Камни

Особенности формирования статьи 38 статута мс оон. Устав организации объединенных наций. Глава VII. Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии

Данные акты должны отвечать требованиям нормо-образования.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН .

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

  1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами ;
  2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  3. общие принципы права , признанные цивилизованными нациями;
  4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

Страница 2

Информация » Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы российского права в области регулирования религиозных отношений » Международное и российское право о свободе совести, свободе личности и свободе вероисповедания

Статут Международного Суда ООН (подп. "b" п. 1 ст. 38) определил обычай как доказательство "общей (в русском тексте ошибочно употреблен термин "всеобщей". - И.Л.) практики, принятой в качестве правовой нормы".

В современном международном праве существует два вида обычных норм.

Первый, традиционный, представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила.

Второй - новый вид, к которому относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в том или ином акте.

Нормы второго вида сначала формулируются либо в договорах, либо в таких неправовых актах, как резолюции международных совещаний и организаций, а в дальнейшем за ними признают статус норм общего международного права. Юридически они существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН может служить доказательством существования и содержания обычных норм международного права. Нормы второго вида быстро создаются и способны не только закреплять сложившуюся практику, но и формировать ее, что чрезвычайно важно в наш динамичный век.

Для понимания процесса формирования обычая необходимо выяснить два основных понятия - понятия практики и признания юридической силы (opinio juris). Практика означает действие или воздержание от действий субъектов, их органов. Речь идет о практике, в процессе которой формируются нормы международного права. Дипломатии известно и иное понятие практики, под которой понимаются сложившиеся во взаимодействии субъектов правила, которым они предпочитают следовать, несмотря на отсутствие у них юридической силы. В доктрине такую практику в отличие от обычая именуют обыкновением.

Практика должна быть достаточно определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Международный Суд ООН указал на оспоримость обычая в случае "большой неопределенности и противоречий". В этом одна из причин того, что для установления обычая все большее значение приобретают такие формы практики, в которых позиция субъектов выражена достаточно четко (заявления, ноты, коммюнике, резолюции международных органов и организаций).

Практика должна быть достаточно устойчивой и не должна существенно отклоняться от нормы. Вместе с тем это требование нельзя возводить в абсолют. Международный Суд ООН "не считает, что для установления обычной нормы соответствующая практика должна абсолютно точно совпадать с нормой. Суду представляется достаточным, чтобы поведение государств в общем следовало этим нормам".

Можно сказать, что акты международных организаций дали обычаю второе дыхание. С их помощью обычные нормы формируются, фиксируются, толкуются, проводятся в жизнь. Благодаря им удалось преодолеть ряд традиционных недостатков обычая. Теперь он стал создаваться довольно быстро, в более четких формах, его содержание стало общедоступным. Резолюции содействуют утверждению обычая в практике, адаптируют его содержание к новым условиям, что упрочивает связь обычая с жизнью.

Продолжительность практики никогда не имела решающего значения для признания обычая. Многое зависит от конкретных условий. При резких переменах и появлении новых проблем, требующих неотложного решения, обычная норма может складываться в результате единственного прецедента.


Статья 38 Статута Международного Суда ООН закрепляет:

«1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.»

Является ли данный перечень исчерпывающим перечнем источников международного права? Устанавливает ли ст. 38 иерархию источников? Может ли Международный Суд ООН руководствоваться при разрешении споров другими источниками? Является ли этот перечень обязательным для других международных судов и арбитражей?

Кейс 2. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества

В соответствии со ст. 189 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества «…регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах». Регламент является актом международной организации и принимается органами этой организации на основе положений учредительных актов и иных норм международного права.

В 2000 г. в рамках ЕС был принят Регламент «О вручении процессуальных документов по гражданским и торговым делам в государствах-членах». Статья 20 данного регламента содержит следующее положение:

«Настоящий Регламент обладает большей юридической силой, чем заключенные государствами-членами ЕС двусторонние либо многосторонние договоры и соглашения, в частности, Протокол к Брюссельской конвенции 1968 г. и Гаагская конвенция 1965 г.»

Является ли данный регламент источником международного права? Нет ли в данном случае нарушения положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. относительно приоритета действия норм международного права? Могут ли нормы актов международных организаций иметь приоритет перед нормами международных договоров или обычаев?

Кейс 3. Консультативное заключение МС ООН

Генеральная Ассамблея ООН по просьбе государства А. обратилась в Международный Суд ООН за консультативным заключением. В запросе было указано, что государство А. просит дать толкование мирного договора с государством В. во избежание между ними конфликта.

Что представляет консультативное заключение МС ООН? Кто из субъектов международного права может обращаться с запросом о консультативном заключении в МС ООН? Будет ли принят данный запрос в рассмотрению? Может ли МС ООН отказать в просьбе?

Кейс 4. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. не вступила в силу. Тем не менее, заключая международные договоры, субъекты международного права руководствуются нормами этой конвенции.

Что в данном случае выступает источником регулирования – договор или обычай?

Кейс 5. Принцип самоопределения

Глава автономии одной из народностей государства А. численностью 20 тыс. человек, занимающей часть территории, ссылаясь на принцип самоопределения, заявил о своей независимости и международной правосубъектности.

международный суд ООН (один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда Источники права, применяемые Судом

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Статут Международного Суда ООН и источники международного права.

по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Статья 38 статута суда оон

Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

3. Егоров А.А. Признание и исполнение судебных решений стран-участниц Минской конвенции СНГ // Законодательство и экономика. 1998. № 12 (178).

1. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.. Наука, 1988.

2. Винникова Р.В. Имплементация норм международного права в арбитражном процессе Российской Федерации: Автореф. . канд. юрид. наук. Казань, 2003.

В целом, проблема обычных норм международного права является одной из самых сложных теоретических проблем международного права. Именно поэтому вопрос об обычных нормах международного права был предметом постоянного внимания специалистов в течение столетий.

Приведите 2 - 3 примера международных обычаев и установите факт их признания Российской Федерацией, используя по возможности практику государств или какие-либо косвенные признаки, подтверждающие ее: внешнеполитические документы правительственные заявления, дипломатическую переписку, описание обычной нормы в национальном законодательстве, определенные акции, свидетельствующие о наличии требований в связи с; невыполнением обычая, отсутствие протестов против действий, составляющих обычай.

О каком международном обычае — универсальном или локальном — идет речь в данном случае? Может ли обычай состоять из комплекса международных норм? Что понимается под доказательством существования обычая?

II. В Арбитражный суд Тюменской области в январе 2002 г. поступили судебные документы и ходатайство Хозяйственного суда Могилевской области (Республика Беларусь) о признании и разрешении принудительного исполнения на территории России решения данного суда о взыскании денежных сумм в доход бюджета Республики Беларусь с ЗАО, находящегося в г. Тюмени. Среди документов российскому арбитражному суду был представлен исполнительный лист суда, вынесшего соответствующее решение.

2) санкционирование государством такой практики, а именно: возникающего на ее основе правила поведения.

III. Составьте 5 тестовых заданий (по 10 вопросов в каждом), охватывающих все темы курса «Международное право». В качестве приложений представьте правильные варианты ответов к Вашим тестам.

Договор и обычай является универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

5. Эти оклады, прибавки и вознаграждение устанавливаются Генеральной Ассамблеей. Они не могут быть уменьшены в течение срока службы.

3. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

1. Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

3. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

Международный Суд

1. Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке.

6. Оклад Секретаря Суда устанавливается Генеральной Ассамблеей по представлению Суда.

Камеры, предусмотренные статьями 26 и 29, могут, с согласия сторон, заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги.

После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

6. Судьи, избранные согласно изложенному в пунктах 2, 3 и 4 настоящей статьи, должны удовлетворять условиям, требуемым статьей 2 и пунктом 2 статьи 17 и статьями 20 и 24 настоящего Статута. Они участвуют в принятии решений на равных правах с их коллегами.

3. Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского.

При осуществлении своих консультативных функций Суд, помимо указанного, руководствуется постановлениями настоящего Статута, относящимися к спорным делам, в той мере, в какой Суд признает их применимыми.

1. Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено.

Международный Суд ООН рассматривал и дела, связанные с юрисдикцией государств, т.е. дела связане с осуществлением государством его власти в отношении иностранных граждан на своей территории или над своими гражданами на территории иностранного государства. Они обычно касаются вопросов гражданства, права на убежище или иммунитета.

Боле десятка дел о защите частных и коммерческих интересов рассмотрел Суд с начала своего существования. В 50-х годах Лихтенштейн заявил претензию Гватемале от имени ридриха Ноттебома, бывшего гражданина Германии, который в 1939 году получил гражданство Лихтенштейна.

За всю свою историю Суд переживал периоды активной деятельности и относительного бездействия. С 1985 года число дел, переданных на рассмотрение Суда, увеличивалось, при этом в его списке ежегодно находится более десятка дел (это число резко увеличилось до 25 в 1999 году). Эта цифра может показаться скромной, однако следует помнить, что, поскольку число потенциальных тяжущихся сторон значительно меньше, чем в национальных судах (лишь около 210 государств и международных организаций имеют доступ к Суду), число дел, естественно, является малым по сравнению с количеством дел, рассматриваемых национальными судами.

Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Но международное право не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. При современных средствах транспорта и связи государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответственно на них реагируя, выбирают тот или иной образ поведенияЭто привело к тому, что фактор времени уже не играет, как прежде, важную роль в процессе рождения обычая.

Кроме того, несколько раз Суд осуществлял делимитацию континентальных шельфов, например, в следующих делах: Тунис/Ливия и Ливия/Мальта (Континентальный шельф, 1982 и 1985 годы); Канада/Соединенные Штаты (Делимитация морской границы в районе залива Мэн, 1984 год); и Дания против Норвегии (Делимитация морского пространства в районе между Гренландией и островом Яан-Майен, 1993 год).

В 1992 году другая камера, сформированная Судом, положила конец существовавшему на протяжении 90 лет между Сальвадором и Гондурасом спору в отношении сухопутных и морских границ и границ между островами. В 1969 году напряженность, связанная со спором, была настолько сильной, что футбольный матч между командами этих двух стран в чемпионате мира привел к короткой, но кровопролитной «футбольной войне».

Международный Суд ООН

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировкиВ качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

· общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

В практике суда встречались и дела касающиеся вмешательства одного государства в дела другого, и применения силы.

Реестр дел Международного Суда значительно увеличился за последнее время. Рекордным в этом отношении стал 1992 год: было зарегистрировано 13 дел.

Международное право как особая система права. Система современного международного права.

Международное публичное право - это особая глубоко структурированная система права, регулирующая отношения между субъектами по поводу их взаимной правовой близости.

МП (Бекяшев) - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и др субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепления международной безопасности, установления и развития всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждения, осуществляемым гос-ми в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Особенности и специфика международного права:

1) особый предмет правового регулирования - международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

2) особые субъекты международного права, которыми главным образом выступают государство, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности. Сами ФЛ и ЮЛ не являются самостоятельными субъектами международного права! международные межправительственные организации, государственно подобные образования (государство подобные образования - пример, Ватикан).

Это те участники международных отношений, которые обладают международными правами и обязанностями и которые осущ их в соотв с международным правом.

3) Особые объекты международного права - все то, по поводу чего субъекты вступ в некие отношения. Объект - международные либо межгосударсвтенные отношения, которые не относятся к исключительно внутренней компетенции гос-ва и выходят за пределы гос территории каждого конкретного гос-ва.

4) Особый порядок нормообразования - нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, но и в первую очередь гос-ми, это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними международных договорах. Государства вправе делать оговорки в отношении неприемлимых для них норм отдельных статей договора или вообще государство в праве отказаться от участия в международном договоре.

5) Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права - принуждение субъектов международного права осущ самими субъектами МП на основе действующих международно-правовых норм. Применение к нарушителю норм международного права международно-правовых санкций (свойственно деятельности международных организаций - ООН, Совет безопасности ООН).

6) Особые источники МП: международные договоры и международные обычаи.

Система МП -совокупность международных норм, институтов и отраслей МП, взятых в своем единстве и взаимозависимости. Ядром системы МП являются императивные нормы, воплощенные в основных принципах МП. Отрасль МП -совокупность обычно-правовых кодифицированных в международном договоре международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в одной какой-то широкой области их международного сотрудничества (право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное космическое право).Институт права -это совокупность международно-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или др. объекта (институт дипломатических представительств и привилегий). В числе проблем систематизации МП можно назвать проблему определения отраслевой «прописки» нескольких групп норм, регламентирующих режим определённых территорий(пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики «выпали» из отраслевой классификации.

Функции МП:

1) охранительная - разрешение международных споров и др.

2) регулятивная

3) функция координации (управления) - направлена на координацию межгос сотрудничества, управление международной деятельностью гос-в.

Международная система (в широком смысле) - совокупность включающую:

1) самые разнообразные субъекты международной системы либо акторымеждународ системы (actors)

2) отношения между многочисленными субъектами международной системы (политические, социальные и др.).

3) совокупность правовых систем, в т.ч. национальных в рамках которых осуществляются отношения между субъектами международной системы

Узкий смысл - совокупность, ктр включает:

1) субъектов МП - это именно властные субъекты - гос-во, международные организации и др

2) международные отношения, т.е. отношения между субъектами МП

3) само международно-публичное право, в рамках которой действую субъекты МП

Международная нормативная система включает:

1) собственно МП

2) политические нормы - сущ в декларациях, совместных заявлениях, резолюциях международных совещаний, резолюций международных совещаний, коммюнике. Данные нормы представляют собой согласованную волю гос-в, но не имеют обязательной юр силы.

3) нормы международного "мягкого права" (softlaw) - содерж в резолюциях международных организаций, некие согласованные договоренности, согласованные положения, но у которых нет обязат юр силы, но в отнош участников этой междорганизац, ктр выразили желание обяз-ти для них таких норм - они должны следовать этим нормам.

2.Источники современного международного права: договор, обычай, общие принципы права. Процесс создания норм современного международного права. Вспомогательные источники.

Все источники в рамках МП, как правило, объединяют в 3 группы:

1) основные источники: международные договоры, межд-прав обычаи и общие принципы права

2) производные либо вторичные источники: резолюции и решения международных организаций

3) вспомогательные источники: судебные решения, доктрина наиболее квалифицированных специалистов, односторонние заявления гос-в.

Ст. 38 Статута Международного суда ООН - примерный перечень источников

1. Основные источники:

1) международный договор - в соотв с пп. а п. 1 ст 38 Статута - международный суд, при решении переданных ему споров применяет международные Конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими гос-ми. Согласно Венской конвенции "О праве международных договоров" 1969 года договор означает международное соглашение, заключенное между гос-ми в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того содержится ли такое соглашение в одном док-те, в 2-х или нескольких связанных между собой док-х, а также независимо от его конкретного наименования. Международымдог-м придается большое значение, считается, что это не идеальный инструмент регулирования, т.к. процесс согласования межд дог-ра очень долгий, а отношения достаточно динамическими.

Классификация межд дог-в