и усугубила слабость позиций развивающихся стран с их узкой экспортной базой, поскольку возросла их зависимость от колебаний цен на всемирном рынке. Они стали гораздо более уязвимы к всплескам и спадам финансовых потоков, стихийно и беспрепятственно перемещающихся на глобальном рынке. Существует опасность того. что эти краткосрочные колебания, не вызванные в своей основе глубинными экономическими причинами, "будут определять обменные курсы и, следовательно, производство и занятость. Поэтому перед МОТ сейчас стоят четыре стратегические задачи: это продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более широких возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода; расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех; укрепление трипартизма и социального диалога.

Помимо ориентации технических программ МОТ на достижение четырех стратегических целей и проведения восьми приоритетных программ "In focus", затрагивающих такие области, как охрана и гигиена труда на производстве, содействие малым и средним предприятиям, устранение дискриминации и тендерного неравенства, содействие выполнению положений Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и устранение детского труда, начато также радикальное реформирование контрольного механизма МОТ.

Список использованной литературы

1. Издание бюро МОТ в Москве. "Что такое МОТ? Чем она занимается". (Москва 2000г.)

4. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст] / В.В. Адамчук. - М., 1999.

Гусов, К.Н. Трудовое право России [Текст] / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. - М., 1997.

6. Колосова, Р.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения [Текст] / Р.П. Колосова, Г.Г. Меликян. - М.: МГУ, 1996.

7. Костин, Л.А. Международная организация труда [Текст] / Л.А. Костин. - М., 2002.

8. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст]: учебник для вузов / В.А. Михеев; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Экзамен, 2001. - 447 с.

Приложения

Филадельфийская декларация в 1944 г. на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

В Декларации воплощены следующие принципы:

труд не является товаром;

свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;.

Страны-члены МОТ :

Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Беларусь Белиз Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Буркина-Фасо Бурунди Бывшая Югославская Республика Македония Венгрия Венесуэла Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гватемала Гвинея Гвинея-Бисау Германия Гондурас Гренада Греция Грузия Дания Джибути Доминика Доминиканская Республика Египет Заир Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Исламская Республика Иран Ирландия Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай Колумбия Коморские Острова Конго Корея, Республика Коста-Рика Кот-д"Ивуар Куба Кувейт Кыргызстан Лаосская Народно-демократическая Республика Латвия Лесото Либерия Ливан Ливийская Арабская Джамахирия Литва Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Мозамбик Молдова, Республика Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Норвегия Объединенные Арабские Эмираты Оман Пакистан Панама Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Российская Федерация Руанда Румыния Сальвадор Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд Сейшельские Острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Кристофер и Невис Сент-Люсия Сингапур Сирийская Арабская Республика Словакия Словения Соединенное Королевство Соединенные Штаты Америки Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан Таиланд Танзания, Объединенная Республика Того Тринидад и Тобаго Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия Центрально-африканская Республика Чад Чешская Республика Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Югославия Южно-Африканская Республика Ямайка Япония

Социальная история МОТ

1818 на конгрессе Священного союза в Ахене (Германия) английский промышленник Роберт Оуэн предлагает ввести положения о защите трудящихся и создать социальную комиссию.

1831-1934 Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкоткацких фабриках в Лионе.

1838-59 Французский промышленник Даниель Легран поддерживает предложения Р. Оуэна.

1864 в Лондоне основан 1-й Интернационал (Международное товарищество рабочих).

1866 Конгресс 1-го Интернационала требует ввести международное трудовое законодательство.

1883-1991 Германия принимает первое в Европе социальное законодательство.

1886 в Чикаго бастуют 350 тысяч трудящиеся, требуя установить 8 - часовой рабочий день; их выступление ("Хеймаркетское восстание") жестоко подавлено.

1889 в Париже образован 2-й Интернационал,

1890 Представители 14 государств на встрече в Берлине выработали рекомендации, которые повлияли на трудовое законодательство ряда стран.

1900 на конференции в Париже решено создать Международную ассоциацию защиты трудящихся.

1906 на конференции в Берне принимаются две международные конвенции - об ограничении использования ядовитого белого фосфора в производстве спичек и о запрещении ночного труда женщин.

1914 в Европе вспыхивает война, что мешает принятию новых конвенций.

1919 Рождение МОТ; первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая из которых устанавливает 8-часовой рабочий день и 48 - часовую рабочую неделю; первым директором МВТ становится Апьбер Тома.

