Денежная удача

Экономическая дипломатия россии. Цифровая дипломатия в странах азии Экономическая дипломатия других стран азии

Вопросы экономической дипломатии Росиии заняли, на наш взгляд, существенное место в дипломатической теории и практике России после её отказа от претензий на наследие СССР в качестве гегемона одной из геополитических сил в противоборстве двух великих держав.

Теоретические и практические аспекты экономической дипломатии России в последние годы были обстоятельно рассмотрены в ряде фундаментальных исследований отечественных дипломатов и государственных деятелей. Сочетание теории и практики деятельности в области экономической дипломатии нашло всестороннее рассмотрение в работах академика РАН И.Д. Иванова, который длительное время возглавлял это направление работы в советском правительственном аппарате и российском МИДе. Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России были недавно рассмотрены в фундаментальном докладе Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики.

Однако мы не должны забывать, что в современном мире существуют и такие концепции зарубежных глобалистов, в основе которых лежат положения о несправедливости сложившегося всемирного разделения, когда 2,5% населения земного шара владеют 14% суши и примерно 50% запасов мировых ресурсов, в соответствии с чем необходим их передел мирным путем в рамках специально созываемых международных конференций.

В связи с этим следует отметить, что сложившееся в настоящее время соотношение между объемами геоэкономических направлений внешнеэкономических связей России (ВЭС), будучи исторически обусловленным, не является, на наш взгляд, оптимальным с точки зрения долговременных интересов экономической безопасности нашей страны. ЕС и Евро-Атлантический блок в целом - сегодня слишком сложные институциональные структуры, в которых прохождение и согласование решений по сотрудничеству с аутсайдерами являются весьма длительными, а конечные результаты далеко не всегда представляются последовательными.

В конечном итоге они нередко выражают позицию глобального политического гегемона. Нужно готовиться к тому, что нашим интересам на будущее соответствует более сбалансированное соотношение между тремя основными мировыми центрами экономической силы - Атлантическим союзом, включающим США и ЕС, СНГ+ШОС и АТЭС. При этом важно обсудить, какими аргументами может располагать российское политическое и экономическое руководство для проведения такой политики, какие специфические особенности будут составлять стержневую основу дальнейшего сотрудничества с этими центрами и какие тренды ВЭС можно ожидать в конечном итоге.

Главными ожидаемыми изменениями и целесообразными сдвигами в геоэкономических направлениях ВЭС России по всей видимости станут:

Привлечение инвестиционных и технологических ресурсов стран ЕС и АТР для расширения добычи нефти и газа в труднодоступных районах евроазиатских континента и шельфа, сжижения и регазификации природного газа, его межконтинентальной транспортировки;

Участие стран АТР в комплексном освоении Северо-Востока России; активное привлечение стран СНГ и ШОС к аутсорсингу в трудоемких отраслях для восполнения дефицита трудовых ресурсов России и активизация ее миграционной политики с учётом задач модернизации национальной экономики;

Обновление транспортной и энергетической инфраструктуры на постсоветском пространстве при ведущей проектно-технологической роли России;

Заметное приращение международных транспортных услуг России, положительно влияющее на состояние данной статьи ее платежного баланса, за счет поступлений от эксплуатации Северного морского пути, трансконтинентальных и кросс-полярных перелетов, трансконтинентального железнодорожного и автомобильного грузового сообщения при повышении скорости, надежности и сохранности перевозки грузов, ввода в строй новых поколений отечественных морских и речных судов российских судоходных компаний, в том числе для обслуживания международных перевозок;

Изменение стратегии международного движения российского капитала с учетом накоплений в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, активизации внешних связей (в том числе обмена активами) российских производственных компаний и финансово-банковских структур.

Таким образом для данной части наших рассуждений основное значение имеют не столько геополитически значимые экспортные ресурсы России (нефть, газ, металлы, лес, морепродукты, высокотехнологичная техника и технологии оборонного, космического и атомного назначения, алмазы и золото) и их влияние на будущее участие России в переустройстве международных экономических отношений, сколько избранные технологические ниши сотрудничества на геоэкономических направлениях с учетом движения всех четырех факторов воспроизводства (товаров, услуг, труда и капитала).

Для экономики России в ближайшее десятилетие, да и в последующие годы наибольшее практическое значение представит в рамках общего сценария взаимодействия с основными (для нее) мировыми экономическими центрами выделение специфических особенностей сотрудничества с каждым из этих центров исходя из необходимости решения наиболее неотложных для нас проблем. Из всего перечня таких проблем целесообразно выделить, по крайней мере, четыре.

