Исполнение желаний

Россия предложит генассамблее оон новый подход к кибербезопасности. Россия предложит генассамблее оон новый подход к кибербезопасности Неделя высокой политики

Открывается 72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

В ООН открывается 72-я сессия Генеральной Ассамблеи - главного совещательного органа всемирной организации. В ближайшие две недели с трибуны ООН выступят лидеры 193 стран - членов организации, а также представители Палестины и Ватикана, имеющих статус государства-наблюдателя, и ЕС.

Новая сессия, председателем которой ранее был избран глава МИД Словакии Мирослав Лайчак, откроется в 15.00 (22.00 мск). После этого традиционно объявляется минута молчания для молитвы или размышления.

Президент США Дональд Трамп предложил провести саммит накануне сессии Генеральной Ассамблеи ООН. План реформирования ООН главы сильнейших государств обсудят 18 сентября.
Ни в саммите сильнейших государств, ни в самой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Владимир Путин не будет принимать участие. Вместо него РФ представит министр иностранных дел Сергей Лавров, выступление которого на Генассамблее запланировано лишь на третий день работы сессии - 21 сентября. Главная интрига грядущего саммита по реформе ООН - останется ли Россия после ее проведения постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладателем права вето в этом органе.
Отобрать у России право вето ранее предлагали некоторые мировые политики. Особенно активно за такую идею выступает Украина. По мнению специалистов в области международного права, юридические обоснования для «приструнения» России в ООН имеются: в частности, есть вопросы к тому, как она стала правопреемницей СССР в 1991 году, возобладав статусом одного из основателей Организации Объединенных Наций. Юристы напоминают, что никакого голосования по данному поводу в ООН не проводилось, а значит, есть все основания поставить под сомнение легитимность такого правопреемства.

Как заявила постоянный представитель США при всемирной организации Хейли, предложения по реформам в ООН, которые выдвинула администрация Трампа, «поддержали 120 государств». По ее словам, «120 стран - впечатляющая цифра», и все они примут участие в однодневной встрече с целью обсуждения данных предложений. Помощник президента США по национальной безопасности Макмастер отметил, что Трамп на саммите «выразит поддержку усилиям Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша по реформам».
Хейли кратко обозначила две темы, которые в числе прочих будут обсуждаться на саммите: необходимость реорганизации Совета ООН по правам человека (СПЧ) и повышение эффективности миротворческих операций.
На вопрос одного из журналистов, не планируется ли на саммите затронуть тему увеличения числа постоянных членов СБ ООН, чего давно добивается Индия, Хейли ответила: «О реформе Совета Безопасности продолжают говорить. Я знаю, этого желает Индия. Этого хотят и многие другие страны. Поживем - увидим».
Президент США регулярно подвергает ООН критике за неэффективную работу и чрезмерное расходование средств. В апреле на встрече с членами Совбеза всемирной организации в Белом доме он заявил: «ООН не решает проблемы. И я думаю, что теперь она начнет это делать. Страны - члены ООН будут собираться вместе и урегулировать конфликты».
В последние месяцы Вашингтон - крупнейший донор организации - урезал финансирование ряда ее программ.
По информации агентства Reuters, к участию в форуме предполагалось допустить лишь те государства, которые согласятся подписать состоящую из 10 пунктов декларацию, где содержится призыв к Гутеррешу «начать эффективную и целесообразную реформу».
До сих пор США покрывали свыше 22% регулярного бюджета организации, который составляет примерно $5,4 млрд, а также 28,5% расходов на миротворческие операции, которые обходятся в $7,9 млрд. В общей сложности Вашингтон тратит на ООН и ее программы около $10 млрд в год. По мнению Трампа, такое распределение финансового бремени является несправедливым. Он считает, что американские взносы на миротворческую деятельность организации не должны превышать 25%.
Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя не уверен, что Россия подпишет предложенную США декларацию о реформе всемирной организации. Об этом он заявил в пятницу журналистам.
По его словам, повысить эффективность ООН можно только путем межправительственных переговоров. Предлагаемый же США документ - это «декларация стран, которые придерживаются схожих взглядов по этому вопросу, но это не есть инструкции Генеральному секретарю, как перестроить организацию», - отметил Небензя. Он подчеркнул, что ни США, «ни какая-либо группа стран-единомышленников не может провести реформу ООН без согласия всех стран-членов».

