Любовь и отношения

Формы и методы борьбы с терроризмом. Россия в борьбе с международным терроризмом Международные органы по борьбе с терроризмом

Настоящим толчком к активной разработке мер, направленных на борьбу с международным терроризмом, стали трагические события 11 сентября 2001 года. Кофи Аннан, занимавший во время террористических актов 11 сентября пост Генерального секретаря ООН, заявил после террористических атак, что «террористы, совершившие нападение на Соединенные Штаты 11 сентября, метили в одну страну, а ранили весь мир… Фактически это было нападение на все человечество, и все человечество кровно заинтересовано в нанесении поражения стоящим за этим силам… Никто не должен сомневаться в существующей во всем мире решимости вести борьбу с этим злом столь долго, как это может потребоваться» 1 .

К настоящему времени в основном сформировался международный правовой режим противодействия терроризму, фундаментом для которого являются разного рода документы ООН, такие как конвенции, декларации, резолюции и т. д.

Проанализировав международные документы ООН, посвященные противодействию рассматриваемой угрозе, можно сделать вывод, что в большинстве из них закреплены следующие основные принципы борьбы с терроризмом 2:

Решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от поставленных террористами целей. Терроризм - это преступление, которое всегда должно быть наказано;

Отказ от какого бы то ни было содействия террористам, соучастия в преступлении террористической направленности, подстрекательства к терроризму, пропаганды идей терроризма;

Искоренение практики двойных стандартов. Применение двойных стандартов имеет самые негативные последствия для противодействия международному терроризму. Нельзя допускать, чтобы террористы для одного государства воспринимались другим государством как борцы за свободу. Ликвидация практики двойных стандартов возможна только при совместных усилиях мирового сообщества;

Развитие тесного сотрудничества в области противодействия международному терроризму на мировой арене, которое предполагает регулярный обмен информацией о предупреждении терроризма и борьбе с ним; эффективное осуществление конвенций и заключение соглашений о взаимной правовой помощи и выдаче преступников на двусторонней, региональной и многосторонней основе; проведение разного рода практических мероприятий по обмену опытом в сфере контртеррористического противодействия на международном уровне; научно-аналитическую работу по выработке более эффективных программ борьбы с международным терроризмом, причинами его зарождения; глубокое изучение опыта различных государств по предупреждению и ликвидации терроризма для более полного представления о методах борьбы с террористической угрозой, расширения международного сотрудничества; анализ наиболее действенных национальных законодательств с целью возможного применения в других странах; обмен опытом в сфере борьбы с терроризмом средствами политико-идеологического воздействия;

Соблюдение норм международного права в деле борьбы с терроризмом. Необходимо воздерживаться от применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям и принципам ООН, добиваться урегулирования споров мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права;

Отказ от нарушения основополагающих прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общественной безопасности;

Защита мировых религий (прежде всего ислама) от экстремистского влияния, решительный отказ от отождествления какой-либо религии, культуры или национальности с терроризмом и насилием.

Остро стоит проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) 3 обращена в целом к явлению терроризма и такой важной его составляющей, как обеспечение финансовой основы. О важности рассматриваемого направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует Резолюция 1373 (2001) 4 , принятая Советом Безопасности ООН 28 сентября 2001 года, которая среди основных мер противодействия терроризму обозначила согласованные действия мирового сообщества по пресечению его финансовых потоков. Согласно статье 8 конвенции, каждое государство в соответствии с принципами национального права принимает необходимые меры для того чтобы определить, обнаружить, заблокировать банковские счета или арестовать любые денежные средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений (входящих в сферу действия конвенции), для возможной конфискации.

Особое значение среди рассматриваемых документов имеет доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» 5 . В нем представлено новое всеобъемлющее видение концепции коллективной безопасности в XXI веке. Одна из ключевых идей доклада заключается в том, что в результате глобализации наступила эпоха взаимной уязвимости. Ни одна страна не может отразить существующие в мире угрозы в одиночестве, и ни одна из угроз не может быть эффективно устранена до тех пор, пока не будут ликвидированы другие угрозы. Констатируется необходимость более широкой, всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, в которой будут рассмотрены новые и старые угрозы, носящие взаимозависимый характер.

В докладе настоятельно рекомендуется выработать всеобъемлющую конвенцию о терроризме, включая четкое определение понятия «терроризм». Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам отметила существующую потребность в сведении разнообразных контртеррористических действий системы ООН к единой основе, а также в разработке всеобъемлющей, универсальной контртеррористической стратегии. Всесторонняя стратегия по борьбе с терроризмом должна учитывать факторы, способствующие распространению терроризма, усилить возможности стран в противодействии угрозе, а также основываться на верховенстве закона и защите прав и свобод человека. Группа обратилась к Организации Объединенных Наций с просьбой сыграть лидирующую роль в продвижении такой всеобъемлющей стратегии. И это впоследствии было реализовано.

Кофи Аннан, занимавший на тот момент пост Генерального секретаря ООН, выступил по итогам рекомендаций Группы высокого уровня, высказав свое видение всеобъемлющей контртеррористической стратегии. Предложенная им стратегия основывалась на пяти основных элементах: убеждение террористических группировок не прибегать к насилию; ограничение террористов в средствах для проведения атак; сведение к минимуму поддержки террористических группировок другими странами; оказание помощи в развитии возможностей стран в предотвращении терроризма; защита прав человека во время борьбы с международным терроризмом.

На сентябрьском саммите 2005 года мировые лидеры одобрили элементы стратегии, предложенные Генеральным секретарем. Они также обратились к Генеральной Ассамблее с просьбой детальнее разработать основные пункты стратегии. Кофи Аннан внес улучшения в план контртеррористической стратегии, представив на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи доклад «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии». Государства - члены ООН приняли предложенные рекомендации за основу для обсуждения. В результате 8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальную контртеррористическую стратегию в форме резолюции и изложенного в приложении к ней Плана действий 6 .