Во-первых , существенное отставание в динамике прироста запасов добычи нефти и газа, которые сегодня и в обозримой перспективе остаются главным экспортным ресурсом России, от динамики добычи. Как отмечалось на научной сессии Общего собрания РАН в декабре 2005 г., начиная с 1993 г. детальная разведка новых запасов нефти и газа не восполняет их добычу. Более чем в 2 раза были уменьшены объемы глубокого параметрического, поискового и разведочного бурения - с 4,5 млн м3 до 1,2 млн в 2003 г. Резко сократились научно-исследовательские, геофизические, геологические и геохимические работы, а также поиски новых перспективных объектов. К тому же за эти годы, без серьезных обоснований, в погоне за высокой рентабельностью было изъято из государственного баланса (списано) более 5 млрд т разведанных запасов нефти, на подготовку которых затрачены огромные средства. Несмотря на все более широкое привлечение зарубежных геофизических, буровых и других так называемых «сервисных» инжиниринговых фирм, на весьма низком уровне остаются вложения в технологию.

Так, инвестиции в основной капитал на 1 т добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭКа в 2 раза меньше, чем в зарубежных компаниях. С учетом того, что ресурсная база нефти и газа в нашей стране и акционерные общества по их добыче и переработке сегодня все же находятся под жестким контролем государства, если речь идет о способах расчета за поставки оборудования и техническое содействие, то было бы целесообразно рассмотреть возможности привлечения зарубежных специализированных фирм (норвежских и др.) к широкому сотрудничеству в данной области. Это вполне вписывается в рамки глобальной энергобезопасности, которая по инициативе российской стороны являлась ведущей темой саммита «восьмерки» 2006 г. Продолжить эту линию в рамках экономической дипломатии (зондажа в отношении потенциальных участников), а затем перевести ее в плоскость разработки конкретных программ, проектов и соглашений под руководством соответствующих федеральных служб настоятельно необходимо, иначе Россия не справится со своими обязательствами по поставкам указанных ресурсов ни в западном, ни в восточном геоэкономических направлениях. И дело даже не в объемах финансирования, поскольку Россия перенасыщена сегодня финансовыми ресурсами, а в быстром наверстывании накопившегося за 15 лет отставания российских геолого-поисковых и геологоразведочных служб в методах, оборудовании и сопутствующей инфраструктуре с помощью авторитетных западных фирм (прежде всего норвежских, канадских и австралийских). Особенно это касается шельфа северных морей российской части Арктики и других труднодоступных газо- и нефтеперспективых районов. Что касается привлечения фирм из северо-западной части АТР (Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи, северо-запада Канады, Аляски), то здесь просматривается возможность их специального, по особым соглашениям, привлечения к работе по месторождениям Якутии и Чукотки, где имеются признаки наличия существенных запасов углеводородного сырья. К тому же указанные регионы Дальневосточного федерального округа России особенно нуждаются в развитии современной транспортной инфраструктуры и практическом осуществлении в перспективе проекта межконтинентального сообщения через Берингов пролив.

Во-вторых , нарастающее в России сокращение трудовых ресурсов, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, что вызывает необходимость импорта не только изделий, связанных с высокими технологиями, но и рядовых потребительских товаров. Вполне вероятно, что через десяток лет в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства просто не останется возможности их пополнения свежими рабочими кадрами, несмотря на все усилия по применению трудосберегающих технологий (к сожалению, пока это не очень заметно). В то же время в ряде стран СНГ - Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, а также особенно в соседнем Китае существуют прямо противоположные тенденции. В этих странах растет численность молодой части населения, заметно увеличивается или сохраняется высокий уровень безработицы.

В связи с этим возникает обоюдовыгодная необходимость и возможность переноса значительной части трудоемких производств из России в азиатские страны постсоветского пространства и приграничные регионы Китая на основе аутсорсинга, то есть создания там дочерних или совместных предприятий с использованием местной рабочей силы. И дело не только в том, что в этих странах более низкая по сравнению с Россией среднемесячная зарплата. В ряде производств с успехом могут быть использованы уже имеющиеся трудовые навыки местного населения (овощеводство и плодоводство, животноводство и пищевая промышленность, текстильное и обувное производство, металлообработка), но и целесообразность организации, используя навыки ручной работы женской части восточной молодежи в ковроткачестве для сборочных производств высокотехнологичного сектора в кооперации с российскими «кремниевыми долинами». Важно, что при этом не потребуется массового перетока рабочей силы в Россию даже на обучение. Необходимо правильно организовать этот процесс, а не пустить его, как это часто сегодня случается в России, на самотек. Прежде всего нужен заказ со стороны Правительства РФ в адрес Торгово-промышленной палаты для изучения международной практики и проработки этого вопроса как внутри страны, так и с потенциальными зарубежными партнерами в отраслевом и региональном аспектах. Далее, нужна подготовка соответствующих международно-правовых основ такой деятельности через парламентские структуры СНГ - необходимо выйти туда с законодательной инициативой. Затем, наряду с производственными мощностями в указанных странах потребуется создать постоянно действующие средние учебные заведения и фабрично-заводские училища современного уровня частично с российскими преподавателями там, где возникнет необходимость, и возможностью поступления в профильные российские вузы вне конкурса после двух-трех лет работы на таких предприятиях. И, наконец, было бы целесообразно подключить к этой конкретной работе аппарат Исполкома СНГ, поскольку здесь могут быть задействованы интересы семи государств Содружества (не все они являются членами ЕврАзЭс).