Международная встреча высокого уровня по Сирии пройдет 21 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на полях общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи. Об этом заявил в воскресенье в интервью ТАСС постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя.
Он пояснил, что встреча, которая состоится по инициативе Европейского союза, не имеет отношения к Международной группе поддержки Сирии (МГПС), включающей около 20 стран, ООН и Лигу арабских государств. Сопредседателями МГПС являются Россия и США.
В ООН 19-25 сентября состоится общеполитическая дискуссия Генеральной Ассамблеи, на полях которой пройдут десятки заседаний и двусторонних встреч. Как сообщил Василий Небензя, в течение недели будет обсуждаться «очень много серьезных, важных и животрепещущих вопросов», включая урегулирование конфликтов в Ливии и Сирии, осуществление сделки по иранской ядерной программе. «Разумеется, никуда не уйти от обсуждения проблемы Корейского полуострова, она будет звучать из уст многих делегаций», - отметил собеседник агентства.
По его словам, в течение недели высокого уровня в ООН «проходит огромное количество мероприятий, на все из которых министры и попасть не смогут, просто потому, что этого не позволяет время». «Но у нас достаточно большая делегация, мы везде побываем, и без нашего мнения и голоса эти мероприятия не останутся», - подчеркнул постпред РФ.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова возглавила российскую делегацию на 72-й ежегодной сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая открылась сегодня в Женеве (Швейцария). В центре внимания- вопросы доступности качественной медицинской помощи для каждого человека, пути достижения всеобщего охвата населения медицинскими услугами и другие актуальные темы. В своем докладе на пленарном заседании Вероника Скворцова, в частности, отметила: "Здоровье и благополучие всех граждан должно быть в приоритете высшего руководства каждого государства, так как без этого основного ресурса невозможно гарантировать успех ни в одной из сфер экономики и общественной жизни, а значит невозможно достичь ни одной из амбициозных Целей устойчивого развития.
В Российской Федерации право каждого гражданина на бесплатное получение своевременной и качественной медицинской помощи необходимой сложности, независимо от пола, расы и возраста человека, закреплено в Конституции страны.
А такие базовые принципы, как комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья человека, всеобщий охват профилактическими и скрининговыми программами на основе эффективной системы первичной медико-санитарной помощи, с 30-х годов прошлого века являются нашими национальными приоритетами. Поэтому мы рады, что сегодня всё мировое сообщество устремилось к этим ориентирам.
Современная государственная политика России строится на системе общественного здоровья с беспрецедентной политической поддержкой самого высокого уровня, на основе межсекторального подхода и активного вовлечения работодателей и гражданского общества в задачи охраны и укрепления здоровья населения.
С этого года, по инициативе Президента и Правительства страны, начата реализация национальных проектов развития, включающих 10 проектов в сфере охраны здоровья и здорового образа жизни, активного и здорового долголетия, охраны материнства и детства, медицинского образования и кадровой политики, цифровизации здравоохранения и телемедицины, инновационного развития биомедицины, фармацевтики и медицинской промышленности.
Неотъемлемой частью наших программ является обеспечение населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами. С этой целью в 2019-2020 годах вводится система мониторинга обращения лекарственных препаратов с обязательной маркировкой упаковок защищенными средствами идентификации.
Благодаря уже принятым комплексным мерам, в России неуклонно растет продолжительность жизни населения, которая в 2018 году достигла исторического национального максимума. Во всех возрастных группах последовательно снижается смертность от основных причин. Своих исторических минимумов достигли младенческая и материнская смертность.
Российская Федерация подтверждает готовность продолжать оказание комплексной финансовой, технической и экспертной поддержки ВОЗ и государствам-членам в вопросах борьбы с неинфекционными и инфекционными заболеваниями, с младенческой и материнской смертностью.
Мы одобряем и поддерживаем работу ВОЗ, связанную с прогнозированием и профилактикой чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу общественному здоровью, с выработкой механизмов глобальной готовности к эпидемиям и пандемиям.
В любых сложных эпидемических условиях, таких как эпидемия Эбола в Демократической Республике Конго, мы готовы направлять специализированные врачебные бригады, мобильные лаборатории, средства индивидуальной защиты и современные эффективные вакцины.
Уважаемые коллеги!
Россия поддерживает реформирование нашей Организации, которое направлено на повышение её эффективности и реализацию амбициозных целей, поставленных Генеральным директором в его Общей программе работы.
Однако следует отметить, что в рамках процесса реформирования необходима особая прозрачность всех организационных, финансовых, кадровых изменений и подотчетность нашей Организации государствам-членам.
В программной деятельности ВОЗ в полной мере должны учитываться ожидания и потребности государств-членов в рамках общепризнанных приоритетов.
Российская Федерация готова продолжать активное сотрудничество и всемерно содействовать реализации Целей устойчивого развития", - говорится в докладе Министра здравоохранения России. В соответствии с рабочей программой глава российской делегации приняла участие и выступила с