1927 первая сессия Комитета экспертов по применению конвенций.

1930 Принята конвенция о последовательном устранении принудительного и обязательного труда.

1944 в Филадельфийской декларации вновь подтверждены основные цели Организации,

1946 МОТ становится первым специализированным учреждением, вошедшим в систему ООН.

1945 Генеральным директором МБТ избран Дэвид Морс; принята Конвенция № 87 о свободе объединения; разработана чрезвычайная программа по трудовым ресурсам для Европы, Азии и Латинской Америки.

1950 Расширенная программа технического содействия ООН придает новый импульс сотрудничеству с развивающимися странами.

1951 Конвенция № 100 устанавливает равенство оплаты для мужчин и женщин за труд равной ценности; Административный совет, действуя совместно с

Экономическим и социальным советом ООН, создает комиссию и комитет для расследования жалоб о нарушении свободы объединения.

1957 Конвенция № 105 требует отмены принудительного труда во всех его формах.

1960 МОТ создает Международный институт социально-трудовых исследований.

1966 Торжественное открытие Международного учебного центра МОТ в Турине.

1969 МОТ получает Нобелевскую премию мира.

1989 Представители профсоюза ""Солидарность" используют рекомендации комиссии МОТ на переговорах с польским правительством; Генеральным директором МВТ становится Мишель Хансенн.

1991 МОТ принимает новую стратегию борьбы против детского труда (программа МОТ/ИПЕК).

1992 Международная конференция труда одобряет новую политику активного партнерства; в Будапеште создана первая сводная консультативная группа.

1998 Конференция принимает Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда: это свобода объединения, отмена детского труда, устранение принудительного труда и дискриминации.

1999 Хуан Сомавия (Чили) становится первым Генеральным директором МБТ из южного полушария; Конференция принимает новую конвенцию о запрете и немедленном устранении наиболее нетерпимых форм детского труда.

2002 Учреждён Всемирный день борьбы с детским трудом.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Создание международной организации труда (МОТ), как составной части Версальского мирного договора. Трехсторонняя структура МОТ. Взаимодействие правительства, работодателей и трудящихся. Главные цели и задачи МОТ. Основные конвенции и страны-члены МОТ.

    реферат , добавлен 30.04.2011

    Структура, основные цели, задачи, создание и развитие Международной организации труда (МОТ). Структура и основополагающие документы организации. Подготовка управленческих кадров. Функции МОТ в современных условиях. Международные трудовые нормы.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    История создания и развития Международной организации труда, ее методы работы и основные сферы деятельности. Международная конференция труда. Оценка рисков на рабочем месте. Уровень безработицы в России в настоящее время. Всемирный день охраны труда.

    презентация , добавлен 09.12.2011

    Значение Международной Организации Труда (МОТ) в системе социально-трудовых отношений. История создания МОТ, ее цели и задачи, структура и направления деятельности. Конвенции и рекомендации МОТ как инструмент регулирования социально-трудовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Международная организация труда (МОТ), ее главные цели и задачи. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Проблемы реальной защиты прав человека. Отсутствие информации о правонарушении. Международные трудовые нормы. Конвенции МОТ.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Понятие и цели Международной организации гражданской авиации. Разработка принципов и техники международного воздушного сообщения. Структура и основное направление деятельности организации. Республика Узбекистан и ИКАО. Главные задачи Госкомиссии.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Деятельность Международной организации труда. Сотрудничество между правительством Украины и МОТ. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Проблемы реальной защиты прав человека. Международные трудовые нормы. Основные конвенции МОТ.

    реферат , добавлен 08.09.2009

    Международные организации: понятие и правосубъектность, пределы правотворческой деятельности. Международная организация труда: статус и направления деятельности. Категории членов организаций, условия вступления. Исключение как вид прекращения членства.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2014

    Назначение и цели международной стандартизации. Задачи, цели и организационная структура Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии, Международного союза электросвязи, Европейской организации по качеству.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Сущность, факторы, субъекты, виды и формы международного разделения труда. Характеристика международного разделения труда в современной мировой экономике. Современные проблемы и основные тенденции, наблюдаемые в развитии международного разделения труда.

Международная организация труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда, находится в Женеве.

Структура МОТ

Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.



МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

принципы:

    • труд не является товаром;
    • свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
    • нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
    • все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Методы работы и основные сферы деятельности

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

  • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
  • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
  • помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
  • защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
  • борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
  • содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
  • разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
  • содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
  • разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

2.11.1612: 11

Сотрудничество Российской Федерации с Международной организацией труда (МОТ)

(справка)

Членство в МОТ – одной из старейших и ведущих международных организаций – позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, которые предусматривают различные формы взаимодействия Минтруда России, ФНПР и РСПП с МОТ в вопросах расширения возможностей занятости и создания рабочих мест в нашей стране, содействия учреждению безопасных условий труда и расширению социальной защиты, а также соблюдения международных трудовых стандартов и развития социального диалога (в настоящее время действует Программа на 2013-2016 гг.).

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми т.н. основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений. Всего Россией ратифицировано 73 конвенции (53 находятся в силе, 20 - денонсированы).

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 10 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии) и Грузию. С декабря
2012 г. Бюро возглавляет гражданка Болгарии Д.Димитрова.

По данным на конец 2015 г. в женевском бюро МОТ работают 6 российских граждан на постах специалистов. Такая кадровая квота в целом не соответствует размеру взносов России в бюджет Организации (в 2014 году 8,75 млн. швейцарских франков, в 2015 году взнос составил 9,282.797 млн. швейцарских франков).

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минтруда, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. Гендиректор Организации Г.Райдер посетил Москву в декабре 2012 г. Состоялась его встреча с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым. Очередные визиты Г.Райдера в Россию прошли в июле и сентябре 2013 г. в рамках российского председательства в «двадцатке». В последний раз Г.Райдер находился в России по приглашению российского стороны и принял участие в первой в истории БРИКС встрече министров труда и занятости (25-26 января 2016 г., Уфа).

Регулярно проводятся визиты в Женеву делегаций Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов во главе с Председателем Комитета А.К.Исаевым. По оценкам представителей МБТ, уровень взаимодействия российского парламента с Организацией можно считать «эталонным», поскольку российская законодательная власть на практике оперативно реагирует на рекомендации, полученные в ходе прямых рабочих контактов со специалистами МОТ, воплощает их в соответствующие нормативно-правовые акты.

Важное значение для продвижения взаимодействия России и МОТ в плане расширения нашего участия в международных трудовых стандартах имела ратификация в 2010 г. четырех конвенций МОТ (№№ 132, 135, 154, 187). В Организации и среди международных профсоюзов это воспринято как свидетельство курса российского государства на построение социального государства.

Процесс подготовки к ратификации новых конвенций МОТ продолжается в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2013-2016 гг. В 2013-2014 гг. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 140 об оплачиваемых учебных отпусках, Конвенцию МОТ № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, Конвенцию МОТ № 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и Конвенцию МОТ № 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах.

В настоящий момент на межведомственном согласовании находится Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 139 о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах их профилактики рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 19 мая 2016 г., внесен в Госдуму и предположительно будет рассмотрен в ходе осенней сессии 2016 г..

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ при сохранении социальных гарантий населению на фоне развития мирового финансово-экономического кризиса, что полностью соответствует духу рекомендаций МОТ. Нашим интересам отвечает использование возможностей и опыта МОТ в таких вопросах, как формирование государственной политики занятости в условиях кризиса, борьба с бедностью, трудовая миграция, модернизация трудового законодательства, системы социально и пенсионного обеспечения, организация непрерывной подготовки и переподготовки кадров.

Стратегический курс на дальнейшее расширение сотрудничества России с Организацией был подтвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным в ходе его выступления на юбилейной 100-й сессии Международной конференции труда в июне 2011 г. В декабре 2012 г. в Москве прошла Международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда.

В ее рамках было подписано донорское соглашение, которое позволило начать осуществление согласованной стратегии «двадцатки» в области профессиональной подготовки в некоторых странах СНГ, Ближнего Востока и Азии (на цели программы в течение 2012-2014 гг. Правительством России будет выделено 8 млн. долларов США), а также меморандум между МОТ и «Лукойлом», позволяющий начать сотрудничество с российским негосударственным донором по привлечению частных средств для реализации проектов МОТ.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций, которые были учтены профильными российскими ведомствами.