Данный документ является уникальным инструментом для создания единого фронта борьбы с терроризмом на национальном, региональном и международном уровнях. 19 сентября 2006 года ее ввели в действие на Генеральной Ассамблее. Впервые большинство стран мира согласовали общий подход в области борьбы с терроризмом, поэтому стратегия имеет столь большое значение. В основе документа лежит последовательное, однозначное и решительное осуждение государствами - членами ООН терроризма во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и для каких бы то ни было целей он ни совершался. Стратегия содержит конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, предотвращению терроризма и борьбе с ним, укреплению потенциала государств в предотвращении данной угрозы и борьбе с ней и укреплению роли системы ООН в этой области, обеспечению всеобщего уважения прав человека и поддержания законности. От государств-членов требуется сотрудничество с Организацией Объединенных Наций для выполнения положений Плана действий, в то время как юридические лица ООН должны обеспечить поддержку действий государств-членов.

В документе сказано, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой. Особая роль в стратегии отведена новым важным инициативам. Предполагается, что возможности биотерроризма будут минимизированы за счет создания единой, всеобъемлющей базы данных по биологическим инцидентам при уделении особого внимания улучшению систем здравоохранения государств. Для борьбы с международным терроризмом предлагается привлечь гражданское общество, региональные и субрегиональные организации, а также развивать партнерские отношения с частным сектором. Будет проведена модернизация систем пограничного и таможенного контроля и повышение защищенности проездных документов, чтобы предотвратить перемещение террористов и передвижение незаконных материалов.

7 июля 2008 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил с докладом, содержащим глубокий анализ деятельности системы ООН по осуществлению Стратегии 7 . Пан Ги Мун выделил два способа осуществления Стратегии системой ООН. Во-первых, в департаментах, специализированных учреждениях, фондах проводится деятельность в соответствии с их планами работы как на индивидуальной основе, так и в рамках партнерств. Во-вторых, 24 подразделения системы ООН и Интерпол сотрудничают между собой через Целевую группу по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ).

В докладе приведены результаты по осуществлению четырех основных направлений деятельности в сфере борьбы с терроризмом, указанных в Стратегии, а именно мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, по предотвращению терроризма и борьбе с ним, по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области, по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

В Стратегии говорится, что государства-члены преисполнены решимости устранить условия, способствующие распространению терроризма, посредством укрепления существующих программ в таких областях, как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение и поддержание мира. Кроме того, они намереваются уделять повышенное внимание реализации инициатив, направленных на поощрение терпимости между религиями и культурами, сокращение масштабов маргинализации уязвимых слоев населения и оказание содействия социальной интеграции. В Стратегии отмечается наличие связи между такими элементами традиционной повестки дня в области развития, как программы по сокращению масштабов нищеты, обеспечению социального развития и верховенства права и борьба против терроризма. В этом разделе Стратегии государства-члены указывают на необходимость удовлетворения потребностей жертв посредством создания национальных и региональных систем оказания помощи.

В области предпринимаемых мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, Генеральный секретарь сделал следующие выводы. В системе Организации Объединенных Наций проведению работы, намеченной в первом направлении деятельности, оказывают содействие Департамент по политическим вопросам, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Департамент операций по поддержанию мира, а также три рабочие группы Целевой группы: Группа по предотвращению и урегулированию конфликтов, Группа по поддержке жертв терроризма и привлечению к ним внимания общественности и Группа по борьбе с радикализацией и экстремизмом, которые приводят к возникновению терроризма.

Департамент по политическим вопросам выполняет целый ряд задач по сокращению числа ожесточенных конфликтов во всех районах мира. После принятия Стратегии он создал Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Этот центр, который приступил к своей деятельности в июне 2008 года, оказывает содействие правительствам Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в принятии более эффективных ответных мер в связи с существованием таких трансграничных проблем и угроз, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность.

В соответствии с призывом, содержащимся в Стратегии, Департамент по политическим вопросам также прилагает усилия с целью «поощрения культуры мира, справедливости и развития человека, этнической, национальной и религиозной терпимости и уважения всех религий, религиозных ценностей и убеждений или культур» 8 . В ноябре 2007 года Департамент по политическим вопросам организовал совместно с Организацией Исламская конференция и ее Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры международную конференцию на тему «Терроризм: измерения, угрозы и контрмеры». Это мероприятие было также призвано оказать содействие налаживанию более тесного сотрудничества между ООН и региональными организациями в условиях борьбы с терроризмом. В нем приняли участие более 200 политических, правительственных, религиозных и других лидеров из стран Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и Юго-Восточной Азии.

В октябре 2007 года Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла среднесрочную стратегию на 2008-2013 годы, в которой деятельность по поощрению культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира была определена в качестве одной из основных тем.

Отсутствие верховенства права и благого управления также отмечены в Стратегии в качестве условий, способствующих распространению терроризма. В период после принятия Стратегии ПРООН и Департамент операций по поддержанию мира расширили масштабы своего участия в деятельности, которая проводится в этих областях. Департамент операций по поддержанию мира стремится сократить возможности, которыми располагают террористы для поддержки и обеспечения своей деятельности за счет полученных преступным путем средств в политически нестабильных условиях. Департамент решает эту задачу путем осуществления целого ряда программ, призванных обеспечить создание эффективных, справедливых и подотчетных систем уголовного правосудия, укрепление общественной безопасности и установление верховенства права.

Рабочая группа по предотвращению и урегулированию конфликтов подготовила первоначальное руководство по вопросам борьбы с терроризмом, предназначенное для посланников Генерального секретаря, специальных представителей и других миротворцев. В этом руководстве:

Рассматривается значение проблемы терроризма и мер по борьбе с ним для работы миротворцев Организации Объединенных Наций в конфликтных ситуациях;

Излагаются существующие международно-правовые и стратегические руководящие принципы по вопросам борьбы с терроризмом для сведения миротворцев Организации Объединенных Наций;

Указываются имеющие отношение к терроризму факторы, которые миротворцы Организации Объединенных Наций могут принимать во внимание при проведении мирных переговоров или заключении мирных соглашений;

Обращается внимание на последствия террористической деятельности с точки зрения безопасности миссий Организации Объединенных Наций.

