Приметы

Международно-правовая борьба с терроризмом. Основные направления борьбы с международным терроризмом в современных условиях глобализации Международная борьба с терроризмом

С образованием Российской Федерации терроризм стал более открытым явлением. В 1991 году из-за ожесточенных столкновений погибло 1600 граждан, получили ранения более девяти тысяч человек, а 650 тысяч бежали из страны.

В последнее время участились взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Не менее крупными терактами стали взрыв во время парада в Каспийске и захват театрального центра на Дубровке.

6 февраля 2004 года в московском метро террорист-смертник унес жизни 40 человек, 250 получили ранения.

24 августа 2004 года мир потрясли два крупных взрыва, которые произошли одновременно в пассажирских самолетах и унесли 93 жизни.

В сентябре этого же года в одной из городских школ Беслана террористы захватили 1170 человек, в их числе оказались преподаватели, ученики и их родители. Во время взрыва умерли 320 человек, из них около 186 детей, 560 – были ранены.

29 марта 2010 года в метро города Москвы в результате двух взрывов погиб 41 человек, 88 человек были ранены.

Самым последним громким терактом в России стал взрыв в петербургском метро, который произошел 3 апреля 2017 года. Он унес жизни 16 людей, около 50 человек получили ранения.

Современная действительность указывает на новые направления (функции) Российской Федерации по противодействию терроризму, которые:

  • определяют направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  • организуют разработку мер по противодействию терроризму, а также по уменьшению и устранению его последствий;
  • организуют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.

Международный терроризм – не менее опасное политическое и социальное явление по сравнению с терроризмом. За последние десять лет его опасность только увеличивается. Многие государства и международные сообщества не переставая пытаются справиться с ним, вырабатывая действенные меры по борьбе с международным терроризмом.

Цель международного терроризма - добиться желательного для террористов развития событий: подрыва стабильности общества, революции, развязывания войны с иностранным государством, получения независимости некоторой территорией, падения власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Позиция Российской Федерации по поводу борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях была четко изложена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе саммита в США. Он говорил, что международный терроризм нужно искоренить во всем мире. Однако использование силовых методов в борьбе с ним не эффективно. В борьбе с международным терроризмом невозможно достичь абсолютной победы лишь только военным путем. Но также нельзя не брать во внимание потенциал военных ведомств государств мирового сообщества.

Терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в 21 столетие. Терроризм в любых своих проявлениях все больше угрожает безопасности многих государств, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, губит жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность сегодня характеризуется многими факторами, но самыми главными являются: жесткая организационная структура состоящая из групп разного назначения, широкий размах и отсутствие государственных границ, тщательный отбор кадров в антитеррористические группы, наличие огромного количества учебных баз и полигонов, наличие хорошего технического оснащения и др.

Логично полагать, что с современными средствами ведения информационной войны, международный терроризм навязывает людям свои идеи, тем самым завлекает в свои ряды как молодежь, так и профессиональных военнослужащих.

Нынешняя система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась за последние 25 лет. Она рассматривается как следствие общих положений международного права, из которых вытекает противоправность терроризма, и как специальные международные соглашения антитеррористического характера.

Российская Федерация вступила в огромное количество международных организаций по борьбе с терроризмом, одними из них являются: Европейская конвенция о пресечении терроризма 2000 год, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 2001 год, Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2004 год, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2002 год, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2003 год и др.

Огромное внимание заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С вышеперечисленными странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

В соответствие с ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация сотрудничает с другими государствами и международными организациями по борьбе с терроризмом. Россия, так же преследует лица, которые подозреваются в причастности к терроризму, обеспечивая безопасность граждан.

На Ближнем Востоке Россия показала ответственность, решительность и эффективность в борьбе с международным терроризмом.

На Ближнем Востоке борьба с терроризмом притягивает внимание всего мирового сообщества и подтверждает актуальность единого фронта. В этом заинтересованы многие страны, и Россия в том числе. В случае успеха ИГИЛ, деятельность которого запрещена на территории РФ, в Сирии резко возрастет угроза для соседних государств. Поэтому приоритет России - это искоренение терроризма в Сирии. Преимущественно силами сирийской правительственной армии, единственной реальной и легитимной силы для наведения порядка в стране. Однако с этим многие не согласны.

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом играет огромную роль. Они применяются для:

  • пресечения полетов воздушных судoв, используемых террористами.
  • пресечения террористических актoв во внутренних водах Российской Федерации.
  • участия в проведении контртеррористической операций в Российской Федерации и за ее пределами.

Целью государственной политики Российской Федерации – является создание эффективной государственной системы противодействия международному терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в чрезвычайных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, на ядерных объектах, а также с использованием средств массового уничтожения.

Достичь цели государственной политики возможно на основе результатов корректировки нормативно-правовой базы и разработки новых законов, отвечающих требованиям современности. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Для того чтобы бороться с терроризмом, необходимо объединить все силы государства и общества. Знание граждан о том, как противостоять терроризму, действовать в условиях угрозы также является немаловажным фактором.