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

Заинтересованы в развитии взаимодействия в формате МОТ-БРИКС. Рассчитываем на экспертный потенциал организации при формировании социально-трудовой повестки дня объединения.

В рамках российского председательства в БРИКС в 2015-2016 гг. на полях июньской сессии МКТ был проведен ряд совместных с партнерами мероприятий по социально-трудовой тематике.

В январе 2016 г. в Уфе прошла первая в истории БРИКС встреча министров труда и занятости (25-26 января 2016 г., Уфа), где по приглашению российской стороны принял участие Генеральный директор МОТ Г.Райдер. В рамках мероприятия он выразил готовность со стороны секретариата МОТ и от себя лично оказывать техническую поддержку при разработке экономической политики странам БРИКС.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

    fix

    Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г. С 1946 г. МОТ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.
    Согласно Уставу, она призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.).
    Организация разрабатывает и принимает международно-правовые акты по социально-трудовым вопросам в форме конвенций, протоколов и рекомендаций, контролирует практику их применения. С 1919 г. МОТ принято 188 конвенций, по статусу равных международным договорам, из которых Россия ратифицировала 59 (по состоянию на март 2013 г.).
    Членами МОТ являются 185 государства (СССР был членом Организации с 1934 по 1938 гг. и с 1954 по 1991 гг.). С 1991 г. Российская Федерация - полноправный член МОТ как государство-преемник СССР.
    Особенность МОТ состоит в том, что она работает на основе трипартизма – объединения работодателей и трудящихся имеют в ней равный с правительством голос в формировании политики и программ деятельности Организации.
    Головным ведомством по участию нашей страны в работе МОТ после реорганизации Минздравсоцразвития России является Минтруд России. Согласно сложившейся практике, представитель этого ведомства (заместитель Министра – Л.Ю.Ельцова) возглавляет правительственную часть российских делегаций на основных мероприятиях Организации. На МИД России возложено обеспечение учета внешнеполитических интересов России в деятельности Организации.
    Международная конференция труда (МКТ) - высший орган Организации, созываемый в Женеве ежегодно. На конференции рассматриваются и принимаются международные нормы в социально-трудовой области, обсуждаются вопросы, имеющие общемировое значение. Конференция также утверждает бюджет Организации и избирает Административный совет. Каждое государство имеет право направлять четырех делегатов на сессию МКТ – двух от правительства и по одному представителю от трудящихся и работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать независимо друг от друга.
    Административный совет - исполнительный орган МОТ, осуществляет руководство постоянным секретариатом в лице Международного бюро труда. Проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Адмсовет принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет Организации, которые затем представляются МКТ для утверждения, избирает Генерального директора Международного бюро труда. Совет состоит из 56 полноправных членов: 28 от правительств, 14 от работодателей и 14 от профсоюзов, причем две последние группы избираются в личном качестве. В составе Совета имеется также категория «заместителей членов», которые участвуют в его работе с правом совещательного голоса.
    В правительственной группе Совета 10 мест закреплено за «наиболее развитыми в промышленном отношении» странами (Бразилия, Великобритания, Индия, Италия, Германия, Китай, Россия, США, Франция, Япония). Остальные 18 государств, равно как и все неправительственные члены Совета и их заместители, избираются МКТ каждые три года с учетом географической представленности. Группы работодателей и трудящихся избирают своих представителей в отдельных коллегиях выборщиков.
    В марте 2011 г. в Регламент Адмсовета внесены изменения, предусматривающие, в частности, введение поста единого координатора группы правительств. Первое заседание Совета в новом формате состоялось в ноябре 2011 г.
    Международное бюро труда (МБТ) - постоянный секретариат, осуществляющий общее руководство МОТ. Он возглавляется Генеральным директором, избираемым на пятилетний срок с возможностью дальнейшего переизбрания. С октября 2012 г. Гендиректором МОТ является британец Г.Райдер.
    В МБТ занято около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в женевской штаб-квартире и 40 отделениях во всем мире. Кроме того, по программам технического сотрудничества в различных регионах мира работают около 600 экспертов.
    Важной составляющей деятельности Организации является наличие контрольного механизма реализации странами положений конвенций. Для этого в МОТ созданы Комитет (независимых) экспертов по применению конвенций и рекомендаций (заседает один раз в год), а также Комитет по свободе объединения (заседания проходят три раза в год в начале сессий Адмсовета). Оба органа могут выступать с инициативами о внесении в итоговые документы сессий МКТ и Адмсовета соответствующих «специальных» параграфов, создании комиссий по расследованию «страновых досье».
    МОТ выпускает ряд периодических изданий, публикует тематические монографии, исследования и статистические сборники.