В -третьих , нарастает острая необходимость быстрого обновления основных фондов как в России, так и в других странах постсоветского пространства, тесно связанных между собой транспортными системами и энергетическими коммуникациями, в связи с угрозами техногенных катастроф. За этим стоит масштабное увеличение из нашей страны поставок строительно-дорожных и путевых машин, новых поколений подвижного состава, контрольно-измерительной аппаратуры и другого оборудования прежде всего в страны СНГ и Балтии, а также в страны-члены ШОС. Одновременно это будет способствовать облагораживанию структуры нашего экспорта хотя бы в связях с данным регионом. При этом необходимо сделать следующее замечание. Реальная интеграция стран СНГ состоит отнюдь не в создании таможенного инструментария, а прежде всего материальной основы сотрудничества, путем разработки проектов совместного обновления экономики и углубления её специализации.

В -четвертых , за последние 15 лет, несмотря на тревожные сигналы со стороны ученых и администрации субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, возрастает экономический отрыв его от остальной территории России. Есть явная тенденция к превращению этой части России в эксклав, т.е. экономическую вставную челюсть стран АТР, вклинившуюся в нашу территорию без нарушения госграниц. Но если не принять меры, то в результате бездеятельности нашей законодательной и исполнительной власти эта важнейшая часть России постепенно будет экономически отторгнута от нашей страны.

В связи с этим необходимо законодательное обустройство по двум направлениям:

А) о приобретении российского гражданства гражданами КНР, имеющими постоянную работу и образовавшими семьи в результате смешанных браков на территории ДФО;

Б) о создании тарифных и иных преференций, обеспечивающих восстановление хозяйственных, научных и культурных связей ДФО с регионами Европейской части РФ. В этой области некоторые шаги уже предпринимаются, хотя пока в основном носят сезонный характер (льготы на авиабилеты дальневосточникам).

Особо важное значение в этих условиях имеет разработка российских предложений по укреплению сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом для обсуждения в ходе подготовки и проведения саммита АТЭС во Владивостоке. Однако в рамках Министерства экономического развития такая подготовка ведется вяло и недостаточно квалифицированно. Следует более активно привлечь к этой работе МИД и дальневосточные научные и практические организации.

По нашим предварительным расчетам за 2012 г. рост объемов товарооборота России, несмотря на тревожные рассуждения по поводу воздействия мирового экономического кризиса, в данном случае не оправдавшиеся, уже в текущем году превысит 530 млрд долл. Но дело не в цифрах, а в их соотношении между геоэкономическими направлениями. И здесь доля Евро-Атлантического блока в общем товарообороте России составляет 55%, Евро-Азиатского блока - 24%, а АТР - только 17%.

Что касается численности населения (характеризует объем внутризональных рынков), то для ЕС эти соотношения составляют -25 - 460,1 млн человек; СНГ - 270 млн; АТЭС - 2603, 9 млн человек. Во второй таблице: Евро-Атлантический блок - 775,6 млн человек; Евро-Азиатский блок - 3685,4 млн; АТР - 836,5 млн человек. Однако с учетом того, что Китай состоит из трех крупных экономических зон, а его Восточная, наиболее заселенная зона явно тяготеет к связям со странами АТЭС, к рынку СНГ- ШОС можно отнести лишь Центральную и Западную зоны КНР, то соотношения объемов рынков будут несколько иными: при сохранении объемов Евро-Атлантического рынка, Евро-Азиатский составит 3010,4 млн человек., а АТР - 1511, 5 млн человек.

Из этого можно сделать вывод о потенциальном увеличении зависимости Евро-Атлантического центра экономической силы от двух других вышеназванных центров по мере роста их экономики и покупательной способности. Видимо этот процесс станет определяющим в формировании нового мирового экономического порядка в первой половине ХХI в.Подводя итоги, следует подчеркнуть, что МИДу и Минэкономразвития необходимо уделить особое внимание долгосрочным тенденциям развития не только торговых, но и внешнеэкономических связей в целом России с основными мировыми центрами экономической силы и привлечь к этой работе не только науку, но и аналитические службы крупных компаний и общественных организаций.

7.1. Национальные особенности дипломатии арабских стран

7.2. Дипломатия Индии

7.3. Японская дипломатия

7.4. Китайская дипломатия

7.1. Национальные особенности дипломатии арабских стран

В мире более 20 арабских государств, расположенных в Азии и Африке. Всех их объединяет арабский а литературным а как а, но диалекты значительно отличаются друг от друга. Поэтому, выбирая переводчика, нужно быть уверенным в том, хорошо ли он знает тот или иной диалект.

