Денежная удача

Деятельность оон в области охраны окружающей среды. Международные общественные организации по охране природы Цели юнеп и способы их достижения

Значительный вклад в дело охраны окружающей среду вносят международные организации. Разумеется, наиболее серьезную роль играют ООН и ее специализированные учреждения.

Организация Объединенных Наций в настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР) и др.

При ЭКОСОС имеется Комитет по природным ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ВМО, ИКАО и др.), а также МАГАТЭ.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала международную программу "Человек и биосфера" и координирует ее выполнение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывая единые показатели загрязнения воздуха; участвует в анализе природоохранного законодательства отдельных стран.

Международная морская организация (ММО) занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды и созывает международные конференции по охране Мирового океана.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.

Международная организация гражданской авиации (МКАО) 2 апреля 1971 года в соответствии со ст. 37 Чикагской Конвенции о рекомендательными, однако ряд авторов считают, что резолюции, принятые единогласно, приобретают императивный характер.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 г. осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды", цель ее - обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок.

Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 году. Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.

Основные функции Совета:

  • а) содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;
  • б) осуществление общего руководства и координации программ в области окружающей среды, выполняемых организациями ООН;
  • в) подготовка обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного сотрудничества;
  • г) осуществление постоянного наблюдения за влиянием национальной и международной политики и природоохранительных мер для развивающихся стран;
  • д) подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.

Важнейшими направлениями природоохранительной деятельности ЮНЕП являются :

  • а) охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод);
  • б) борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением);
  • в) рациональное использование природных ресурсов;
  • г) создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг);
  • д) изучение экономических особенностей развития населенных пунктов;
  • е) разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.

Всемирный союз охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов. Также Союз активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. Под руководством Союза разработан проект Международной хартии по окружающей среде и развитию и комментарии к нему. Союз совместно с ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубликовал Всемирную стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991 г.).

Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции. К таким организациям следует отнести Европейское интеграционное объединение - Европейский союз. Учредительные договоры Европейских Сообществ и Европейского Союза определяют природоохранительные цели организации - содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам охраны окружающей среды. Так, к Маастрихтскому договору приложены три декларации по природоохранительной тематике: директивы о вредных выбросах; о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружающей среды; о защите животных. оон природоохранительный экология конвенция

7 мая 1990 года было создано "Европейское агентство по окружающей среде и Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой". Это Агентство снабжает Европейский союз и государства-члены объективной информацией, необходимой для разработки и осуществления действенной и эффективной политики в отношении окружающей среды. Оно составляет квалифицированные отчеты о качестве, интенсивности и характере воздействия на окружающую среду, разрабатывает единообразные оценочные критерии, данные о состоянии среды. Приоритетными в деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побережий.

Комиссия для стран южной части Тихого океана, созданная в 1947 г., содействует улучшению экономических, социальных и культурных условий, а также охране окружающей среды посредством взаимных консультаций.

Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы. Международный институт по окружающей среде и развитию. Международный совет по природоохранному праву и др.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

  • 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;
  • 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктику и почву.

Первым международно-правовым документом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

Современная система международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны еще до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений.

Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своем докладе "Наше общее будущее" 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.

В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе ("Повестка дня на XXI век").

Ниже приводятся источники по разделам международного права охраны окружающей среды, соответствующим различным объектам регулирования.

(Справка)

11-10-2011

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) является органом Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией 2997 от 15 декабря 1977 г. и рекомендациями Конференции ООН по вопросам окружающей среды (1972 г., Стокгольм, Швеция). Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения).

Основным руководящим органом ЮНЕП является Совет Управляющих (СУ), который состоит из 58 государств-членов, избираемых ГА ООН на четырехлетний период в соответствии с принципом географической представленности (16 - от африканских стран, 13 - от азиатских стран, 6 - от восточно-европейских стран, 10 - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 13 - от западноевропейских и других государств). Российская Федерация традиционно избирается в состав СУ ЮНЕП (нынешнее членство до 31 декабря 2013 г.).

До введения в практику проведения сессий СУ в качестве межсезонного органа ЮНЕП действовал Комитет высокого уровня министров и должностных лиц (КВУ). На 21-й сессии СУ ЮНЕП (февраль 2001 г., Найроби, Кения) было принято решение о прекращении его деятельности (UNEP/HLC/5/3). В феврале 2011 г. в Найроби (Кения) прошла очередная 26-я сессия СУ ЮНЕП/Глобального министерского экологического форума (СУ-26 ЮНЕП/ГМЭФ).

С 2000 г. по четным годам также на регулярной основе проводятся спецсессии СУ ЮНЕП/ГМЭФ. 11-я спецсессия СУ ЮНЕП/ГМЭФ прошла в феврале 2010 г. на о.Бали (Индонезия).

В соответствии с Правилом 62 Процедуры СУ ЮНЕП действует Комитет постпредов (КПП), состоящий из аккредитованных в Найроби постоянных представителей государств-членов ЮНЕП и осуществляющий свою деятельность в период между сессиями СУ. В течение календарного года, помимо участия в рабочих группах, КПП проводит четыре ежеквартальных заседания.

ЮНЕП выступает в качестве ключевой структуры системы ООН по координации усилий международного сообщества в сфере охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов. Основными направлениями деятельности ЮНЕП являются: анализ и оценка состояния глобальной окружающей среды в целях раннего предупреждения возникающих угроз экологического характера, развитие международного сотрудничества по борьбе с загрязнением окружающей среды, дальнейшее совершенствование экологической правовой базы, координация природоохранной деятельности в рамках системы ООН, содействие разработке и принятию согласованных мер по решению экологических проблем, оказание помощи в создании и эффективном функционировании национальных структур по охране окружающей среды и др.

В качестве механизма реализации решений в области охраны окружающей среды и координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН выступает Секретариат ЮНЕП во главе с Исполдиректором, который по должности является заместителем Генсекретаря ООН и назначается Генассамблеей ООН по его рекомендации на четырехлетний срок. В настоящее время Исполдиректором ЮНЕП является А.Штайнер (Германия), вновь переизбранный на этот пост на четырехлетний срок с 15 июня 2010 г.

В настоящее время действуют шесть региональных бюро ЮНЕП: для Европы (Женева), для Африки (Найроби), для Северной Америки (Вашингтон), для Азии и Тихоокеанского региона (Бангкок), для Латинской Америки и Карибского региона (Панама) и Западной Азии (Манама). ЮНЕП имеет свои представительства по связям с ЕС в Брюсселе (Бельгия), штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке (США), Лигой арабских государств в Каире (Египет). В 2003 г. было учреждено отделение регионального бюро ЮНЕП для Азии и Тихоокеанского региона в Пекине (КНР). С 2000 г. действует отделение Европейского регионального бюро ЮНЕП в Москве (Россия).