    При МОТ действует Международный институт социально-трудовых проблем (Женева) и Международный учебный центр (Турин).
    Бюджет Организации принимается на два года (на 2014-2015 гг. он составит 864 млн.долл.США). Для распределения бюджетной нагрузки применяется шкала взносов ООН, адаптированная к числу государств-членов МОТ (для России в 2014-2015 гг. - 21,1 млн. долл. США). На цели технического содействия также широко используются внебюджетные средства.
    Организацией активно продвигается концепция «достойного труда», в которой сформулированы основные задачи и программные установки МОТ в социально-трудовой сфере – соблюдение прав трудящихся, социальная защита, искоренение детского труда и т.д. На 95-й сессии МКТ (май-июнь 2006 г.) обсуждались вопросы придания ей «глобального характера» и координации деятельности различных международных организаций в этой сфере, инкорпорирования «трудового измерения» в проблематику развития. Идеи «достойного труда» получают растущее признание во всем мире.
    В ходе своего выступления на юбилейной 100-й сессии МОТ Председатель Правительства России В.В.Путин выступил с инициативой о проведении в Москве Международной конференции высокого уровня по вопросам достойного труда, которая состоялась 11-12 декабря 2012 года в Центре международной торговли.
    С приходом чилийца Х.Сомавиа (Гендиректор МОТ с 1999 г. по 2012 г.) в работе МОТ в большей степени стали учитываться международные политические и экономические реалии, их влияние на социально-трудовую сферу. Это нашло отражение в создании целевых программ по реагированию на кризисные экономические ситуации, обеспечению экономической и производственной безопасности, развитию людских ресурсов, соблюдению гендерного равенства.
    Существенное место в деятельности МОТ в последнее время занимают вопросы, касающиеся социальных аспектов глобализации мировой экономики. Особое значение в этой связи имеет принятая МОТ в июне 1998 г. «Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации», в которой подтверждается неизменность социальных принципов и прав в условиях глобализации. В 2002 г. по инициативе МОТ была создана Всемирная комиссия по социальному измерению глобализации. На 96-й сессии МКТ (июнь 2007 г.) принято решение подготовить к следующей сессии МКТ основательный документ по этому вопросу. В итоге на 97-й (июнь 2008 г.) сессии МКТ принята «Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации».
    Руководство МОТ последовательно призывает государства при реализации антикризисных мер воздерживаться от «экономии» за счет снижения оплаты труда и социальных гарантий трудящихся. Организованная Х.Сомавиа кампания МОТ по защите интересов трудящихся в период кризиса завершилась принятием в ходе 98-й сессии МКТ (июнь 2009 г.) «Глобального пакта о рабочих местах». В нем содержатся рекомендации государства по развитию рынка труда, изысканию методов выхода из кризиса путем стимулирования внутреннего спроса. Основные положения пакта нашли поддержку в ходе встреч «восьмерки» в Аквиле и «двадцатки» в Питтсбурге и Сеуле.
    Актуальность и неизменное присутствие социально-трудовой повестки дня в международном диалоге выводит МОТ в число важных, наряду с МВФ, ВТО и Всемирным банком, участников глобальной дискуссии по вопросам посткризисного экономического мироустройства.
    На юбилейной 100-й сессии Международной конференции труда (июнь 2011 г.) Х.Сомавиа выступил с докладом «Новая эра социальной справедливости», в очередной раз заклеймив докризисные методы ведения бизнеса, заключающиеся в пренебрежении правами трудящихся, занижении стоимости труда, доминировании рискованных спекулятивных операций над производственными, и к которым, по мнению гендиректора, все чаще вновь «откатываются» во многих государствах после преодоления самой тяжелой фазы кризиса.
    В ходе 102-й сессии МКТ (июнь 2013 г.) были одобрены рекомендации правительствам, профсоюзам и работодателям в социально-экономической области на среднесрочный период. Они учитывают новые реалии – замедление роста глобального ВВП и сжатие рынка труда, а также связанную с этим растущую нестабильность во многих странах. В рекомендациях получили отражение российские приоритеты в сфере развития занятости, защиты трудящихся и регулирования трудовой миграции.
    С учетом того, что сложившиеся ранее глобальные правила и договоренности (бреттон-вудская система) перестали быть определяющими, Х.Сомавиа призвал все государства к достижению нового международного консенсуса, базирующегося на безусловном признании базовых международных социально-трудовых стандартов, достойном труде для всех как средстве преодоления бедности, создании рабочих мест и минимальных социальных гарантий для всех.
    К основным принципам новой модели экономического роста, согласно предложениям Х.Сомавиа, должны быть отнесены следующие: приоритет направления инвестиций в реальный сектор экономики; обслуживание финансовыми институтами, прежде всего, производственных циклов; укрепление регулирования рынка труда и соблюдение международных трудовых стандартов; приведение в соответствие макроэкономической и финансовой политики (недопустимость бытовавшего ранее преимущества экономического развития перед выполнением обязательств в социально-трудовой области); согласованность деятельности специализированных международных структур.