Целевая группа через свою Рабочую группу по поддержке жертв терроризма и привлечению к ним внимания общественности намеревается определить меры, принимаемые с целью обеспечения солидарности с жертвами и предоставления им поддержки.

Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом подчеркнул большое значение проведения долгосрочной работы по обеспечению всеобщего уважения прав человека и осуществления правосудия в отношении жертв терроризма в качестве важного элемента деятельности по формированию обществ без терроризма.

В Стратегии признается, что террористам необходимы как средства для совершения своих нападений, так и комплекс целей. Стратегия содержит призыв к государствам-членам использовать различные меры, чтобы лишить террористов доступа к ресурсам. В ней также предлагается предпринять действия по защите особо уязвимых целей.

Относительно предпринятых мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним Пан Ги Мун подвел следующие итоги. После принятия Стратегии система Организации Объединенных Наций оказывает поддержку работе государств-членов тремя основными способами:

Путем предоставления помощи в разработке правовых документов и руководящих принципов, определяющих стандарты мер по предотвращению;

Посредством составления реестров и баз данных, с помощью которых можно на централизованной основе собирать информацию об имеющихся ресурсах, необходимую для предотвращения террористических актов и принятия соответствующих ответных мер;

Через проведение оценки существующего потенциала государств-членов в области борьбы с терроризмом.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) также прилагает усилия с целью укрепления международно-правового режима в области борьбы с терроризмом. В соответствии с приведенными в Стратегии рекомендациями Юридический комитет ИКАО разработал два проекта конвенции о компенсации ущерба, причиненного летательными аппаратами третьим сторонам в результате совершения актов незаконного вмешательства или возникновения общих рисков. ИКАО также подготовила два договора, направленных на обновление существующих конвенций по вопросам авиационной безопасности путем рассмотрения новых и возникающих угроз, таких как использование гражданских летательных аппаратов в качестве оружия и применение биологических, химических и ядерных материалов с целью совершения нападений. ИКАО утвердила дополнительные рекомендованные руководящие принципы контроля безопасности, касающиеся проверки багажа.

Международная морская организация (ИМО) проводит деятельность по разработке международно-правовых документов и принятию стандартов с целью обеспечения защиты международных перевозок от террористических нападений, а также принимает обязательные меры по повышению безопасности на море.

Всемирный банк оказывает содействие укреплению правовых режимов путем проведения работы по трем направлениям: оценивая уровень выполнения в стране 40 рекомендаций, касающихся борьбы с отмыванием денег, и девяти специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, принятых Финансовой оперативной группой; предоставляя странам соответствующее техническое содействие; обеспечивая разработку политики в этой области.

С июля 2007 года Управление по вопросам разоружения проводит консультации с правительственными экспертами и представителями ряда международных организаций по вопросу о сфере охвата и практической возможности разработки единой комплексной базы данных о биологических инцидентах в соответствии с содержащимся в Стратегии предложением. В апреле 2008 года управление приступило к разработке программной платформы для базы данных о биологических инцидентах
с целью создания надежного и основанного на Интернете инструмента для введения данных о биологических инцидентах.

Осуществление программы МАГАТЭ по ведению базы данных о незаконном обороте началось до принятия Стратегии, однако эта инициатива стала одним из важных факторов, способствующих ее реализации. На основе информации, содержащейся в базе данных МАГАТЭ о незаконном обороте, в рамках разработанного Интерполом проекта «Гейгер» осуществляются сбор и анализ данных о хищении радиологических материалов с целью выявления соответствующих методов и тенденций и проведения оценки степени уязвимости материалов с точки зрения возможности их похищения террористами для изготовления так называемых «грязных бомб», которые представляют собой обычные взрывные устройства, снаряженные радиологическими материалами.

Оценка потенциала заинтересованных государств-членов представляет третью категорию поддержки, которую оказывает система Организации Объединенных Наций. Контртеррористический комитет и его Исполнительный директорат играют ключевую роль в этой области. Исполнительный директорат следит от имени Комитета за осуществлением государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности 9 и оказывает содействие ее выполнению.

Как Международный валютный фонд (МВФ), так и Всемирный банк ведут борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В Стратегии содержится призыв к международному сообществу и, в частности, к системе Организация Объединенных Наций оказывать техническое содействие в деле выявления пробелов или недостатков, обеспечивать возможности для обмена информацией и создания сетей, которые могут способствовать налаживанию межгосударственного сотрудничества и распространению «передовых методов», а также повышать осведомленность общественности об опасности терроризма.

В докладе утверждается, что все члены Целевой группы способствовали осуществлению мер, предусмотренных в этой части Стратегии.

В Стратегии государства-члены обязались принимать меры по обеспечению уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. Они также постановили принимать меры по борьбе с нарушениями прав человека и обеспечивать, чтобы любые решения, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам в области прав человека.

В положениях Стратегии указано, что деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности по оказанию технической поддержки в правовых и связанных с ними вопросах укрепления потенциала должна быть основана на системе уголовного правосудия, соответствующей принципам верховенства закона и прав человека.

Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом сотрудничает со многими государствами-членами, а также с Контртеррористическим комитетом и его Исполнительным директоратом в деле содействия защиты прав человека.

В заключение своего доклада Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высказал рекомендации относительно дальнейшей работы. Он указал на то, что государства-члены проявили интерес к дальнейшей систематизации, чтобы иметь возможность обеспечивать директивные указания для Целевой группы в отношении ее работы, а также наладить более тесный обмен информацией между Целевой группой и ее членами. Генеральный секретарь отметил, что система Организации Объединенных Наций не использует в полном объеме потенциал глобальных, региональных, субрегиональных организаций и гражданского общества 10 . По мнению Пан Ги Муна, эту ситуацию необходимо исправить.

