Приметы

Системы тор зенитная ракетная система. Военное обозрение и политика. Технические характеристики «Тор-М2У»

Генеральный директор Ижевского электромеханического завода «Купол» Фанил Зиятдинов рассказал журналистам о целом ряде проектов, которые сейчас реализует предприятие, входящее в концерн «Алмаз-Антей». Наиболее интересный из них — создание на базе сухопутного ЗРК «Тор» корабельной модификации, которая должна потеснить устаревшие средства ПВО, обслуживающие ВМФ.

Ижевский завод был создан в 1957 году для выполнения заказов Министерства обороны. Его специализация — производство средств ПВО ближнего действия. В начале 70-х годов «Купол» запускает серийное производство зенитно-ракетных комплексов «Оса». Данный ЗРК был разработан в Научно-исследовательском электротехническом институте (НИЭИ), расположенном в Москве. НИЭИ, как и «Купол», ныне входит в концерн «Алмаз-Антей». Между этими двумя предприятиями существует давние научно-производственные связи. Связи до такой степени тесные и прочные, что ижевский завод вполне можно считать производственной базой московского института.

«Оса» практически полностью загрузила производственные мощности завода «Купол» на долгие годы. Вскоре появилась модификация «Оса-АК», а затем — «Оса-АКМ». Всего было выпущено более 1200 этих ЗРК, которые не только поставлялись в строевые части Советской армии, но и экспортировались в ряд стран, входивших в круг политических интересов Советского Союза.

В начале 80-х годов в Ижевске было налажено производство ЗРК «Тор». По мере появления новой элементной базы и продвижению вперед инженерной мысли он также начал обзаводиться более совершенными модификациями, отвечающими вызовам нового времени, не стоящего на месте.

В настоящее время завод «Купол» производит сухопутные ЗРК «Тор» последней модификации — «Тор-М2У». Они начали поступать в строевые части совсем недавно — в 2012 году, а серийное производство было развернуто в прошлом году. Генеральный директор «Купола» сообщает, что в скором времени завод приступит к производству морской модификации комплекса, который должен заменить на кораблях ВМФ ЗРК ближнего действия «Кинжал» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик». Они были приняты на вооружение ВМФ синхронно — в 1989 году.

В настоящий момент НИЭИ проводит соответствующую ОКР, которая должна завершиться в 2017—2018 году. Соответственно, серийное производство начнется с годовым смещением, то есть не позднее 2019 года.

Сухопутный комплекс «Тор-М2У», который дорабатывается до морской модификации, включает в себя боевую машину на гусеничном ходу, транспортно-заряжающую машину и машину технического обслуживания — обе на колесном ходу.

Главное отличие последней модификации от предыдущих состоит в том, что ее ракеты способны уничтожать малозаметные воздушные цели, построенные по стелс-технологии. Также в ней используется более совершенная ракета разработки КБ «Факел» 9М331. Также увеличена степень защиты от помех, создаваемых средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Комплекс способен работать в полностью автоматическом режиме без вмешательства операторов. РЛС обнаружения кругового обзора сканирует воздушное пространство. В случае обнаружения объектов аппаратура «свой-чужой» выявляет представляемую ими угрозу. Начинает работать РЛС сопровождения сантиметрового диапазона, оснащенная фазированной антенной решеткой. Поскольку отклонение луча происходит не механическим, а электронным способом, то есть практически мгновенно, реакция на цель сведена к минимуму.

При обнаружении цели максимальная ошибка по дальности не превышает 200 метров. У РЛС сопровождения и наведения ракеты на цель ошибка существенно меньше — 7 метров по дальности и 30 м/с при определении скорости цели. Наведение ракеты на цель осуществляется радиокомандным способом. При этом взрыватель может срабатывать как при контакте целью, так и в неконтактном режиме, когда боевая часть взрывается при подлете к цели.

Ракета, используемая в ЗРК «Тор-М2У» выдерживает перегрузки в 30g и способна поражать цели, маневрирующие с ускорением в 12g.