старший преподаватель кафедры международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация:

Статья посвящена основным принципам, на которых основывается деятельность одного из специализированных учреждений ООН – Международной Организации Труда. Излагаются принципы, сформулированные в Уставе МОТ, Декларации о целях и задачах МОТ, Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Отдельное внимание уделяется принципам, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется деятельность МОТ: универсальность, трипартизм, контроль за соблюдением конвенций.

Ключевые слова:

Международная Организация Труда, принципы МОТ, международно-правовое регулирование труда, универсальность, трипартизм, контроль, МОТ.

На протяжении без малого 100 лет Международная Организация Труда (МОТ) активно занимается выработкой и принятием на универсальном уровне международно-правовых норм в сфере труда. В целях воплощения на практике международно-правовых принципов и норм, выработанных в рамках МОТ, Организацией регулярно реализуется ряд не только глобальных, но и региональных проектов и программ. В частности, речь идет о совместных проектах МОТ и Европейского Союза . Кроме того, в настоящее время реализуется очередная Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ.

Принципы деятельности МОТ – это исходные основополагающие начала, которые определяют цели и задачи организации в области международно-правового регулирования труда.

Базовые принципы деятельности МОТ были сформулированы в ст. I Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. , включенной в Устав МОТ в качестве приложения.

Декларация 1944 г. закрепила важнейшие начала в сфере труда:

  1. труд не является товаром;
  2. свобода слова и свобода профсоюзной деятельности являются необходимым условием постоянного прогресса;
  3. нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  4. борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей силой в каждом государстве и путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в свободном обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

Д.В. Черняева прослеживает первоначальное «происхождение» данных принципов и отмечает: «Первая формулировка таких принципов была осуществлена в ст. 427 ч. XIII Версальского мирного договора 1919 г. и абз. 6, 7 Атлантической хартии 1941 г. Впоследствии МОТ при составлении своей Декларации о целях и задачах (так называемой Филадельфийской декларации) 1944 г. заимствовала часть принципов, закрепленных в Версальском мирном договоре, несколько преобразовав их форму и внутреннее содержание» .

Однако, вышеназванные принципы, прежде всего, раскрывают подходы, которым должны следовать государства в их социально-трудовой политике. Что касается основ деятельности самой организации, то следует назвать триаду принципов, на которых, согласно Уставу МОТ , непосредственно основывается ее деятельность .

Первый: принцип универсальности. Универсальность воплощается в следующем:

  • в МОТ может вступить любое государство, берущее на себя обязательства, предусмотренные Уставом МОТ;
  • трудовые нормы, вырабатываемые и принимаемые в рамках МОТ, предполагают создание универсальной системы защиты основных трудовых прав человека, улучшения условий труда и жизни работников;
  • в разработке международно-правовых норм в сфере труда участвуют государства, имеющие отличные друг от друга политические системы, разное социальное устройство, совершенно разный уровень экономического развития.

Второй: принцип трипартизма (трехсторонности). Трипартизм проявляется в следующем:

  • в работе МОТ, наряду с представителями государств-членов, на равных с ними основаниях участвуют представители работников и представители работодателей;
  • каждое государство-член МОТ направляет на ежегодную сессию Международной конференции труда двух делегатов от правительства, одного делегата от работодателей и одного делегата от работников, выступающих и голосующих самостоятельно;
  • каждая принимаемая МОТ международная норма отражает интересы работников и работодателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных с взаимоотношениями сторон в сфере труда.