Помимо разработки правовой базы противодействия международному терроризму, в рамках ООН работает сеть организаций, в которую входят различные комитеты, департаменты, специализированные учреждения по борьбе с террористической угрозой.

Контртеррористический комитет (КТК) и его Исполнительный директорат регулируют контртеррористическую деятельность ООН.
В Контртеррористический комитет входят все 15 членов Совета Безопасности. На данные органы возложена ответственность за контроль над выполнением резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности 11 , а также за предоставление технической помощи странам, которые в ней нуждаются. Контртеррористический комитет принимает от стран-членов доклады о проделанной работе, проведенных мероприятиях. Проанализировав ситуацию, данный орган готовит рекомендации для стран-членов и отчеты в Совет Безопасности ООН, учитывая особенности развития каждого государства. Авторы доклада «Более безопасный мир: наша общая ответственность» считают, что Исполнительный директорат должен стать координационным центром для оказания межгосударственной военной, полицейской и пограничной помощи для укрепления национального контртеррористического потенциала.

Департаменты, программы, фонды и учреждения ООН работают как на индивидуальной, так и на совместной основе в рамках Целевой группы по осуществлению Контртеррористической стратегии (ЦГОКС). Работа Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий, учрежденной в 2005 году Генеральным секретарем, направлена на обеспечение координирования деятельности различных подразделений системы ООН, задействованных в борьбе с терроризмом. Целевая группа составила программу работы и учредила рабочие группы для осуществления Глобальной контртеррористической стратегии. Они включают следующие аспекты борьбы с международным терроризмом:

Оказание помощи государствам - членам ООН в комплексном применении Стратегии;

Перенесение контртеррористической деятельности в сферу предотвращения конфликтов;

Предоставление форума для рассмотрения причин политического и экономического отчуждения, особенно среди молодежи;

Улучшение оценки технической помощи, снабжения и последующей деятельности;

Совершенствование координирования системы ООН в планировании ответной реакции на террористическое нападение с использованием ядерных, химических, биологических или радиоактивных материалов;

Консолидация заинтересованных лиц и партнеров в обсуждении использования Интернета в террористических целях и определении передовых средств борьбы с этим явлением;

Поиск путей соответствия международным стандартам при ведении борьбы с финансированием терроризма;

Определение наиболее эффективных способов защиты уязвимых целей, включая персонал ООН на местах, и создание механизма по обмену опытом в этом вопросе;

Помощь странам в укреплении внутреннего законодательства для защиты прав человека в соответствии с международными стандартами;

Определение нужд пострадавших во всем мире и возможностей помощи со стороны правительств.

Целевая группа развивает сотрудничество с рядом региональных и субрегиональных организаций, включая Организацию Исламская конференция (ОИК), Европейский союз (ЕС), Совет Европы (СЕ) и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Комитет, учрежденный резолюцией 1540 (2004) 12 , осуществляет контроль над нераспространением оружия массового уничтожения. Его эксперты работают над выявлением недостатков и предлагают возможные меры по предотвращению доступа негосударственных лиц к оружию массового уничтожения и его составляющих.

Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом работает в рамках Совета по правам человека и обеспечивает выявление, обмен и внедрение наиболее эффективных способов борьбы с угрозой, которые не противоречат правам человека и основным свободам. Специальный докладчик также рассматривает обвинения в нарушении прав человека, которые возможно были допущены в процессе борьбы с терроризмом.

Кроме подразделений Организации Объединенных Наций, непосредственно работающих в области предотвращения терроризма, существует множество структур, функционирующих под эгидой ООН, тесно связанных с данной сферой.

Управление ООН по наркотикам и преступности оказало содействие более 125 странам в присоединении к числу участников и применении документов, касающихся предотвращения актов терроризма и борьбы с ним. Управление предоставило правовые консультации в сфере контртеррористического законодательства более 80 странам мира. Организация разработала более десятка технических средств помощи, включая законодательные базы данных и типовое законодательство, с целью предоставить странам помощь в укреплении их правовых режимов, направленных против терроризма.

Деятельность Международного агентства по атомной энергии направлена на поддержку государств-членов. Она включает более 100 оценочных миссий с целью помочь государствам-членам определить их собственные требования по общей ядерной безопасности, а также организовать утилизацию, размещение и/или хранение приблизительно 100 высокорадиоактивных и нейтронных источников. Организация помогает государствам-членам в подготовке таможенных и пограничных служащих, поддерживает работу круглосуточной контактной сети для обеспечения сотрудничества между государствами-членами во время ядерных катастроф или радиологических чрезвычайных происшествий. Агентство также предоставляет помощь государствам-членам в выполнении текущих и будущих обязательств согласно документам, относящимся к укреплению международной платформы в сфере ядерной безопасности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) озабочена состоянием готовности учреждений здравоохранения к адекватному реагированию на все чрезвычайные ситуации международного характера в рамках Международных медико-санитарных правил. ВОЗ разработала стандарты и обеспечивает формирование биобезопасности и биозащиты для лабораторий с целью поощрения безопасного использования и хранения биологических материалов, сводя до минимума риск их нецелевого использования.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека поддерживает содействие и защиту всех прав человека, а также осуществление эффективных контртеррористических мер в качестве взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих целей. Согласно просьбам государств-членов управление предоставляет помощь и консультации по вопросам защиты прав человека и основных свобод во время борьбы с терроризмом, включая разработку антитеррористического законодательства и политики, не противоречащих правам человека.

Необходимо отметить постоянное сотрудничество ООН в области борьбы с международным терроризмом с такими организациями и межправительственными институтами, как ЕС, ОБСЕ, НАТО, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также с такими специализированными структурами, как Европол, Офшорная группа банковских инспекторов (OGBS), Финансовая оперативная группа (FATF) и т. д.