Количество обнаруживаемых целей может достигать 48-и. Одновременно сопровождаются 8 целей, обстреливаются 4.

Сравнивая «Тор-М2У» с корабельным ЗРК «Кинжал», может показаться, что они несущественно отличаются друг от друга. Такое ощущение возникает в связи с тем, что зенитная управляемая ракета для них была сделана одной фирмой — расположенным в подмосковных Химках КБ «Факел». Да и ракета одна: 9М330. Но так было до того, как появился «Тор-М2У», у которого ракета более «свежая» — 9М331. Однако не ракетой единой жив ЗРК. У этих двух комплексов разные разработчики — «Кинжал» спроектировали в НПО «Альтаир». Соответственно, отличаются и характеристики, и идеология разработок. К тому же последняя модификация «Тора» использует более современные компоненты, которых просто не существовало в 80-е годы, когда создавался «Кинжал».

При этом боезапас у «Кинжала» существенно больше. Это предопределено тем, что комплекс устанавливается на большие корабли с водоизмещением более 1000 тонн. И они способны принимать на борт более 10 «торовских» модулей, каждый из которых содержит по 8 ракет. Например, на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» 24 таких модуля. Вполне понятно, что и морская модификация «Тора» будет комплектоваться достаточным количеством ЗУР, поскольку в дальнем походе ждать подвоза боеприпасов на транспортно-заряжающей машине не приходится.

ЗРАК «Кортик» был разработан знаменитым тульским КБ приборостроения, которое достигло впечатляющих результатов в области боевых артиллерийских модулей. Поэтому комплекс получился не вполне «симметричным» — два шестиствольных зенитных автомата калибра 30 мм, способные делать 10 тыс. выстрелов в минуту, являются более совершенными в инженерном отношении, чем зенитная ракета, имеющая высотный показатель, как у переносного ЗРК.

В связи с чем замена ЗРАК «Кортик» новым комплексом, создаваемым в НИЭИ, представляется абсолютно логичной. И здесь перспективные планы завода «Купол» вполне реалистичны. Что же касается замены ЗРК «Кинжал», то тактико-техническая разница между двумя комплексами не столь велика. Поэтому при принятии соответствующего решения будут браться в расчет не только технические факторы, но и экономические. А экономика в нынешней ситуации, когда сокращены бюджетные расходы на оборонно-промышленный комплекс, — штука серьезная. За финансирование работ приходится сражаться отчаянно. В том числе и с конкурентами. И это уже не только экономика, но и политика, и дипломатия, и интриги.

Приводимые ниже характеристики ЗРК «Тор-М2У» являются гипотетическими в отношении разрабатываемой корабельной модификации. В новой разработке они могут отличаться от характеристик сухопутного комплекса.

ТТХ ЗРК «Тор-М2У», «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»

Минимальная дальность поражения цели ракетой, км: 1 — 1,5 — 1,5

Максимальная дальность поражения цели ракетой, км: 15 — 12 — 8

Минимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 0,5

Максимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 4

Минимальная высота поражения цели ракетой, м: 10 — 10 — 5

Максимальная высота поражения цели ракетой, м: 10000 — 6000 — 3500

Минимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 5

Максимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 3000

Количество обнаруживаемых целей: 48 — н/д — н/д

Количество одновременно сопровождаемых целей: 8 — 8 — н/д

Количество одновременно обстреливаемых целей: 4 — 4 — 1

Время реакции на цель, с: 4,8 — 8 — 8

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700 — н/д — н/д

Максимальное ускорение маневрирования целей, g: 12 — н/д — н/д

Скорость полета ракеты, м/с: 800 — н/д — н/д

Максимальная перегрузка ракеты, g: 30 — н/д — н/д

Минимальная ЭПР цели, кв.м.: 0,05 — н/д — н/д.