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, политические и правовые меры. Это требует много времени и зависит от огромного количества факторов. Но, всем известно что действовать нужно уже сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный терроризм оказал существенное влияние на содержание деятельности современной России. Это можно проследить на примере работы властвующих субъектов различных уровней. Благодаря объединению всех усилий под покровительством Национального антитеррористического комитета Россия стала эффективнее бороться с террористическими организациями и поддерживать систему защиты личности, общества и государства в России.

Мы уверены, что в настоящее время о международном терроризме можно говорить, как об особой плате мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий является миграция, которая может серьезно угрожать безопасности и стабильности всему международному сообществу.

Существует огромное множество разновидностей терроризма, но в любом случае он очень опасен и непредсказуем. По своим масштабам и последствиям он стал серьезной проблемой 21 века. Совсем недавно терроризм был локальным явлением, однако за последние 20 лет стал носить глобальный характер и все больше угрожать безопасности многих стран, оказывать сильное психологическое влияние на их граждан. Так же международный терроризм влечет огромные экономические, политические и моральные потери, уносит все больше жизней невинных людей.

Список литературы:

  1. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.
  2. Международный терроризм - угроза безопасности России. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://shtab.su/konspekt/ogp/mezghdunarodnuy_terrorizm_ugroza_bezopasnosti_rossii_.html (дата обращения 4.04.2017)
  3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/79/081/9150.php (дата обращения 5.04.2017)
  4. Речь В.В Путина 03.12.15 в ежегодном послании Федеральному собранию. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/analytics/20151203/1335211952.html/ (дата обращения 7.04.2017)
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 5.04.2017)
  6. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 5.04.2017)

Введение

Заключение


Введение


Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем.

Терроризм все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем неповинных людей.

Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм, таким образом, уже приобрел международный, глобальный характер.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимом террором. Борьба с международным терроризмом как с крайне опасным явлением продолжается долгие годы. За последнее время в этом процессе удалось продвинуться вперед- нанесены ощутимые удары, убит Лидер исламистской террористической организации «Аль-Каида» Усама Бен Ладен, реорганизована структура и деятельность спецслужб ряда стран в соответствии с возникшими потребностями, совершенствуются технологии антитеррористических операций, формируется широкая международно-правовая база противодействия террору.

Серьезно изменился взгляд членов международного сообщества на это явление - от прежней его оценки как периферийной угрозы до признания в нем глобального вызова.

Международный терроризм заставил многие государства признать, что именно он представляет одну из главных угроз их безопасности. В связи с этим на различных уровнях: в материалах ООН и других международных организациях, в официальных документах и заявлениях России, США, ЕС и других стран неоднократно отмечалась необходимость сотрудничества в антитеррористической борьбе.

Актуальность выбранной мной работы заключается прежде всего в том, что терроризм, в том числе в его трансграничных формах, - одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения. После террористических нападений в США (Нью-Йорк, Вашингтон, 2001 г.), России (Москва, 2002 г.; Беслан, 2004 г.), Испании (Мадрид, 2004 г.), Великобритании (Лондон, 2005 г.) в Резолюциях Совета Безопасности ООН отмечается тенденция увеличения частоты и масштабов террористических актов.

Целью данной работы является всесторонне изучение особенностей современного терроризма, видов терроризма, а также сотрудничества государств в борьбе с ним.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

) Раскрыть понятие и виды международного терроризма;

) Рассмотреть сотрудничество государств в области борьбы с международным терроризмом.

Глава 1. Понятие и виды международного терроризма


1 Понятие международного терроризма


На сегодняшний день, несмотря на наличие разного рода конвенций и международных соглашений по борьбе с терроризмом, нет единого определения этого явления. Отсутствие такого определения будет играть только на руку террористам, которые, воспользовавшись юридическими разногласиями, смогут обратить их в свою пользу, что подтверждается следующим суждением: "...отсутствие договоренности относительно четкого и общеизвестного определения подрывает нормативные и моральные позиции в борьбе против терроризма".

Итак, для того чтобы разобраться, что такое терроризм, необходимо рассмотреть источники его возникновения. По этому вопросу существует несколько крайних позиций. Первая позиция - возникновение этого явления как инструмента борьбы за власть связывают с момента возникновения цивилизации. Во многих работах, исследующих проблему терроризма, первым террористом в истории человечества символично считают Каина, убившего своего брата Авеля, так называемая "Каинова печать на человечестве". Приверженцы этой теории считают, что "террор - убийство человека человеком - является самым тяжким, противобожеским преступлением, сатанинским злом, которое подлежит такой каре, которую убийца должен нести на себе всю жизнь". Здесь авторы связывают предпосылки возникновения терроризма с появлением в сознании человека чувства зависти, которое впоследствии приводит к желанию быть первым, обладать властью, таким образом, основой терроризма является желание человека обладать и истребить того, кто окажется способным быть сильнее.