1 Аннан Кофи А. Объединимся против терроризма//http://www.un.org/russian/basic/sg/terr.html

2 Международная конвенция о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17.12.1979; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (резолюция 49/60 Генеральной Ассамблеи от 09.12.1994); Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. (резолюция 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17.12.1996); Международная конвенция о борьбе с бобмбовым терроризмом от 15.12.1997; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999; Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи A/Res/60/288 от 20.09.2006, и др.//www.un.org/ru/ documents/.

3 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма…

4 Резолюция 1373 (2001), Совет Безопасности ООН, S/RES/1373 (2001), 28.09.2001//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В.Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 396-398.

5 Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность». Декабрь 2004 г. A /59/ 565 + Corr. 1 //http://www.un.org/russian/securworld/report.htm

6 Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи A/Res/60/288 от 20.09.2006//www.un.org/ ru/ documents/.

7 Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации объединённых наций: деятельность системы Организации объединённых наций по осуществлению Стратегии». 07. 07. 2008//http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/62/898

9 Резолюция 1373 (2001)…

10 Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна...

11 Резолюция 1373 (2001)… Резолюция 1624 (2005), Совет Безопасности ООН, S/RES/1624 (2005), 14.09.2005//www.un.org/ russian/.../res1624.htm

12 Резолюция 1540 (2004), Совет Безопасности ООН, S/RES/1540 (2004), 28.04.2004//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В.Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 413-415.

Во внутреннем праве многих государств террористические акты отнесены к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них: террористические акты, направленные на подрыв территориальной целостности государств, их экономики, политического строя, дезорганизация правопорядка, убийства государственных и общественных деятелей, захват заложников, некоторые формы бандитизма и т.д. Другая категория терроризма – это преступные акты с иностранным элементом, ведущие к гибели людей, нарушающие дипломатическую деятельность государств, их представителей, нормальный ход международных контактов, транспортные связи между государствами и многое другое. Отличительной чертой терроризма является его политическая направленность.

В 1973 г. ГА ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, "угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений". В Конвенции указано, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками (ст. 2, 3 Конвенции).

В 1979 г. ГА ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты; в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Международным сообществом было разработано и принято ряд конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушного транспорта и предотвращение террористических актов на нем (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и др.) В 1988 г. была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; в 1980 г. – Конвенция о физической защите ядерного материала.

Сотрудничество государств по борьбе с терроризмом осуществляется также на региональном уровне (например, в рамках Совета Европы на основе Европейской конвенции по борьбе с терроризмом 1977 г.) и двустороннем уровне. Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом – осуждение и признание противоправности любых террористических актов вне зависимости от мотивов их совершения.

Акты международного терроризма осуществляются лицами или группировками, не находящимися в официальной связи с государствами. В то же время имеют место случаи, когда государственные органы тайно инспирируют акты террора. Именно на государствах лежит основная ответственность за борьбу с этими преступлениями, за принятие на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции необходимых для их пресечения и предупреждения мер. Однако, поскольку акты международного терроризма затрагивают интересы многих государств, часто возникает конфликт национальных юрисдикций, что требует осуществления межгосударственного сотрудничества, в частности, путем оказания взаимной правовой помощи, выдачи виновных лиц.

Принятая в 1994 г. ГА ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности: воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней; обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права; стремиться к заключению специальных соглашений на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве; сотрудничать в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения и борьбы с терроризмом; оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.

В случае, когда к преступным актам терроризма имеет отношение само государство, они приобретают особенно опасный характер. Поддержка со стороны государств действий террористических групп, отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН.

Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 г., не удалось выработать общеприемлемого определения понятия "международный терроризм". Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме.

В 1996 г. ГА ООП утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., и постановила учредить Специальный комитет для выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и для рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма.

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом была принята в 1997 г., вступила в силу в 2001 г. Российская Федерация подписала данное международное соглашение в 1996 г. и ратифицировала его Федеральным законом от 13.02.2001 № 19-ФЗ. В ст. 1 Конвенции содержится определение понятия "взрывное или иное смертоносное устройство", которое означает "взрывное или зажигательное оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб". По смыслу Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает данное взрывное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры. Государства – участники Конвенции приняли обязательства привести нормы своего законодательства в соответствие с Конвенцией; расширить межгосударственное сотрудничество в области борьбы с актами терроризма, подпадающими под действие Конвенции; включить при заключении договоров о выдаче преступления, указанные в ст. 2 Конвенции, как влекущие выдачу.

После террористических актов, осуществленных 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Советом Безопасности ООН была принята резолюция № 1368, осудившая террористические нападения, осуществленные в США, призвавшая все государства к принятию совместных усилий для предания правосудию исполнителей, организаторов и лиц, осуществлявших финансирование этих террористических актов. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1373 предусматривает ряд мер, которые должны предпринять государства с целью предотвращения и пресечения террористических актов. Среди них: предотвращение и пресечение финансирования террористических актов; введение уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств на осуществление подобных актов; блокировка финансовых средств физических и юридических лиц, участвующих в подготовке, осуществлении и финансировании террористических актов; активизация и ускорение обмена оперативной информацией относительно потенциального совершения террористических актов; скорейшее подписание конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных договоров в этой области.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята в 1999 г. и вступила в силу в 2002 г. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10.07.2002 № 88-ФЗ. В этом же году она вступила в силу для Российской Федерации. В и. 1 ст. 2 Конвенции предусматривается, что любое лицо совершает преступление, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно одному из договоров, перечисленных в приложении к Конвенции, и содержащемуся в нем определению. Приложение к Конвенции содержит перечень международных соглашений в области борьбы с актами международного терроризма. Среди них: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. В соответствии с Конвенцией каждое государство- участник принимает необходимые меры для привлечения юридического лица, находящегося на его территории или учрежденного по его законам, к ответственности в случае совершения физическим лицом, ответственным за управление этим юридическим лицом или контроль за ним, преступления, предусмотренного Конвенцией. Такая ответственность может носить уголовный, гражданский или административный характер. Государства – участники Конвенции при заключении двусторонних договоров о выдаче обязаны включать в них преступления, предусмотренные Конвенцией. Сотрудничество государств в рамках данной Конвенции осуществляется на основе запросов, направляемых участниками Конвенции друг другу. При этом государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну.

