Гороскопы

Техническая инструкция танка мс 1 т 18. T18 — американская ПТ-САУ II уровня. Двигатель, трансмиссия и ходовая

В 1937 году перед руководством ГАБТУ была поставлена задача по модернизации всех имеющихся на вооружении устаревших образцов бронетехники с целью ее возможного использования в условиях современной войны. В основном это касалось танков и бронеавтомобилей, выпущенных до 1930 года. В первую очередь это касалось танков МС-1. Основное внимание при модернизации было обращено на установку в танк нового силового агрегата. В качестве двигателя предложили использовать ГАЗ-М1 с коробкой передач и радиатором танка Т-38 , для установки которого МТО подверглось переделкам. Кроме того, была облегчена башня. Вместо грибообразной наблюдательной вышки на крыше башни появилась конусная крышка из углеродистой стали, а также упразднена кормовая ниша. Модернизированный танк получил обозначение Т-18М.

Таким «омоложением» старого Т-18 занимался завод № 37 им. Орджоникидзе. Испытания состоялись в марте 1938 года. На них была достигнута скорость 24,3 км/ч, но на четвертой передаче старый изношенный двигатель работать отказался (предполагалось достижение скорости 33–35 км/ч). Ввиду смещенного назад центра тяжести нового танка он «юзил» при торможении на мокром шоссе и плохо тянул в гору. В результате испытаний было отмечено, что идея использования силового агрегата ГАЗ М-1 разумна, но боевая ценность Т-18М может оказаться чрезвычайно малой по сравнению со стоимостью затрат на его модернизацию.

Описание конструкции Т-18

В машине сохранена компоновочная схема прототипа. Впереди располагалось отделение управления, в центре - боевое, в корме моторно-трансмиссионное. При этом с места механика-водителя и командира-стрелка, составляющих экипаж обеспечивался хороший обзор местности, кроме того непростреливаемое пространство в направлении движения танка вперед было небольшим.

Бронекорпус

Корпус танка представлял собой клепаную конструкцию из броневых листов толщиной 8–16 мм, собираемых на каркасе. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни наклонены под большими углами к вертикальной плоскости, что повышало их защитные свойства, и соединены заклепками. Первые танки несли особые листы двухслойной (дно и крыша) и трехслойной брони, изготовленной по способу А. Рожкова . Позднее для удешевления танка использовались обычная однослойная броня. Танк делился на три отделения:

Машинное (моторно-трансмиссионное) отделение;
- боевое отделение;
- отделение управления.

Интересно отметить, что Т-18 имел «классическую компоновку» с моторно-трансмиссионным отделением и ведущим колесом в кормовой части.

В передней части танка располагалось отделение управления, именовавшееся «передок». Для доступа в него механика-водителя служил трехстворчатый люк. Две его створки откидывались влево и вправо. Ход створок ограничивался кронштейнами. Передний откидной щиток, расположенный в вертикальном лобовом листе поднимался вверх и в таком положении удерживался стопором.

В правой части щитка располагался прилив для установки корпуса монокулярного перископического прибора наблюдения (броневой глаз). Слева - узкая щель для наблюдения. В случае интенсивного огневого воздействия противника она прикрывалась броневой заслонкой с двумя крестообразными отверстиями. А при крайней необходимости могла закрываться полностью. Для панорамного обзора поля боя в передних скуловых скосах имелись также узкие наблюдательные щели, прикрываемые изнутри задвижками.

В бортах носовой части корпуса устанавливались кронштейны под оси ленивца (направляющего колеса). Кронштейны служили для регулировки натяжения гусеницы при помощи специальных анкеров, расположенных на бортах танка. Впереди слева на кронштейне натяжного механизма устанавливалась фара. Справа - звуковой сигнал. В боевой обстановке фара укладывалась в корпус. Задний фонарь, закрытый стеклом красного цвета, располагался на корме слева (иногда - справа над выхлопным патрубком). Он служил не только предупреждающим сигналом в темное время суток, но и световым устройством для управления колонной.

Особенностью конструкции корпуса было то, что он изготавливался цельным без подбашенной коробки, однако в верхней части на бортах корпуса крепились специальные призматические карманы (надгусеничные ниши), в которых размещались топливные баки. Заливные горловины баков закрывались броневыми пробками сверху. Для доступа к бакам в задней части кармана имелась крышка, закрепленная тремя болтами и дополненная подвесным кольцом. При удалении болтов крышка открывалась в сторону на петле. Надгусеничные ниши выполняли также функцию грязевиков в средней части машины. В кормовой части грязевики (крылья) изготовлялись из тонкого металла, а в передней - из брезента (малое количество танков первой серии имели металлические, или фанерные передние части крыльев).

Моторно-трансмиссионное отделение танка закрывал сзади фигурный кормовой лист, который при необходимости мог откидываться на шкворнях вниз, обеспечивая доступ в машинное отделение. Сверху над машинным отделением на крыше, могущей откидываться вверх-вперед, устанавливался колпак со щелевидным отверстием, обращенным в сторону башни. Его назначение - обеспечить доступ охлаждающего воздуха к двигателю с одновременной защитой машинного отделения от поражения огнем противника. В кормовой части корпуса выполнен прилив - с задней стороны прикрытый металлическим кожухом с рядом отверстий малого диаметра. Нагретый воздух из машинного отделения через направляющий рукав направлялся к отверстиям и выходил наружу. Для прогрева мотора рукав закрывался заслонкой. Защита мотора от попадания пуль и осколков обеспечивалась вертикальным бронелистом, расположенным перед кожухом со стороны мотора.

Внутри корпуса боевое отделение было изолировано от машинного моторной (по руководству - задней) перегородкой. Для доступа к мотору и его агрегатам изнутри в перегородке имелась двустворчатая дверь с запором. На перегородку также выводились краны переключения правого и левого топливного баков и кран переключения для работы системы питания мотора на самотек или под давлением.

В днище корпуса под боевым отделением размещался люк, который служил для выброса стреляных гильз и удаления попавшей в корпус воды. Люк закрывался крышкой и удерживался рычагом, закрепленным барашком. Для удобства работы в танке сверху крышка люка закрывалась вставкой пола.

На танках первых серий в днище корпуса присутствовал также люк под картером двигателя, однако проку от него было немного, и распоряжением по ОАТ от 14 февраля 1930 года он был упразднен.

В кормовой части корпуса располагался удлинитель - «хвост», облегчавший сравнительно короткому танку возможность преодоления широких окопов. Для эвакуации танка в нижней части корпуса сзади были приварены две, а впереди - одна петля.

Башня Т-18

Башня танка - клепаная, первоначально имела почти правильную шестигранную форму с наклонными стенками. Она опиралась на подбашенный лист через шариковую опору и поворачивалась посредством спинного упора, к которому подвешивался ремень - сиденье командира танка. Фиксация башни производилась посредством трех стопоров, расположенных равномерно на башенном погоне (два впереди и один - сзади). На крыше башни находилась наблюдательная башенка (именовавшаяся вышкой), прикрытая сверху колпаком, который мог откидываться на петлях и служил крышкой люка. Для открывания колпака установлены пружины, а для удержания в открытом состоянии - стопор. По периметру основания колпака были проделаны вентиляционные отверстия, закрываемые при необходимости подвижной кольцевой заслонкой. Наблюдательные щели в вертикальных стенках башенки во избежание травм оборудовались кожаными налобниками, а сама башенка в месте соединения с крышей башни имела кожаную обивку. В правом борту башни располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое сдвижной заслонкой каплевидной формы.

При модернизации танка форма башни была изменена. Она дополнилась кормовой нишей, предназначенной для установки радиостанции. Ниша закрывалась с тыльной стороны откидной крышкой, облегчавшей монтаж и демонтаж радиостанции и оружия (реально в нише располагали часть боекомплекта). Бортовая заслонка вентиляционного окна башни стала прямоугольной и теперь откидывалась на петлях вверх. Новая башня стала тяжелее на 140 кг.

В передних гранях башни располагалось вооружение танка, состоявшее из 37-мм пушки Гочкиса и пулемета. Пушка располагалась в левой передней грани в прямоугольном вырезе, пулемет - в правой в полушаровой установке. При необходимости пулемет можно было перенести в кормовую амбразуру, расположенную на левой задней грани и прикрытую в нормальных условиях броневой заслонкой.

Вооружение Т-18

Первоначально артиллерийское вооружение танка состояло из 37-мм пушки Гочкиса : ствол орудия, длиной 20 калибров, был заимствован от одноименной морской пушки, но клиновой затвор имел иную конструкцию. Противооткатные приспособления состояли из гидравлического компрессора-тормоза и пружинного накатника, собранных вместе. Боекомплект с пушечным вооружением состоял из 250 унитарных артиллерийских выстрелов. Официально пушка была принята на вооружение Красной армии в 1920 году и устанавливалась на танки «Русский Рено» и некоторые бронеавтомобили. На танках Т-18 первых серий пушка устанавливалась из старых запасов, среди которых попадались образцы, имевшие «обратную» нарезку (справа налево). Однако в 1928 году ее сменила 37-мм пушка ПС-1 , изготовленная в советской России и представлявшая собой усовершенствованный П. Сячентовым вариант пушки Гочкиса. В ПС-1 был изменен ударный и спусковой механизмы, а также некоторым изменениям подверглась маска пушки. Отечественная версия стала проще в производстве, в ней добавился модератор наката, уравновешиватель для облегчения вертикальной наводки, изменена обойма, плечевой упор и т. д.

Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы, которые размещались в танке в брезентовых сумках.

На танках первых серий орудия оснащались только диоптрическими прицелами, однако в 1929 году Мотовилихинский Машиностроительный завод начал сборку 2,45-кратного оптического прицела для 37-мм танковых пушек с полем зрения 14° 20′ и диаметром выходного зрачка 2,6 мм. Этот прицел, разработанный в Ленинграде, пошел на оснащение некоторых танков Т-18, выпущенных после 1930 г.

Модернизация танков в 1929–30 гг. предусматривала увеличение их огневой мощи путем установки в башне 37-мм пушки Б-3 , изготовленной по переработанным чертежам фирмы «Рейнметалл». Новое орудие отличалось большей дальностью стрельбы, а также имело полуавтоматический затвор, так что танк, несущий его, значительно выигрывал с точки зрения вооружения. Одновременно с установкой нового орудия, отличавшегося большим весом, было принято решение по уравновешиванию башни, что привело к появлению в ней кормовой ниши. Однако выпуск этих орудий не был толком освоен практически до 1932 года и первым танком, получившим их, стал БТ-2 . На долю же Т-18 осталась ПС-1 .

Пулеметное вооружение танка состояло первоначально из двуствольного 6,5-мм танкового пулемета Федорова-Иванова в шаровой установке Шпагина . Однако жизнь пулемета была очень недолгой. В 1930 году для вооружения всех танков РККА был принят танковый пулемет Дегтярева - ДТ , который почти на 20 лет стал основным автоматическим оружием советских танков.

Варианты пушек Т-18


Похожая информация.


Танк МС-1 (Т-18) стал не только первым массовым советским танком, но и первым серийным образцом бронетехники, полностью разработанным в Советской России. Часть конструктивных решений была позаимствована у зарубежных машин FIAT 3000 и Renault FT, но МС-1 отличался от них в лучшую сторону и вполне соответствовал мировому уровню танкостроения середины 1920-х годов.

Первые танки Renault FT прибыли в Россию 12 декабря 1918 года. 20 бронированных машин, которые входили в состав 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии, были выгружены в порту Одессы вместе с французскими и греческими пехотными частями. 18 марта 1919 года четыре танка этой роты были захвачены в бою у станицы Берёзовская недалеко от Одессы. Силы интервентов позорно бежали с поля боя, и наступающей 1-й Заднепровской бригаде Никифора Григорьева (впоследствии поднявшей мятеж против большевиков) достались богатые трофеи. Один из танков было решено направить в подарок в Москву лично Владимиру Ленину. Оставшиеся три танка увезли в Харьков (в то время — столицу Советской Украины). Вождю мирового пролетариата очень понравилась «французская новинка», и в середине апреля 1919 года возникла идея продемонстрировать танк на первомайском параде в Москве. Для этого пришлось затребовать с Украины ещё один «Рено» (первый доставленный оказался некомплектным и не на ходу). Второй танк привезли в Москву в последнюю неделю апреля, и его механиком-водителем был назначен бывший авиатор Б. Россинский. Разобравшись за одну ночь с особенностями конструкции незнакомой машины, Россинский вместе с двумя помощниками собрал из двух танков один «ходовой», а затем с честью выполнил поставленную задачу, открыв тем самым эру первомайских танковых парадов в СССР. Было принято правительственное постановление о производстве танков Renault FT в РСФСР, и 10 августа того же года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышлености завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде стал специализированным предприятием — изготовителем танков.

Танк, принимавший участие в первомайском параде, прибыл на завод 29 сентября 1919 года в разобранном виде в трёх железнодорожных вагонах. Проверка комплектности выявила отсутствие некоторых деталей — по всей видимости, их банально украли в пути. Неприятным сюрпризом для инженеров оказалось отсутствие у Renault FT коробки перемены передач. Техническую документацию, включая перепроектирование утерянных деталей и разработку технологического процесса производства, создала специально организованная группа инженеров Сормовского завода во главе с Н. И. Хрулёвым и П. И. Салтановым. Все проектно-технические работы были завершены через три месяца, и в декабре сборка танков «Русский Рено» началась. В 1920-1921 годах было изготовлено 15 танков, причём каждый из них получил собственное имя. Первый, ставший наиболее известным, назывался «Борец за свободу товарищ Ленин» и был преподнесён в подарок Льву Троцкому (в те годы председателю Реввоенсовета РСФСР). От французского танки отличались тем, что были вооружены пушками разных типов, бывшими на тот момент в наличии у молодой страны Советов. Башню характерной шестигранной формы воспроизвели без изменений, хотя во Франции танки Renault FT уже были модернизированы и получили коническую башню. Из-за отсутствия промышленной базы для производства бронетанковой техники выпуск танков ограничился 15 экземплярами. Броневые, как они тогда назывались, подразделения Красной Армии долгое время комплектовались трофейными английскими машинами.


Весной 1924 года было создано Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), и 6 мая 1924 года оно приступило к работе. В коллективе конструкторов на тот момент не было ни одного человека, ранее занимавшегося проектированием бронетанковой техники, и полностью отсутствовала необходимая документация. В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, Главного управления военной промышленности (ГУВП) и Орудийно-арсенального треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», так как на нём были выработаны требования к новым танкам для РККА. На совещании рассматривались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора прототипов для массового выпуска в СССР. Задачам сопровождения пехоты более или менее отвечал французский танк Renault FT («Русский Рено»), но он, по мнению большинства присутствовавших, обладал рядом серьёзных недостатков. Для прототипа лучше подходил итальянский танк «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат. Танк внимательно изучали специалисты Танкового бюро с 1925 года в рамках инициативных работ над проектом 3-тонного малого танка. Рассмотрение проекта Конструкторского бюро OAT (бывшее Танковое бюро) показало, что по основным параметрам танк отвечает выдвинутым требованиям, но вооружение у него должно быть пушечно-пулемётным, а мощность двигателя должна составлять не менее 35 л. с. Танку, который предстояло создать, присвоили индекс Т-16.

В марте 1927 года из ворот опытной мастерской завода «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод) в Санкт-Петербурге выехал танк Т-16. Он имел, по сравнению с танком «Русский Рено», значительно меньшую длину корпуса, меньшую массу, лучшую подвижность и гораздо меньшую себестоимость (цена «Русского Рено» составляла 36 тысяч рублей). По сравнению с «Фиат 3000» изменениям подверглись силовая установка, ходовая часть, вооружение. Карбюраторный мотор «Фиат» (в танке «Русский Рено» стояла его копия производства завода АМО) был заменён на новый, созданный талантливым инженером А. А. Микулиным, работавшим в то время в Научном автомоторном институте (НАМИ). Однако испытания Т-16 выявили множество недостатков силовой установки и ходовой части. Второй прототип был закончен к маю того же года и получил обозначение Т-18. 11-17 июня 1927 года прошли государственные испытания танка в районе деревни Ромашково и станицы Немчиновка в Подмосковье — пробег по пересечённой местности, так как оружие для танка поставлено не было. Танк прошёл испытания успешно и по их итогам 6 июля был принят на вооружение под обозначением «Малый танк сопровождения обр.1927 года» («МС-1»). Первые 30 машин создавались на средства организации Осоавиахим и приняли участие в парадах 7 ноября 1929 года в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену».

Всего в 1927-1932 годах было изготовлено 959 танков МС-1 (Т-18), из которых четыре передали в распоряжение ОГПУ, два — Четвёртому управлению и один — Военно-Химуправлению РККА. Танки поступали в создаваемые танковые батальоны и полки общевойсковых соединений, а также в механизированные соединения (полки и бригады). МС-1 активно использовались для боевой подготовки войск (103 машины были сразу по изготовлении переданы в распоряжение Осоавиахима и других военно-технических учебных заведений). Первым серьёзным испытанием для МС-1 стали Большие бобруйские манёвры 1929 года. Несмотря на крайне тяжёлые, изнурительные условия проведения манёвров, танки успешно прошли все испытания, хотя мелких поломок и отказов механизмов было предостаточно. Их перечень послужил дополнительным стимулом для модернизации танка, которая была проведена в 1929-1930 годах. Техническое задание, полученное конструкторами, предусматривало увеличение скорости танка как минимум до 25 км/ч, установку 37-мм орудия большой мощности, замену пулемёта на более современный, изменение конструкции подвески. Башня была полностью перепроектирована и получила командирскую башенку новой конструкции, а также нишу в задней части, предназначенную для установки радиостанции.

Танковой роте из 10 «Малых сопровождения» довелось принять участие в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в ноябре 1929 года. Забайкальская группа Отдельного дальневосточного военного округа (ОДВА) насчитывала 6091 человека пехоты и 1599 кавалерии при поддержке 88 орудий калибра 76,2 мм и выше (не считая полковых), 32 самолётов, 3 бронепоездов и 9 танков Т-18 (в район Читы осенью 1929 года прибыло 10 танков Т-18, один из которых был сильно повреждён при разгрузке и разобран на запчасти для ремонта других). Несмотря на посредственную организацию боевых действий, недостаток топлива и боеприпасов, танки неплохо зарекомендовали себя в бою. Командование ОДВА оценило деятельность танковой роты как удовлетворительную, но отмечались недостаточная подготовка механиков-водителей, неумение командиров ориентироваться на местности и отсутствие между ними связи. Стрельба из танковых пушек показала «никуда не годное могущество снаряда против полевых укреплений». Больше пользы было от пулемётов, которые оказались эффективными и для уничтожения живой силы противника, и для его деморализации. Были высказаны пожелания по увеличению калибра танковой пушки, увеличению числа пулемётов, улучшению проходимости, скорости и бронирования танка. Что ж, танковым войскам ещё только предстояло превратиться в самый эффективный инструмент ведения войн середины ХХ века.

На базе МС-1 было разработано немало специальных машин. Правда, из-за того что танк стремительно устаревал, большинство разработок так и не вышло из стадии проектов и экспериментальных образцов. Был построен «химический танк» для постановки дымовых завес. Танк под обозначением «ТТ-18» участвовал в экспериментах с телеуправлением танков (самоходная мина, машина для выпуска отравляющих веществ). Проекты танкеток, бронетранспортёров, штурмовых и инженерных машин так и остались на бумаге. Был разработан проект артиллерийской САУ ( , о которой мы обязательно поговорим отдельно). Элементы конструкции МС-1 (Т-18) легко узнаются в советских артиллерийских тягачах и гусеничных тракторах того периода.

Модернизация танка, проведённая в 1938 году, результатов не дала, и встал вопрос о дальнейшем использовании МС-1. Из 959 построенных машин к этому моменту в войсках и учебных подразделениях осталось 862, остальные были разобраны на запчасти либо сданы в металлолом. Танки перевооружались 45-мм пушками образца 1932 года. Машины, полностью выработавшие моторесурс, передавались в распоряжение укрепрайонов (УР) для использования в качестве неподвижных огневых точек, а сохранившие способность двигаться МС-1 предполагались к использованию в составе УР в качестве своеобразных передвижных артустановок. На немецких фотографиях из частных фотоальбомов иногда встречаются МС-1 разной степени боеготовности, захваченные в 1941 году наступающими немецкими войсками.


Документальных свидетельств об участии МС-1 в боях Великой Отечественной войны мало. Например, Осовецкий укрепрайон (№ 66) Западного особого военного округа (Беларусь) в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооружённых танковой пушкой 45 мм, а также 2 танковые роты (1-ю, состоявшую из 25 танков МС-1 в районе Кольно, и 2-ю — из 18 танков МС-1 в районе Беляшево). 2-я рота танков МС-1 в июне 1941 года успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли лёгкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортёры. Имеются свидетельства о том, что танки МС-1 принимали участие в битве за Москву осенью-зимой 1941 года. Заменой МС-1 в войсках стал танк непосредственной поддержки пехоты , принятый на вооружение в 1931 году.

К настоящему времени сохранилось не более двух десятков МС-1 в экспозициях различных музеев и в виде памятников. Остовы танков и отдельные их детали иногда находят военные археологи, несколько машин в настоящее время находятся на реставрации. Из-за того что все сохранившиеся на сегодня МС-1 встретили войну «не на ходу» (в составе укрепрайонов), есть серьёзные проблемы с восстановлением «родной» подвески. До сих пор не найдено ни одного звена гусеницы МС-1, плохо с поиском катков, амортизаторов и т. п., поэтому у всех отреставрированных танков ходовая часть не соответствует оригинальной.


Обсудить материал вы можете

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

Если вы хотите создать такую модель своими руками, распечатайте 2-ю страницу брошюры на листе бумаги формата А4. Если формат будет иной, то масштаб модели изменится. Процесс склейки танка несложен и не требует специальных навыков. Он займёт у вас 1-2 часа, и по завершении работы вы получите прекрасный сувенир — маленький «Малый сопровождения — 1» (он же Т-18) . Такой, как на фотографии вверху статьи.


К началу 1938 года всё ещё находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934—1937 годах в распоряжение укрепрайонов Ленинградского военного округа для строительства ДОТов, остальные были уже отправлены на металлолом. Но даже формально остававшиеся на вооружении танки в большинстве своём находились в неисправном состоянии, а многие были к тому же и разоружены (с части танков были демонтированы пушки, переданные для вооружения танков Т-26).

Положение усугублялось отсутствием запчастей, которые получались только в частях путём разукомплектования одних танков для ремонта других. В связи с этим, распоряжением наркома вооружений от 2 марта Т-18 были сняты с вооружения и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов, а также Народному Комиссариату ВМФ.

Дополнительная справка:


Не успели принять Т-18 на вооружение РККА, как уже летом 1929 года танк едва не признали устаревшим. Согласно принятой 18 июля Системе танко-тракторного-автоброне-вооружения танк Т-18 считался не отвечающим требованиям ведения современных боевых действий.
В течении ближайших 2-3 лет его планировалось полностью заменить "основным танком сопровождения" Т-19, разработку которого поручили конструкторской бригаде С.А.Гинзбурга, и новыми машинами зарубежного образца. Однако до этого времени списывать Т-18 никто не собирался. В одном из пунктов решения РВС СССР отмечалось следующее:
"Впредь до конструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч."
Так на заводе "Большевик" приступили к первому этапу модернизации Т-18, установив на нём более мощный (40 л.с.) двигатель, 4-скоростную КПП, ввели 4-й поддерживающий ролик, гусеничные цепи типа "орлиный коготь" и грязезащиту катков. На танках более поздних серий появилось новое литое ведущее колесо с внешним зацеплением.

Башню перепроектировали, ликвидировав заднюю пулеметную установку и установив вместо неё прямоугольную кормовую нишу в которой планировалось установить радиостанцию (на самом деле она так и не была установлена). Кроме этого, на модернизированных танках применили бортовой башенный вентиляционный люк с прямоугольной крышкой. Планировалось также усилить артиллерийское вооружение, за счет установки новой 37-мм пушки Б-3, но в конечном итоге оставили старую "гочкисс".

В таком виде танк получил обозначение "МС-1 (Т-18) образца 1930 г." и был принят к серийному производству. Впрочем, никаких особых улучшений эти нововведения не принесли. Скорее наоборот - масса танка лишь возросла и добиться требуемой скорости 25 км\ч естественно не удалось. Был также разработан новый вариант "танка сопровождения", который проходил под обозначениями Т-20 и T-18 "улучшенный", но серийным он также не стал.

Очередная попытка модернизировать Т-18 была предпринята в 1933 году. К этому времени в СССР большими партиями строился легкий танк Т-26, подвеска которого для легкой боевой машины оказалась очень удачной. Так возникла идея создать "гибрид" серийного Т-18 с элементами ходовой части Т-26. От "двадцать шестого" заимствовали три тележки с 6 опорными катками и пластинчатой амортизацией, установили новое увеличенное ведущее колесо, а вместо 4-х стандартных поддерживающих роликов поставили 3 большего диаметра. В остальном опытный Т-18 соответствовал серийному танку образца 1930 года. Опытный экземпляр такого танка поступил на испытания 19 мая 1933 года, но эффект был получен скорее отрицательный. Из-за неравномерной нагрузки на опорные катки машина "приседала" при трогании с места и "кивала" при торможении - это приводило к преждевременному износу подвески. По ходовым качествам обновленный Т-18 оказался даже хуже серийных машин. При попытке двигаться на третьей передаче глох двигатель, а подъём в 30° оказался для танка непреодолимым.

Более серьёзно к вопросу модернизации подошли в 1937 году. Как показали испанские события легкобронированные машины оказались слишком уязвимы для набиравшей силу противотанковой артиллерии, поэтому в СССР развернулась активная программа строительства танков с противоснарядным бронированием, в том числе и легких типов.
Однако на балансе РККА продолжало оставаться более 1000 единиц устаревшей техники, львиную долю из которых составляли "малые танки сопровождения" различных вариантов. К этому времени в эксплуатации находились далеко не все из них - из-за сильного износа ходовой части и моторно-трансмиссионной установки эти машины либо передавались на склады, либо находились на территории воинских частей в частично разукомплектованном виде и использовать их в боевой обстановке не представлялось возможным. Тем не менее, отправлять на переплавку более чем 800 танков Т-18 тогда не решились.
Вместо этого, руководство ГАБТУ поставило задачу модернизировать эти боевые машины. Предполагалось оснастить Т-18 двигателем ГАЗ-М1 и коробкой передач от плавающего танка Т-38 обр.1936 г., что повлекло за собой переделку моторно-трансмиссионного отделения. Изменилась и ходовая часть: были установлены новые направляющие и ведущие колёса, вместо 4-х поддерживающих роликов оставили только 2. Также была модернизирована башня - кормовую нишу (за ненадобностью) устранили, а на крыше вместо грибообразного колпака появилась конусная крышка из углеродистой стали, что позволяло немного снизить массу.

В очередной раз рассматривался вопрос об усилении вооружения, но тогда оптимального решения не нашли и так по-прежнему остался с 37-мм "гочкиссом" и одним 7,62-мм пулеметом ДТ. Опытный образец танка, названного Т-18М, был построен на заводе №37 им.Орджоникидзе. Для этого был использован серийный Т-18, который подвергли выше перечисленным доработкам. Правда, новый двигатель выдать отказались и пришлось использовать "поношенный", снятый с Т-38.
Испытания состоялись в марте 1938 года и не принесли желаемых результатов. Вместо заложенной в проекте максимальной скорости 30-35 км\ч удалось развить всего 24,3 км\ч, при этом старый двигатель не смог работать на 4-й передаче. Более серьезной проблемой стал сместившийся назад центр тяжести. Теперь танк "юзил" при торможении на мокром шоссе и с трудом преодолевал даже незначительный уклон.

Сравнив полученные показатели в ГАБТУ решили, что идея полноценной модернизации Т-18 себя полно полностью изжила, и имеющиеся танки необходимо будет использовать для других целей…
Общий объём производства Т-18, несмотря на его устарелость, оказался достаточно большим. Уже к ноябрю 1930 года завод "Большевик" сдал 259 танков, а к моменту завершения выпуска в конце 1931 года их количество достигло 959 единиц. После этого завод перевели на выпуск легких танков Т-26.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки обр. 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю либо просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точка) у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.Танки, сохранившие возможность передвигаться, были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны, в войсках ещё имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков. Превращённые в ДОТы Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.
Сведения о боевом примении Т-18 в Великой Отечественной войне носят в основном отрывочных характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах (УР) — в частности, известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском УР. Несколько Т-18 было передано в состав 9 механизированного корпуса, понёсшего большие потери в ходе танкового сражения в районе Луцка-Ровно; 29 июня корпус получил 14 таких танков, из которых на 2 июля осталось всего две машины (из них одна неисправная).Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941—1942 года использовались 9 Т-18 из состава 150-й танковой бригады, по документам числившиеся на вооружении вплоть до февраля, когда в бригаде ещё имелось три таких танка. Размещённые в районе озера Хасан в виде укреплений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Последнее фото уникально тем, что на нем слева, с открытой дверью, еще один редкий для СССР танк.

МС-1, или Т-18 – это советский легкий пехотный танк, название которого расшифровывается как «Малый Сопровождения».

История создания МС — 1

В середине 20-х годов прошлого века танки в СССР были поделены не классическим для сегодняшнего дня образом: Тяжелые, Средние и Легкие, а другим способом: Малые, Основные и Маневренные. МС-1 был как раз танком класса “Малый”, отсюда и часть его названия.

В 20-е годы СССР очень требовались собственные танки, но ни специалистов, ни базы для того, чтобы начать работы, не было. Был, правда, танк «Рено Русский», который разработали во время гражданской войны. Его отвергли, если верить выписке из одного отчета по этому танку:

«…весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно не вооружены..»

Поэтому решено было купить один из образцов подобной техники из-за границы. Первым обратили взгляд на французский танк Reno FT-17, который уже вовсю пользовался успехом в Европе. Но он обладал рядом недостатков: большой вес (военное командование СССР планировало переправлять танки на грузовиках), маленькая скорость и плохое вооружение(37-мм пушки имели прицельную дальность в 400 м). После отклонения танка Renault, нашли танк, который более всего подходил для опытного образца нового советского танка — итальянский Fiat 3000. В результате был куплен один образец машины и отправлен в КБ на завод «Большевик». В марте 1927 года был построен опытный образец под обозначением Т-16.

Испытания выявили ряд недостатков ходовой части, и после их исправления танк назвали Т-18. Предположительно 20-25 мая танк был отправлен в Москву на гос.испытания. Стоит отметить, что пушки у танка не было до сих пор, то есть испытания проводились с макетом орудия. Орудие в конце концов поставили такое же как у французского Рено.

МС-1 был принят на вооружение 6 июля того же года. Производился до 1931 года. Эксплуатировался вплоть до 1950-ых годов.

Вооружение

  • Пушка 37 мм
  • Боекомплект, сн. — 96
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 600
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 705
  • Прицельная дальность, м, — Примерно 500
  • Углы вертикальной наводки, град.: -8°…+30°

Бронепробиваемость

  • Бронебойный, на расстоянии 100 м, мм/град. — 29/60°
  • Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 23/60°
  • Бронебойный, На расстоянии 1 км, мм/град. — 16/60°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 6

Дополнительное вооружение

Два 6.5-мм пулемета Федорова. Один спарен с пушкой. Другой установлен в правой лобовой части башни.

Тактико-Технические Характеристики

  • Масса, т — 5,3
  • Экипаж, ч — 2. Командир (он же наводчик и заряжающий), Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм — 3500
  • Ширина корпуса, мм — 1760
  • Высота, мм — 2030

Бронирование

Лоб корпуса, мм/град. 16
Борт корпуса, мм/град. 16
Корма корпуса, мм/град. 16
Днище, мм 8
Крыша корпуса, мм 8
Лоб башни, мм/град. 16
Борт башни, мм/град. 16
Корма башни, мм/град. 16
Крыша башни, мм 8

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 25
  • Максимальная скорость, км/ч — 16
  • Запас хода по шоссе, км — 100
  • Удельная мощность, л. с./т — 6,6
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Модификации

  • Т-18 обр. 1929 г. — Боекомплект увеличен до 104 снарядов.
  • Т-18 обр. 1930 г. — Немного уменьшены размеры. Вместо двух пулеметов Федорова, установлен один пулемет Дягтерева. Более мощный двигатель в 40 л.с., в результате чего максимальная скорость возросла до 22 км/ч.
  • Т-18М — Размеры танка увеличились, он стал больше даже чем обычный МС-1. Боекомплект увеличился до 112 снарядов, но вследствие этого уменьшился боезапас для пулемета на 500 патронов. Новый двигатель мощностью в 50 л.с. значительно улучшил ходовые характеристики. Максимальная скорость возросла до 24 км/ч.

Машины на базе МС-1

  • СУ-18 — Самоходная установка. Обладало 76-мм полковой пушкой. Не принята на вооружение по причине того, что шасси МС-1 не выдерживало выстрела 76-мм пушки.
  • ТТ-18 — Телетанк. Управлялся с помощью трехкомандного управления: “Вправо, влево, стоп”. На вооружение не принят по той причине, что при очень малой массе танк в движении качало из стороны в сторону из-за самых мелких кочек и камней, и таким образом он не мог двигаться прямо, как требовало комиссия.
  • ХТ-18 — Химический танк. Обладал химической защитой от различных отравляющих газов. На вооружении у него был распылитель, который мог распылять отравляющий газ и образовывать дымовые завесы. Баки с веществом на 60 литров позволяли заразить или задымить практически 2 км протяженной местности. Не принят на вооружение в пользу ОТ-1.
  • Также МС-1 использовался в качестве транспортира боеприпасов и инженерных машин.

Боевое применение

Конфликт на КВЖД (октябрь-декабрь, 1929 г.) — Во время боев танковые соединения вели себя не скоординировано, однако за все время конфликта не понесли потерь. Поврежденные танки удалось отремонтировать.

Великая Отечественная война (1941-1942) — На начало ВОВ на вооружении стояло 160 танков МС-1 и 450 неподвижных боевых точек (на базе МС-1). Последние данные об использовании МС-1 относятся к декабрю-февралю 1941-42 г. В Битве за Москву принимало участие 9 танков МС-1. Больше эти танки не участвовали в сражениях.

Фотографии танка МС-1

Танк является результатом проведенной в 1938 году модернизации первого танка советской конструкции МС-1 (Малый Сопровождения - первый). Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1927 году и производился серийно в течение почти четырех лет. Всего было выпущено 950 машин. Корпус и башня собира-лись методом клепки из катаных броневых листов. Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона, трехступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач.

Механизм поворота обеспечивал поворот танка с минимальным радиусом, равным ширине его колеи (1,41 м). Пушка калибром 37-мм системы "Гочкис" и 18-мм пулемет размещались в башне кру-гового вращения. Для повышения проходимости танка через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым "хвостом". В ходе мо-дернизации на танке был установлен более мощный двигатель, де-монтирован хвост, танк был вооружен 45-мм пушкой образца 1932 года с большим боезапасом. В первые месяцы войны танки Т-18м использовались в качестве неподвижных огневых точек в системе советских приграничных закрепрайонов.

История создания танка

Легкий танк Т-18 (МС-1 или "Русский Рено").

В период Гражданской войны в России танки "Рено" повоевали и в войсках интервентов, и у белых, и в Красной Армии. Осенью 1918 года, 3-ю роту "Рено" 303-го полка штурмовой артиллерии направили на помощь Румынии. Она выгрузилась 4 октября в греческом порту Салоники, но в боевых действиях поучаствовать не успела. Уже 12 декабря рота оказалась в Одессе вместе с французскими и греческими войсками. Впервые эти танки вступили в бой 7 февраля 1919 года, поддержав совместно с бронепоездом белых атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк "Рено" FT-17 был поврежден и захвачен бойцами Второй Украинской Красной армии в марте 1919 года после боя с частями Деникина.

Машину отправили в Москву в качестве подарка В.И.Ленину, который дал указание организовать на ее базе производство аналогичной советской техники.
Доставленный в Москву, он 1 мая 1919 года прошел по Красной площади, а позже был доставлен на Сормовский завод и послужил образцом для постройки первых советских танков "Рено русский". Эти танки, известные также как "М", были построены в количестве 16 штук, снабжались двигателями типа "Фиат" мощностью в 34 л.с. и клепаными башнями; на части танков позднее поставили смешанное вооружение - 37-мм пушка в передней части и пулемет в правом борту башни.

Осенью 1918 рода трофейный "Рено" FT-17 был отправлен на Сормовский завод. Коллектив конструкторов технического бюро за сравнительно короткое время с сентября по декабрь 1919 года - разработал чертежи новой машины. При изготовлении танка "сормовичи" кооперировались с другими предприятиями страны. Так Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, а Московский завод АМО (ныне ЗИЛ) - двигатели. Несмотря на многие трудности через восемь месяцев с начала организации производства (31 автуста 1920 года) первый советский танк покинул сборочный цех. Он получил название "Борец за свободу товарищ Ленин". С 13 по 21 ноября танк выполнил официальную программу испытаний.
В машине сохранена компоновочная схема прототипа. Впереди располагалось отделение управления, в центре - боевое, в корме моторно-трансмиссионное. При этом с места механика-водителя и командира-стрелка, составляющих экипаж обеспечивался хороший обзор местности, кроме того непростреливаемое пространство в направлении движения танка вперед было небольшим. Корпус и башня были каркасными бронирование противопульным. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни наклонены под большими углами к вертикальной плоскости что повышвло их защитные свойства, и соединены заклепками. В лобовом листе башни в маске устанавливалась 37-мм танковая пушка "Гочкис" с плечевым упором или 18-мм пулемет.Некоторые машины имели смешанное (пулеметно-пушечное) вооружение.Боекомплект с пушечным вооружением из 250 унитарных артиллерийских выстрелов.В качестве приборов наблюдения использовались смотровые щели.Средств внешней связи не было.

На танке устанавливался четырех-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 34 л.с,позволяющий двигаться со скоростью 8,5 км/ч. В корпусе он располагался продольно и и был направлен маховиком в сторону носовой части. Механическая трансмиссия из конического главного фрикциона сухого трения (сталь по ко же),четырех-ступенчатой коробки передач,бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух-ступенчатых бортовых передач.Механизмы поворота обеспечивали выполнение этого маневра с минимальным радиусом,равным ширине колеи машины (1,41 метр). Гусеничный движитель (применительно к каждому борту) состоял из крупнозвенчатой гусеничной ленты цевочного зацепления. Девять опорных и семь поддерживающих катков направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса заднего расположения. Поддерживающие катки (кроме заднего) подрессорены винтовой спиральной пружиной. Подвеска балансирная. В качестве ее упругих элементов использовались листовые полуэплиптические рессоры прикрытые броневыми листами.Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость. Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов и эскарпов в его кормовой части был установлен съемный кронштейн ("хвост"). Машина преодолевала ров шириной 1,8 м и эскарп высотой 0,6 м, могла преодолевать вброд водные преграды глубиной до 0,7 м, и валить деревья толщиной до 0,2 - 0,25 м,не опрокидываясь на подъемах до 38 градусов, и при кренах до 28 градусов.

Электрооборудование однопроводное,напряжение бортовой сети 6В.Система зажигания от магнето.Пуск двигателя производится из боевого отделения с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки. По своим тактико-техническим характеристикам танк Т-18, не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию крыши превосходил его. В последующем были изготовлены еще 14 таких танков, некоторые из них получили наименования: "Парижская коммуна","Пролетариат", "Буря","Победа","Красный боец","Илья Муромец". Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны. В самом ее конце производство машин из-за экономических и технических трудностей было прекращено.
Читайте также: "Легкий танк Т-80 "

После глубокой модернизации в 1938 году получил индекс Т-18м.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
длина
ширина
высота
Экипаж

2 человека

Вооружение

1х37-мм пушка "Гочкис"
1х18-мм пулемет
на модернизированном Т-18М
1х45-мм пушка,образца 1932 года
1х7,62-мм пулемет

Боекомплект