Под эгидой ЮНЕП функционируют такие крупные природоохранные программы, как Глобальная система мониторинга окружающей среды (WCMC), Глобальная система данных о природных ресурсах (GRID), Международный регистр потенциально токсических химических веществ (IRPTC), Центр содействия ЮНЕП по вопросам энергетики и охраны окружающей среды (UCCEE), Глобальная система информации по окружающей среде (GRI) и др.

В рамках ЮНЕП работает Программа региональных морей, направленная на защиту морской окружающей среды и экологически безопасное использование морских ресурсов. Действующие в ее рамках 13 конвенций и планов действий охватывают более 140 стран и распространяются на многие регионы Африки, Средиземноморья, бассейна Карибского моря, Юго-Восточной Азии, Северо-западного района Тихого океана и др. ЮНЕП принимала активное участие в подготовке к подписанию Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, которая считается одной из наиболее успешных реализованных инициатив под эгидой ЮНЕП.

ЮНЕП содействовала достижению правительствами консенсуса в формировании ряда международных природоохранных соглашений, таких как Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Базельская конвенция по контролю за опасными отходами и их удалением, Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения и др. ЮНЕП продолжает оказывать содействие в деятельности конвенций по биоразнообразию, опустыниванию и изменению климата. В настоящее время при ключевой роли ЮНЕП ведется работа по созданию международного механизма финансирования обращения с опасными химвеществами и отходами, а также по разработке глобального имеющего обязательную юридическую силу соглашения по контролю оборота ртути.

Финансирование ЮНЕП осуществляется из четырех основных источников: Природоохранного фонда, который складывается из добровольных взносов государств и используется для бюджетного обеспечения программной деятельности; целевых взносов, в т.ч. в трастовые фонды природоохранных конвенций; целевых дополнительных взносов, используемых для конкретных проектов, и перечислений из регулярного бюджета ООН, используемых, в основном, на административные нужды.

На 25-й сессии СУ ЮНЕП были приняты Программа работы и бюджет ЮНЕП на двухгодичный период 2010-11 гг. в размере 180 млн.долл. Начиная с 2010 г., российский добровольный ежегодный взнос в Природоохранный фонд ЮНЕП в соответствии с решением Правительства России был увеличен с 500 тыс. до 900 тыс. долл. США.

Российская Федерация (ранее СССР) активно взаимодействует с ЮНЕП с момента вступления в нее в 1976 г. Головным ведомством по сотрудничеству с этой Программой ООН является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, действующее в своих связях с ЮНЕП в координации с МИД России.

Наиболее приоритетными направлениями взаимодействия ЮНЕП с Россией на данном этапе являются такие, как мониторинг и оценка состояния окружающей среды; содействие разработке и координация осуществления политики и программ рационального использования природных ресурсов; адаптация международного опыта для решения национальных природоохранных задач; содействие формированию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в природоохранную сферу; расширение и развитие сотрудничества по экологическому образованию и др.

Особое внимание в ходе совместной проектной деятельности придается активизации сотрудничества по приоритетным для России направлениям: реализация Программы «Региональные моря» (Арктический регион, Каспийское и Черное моря, регион Северо-западной части Тихого океана - НОУПАП), охрана горной экосистемы Кавказского региона, экологическое сопровождение строительства спортивных объектов Зимней олимпиады Сочи-2014.

Кроме того, в рамках нашего двустороннего сотрудничества успешно развиваются такие направления нашего взаимодействия как совместные действия по защите арктической морской окружающей среды, по реагированию на вредное воздействие стойких токсических веществ на здоровье коренных народов российского Крайнего Севера, по наблюдению за воздействием изменения климата на большие сибирские реки, по мобилизации финансирования проектов по созданию энергоэффективных и возобновляемых источников энергии в условиях изменения климата, создание в России условий для реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и развития национального плана по ее осуществлению, укрепление сети учебных центров по управлению природоохранными зонами и др.

Представительство Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в Российской Федерации

Программа Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) United Nations Environment Programme (UNEP) - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне

Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития»

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кении. У ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах

ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды

ЮНЕП сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел

ЮНЕП выступает в качестве ключевой структуры системы ООН по координации усилий международного сообщества в сфере охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов

Под эгидой ЮНЕП функционируют такие крупные природоохранные программы, как Глобальная система мониторинга окружающей среды (WCMC), Глобальная система данных о природных ресурсах (GRID), Международный регистр потенциально токсических химических веществ (IRPTC), Центр содействия ЮНЕП по вопросам энергетики и охраны окружающей среды (UCCEE), Глобальная система информации по окружающей среде (GRI) и др.

В рамках ЮНЕП работает Программа региональных морей, направленная на защиту морской окружающей среды и экологически безопасное использование морских ресурсов

Действующие в ее рамках 13 конвенций и планов действий охватывают более 140 стран и распространяются на многие регионы Африки, Средиземноморья, бассейна Карибского моря, Юго-Восточной Азии, Северо-западного района Тихого океана и др.

На сессии, состоявшейся в феврале 1997 года, Совет управляющих ЮНЕП принял решением 19/1 Найробийскую декларацию, в которой роль ЮНЕП была заново определена следующим образом: Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды

Основные задачи:

организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

анализ и оценка состояния глобальной окружающей среды; предупреждение об экологических угрозах;

развитие международного права в области окружающей среды в интересах устойчивого развития; содействие повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности;

предоставление помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям;

поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;

сохранение биологического разнообразия;

учет экосистемных услуг и управление экосистемами;

управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;

сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;

регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;

рациональное использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;

информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды;

развитие международного сотрудничества по борьбе с загрязнением окружающей среды;

совершенствование экологической правовой базы;

координация природоохранной деятельности в рамках системы ООН; содействие разработке и принятию согласованных мер по решению экологических проблем;

оказание помощи в создании и эффективном функционировании национальных структур по охране окружающей среды

Российская Федерация традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП, основываясь на целесообразности и реальной возможности использования потенциала этой организации для решения приоритетных для России экологических задач. Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП в 2000 году открыла свое представительство в Москве

В основные задачи Московского офиса ЮНЕП входит развитие политического диалога с органами власти Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и международной политики в области окружающей среды; участие в продвижении программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ), развитие сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями и деловыми кругами

Сотрудничество ЮНЕП и ее Московского офиса с российским партнерами базируется на Соглашении о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), подписанном в Найроби 16 апреля 2013 г. Сергеем Донским, Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации, от имени Правительства Российской Федерации, и Ахимом Штайнером, Исполнительным Директором ЮНЕП