Вторая позиция относит истоки терроризма к временам Великой Французской революции как возникновение форм и методов борьбы за власть конкретных политических сил - "слово "террор" употреблялось самими лидерами революции в значении как метода борьбы жирондистской и якобинской оппозиции с правительством, так и самих действий. В сочинениях Марата изложена первая в истории терроризма программа захвата власти с помощью террора, создающего нервозность, возбуждение толпы".

Можно выделить следующие стадии развития терроризма:

В период Древнего мира терроризм обретает свою неизменную основу в виде устрашения и насилия. Одними из ярких представителей этого периода являются Ассасины. Основателем Ассасинов был Хасан Ибн-Саббах, который собирал приверженцев, готовых умереть за веру по его приказу. Ассасины исполняли заказные убийства, практиковали набеги по всей Сирии, совершали грабежи, а также вели борьбу против крестоносцев. В описанных действиях не прослеживается четкой политической мотивации, не в полной мере определен объект террористических посягательств. Скорее здесь прослеживаются иные виды преступной деятельности, например, шантаж, убийство, которые в дальнейшем в совокупности с политической подоплекой трансформируются в терроризм.

В Средние века возрастает практика политических убийств, однако терроризм в то время еще не обрел своего идеологического обличия в виде учения и имел в основном экономическую подоплеку ввиду борьбы между классами. В условиях формирования рабовладельческой монархии с сильной центральной властью обычным явлением стало убийство политических противников. Фактов политических убийств можно привести великое множество, но назвать их террористическими можно лишь условно - они были лишь оружием политических интриг, основным способом устрашения противника в борьбе за власть.

На стадии развития Нового времени во время Великой Французской буржуазной революции и после нее терроризм становится системной тактикой политической борьбы и обретает обличье в виде учений известных политических деятелей, однако носит выборочный характер. Первый опыт революционного массового террора связан с Великой Французской революцией (1789 - 1793 гг.). За неполных девять месяцев по приговору революционного трибунала было казнено 2607 человек. Вожди якобинцев, по существу, уже не видели иного способа спасти режим и укрепить свое личное положение, кроме как усилив террор. Максимилиан Робеспьер, первый теоретик терроризма и один из предводителей якобинцев, обосновал необходимость истребления врагов революции в особом судебном порядке: "Террор есть не что иное, как правосудие - быстрое, суровое и непреклонное".

Позднее организованная преступность и терроризм распространились в Европе. На короля Франции Луи Филиппа I (1830 - 1848) - последнего представителя из младшей ветви династии Бурбонов - было совершено семь покушений, во время которых погибли невиновные люди.

Важно отметить, что примечательной чертой терроризма того времени являлся его адресно-индивидуальный характер, и он становится исключительно политическим явлением жизни общества, а его применение начинает приобретать системный признак.

В Новейшее время наблюдаются всплеск террористической активности, сращивание его с организованной преступностью, появление новых видов, массовый и транснациональный характер. В 1960 - 1970-х гг. происходят размывание границ национального терроризма и становление международного терроризма, объектами террористов становятся воздушные суда.

Передел сфер влияния после распада социалистического лагеря, СССР, Югославии, арабо-израильское, индийско-пакистанское противостояния, войны в Афганистане, Чечне, Ираке, процессы глобализации дали в конце прошлого века толчок к мощному всплеску терроризма, главным образом религиозно мотивированного.

В рассматриваемый период терроризм претерпевает значительные изменения: происходит размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом, террористические акты потеряли свой репрезентативный характер, наблюдается переход к совершению крупных, резонансных террористических актов, терроризм начинает приобретать религиозно-мотивированный окрас; при сращивании с организованной преступностью происходит увеличение потенциального капитала, ужесточается тактика и методика террористов, что приводит к значительному повышению угроз террористических актов для всего мирового сообщества в целом.

Сегодня в мировой науке существует два основных подхода к определению терроризма.

Биологический подход связывает это явление с насильственной сущностью человека, стремлением людей угрожать интересам других и использовать любые доступные средства для достижения своих целей, природной характеристики человека, живущего в состоянии "войны всех против всех".

Социальный подход исходит из определяющего значения социальных причин возникновения терроризма.

Оба подхода не лишены рациональности относительно объяснения истоков терроризма, однако как в биологическом, так и в социальном подходе прослеживается некая узость, "однобокость" видения сущности терроризма. Терроризм является очень сложным, многоплановым явлением, имеющим ряд преобладающих признаков в разных странах в зависимости от истории и национальных особенностей развития. Поэтому определение природы терроризма только через призму биологических особенностей человека либо сведение его сущности только к теории конформизма и влиянию внешних объективных факторов на поведение людей в определенный жизненный период не позволит нам адекватно оценить степень многообразия этого политического явления жизни общества, которая аккумулирует в себе сложную взаимосвязь структурных элементов терроризма.

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

В праве Россиийской Федерации терроризму даются различные определения. Так, в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03. 200635-ФЗ "О противодействии терроризму" терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно ст. 205 УК РФ под терроризмом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.