Несмотря на попытку арабских стран добиться единства, между ними существуют серьезные противоречия. Почти в каждом дипкорпусе есть группы арабских стран.

Прежде всего, несмотря на общий язык, общую древнюю культуру, эти страны настолько отличаются друг от друга, что в присутствии представителей другой страны могут воздерживаться от обсуждения вопросов, связанных с проблемами ближнего востока, от споров. Думать, что они все единомышленники - большая, ошибка.

Все это свидетельствует, что в каждой сп делай установить контроль акты и вести переговоры следует готовиться внимательно, учитывая особенности каждой отдельной страны и ее политику.

Арабские дипломаты разных стран очень разные. Некоторые крайне молчаливы. Другие - представители, скажем, Сирии, некоторые египетские дипломаты - значительно более сло воохотливы.

Необходимость тщательной подготовки бесед с арабскими политическими деятелями и дипломатами диктуется еще высоким профессионализмом арабских дипломатов. Во-первых, все они должны иметь свидетельство об окончании высших учебных заведений. Во-вторых. они хорошо знают иностранные языки, прежде всего английский в и французские в. В-третьих, сама Дипломатической а служба арабских стран хорошо организована, а дипломаты достаточно дисциплинированы.

Арабские дипломаты хорошие полемисты и ораторы, и это необходимо учитывать на переговорах и приемах. Арабские дипломаты умеют устанавливать контакты славлят ься гостеприимством. Арабские дипл Омата и немного и актеры. Когда они не хотят в идповидаты, они улыбкой ются, уверяют, что не знают этого вопроса, тянут время или говорят общими, обтекаемыми фразами. Послы арабских стран обычно строго следуют инструкциям. Не имея инструкций, они предпочитают не вступать в обсуждение вопроса.

Недоверчивость, крайняя осторожность характерна для ряда арабских дипломатов и политиков. Иногда арабские дипломаты принимают такие фразы, сразу не поймешь, что они означают, их с трудом понимают и другие арабские дипломаты.

Для арабов одним из важных условий контактов, связей, переговоров является установление доверия. Они стараются не столько предсказать решение проблемы путем анализа событий, сколько извлечь решение из опыта прошлого.

В арабских государствах ис полняют свои нормы этикета, о протоколе, просто обычаи, как правило, связанные с образом жизни, религией, идеологией. В одних странах они ближе к средневозрастных, в других - к современному цивилизованному миру. Их нужно знать при установлении контактов, при беседах, пере говорах, особенно если вы едете в а рабский страну. Прежде всего - это отношение к Корану, к мусульманской религии. Не следует допускать никакой критики Корана и, конечно, надо о представлять уважение к нему. Учитывается ваты то отношение к женщине, которое принято в этой стране: ни в коем случае не подавать руку женщине, в противном случае могут возникнуть осложнения. Не подавать ни в коем случае мужчине для приветствия левую руку. П оцилунок кончиков пальцев обозначает высокую похвалу. Чтобы попросить тишины в Саудовской Аравии, нужно дуть на кончики пальцев.

Во время переговоров арабы часто задают вопросы относительно здоровья партнера и здоровье его семьи. Следует ответить на них кратко, но подобных вопросов не задавать.

В Ираке женщины занимают руководящие посты чаще всего в государственных организациях.

В Иране, Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Омане, Судане женщины в дипломатии не играют никакой роли. В Иране женщинам руки не подают и в глаза не смотрят.

Отдавая дань традиции, арабы при первом знакомстве любезны. Дальнейшая встреча, беседа может проходить менее приветливо. Арабы не дают четких ответов «да или нет», а выражаются типа: «Как Аллаху будет угодно». В их поведении сильные исламские традиции, которые оказывают влияние на ход и характер переговорного процесса.

В Египте стиль руководства - патриархальный. Один человек решает все, несмотря на то, что на переговорах присутствует много народа. Для египтян характерно чувство национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Другая черта египтян - это принятие сильного правления, третья - жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенности египтян сказываются при ведении ими переговоров. Они болезненно реагируют на вопросы, связанные с национальной независимостью. Откидывают все то, что рассматривается как вмешательство в их внутренние дела.

При знакомстве, контакте не принято расспрашивать о жене, передавать ей привет, и наоборот, если вы знаете, что у вашего партнера есть дети, нужно расспросить о них, рассказать о своих детях. Арабы - вежливые люди. Визитные карточки имеют на английском и арабском языках. В арабских странах иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, поскольку это считается неприличным. Все деловые контакты проходят только с мужчинами. Почти все арабские женщины не занимают никакого положения в деловой жизни.

У мусульман, арабов не принято употреблять вино и, приглашать на обед, обед, коктейль, не надо заставлять их пить вино (хотя в узкой компании, когда вы хорошо знаете ваших партнеров, можно предложить и водку, и вино). Нельзя подавать к столу свинину, а лучше через помощника расспросить, какую пищу предпочитают гости. В Ираке, например, на больших приемах на стол подают части туши коровы и вс и разрывают их руками, поэтому не просите нож и вилку.