ЗРК "Тор-М1"

После принятия на вооружение комплекса «Тор-М1» в 1991 г. произошел распад Советского Союза, и, как его следствие, развал кооперации по производству этого комплекса. Во время исполнения контракта на поставку "Торов" в Грецию был создан практически российский комплекс «Тор-М1», который мы предлагаем условно обозначить «Тор-М1-1» . Визуально отличие нового комплекса в гусеничном шасси боевой машины 9А331 - вместо минского шестикаткого ГМ-355 используется семикатковое шасси ГМ-5955 производства ОАО "Метровагонмаш". Кроме того, на новое шасси перевели батарейный командный пункт "Ранжир ", который теперь размещается не на МТ-ЛБу, а на российском шасси ГМ-5956 производства ОАО "Метровагонмаш", внешне похожем на КП 9С470М1 ЗРК "Бук-М1".

ЗРК «Тор-М1» - средство ПВО малой дальности, способное эффективно уничтожать как сами элементы ВТО, так и носители высокоточного оружия «воздух - поверхность».

ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте. Находится на вооружении Ирана.

По состоянию на февраль 2007 года ЗРК "Тор-М1" экспортировался в следующие страны:

  • Китай
  • Греция (несколько комплексов Греция передала Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1)
  • Иран (12 ЗРК "Тор-М1-1" на гусеничном шасси и 17 ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте на автомобильном шасси и полуприцепе).

Возможно ЗРК "Тор-М1" купит Венесуэла.

Состав ЗРК «Тор-М1-1»

Боевые средства:

боевая машина (БМ) 9А331-1;
зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331.

Средства управления:

батарейный командный пункт 9С737М "Ранжир-М".

Средства технического обслуживания, обеспечения и обучения:

Транспортно-заряжающая машина 9Т244
Транспортная машина 9Т245
Машина технического обслуживания 9В887М
Машина технического обслуживания 9В887-1М
Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1
Автономный тренажер операторов боевой машины 9Ф678
Мастерская технического обслуживания МТО-АГЗМ1
Комплект такелажного оборудования 9Ф116

Боевая машина (БМ) 9А331-1 способна поражать следующие виды средств воздушного нападения (СВН), имеющие эффективную отражающую поверхность от 0,1м2 и выше:

  • управляемые ракеты класса "воздух - земля";
  • планирующие авиабомбы;
  • крылатые ракеты всех видов базирования;
  • беспилотные летательные аппараты;
  • самолеты и вертолеты тактической авиации.
Боевая машина (БМ) 9А331-1

БМ обеспечивает обнаружение воздушных целей на стоянке и в движении и пуски зенитных управляемых ракет по выбранным для обстрела целям с короткой остановки в любое время суток и при любых погодных условиях. Время реакции БМ от момента обнаружения цели до старта ракеты при работе на стоянке 5-10 секунд. Высокая эффективность БМ достигнута благодаря размещению всех средств разведки, опознавания, целеуказания, управления огнем и огневого поражения на одном легкобронированном шасси повышенной проходимости.

В состав БМ входят:

радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с системой стабилизации антенны;
радиолокационный запросчик (НРЗ);
радиолокационная станция наведения и сопровождения целей и ракет (СН);
автономный канал захвата ракет (АКЗ);
телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
аппаратура индикации и отображения воздушной обстановки, контроля функционирования систем и средств боевой машины;
пульты управления;
аппаратура документирования;
система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
пусковое устройство и система стартовой автоматики;
источник энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя шасси;
вспомогательная аппаратура.