Международное сообщество в преддверии очередной, 72-й, сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций - одного из базисных центров современного миропорядка. Подготовка идет практически во всех столицах 193 государств-членах. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина сформирована официальная делегация во главе с Министром иностранных дел С.В.Лавровым. Ее работа опирается на фундаментальные положения Концепции внешней политики 2016 г., в том числе и те, которые относятся к укреплению координирующей роли ООН, обладающей международной легитимностью, в мировой системе; обеспечению ключевых положений и принципов Устава ООН - интегральной части действующего международного права; повышению эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; противодействию попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные юридические императивы.

Следуя многолетней традиции, Россия выступит в ходе Нью-Йоркской сессии с новой дипломатической инициативой, посвященной международному нормированию в сфере кибербезопасности. Подход российской дипломатии уже получил поддержку стран-членов БРИКС, ШОС, Организации Договора о коллективной безопасности. Много внимания ему уделяется в двусторонних контактах России с Китаем, США, другими государствами. Существо нашей дипломатической оферты - информационная безопасность носит глобальный характер. Она затрагивает суверенитет, существование, функционирование практически каждого государства. Это предложение (подготовить проект соответствующей международной Конвенции) делается особенно актуальным с учетом того, что сегодня более 30 стран занимаются практической разработкой информационного оружия. ООН с подачи дипломатии Москвы призвана внести вклад в регулирование этого острого вопроса. РФ принимает самое активное участие в межмидовских консультациях по вопросам повестки 72-й сессии Генеральной Ассамблеи в рамках ОДКБ (миротворческая деятельность ООН, антитеррористическая работа, положение в Афганистане.), Содружества Независимых Государств (устойчивое развитие, выборы в органы ООН).

О своих позициях заявляют и другие страны, международные институты. Так, президентом США Д.Трампом, который впервые выступит в общеполитической дискуссии, обозначена проблема реформирования Организации Объединенных Наций. Тематика актуальная, спору нет. Она уже рассматривается, заметим, продолжительное время в разных структурах. Но исходит от страны, вносящей, к сожалению, заметный вклад в неконструктивную практику международного правового нигилизма. Только последние негативные шаги Белого дома, Конгресса, Госдепартамента США в отношении России, ее загранучреждений, зарубежной собственности, нарушающие принципы сотрудничества, дипломатического и консульского права, уважения прав человека, говорят об этом предельно красноречиво. Нельзя пройти мимо и декларации о сокращении США своей делегации на Генассамблее на несколько сотен человек с целью уменьшить расходы Госдепартамента. Солидный документ «О позиции Республики Беларусь по основным вопросам Повестки дня 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН» подготовлен Минском. В этом же ключе - заявление Ашхабада «72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН: созидательная повестка Туркменистана». В нем отмечаются такие актуальные проблемы и приоритеты, как международная безопасность, энергетика, экология, спорт, права человека. Особый акцент сделан на задаче «создания атмосферы доверия между странами». Инициативно ведет себя дипломатия Кыргызстана. В частности, она готовит в рамках сессии заседание специального совещания по проблеме объектов уранового наследия в Центральной Азии.

Много полезного, можно надеяться, услышит международное сообщество из дебютного выступления в Нью-Йорке президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева, других высокопоставленных политиков и дипломатов. Приведенные примеры иллюстрируют позитивно-активный тренд в дипломатии ведущей международной организации, служат гарантом эффективного подхода к решению 171 вопроса, стоящего в программе работы. Ее анализ свидетельствует о достигнутом высоком уровне прогнозирования в Организации, обладании ею действенной методологией, теорией и практикой мироуправления. Повестка дня говорит о способности ООН идти трендом реализма, служить источником и механизмом гармонизации триады интересов - общепланетарных, региональных, персональных (страноведческих). Нет сомнений в том, что вопреки желанию деконструктивных сил (например, американские неоконы, русофобские структуры и политики стран «золотого миллиарда»), желающих принизить политическую и прикладную роль Организации Объединенных Наций в обеспечении прогресса и устойчивого развития миропорядка, растворить ее компетенцию среди западных институтов (типа НАТО), опыт, накопленный 72-й сессией Генеральной Ассамблеей, более 200-ми ее вспомогательными органами, будет, надеемся, отвечать высоким целям Устава ООН (преамбула, глава I).

Открывающаяся 12 сентября 2017 года в Нью-Йорке сессия одного из главных органов ООН сфокусирует свою энергию на реально значимых вопросах XXI века. Назовём некоторые блоки, дающие системное представление о месте ООН в современном мироуправлении, векторах ее деятельности на сегодня и в перспективе.

Во-первых, содействие поступательному экономическому росту и устойчивому развитию (установление нового мирового гуманитарного порядка, глобализация и взаимозависимость, искоренение нищеты, социальное развитие, улучшение положения женщин.).

Во-вторых, поддержание международного мира и безопасности (отказ от применения односторонних экстерриториальных экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления, предотвращение вооруженных конфликтов, роль посредничества в мирном урегулировании споров, международное сотрудничество в использовании космического пространства, специальные политические миссии.).

В-третьих, развитие Африки (новое партнерство, причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития).

В-четвёртых, поощрение прав человека (защита прав детей, права коренных народов, ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости).

В-пятых, эффективная координация усилий по оказанию гуманитарной помощи (в случае бедствий, помощь палестинскому народу, специальная экономическая помощь отдельным странам и регионам).

В-шестых, содействие правосудию и развитию международного права (мировой океан и морское право, высылка иностранцев, верховенство права на национальном и международном уровнях, последствия вооруженных конфликтов для договоров, ответственность международных организаций).

В-седьмых, разоружение (сокращение военных бюджетов, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, всеобщее и полное разоружение, меры по недопущению приобретения террористами оружия массового уничтожения, меры укрепления доверия в региональном и субрегиональном контексте, нравственные императивы в отношении мира, свободного от ядерного оружия).

В-восьмых, контроль над наркотиками, предупреждение преступности и борьба с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях (предупреждение преступности и уголовное правосудие, международный контроль над наркотиками, меры по ликвидации международного терроризма).

Значение ООН состоит не только в правильном, адекватном международным тенденциям, определении приоритетов межгосударственного взаимодействия на базе основных принципов Устава и международного права. Работа 72-й сессии Генеральной Ассамблеи призвана создать предпосылки для наполнения востребованной временем стратегии общения различных стран по формуле 3 «Д» (доверие, диалог, действие) конкретным и результативным смыслом. Таким потенциалом она обладает. Поэтому в рамках сессионных заседаний в Нью-Йорке целесообразно обсудить задачи и формирования Кодекса цивилизованного поведения современных акторов. В его пользу говорит весьма тревожный факт сохранения в международных отношениях своего рода «критической массы», последствия которой затрагивают такие ценности, как демократия, право, справедливость, мораль. Этот негативный феномен представлен растущий статистикой нарушений принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН (нелегитимные, так называемые санкционные, шаги США, Евросоюза в отношении России, Китая, Сирии, Ирана; испытание ракетного, с ядерными компонентами, оружия КНДР); сознательной недоговороспособностью некоторых стран, в результате чего тормозится универсализация решений по важнейшим проблемам (разоружение и нераспространение, борьба с терроризмом, экология); эгоизмом внешнеполитического поведения (отказ новой Администрации США от Парижской Конвенции по климату 2016 г.); желанием ряда развитых государств Запада подменить исключительную роль ООН в поддержании мира и безопасности региональными структурами типа НАТО; актами разрушения национального суверенитета посредством проектов «цветных революций» (на постсоветском пространстве, в регионе Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки); эксплуатацией гуманитарных интервенций, спекуляцией правозащитной тематики для вмешательства во внутренние дела членов ООН и другими тревожными обстоятельствами. На них надо реагировать согласованно, политически ответственно. Именно такую креативную и деловую возможность и дает участие на равноправной основе в деятельности Организации Объединенных Наций. ООН - дееспособная в мире структура глобального характера. Но ей следует помогать, преодолевая объективные и субъективные трудности. Россия как один из ведущих интернациональных акторов действует исключительно в этом ключе.

Поэтому не случайно (по данным недавнего опроса Центра социально-политического мониторинга при Институте общественных наук) каждый второй россиянин сегодня считает, что Россия была и остается великой мировой державой. 34,7 % считают, что Россия станет великой державой. Такой позитивный для нашей страны тренд наблюдается и в международной среде (Белоруссия, Казахстан, Венгрия, Израиль, Греция, Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Колумбия, Перу, Сенегал). Еще один любопытный факт. По данным американского исследовательского центра PEW Research (май 2017 г.), в некоторых странах мира доверие к В.В.Путину выше, чем к Д.Трампу. Российский лидер, например, опередил американского президента на 31 % в Греции и Ливане, а во Вьетнаме на 21 %.

Но также очевидно, что если два руководителя (России и США), смогут реально договориться, проводить при поддержке других государств согласованные позиции в жизнь, регулирование многих проблем, в том числе и в границах повестки 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, будет достаточно позитивным.

ООН, 17 сентября. /ТАСС/. Текущая 72-я сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН завершила работу в понедельник, ее председатель Мирослав Лайчак сложил свои полномочия и вернулся к исполнению обязанностей министра иностранных дел Словакии.

Подводя итоги своего председательства в беседе с корреспондентом ТАСС, словацкий дипломат назвал сессию "очень напряженной". "Мы занимались такими ключевыми проблемами, как миграция, финансирование целей в области устойчивого развития, реформой ООН, темой обеспечения водой, проблемами молодежи, - отметил он. - Я могу честно сказать, что в некоторых сферах мы сузили ряд пробелов".

"Что касается наиболее важных достижений 72-й сессии, то я бы в первую очередь назвал тему миграции и тот факт, что 13 июля 192 государства-члена согласились с текстом Глобального соглашения о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции", - подчеркнул Лайчак. Он напомнил, что это "первое соглашение в истории, переговоры по которому велись под эгидой Генассамблеи ООН, и которое посвящено глобальному явлению миграции".

Председатель 72-й сессии ГА ООН также указал на "успешное проведение совещания высокого уровня по миростроительству и поддержанию мира" в апреле этого года. "В нем приняли участие мировые лидеры, представители гражданского общества и частного сектора, которые сосредоточились на вопросах предотвращения конфликтов, медиации, диалоге и дипломатии", - обратил внимание он. По словам Лайчака, эта встреча позволила "включить вопросы поддержания мира в глобальную повестку".

"Но было бы нереалистично рассчитывать, что мы можем сделать все в течение одной сессии, - признался собеседник агентства. - Наши усилия - это работа, которая продолжается".

Отвечая на вопрос о направлениях реформирования ООН, Лайчак заявил, что "необходимо сделать так, чтобы ООН стала ближе к людям и в большей степени отвечала их потребностям". "Нам также нужно увеличить ее эффективность, именно поэтому мы реформируем ООН". "Эта сессия Генассамблеи была в значительной степени посвящена реформам, - подтвердил председатель завершившейся сессии. - Среди различных процессов по реформированию ООН мы смогли внедрить три инициативы генерального секретаря Антониу Гутерриша - по миротворчеству и архитектуре безопасности, по системе развития и по системе управления".

Генассамблея ООН и ее председатель

Генеральная Ассамблея ООН - наиболее представительный орган этой организации, в нее входят делегации всех стран - членов ООН. По своей сути Генассамблея является консультационным органом: в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, ее резолюции носят не обязательный, а рекомендательный характер, однако имеют высокий статус в международной политике. Эти документы принимаются простым большинством голосов; при рассмотрении особо важных вопросов необходимо согласие двух третей делегатов.

Очередные сессии ГА начинаются в третий вторник сентября.

Согласно регламенту, председатель ГА ООН открывает и закрывает каждое пленарное заседание ассамблеи, полностью руководит ее работой и поддерживает порядок на ее заседаниях. Спикер избирается на один год из числа стран - членов ООН, за исключением постоянных членов Совета Безопасности ООН. Он представляет попеременно одну из пяти географических групп: стран Африки, Азии, Восточной Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Европы и других государств. Председателем начинающейся сессии была избрана представитель Эквадора Мария Фернанда Эспиноса.

Приняла резолюцию о содействии установлению демократического и справедливого миропорядка, в которой четко заявлено о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств, непризнании государственных переворотов как метода смены власти, необходимости исключить из международного общения попытки незаконного давления одних государств на другие, включая экстерриториальное применение национального законодательства.

За резолюцию проголосовало подавляющее большинство государств-членов ООН. В меньшинстве оказались прежде всего как раз те страны, которые вопреки целям и принципам Устава ООН пытаются доминировать в глобальных делах, навязывать модели развития и свои «ценности» государствам и народам, руководствуясь логикой однополярности, подрывающей международное право.

Но мир не стоит на месте. Отрадно, что Президент США Д.Трамп позавчера с этой трибуны однозначно заявил о важности соблюдения принципов суверенитета в международных делах. О том, что надо обеспечивать лидерство примером, не диктовать волю другим народам. О том, что страны с различными ценностями, культурным укладом и устремлениями могут не только сосуществовать, но и работать рука об руку на основе взаимоуважения. Думаю, под этими словами может подписаться каждый. Особенно, если внешняя политика США будет осуществляться именно на такой основе.

Суверенитет, отказ от вмешательства во внутренние дела, равенство народов, взаимоуважение – в международных делах Россия всегда придерживалась этих принципов. И продолжит их отстаивать. За последнюю четверть века наша страна, несмотря на испытания, честно прошла свою часть пути по ликвидации наследия «холодной войны», много делала для упрочения доверия и взаимопонимания в Евроатлантике, в мире в целом. Это, однако, не встретило взаимности со стороны наших западных партнеров, опьяненных иллюзией наступления «конца истории» и до сих пор пытающихся приспособить к сегодняшним реалиям рудиментарные институты эпохи блокового противостояния. НАТО стремится воссоздать климат «холодной войны», отказывается претворять в жизнь торжественно провозглашенный в 1990-е гг. прошлого века принцип равной и неделимой безопасности на пространстве ОБСЕ .

Запад выстраивал свою политику по принципу «кто не с нами, тот против нас», став на путь безоглядного расширения НАТО на Восток, провоцируя нестабильность на постсоветском пространстве и поощряя антироссийские настроения. Именно в такой политике – корни затянувшегося конфликта на Юго-Востоке Украины . Несмотря на предпринимаемые усилия в «нормандском формате» и в Контактной группе, киевские власти изобретают всё новые уловки, чтобы замотать выполнение своих обязательств по выполнению Минского «Комплекса мер » от 12 февраля 2015 г., одобренного СБ ООН.

Но и в этих условиях Россия нацелена на конструктивную работу, поиск общеприемлемых путей реализации Минских договоренностей. Откликаясь на высказываемые озабоченности положением дел в сфере безопасности, Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с инициативой об учреждении Миссии ООН по содействию охране наблюдателей ОБСЕ на Донбассе. Соответствующий проект резолюции представлен в Совет Безопасности ООН. Рассчитываем, что российское предложение будет способствовать урегулированию внутриукраинского кризиса, разразившегося в результате антиконституционного государственного переворота, совершенного ультра-радикалами. Надеемся на конструктивное, без игр с нулевым результатом, взаимодействие в этих вопросах с партнерами – как в Европе, так и в США.

Находясь здесь, в стенах ООН, мы не должны забывать об истоках Объединенных Наций. Решения Нюрнбергского трибунала стали предостережением от забвения уроков Второй мировой войны и катастрофических последствий попыток вершить судьбы мира за счет попрания законных интересов других государств и народов. Кощунственно прикрываться заботой о свободе выражения мнения, потакая радикальным движениям, которые проповедуют неонацистскую идеологию, выступают за героизацию фашистов и их пособников. Требуются последовательные усилия, призванные поставить надежный заслон на пути неонацизма и реваншизма, экстремизма и ксенофобии, укрепить межнациональное и межкультурное согласие.

Разжигая ненависть и нетерпимость, террористы, экстремисты, националисты разрушают и оскверняют объекты, представляющие историческую, религиозную, культурную ценность. В цивилизованной Европе допускают снос памятников освободителям континента, героям Второй мировой войны, победа в которой создала фундамент Объединенных Наций. Считаем необходимым безотлагательно уделить этой проблеме приоритетное внимание и на Генассамблее, и в ЮНЕСКО , чтобы обеспечить необходимые правовые рамки для пресечения подобных действий. Россия имеет в виду представить соответствующие предложения.

Недопустимо оставаться безучастными и к сохранению в Европе позорного явления безгражданства, равно как и к подавлению языков меньшинств в грубом нарушении Конвенций Совета Европы.

Веками мировой истории доказано, что прочное урегулирование разногласий возможно только через диалог, нахождение баланса коренных интересов конфликтующих сторон. К сожалению, в арсенале ряда западных государств все чаще преобладает не дипломатия, а грубое давление. Применение односторонних санкций – сверх тех, которые вводит СБ ООН – нелегитимно и подрывает коллективный характер международных усилий. Сегодня все с тревогой наблюдают, как вводимые США все новые односторонние рестрикции в отношении Ирана , да еще и экстерриториального характера, ставят под угрозу реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий, ставшего одним из важнейших факторов региональной и международной стабильности.

Порочность односторонних санкционных подходов давно доказана на примере более чем полувековой американской блокады Кубы , за немедленную отмену которой многие десятилетия выступают практически все государства-члены ООН. Пора к ним прислушаться.

Опасно раскручивается конфронтационная спираль вокруг КНДР . Решительно осуждаем ракетно-ядерные авантюры Пхеньяна в нарушение резолюций СБ ООН. Но нагнетание военной истерии – не просто тупиковый, а губительный путь. Все резолюции СБ ООН надо выполнять, спору нет. Но все они, наряду с санкциями, содержат положения о необходимости возврата к переговорам. Призываем прекратить блокировать эти положения. Альтернативы политико-дипломатическим методам урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП) на основе диалога между всеми заинтересованными сторонами не существует. Призываем ответственных членов мирового сообщества поддержать российско-китайскую «дорожную карту», изложенную в Совместном заявлении МИД России и КНР от 4 июля .

Недопустимы подстрекательства к беспорядкам и угрозы силового вмешательства в целях «демократизации» Венесуэлы , как и действия по подрыву легитимных властей в любой стране. В любых внутренних конфликтах международное сообщество должно поощрять стороны к национальному примирению и компромиссам.

Попытки игнорировать мнение других, прибегать к диктату и ультиматумам, применять силу в обход Устава ООН никогда не доводили до добра. Всплеск международного терроризма, многие миллионы беженцев, беспрецедентные волны нелегальной миграции во многом произрастают из предпринятых за последние годы авантюр по смене «неугодных режимов», включая вооруженные интервенции, посеявшие хаос и разрушения на Ближнем Востоке и Севере Африки и открывшие путь террористам в те части земного шара, где их никогда не было.

Несмотря на то, что ИГИЛ отступает в Сирии и Ираке , требуется немало дополнительных усилий для стабилизации региона. Напомню о необходимости борьбы не только с ИГИЛ, но и с «Нусрой», которую почему-то щадят участники американской коалиции.

Развитие ситуации в Сирии дает основания для осторожного оптимизма. На прошедшей 14-15 сентября шестой Международной встрече по Сирии в Астане завершено оформление четырех зон деэскалации, договоренности о создании которых достигнуты с участием России, Ирана, Турции , США, Иордании и ООН при поддержке многих других стран.

Эти договоренности создают условия для дальнейшего продвижения к выполнению резолюции 2254 на основе прямого диалога между правительством и оппозицией, объединения их усилий в интересах скорейшей ликвидации террористического очага и установления мира на всей территории страны, восстановления ее единства, решения острых гуманитарных проблем.

Самыми срочными задачами являются увеличение поставок гуманитарной помощи и разминирование освобожденных территорий. Убеждены, что к этим процессам – при лидирующей роли ООН и без каких-либо предварительных условий – должны подключиться все те, кто искренне желает мира Сирии и ее народу.

Отдельная тема – случаи применения химического оружия в регионе. Все они должны расследоваться честно и профессионально, без попыток манипулировать деятельностью Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР).

Решение гуманитарных задач, замирение противоборствующих сторон – все это актуально и для других кризисов в регионе, включая ситуации в Ливии , Йемене , Ираке . В каждой из этих ситуаций, как и в любых других конфликтах, Россия проводит сбалансированную линию, работает со всеми сторонами.

Говоря о проблемах региона Ближнего Востока и Севера Африки, нельзя отодвигать на задний план, а тем более предавать забвению решения ООН по палестинской проблеме и Арабскую мирную инициативу. Придаем важное значение восстановлению палестинского единства и приветствуем усилия Египта на этом направлении. Россия готова всячески содействовать возобновлению прямых переговоров между Израилем и Палестиной, сотрудничать в этих целях с партнерами по «квартету» и ЛАГ. На неурегулированности палестинской проблемы продолжают спекулировать экстремисты, вербуя в свои ряды все новых сторонников.

Непрекращающиеся кровавые теракты по всему миру свидетельствуют об иллюзорности попыток создать «отдельные островки безопасности».
С экстремизмом и терроризмом нужно бороться только сообща, без двойных стандартов и скрытых повесток дня, с опорой на главную ответственность государств – как и предусмотрено в Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Приветствуем инициированную Генеральным секретарем реформу антитеррористической деятельности системы ООН, которая была одобрена Генассамблеей. Назначение российского представителя во главе образованного Управления ООН по контртерроризму расцениваем как признание роли России в борьбе с этим злом. Благодарим всех за поддержку.

Россия привержена целям достижения мира, свободного от ядерного оружия. Согласно действующим договорным режимам в сфере контроля над вооружениями и нераспространения, его полная ликвидация должна стать конечным результатом процесса всеобщего и полного разоружения при обеспечении равной и неделимой безопасности. Попытки поставить ядерное оружие «вне закона» – без учета реалий современного мира и закрывая глаза на всю совокупность факторов, влияющих сегодня на стратегическую стабильность – лишь отдаляют эту общую цель, подрывают консенсусные режимы Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Призываем сказать «нет» милитаризации информационного пространства. Нельзя допустить его превращения в арену военно-политического противоборства, использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как инструмента давления, нанесения экономического ущерба, пропаганды идей террористической и экстремистской идеологии.