В арабских странах предпочитают кофе без сахара, очень прочной, с большим количеством кардамона. Выпив чашку кофе, поблагодарил хозяина, гость еще наливают кофе. И так будет продолжаться до тех пор, пока гость не выпьют кофе с одной кофейника. Чтобы такого не произошло, гость нужно перевернуть чашку вверх дном или покачать ею из стороны в сторону.

Еду за столом принято брать только правой рукой, левая - считается «нечистой». Блюдо будет убрано со стола, если гость взял с него еду левой рукой.

Когда перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что встреча подходит к концу.

Правой рукой обмениваются визитными карточками, протягивают деньги или подарок. Левая рука считается «нечистой», так что, не зная этого, собеседнику можно нанести оскорбление. Не сидят, положив нога на ногу так, чтобы была видна подошва. Не следует посылать цветы чужим женам и справляться об их здоровье.

Согласно правилам этики и этикета мусульмане все деловые контакты в течение дня прерывают пять раз для совершения намаза (молитвы).

В дни национальных праздников деловые переговоры или дипломатические приемы не назначаются.

Хотя японская дипломатия сравнительно молодая (ее история насчитывает около 100 лет), она может гордиться своим профессионализмом. Дипломатические кадры подбираются очень тщательно. Кандидаты проходят суровые испытания при поступлении на службу. Принципом японских дипломатов является постоянное пополнение своих знаний. От них требуется каждый день "упорно заниматься", с полной отдачей сил, забывая о личном время. "Для тех, кто ненавидит принцип" Майхо сюги "(мой дом, моя семья, а для вас семья - прежде всего МИД), наше министерство - неподходящее место, - говорил, обращаясь к молодым, дипломат, начальник секретариата министерства иностранных дел, - дипломат должен отдавать себя работе полностью ". Большое внимание уделяется изучению английского языка как мирового, так как считается, что для дипломатов глубокие знания языка особенно важны .

Одна интересная черта отличает кадры японской дипломатии - признание положительной роли династии в дипломатии, что, по мнению японцев, способствует профессионализма дипломатов и их преданности государству. В Японии нередко можно встретить дипломатов в третьем и даже четвертом поколениях. Многие из них уже заняли высокие должности. Бывают случаи, что послами становятся три брата. Преимущество при приеме на работу предоставляется детям дипломатов или тех, кто длительное время находился за границей. Считается, что эти молодые люди уже имеют определенный опыт и хорошо знают язык. В японской дипломатии создана и поддерживается атмосфера высокой требовательности к сотрудникам. Все успехи и поражения дипломатов фиксируются.

Сильной стороной японской дипломатии является тщательная отработка вопросов, профессиональная подготовка к беседам, контактов, переговоров. В то же время далеко не все японские дипломаты способны ориентироваться в сложных ситуациях.

Говоря о японском характер и сталкиваясь с японцами, иностранцы обращают внимание на "загадочную улыбку" и их искусство скрывать свои мысли. Боб Дан Хэм в книге "Искусство быть японцем", как бы отвечая на вопрос о том, какие они - японские дипломаты, - пишет: "На Западе люди говорят вам правду или обманывают. Японцы же почти никогда не обманывают, однако им никогда не придет в голову говорить правду ".

Известно, что дипломаты предпочитают не говорить "да" или "нет" и делают это очень редко. Для японца произнести слово "да" и "нет" далеко не простое дело. Они тщательно избегают также слов "не могу", "не знаю", распространяя эту особенность и на сферу деловых отношений. Японцы не склонны выражать свои мысли прямолинейно, а смысл фраз умышленно затуманивается оговорками, в которых заложена неопределенность. С "поколения в поколение их приучали говорить намеками, чтобы избежать столкновения мнений, советовали избегать прямых утверждений".

В общении европейцев с японцами наибольшие трудности и недоразумения возникают из-за неправильного толкования японского слова "хай". Это слово обычно переводится как "да". Слушая собеседника, японец может чуть ли не на каждую фразу откликнуться словом "хай", сопровождая его кивком, но это вовсе не означает, что он согласен с собеседником. Употребление слова "пусть" обычно означает только "я внимательно вас слушаю, продолжайте".

Традиционная японская мораль не позволяет ответить "нет". Вместо слова "нет" японцы дают уклончивые ответы, самая распространенная из которых - "это трудно". Иногда произносят длинную речь, составленную из туманных фраз, чрезвычайно вежливых оборотов, объяснений, извинений, суть которой сводится все к тому же выражения "это трудно", и который следует понимать как отказ. Чего только не изобретают японцы, чтобы не произносить этого запрещенного слова!

В разговорах люди всячески избегают слов "нет", "не могу", "не знаю", словно это какая-то ругань, нечто такое, что никак нельзя выразить прямо, а только намеком. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо "нет, спасибо", принимает выражение, что дословно означает: "Мне и так хорошо".

Чтобы избежать слова "нет", японцы рассылают приглашения гостю, добавляя к ним открытку с обратным адресом. На ней стоит подчеркнуть или слово "спасибо", или слово "жалею" и снова бросить такую открытку в почтовый ящик .

В разговорах, контактах с японцами стоит помнить еще об одной их риса, впрочем, свойственную дипломатам других стран, - они не терпят малейшей обиды, грубого слова и сами воздерживаются от подобных высказываний. их вежливость делает их приятными собеседниками. Естественно, что они и от вас ждут такой же любезности. Деликатность ценится японцами всего. Возможно, еще больше, чем у англичан, у японцев ценится молчание. О все эти качества надо, конечно, помнить, когда вы устанавливаете контакты с японцами.

Общаясь с японскими партнерами, никогда не используйте рукопожатие. Японцы избегают прямого взгляда в глаза, который неизбежен при рукопожатии. А по традиции важнейшим элементом вежливого поведения является уклон. Здороваясь, применяют три вида поклонов - самый низкий ("сайкейрей"), средний поклон под углом примерно 30 ° и легкий - примерно 15 °. Приветствуя друг друга, японцы должны поклониться не раз и не два: для обычного приветствия нужно пятнадцать поклонов, а для того, чтобы выразить особое уважение к очень уважаемого лица - девяносто раз подряд.

Японцам, в отличие от итальянцев, свойственна аккуратность, их стиль - обязательность, пунктуальность во всем. Они умеют слушать партнера, демонстрируют внимание, поощряя собеседника высказываться, что, однако, отнюдь не следует понимать как согласие с вашим мнением .

ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИИ

Эпова Марина Алексеевна
Забайкальский государственный университет


Аннотация
В данной статье рассматривается практика методов цифровой дипломатии в странах Азии, а именно применение методов ИКТ в работе с аудиторией в Индии, Китае, Южной Корее и Японии. Автор констатирует результаты Тайваня в качестве успешного примера применения новых технологий в сфере цифровой дипломатии. В статье выявлены особенности ведения цифровой дипломатии странами Юго-восточной Азии. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме продвижения методов цифровой дипломатии в процессе привлечения многомиллионной аудитории, применения социальных сетей в качестве инструмента, способствующего активному развитию уровня публичной дипломатии в странах Азии.

DIGITAL DIPLOMACY IN ASIA

Epova Marina Alekseevna
Transbaikal State University


Abstract
This article examines the practice of digital diplomacy in Asia, namely the application of ICT in the work with the audience in India, China, South Korea and Japan. The author notes that the results of Taiwan are a successful example of the application of new technologies in the field of digital diplomacy. The article revealed peculiarities of digital diplomacy in countries of South-east Asia. The article is devoted to the burning question of promotion of digital diplomacy in the process of attracting an audience of millions people, the use of social media as a tool to promote active development of the level of public diplomacy in Asia.

Внешняя политика развивается и адаптируется на наших глазах, не только новые технологии, но и персонификация власти влияет на этот процесс. Благодаря медиа-ресурсам и появлению цифровой дипломатии, это преобразование происходит довольно быстро и затрагивает саму сущность, как правительства взаимодействуют друг с другом и аудиторией. В настоящее время в мировом сообществе часто появляются новые негосударственные субъекты, они привносят изменения в современный миропорядок и побуждают акторов международных отношений сбалансировать свое внимание так, чтобы как совмещать новые приоритеты, взаимодействуя с гражданским обществом, так и демократизировать дипломатический процесс.

Технологии и инновации стали ключевыми элементами в этом процессе. Практика внешней политики претерпела большие изменения за последние двадцать лет. На протяжении веков послы и дипломаты занимались традиционной дипломатией, получали инструкции своих столиц и исполняли поручения. Модернизация почтовой службы и изобретение телеграфа, а позднее телефона ускорила связь. Сегодня с появлением Интернета один человек говорит, тысячи людей слышат. Интернет дал новую жизнь дипломатии, изменения произошли быстро и довольно внезапно. Сейчас министры, дипломаты, послы используют все средства массовой информации, что очень эффективно, но в тоже время рискованно, так как работа интернет сетей часто нарушается и еще чаще они подвержена кибертерроризму.

В современном мире потребность в новостях и обновлениях в режиме реального времени возросла до крайности и сейчас главная задача достичь баланса. С одной стороны, необходим механизм для контроля над цифровой дипломатией. С другой стороны, мы должны использовать средства массовой информации для того, чтобы лучше взаимодействовать с общественностью как дома, так и за рубежом.

Сегодня в мире так много акторов и вопросы настолько сложны, что «быстрая дипломатия» является выходом, однако, она не должна быть целью, а скорее должна упрощать поиск ответов и способствовать улучшению взаимодействия всех акторов как традиционных, так и менее традиционных. Таким образом, цифровые технологии получили широкое признание в качестве инструментов дипломатии.

Страны Азии не стали исключением. Как показывают исследования внешней политики Китая, стран АСЕАН и других , методов традиционной дипломатии становится недостаточно для решения назревших проблем. Поэтому можно говорить о том, что эти страны и постепенно присоединяются к практике цифровой дипломатии. Для большинства стран Азии, чьи устои основаны на традициях, переход к цифровой дипломатии является сменой парадигм.

Рассмотрим несколько примеров. В системе Министерства иностранных дел Индии создал орган, целью которого стало позиционирование Индии в сети Интернет, представление интересов индийского народа и контакты с аудиторией по средствам социальных сетей. В июле 2010 г. был открыт аккаунт в Twitter. Страница с более чем 100 000 подписчиков является наиболее активной, информирует правительство об общественном мнении и в тоже время ищет способы помочь разрешению проблем населения. Страница в Twitter оказалась очень эффективной при эвакуации индийских граждан во время войны в Ливии. Официальные сайты Индии полны привлекательного контента и информационно заполнены. Такая активность похвальна, но содержание сайтов в основном касается культуры, искусства, кухни Индии, то есть главным образом ориентированы на стереотипных представлениях об Индии. Такой информации переизбыток.

Не смотря на запреты в использовании интернет ресурсов, Китай также способствует развитию цифровой дипломатии. Китайские власти признают доминирование иностранных СМИ в Китае и то, что большая часть информации не соответствует действительности. В политических кругах это называют отрицательной стороной «мягкой силы». По средствам Интернета существенный вклад в распространение китайской позиции вносит население Китая. В Интернете Китай имеет свою «армию», созданную для доминирования на онлайн беседах и формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом. В стране работают около 300 000 человек, которые для продвижения правительственной линии, размещают соответствующую информацию на форумах, сайтах, блогах. Правительство поддерживает таких «кибер-солдат», они в свою очередь, активно работают на зарубежных форумах, противостоят любой негативной информации о Китае. Также данная стратегия используется в пропаганде «китайской мечты» как новой идеологической конструкции.

В настоящее время в революцию цифровой дипломатии активно включилась Южная Корея. Среди азиатских городов Сеул имеет наиболее развитую инфраструктуру. Страна действительно заинтересована в развитии публичной дипломатии, применяя современные инновационные технологии. В 2012 году правительство подписало соглашение с корейским неправительственным агентством об обучении 500 студентов основам кибер дипломатии. Правительство стремится привлечь молодые кадры в развитие корейской цифровой дипломатии.

Япония также осознает важность цифровой дипломатии. В Японии фактически любой сайт имеет две версии, версию на английском и на японском. Японские страницы в Twitter,Face book имеют тысячи подписчиков, видеоролики на You Tube набирают несколько тысяч просмотров.

В то время пока мировые азиатские державы пытаются постичь пользу цифровых технологий, существуют многочисленные примеры успешного применения новых технологий другими странами Азии. Так Тайвань является отличным примером, продемонстрировавшим высокие результаты в области привлечения инновационных технологий в сфере цифровой дипломатии. Была разработана программа под названием Adoc (APEC Digital Opportunity Center), программа направлена на сокращение цифрового разрыва между членами Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС). Тайвань в силу своего уникального положения в международной политике как часть Китая, претендующая на независимость, ограничен в участии в большинстве международных организаций. Таким образом, Adoc является попыткой обойти все эти препятствия и создать еще одну площадку для взаимодействия и установления новых связей.

Интернет открывает новые возможности перед правительствами стран. Наиболее интересная тенденция настоящего времени это иностранные правительства. Западные правительства по средствам социальных сетей контактируют с азиатской аудиторией. В Азии проживает почти 45% пользователей Интернета. Для дипломатов это прекрасная возможность участвовать в жизни азиатских государств. В одной Индии имеется почти 100 миллионов пользователей Face book, что уступает только США. Перед визитом в Китай британский премьер Дэвид Камерон зарегистрировался на Sina Weibo, в первый же день собрав более 10 тысяч комментариев от пользователей сети. Отступив от традиций, новоназначенный посол США в Индии говорил с гражданами по You Tube после представления верительной грамоты индийскому президенту.

Для будущего цифровой дипломатии в Азии необходимо сделать акцент на таких социальных каналах, основанных на видео и изображениях. Так как основной язык всех сайтов английский, большинство азиатских стран это не устраивает, поэтому здесь предпочтение стоит отдать таким медиа платформам как Instagram, Snapchats и другие. Вторая тенденция это необходимость в ведении блогов. Ведение блога является эффективным инструментом для участия в общественном дискурсе.

С 2009 года цифровой дипломатией заинтересовались в странах Юго-восточной Азии. Молодые дипломаты Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) все чаще отходят от традиционных способов ведения дипломатии, используя новые технологии для повышения качества работы. Секретариат АСЕАН имеет свой аккаунт в Twitter для информирования общественности о его деятельности. Уже несколько лет президент Филиппин Бениньо Акино III использует Face book для связи с населением, министр иностранных дел Сингапура Джордж Ео также регулярно пишет и отвечает на вопросы своих подписчиков на Face book, темы вопросов касаются как внешней, так и внутренней политики. Почти все лидеры стран АСЕАН сейчас имеют учетную запись на Face book.Бывший премьер-министр Таиланда Апхисит Ветчачива также общается с подписчиками на Face book, обсуждая такие вопросы как конфликт вокруг Прэахвихеа с Камбоджой. Однако в АСЕАН существует рад препятствий на пути к новой форме дипломатии. Одно из них это изменение мышления традиционалистов. Многие дипломаты старой школы не согласны с тем, чтобы дипломатия стала открытой, считая, что все должно решаться за закрытыми дверями.

Таким образом, в то время как традиционная дипломатия сосредоточена на формальностях, переговорах, коммюнике и договорах, цифровая дипломатия дает простор для неформальных действий, то есть придает дипломатии более непосредственный и менее официальный вид. Сегодня цифровая дипломатия еще относительно нова, но продолжает развиваться. Сейчас Интернет имеет все шансы стать платформой для общения между правительством страны и населением, отвлечь внимание правительства от традиционных вопросов и обратить внимание на злободневные проблемы населения. С применением инструментов цифровой дипломатии уровень публичной дипломатии стран Азии будет непрерывно расти.


Библиографический список
  1. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
  2. Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
  3. Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  4. Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-Востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.

Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

В 2013 году Китай непрерывно “писал” картину своей экономической дипломатии: начиная от Тихого океана и до Балтийского моря, от Центральной Азии и Южной Азии до Европы, соединяя отдельные точки в линии и даже в плоскости, так что “экономический коридор Шелкового пути” и “Морской шелковый путь 21-го века” дополняли красоту друг друга…

Следует отметить, что важные особенности экономической дипломатии Китая заключаются в сочетании сухопутных и морских путей, в совместном развитии регионального сотрудничества и “зоны добрососедства и дружбы”, а также в мирном сосуществовании нового и старого геоэкономических секторов.

В экономической дипломатии Китая необходимо сначала осуществить “совместное развитие”, то есть благодаря экономической взаимодополняемости Китая и других стран продвинуть искреннее деловое сотрудничество, создать условия для получения взаимной выгоды и сообщество по интересам, обогатить и улучшить мировую экономическую карту, создать для мировой экономики более сбалансированное и рациональное размещение и стратегическую опору.

Проведение Китаем экономической дипломатии не только призвано осуществлять “совместное развитие” с внешним миром, но и соответствовать требованию “всестороннего углубления реформ” внутри страны. Это — реальное отражение единой концепции планирования Китаем внутренней и внешней обстановки.

На закрывшемся недавно Центральном рабочем совещании по проблемам экономики были поставлены главные задачи экономической работы на будущий год. При этом было отмечено, что проведение экономической дипломатии с внешним миром поможет в разрешении таких тернистых вопросов, так перепроизводство, долговой кризис и внедрение инноваций, а также путем коммуникации с внешним миром поможет осуществить прорыв в реформах Китая, уменьшить трудности и риски внутренних реформ.

Экономическая дипломатия является составной частью общей концепции внешней политики Китая, она была выработана и реализована так, чтобы вписаться в эту общую концепцию.

Китай придерживается идеи “дружественности, искренности, выгодности и толерантности” контактов, подчеркивая свое осознание того, что является членом Сообщества с единой судьбой. В последний год председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян побывали в 22 азиатских, африканских, европейских и американских государствах. Кроме этого, они приняли в Китае 64 глав государств и правительств зарубежных стран, благодаря чему между Китаем и различными странами мира были подписаны около 800 соглашений о сотрудничестве.

Экономическая дипломатия является значительной поддержкой в процессе реализации контактов КНР с внешним миром на высоком уровне. В этой сфере следует отметить заключенное между Китаем и Россией соглашение о сотрудничестве на огромную сумму, начало переговоров по существу между КНР и США о взаимных инвестициях, реализацию КНР и Европой “Китайско-европейской стратегической программы сотрудничества в период на 2020 год”, объявленные Китаем новые меры и проекты оказания помощи Африке, поддержку со стороны КНР социально-экономического развития Латинской Америки и стран бассейна Карибского моря, усилия Китая в ходе продвижения работ Шанхайской организации сотрудничества, саммит стран Восточной Азии и зоны свободной торговли, которые КНР создала с другими странами в двустороннем или многостороннем форматах…

Ретроспективно оценивая 2013 год, следует отметить, что Китай проводил широкомасштабную внешнюю политику, причем важную роль при этом сыграла экономическая дипломатия, которая вместе с другими сферами международных отношений открыла прекрасные перспективы перед общей дипломатией Китая, стремящегося к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и согласованности.