Основные тактико-технические характеристики БМ 9А331-1

Количество одновременно обнаруживаемых целей
Дальность обнаружения, км
Количество целевых каналов
Граница зоны поражения, км
по дальности

1,5-12,0

по высоте

0,01-6,0

по курсовому параметру
Угол места обнаружения

0-32° (32-64°)

Скорость поражаемых целей, м/с
Перегрузка маневра поражаемой цели, ед.
Время реакции (от обнаружения цели до старта ракеты на стоянке), с
Количество ракет на боевой машине, шт.
Вероятность поражения

0,5-0,99

Максимальная скорость движения, км/ч
Масса, кг
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры)

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М331

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331 в составе системы «Тор-М1» обеспечивает эффективную борьбу на малых, средних и предельно малых высотах с современными и перспективными средствами воздушного нападения. Ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, построенная по аэродинамической схеме «утка». Наведение ракеты на цель - по радиокомандам с БМ. Поражение цели обеспечивается боевой частью осколочно-фугасного действия с активным радиовзрывателем.

Восемь готовых к пуску ракет располагаются в антенно-пусковом устройстве (АПУ) в двух четырехместных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Контейнер вместе с зенитными ракетами образует ракетный модуль 9М334. Каждая ракета комплектуется катапультирующим устройством, обеспечивающим ее вертикальный старт.

Наличие у ракеты 9М331 маршевого двигателя позволяет ей длительное время поддерживать скорость, близкую к среднему значению.

Для обеспечения безопасности, в случае нарушения нормального полета, ракета ликвидируется автоматически, а также, в случае необходимости, может быть ликвидирована оператором БМ.

Основные тактико-технмческие характеристика ЗУР 9М331

Размеры и масса ракетного модуля 9М334
масса, кг 937
размеры, мм 3005x1223x444
Размеры и масса ЗУР 9М331
масса, кг 168
длина, мм 2898
максимальный диаметр, мм 235
Боевая часть ЗУР
масса, кг 14,85
Максимальная скорость, м/с 850
Назначенный срок службы ракетного модуля 9М334 не менее 10 лет
Бортовая аппаратура ЗУР 9М331 не требует регламентного контроля в течение назначенного срока службы ракетного модуля 9М334.

«Тор-М1» - первая войсковая система, в радиолокационной станции которой была использована малоэлементная фазированная антенная решетка с электронным управлением сканирования луча. Это позволяет резко снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей (в том числе и ВТО) в секторе 15°х15 . Использование технических решений на уровне "ноу-хау" позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР.


© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Возможности боевой машины по обнаружению и поражению ВТО


а) армейская авиация, тактическая авиация, вертолеты огневой поддержки
b) высокоточное оружие (ВТО)
с) зона обнаружения ЗРС "Тор-М1"
© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Зенитная ракетная батарея

Боевая машина (БМ) 9А331-1

Минимальной единицей, способной самостоятельно вести боевые действия -от обнаружения целей до их уничтожения, - является боевая машина. Боевая машина способна выполнять боевую задачу автономно или в составе огневого подразделения - зенитной ракетной батареи (зрбатр), управляемого из батарейного командного пункта (БКП).

Организационно четыре боевых машины ЗРС «Тор-М1» составляют зрбатр, которая является тактическим подразделением, способным самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М». Обмен командами и информацией между БКП и подчиненными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.

Типовой вариант состава зенитной ракетной батареи включает:

БМ 9А331-1 4 единицы
БКП 9С737М 1 единица
ТЗМ 9Т244 2 единицы
ТМ 9Т245 2 единицы
МТО 9В887М 1 единица
Машина ЗИП 9Ф399-1М1 1 единица
КТО9Ф116 1 единица
Ракетные модули 9М334 по 2 штуки в каждой из четырех БМ,
по 2 штуки на каждой ТЗМ 9Т244,
по 4 штуки на каждой ТМ 9Т245.
Всего - 20 модулей с 80 ракетами
Для обеспечения эксплуатации боевых машин четырех батарей поставляется МТО 9В887-1М и мастерская МТО-АГЗМ1. В зависимости от комплектации технических и обеспечивающих средств и количества эксплуатирующих их специалистов общая численность расчетов вооружения и военной техники зрбатр может составить от 26 до 30 человек.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244

Машина перевозит один боекомплект ракет (два ракетных модуля 9М334). Она оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного
контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 минут. Боевой расчет ТЗМ - 3 человека.

Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. Запас хода по топливу - 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое - до 10 минут.

Транспортная машина 9Т246

Транспортная машина (ТМ) 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырех модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля - не более 14000 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машины технического обслуживания (МТО)

МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырех машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины.

МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи аппаратуры документирования.

Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряженных МТО с прицепом не более 13450 + 3400 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зрбатр. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» с бортовым кузовом и брезентовым тентом и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Групповой комплект ЗИП к БМ укладывается в деревянные ящики и размещается в металлических контейнерах, расположенных в кузове автомобиля и в кузове прицепа. Масса машины ЗИП с прицепом 13240 кг + 6320 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Комплект такелажного оборудования (КТО)

КТО предназначен для:

  • проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей;
  • проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырех модулей и пакетирования от двух до четырех модулей;
  • транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолет;
  • хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчетов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажер позволяет имитировать групповые налеты, парные цели, налеты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажер состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки. Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет вести дуэльный режим имитации боя. Имитируется совместная работа с батарейным командным пунктом. Предусмотрена автоматизированная оценка работы операторов боевой машины 9А331-1. Тренажер имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.

AIR DEFENSE MISSILE COMPLEX TOR-M2

30.03.2019


Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего радиуса действия «Тор-М2» гарантирует практически стопроцентное поражение любых типов самолетов и беспилотников, а также высокоточных боеприпасов, в том числе крылатых ракет и планирующих бомб, сообщил «Известиям» главный конструктор государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Виктор Елецкий.
По словам разработчика, ракеты 9М338 позволяют «отказаться от практики обстреливать одну цель двумя ракетами» и «прикрывать войска по фронту 20 километров». Подобные возможности «Тор-М2» получил «за счет аэродинамики ракеты», которая стала легче и компактнее.
«Все это мы смогли сделать благодаря одному принципиальному решению. Мы отказались от больших несущих плоскостей - крылья, ребра и так далее», - сказал Елецкий.
Кроме того, надежность оружия повышена за счет отказа от катапультного старта в пользу использования облегченных газогенераторов, которые дополнительно «выполняют задачу склонения ракеты».
Конструктор также рассказал об особенностях поражения 9М338 планирующих бомб, крылатых ракет и беспилотников.
В первом случае «надо работать по аппаратурной части». «Есть система данных, которая позволяет ювелирно попадать в аппаратурный блок и либо уничтожить его, либо сделать невозможным выполнение поставленной задачи», - сказал Елецкий.
При уничтожении крылатой ракеты сложность представляет ее маневрирование и малая высота полета. В этом случае, по словам разработчика, «Тор-М2» способен «захватить и уничтожить цель» на расстоянии в один километр.
Слабостью беспилотника конструктор назвал его хрупкость, а уничтожение подобной «шпаны» дорогостоящей 9М338 Елецкий посчитал действенным, но «не самым эффективным решением». Разработчик добавил, что малоразмерные цели перехватываются «Тор-М2» благодаря мощному сигналу радиолокационной станции (РЛС).
По мнению конструктора, среди средств противовоздушной обороны (ПВО) малой дальности «Тор-М2» в мире нет равных. «У американцев ничего подобного близко нет. У французских инженеров есть схожие разработки, но они пока находятся на стадии испытаний. У этих проектов есть свои преимущества - инфракрасные головки самонаведения. Но это очень сильно повышает стоимость изделия», - сказал Елецкий.
Лента.ру

06.04.2019


Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Тор-М2» прошел испытания в реальных боевых условиях, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») Фанил Зиятдинов.
«ЗРК «Тор-М2″ полностью подтвердил свои характеристики не только в ходе испытательных и учебных стрельб, но и при выполнении специальных задач в реальных боевых условиях. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду», — сказал Зиятдинов, не уточнив, где конкретно это произошло.
Он добавил, что информация о высокой эффективности зенитных комплексов семейства «Тор» хорошо известна потенциальным заказчикам, в том числе зарубежным специалистам, которые видели ЗРК в работе.
«По совокупности боевых характеристик ЗРК семейства «Тор» до настоящего времени не имеют себе равных. Это хорошо известно специалистам как в нашей стране, так и за рубежом. Мы вполне успешно конкурируем с любыми современными ЗРК в своем классе, о чем свидетельствуют поставки наших комплексов ряду иностранных армий», — сказал собеседник.
РИА Новости

06.04.2019


Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» получил новую ракету, под которую был модернизирован ряд систем комплекса, сообщил в интервью РИА Новости гендиректор ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») Фанил Зиятдинов.
«Модернизации подверглось большое количество узлов комплекса. Внешне самой заметной инновацией стало принятие новой зенитной управляемой ракеты (ЗУР) – 9М338. Это решение назрело давно: несмотря на регулярные модернизации комплекса, ЗУР долгое время оставалась прежней. И вот сейчас комплекс получил новую, весьма успешную ЗУР», — сказал он.
Однако, оговорился собеседник, ракета 9М338 не является автономным средством поражения целей, она не «делает все сама» — и наведение ракеты, и команда на подрыв осуществляется станцией наведения боевой машины.
«Соответственно, для увеличения точности поражения целей ЗУР была серьезно модернизирована система наведения (СН). СН получает информацию от станции обнаружения целей и вычислительных средств комплекса, значит, потребовалась модернизация станции обнаружения целей, увеличение быстродействия бортовых компьютеров и совершенствование их алгоритмов», — пояснил собеседник агентства.
По его словам, изменения были внесены и в антенно-пусковую установку – в неё нужно было вписать 16 зенитных управляемых ракет вместо 8.
«Как видим, изменение одного элемента вооружения ЗРК влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования большинства узлов и приборов. Недаром «Тор» классифицируется как зенитный ракетный комплекс – достоинства отдельных его элементов могут быть реализованы только в совокупности с достоинствами других элементов ЗРК. И именно в совокупности тактико-технические характеристики ЗРК «Тор» являются непревзойдёнными», — сказал Зиятдинов.
Ранее на вооружении комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2У» находилась ракета 9М331. Новая 9М338 прошла испытания в 2013 году, однако была включена в состав комплекса недавно.
РИА Новости


ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР М2»


Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.
ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.
ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.
ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».
Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.
В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У». В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
ОСОБЕННОСТИ БМ ЗРК «ТOP-М2Э» ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БОЕВЫХ СРЕДСТВ ПВО МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ТОР». ОТЛИЧАЕТСЯ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОТРАЖЕНИЯ МАССИРОВАННЫХ НАЛЕТОВ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГНЕВОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.
Обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места, обнаружение и опознавание воздушных целей, анализ воздушной обстановки, автоматический выбор наиболее опасных для обстрела целей.
Обеспечивает передачу целеуказания по выбранным целям на станцию наведения, допоиск целей, захват, автосопровождение целей, определение момента вхождения в зону поражения, пуск ракет, их автоматическое наведение на цели по радиокомандам.
Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей может вестись при движении БМ или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляется с короткой остановки.
Экипаж 3 человека, включая водителя.
На вооружении комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2У» находилась ракета 9М331. В 2008 г. были завершены государственные испытания «Тор-М2» с ракетой 9М331 и комплексные предварительные испытания «Тор-М2» с ракетой 9М338К.

Российский концерн «Алмаз – Антей» создал новейший комплекс ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2» с усовершенствованными характеристиками по дальности поражения целей и вдвое увеличенным боекомплектом. Концерн ПВО «Алмаз — Антей» и госкорпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для «Тор-2М».
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» наконец раскрыл информацию о глубоко модернизированной системе ПВО — ЗРК «Тор-М2». Это новый автономный ЗРК малой дальности, который имеет существенные отличия от ЗРК «Тор-М2Э»/»Тор-М2К» (экспортные варианты) и от «Тор-М2У» (для российской армии). Главное — это новая ракета. Боезапас на боевой машине ракет 9М338 составит 16 шт против 8 ракет 9М331. Разработку ракеты в ГосМКБ «Вымпел» ведет главный конструктор Владимир Елецкий. Серийное производство ракет 9М338 как и 9М331 осуществляется на вяткинском ОАО «ВМП «Авитек», входящий в состав Концерна ПВО. Создание новой ракеты 9М338, которая по своим габаритам меньше предшественниц, позволило увеличить боекомплект «Тор-М2» в два раза – с 8 до 16 единиц.