2 Виды международного терроризма

международный терроризм борьба безопасность

Терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды:

По территориальному признаку выделяют следующие виды терроризма

а) Внутригосударственный терроризм - представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству. Насилие выступает в двух формах:

прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор);

косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

К государственному террору чаще прибегают нестабильные режимы с низким уровнем легитимности власти, которые не могут поддерживать устойчивость системы экономическими и политическими методами.

б) Когда государственный терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел невиданные, глобальные масштабы. Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои, наносит огромный материальный ущерб, уничтожает памятники культуры, подрывает международные отношения. Как и любая другая форма террора, международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии, обычно направленном против людей без разбора для создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов.

Разновидностями международного терроризма являются транснациональный и международный криминальный терроризм. Первый представляет собой различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако, они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений. Второй проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких-либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.

И. М. Ильинский дал свою оригинальную трактовку такого сложного явления современности, каким является международный терроризм. И это крайне важно для специалистов, которые занимаются изучением проблем глобалистики, геополитики, организованной преступности и, конечно, терроризма. По его мнению, террор - это привилегия власти (силы), меньшинства над большинством, он осуществляется «сверху вниз».

«Международный терроризм» - это ответная реакция «слабых» на международный террор «сильных». Террор и терроризм - «зеркальные» явления; одно определяет другое. Там, где есть террор, неизбежно возникает терроризм и наоборот.

) В зависимости от преступной мотивации:

а) Политический терроризм - (в основном в Европе) - был когда-то самым громким, но современная государственная машина научилась с ним бороться. Этот вид терроризма имеет двустороннее направление. С одной стороны, это борьба различных группировок против существующего строя («Красные бригады» в Италии, «Объединенная красная армия» в Японии, «Аксьон директ» во Франции, немецкие - «Группа Биадера-Майнкоф», «Движение второго июня», «Революционные ячейки»).

Эти группировки практически не представляют серьёзной опасности. С другой стороны, - это государственный терроризм, совершаемый спецслужбами ради государств. Подобные методы спецслужбы использовали и используют для уничтожения государственных врагов. Такие акции совершало КГБ, СССР, ЦРУ США, Массад Израиля. Так сотрудник КГБ офицер -т еррорист Богдан Сташинский в1959 году убил пулей с цианистым калием Степана Бандеру, одного из самых знаменитых террористов ХХ столетия, а израильская разведка Массад уничтожила палестинцев, которые расстреляли в 1982 году израильскую команду на Олимпиаде в Мюнхене.

Французские оперативники тайно убивали алжирских боевиков, до которых не могло добраться правосудие. Но такого рода террористические акции носят ограниченный характер и под давлением сообщества они сокращаются.

б) Национальный терроризм- это метод борьбы народов за создание собственного государства. Когда народы, не имеющие собственного государства, требуют независимости и берутся за оружие. Сюда относится борьба курдов за создание Курдистана. Земли, на которой курды мечтают создать своё государство, поделены между четырьмя странами - Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. И не одна страна не хочет, чтобы возникло самостоятельное курдское государство. Курды проживают в Сирии (1,5 млн. человек), в Иране (6 млн. человек).

К национальному терроризму можно отнести и борьбу басков, проживающих в Южной Франции и Северной Испании. Исторически баски стремились к полной самостоятельности, а власти отказывали им даже в автономии. В Испании живёт 1 млн. басков, во Франции - 250 тыс. человек.

Радикально настроенные баски хотят отделиться от Испании и Франции, создать собственное государство, включающее все территории, населённые басками. Баски-сепаратисты объединились в организацию «Страна Басков и свобода», сокращённо ЭТА. Политическое крыло бакских террористов - «Эрри батасуна», требует создание независимого бакского государства. Военная фракция ЭТА многие годы занимается террором против испанских государственных чиновников, полиции и армии. ЭТА взялась за оружие в 1968 году, когда страной ещё управлял Каудильо Франко, но даже авторитарный режим не смог с ними справиться. Люди ЭТА убили 800 человек из полицейских и чиновников, а армия в свою очередь отвечала на террор террором.

Сюда же можно отнести борьбу ИРА (Ирландской республиканской армии), которая с помощью терактов в Великобритании пытается добиться независимости Северной Ирландии.

В) Религиозный терроризм- это самый опасный вид терроризма, основанный на религиозном фанатизме. Здесь можно отметить борьбу палестинцев против Израиля. В этой борьбе на стороне палестинцев выступают страны арабского мира, и эту борьбу хочет превратить в борьбу исламского мира против Израиля и его покровителя США со всеми его союзниками.

Главная цель Аль-Кайды - создание всемирного исламского государства. Христиане воспринимаются как колонизаторы, а мусульмане - жертвы. Израиль оказался в центре этого конфликта. Ненависть огромного исламского мира к маленькому еврейскому государству усиливается с каждым днём. Усиливается и из-за неспособности палестинцев уничтожить Израиль и оттого, что это маленькое государство, практически не имеющее никаких ресурсов, создало своим гражданам достойную жизнь, а народы богатейших стран, экспортирующие нефть, прозябают.