Третий: принцип контроля за соблюдением конвенций МОТ. Контроль состоит в следующем:

  • после ратификации конвенции государство обязано регулярно представлять в МОТ отчеты (доклады) относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции;
  • в случае, если конвенция не ратифицирована, государство обязано по запросам Административного совета МОТ информировать о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и оповещать МОТ о мерах, которые предполагается принять для придания конвенции силы.

В приведенной триаде принципов МОТ один считается наиболее специфичным и даже уникальным – принцип трипартизма. Трехстороннее представительство имеет весьма серьезное значение, когда речь идет о выработке норм, которые затронут и государства, и работодателей, и лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность. Именно поэтому Генеральная Конференция представителей государств-членов МОТ (на практике именуемая как Международная конференция труда) составляется по принципу: четыре представителя от каждого члена, из которых два являются правительственными делегатами, а два других делегата представляют соответственно: один – предпринимателей, а второй – трудящихся каждого государства-члена. Каждый делегат имеет право голосовать индивидуально по всем вопросам, которые поставлены на обсуждение Международной конференции труда. Кроме того, государства-члены МОТ должны назначать неправительственных делегатов и советников исключительно по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями трудящихся и предпринимателей.

В конце XX века усилиями МОТ были провозглашены основополагающие принципы социальной политики. Так, в ст. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. были сформулированы важнейшие принципы современного международного трудового права, которые должны определять международно-правовое регулирование труда в XXI веке. Такими принципами являются:

  1. свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  2. упразднение всех форм принудительного труда;
  3. действенное запрещение детского труда;
  4. недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конкретное содержание этих принципов закреплено в ряде важнейших конвенций МОТ, среди них:

  • Конвенция МОТ № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.);
  • Конвенция МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам (Женева, 19 июня 1981 г.);
  • Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.);
  • Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.);
  • Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.);
  • Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.).

Однако, как указывают К.Н. Гусов и Н.Л. Лютов, некоторые специалисты считают, что перечень основополагающих принципов в сфере труда шире перечисленного в Декларации МОТ 1998 г., некоторые, наоборот, утверждают, что не все из этих принципов универсальны . На наш взгляд, перечень принципов, действительно, нуждается в расширении. Общий подход, который может быть применен в целях не только расширения, но и конкретизации принципов, должен быть ориентирован на достижение достойного труда, концепция которого была выработана МОТ в начале XXI века и, несомненно, должна развиваться и в дальнейшем. Кроме того, в качестве важнейшего ориентира должна быть конкретная цель – улучшение качества жизни большинства членов общества разных стран мира .

В целом, как отмечается многими исследователями, например, А.В. Алёшиной и В.А. Косовской, «в настоящее время МОТ особое внимание уделяет вопросам достойного труда, созданию новых рабочих мест, искоренению детского труда, повышению профессионального уровня работников, безопасности и гигиене труда, защите прав трудящихся-мигрантов и др.» . На протяжении долгого времени МОТ уделяет внимание проблемам коренных народов. «В 1957 г. была принята Конвенция МОТ № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах». Конвенция была первым международным документом, посвященным исключительно проблемам коренных народов. В ней признавалось право индивидуальной и коллективной собственности за коренными народами на земли, находящиеся в их исконном владении. В 1989 г. была принята новая Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», что ознаменовало новый этап в развитии международно-правового регулирования статуса коренных народов» .

Таким образом, многоаспектность деятельности МОТ предопределяет необходимость постоянного развития ее принципов.

Литература:

Алёшина А.В., Косовская В.А. Международно-правовые стандарты в сфере недопущения дискриминации трудящихся // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 2.

Международная организация труда (МОТ) - специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

МОТ ставит перед собой четыре основных стратегических цели:

  • продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;
  • расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;
  • увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;
  • укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти задачи решаются различными путями:

  • путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;
  • принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;
  • с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;
  • путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. С 1 октября 2012 года Генеральным директором МОТ является Гай Райдер (Guy Ryder).

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 года - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии) работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах - Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой. Представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры» по экономической деятельности - имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

Основные сферы деятельности Бюро - продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

Направления сотрудничества с Российской Федерацией на 2013-2016 гг. определены в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (подписана в Москве в декабре 2012 г.).