В 2005 г. ГА ООН была принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. В Конвенции отмечено, что акты ядерного терроризма могут создавать угрозу международному миру и безопасности. Согласно ст. 2 Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно: владеет, использует радиоактивный материал либо изготавливает устройство или владеет им с намерением причинить смерть, серьезное увечье или нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение радиоактивного материала или опасность такового, с аналогичными намерениями, а также с намерением вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него. В качестве преступления также рассматривается угроза, попытка совершения указанных действий, а также соучастие, организация и иное способствование их совершению.

Данная Конвенция нс применяется в случаях, когда преступление совершено в одном государстве, предполагаемый преступник и потерпевшие являются гражданами этого государства, предполагаемый преступник найден на территории этого государства и никакое другое государство не имеет оснований для осуществления своей юрисдикции (ст. 3 Конвенции). Иными словами, положения данной Конвенции подлежат применению только в случае, если преступление терроризма отягощено "иностранным элементом".

С целью предотвращения актов ядерного терроризма государства-участники принимают необходимые меры по обеспечению защиты радиоактивного материала с учетом рекомендаций МАГАТЭ. В целях реализации положений Конвенции государства-участники обязуются принять меры для изменения национального законодательства, в частности признания данных деяний в качестве уголовно наказуемых, установления за их совершение соответствующих мер наказания. Сотрудничество государств по борьбе с актами ядерного терроризма осуществляется посредством обмена информацией, принятия совместных мер для предотвращения, пресечения данных преступлений, оказания взаимопомощи в ходе их расследования. В случае отказа государства, на территории которого находится предполагаемый преступник, выдать это лицо, ст. 11 Конвенции предусматривает обязанность этого государства без неоправданных задержек передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования; о результатах судебного разбирательства государство обязано информировать Генерального секретаря ООН.

В рамках сотрудничества в области борьбы с актами международного терроризма государства – участники СНГ подписали в Минске в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом.

В ст. 1 содержится определение понятия "терроризм", которое означает "противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом".

Отдельно составители данного Договора выделяют "технологический терроризм ", определяя его как "использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление".

На встрече глав государств – участников СНГ, проходившей в 2000 г. в Минске, принято решение о создании Антитеррористического центра государств – участников СНГ. Утверждено Положение об этом органе. В соответствии с данным Положением Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Для усиления эффективности регионального сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом главы шести государств – Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана – в 2001 г. подписали Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В соответствии с Конвенцией стороны сотрудничают путем обмена информацией, выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, квалифицируемых Конвенцией как терроризм, путем обмена опытом работы.

В 2002 г. на встрече глав государств – участников ШОС были приняты два документа – Хартия Организации и Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (далее РАТС).

В ст. 10 Хартии предусматривается, что РАТС является постоянно действующим органом; к его основным задачам и функциям отнесены: содействие компетентным органам государств – членов ШОС по просьбе одного из государств в борьбе с терроризмом; сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от государств – членов ШОС по вопросам борьбы с терроризмом; формирование банка данных о международных террористических организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках, каналах их финансирования, неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму; содействие в осуществлении международного розыска лиц, подозреваемых в совершении актов международного терроризма; содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений и др. Местом пребывания РАТС является г. Бишкек (Киргизская Республика).

В наше время терроризм вообще и международный терроризм в частности все в большей степени приобретает черты тягчайшего противоправного деяния, посягающего на основы существования государств и наций, подрывающего основополагающие принципы международного права, угрожающего международному миру и безопасности. Такой характер террористических актов ставит вопрос о переквалификации данных преступлений из преступлений международного характера, каковыми они традиционно считались, в международные преступления. Объектом преступления терроризма являются жизнь и здоровье людей, стабильность мировой экономической и политической систем, нормальный ход межгосударственных отношений, государственный и международный правопорядок, мирное сотрудничество государств. Бытующее утверждение о том, что преступления терроризма в основном совершаются физическими лицами, а не государствами и в силу этого не могут быть отнесены к международным преступлениям, не представляется убедительным. Так, например, в соответствии с Конвенциями по геноциду (1948) и апартеиду (1973) – преступлениям, безусловно квалифицируемым как международные, предусматривается помимо ответственности представителей государства ответственность физических лиц. Разумеется, понятие международного преступления государства является не уголовным, а международным публично-правовым и ответственность – международно-правовой. Международные преступления совершают не только государства, но и физические лица, являющиеся, в частности, субъектами преступления терроризма. Это подтверждается и решениями ООН. Резолюции ГА ООН и Совета Безопасности ООН выделяют в качестве субъекта преступления терроризма физическое лицо и государство.

Основные этапы борьбы с международным терроризмом. Терроризм, в том числе в его трансграничных формах,- одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.

Процесс становления международного сотрудничества в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов и норм прошел через определенные исторические этапы. Первые многосторонние усилия государств на этом направлении восходят к концу 20-х - второй половине 30-х годов нашего столетия. В ходе международных конференций по унификации уголовного законодательства удалось сформулировать и принять (в форме рекомендаций государствам-участникам) определение терроризма, под которым понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. На конференциях шла также работа над созданием механизмов, которые позволяли бы осуществлять уголовное преследование террористов за пределами национальных границ. "Унификаторы" подошли вплотную к признанию объективной необходимости подкрепления мер, принимаемых на национальном уровне, разработкой соответствующих международно-правовых норм.

Новым этапом международного сотрудничества государств в этой области стала завершенная в 1937 году разработка под эгидой Лиги Наций Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда. Хотя обе конвенции так и не вступили в силу, многие их положения легли в основу становления таких действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, как неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, обязательство либо выдавать предполагаемого преступника, либо преследовать его в уголовно-процессуальном порядке, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и др.