Характерно, что росту религиозного экстремизма и терроризма способствует создание дискриминационных условий для какой-то религиозной группы. Примером подобного рода терроризма следует признать вооруженное противостояние, в том числе с использованием террористических методов борьбы, между религиозными общинами, к примеру католиков и протестантов в Северной Ирландии (Ольстер).

Также выделяют следующие виды терроризма:

Этнический терроризм. Субъекты этнического терроризма представляют собой группы, чей статус определяется этнической принадлежностью. Цель данной разновидности терроризма - изменение формы государственного устройства, создание самостоятельного государства или достижение частичных изменений в положении соответствующей этнической группы. Наглядным примером этнического терроризма может служить захват заложников в г. Буденновске в 1995 году.

Экономико-криминальный терроризм. Борьба между крупными криминальными группировками за распределение сфер влияния, приносящих доход, сопровождается совершением террористических акций, направленных против лидеров и членов других группировок.

Индивидуальный терроризм. Акты террора нередко совершаются отдельными гражданам и в своих интересах. В основном это акции с требованием выплаты денежных средств под угрозой каких-либо деяний, атакже захваты самолетов гражданской авиации для перелета в другую страну.

«Революционный» терроризм. «Революционный» терроризм обычно направлен на изменение (дестабилизацию) существующего строя. Примером «революционного» терроризма может служить деятельность партии «Народная воля» в дореволюционной России, в которой террору отводилась роль детонатора восстания.

Экономический терроризм. Выбор террористами в качестве объектов нападения коммерческих фирм и промышленных предприятий определяется стремлением оказать влияние на фирмы с целью изменения либо прекращения их деятельности. Так, в 1976 году в Венесуэле террористами был похищен один из ведущих специалистов компании «Овенс-Иллинойс». Одним из условий его освобождения стало требование повысить зарплату рабочим-венесуэльцам, работающим в этой фирме.

Глава 2. Международное сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом


1 Роль ООН в борьбе с международным терроризмом


Международно-правовая база сотрудничества государств в борьбе с терроризмом является необходимой основой реализации одной из основных функций государств, а именно: обеспечения безопасности граждан, общества и мира в целом.

Одна из первых попыток сотрудничества государств в борьбе с терроризмом в 20 веке была предпринята предшественником ООН, Лигой Наций, в конце 30-х годов. Непосредственным поводом для начала работы над конвенцией о противодействии терроризму послужило убийство в Марселе 9 октября 1934 года югославского короля Александара и премьер-министра Франции Луи Барту.

декабря 1934 года Совет Лиги Наций принял решение, в котором говорилось: «На всех государствах лежит обязанность не поощрять и не терпеть на своей территории никакой террористической деятельности, преследующей политические цели …. Каждое государство не должно ничем пренебрегать в деле принуждения и репрессии террористических актов и оказания в этих целях помощи тем правительстам, которые за ней обратятся».

На сегодняшний день в системе современных международных отношений ООН занимает центральное место и играет важнейшую роль в борьбе с терроризмом.

Как было сказано в Заявлении «Группы восьми» об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом в Санкт-Петербурге (16 июля 2006 года): «ООН…- уникальное подлинно всемирное учреждение является единственной организацией, положение и широта деятельности которой позволяют добиться глобального единства в осуждении терроризма»

Под эгидой ООН и связанных с ней неправительственных организаций с 1963 года было разработано 13 основных универсальных конвенций и протоколов по борьбе с различными проявлениями терроризма.

К ним относятся:

) Конвенция о преступлениях, и других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года («Токийская конвенция»);

) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года («Гаагская конвенция»);

) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года («Монреальская конвенция»);

) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, в том числе дипломатических агентов 1973 года;

) Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников 1972 года;

) Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года;

) Протокол о борьбе с незаконными актами международуню гражданскую авиацию 1988 года;

) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года.

) Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1998 года;

) Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года;

) Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1977 года;

) Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;

) Международная Конвенция о борьбе с актами терроризма 2005 года.

Большинство этих документов действуют, обеспечивая законодательную основу для многосторонних действий против терроризма и давая определение отдельных видов террористических актов, включая захват самолетов и заложников, террористическую подрывную деятельность, финансирование терроризма и терроризм с использованием ядерного оружия, как незаконные.

После терактов в США 11 сентября 2001 г. В рамках Организации Объединенных Наций были приняты срочные антитеррористические меры. Генеральная Ассамблея рассмотрела вопрос об этих трагических событиях уже на следующий день после нападения и приняла резолюцию № 1368 от 12 сентября 2001 года. Так, резолюция призвала международное сообщество умножить усилия по предупреждению и подавлению терроризма, включая активизацию координации и полную имплементацию в национальное законодательство антитеррористических конвенций и резолюций Совета Безопасности.