В соответствии с Соглашением между ЮНЕП и Правительством Российской Федерации, подписанным 16 апреля 2013 г., сотрудничество будет осуществляться по следующим основным направлениям, являющимся приоритетными для Сторон:

a) поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;

b) сохранение биологического разнообразия; учет экосистемных услуг и управление экосистемами;

c) управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;

d) сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;

e) регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;

f) сотрудничество в целях дальнейшего выполнения Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала с использованием российского экспертного потенциала;

g) рациональное использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;

h) информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды;

i) содействие реализации соглашений и программ в области охраны окружающей среды, действующих под эгидой Организации Объединенных Наций, в которых участвуют Стороны

В 2011 г. Под руководством Правительства России и ЮНЕП было учреждено партнерство по устойчивому управлению окружающей средой в российской Арктике. Целью настоящей инициативы является разработка и выполнение долгосрочной, многоцелевой программы по устойчивому управлению окружающей средой в Арктике в быстро меняющихся климатических условиях («Арктическая Повестка 2020»). Ее целью является содействие выполнению Национального плана действий «Арктика», принятого российским Правительством в 2009 г.

Программа разработана на пять лет, общий бюджет составляет свыше 335 миллионов долларов США (25 миллионов из Трастового фонда ГЭФ и 310 миллионов со-финансирование из различных источников). ЮНЕП планирует выделить 11 миллионов долл. США на выполнение трех проектов в рамках Программы и выполнение функций координатора Программы

В этом партнерстве участвуют следующие организации и группы: Правительство Российской Федерации, Глобальный Экологический Фонд, ЮНЕП, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Программа Развития ООН, Северная Экологическая Финансовая Корпорация, Агентство защиты окружающей среды США, администрации арктических регионов России, добывающие компании, неправительственные организации и коренные народы Арктики

На протяжении многих лет сотрудничества с Россией сформировались сильные партнерства на разных уровнях, объединяющие представителей правительства, частного сектора, гражданского общества и научных кругов. ЮНЕП способствовала внедрению в России природоохранных концепций и продвижению инициатив, направленных на включение вопросов управления охраной окружающей среды в национальную политику, что обеспечило важное признание и уважение деятельности и репутации ЮНЕП Правительством России. Сравнительное преимущество ЮНЕП в качестве глобального лидера в области охраны окружающей среды и мощного интеллектуального ресурса получило широкое признание как Правительства, так и общественности России

Программа Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)

2016-07-23T22:11:58+00:00 konsulmir ООН Представительства международных организаций в России Российская Федерация Представительство Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в Российской Федерации Программа Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) United Nations Environment Programme (UNEP) - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря... konsulmir [email protected] Administrator

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде – ЮНЕП создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.

Являясь главным органом Организации Объединенных наций в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, неуклонно выступает в защиту природной среды земного шара.

Руководящий орган ЮНЕП, Совет управляющих, состоящий из представителей 58 стран, собирается ежегодно.

Программы финансируются Экологическим фондом, образованным из добровольных взносов правительств с привлечением доверительных фондов и небольших ассигнований из регулярного бюджете Организации Объединенных Наций.

СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ ЮНЕП

· Управление использованием информации по окружающей среде
· Раннее оповещение
· Оценка воздействия на окружающую среду
· Системы географической информации
· Стратегическая оценка в состоянии окружающей среды
· Стратегии смягчения последствий
· Выявление возникающих проблем
· Укрепление институционального потенциала
· Просвещение и профессиональная подготовка по проблемам окружающей среды
· Правовые, экономические и политические документы
· Природоохранное законодательство
· Международные природоохранные конвенции, соглашения и связанные с ними процессы
· Экологически чистые технологии
· Более чистые и безопасные модели производства
· Рациональное обращение с химикатами
· Смягчение воздействия на атмосферу
· Вопросы торговли и окружающей среды
· Достижение консенсуса
· Устойчивое потребление
· Возобновляемые источники энергии и технологии ее получения
· Интегрирование экологических проблем в макроэкономическую политику
· Устойчивый туризм в уязвимых районах
· НПО, гражданское общество и основные группы, включая частный сектор
· Общедоступная информация
· Биологическое разнообразие
· Биобезопасность, биотехнологии
· Устойчивое использование биологических ресурсов
· Применение генетических ресурсов
· Коралловые рифы
· Морские млекопитающие
· Интегрированная эксплуатация ресурсов пресной воды
· Интегрированное управление использованием прибрежных районов
· Интегрированное управление использованием прибрежных районов и речных бассейнов
· Наземные источники загрязнения
· Оценка воздействия на климат
· Адаптация к изменению климата и его колебаниям
· Охрана озонового слоя
· Оценка опустынивания
· Наилучшие виды практики в природоохранной сфере
· Инструменты рационального использования окружающей среды для промышленного производства и местных органов власти

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕП НА 2010-2011 ГОДЫ

1. В настоящем разделе изложены общая направленность и стратегия программы работы ЮНЕП на двухгодичный период 2010–2011 годов. В нем также приводится описание предполагаемых программ работы в рамках шести новых подпрограмм, сформированных в соответствии со среднесрочной стратегией, включая их ожидаемые достижения и потребности в ресурсах.

2. Современные проблемы и возможности в сфере экологии выдвинули тематику окружающей среды, некогда находившуюся на периферии межправительственных и национальных управленческих процессов, в самый центр внимания политического и экономического руководства. С тем, чтобы обеспечить необходимые экологические условия для общественного процветания, стабильности и справедливости, система Организации Объединенных Наций должна найти такой ответ на вызовы сегодняшнего дня, который соответствовал бы их масштабу и характеру открывающихся возможностей. ЮНЕП как природоохранной программе Организации Объединенных Наций поручено играть ведущую роль в определении, продвижении и поддержке мер, представляющих собой реакцию на эти вызовы и возможности в экологической области.

3. Недавняя перемена курса в целом ряде отношений затронула и саму систему Организации Объединенных Наций. Важный акцент вновь делается на дальнейшей эволюции международного экологического руководства, и в частности на том, чтобы повысить слаженность работы системы Организации Объединенных Наций, обеспечить согласованность оказания помощи в рамках новой организационной архитектуры, уделять больше внимания роли частного сектора, передавать национальным органам основную ответственность за реализацию программ развития и осуществлять управление, ориентируясь на результаты. Программа работы на 2010–2011 годы есть прямой ответ на эти внешние и внутренние перемены, и ее следует воспринимать в контексте текущего процесса реформ в Организации Объединенных Наций, призванного сделать систему Организации Объединенных Наций более слаженным и полезным в современных условиях механизмом, а также в контексте нового стремления сосредоточить усилия ЮНЕП на достижении результатов. В этих целях ЮНЕП предполагает значительно укрепить свои программные функции, в частности посредством намечаемого повышения уровня директора Отдела коммуникации и общественной информации с Д-1 до Д-2 с наделением его дополнительной ответственностью за управление знаниями и развитие контактов с общественностью, а также посредством учреждения шести новых должностей уровня Д-1 в подпрограммах.