Важно нацелить усилия ООН на выработку отвечающих интересам безопасности всех государств правил ответственного поведения в цифровой сфере.

Россия подготовила проект универсальной конвенции о противодействии киберпреступности, включая хакерство. Предлагаем начать дискуссию уже в ходе нынешней сессии.

Очевидно, что в перспективе мир продолжит сталкиваться с целым рядом новых проблем долгосрочного, поистине общецивилизационного характера. Мы не имеем права размениваться, тратить силы и время на геополитические игры. Востребованы не односторонние, а коллективные подходы.

Процесс формирования полицентричного мироустройства – объективная тенденция, отражающая перераспределение глобального баланса сил, усиление фактора культурно-цивилизационной идентичности народов. К этой тенденции придется адаптироваться всем, включая тех, кто привык вести дела в мире по-хозяйски. В наших общих интересах – не пытаться сдерживать естественный процесс. Надо сделать так, чтобы миропорядок стал справедливым и демократическим, каким его и видели отцы-основатели ООН. Глобализация должна не антагонизировать, а играть объединительную роль, учитывать интересы всех без исключения государств, способствуя обеспечению стабильного и безопасного будущего всего человечества.

Без взаимного доверия невозможно рассчитывать на эффективную реализацию амбициозных Целей устойчивого развития и Парижского соглашения по климату, решение глобальных задач продовольственной безопасности, народонаселения, здравоохранения – столь важных для развивающихся стран.

В числе основополагающих принципов международных отношений должно быть признание политического плюрализма, свободы выбора и верховенства права. Необходимо отказаться от ставки на военные союзы, оказывать поддержку и предоставлять гарантии безопасности государствам, сделавшим выбор в пользу нейтралитета. В экономической области – добиваться снижения барьеров на пути торговли и инвестиций, перестать политизировать экономические связи. Вне политики должно оставаться международное олимпийское и в целом спортивное движение. Необходимо воспитывать, прежде всего, у молодежи – уважение культурно-цивилизационного многообразия современного мира. Приглашаем всех на XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который меньше чем через месяц наша страна будет принимать в Сочи. В те же сроки в России пройдет еще одно важное мероприятие – 137-я Ассамблея Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, главной темой которой будет укрепление мира и безопасности через культурный и межрелигиозный диалог. Давайте поощрять диалог между различными культурами и религиями, перестанем использовать исторические события для разжигания ненависти и фобий.

Философия сосуществования, сопряжения, гармонизации интересов разных стран лежит в основе выдвинутой Президентом Российской Федерации В.В.Путиным концепции Большого Евразийского партнерства, открытого для всех государств Азии и Европы и нацеленного на формирование общего экономического и гуманитарного пространства с опорой на принцип неделимости безопасности. Излишне говорить, что обеспечение равных прав для всех – и граждан, и государств – востребовано в универсальном масштабе, как того, собственно, требует Устав ООН.

Именно эти справедливые принципы лежат в основе деятельности объединений, в которых активно участвует Россия: СНГ, ОДКБ, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ШОС, БРИКС. В этом же ключе мы выстраиваем отношения с АСЕАН, Африканским союзом, СЕЛАК, другими объединениями стран Азии, Африки и Латинской Америки. Совместно мы добиваемся более сбалансированных подходов в работе таких структур, как «Группа 20», АТЭС, МВФ, МБРР.

Мы верим в жизнеспособность ООН, хотим видеть активную роль Генерального секретаря в содействии полной реализации потенциала Всемирной Организации с опорой на цели и принципы Устава и при уважении прерогатив межправительственных органов. Особо выверенного подхода требуют идеи о реформе миротворчества, где не должно быть резких движений и забвения накапливавшегося десятилетиями бесценного опыта.

Два тысячелетия назад римский философ Сенека писал: «Мы рождены, чтобы жить совместно». Ближе всех к осознанию этой данности подошли отцы-основатели ООН. Они были убеждены (и записали это в Уставе), что само дарованное всем нам Богом сосуществование на одной планете должно заставить нас объединиться, чтобы не допустить ужасов новых войн. Сегодня для этого остро необходимо возрождение культуры дипломатии, диалога, поиска баланса интересов в противовес инстинктам быстрых решений и желанию «наказывать непокорных». По сути речь идет о сбережении человечества во всем его богатстве и многообразии.

Россия всегда была и остается открыта к совместной работе со всеми, кто проявляет встречную готовность к равноправному, взаимоуважительному сотрудничеству. Мы будем и далее отстаивать эти подходы к деятельности ООН в интересах совершенствования глобального управления и реальной демократизации международных отношений.

Благодарю вас за внимание.