В настоящее время деятельность ООН по борьбе с терроризмом строится на основе стратегии, предложенной К. Аннаном, которая состоит из пяти ключевых элементов:

убеждения террористических группировок не прибегать к насилию;

ограничения террористов в средствах для проведения атак;

ограничение поддержки террористических группировок другими странами;

развития возможностей стран в предотвращении терроризма;

защиты прав человека в ходе антитеррористической борьбы.

На сентябрьском саммите мировых лидеров 2005 года эти элементы были одобрены и достигнуты соглашения по выработке универсального определения терроризма и утверждения всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом, создания практической основы эффективной помощи государствам в их национальных, региональных и глобальных антитеррористических действиях.

мая 2006 года К. Аннан представил на рассмотрение доклад «Единство в борьбе с терроризмом: рекомндации по глобальной контртеррористической стратегии». Эти рекомендации дополнили и усовершенствовали каждый из пяти стратегических пунктов, детализировав предпринимаемые ООН действия и предложив меры по лучшению ее работы. В докладе были определены практические способы оказания помощи ООН государствам-членам в улучшении индивидуальных и коллективных возможностей в борьбе с терроризмом.

Следуя обязательствам, принятым на Саммите 2005 года, 8 сентября 2006 года на 60-й сессии ГА ООН, была принята Глобальная контртеррористическая стратегия. За нее проголосовало 192 государства-члена ООН. Она вступила в действие 19 декабря 2006 года.

Позднее Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун указал, что разработка международной антитеррористической стратегии явилась «важной вехой и важным сигналом, данным правительствами стран мира и международными организациями, о том, что политика, философия, идеология и религия ни в коем случае не являются основаниями для проведения терактов».

Можно сказать, что за многие годы ООН разработало достаточно большое количество документов, заложивших правовую основу для международного сотрудничества в области противодействия терроризму. Однако угроза терроризма и по сей день актуальна, поскольку многое еще предстоить сделать, далеко не все члены ООН ратифицировали уже вступившие в силу международные документы.


2 Роль РФ в борьбе с международным терроризмом


Россия одной из первых столкнулась с терроризмом в его современных, самых опасных формах. Зверское террористический акт в Северной Осетии, гибель в его результате сотен невинных людей, включая беззащитных детей, подтверждает то, что современный терроризм вышел за рамки нравственности и человечности, представляет собой новое измерение угрозы человеческой цивилизации. Соответственно, на борьбу с ним должно сплоченно подняться все мировое сообщество, включая не только государства, но и все гражданское общество.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что среди основных источников угроз национальной безопасности является « деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ …».

Поэтому Россия одна из первых среди государств мира приняла адекватные меры по борьбе с терроризмом. Во-первых, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации есть ст. 205, которая относит терроризм к группе преступлений против общественной безопасности и понимает под ним «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти», а также угрозу «совершения указанных действий в тех же целях».

В 2006 году был принят новый Федеральный закон «О противодействии терроризму» №35 -ФЗ. Настоящий федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В нем определены принципы, понятийный аппарат, в том числе дано определение терроризма, механизмы противодействия ему.

В Законе содержится важное положение, посвященное международному сотрудничеству РФ в области борьбы с терроризмом. Эта норма полностью отвечает Резолюции 1624 Совета Безопасности ООН 2005 года, призывающей наращивать антитеррористические усилия на международном уровне.

Проблема противодействия международному терроризму стала приоритетным направлением внешней политики России. Это закономерно и стратегически обоснованно. От ее реального, а не декларативного решения зависит состояние международной безопасности, устойчивость международного сообщества, основанного на принципах права и справедливости, уважения демократических ценностей.

Россия готова сотрудничать с любым государством, готовым бороться с терроризмом без двойных стандартов.

По мнению министра иностранных дел РФ С. Лаврова: «Пришло время раз и навсегда отказаться от двойных стандартов по отношению к терроризму, какими бы лозунгами он ни прикрывался. Те, кто убивал детей в Беслане и захватывал самолеты для атаки на Америку - существа одной породы».

Большое внимание Россия уделяет контролю за практической реализацией резолюций и конвенций, принимаемых в рамках ООН.

Так, в заявлении «Группы восьми» об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом, сделанном в Санкт-Петербурге16 июля 2006 года, было отмечено: «Мы обязуемся работать с ООН для обеспечения того, чтобы каждая из этих программ была ориентирована на достижение конкретных результатов и разработана таким образом, чтобы обеспечить ее максимальную результативность, а также оптимизировать работу вспомогательных и их кадровый состав и обеспечить их взаимодействие друг с другом и с другими соответствующими международными учреждениями в рамках более активного сотрудничества и системной согласованности».

Россия призывает мировое сообщество к тому, чтобы борьба с терроризмом не превращалась в предлог для реализации своих геополитических задач, наращивания национальных и блоковых военных потенциалов или принудительного реформирования суверенных государств.

Россия выдвинула инициативу разработки под эгидой ООН действенного Кодекса защиты прав человека от терроризма. Важным вкладом в реализацию российского предложения стало принятие на 58 Сессии ГА ООН резолюции «Права человека и терроризм», вобравшей в себя все все элементы такого кодекса, в частности положения о праве каждого человека на защиту от терроризма и террористических актов независимо от национальной принадлежности, расы, пола, религии, а также о недопустимости предоставления убежища лицам, виновным в совершении терактов.