Определение терроризма. Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом из-за доминировавшей до последнего времени чрезмерной идеологической отягощенности данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма*.[

* Что касается терроризма голударственного, то есть действий, предпринимаемых на государственном уровне, с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение, то после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма на универсальном уровне развития не получила.

От терроризма государственного следует отличать проблему поддержки со стороны государств действий террористических групп и отдельных террористов. Такая поддержка осуждается в раде деклараций и резолюций ООН.]

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом . На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; дополняющий Монреальскую конвенцию Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года. В 1991 году была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения*.[

* Что касается запрещения актов террористического характера во время вооруженных конфликтов, то оно предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности положениями Дополнительных протоколов 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.]

На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер, 1971 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

Сотрудничество на двусторонней основе протекает в форме диалога на различных уровнях, а также на базе двусторонних договоренностей. Так, обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является государством - продолжателем СССР по заключенным в 70-х годах двусторонним межправительственным соглашениям о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном, Финляндией и Турцией (последнее в силу не вступило, поскольку не было одобрено турецкой стороной). В 1991 году заключен двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает модель российско-американского оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

Одна из отличительных черт современного терроризма - динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Среди основополагающих принципов такого сотрудничества, составляющих костяк вышеупомянутых универсальных, а также ряда региональных и двусторонних соглашений, соответствующих резолюций ООН, решений других международных органов,- всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты. Если первая часть этого принципа еще обретает свое утверждение в международных соглашениях, то признание противоправности терроризма без каких-либо изъятий уже закреплено практически во всех действующих в этой области универсальных соглашениях.

Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных резолюций ООН и других международных организаций является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, последовательное воплощение которого в жизнь открывает магистральный путь эффективного противодействия этому явлению.

Важнейшее направление сотрудничества - активное содействие устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают скоординированные усилия государств по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной почвой террористических актов и других проявлений насилия. Долг каждого государства - вносить свой вклад в международные усилия по ликвидации коренных причин этого явления. К таким причинам Специальным комитетом ООН по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Приняв к сведению исследование, проведенное по этому вопросу Специальным комитетом, Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в частности, в своих резолюциях 42/159 от 7 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом "особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность".

Принцип сотрудничества охватывает также такие конкретные направления, как: взаимодействие государств в рамках международных соглашений и организаций; разработка новых договоренностей; принятие практических мер по предотвращению террористических пося гательств, включая обмен информацией и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в целях мирного урегулирования споров, касающихся толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом.

Действенность сотрудничества в борьбе с терроризмом напрямую связана с обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших преступление. Во всех действующих в этой области глобальных соглашениях (за исключением Токийской конвенции 1963 г.) закрепляется принцип универсальной юрисдикции, который позволяет установить юрисдикцию над преступлением, а следовательно, обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от места его нахождения и совершения преступления. Этот принцип основывается на действии механизма "либо выдай, либо суди", когда государство-участник, если оно не подвергло уголовному преследованию находящегося на его территории преступника, обязано выдать его другому участнику (разумеется, если последний обратится с соответствующей просьбой) для целей такого преследования. Эффективность функционирования данного принципа во многом зависит от уровня доверия между государствами, от их политической воли и готовности сотрудничать, с тем чтобы террористы понесли заслуженное наказание.

Вести борьбу с терроризмом можно только "чистыми руками", опираясь на общие для человечества ценности. Требование о неуклонном следовании международному праву в борьбе с терроризмом нашло отражение в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в преамбуле Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года.

Россия последовательно выступает за устранение любых преград (будь то политические, идеологические, религиозные или иные) на пути объединения усилий всего международного сообщества в целях организации эффективного отпора терроризму. Россия как государство - продолжатель СССР - участник действующих универсальных соглашений по вопросам борьбы с терроризмом. Ее представители вносят конструктивный вклад в разработку новых договоренностей,

в развитие практических контактов по формированию общего международного антитеррористического фронта.

Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию. В последние годы приняты законодательные акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта.

Международный терроризм как явление глобального характера признано считать ключевой проблемой современной безопасности. Однако на национальном уровне терроризм не является новым явлением. Как метод борьбы, особенно в условиях ограниченности ресурсов различных оппозиционных сил, террористическая деятельность была достаточно распространенным явлением мировой истории.

По одной из теорий, понятие «террор» зародилось во время Французской революции - якобинский террор, который означал открытое уничтожение неугодных людей для устрашения других. Существуют и более ранние упоминания о подобном методе ведения агрессивных войн. Считается, что «одну из самых ранних в истории террористических группировок составляли сикарии, прекрасно организованная секта, действовавшая в Палестине в 66-73 годах новой эры» . Позднее, в XI в., на территории современного Ирана было создано независимое государство низаритов; именно они начали активно использовать в борьбе против других государств акты террора (против государства сльджукских султанов, в частности) - в определенном смысле акты международного терроризма .

Террор - в буквальном смысле в переводе с латинского означает «ужас»; именно поэтому его главная функция заключается в запугивании государственно-властных институтов, общества через самые крайние средства насилия, сопровождаемые в определенном смысле массированной пропагандой. Выбираются соответствующие «мишени», способные вызвать массовую панику, привлечь внимание всего общества. Ярким примером является террористический акт 11 сентября 2001 г., когда наряду с тысячами жертв был нанесен и косвенный ущерб - тотальное запугивание телезрителей всего мира. Причем данный теракт и задумывался с этой целью - «если бы самолеты врезались в небоскребы почти одновременно, вряд ли кто-нибудь из операторов телекомпаний успел бы заснять это волнующее зрелище».

Одной из наиболее острых проблем современного международного права и глобальной политики стало то, что все существующие средства обеспечения мира и безопасности в борьбе против международного терроризма в одночасье оказались негодными и не достаточно эффективными. Особенно отчетливо это стало понятно 11 сентября 2001 г. Один из авторитетных специалистов российских силовых структур, бывший сотрудник спецподразделения «Вымпел», достаточно характерно обрисовал ситуацию, связанную со средствами противодействия международному терроризму: «Представьте себе - вооруженный рыцарь, у него и лошадь очень сильная, и защищенная хорошо, и сам он в лучших доспехах, и меч у него лучший и острый, из дамасской стали, копье самое лучшее, щит самый прочный. Он изготовился сражаться с другим рыцарем, а на него нападает рой ядовитых пчел. Что он может сделать, отмахиваясь своим мечом?».

После Второй мировой войны все системы гражданской обороны разрабатывались в первую очередь на случай ядерной или химической агрессии, в крайнем случае, войны с открытым театром боевых действий. Но никаких разработок и тем более массовых учений не было на случай масштабных террористических актов.

Объектом нападения стало само гражданское общество с пропагандируемой идеологией открытости, приоритетом свободы и толерантности, с высокой степенью внутренней организованности и взаимообусловленности. По законам же подрывной деятельности самым незащищенным объектом нападения «является более тонко и сложно организованный объект».

Не только военная машина, но и механизмы права международной безопасности оказались неготовыми, не приспособленными к эффективной борьбе с международным терроризмом. Одна из главных проблем заключается в том, что существующее международное право практически не рассматривает негосударственного субъекта агрессии; соответственно и применять механизмы международного вооруженного противодействия (в частности, по гл. VII Устава ООН) недопустимо. Что касается национальных средств защиты, вооруженные контрмеры возможны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, однако право на самооборону возникает лишь в ответ на вооруженное нападение со стороны другого государства или группы террористов при его поддержке. «...В Беслане разве мы можем говорить о вооруженном нападении другого государства?».

В применении силы в порядке самообороны требуется взвешенный подход, основанный исключительно на международном праве, не вызывающий сомнений и разночтений со стороны мирового сообщества.

Таким образом, необходимо адаптировать соответствующие нормы международного права к современным вызовам международного терроризма для эффективной борьбы с ним.

1. Понятие терроризма и международного терроризма

Терроризм- термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 - 90 - х годах XX века получил распространение международный терроризм». Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается практически идентичным.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм - это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпаротивных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т. д.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения, каких - либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечивания и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм - преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно.

Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму содержится в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» , а также Уголовном кодексе Российской Федерации.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

До сих пор отсутствует юридически безупречное, логически выверенное, абсолютно ясное по смыслу, безусловно, принятое в международных и национальных правовых институтах универсальное определение, раскрывающее это понятие.

В литературе термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном - применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группами даже классам. Историки пишут об «опричном терроре», терроре якобинском, красном и белом терроре эпохи гражданской войны и т.д.; современные публицисты пишут об уголовном терроре; к терроризму относят угоны самолётов и захват заложников и т.п.

Терроризм - это очень сложный феномен, по - разному проявляющийся в различных странах в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать общее определение терроризма.

Терроризм как опаснейшее посягательство на жизнь человека и безопасность человечества включает в себя комплекс преступных деяний, квалификация которых содержится в международных договорах. Перечень антитеррористических конвенций и протоколов получил официальное закрепление.

Одним из самых серьезных преступлений международного характера являетсямеждународный терроризм, который характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

В Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979г. акты захвата заложников рассматриваются как проявления международного терроризма.

1.1 Финансирование терроризма

В Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) состав преступления терроризма образуют, во-первых, деяния, представляющие собой преступления согласно сфере применения одного из перечисленных антитеррористических договоров и содержащемуся в нем определению, а во-вторых, любые другие деяния, направленные на то, чтобы вызвать смерть гражданского лица или другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Попытка совершения какого-либо из указанных деяний также рассматривается как преступление.

Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабоченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и собственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разработки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучастие в подобных актах, а в некоторых случаях - обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.

Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Конвенция от 14 декабря 1973г. Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.

17 декабря 1979г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на региональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт национальных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.

В основе обязательство договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, aut judicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных.

Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:

а) воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

в) обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

с) стремиться к заключению специальных соглашений с этой | целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

d) сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

e) оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому (вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства |в соответствие с этими конвенциями.

Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации.

НАК РФ - орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в настоящее время - генерал армии Александр Васильевич Бортников.

В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России - аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности - аппараты соответствующих оперативных штабов.

Основные задачи НАК РФ:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.


Заключение.

Из вышеперечисленного можно заключить, что терроризм - это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооружённой борьбы, которые определяются как террористические акты. Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам отдельных высокопоставленных лиц, в современных условиях могут носить форму угона самолётов, захвата заложников, поджогов предприятий, и т. д., но объединяет их с терроризмом прежних времён то, что главной угрозой со стороны террористов остаётся угроза жизни и безопасности людей. Террористические акты направлены также на нагнетание атмосферы страха в обществе и, разумеется, они должны быть политически мотивированы. Для нагнетания страха террористы могут применять действия, которые не угрожают людям непосредственно - например, поджоги или взрывы магазинов, штаб - квартир политических партий в нерабочее время, издание манифестов и прокламаций угрожающего характера и т. п.

Международный терроризм характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

Борьба с международным терроризмом занимает важное место для всего мира. Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией.

Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом - это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.

Таким образом, можно сделать вывод, что только совместные действия государств помогут быстрее и качественнее решить проблему международного терроризма.


Список литературы.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М.: Межд. отн., 2003

Лакер У. Истоки терроризма // Современный терроризм. Анализ основных направлений.- Минск: Харвей, 2000.

Шестаков В. Террор - мировая война. М.: Олма - Пресс, 2003.

Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право.- 2008.

Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ.- 2000.

Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология.- М., 2000.

Сборник международных договоров СССР- М. - 1989.

Хрусталёв М. Диверсионно-террористическая война как военно-политический феномен // Международные процессы.- 2003.- № 2.- С. 32., Богатуров А. Международный порядок в наступившемвеке// Международные процессы.- 2003.

Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации. - Государство и право.- 2007

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003

Действующее международное право.- Т. 3..- М.: Московский независимый институт международного права.- 1997.

Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.

Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9.12.1994) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. -1998.