4. В течение двухгодичного периода 2010–2011 годов ЮНЕП продолжит выполнять оценочные и нормотворческие функции, возложенные на нее согласно многочисленным резолюциям Совета управляющих и Генеральной Ассамблеи, а также будет эффективно отстаивать и блюсти интересы глобальной окружающей среды. Наряду с этим настоящая программа предусматривает всесторонний учет положений Балийского стратегического плана во всех шести подпрограммах и его выполнение посредством этих подпрограмм. В приложении III перечислены резолюции Генеральной Ассамблеи и решения Совета управляющих, образующие директивную основу, которая позволяет ЮНЕП как главному органу системы Организации Объединенных Наций в области окружающей среды реагировать на экологические вызовы и возможности.

5. Следуя новой архитектуре программы, ЮНЕП готовит новый подход к оценке ее осуществления, как на уровне подпрограмм, так и по отдельным ожидаемым достижениям. В соответствии с новым подходом при такой оценке будет делаться попытка проанализировать ряд ключевых вопросов и проблем, акцентируемых в среднесрочной стратегии, от которых зависит способность ЮНЕП выполнить свою программу работы на 2010–2011 годы. На финансирование оценки выделены бюджетные средства в размере 300 000 долл. США, распределяемые поровну между всеми подпрограммами. В преддверии рассматриваемого двухгодичного периода ЮНЕП будет продолжать совершенствовать свой подход к оценке.

Общая направленность

6. В рамках системы Организации Объединенных Наций главная ответственность за деятельность, связанную с окружающей средой, возложена на Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).

7. Мандат ЮНЕП вытекает из резолюции 2997 (XXVII) Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1972 года, в которой Генеральная Ассамблея учредила Совет управляющих ЮНЕП, "секретариат по вопросам окружающей среды" во главе с Директором-исполнителем ЮНЕП и Фонд окружающей среды. Позднее Совет управляющих уточнил роль и мандат ЮНЕП в Найробийской декларации о роли и мандате ЮНЕП (решение 19/1 от 7 февраля 1997 года, приложение), которая была впоследствии одобрена Ассамблеей в приложении к ее резолюции S/19-2 от 28 июня 1997 года. Генеральная Ассамблея дополнительно конкретизировала мандат ЮНЕП в своей резолюции 53/242 от 28 июля 1999 года. Совет управляющих в своем решении SS.VII/1 о международном экологическом руководстве от 15 февраля 2002 года подтвердил необходимость усиления ЮНЕП и укрепления ее научной базы и, среди прочего, призвал ЮНЕП оказывать более широкомасштабную поддержку в области создания потенциала и технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой, повысить уровень координации многосторонних природоохранных соглашений и укрепить общесистемную координацию и сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций. Ассамблея - последний раз в своей резолюции 62/195 от 19 декабря 2007 года - вновь подтвердила роль ЮНЕП как главного органа системы Организации Объединенных Наций в области окружающей среды и признала необходимость ускорить осуществление Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала, в том числе путем выделения на эти цели дополнительных финансовых ресурсов.

8. Совет управляющих в своем решении 24/9 просил подготовить среднесрочную стратегию на 2010–2013 годы с четко определенными перспективой, целями, приоритетами, мерами воздействия и прочным механизмом для рассмотрения правительствами. На основе научных данных, включая выводы, изложенные в докладе "Глобальная экологическая перспектива: окружающая среда для развития" (ГЭП-4)`, и приоритетов, определенных в ходе глобальных и региональных форумов, были выделены шесть межсекторальных тематических приоритетных областей, призванные составить основу стратегии, которая задавала бы генеральное направление дальнейшей работе ЮНЕП и тверже ориентировала бы программу на достижение конкретных результатов. После обширных консультаций между Директором-исполнителем и Комитетом постоянных представителей при ЮНЕП Совет управляющих ЮНЕП/ Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров в ходе своей десятой специальной сессии в феврале 2008 года принял решение SS.X/3, в котором он приветствовал среднесрочную стратегию и поручил Директору-исполнителю использовать ее при составлении двухгодичных программ работы ЮНЕП на 2010–2011 и 2012–2013 годы. Таким образом, программа работы на период 2010–2011 годов приведена в соответствие со среднесрочной стратегией и соответствует шести ее тематическим межсекторальным приоритетным областям, которые положены в основу шести предлагаемых подпрограмм.

9. В свете накопленного опыта программа работы на двухгодичный период 2010–2011 годов будет, как и предыдущие программы, осуществляться в рамках существующих подразделений ЮНЕП, что обеспечит слаженность и взаимную поддержку в таких универсальных областях специализации, как естественные науки, право, экономика и коммуникация. Учитывая многочисленные взаимосвязи и полезную взаимодополняемость между шестью тематическими межсекторальными приоритетными областями, было решено применить "матричный" подход; при этом в соответствующих случаях будут прилагаться усилия для извлечения побочных выгод. Предполагается, что такой подход укрепит систему управления, ориентированного на результаты, и повысит уровень ответственности руководства за осуществление программ и освоение ресурсов, обеспечивая при этом, чтобы накопленные в каком‑либо одном секторе знания и опыт использовались во всех подпрограммах.

10. Большое значение для деятельности ЮНЕП имеет общеполитический международный контекст. В этой связи четким директивным указанием для Программы являются План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбургский план выполнения), другие решения Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и Маврикийская стратегия по дальнейшему осуществлению Программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств.

11. В мире происходят небывалые по своим масштабам изменения в окружающей среде, что создает как проблемы, так и возможности. Все больше научных данных подтверждают, что экосистемы испытывают на себе беспрецедентное давление и что вследствие этого возникает серьезная угроза перспективам устойчивого развития. И хотя эти проблемы могут казаться непреодолимыми, они, в свою очередь, открывают перед местными общинами, предпринимателями и международными корпорациями возможности для инновационного развития. Для создания экологических условий, благоприятствующих процветанию, стабильности и равенству, потребуются своевременные и соответствующие масштабу экологических проблем ответные меры. В их разработке важную роль будут играть правительства, международное сообщество, частный сектор, гражданское общество и широкая общественность. ЮНЕП как экологическая программа Организации Объединенных Наций будет стремиться выполнить отведенную ей роль в деле разработки, поощрения и поддержки надлежащих мер, принимаемых в связи с возникновением таких экологических проблем и возможностей.

12. В рамках среднесрочной стратегии ЮНЕП будет в течение двухгодичного периода 2010‑2011 годов уделять основное внимание следующим шести межсекторальным тематическим приоритетным областям: изменение климата, бедствия и конфликты, управление экосистемами, экологическое руководство, вредные вещества и опасные отходы, а также рациональное использование ресурсов и устойчивость потребления и производства. Эти шесть приоритетных областей подробнее рассматриваются в пунктах 62-67 ниже.

13. В соответствии со своим мандатом и при учете своих сравнительных преимуществ ЮНЕП будет выполнять свою особую, ведущую роль в области окружающей среды в указанных выше межсекторальных тематических приоритетных областях, включая стимулирование и поощрение международного сотрудничества и практических действий; раннее предупреждение и стратегическое консультирование на основе проверенных научных данных; содействие разработке, внедрению и развитию нормативной базы и стандартов и обеспечение согласованности и взаимосвязи между международными природоохранными конвенциями; предоставление услуг в области технической поддержки и создания потенциала в соответствии со страновыми приоритетами. В пунктах 68–70 ниже более подробно излагаются ключевые элементы стратегии ЮНЕП в деле осуществления данной программы.

14. Изменение климата. В рамках подхода Организации Объединенных Наций к проблеме изменения климата ЮНЕП будет дополнять иные процессы и деятельность других учреждений, включая Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотский протокол к ней, в вопросах создания на национальном уровне благоприятных условий для реагирования на изменение климата, в том числе путем поощрения создания национальной законодательной, экономической и институциональной базы. В этой деятельности ЮНЕП будет делать акцент на взаимоусиливающем воздействии стратегий в области развития и в области изменения климата, а также на получении дополнительных выгод от мероприятий, осуществляемых в ответ на изменение климата, и на их вкладе в повышение экологической устойчивости. ЮНЕП окажет содействие странам в приспособлении к последствиям изменения климата путем снижения уязвимости и повышения жизнестойкости секторов, имеющих приоритетное значение для соответствующих стран. Кроме того, Программа будет способствовать смягчению последствий изменения климата, поддерживая переход на использование более чистых и возобновляемых источников энергии и курс на повышение энергоэффективности, а также решая проблему борьбы с обезлесением и снижением плодородия земель. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

15. Бедствия и конфликты. ЮНЕП будет создавать национальные структуры, позволяющие свести к минимуму угрозы благосостоянию человека, обусловленные экологическими факторами и последствиями нынешних и потенциальных стихийных бедствий и антропогенных катастроф, и повышать осведомленность о связанных с конфликтами экологических рисках в контексте резолюции 58/209 Генеральной Ассамблеи путем принятия комплексного подхода из следующих трех основных оперативных элементов: снижение уровня уязвимости и рисков, действия в чрезвычайных ситуациях и преодоление их последствий, а также систематический учет вопросов окружающей среды в основной деятельности. В рамках этих основных элементов главное внимание ЮНЕП будет уделять снижению экологических рисков и уязвимости в качестве непременного условия обеспечения устойчивого развития и будет добиваться учета потребностей в области рационального природопользования в планах соответствующих структур Организации Объединенных Наций по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

16. Управление экосистемами. ЮНЕП будет способствовать использованию межсекторального комплексного подхода к управлению экосистемами, с тем чтобы обратить вспять процесс деградации экосистемных функций и укрепить способность экосистем противостоять такому внешнему воздействию, как ухудшение сред обитания, распространение чужеродных видов, изменение климата, загрязнение и чрезмерная эксплуатация природных ресурсов. ЮНЕП будет по‑прежнему стимулировать применение комплексных подходов к оценке ресурсов пресной воды, наземных, прибрежных и морских систем, а также к их рациональному использованию. Распространяя комплексный подход, ЮНЕП будет опираться на накопленные знания и результаты комплексных экологических оценок, что позволит более эффективно использовать природные системы различного масштаба и в разных секторах путем создания технического и институционального потенциала. ЮНЕП будет пропагандировать гибкое управление, опирающееся на широкое участие в принятии решений и устойчивое финансирование из средств, поступивших в виде платы за пользование экосистемными функциями или инвестиций в них, с тем чтобы оказать воздействие на те факторы экосистемных изменений, которые обращают вспять процесс деградации экосистем и повышают их жизнестойкость. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

17. Экологическое руководство. В этой области ЮНЕП будет исходить в первую очередь из положений решения SS.VII/1 Совета управляющих о международном экологическом руководстве. На глобальном уровне секретариат ЮНЕП будет оказывать содействие Совету управляющих/Глобальному форуму по окружающей среде на уровне министров в выполнении ими ведущих функций по принятию на международном уровне решений в области экологического руководства и по определению глобальной повестки дня в области охраны окружающей среды. ЮНЕП будет и впредь способствовать обеспечению слаженности действий и сотрудничеству в рамках системы Организации Объединенных Наций по тематике охраны окружающей среды, в том числе посредством представления Координационному совету руководителей системы Организации Объединенных Наций и другим межучрежденческим форумам стратегических документов об экологическом руководстве, а также путем всестороннего задействования Группы по рациональному природопользованию. ЮНЕП будет сотрудничать с секретариатами международных природоохранных соглашений и способствовать взаимодействию между ними в интересах эффективного осуществления таких соглашений и будет вступать в партнерские отношения с руководящими органами и секретариатами других межправительственных процессов в целях развития взаимоусиливающих связей в экологических и смежных областях. ЮНЕП будет продолжать поощрять международное сотрудничество и деятельность на основе проверенных научных данных и содействовать принятию научно обоснованных директивных решений; стимулировать международные усилия по достижению согласованных на международном уровне целей путем оказания правительствам содействия в деле укрепления их стратегий, законодательства и учреждений; поддерживать региональные и субрегиональные процессы на уровне министров и на другом межправительственном уровне в области охраны окружающей среды; активно выступать за привлечение заинтересованных неправительственных организаций и гражданского общества к участию в экологическом руководстве на всех уровнях. На национальном уровне ЮНЕП будет оказывать содействие правительствам в организации, осуществлении и укреплении соответствующих процессов, учреждений, законодательства, политики и программ в целях совершенствования экологического руководства и тем самым обеспечения устойчивого развития, в том числе посредством учета экологических факторов при выработке политики в других секторах и всестороннего использования возможностей Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