Заключение


В заключении своей курсовой работы хотелось бы отметить, что Современный международный терроризм превратился в фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку в мире. На сегодняшний день более чем в 70 странах насчитывается около тысячи групп и организаций, использующих в своей деятельности методы террора. Рост негативной тенденции совершения террористических акций, влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы, наносит значительный материальный и моральный ущерб всему человечеству.

Материалы, добываемые органами безопасности, наглядно свидетельствуют, что члены международных террористических организаций, наряду с совершением жестоких циничных преступлений против мирных граждан, пытаются установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей и полезных ископаемых, оказывать влияние на происходящие политические процессы в различных регионах мира. Для достижения этих целей они активизируют свои силы в стремлении получить доступ и к оружию массового уничтожения.

Понимая всю опасность нарастающей угрозы международного терроризма, Россия осуществила ряд конкретных шагов по объединению усилий различных государств в борьбе с этим общечеловеческим злом. Принятые совместные меры принесли определенный позитивный результат. Однако в целом ситуация в области борьбы с терроризмом остается напряженной. Продолжают развиваться опасные тенденции, порожденные как внешними факторами, связанными с развитием международного терроризма, так и внутренними проблемами.

Основные выводы т проделанной работы сводятся к следующему:

Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма.

В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, политологами и специалистами других наук.

Необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный фанатизм, необходима массовая разъяснительная работа среди населения с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации.

Необходимо проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, которые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм. При этом нужно привлекать специалистов различных областей знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.

Целесообразно было бы выработать универсальные принципы проведения контртеррористических операций, тщательно регламентировать порядок освещения в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, рассмотреть вопрос о создании единого банка данных о проявлении различных форм терроризма.

Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств-членов мирового сообщества в целях борьбы с терроризмом и выработки мер его предупреждения.

Список использованной литературы


1) Резолюция ООН от 12.09.2001 года № 1368// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2014 года.

) Заявление «Группы восьми» об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом// Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2014 года.

) Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ. //Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2014 года.

) Федеральноый закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". //Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2014 года.

) Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»,2014года.

6) Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Выпуск№ 94 / 2009.

) Каримов Р.Р «Формирование международно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с терроризмом» // справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2014 года.

) Лебедев А.С. «Роль ООН в борьбе с терроризмом »// Обозреватель №5/2008.

)Морозов Г.И. «Терроризм - преступление против человечества»/ Международный терроризм и международные отношения. М., 1997.

)Выступление министра иностранных дел С. Лаврова на 59-й сессии ГА ООН// Консультант Плюс 2014

) Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации //Российская юстиция. - 2009.-№ 5. - С. 29.

) Хоффман Б. Терроризм взгляд изнутри. - М.: Ультра. Культура, 2003.

) Змеев М.А. Характеристика субъектов и мотивов террористической деятельности. Квалифицированные виды терроризма. Нормативная и уголовно-правовая ответственность за терроризм: Монография.-Н.Новгород, 2010. - С. 41-43

) Ильинский И. М. О терроре и терроризме М.: МГСА, 2001.

) Томчак Е.В. Политические и идеологические факторы международного терроризма на рубеже XX - XXI вв.: Дис. канд. историч. наук. 2009. С. 17 - 18

) Исаева Т.Б. Террористическая идеология в политических и правовых учениях российской оппозиции (19 - нач. 20 в). Смоленск: Универсум, 2010. 244 с. С. 29.

) А.С. Валеев "Каинова печать" или "наследие Робеспьера" "История государства и права", 2012, N 5

) Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. М.: Кучково поле, 2011. 640 с. С. 11.

) Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование). СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. 64 с. С. 109 - 111.

) Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему: Монография. М.: Молодая гвардия, 2008. 460 с. С. 47.

) Итоговый документ всемирного саммита 2005 года //Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2014 года.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Политическое руководство многих стран мира рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для борьбы с террористами.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

В настоящее время борьбу с терроризмом осуществляют такие национальные организации как «22-я специальная воздушная служба» (Великобритания), «Федеральная группа по защите границы» (Германия), «Группа вмешательства национальной жандармерии» (Франция), «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» (Израиль), «ЯМАМ» (подразделение полиции Израиля), отряд «Дельта» (США), «Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (США), Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Россия), Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Россия) и др.

Однако для борьбы с терроризмом усилий отдельных государств недостаточно. Нужны скоординированные действия всего мирового сообщества.

На протяжении длительного времени центром, координирующим усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом и созданию нормативно-правовых актов, охватывающих все ее аспекты, являлась Организация Объединенных Наций.

Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна (1963); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

В целях координации усилий компетентных органов государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. Во исполнение решения глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств – участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Основные этапы борьбы с международным терроризмом. Терроризм, в том числе в его трансграничных формах,- одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.