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 в Жуковском корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представило зенитную управляемую ракету (ЗУР) малой дальности под обозначением «РЗВ-МД» вместе с транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Эта ЗУР создана в ГосМКБ “Вымпел” им. И.И. Торопова. В то же время, на самом ТПК было написано «9М338К».
Масс ракеты с ТПК составляет 163 кг. Общая длина контейнера 2,94 метра, диаметр – 0,24 м. Максимальная дальность поражения пилотируемых целей данной ракетой составляет 16 км, при высоте цели до 10 км. ЗУР имеет систему наведения с командным телеуправлением и осколочно-фугасную боевую часть. Ракета обладает высокой скоростью полета до 1000 м/с.
Как стало известно позже, Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для комплекса ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2». Ракета 9М338 разрабатывалась машиностроительным КБ «Вымпел», входящим в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», при финансовом участии концерна ПВО «Алмаз-Антей». В 2008 году были успешно завершены предварительные комплексные испытания изделия 9М338., затем государственные. На Вятском машиностроительном предприятие «АВИТЕК» развернуто серийное производство этих ракет.

МОДИФИКАЦИИ
9К330 «Тор» — базовый вариант ЗРС. Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК «Оса».
ЗК95 «Кинжал» — Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 .
9К331 «Тор-М1» — Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение.
«Тор-М1ТА» — Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.
«Тор-М1Б» — Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.
«Тор-М1ТС» — Стационарный вариант комплекса 9К331.
«Тор-М1-2У» — Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса», «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года.
«Тор-М2У» — комплекс «Тор-М2» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331 от ЗРК «Тор-М1». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. Боевая машина размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод». В 2012 году ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение. В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
«Тор-М2» — В 2008–2009 гг. активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2». В настоящее время данный комплекс производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол”» и представляет собой новое поколение боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. В ЗРК «Тор-М2» используется новая ракета 9М338, разрабатанная машиностроительным КБ «Вымпел».
«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331.
«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331. Обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.
«Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол». В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности.
«Тор-М2ДТ» — арктический вариант ЗРК «Тор М2»
«М-Тор» — морской вариант ЗРК семейства «Тор-М2». Будет производиться на базе технических решений, агрегатов, узлов и систем, серийно выпускаемых ОАО «ИЭМЗ «Купол», с учетом особенностей эксплуатации комплекса в морских условиях, его размещения в конструкциях корабля и функционирования совместно с другими корабельными средствами и вооружением.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗРС РЯДА «ТОР М2»

Модификация

Тор-М2Э 9А331МУ

Тор-М2Э 9А331МК

Год завершения разработки

Типы целей

Беспилотные средства воздушного нападения, элементы ВТО, самолёты и вертолёты

Скорость поражаемых целей, м/с

Перегрузка манёвра цели, ед.

Количество одновременно поражаемых целей

Огневая производительность, целей/мин.

Дальность поражения, км

В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.


В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.

В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.

Стремительное развитие авиации и высокоточного оружия поставило военных и конструкторов перед необходимостью противостоять новым угрозам. Опыт военных конфликтов конца XX – начала XXI века показывает, что действия авиации явились во многих случаях решающим фактором, обеспечившим победу одной из сторон. Кроме того, именно с помощью этого вида оружия противнику наносится основной ущерб.

Помимо ударных самолетов и вертолетов, большую опасность представляют крылатые ракеты, которые способны преодолевать тысячи километров и лететь на низких высотах, огибая рельеф местности, что сильно осложняет их обнаружение и уничтожение.

В связи с этим особенно остро встает проблема защиты войск на марше и важных объектов в тылу, поскольку именно эти цели являются приоритетными для крылатых ракет. Кроме того, бурное развитие беспилотных летательных аппаратов, обладающих малыми габаритами, также заставило искать средство противодействия.

В качестве ответа на новые вызовы российскими инженерами был разработан зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У». Этот комплекс на сегодняшний момент является одной из немногих систем, которые способны одновременно работать как по крупным воздушным целям, так и по крылатым ракетам и корректируемым авиабомбам.

Название комплекса не случайно: как известно, тор – фигура, похожая на бублик. Если увеличить диаметр этого «бублика» до 15 км, то он закроет собой именно то воздушное пространство, которое способен прикрыть один комплекс.

Основное вооружение ЗРК «Тор-М2У» – восемь ракет 9М331, помещающихся вертикально в своих пусковых контейнерах. Системы комплекса способны обнаруживать одновременно до 40 целей, автоматически определять наиболее опасные из них, одновременно сопровождать до десяти и обстреливать до четырех целей. Причем наводиться одновременно могут сразу все восемь ракет.

Комплекс способен перехватывать не только высотные цели, но и цели, летящие на высоте вплоть до десяти метров и со скоростями до 700 м/сек. Этого хватает для борьбы со всеми известными сегодня средствами воздушного нападения, в том числе и с крылатыми ракетами.

Органы управления огнем комплекса выполнены по очень простой и, как принято говорить сегодня, интуитивно понятной схеме. По сути, роль командира сводится только к выбору целей и решению о пуске ракет. При этом в случае необходимости ЗРК может работать и в автоматическом режиме – самостоятельно определять приоритетные цели и обстреливать их ракетами.

Каждый комплекс может использоваться как автономно, так и в составе подразделения. В случае выхода из строя системы обнаружения целей комплекс все равно может запускать ракеты, которые будут наводиться с других комплексов. Таким образом, с помощью нескольких «Тор-М2У» можно создать очень гибкую систему противовоздушной обороны с «настройками» под текущую обстановку и особенности местности.

По словам инженеров, уже сегодня есть возможность сделать ЗРК полностью роботизированным и даже создать систему ПВО из таких «роботов». Однако такой необходимости пока нет: человек все еще остается важнейшим звеном в деле принятия решения об уничтожении той или иной обнаруженной цели.

Станция обнаружения комплекса позволяет работать с широким диапазоном целей, в том числе и использующих технологию снижения заметности («стелс»). Высокая помехозащищенность комплекса позволяет работать в условиях интенсивного противодействия противника с помощью средств радиоэлектронной борьбы.

Еще одно из достоинств комплекса – его мобильность. За счет использования гусеничного шасси «Тор-М2У» способен сопровождать колонны бронетехники и прикрывать их во время маршей. При необходимости вместо гусениц могут быть использованы колеса, что позволяет задействовать комплекс на песчаных грунтах. Эту особенность уже оценили страны – партнеры России в военной сфере, в частности Египет, который проявляет интерес к экспортной версии комплекса.

На международных выставках «Тор-М2У» всегда привлекает к себе внимание. Российские представители не раз предлагали своим иностранным коллегам дуэль, чтобы выяснить, чей комплекс лучше и не завышают ли производители в рекламных целях характеристики своих изделий.

Предлагалось выставить ЗРК на полигон и произвести обнаружение и уничтожение учебной цели, скорость и высота полета которой выбираются произвольно. Иностранцы так и не пошли на такие натурные испытания.

Что касается Вооруженных Сил России, то, как сообщал ранее командующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Олег Салюков, в войска уже поступило два дивизионных комплекта ЗРК «Тор-М2» и два «Тор-М2У». В ближайшее время их число возрастет.

Подпишитесь на нас