18. Вредные вещества и опасные отходы. В рамках более общих усилий Организации Объединенных Наций, направленных на уменьшение воздействия на окружающую среду и здоровье населения вредных веществ и опасных отходов, ЮНЕП будет заниматься прежде всего укреплением стратегических партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами в целях обеспечения химической безопасности посредством слаженного подхода, основанного на концепции жизненного цикла и целях Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ, который был принят в Дубае в феврале 2006 года, и в частности путем оказания содействия в деле создания и развития согласованных на международном уровне режимов регулирования различных химических веществ. ЮНЕП будет обслуживать процесс на основе Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ и осуществлять его экологический компонент. Программа окажет содействие странам в укреплении их потенциала в области рационального регулирования химических веществ и опасных отходов. Кроме того, она поддержит инициативы в отношении использования отдельных вызывающих всеобщую обеспокоенность химических веществ, таких как ртуть, озоноразрушающие и другие вещества, регулируемые многосторонними природоохранными соглашениями, и будет заниматься новыми вопросами, касающимися химических веществ и опасных отходов. ЮНЕП продолжит свое участие в таких инициативах, как Партнерство в интересах применения экологически чистых видов топлива и транспортных средств, направленных на сокращение объема выбросов вредных веществ. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

19. Эффективное использование ресурсов и устойчивые структуры потребления и производства. ЮНЕП будет поощрять проведение реформ в области государственной политики, а также изменение практики и решений в вопросах управления предприятиями частного сектора, и повышать уровень осведомленности потребителей в целях сокращения масштабов истощения ресурсов и деградации окружающей среды в результате экономического роста и развития. ЮНЕП будет укреплять научную базу директивных решений в государственном и частном секторах и консультировать правительства и частный сектор относительно стратегий и действий, направленных на более эффективное использование ресурсов и сокращение загрязнения на основе концепции жизненного цикла продукции. Программа будет поощрять использование экологически чистых технологий, комплексное удаление отходов и партнерство государственного и частного секторов в интересах создания продукции с экологически более чистым жизненным циклом и экологически более устойчивых производственно-сбытовых цепочек. Кроме того, ЮНЕП будет пропагандировать идеи экологически устойчивого потребления и производства среди потребителей, с тем чтобы повлиять на их выбор товаров и услуг. ЮНЕП будет поддерживать десятилетний рамочный комплекс программ по созданию устойчивых структур потребления и производства по линии Марракешского процесса и будет сотрудничать со своей сетью партнеров в целях контроля за прогрессом в данной области и осуществления совместных инициатив по более эффективному использованию ресурсов и формированию устойчивых структур потребления и производства. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

20. Стратегия мероприятий в данной тематической приоритетной области будет строиться с учетом мандата и сравнительных преимуществ ЮНЕП. Основой для достижения целей ЮНЕП в межсекторальных тематических приоритетных областях по‑прежнему будут служить экологический мониторинг и оценка на базе серьезного научного подхода. Это будет способствовать повышению роли науки при определении приоритетов и принятии информированных решений. ЮНЕП будет вдохновлять и поощрять природоохранную деятельность и новаторство правительств, партнерских учреждений Организации Объединенных Наций и субъектов частного сектора и гражданского общества, включая научные круги и маргинализованные группы населения. Программа будет способствовать международному сотрудничеству и общему стратегическому руководству в вопросах окружающей среды, в том числе в рамках деятельности Совета управляющих/Глобального экологического форума на уровне министров в общемировом масштабе и посредством поддержки региональных и субрегиональных процессов на уровне министров и на другом межправительственном уровне.

21. Кроме того, ЮНЕП будет по‑прежнему работать над повышением роли национальных природоохранных учреждений в планировании развития и экономическом планировании и способствовать учету экологических соображений в национальной отраслевой политике, процесс а также при составлении планов и программ развития. ЮНЕП будет стимулировать взаимодействие большого числа заинтересованных сторон, с тем чтобы правительства, предпринимательские круги и гражданское общество совместно занимались разработкой и более эффективным внедрением законодательных и добровольных мер и экономических стимулов, имеющих отношение к окружающей среде и корпоративной практике. ЮНЕП будет работать над расширением доступа развивающихся стран и стран с переходной экономикой к стабильному финансированию на справедливых условиях природоохранных мероприятий из государственных и частных источников, в том числе с использованием рыночных механизмов.

22. В течение рассматриваемого двухгодичного периода будет придан более мощный импульс осуществлению Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала. Создание потенциала и техническая поддержка будут пронизывать все межсекторальные тематические приоритетные области, выступая, таким образом, в качестве составной части всех подпрограмм. Осуществление Балийского стратегического плана на национальном и региональном уровнях будет координироваться через региональные бюро ЮНЕП. Программа будет налаживать стратегические связи с партнерами из системы Организации Объединенных Наций и, во все большей степени, из гражданского общества и частного сектора, с тем чтобы расширить свое влияние на национальном и региональном уровнях и стимулировать соответствующую деятельность. ЮНЕП будет активно поощрять и развивать сотрудничество Юг-Юг в качестве одного из основных механизмов осуществления Балийского стратегического плана.

23. Программа работы будет осуществляться в рамках институциональной структуры ЮНЕП в составе шести имеющихся отделов и сети из шести региональных бюро с учетом их областей специализации, стратегического присутствия и способности осуществлять мероприятия на региональном уровне. Отдел технологии, промышленности и экономики будет руководить осуществлением подпрограммы 1, подпрограммы 5 и подпрограммы 6. Отдел по осуществлению природоохранной политики будет руководить подпрограммами 2 и 3. Отдел экологического права и природоохранных конвенций возглавит осуществление подпрограммы 4. Отдел раннего предупреждения и оценки будет отвечать за научную обоснованность всех подпрограмм и иметь в своем составе главного научного консультанта. Отдел региональной координации будет отвечать за скоординированное осуществление всех подпрограмм на региональном и страновом уровнях. Отдел коммуникации и общественной информации будет отвечать за пропагандистскую деятельность и подготовку изданий для всех подпрограмм.

24. ЮНЕП будет добиваться более эффективного осуществления данной программы, используя ряд процессов и партнерств. Она будет сотрудничать со всеми заинтересованными участниками и партнерами, включая субъектов гражданского общества и частного сектора и учреждения по оказанию двусторонней помощи, опираясь на их соответствующие ресурсы, знания, опыт и сравнительные преимущества. В надлежащих случаях ЮНЕП будет участвовать в подготовке и осуществлении общих страновых программ и действовать совместно с системой координаторов-резидентов, страновыми группами Организации Объединенных Наций и соответствующими межучрежденческими группами, а также через них. Она будет стремиться развивать сотрудничество региональных бюро ЮНЕП, страновых отделений Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и других центров. ЮНЕП будет стремиться шире участвовать в деятельности Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития и развивать тематику экологической устойчивости в контексте Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития. ЮНЕП будет пристально следить за ходом реформы Организации Объединенных Наций и выполнять принимаемые в ее рамках решения.

25. ЮНЕП будет по‑прежнему учитывать требования обеспечения гендерного равенства и равноправия в рамках всей своей политики, программ и проектов, уделяя особое внимание роли женщин в разработке экологической политики, в экологическом руководстве, раннем предупреждении и ликвидации последствий экологических бедствий. Готовность ЮНЕП преследовать цели обеспечения гендерного равенства и равноправия в своих программах найдет отражение в ее взаимодействии с партнерами и другими учреждениями, фондами и программами системы Организации Объединенных Наций.

26. В качестве одного из учреждений-исполнителей Фонда глобальной окружающей среды ЮНЕП будет продолжать оказывать содействие отвечающим установленным критериям странам в вопросах разработки и осуществления проектов в шести основных тематических областях деятельности Фонда в соответствии с рекомендациями руководящих органов многосторонних природоохранных соглашений, механизмом финансирования осуществления которых служит Фонд глобальной окружающей среды. ЮНЕП будет заниматься прежде всего теми областями, в которых она располагает сравнительными преимуществами, особое внимание уделяя потребностям африканских стран, наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств. ЮНЕП будет по‑прежнему консультировать Фонд по научно-техническим аспектам осуществления его политики и программ и продолжать обслуживать Научно-техническую консультативную группу Фонда глобальной окружающей среды. В развитие программы работы ЮНЕП Отдел по координации деятельности Фонда глобальной окружающей среды будет осуществлять совместное программирование с другими отделами ЮНЕП

Предлагаемый бюджет программы

75. Бюджет программы работы ЮНЕП на двухгодичный период 2010‑2011 годов составляет в совокупности 397,8 млн. долл. США; 7,8 млн. долл. в счет этой суммы предположительно будут выделены из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций, 156 млн. долл. – из Фонда окружающей среды, 162 млн. долл. – из целевых фондов, и 66 млн. долл. будут получены в виде целевых взносов.

27 июня 2014 г. в Найроби (Кения) закончилась пятидневная Ассамблея ООН по окружающей среде (UNEA). Результатом явилось принятие 16 решений и резолюций о поддержке международного сотрудничества в области решения экологических проблем, таких как загрязнение атмосферного воздуха, нелегальная торговля дикими животными, пластиковый мусор в морских водах, отходы и химикаты.

- Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, и почва, на которой растет наша пища, - все это части хрупкой экосистемы, нагрузка на которую постоянно растет, - сказал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун на заключительном заседании Ассамблеи. - Чтобы изменить отношения человечества и планеты, от нас требуются решительные действия. Это только начало. Перемены витают в воздухе. Решения существуют. Мы готовы к переходу на новую, решающую стадию развития.

В Ассамблее приняли участие представительные делегации из 160 стран, входящих в ООН, а также из государств-наблюдателей. На UNEA присутствовали генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Президент Республики Кения Ухуру Кениата, Председатель Генеральной Ассамблеи ООН Джон Эш и ряд руководителей учреждений ООН, в числе которых руководитель Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк и генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Мухиса Китуи.

Председательствовала на Ассамблее министр Монголии по охране окружающей среды и устойчивому развитию д-р Оюун Санжаасурэнгийн.

Помимо прочего, на Ассамблее рассматривались Цели устойчивого развития и Программа развития после 2015 г., включая вопросы устойчивого потребления и производства.

- Резолюции, принятые на Ассамблее, помогут создать глобальный план действий по охране окружающей среды и определят, какие действия необходимо предпринять для решения приоритетных вопросов, начиная с борьбы с пластиком и микропластиком в морских водах и заканчивая нелегальной торговлей дикими животными, - заявил заместитель генерального секретаря ООН и исполнительный директор ЮНЕП Аким Штайнер.

Основная задача - охрана воздуха

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха является причиной 7 миллионов смертей в год и решение этой проблемы требует немедленных действий со стороны международного сообщества.

- Качество воздуха постоянно ухудшается, особенно в городах, угрожая жизням миллионов людей. Борьба с загрязнением воздуха спасет жизни и положительно скажется на климате, экосистеме, биоразнообразии и продовольственной безопасности, - сказал Аким Штайнер.

Делегаты согласились с необходимостью поддержать деятельность правительств, направленную на сокращение объема вредных выбросов и снижение отрицательного воздействия загрязнения воздуха на здоровье людей, экономику и устойчивое развитие.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) уполномочена увеличить поддержку властей путем наращивания потенциала, предоставления информации, оценок и регулярных докладов о результатах работы. Реализация таких программ, как Коалиция за сохранение климата и чистоты воздуха и Партнерство по чистому топливу и автотранспорту, положительно скажется на решении проблем, связанных с транспортными выбросами, загрязнением воздуха жилых помещений, химическими веществами, разумным потреблением и устойчивым развитием.

Нелегальная торговля дикими животными

UNEA призвала развить деятельность и расширить международное сотрудничество по борьбе с нелегальной торговлей дикими животными, представляющей угрозу для окружающей среды и устойчивого развития. Резолюция призывает власти выполнять обязательства по борьбе с контрабандной торговлей дикими животными. Она провозглашает политику абсолютной нетерпимости и разработку устойчивых и альтернативных средств существования сообществ, испытывающих на себе негативное воздействие нелегальной торговли.

В докладе ЮНЕП и Интерпола «Кризис экологической преступности», представленном на Ассамблее, говорится, что ущерб от мировой экологической преступности достигает 213 млрд долл. США в год. Экологическая преступность финансирует криминальные элементы, боевиков и террористов и угрожает безопасности и устойчивому развитию многих стран.

Перед ЮНЕП поставлена задача - предпринять ряд действий в этой области, в частности: предоставить к следующей сессии UNEA анализ воздействия нелегальной торговли дикими животными и ресурсами живой природы, повысить осведомленность общественности по данному вопросу, а также начать тесное сотрудничество с Международным консорциумом по борьбе с преступлениями в сфере дикой природы, Управлением ООН по наркотиками и преступности (УНП ООН), Интерполом, Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (CITES), Программой развития ООН (ПРООН) и Группой по вопросам верховенства права. Также ЮНЕП предложено оказать поддержку властям в разработке и внедрении механизмов соблюдения экологического законодательства на государственном уровне.

В рамках UNEA между министерствами состоялся диалог о нелегальной торговле дикими животными. От браконьерской охоты на слонов и бегемотов в Африке участники обсуждения перешли к более широкому спектру угроз, в которые входят незаконная вырубка лесов и контрабанда лесоматериалов, а также угроза рыбам, тиграм, панголинам, человекообразным обезьянам, многим видам птиц, рептилий и растений.

Борьба с пластиком и микропластиком в морских водах

В резолюции по борьбе с пластиком и микропластиком в морских водах отмечается воздействие этих материалов на морскую среду, рыбный промысел, туризм. Резолюция призывает к повышению активности в решении этой проблемы, указывает на необходимость укрепления механизмов обмена информацией и ставит задачу - дать научную оценку проблемы микропластика на следующей сессии Ассамблеи. Органам власти предложено объединиться в рамках соответствующих региональных конвенций о сохранении морской среды и комиссий по делам речных бассейнов и принять планы действий в своих регионах.

В докладах, представленных на UNEA, говорится о возрастающем внимании к угрозе фауне и флоре океана, которую представляет распространение пластика. По самым осторожным оценкам, общий материальный ущерб от воздействия пластика на морские экосистемы составляет 13 млрд долл. США в год.

Комплексное решение проблемы отходов и химикатов

UNEA подчеркнула, что экологичная утилизация отходов и химических веществ является важным и неотъемлемым межотраслевым элементом устойчивого развития и Программы развития на период после 2015 г.

В повседневной жизни человек использует более 100 000 химических веществ. Несмотря на то что химические вещества являются основным источником прибыли национальных экономик, в течение всего срока их использования необходимо соблюдать меры по рациональному использованию. В противном случае помимо выгоды химикаты начинают угрожать здоровью человека и окружающей среде, что приводит к существенному ущербу.

Неэкологичное использование химических веществ и опасных отходов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, причиняя вред животным, растениям и экосистемам, загрязняя водоемы, истощая озоновый слой.

Постоянный рост производства и оборота химических веществ в мире ведет к усилению нагрузки на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, которые обладают небольшими возможностями для решения таких сложных проблем, как рациональное использование химических веществ.

UNEA одобрила комплексный подход к финансированию рационального использования отходов и химикатов, особо обозначив взаимодополняющий характер и важность его трех компонентов: широкого внедрения, привлечения промышленности и внешних источников финансирования.

План устойчивого развития

UNEA подтвердила позицию стран-участниц по вопросу полной реализации итогового документа конференции «Рио+20» - «Будущее, которого мы хотим», - в том числе той его части, где охрана окружающей среды объявлена опорой устойчивого развития, а также параграфа о развитии и модернизации ЮНЕП.

На Ассамблее была подчеркнута историческая важность первой общей сессии как ведущего органа по вопросам окружающей среды для решения глобальных экологических проблем и предоставления комплексных руководящих указаний для всей системы учреждений ООН. Основной задачей UNEA названа пропаганда полной интеграции и последовательной реализации экологического компонента устойчивого развития, а также роли Ассамблеи в пропаганде решений по выполнению глобального плана действий по охране окружающей среды.

Частично опираясь на пленарное заседание по Целям устойчивого развития и Программу развития после 2015 г., включая вопросы устойчивого потребления и производства, UNEA призвала к полной интеграции экологического компонента в процесс устойчивого развития, признав, что здоровая окружающая среда является важным и решающим компонентом перспективной, универсальной и осуществимой Программы развития после 2015 г.

Ассамблея призвала страны-участницы активизировать и поддержать усилия по продвижению модели устойчивого производства и потребления, включая эффективное использование ресурсов и внедрение устойчивого образа жизни.

- UNEA - историческое событие для всех нас. Она не только определяет будущее ЮНЕП, но и создает институциональную законодательную и программную платформу для устойчивого развития, а также предлагает миру программу действий по охране окружающей среды, - сказала Оюун Санжаасурэнгийн.

Прочие резолюции

На Ассамблее также были приняты резолюции по следующим вопросам:

  • необходимость усилить и поддержать продвижение моделей устойчивого потребления и производства, включая эффективное использование ресурсов и внедрение устойчивого образа жизни;
  • неотложность действий по борьбе с последствиями изменения климата через сотрудничество всех стран, включая полную реализацию Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
  • стимулирование и поддержка развития партнерства по решению экологических проблем малых островных развивающихся государств, в частности, основных вопросов, подготовленных к рассмотрению на Третьей конференции ООН по проблемам малых островных развивающихся государств на Самоа;
  • укрепление взаимосвязи между наукой и практикой как способ более эффективной выработки политического курса по устойчивому развитию на всех уровнях;
  • необходимость обеспечения выполнения многосторонних экологических соглашений и других международных и региональных обязательств в области охраны окружающей среды;
  • необходимость активизации усилий по борьбе с сокращением биоразнообразия, опустыниванием и деградацией почв.

Симпозиумы и другие многосторонние мероприятия

Помимо пятидневной сессии была проведена серия специализированных симпозиумов и мероприятий, в которых приняли участие многие деятели, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды, в том числе экономисты, банкиры, верховные судьи, законодатели, представители общественности и молодежи.

Симпозиум по верховенству права в области охраны окружающей среды

В симпозиуме «Экологическое правосудие и устойчивое развитие» приняли участие верховные судьи, министры юстиции, судьи, главные прокуроры, генеральные ревизоры, ведущие правоведы, практикующие юристы и эксперты. На обсуждение была выдвинута роль развития и внедрения экологического правосудия в обеспечении правового устойчивого развития.

Симпозиум по финансированию «Зеленой экономики»

На симпозиуме «Финансирование “Зеленой экономики”» министры охраны окружающей среды, законодатели и финансовые деятели обсуждали необходимость направления триллионов долларов на развитие “Зеленой экономики” вместо финансирования современной неустойчивой экономики. Первоочередными вопросами были следующие: законодательная база для фондовых рынков, финансовое посредничество между предприятиями малого бизнеса и крупными фондами и создание смешанных фондов для нейтрализации рисков, связанных с долгосрочными инвестициями.

Молодежный сбор, Форум основных групп населения и заинтересованных лиц, Форум по вопросам гендерной дискриминации

За несколько дней до начала UNEA проводились мероприятия, посвященные ряду важных проблем гражданского общества, результаты которых были учтены на обсуждениях UNEA. На Форуме основных групп населения и заинтересованных лиц и Всемирном молодежном сборе Молодежного консультативного совета «Тунза» обсуждались основные темы Ассамблеи. Более 180 делегатов из более 30 стран приняли участие в Форуме UNEA по вопросам гендерной дискриминации под названием «Гендерное равенство и расширение прав женщин. Изменения в устойчивом природопользовании». На Форуме обсуждались вопросы гендерной дискриминации и охраны окружающей среды в рамках реализации Целей устойчивого развития.