Процесс становления международного сотрудничества в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов и норм прошел через определенные исторические этапы. Первые многосторонние усилия государств на этом направлении восходят к концу 20-х - второй половине 30-х годов нашего столетия. В ходе международных конференций по унификации уголовного законодательства удалось сформулировать и принять (в форме рекомендаций государствам-участникам) определение терроризма, под которым понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. На конференциях шла также работа над созданием механизмов, которые позволяли бы осуществлять уголовное преследование террористов за пределами национальных границ. "Унификаторы" подошли вплотную к признанию объективной необходимости подкрепления мер, принимаемых на национальном уровне, разработкой соответствующих международно-правовых норм.

Новым этапом международного сотрудничества государств в этой области стала завершенная в 1937 году разработка под эгидой Лиги Наций Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда. Хотя обе конвенции так и не вступили в силу, многие их положения легли в основу становления таких действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, как неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, обязательство либо выдавать предполагаемого преступника, либо преследовать его в уголовно-процессуальном порядке, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и др.

Определение терроризма. Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом из-за доминировавшей до последнего времени чрезмерной идеологической отягощенности данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма*.[

* Что касается терроризма голударственного, то есть действий, предпринимаемых на государственном уровне, с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение, то после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма на универсальном уровне развития не получила.

От терроризма государственного следует отличать проблему поддержки со стороны государств действий террористических групп и отдельных террористов. Такая поддержка осуждается в раде деклараций и резолюций ООН.]

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом . На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; дополняющий Монреальскую конвенцию Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года. В 1991 году была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения*.[

* Что касается запрещения актов террористического характера во время вооруженных конфликтов, то оно предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности положениями Дополнительных протоколов 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.]

На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер, 1971 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

Сотрудничество на двусторонней основе протекает в форме диалога на различных уровнях, а также на базе двусторонних договоренностей. Так, обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является государством - продолжателем СССР по заключенным в 70-х годах двусторонним межправительственным соглашениям о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном, Финляндией и Турцией (последнее в силу не вступило, поскольку не было одобрено турецкой стороной). В 1991 году заключен двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает модель российско-американского оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

Одна из отличительных черт современного терроризма - динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Среди основополагающих принципов такого сотрудничества, составляющих костяк вышеупомянутых универсальных, а также ряда региональных и двусторонних соглашений, соответствующих резолюций ООН, решений других международных органов,- всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты. Если первая часть этого принципа еще обретает свое утверждение в международных соглашениях, то признание противоправности терроризма без каких-либо изъятий уже закреплено практически во всех действующих в этой области универсальных соглашениях.

Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных резолюций ООН и других международных организаций является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, последовательное воплощение которого в жизнь открывает магистральный путь эффективного противодействия этому явлению.

Важнейшее направление сотрудничества - активное содействие устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают скоординированные усилия государств по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной почвой террористических актов и других проявлений насилия. Долг каждого государства - вносить свой вклад в международные усилия по ликвидации коренных причин этого явления. К таким причинам Специальным комитетом ООН по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Приняв к сведению исследование, проведенное по этому вопросу Специальным комитетом, Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в частности, в своих резолюциях 42/159 от 7 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом "особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность".

Принцип сотрудничества охватывает также такие конкретные направления, как: взаимодействие государств в рамках международных соглашений и организаций; разработка новых договоренностей; принятие практических мер по предотвращению террористических пося гательств, включая обмен информацией и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в целях мирного урегулирования споров, касающихся толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом.

Действенность сотрудничества в борьбе с терроризмом напрямую связана с обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших преступление. Во всех действующих в этой области глобальных соглашениях (за исключением Токийской конвенции 1963 г.) закрепляется принцип универсальной юрисдикции, который позволяет установить юрисдикцию над преступлением, а следовательно, обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от места его нахождения и совершения преступления. Этот принцип основывается на действии механизма "либо выдай, либо суди", когда государство-участник, если оно не подвергло уголовному преследованию находящегося на его территории преступника, обязано выдать его другому участнику (разумеется, если последний обратится с соответствующей просьбой) для целей такого преследования. Эффективность функционирования данного принципа во многом зависит от уровня доверия между государствами, от их политической воли и готовности сотрудничать, с тем чтобы террористы понесли заслуженное наказание.

Вести борьбу с терроризмом можно только "чистыми руками", опираясь на общие для человечества ценности. Требование о неуклонном следовании международному праву в борьбе с терроризмом нашло отражение в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в преамбуле Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года.

Россия последовательно выступает за устранение любых преград (будь то политические, идеологические, религиозные или иные) на пути объединения усилий всего международного сообщества в целях организации эффективного отпора терроризму. Россия как государство - продолжатель СССР - участник действующих универсальных соглашений по вопросам борьбы с терроризмом. Ее представители вносят конструктивный вклад в разработку новых договоренностей,

в развитие практических контактов по формированию общего международного антитеррористического фронта.

Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию. В последние годы приняты законодательные акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта.