Исполнение желаний

Каков ядерный потенциал англии и франции. Ядерная стратегия великобритании Есть ли ядерное оружие у великобритании

С началом нынешнего десятилетия в кабинете министров Великобритании, возглавляемом консерватором Дэвидом Кэмероном, идут острые дебаты в отношении выработки новых подходов к ядерной политике, которая наиболее полно удовлетворяла бы интересы национальной безопасности при минимизации затрат на поддержание и развитие британских ядерных сил.

Представляется интересным проанализировать факторы, определяющие ядерную политику Великобритании, и оценить ее ядерную доктрину, структуру ядерных сил и программу их модернизации.

Факторы

С самого начала ядерная политика Великобритании опиралась на два тесно связанных фактора: интересы национальной безопасности и настойчивое стремление руководства страны сохранить широкое международное влияние. При этом поддержание баланса между независимостью проводимой Лондоном ядерной политики и взаимозависимыми англо-американскими отношениями стало определяющей и характерной для Соединенного Королевства чертой его позиции в качестве ядерной державы.

Здесь следует заметить, что уникальное англо-американское сотрудничество в ядерной области налаживалось не без трений. Начало этому сотрудничеству было положено подписанием президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем 19 августа 1943 года в городе Квебеке (Канада) секретного соглашения о сотрудничестве двух стран в создании ядерного оружия. Это соглашение позволило британским ученым принять непосредственное участие в реализации начатого в США в 1942 году так называемого Манхэттенского проекта (программа создания ядерного оружия). После окончания Второй мировой войны на состоявшейся в ноябре 1945-го вашингтонской встрече руководителей США, Великобритании и Канады, на которой обсуждалась идея установления международного контроля над атомной энергией с последующей передачей этой проблематики в ООН, США и Великобритания подписали секретный меморандум о полном и эффективном сотрудничестве в ядерной области. Однако вскоре американцы спохватились и дезавуировали эту договоренность, а летом 1946-го конгресс США принял Закон об атомной энергии (закон Макмагона), вступивший в силу 1 января 1947 года, который установил запрет на передачу информации по атомной энергии кому бы то ни было.

Этот шаг Вашингтона, расцененный Лондоном как недружественный, вынудил британское правительство во главе с лейбористом Клементом Эттли принять в январе 1947 года решение о создании национального ядерного оружия. Куратором программы создания национального ядерного оружия (проект «Исследования взрывов большой мощности») был назначен известный британский ученый-физик Уильям Пенни, а сам атомный проект реализовался под контролем специально созданного Агентства по исследованиям в области ядерной энергии (в 1954-м переименовано в Агентство ядерной энергии Великобритании – UKAEA). Первоначально работы по созданию ядерного оружия велись в городе Форт-Хэлстиде, а с 1950 года – в Олдермастоне и Бергфилде (оба города в графстве Беркшир).

Возобновлению прерванного ядерного сотрудничества между Великобританией и США способствовало подписанное ими в 1955 году Соглашение о сотрудничестве в области информации по атомной тематике для взаимных целей обороны. Но это соглашение носило локальный характер, поскольку оно находилось под воздействием закона Макмагона и рассматривалось британцами как ущербное и малоэффективное. Лишь после того как в начале 1958-го по инициативе администрации президента США Дуайта Эйзенхауэра конгресс внес изменения в закон Макмагона, которые сняли ограничения в отношении ядерного сотрудничества США с Великобританией, появилась возможность для беспрецедентного расширения и углубления сотрудничества этих стран в ядерной области. В этом же году было разработано и подписано новое Соглашение между США и Великобританией о взаимной обороне.

Дальнейшее развитие англо-американское сотрудничество в сфере ядерных вооружений получило после достигнутых в декабре 1962 года в городе Ниссау (Багамские острова) договоренностей президента США Джона Кеннеди и премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана о передаче Соединенными Штатами Великобритании баллистических ракет морского базирования «Поларис» для оснащения ими британских атомных подводных лодок класса «Резолюшн». При этом было обусловлено, что британцы будут разрабатывать собственные ядерные боеголовки для этих ракет в сотрудничестве с американцами. Взамен Вашингтон получил право создать базу для подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), а также пользоваться британскими военными базами, расположенными в различных регионах земного шара (например на острове Диего-Гарсия в Индийском океане).

Практика оснащения британских ПЛАРБ американскими БРПЛ была закреплена англо-американским соглашением 1979 года, которое предусмотрело поставку Соединенными Штатами Великобритании баллистических ракет морского базирования «Трайдент-2» для оснащения ими новых британских ПЛАРБ класса «Вэнгард». Причем переданные Соединенному Королевству ракеты «Трайдент-2» являются частью общего с США ракетного пула и проходят техобслуживание на базе ВМС США «Кингс Бэй» (штат Джорджия).

В ноябре 2010 года Великобритания расширила свое ядерное сотрудничество, подписав с Францией двусторонние соглашения об обороне и сотрудничестве в ядерной сфере.

Ко всему сказанному выше необходимо добавить следующее. Хотя Великобритания и сохраняет статус независимой ядерной державы, она привязана к вопросам применения ядерного оружия через Группу ядерного планирования НАТО, а ее ядерные силы включены в американский оперативный план поражения стратегических целей (OPLAN). Это также оказывает существенное влияние на формирование ядерной политики Великобритании.

Доктрина и структура

В своей ядерной доктрине Великобритания придерживается принципа осуществления минимального ядерного сдерживания с возможностью избирательного применения ядерного оружия в рамках так называемой субстратегической боевой задачи. В лексиконе британского военно-политического руководства даже появилось специальное понятие «субстратегический удар», было дано и его пояснение: «Субстратегический удар представляет собой ограниченное и исключительно выборочное применение ядерного оружия. Такой удар уступает стратегическому, но уровень его мощности достаточен, чтобы убедить недооценившего нашу решимость и напавшего на нас агрессора, что ему следует прекратить агрессию и отступить, или он предстанет перед перспективой опустошительного ядерного удара».

Возможность осуществления субстратегического удара британские морские стратегические ядерные силы (МСЯС) обрели после реализации в 90-х годах второго этапа их модернизации с переоснащением на ракетную систему «Трайдент-2». Принятие на вооружение этой ракетной системы, обладающей высокой точностью (КВО составляет ~170 метров), позволило перейти от ранее существовавшей концепции массированного ядерного удара по городам (противоценностный удар) к более гибкому многовариантному применению ядерных сил.

Ныне силы ядерного сдерживания Великобритании состоят исключительно из морского компонента: четырех ПЛАРБ класса «Вэнгард», баллистических ракет морского базирования «Трайдент-2», боеголовок к ним и инфраструктуры поддержки.

Головная лодка «Вэнгард» введена в строй в 1994 году, вторая – в 1995-м, третья – в 1998-м, четвертая – в 2001-м. Установленный срок их службы составляет 30 лет. На каждой лодке имеется ракетный отсек с 16 пусковыми шахтами. Эти ПЛ входят в состав 1-й эскадры атомных ракетных подводных лодок, приписанной к военно-морской базе «Клайд» (Шотландия).

Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет «Трайдент-2», но для оперативного развертывания выделяется боекомплект из 48 штук. Номинально на каждой может размещаться до восьми ядерных боеголовок, однако еще на этапе выработки Лондоном решения о принятии на вооружение ракетной системы «Трайдент-2» было определено, что количество боеголовок на ракете не превысит шести. В настоящее время на каждую развернутую ракету устанавливается не более трех боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой, которая может иметь пониженную взрывную мощность. Максимальная дальность стрельбы ракеты зависит от количества установленных на ней боеголовок и составляет с тремя боеголовками – до 10 500 километров, с одной боеголовкой – до 11 500.

На вооружении МСЯС Великобритании находятся ядерные боеголовки собственного производства. Но при этом корпуса их производятся в США (они идентичны корпусам американских боеголовок Mk4), а ядерные заряды изготовлены в Великобритании. По своим массогабаритным характеристикам эти ядерные заряды сходны с американским ядерным зарядом W76, которым снаряжались боеголовки БРПЛ «Трайдент-1». Их мощность – 100–150 килотонн, но предусмотрена возможность подрыва на пониженной мощности. По оценке, общие запасы ядерных боеголовок составляют порядка 500 единиц. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.

В соответствии со стратегией, известной как постоянное сдерживание со стороны моря, в каждый данный момент на боевом патрулировании в Северо-Восточной Атлантике находится одна британская ПЛАРБ. Вторая и третья ПЛАРБ могут выйти в море по тревоге. Однако в британских запасах нет достаточного количества ракет «Трайдент-2» для того, чтобы одновременно вооружить и четвертую ПЛАРБ. К тому же следует иметь в виду, что одна из четырех ПЛАРБ, как правило, находится на капитальном ремонте (его продолжительность может составлять от полутора до двух лет).

Ракеты, размещенные на ПЛАРБ, осуществляющие боевое патрулирование, вообще не нацелены на какой-либо определенный объект, а сроки уведомления об открытии огня измеряются сутками.

Программа усовершенствования

Впервые вопрос о третьем этапе модернизации британских МСЯС был поднят в декабре 2006 года тогдашним премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Выступая в парламенте, он подчеркнул, что было бы неразумно и даже опасно для Британии отказаться от ядерного оружия как такового, и предложил парламентариям план, предусматривающий выделение в течение ближайших лет 14 миллиардов фунтов стерлингов на полное обновление носителей ядерного оружия – атомных подводных лодок. При этом Тони Блэр заметил, что не исключается вариант сокращения ПЛ с четырех до трех.

Более детальный план обновления МСЯС был обнародован в октябре 2010 года в опубликованном Министерством обороны новом «Стратегическом обзоре обороны и безопасности» (предыдущий аналогичный документ издан в 1998-м). В «Стратегическом обзоре» коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов подтвердило приверженность инициированному предыдущим лейбористским правительством курсу развития базирующихся на подводных лодках сил ядерного сдерживания. Предусматривается обновить существующую ракетную систему «Трайдент», заменив подводные лодки класса «Вэнгард» на новые и оснастив их модифицированными ракетами «Трайдент-2» (версия D5LE), разрабатываемыми в США. В целях экономии финансовых ресурсов новые подлодки будут иметь меньший ракетный отсек, оборудованный 12 пусковыми шахтами, по сравнению с ракетным отсеком ПЛАРБ класса «Вэнгард», у которого 16 пусковых шахт. Причем при нормальных обстоятельствах функциональными будут лишь восемь пусковых шахт. Максимальное количество ядерных боеголовок, находящихся на каждой подлодке, сократится с 48 до 40 единиц. Это позволит уменьшить общее количество оперативно развертываемых боеголовок со 160 до 120, что в свою очередь понизит их активный запас с 225 до 180 единиц.

Оглашая результаты «Стратегического обзора», британский премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал, что в свете текущего бюджетного кризиса правительство отложит принятие магистрального решения относительно подробных планов закупок, конструкции и числа подводных лодок примерно до 2016 года. Дело в том, что в 2015-м в Великобритании пройдут очередные всеобщие выборы, по результатам которых будет создано новое правительство. Очевидно, что нынешнее правительство отложило принятие решения до 2016 года из-за опасений брать на себя ответственность за будущие расходы, обусловленные строительством новых ПЛАРБ. Как представляется, вопрос о модернизации МСЯС не станет ключевым на предстоящих всеобщих выборах, но он может оказать определенное влияние на настроение избирателей.

Возникшая пауза с принятием решения о начале строительства новых ПЛАРБ означает, что первая такая лодка будет введена в строй не ранее 2028 года, а может быть, и в 2029-м. Установленный же срок службы первой подлодки класса «Вэнгард» заканчивается в 2024 году. Следовательно, для сохранения действенности стратегии постоянного сдерживания со стороны моря, которой привержены британцы, придется продлевать на четыре-пять лет сроки службы ПЛАРБ класса «Вэнгард». По оценке британского правительства, дополнительные затраты на содержание этих субмарин до 2028–2029 годов составят 1,2–1,4 миллиарда фунтов стерлингов, а программа модернизации британских МСЯС будет стоить не менее 20 миллиардов фунтов стерлингов (в ценах 2010 года).

Что касается существующих ядерных боеголовок, то они, как официально заявлено, могут оставаться на вооружении до конца 2030-х годов. Вместе с тем нельзя исключать, что при развертывании новых британских ПЛАРБ с оснащением их модифицированными ракетами «Трайдент-2» на эти ракеты будут устанавливаться ядерные боеголовки Mk4A – модернизированная версия, производимая в настоящее время в США для замены боеголовок Mk4. По мнению должностных лиц Министерств обороны Великобритании и США, модернизированные боеголовки Mk4A способны повысить эффективность британских МСЯС.

Теперь следует указать на одно обстоятельство, которое может существенно изменить изложенные выше планы модернизации ядерных сил Великобритании. Дело в том, что после опубликования «Стратегического обзора» имеющиеся в коалиционном правительстве разногласия между лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном и главой Либерально-демократической партии Ником Клеггом (с мая 2010-го он является заместителем премьер-министра) в отношении подходов к модернизации ядерных сил не исчезли. Это нашло отражение в совместном заявлении этих партийных лидеров, сделанном в мае 2011 года, в котором они объявили о проведении специального исследования альтернативных возможностей обновления ядерных сил, что позволит дать ответы на три следующих вопроса:

  • есть ли надежная альтернатива сдерживанию, основанному на подводном стратегическом флоте;
  • есть ли надежная альтернатива текущим планам модернизации ядерных сил, например использование многоцелевых ПЛА класса «Эстьют» с крылатыми ракетами в ядерном оснащении;
  • есть ли альтернатива стратегии постоянного сдерживания со стороны моря.

В ходе исследования предусмотрено изучить вопросы выполнимости, стоимости, последствий для оборонно-промышленного комплекса и оценить возможные риски, связанные с альтернативными путями обновления ядерных сил.

Контракты

Несмотря на то, что к настоящему времени нет окончательного правительственного решения в отношении планов обновления британских ядерных сил, Министерство обороны Великобритании уже начало финансирование отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по конструированию ПЛАРБ нового поколения. Так, известно, что в 2011 году Министерства обороны США и Великобритании совместно проплатили НИОКР по разработке унифицированного ракетного отсека CMC (Common Missile Compartment) для перспективных ПЛАРБ, которые заменят подводные лодки «Огайо» и «Вэнгард». При этом если для американской субмарины предусмотрено четыре модуля с четырьмя пусковыми шахтами для модифицированных ракет «Трайдент-2», то для британской – три таких модуля.

В мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что Министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью 347 миллионов фунтов стерлингов на проектирование ПЛАРБ нового поколения (этому проекту присвоено наименование «Саксессор»). Основной контракт достался компании BAE Systems (328 миллионов фунтов стерлингов). Babcock, участвующая в разработке вспомогательного оборудования, получит 15 миллионов фунтов стерлингов, а компания Rolls-Royce, которой поручена разработка ядерного реактора, – 4 миллиона фунтов стерлингов.

Вместе с тем сомнительно, что британцам удастся реализовать в намеченные сроки программу модернизации своих ядерных сил. Сделать это в условиях, когда, по оценке британского правительства, в оборонном бюджете Великобритании до 2020 года будет существовать «черная дыра» в 38 миллиардов фунтов стерлингов, что составляет примерно годовой бюджет Министерства обороны, вряд ли представится возможным. Но, как говорится, поживем – увидим.

Выступила за обновление британской ядерной программы. В настоящее время в составе ВМС Туманного Альбиона находятся четыре атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса Vanguard. Британское правительство намерено к 2030 году заменить их на новые ПЛАРБ — класса Successor.

Сегодня Великобритания является единственным из числа официально признанных государств, обладающих ядерным оружием, которое ограничило свои силы ядерного сдерживания в пределах одной платформы, одной системы доставки и одного типа боеголовки.

Соединенное Королевство рассматривает свои ядерные силы как наиболее эффективное средство сдерживания агрессии и обеспечения национальной безопасности, мира и стабильности. Они представляют собой защиту против возможного ядерного шантажа или угрозы Великобритании со стороны новых государств, которые могут приобрести ядерное оружие в последующие 20-50 лет.

Ядерное оружие рассматривается Туманным Альбионом как фактор, способный сдержать государства — спонсоры терроризма и принудить любое государство воздержаться от передачи ядерного оружия в руки террористов.

В настоящее время стратегические ядерные силы (СЯС) Великобритании представлены морским компонентом: 1-й эскадрой подводных лодок, в составе которой имеется четыре ПЛАРБ типа Vanguard, оснащенные баллистическими ракетами для подводных лодок Trident-2 (16 ракет с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения, способных нести до восьми боеголовок мощностью 0,1-0,15 Мт). Максимальная дальность стрельбы ракеты зависит от количества установленных на ней боеголовок и составляет с тремя боеголовками до 10 500 км, с одной боеголовкой — до 11 500 км.

Головная лодка Vanguard (в переводе — «Авангард») введена в строй в 1994 году, вторая, «Викториас», — в 1995 году, третья, «Виджилент», — в 1998 году, четвертая, «Вендженс», — в 2001 году. Установленный срок их службы составляет 30 лет. На каждой лодке имеется ракетный отсек с 16 пусковыми шахтами.

В реальной обстановке ПЛАРБ выходят на боевое патрулирование, имея на борту 12 баллистических ракет с четырьмя боеголовками на каждой ракете. При этом три из четырех субмарин в мирное время находятся в полной боеготовности. Одна из них осуществляет боевое патрулирование в северо-восточной Атлантике, а две другие несут боевое дежурство в пункте базирования Фаслейн. Четвертая лодка находится на капитальном ремонте или модернизации.

Баллистические ракеты Trident-2 фактически арендуются у США и загружаются на лодки на американском арсенале в Кингз-Бей (штат Джорджия).

Кроме того, американские специалисты осуществляют авторский и гарантийный надзор за эксплуатацией этих ракет, а также занимаются их техническим обслуживанием. Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет Trident-2, но для оперативного развертывания выделяется боекомплект из 48 штук. Номинально на каждой может размещаться до восьми ядерных боеголовок, однако еще на этапе выработки Лондоном решения о принятии на вооружение ракетной системы Trident-2 было определено, что количество боеголовок на ракете не превысит шести. В настоящее время на каждую развернутую ракету устанавливается не более трех боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой, которая может иметь пониженную взрывную мощность.

На вооружении морских стратегических ядерных сил Великобритании находятся ядерные боеголовки собственного производства. Но при этом корпуса их производятся в США

(они идентичны корпусам американских боеголовок Mk4), а ядерные заряды изготовлены в Великобритании. По своим массогабаритным характеристикам эти ядерные заряды сходны с американским ядерным зарядом W76, которым снаряжались боеголовки баллистических ракет подводных лодок Trident-1. Их мощность — 100-150 килотонн, но предусмотрена возможность подрыва на пониженной мощности. По некоторым оценкам,

общие запасы ядерных боеголовок составляют порядка 500 единиц. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.

Высшим органом управления атомными подлодками с баллистическими ракетами является штаб обороны, который во взаимодействии с оперативным стратегическим командованием вооруженных сил США и органами управления организует планирование боевого применения СЯС, оформление решения премьер-министра о применении ядерного оружия и доведение приказов на пуск ракет. Непосредственное управление действиями стратегических подводных крейсеров на боевом патрулировании, в районах боевой подготовки и на переходах осуществляет командующий флотом ВМС Великобритании. Пусковые приказы (сигналы) и коды на разблокировку ядерного оружия передаются на ПЛАРБ с использованием национальной системы боевого управления и связи.

Перспективы развития СЯС военно-политическое руководство Великобритании видит в поддержании до 2020 года в боеготовом состоянии четырех ПЛАРБ типа Vanguard и ракет Trident-2. Продление же сроков их эксплуатации признано нецелесообразным.

В связи с этим несколько лет назад начата концептуальная разработка проекта перспективной ПЛАРБ, причем изначально предусматривалось обеспечить ее максимальную унификацию с находящимися в боевом составе подводными лодками.

Еще в мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью

£347 млн на проектирование ПЛАРБ нового поколения. Этому проекту присвоено наименование Successor.

Основной контракт достался компании BAE Systems (£328 млн). Babcock, участвующая в разработке вспомогательного оборудования, получит £15 млн, а компания Rolls-Royce, которой поручена разработка ядерного реактора, — £4 млн. Предполагается строительство четырех лодок типа Successor с вводом в строй головной ПЛАРБ в 2028 году.

Ракетное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами Successor будет соответствовать оснащению американских перспективных атомных ракетных подводных лодок. Каждая новая британская ПЛАРБ будет иметь 16 ракет класса Trident-2 D-5 Life Extension. По другим данным, каждая ПЛАРБ Successor Submarine будет иметь разрабатываемый совместно с США ракетный отсек Common Missile Compartment с 12 ракетными шахтами, однако при этом каждая британская лодка будет штатно нести лишь по восемь баллистических ракет Trident-2 D-5 Life Extension с суммарно не более чем 40 боеголовками.

Проект ПЛАРБ основывается на разработках так называемой Derived Submarine — полностью нового проекта атомной подводной лодки, использующей лишь некоторые наработки со строящейся АПЛ типа Astute. Подлодка будет оснащена водоводяным реактором нового поколения PWR-3. Отличительными чертами архитектуры новой ПЛАРБ будет использование Х-образных рулей, а также ограждение выдвижных устройств новой обтекаемой формы.

Полное водоизмещение ПЛАРБ Successor составит около 17 тыс. тонн.

Таким образом, обновление британской ядерной программы свидетельствует о том, что руководство Туманного Альбиона по-прежнему убеждено в том, что собственное ядерное оружие гарантирует Великобритании сохранение максимальной гибкости в способности адекватно реагировать на неясные угрозы, которые могут возникнуть в будущем.

Английские ракеты "Поларис А-3ТК" морского базирования (всего 64 единицы) имеют дальность 4600 км и. оснащены тремя ядерными боеголовками каждая. Французские баллистические ракеты средней дальности наземного базирования S-2 и S-3 (всего 18 единиц) имеют дальность 3700 км, а баллистические ракеты подводных лодок М-20 (всего 80 единиц) обладают дальностью 3200 км. Входящие в состав ядерного потенциала двух западно-европейских держав английские самолеты "Вулкан" (всего 55 машин) имеют радиус действия 4800 км, а французские самолеты "Мираж-IV" (всего 46) - 1600 км.

Сейчас потенциал обеих западноевропейских ядерных держав форсированно модернизируется за счет оснащения ракет большим числом боеголовок Так, в Великобритании на ракетах "Поларис" вместо трех устанавливается шесть боеголовок (а после замены "Поларисов" "Трайдентами" будет 8 - 14 боеголовок).

Во Франции планируется заменить ракеты с моноблочными головными частями на ракеты с семью боеголовками; имеется в виду к 1990 г. довести количество атомных подводных ракетоносцев до семи (сейчас - 5). Если вести счет по боеголовкам, то ракеты Англии и Франции могут поднять за один раз в настоящее время 340 ядерных зарядов, к 1985 г. - около 600 зарядов мощностью свыше 130 мт, а к 1990 г. - почти 1200 зарядов мощностью до 170 мт. Таким образом, в результате модернизации английских и французских ядерных средств арсенал обеих держав по числу ядерных боеприпасов, поднимаемых за один раз, к 1990 г. увеличится более чем в 3 раза по сравнению с настоящим временем.

Известно также, что американские баллистические ракеты "Трайдент-2", которыми правительство М. Тэтчер планирует вооружить английские подводные ракетоносцы, будут обладать практически теми же боевыми возможностями, что и современные межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования "MX", то есть будут являться оружием первого удара. Одна только Англия будет иметь тогда около 900 высокоточных боеголовок.

С военной точки зрения предназначение, боевые возможности и способности таких ракет должны быть понятны каждому трезвомыслящему человеку: они смогут достигать объекты на всю глубину СССР.

Что касается тезиса западной пропаганды о так называемой "слабости" ядерного потенциала Франции и Англии, то в свете приведенных выше фактических данных можно еще раз подчеркнуть, что он от начала и до конца является ложным. По своему содержанию английский и французский ядерные потенциалы в целом и их главная составная часть - ракеты - являются достаточно мощными и нацеленными в сторону СССР и других социалистических стран. Причем только 192 нацеленные на СССР ядерные боеголовки, которые имеются сейчас на английских ракетах "Поларис", могут вызвать взрыв в 3000 раз более мощный, чем это имело место в 1945 г. в Хиросиме.

Таким образом, Советскому Союзу противостоит в Западной Европе, помимо американских средств передового базирования, внушительный арсенал ядерного оружия Франции и Англии, который продолжает непрерывно модернизироваться и который никак нельзя не учитывать при подсчете общего баланса сил в Европе.

Обеспечение безопасности королевства и строительство вооруженных сип осуществляется е соответствии с правительственной программой «Основы военной политики Великобритании», рассчитанной до 2015 г. Характерной чертой претворяемой в жизнь военной реформы является концепция объединения однотипных сил и средств различных видов вооруженных сил в единые формирования. Великобритания по-прежнему ориентируется на сохранение ядерных сил, представленных стратегическими ракетными силами морского базирования, как основу ядерного сдерживания противника и определенного силового давления на страны третьего мира.

Стратегические ядерные сипы Великобритании сосредоточены только на четырех современных подводных лодках-ракетоносцах собственной разработки, программа ввода которых в боевой состав осуществлена за последние 10 лет. Первая из них «Vanguard» начала патрулирование в декабре 1994 г., вторая - «Victorious» - в декабре 1995 г., третья - «Vigilant» -осенью 1998 г. и четвертая - «Vengeance» - в феврале 2001 г. Каждая субмарина имеет 16 пусковых установок для баллистических ракет подводных лодок {БРПЛ). Пункт базирования - база Клайд в Шотландии (32 км северо-западнее Глазго).

Английская ядерная политика исторически тесно связана с американской на многих уровнях. Лондон традиционно сделал ставку на максимально тесное сотрудничество с США, начавшееся еще в годы второй мировой войны, в том числе и на американскую систему предупреждения о ракетном нападении.

Применение ядерных средств Великобритания планирует осуществлять, а двух формах: в упреждающем ядерном удара всем составом боеготовых средств (скорее всего, совместно с США) или в ответном ударе дежурным составом (одной - двумя ПЛАРБ) самостоятельно из района боевого патрулирования.

Согласно материалам внешнеполитического ведомства, Великобритания, как и США готова пересмотреть инструменты борьбы с нераспространением ОМУ. 20 марта 2002 г. министр обороны заявил: «Британия готова использовать ядерное оружие для защиты своих войск от ОМУ».

Анализируя планы модернизации ядерных сил, следует отметить, что время разработки ПЛАРВ составляет около 15 лет, а срои ее службы - 25 лат. Поэтому спустя 10 лет после ввода первой лодки нового поколения необходимо начинать работы по разработке субмарины следующего поколения. Б ближайшие годы Англия должна принять решение о судьбе ППАРБ, а пока министерство обороны отрицает, что существует план строительства новой лодки. Так, в преддверии конференции по ДНЯО в 1998г. правительство заявляло преждевременности отказа от разработки преемника ПЛАРБ с БРПЛ «Trident», поскольку, участвуя в процессе ядерного разоружения, оно должно быть, уверено, что в будущем безопасность можно обеспечить без ядерного оружия. И если в 2000-2001 гг. комитет по обороне палаты общин, комментируя долгосрочную ядерную политику, не уточнил эту проблему, то уже в Послании по безопасности в изменяющемся мире за 2003 г. (Белая книга 2003 г.) фактически были расставлены все точки над «is: минимальное ядерное сдерживание с помощью рэкет «Trident* останется необходимым элементом безопасности Великобритании до 2028 г. В условиях высокого риска распространения ОМУ существующее ядерное оружие должно быть сохранено.

Пока же официальное решение не принято, вопрос сдерживания ядерными средствами остается открытым вплоть до принятия решения парламентом. Вообще в плане открытости лейбористское правительство отказалось от ежегодных заявлений по ядерной политике, практиковавшихся в 80-90-х годах прошлого века.

Так, в 1995 г. Англия объявила, что прекращает производство расщепляющихся материалов для ядерного оружия. До 1980 г. она приобретала у США важнейший элемент термоядерного боезаряда - тритий, который используется в современных боезарядах, повышая их мощность до 10 раз, и подлежит обновлению через 7-8 лет. С1980 г. в Чапеп-Кроссе было налажено производство собственного трития. Планируется, что в марте 2005 г. его производство будет остановлено и уж производство собственного трития. Планируется, что в марте 2005 г. его производство будет остановлено и уже, а 2008-2010 гг. закрыто. Характерно, что, а октябре 2003 г. США после длительного перерыва возобновили производство трития. Не исключено, что отсутствующий тритий Британия вновь начнет закупать в США. Тем более что недавно в Альдермастоне был открыт новый, более безопасный цен по работе с тритием.

С одной стороны, Англия заявила о полном объеме своих запасов расщепляющихся материалов, а также поставила те из них, которые более не требуются для оборонных цепей, под международные гарантии. Она предоставила все объекты по их обогащению и переработке для проведения международных инспекций и начала работу по национальной исторической отчетности по произведенным расщепляющимся материалам. Страна начала программу накопления опыта в области проверок сокращений и ликвидации ядерного оружия. Так, на третью сессию Подготовительного комитета Конференции 2005 г. по рассмотрению действия ДНЯО был вынесен вопрос о проверке технологий контроля возможности их потенциального использования на снятых боезарядах.

С другой стороны, сторонники ядерного разоружения критикуют правительство за прямые нарушения ДНЯО. План строительства нового предприятия по изготовлено боезарядов противоречит статье 6, а продолжающееся активное сотрудничество с США (планы продления соглашения о сотрудничестве, совместные работы ученых, участие в подкритических испытаниях и работах по созданию ПРО) - статье 1. Позиция лейбористов по разработке ядерного оружия, по возможности его использования в подстратегической миссии нанесения ограниченных ударов, в том числе по неядерным странам - участницам Договора противоречит заявлениям премьер-министра об избавлении мира от ядерного оружия, ОМУ и о выполнении практических шагов ядерного разоружения.

Сторонники ядерного разоружения считают, что за 50 лет английское ядерное оружие не сыграло никакой роли а прошедших военных конфликтах, страна не получила никаких преимуществ от обладания им. А вскрывшийся факт нахождения на борту одного из судов ядерного оружия во время конфликта с Аргентиной за Мальвинские острова лишь вызвал международный скандал. Если Англия откажется от ядерного оружия, ее безопасность не уменьшится. Поэтому правительство должно решить и объявить, что не будет разрабатывать новые средства доставки, когда примерно через 20 лет истекут их сроки эксплуатации.

Запасы оружейного плутония должны быть сокращены до минимально необходимого уровня для существующих СЯС - одна тонна или менее, а избыточное количество должно находиться под международным контролем.

Британия также не должна в дальнейшем производить и приобретать тритий для военных целей после вывода из строя реактора в Чапел-Кроссе. А национальные лаборатории не должны далее поддерживать возможности создания новых боевых зарядов, им необходимо переключиться на проверку и другие аспекты контроля за ядерным оружием, нераспространением, разоружением и перестроить свою работу в пользу гражданских отраслей.

Наконец, Лондон должен приложить усилия по принятию международного соглашения о неиспользовании первым ядерного оружия.

Вряд ли можно сомневаться в том, что перечисленные требования английских сторонников ядерного разоружения не будут выполнены. Но нельзя не учитывать значительного влияния авторитетных общественных организации Великобритании на политику парламента и правительства. Наиболее сдержанная ядерная политика страны по сравнению с другими государствами - официальными членами «ядерного клуба» может рассматриваться как следствие постоянного давления противников ядерного оружия, а мире и в Великобритании, а том числе. Поэтому, прогнозируя перспективы, можно предположить, по крайней мере, отсутствие намерений увеличить запасы ядерного оружия и минимизации усилий по era совершенствованию.

Главный принцип современного британского стратегического сдерживания – «непрерывное сдерживание на море» (Continuous At Sea Deterrence).

К концу холодной войны британское ядерное сдерживание основывалось на трех компонентах: стратегические, достратегические и тактические ядерные силы. Система морского базирования ««Поларис-Шевалин» обеспечивала стратегический уровень сдерживания, нацеленного на пусковые установки, промышленные центры и густонаселенные местности потенциального противника. На бомбардировщики королевских военно-воздушных сил типа «Вулкан» и «Торнадо», оснащенных ядерными бомбами свободного падения WE-177, возлагалась задача обеспечения достратегического уровня сдерживания. Возможный достратегический «ограниченный» удар был нацелен на отдельные объекты на территории потенциального врага. Роль тактического ядерного оружия выполняли те же бомбы WE 177, только меньшей мощности. Эти взрывные устройства могли быть применены авиацией королевских ВВС против группировок вооруженных сил противника непосредственно на поле боя, а также как глубинные бомбы против его подводных лодок. Кроме того, до начала 1990-х годов, когда США и Советский Союз решили резко сократить количество своего тактического ядерного оружия, американские тактические ядерные боеголовки были развернуты на территории ФРГ. Согласно планам НАТО предусматривалось их применение британской тяжелой артиллерией и ракетами малой дальности «Лэйнс».

В конце 1980-х годов правительство консерваторов осуществило пересмотр ядерной доктрины, приняв решение об отказе от тактического ядерного оружия. Поступательное сокращение численности и мощности боезарядов боеголовок британских ядерных сил осуществлялось вплоть до 1998 г., когда новое правительство лейбористов в «Стратегическом обзоре по обороне» объявило о намерении еще больше сократить ядерный арсенал страны, до предела менее чем 200 боезарядов. Максимальное количество ядерных боеголовок, которое могло быть развернуто на ракетах на атомной подводной лодке, находящейся на боевом патрулирование, было уменьшено до 48 единиц. Кроме того, количество атомных подводных лодок, осуществляющих боевое патрулирование, было сокращено до одной, а также была снижена боеготовность ракет. Важным элементом снижения боеготовности ракет стало также то, что с 1998 г. ракеты на подлодке, находящейся на боевом патрулировании, не нацелены ни на одну из стран. После того как в 1998 г. ядерные бомбы свободного падения WE177, состоявшие на вооружении Королевских военно-воздушных сил, и ядерные боеголовки «Шевалин», которыми оснащались британские ракеты морского базирования «Поларис», были исключены из ядерного арсенала страны и утилизированы, морская система «Трайдент» стала единственной оружейной системой, имеющейся в составе британских ядерных сил. В параграфе 68 «Стратегического обзора по обороне» 1998 г. подчеркивалось, что потенциальная взрывная мощность зарядов системы «Трайдент», развернутых на подводных лодках, на одну треть меньше по сравнению с мощностью боезарядов системы «Поларис - Шевалин».

На сегодняшний день все три уровня британского ядерного сдерживания обеспечены системой «Трайдент» на четырех подводных лодках типа «Вэнгард». В «Стратегическом обзоре по обороне» 1998 г. был подтвержден курс на сохранение возможностей гибкого или ограниченного применения ядерного оружия. В этом контексте достратегические силы призваны продемонстрировать агрессору решимость в случае эскалации конфликта применить всю мощь системы «Трайдент». Достратегическая мощность предполагает нанесение удара с использованием одной или нескольких ядерных боеголовок как средство демонстрации решимости и политической воли. Британское правительство придерживается политики намеренной неопределенности в вопросе о количестве и мощности боезарядов, выполняющих достратегическую роль. Однако в экспертной среде общепринятым фактом стало утверждение о том, что ракеты, призванные выполнять достратегическую миссию, несут только одну боеголовку с мощностью боезаряда, сниженной до предела в одну или несколько килотонн. При этом максимальная мощность боезаряда составляет 80-100 килотонн. Чтобы обеспечить необходимую гибкость сдерживания, предусмотрена возможность того, что удар достратегической мощности будет нанесен не обязательно с той подлодки, которая на этот момент осуществляет боевое патрулирование.

Таким образом, в настоящее время Великобритания является единственным из числа официально признанных государств, обладающих ядерным оружием, которое ограничило свои силы ядерного сдерживания в пределах одной платформы, одной системы доставки и одного типа боеголовки. В условиях неспособности предсказать потенциальные угрозы будущего, когда военное планирование исходит из максимального расширения возможностей вооруженных сил, аналитики подчеркивают, что принципиально важно с точки зрения будущего британского ядерного сдерживания найти такое сочетание платформы и средства доставки, которое бы обеспечило максимально гибкое сдерживание в любой точке земного шара. По мнению ряда независимых экспертов, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами предоставляют собой наиболее адекватное и эффективное средство ядерного сдерживания.

В дополнительных материалах к «Стратегическому обзору по обороне» 1998 г. Эссе 5 посвящено вопросам сдерживания и разоружения. В параграфе 12 Эссе 5 конкретизировалось положение параграфа 66 «Обзора» о снижении степени боевой готовности стратегических ядерных сил до уровня, при котором срок подготовки ракет к пуску должен исчисляться днями, а не минутами, как это было во времена холодной войны. Кроме того, в этом параграфе говорится о намерениях сократить численность персонала: если прежде на каждую подводную лодку полагалось по два экипажа, то в условиях «пониженного оперативного темпа» на каждую субмарину достаточно одного экипажа.

Эти принципы сохранены и по сей день. Тем не менее, гибкость ядерного сдерживания обеспечивается за счет сохранения способности немедленного реагирования.

Представители британского Минобороны обращают внимание на то, что атомные подводные лодки, выполняющие боевое патрулирование, не обязательно должны выходить в море, имея на ракетах максимально возможное количество боеголовок. В то время как точное количество боеголовок и их мощность намеренно не декларируются, встречаются упоминания о том, что ракеты могут нести как одну, так и несколько боеголовок. Особое значение для британской ядерной доктрины имеет вопрос о непрерывности осуществления боевого патрулирования подводными лодками. Сам факт непрерывности рассматривается как залог стабильности, так как нахождение хотя бы одной подводной лодки на боевом патрулировании – это ясный сигнал, поддерживающий status quo . С другой стороны, по заключению Комитета по обороне Палаты общин британского парламента, отказ от системы постоянного выполнения боевого патрулирования в пользу развертывания национальных сил в случае тревоги, может негативно сказаться на стабильности международной системы безопасности, послужив поводом для нежелательной эскалации напряженности.

Если основные положения ядерной доктрины Соединенного Королевства после окончания холодной войны были изложены в «Стратегическом обзоре по обороне» 1998 г. (Strategic Defence Review presented to Parliament by the Secretary of State for Defence by Command of Her Majesty July 1998, Cm 3999) и в «Новой главе» Стратегического обзора, опубликованной в 2002 г. (The Strategic Defence Review: A NEW CHAPTER Presented to Parliament by The Secretary of State for Defence By Command of Her Majesty July 2002, Cm 5566, Vol. 1.) , то дальнейшие приоритеты реформирования ядерного компонента британского сдерживания были обозначены в Белой книге по обороне 2006 г. «Будущее стратегического ядерного сдерживания Соединенного Королевства» (The Future of the United Kingdom"s Nuclear Deterrent, Cm 6994) . Новое коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов, сформированное по итогам парламентских выборов, прошедших в Великобритании в мае 2010 г., подтвердило приверженность основным положениям, изложенным в Белой книге по обороне 2006 г. Тем не менее, некоторые корректировки базовых ориентиров национальной ядерной политики, очевидно, будут внесены в новом Обзоре по обороне и безопасности, разработка которого идет полным ходом.

В основе ядерной стратегии Соединенного Королевства лежат следующие задачи:

Поддерживать способность в случае возникновения конфликта нанести ядерный удар первыми;

Осуществлять предотвращение ядерной агрессии путем сдерживания;

Сохранять возможность нанести удар возмездия (сдерживание слабым сильного);

Соблюдать приверженность доктрине минимального ядерного сдерживания;

Сохранять намеренную неопределенность в вопросах применения ядерного оружия;

Выполнять обязательств по обороне союзников по НАТО;

Сохранять за Королевством статус независимого центра принятия политических решений, что рассматривается как средство усиления общего сдерживающего эффекта союзных ядерных сил.

Политическая и оперативно-техническая независимость национальных ядерных сил и существование самостоятельного центра принятия решений по вопросам ядерного сдерживания рассматриваются британцами как исключительно важный элемент национальной и общеевропейской оборонной политики. С одной стороны, в этом пункте ядерная доктрина продолжает традицию общей военной доктрины Великобритании, которая ориентируется на то, что общеевропейская оборонная политика должна дополнять систему коллективной обороны НАТО, а не конкурировать с ней. С другой стороны, в новых стратегических условиях Великобритания и ее вооруженные силы позиционируются как своеобразный посредник, связующее звено между Европой и США в деле создания единой системы обеспечения международной безопасности. Вместе с тем сохранение самостоятельности в принятии политических решений по вопросам ядерного сдерживания и поддержание определенного уровня технического оснащения вооруженных сил рассматриваются британцами как элемент «способности влиять на конфигурацию и деятельность различного рода коалиций» - цели, заявленной еще в «Стратегическом обзоре по обороне» 1998 г.

В период холодной войны стратегическое ядерное сдерживание рассматривалось как часть общей способности предотвратить войну и как важнейший элемент общего сдерживания. Место и роль ядерного оружия как последнего аргумента, применение которого считается крайней мерой, остается неизменным и в современной ядерной доктрине Великобритании. Во время противостояния двух военно-политических блоков объектом сдерживания, на который были нацелены ядерные силы Соединенного Королевства, был Советский Союз и страны Варшавского Договора. С момента своего создания британские ядерные силы были интегрированы в структуру НАТО. Соответственно ядерная стратегия Великобритании развивалась в русле объединенной ядерной стратегии Северо-Атлантического альянса и в терминах концепции гибкого реагирования и ограниченной войны.

Согласно официальной доктрине, опора на ядерное сдерживание остается неизменным фундаментом обеспечения военной безопасности страны как минимум до 2028 г. Как утверждалось в § 3-13 «Белой книги» 2006 г., правительство приняло решение вложить минимум требуемых инвестиций в поддержание эффективности ядерного сдерживания на период после 2020-х годов.

Способность системы сдерживания выдержать первый удар со стороны любого противника рассматривается как ключевой элемент британского ядерного сдерживания. Вопрос о принятии на себя обязательств не наносить ядерного удара первыми был снят с повестки дня как не соответствующий интересам Соединенного Королевства и доктрине НАТО. Тем не менее, в «Стратегическом обзоре по обороне» 1998 г. говорилось о том, что Великобритания не применит ядерного оружия против неядерного государства – члена режима нераспространения ядерного оружия, если только это государство в союзе или при поддержке государства, обладающего ядерным оружием, не нападет на Соединенное Королевство, его союзников или иное государство, перед которым Королевство имеет обязательства в области безопасности.

Согласно британской ядерной доктрине, главное назначение ядерного оружия Великобритании – сдерживание актов агрессии со стороны других государств. Причем государства, поощряющие, укрывающие или иным способом способствующие террористам, стремящимся приобрести или тем более применить ядерное или радиологическое взрывное устройство против Соединенного Королевства, приравниваются к государствам, непосредственно планирующим акт агрессии против Великобритании с применением ядерного оружия. Как говорится в § 3-11 «Белой книги» 2006 г., для Соединенного Королевства нет существенной разницы, какое средство доставки ядерного оружия используется – ракета или террористы. Таким образом, любое государство, ответственное за пособничество ядерной атаке на жизненные интересы Великобритании, неизбежно испытает на себе пропорциональный ответ с использованием британских ядерных сил.

Разъясняя свою позицию, Министерство обороны Великобритании подчеркнуло, что Соединенное Королевство придерживается стратегии минимального ядерного сдерживания. Система «Трайдент» рассматривается не как оружие для ведения войны, но как средство, играющее фундаментальную политическую роль в сдерживании агрессии. Таким образом, критерием достаточности имеющихся стратегических ядерных сил стал минимальный уровень, требуемый для сдерживания агрессора, а не число боезарядов, имеющихся в арсеналах других государств, обладающих ядерным оружием. Иными словами, можно говорить о том, что в основе британской ядерной доктрины лежит принцип достаточности минимального ядерного сдерживания.

Еще одни немаловажный момент – это утверждение, что национальные ядерные силы рассматриваются исключительно как средство сдерживания актов агрессии против жизненно важных интересов Великобритании, а не как элемент поддержания высокого статуса на международной арене.

Спектр угроз, для сдерживания которых используются ядерные силы, определен в «Белой книге» 2006 г. следующим образом. Во-первых, это государства с ослабленным политическим и социально-экономическим положением, представляющие собой питательную среду для международного терроризма и распространения нестабильности. Во-вторых, возрастающее напряжение, связанное с неравномерным доступом к таким ресурсам, как вода и энергия, осложненное рядом факторов, включающих резкий рост численности населения, неравномерное экономическое развитие в глобальных масштабах и изменения климата, могут значительно осложнить и обострить межгосударственные противоречия. В-третьих, стремительное и неконтролируемое развитие военных технологий в гражданском секторе может привести к резкому увеличению боевых способностей потенциальных оппонентов. Это, в свою очередь, может привести к увеличению международной напряженности и риску возникновения новых очагов международного конфликта. В 2020-2050 гг. эти факторы в сочетании с возможным дальнейшим распространением ядерного оружия могут привести к возникновению конфликта с участием государства, обладающего ядерным оружием.

На основе анализа стратегической обстановки в «Белой книге» 2006 г. сформулированы три группы ядерных рисков.

Первая группа : повторное возникновение масштабной ядерной угрозы. Подразумевает, что в период 2020-2050 гг. в связи с возможными значительными изменениями обстановки в сфере международной безопасности нельзя полностью исключить вероятность того, что вновь возникнет прямая, крупная по масштабу ядерная угроза либо непосредственно Соединенному Королевству, либо союзникам Великобритании по НАТО.

Вторая группа : появление новых государств, обладающих ядерным оружием. В следующие 20-50 лет ряд государств могут добиться получения ограниченных арсеналов ядерного оружия и средств его доставки, достаточных для того, чтобы угрожать жизненным интересам Великобритании. В подобных условиях ядерные силы Соединенного Королевства будут служить защитой от возможного шантажа с применением ядерного оружия, а также иных угроз жизненным интересам или приоритетам в сфере оборонной и внешней политики.

Третья группа : террористическая деятельность, спонсируемая государствами. Поскольку уже были выявлены случаи, когда террористы пытались овладеть радиологическим оружием, в будущем нельзя исключать риск того, что они попытаются завладеть и ядерным взрывным устройством. В то время как ядерные силы Великобритании не предназначены для сдерживания негосударственных акторов, ядерный арсенал страны может повлиять на процесс принятие политического решения о том, следует ли тому или иному государству передавать ядерное оружие или ядерные технологии в руки террористов.

В целом ядерное оружие остается традиционным и неотъемлемым элементом сдерживания различных угроз. С этой точки зрения в «Белой книге» 2006 г. были сформулированы пять принципов британского ядерного сдерживания.

Во-первых , главная цель сдерживания – предотвращение нападения с применением ядерного оружия. Ядерное оружие Соединенного Королевства создано не для того, чтобы использовать его во время конфликта, но для того, чтобы сдерживать и предотвращать ядерный шантаж и акты агрессии против жизненных интересов страны, которые не могут быть сдержаны иными средствами.

Во-вторых , Соединенное Королевство сохранит лишь минимальное количество поражающей мощи, необходимой для достижения целей сдерживания. Начиная с 1997 г., в ответ на изменение глобального политического климата, правительство предприняло ряд шагов, направленных на сокращение количества и боевой готовности национальных ядерных сил, и продолжает курс на сокращение масштабов ядерного сдерживания. Число боеголовок, находящихся в состоянии оперативной готовности, с уровня менее 160 единиц сокращено до уровня 120 единиц, что сопровождается соответствующим сокращением общего числа боезарядов.

В-третьих , Соединенное Королевство придерживается политики намеренной неопределенности в вопросах точного количества, местоположения и характера стратегического развертывания национальных ядерных сил сдерживания, а также конкретных обстоятельств, при которых Великобритания может прибегнуть к применению своего ядерного оружия. По мнению экспертов, сохранение относительной неопределенности касаемо условий и масштабов применения ядерного оружия повышает степень риска для потенциального агрессора.

В-четвертых , ядерное сдерживание Соединенного Королевства обеспечивает поддержку коллективной безопасности Евро-Атлантического региона посредством предоставления своих сил в качестве значительного гаранта безопасности стран НАТО. Ядерное сдерживание играет важную роль в общей оборонной политике НАТО.

В-пятых , наличие независимого центра принятия решений по вопросам ядерного сдерживания усиливает общий сдерживающий эффект союзнических ядерных сил. Потенциальные враги могут посчитать, что ни США, ни Франция не будут рисковать собственной безопасностью ради сдерживания атаки на Соединенное Королевство или его союзников. Сохранение Великобританией независимого центра принятия решения по вопросам ядерного сдерживания явно демонстрирует, что цена атаки на жизненно важные интересы Соединенного Королевства будет неприемлемо выше любых ожидаемых преимуществ. Таким образом, отдельно контролируемые, но взаимно поддерживаемые ядерные силы НАТО создают общий усиленный сдерживающий эффект.

Важным элементом, обусловливающим специфику британской ядерной политики являются «особые отношения» Соединенного Королевства и США.

Ядерное оружие гарантирует Великобритании сохранение максимальной гибкости в способности адекватно реагировать на неясные угрозы, которые могут возникнуть в будущем. Оно также выступает гарантом того, что в будущем вновь не возникнет крупная ядерная угроза Великобритании. Ядерные силы рассматриваются как наиболее эффективное средство сдерживания агрессии и обеспечения национальной безопасности, мира и стабильности. Они представляют собой защиту против возможного ядерного шантажа или угрозы Соединенному Королевству со стороны новых государств, которые могут приобрести ядерное оружие в последующие 20-50 лет. Ядерное оружие рассматривается как фактор, способный сдержать государства-спонсоры терроризма и принудить любое государство воздержаться от передачи ядерного оружия в руки террористов. Великобритания придерживается политики намеренной неопределенности в вопросе об обстоятельствах, при которых она готова применить ядерные силы против своих врагов. Тем не менее, применение ядерного оружия остается крайней мерой, к которой государство прибегнет в исключительном случае для целей самообороны и защиты своих жизненно важных интересов. Со времени окончания Холодной войны Великобритания предприняла и продолжает предпринимать ряд шагов, направленных на снижение боевой готовности национальных ядерных сил: ядерные ракеты на атомной подводной лодке, находящейся на боевом патрулировании не нацелены ни на одну из стран. В значительной степени по сравнению с периодом Холодной войны снижены мощность и количество боеголовок на ракетах атомной подводной лодки, а также размер ядерного арсенала в целом. Критерием достаточности минимального ядерного сдерживания в отношении государств, обладающих ядерным оружием, рассматривается природа цели и степень защищенности потенциального противника, а не его способность нанести удар по Соединенному Королевству. В отношении остальных потенциальных врагов ядерное сдерживание строится на основе принципа избирательности нацеливания при соблюдении намеренной неопределенности в вопросе определения жизненно важных интересов Великобритании и мощности возможного удара по тем, кто угрожает этим интересам.

Решения, принятые британским правительством, демонстрируют намерения сохранить систему ядерного сдерживания Соединенного Королевства как минимум до 2020 года.